когда открывают кедровую рощу в толгском монастыре 2021
Свято-Введенский Толгский женский монастырь Официальный сайт
Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно него евангельских заповедей, а отнюдь не в исполнении прихотей ближнего, не в действиях относительно его по влечениям падшего сердца, по расчетам и понятиям лжеименного разума.
Свт. Игнатий Брянчанинов
Новости
Часто задаваемые вопросы
В какое время территория монастыря открыта для посещения?
Когда открывается кедровая роща?
Можно ли приехать пожить и потрудиться в монастыре и в какие даты?
Совершаются ли таинства Венчания и Крещения в монастыре?
Таинства Венчания и Крещения традиционно в монастырях не совершаются. Для совершения данных таинств лучше обратиться в приходские храмы. Крестят и венчают на подворье Толгского монастыря в селе Введенском Некрасовского района. Обговорить все подробности можно подъехав к подворскому храму к Всенощному бдению в субботу вечером или к Литургии в воскресенье утром.
Можно ли устроить свадебную фотосессию на территории монастыря?
Свадебные фотосессии на территории монастыря строго запрещены. Молодожены могут приехать и помолиться у чудотворной иконы Божьей Матери, но видео- или фото съемка при этом не допускаются.
Я хочу принять монашество, как можно поступить в ваш монастырь? Есть ли какие-то препятствия?
Если говорить о препятствиях, то, прежде всего, конечно же, не может поступить в монастырь человек, связанный семейными узами и имеющий маленьких детей. Иногда преградой на пути к монашеской жизни бывает и преклонный возраст, когда телесные немощи и укоренившиеся привычки мешают полностью изменить свою жизнь. По учению святых отцов, молодость способнее к монашеству, чем старость, ибо молодая душа гибка и легче переменяется к лучшему. Однако и пожилые годами, но сохранившие гибкость души и способные к монашеству, конечно, принимаются в обитель. Если этих препятствий нет, если человек имеет твердое намерение отречься от мира, безусловно, ничто не может ему помешать поступить в обитель. Нужно также помнить, что в монастырь не уходят от несчастной любви или жизненных неудач. Монах – это человек, который оставил все ради жизни по Евангелию, ради спасения души в вечности и любви к Богу Если Вы решили поступить в монастырь, советуем Вам почитать духовную литературу о монашестве, например, «Приношение современному монашеству» святителя Игнатия (Брянчанинова). Эта книга познакомит Вас с монашеством, с тесным путем, ведущим в жизнь вечную. Чтобы проверить твердость своего намерения, лучше некоторое время пожить в нашем монастыре паломницей. Познакомившись с внутренним укладом обители, жизнью сестер, поговорив с настоятельницей или старшими сестрами, Вы сможете понять, соответствует ли монашеский путь Вашему душевному устроению. В любом случае помимо Вашего личного желания, для того, чтобы Вы остались в монастыре (не говоря уже о принятия пострига) необходимо благословение матушки игумении. Поэтому первым шагом для Вас станет приезд в монастырь в качестве паломницы.
Во сколько начинается утренняя/вечерняя служба?
Еженедельное расписание богослужений размещается на монастырском сайте. Информацию можно найти в этом разделе: http://montolga.ru/palmers/divineservices/ или в новостной ленте.
Есть ли натерритории монастыря пункт питания?
Паломникам и трудникам предоставляется бесплатное двухразовое питание в паломнической трапезной. Гости обители могут посетить монастырскую трапезу «Архондарик», где всегда в наличие большой выбор первых и вторых блюд, салатов, выпечки, горячих и холодных напитков, различной монастырской продукции, которые можно приобрести за небольшое пожертвование. Режим работы «Архондарика»: будние дни — с 8:30 до 18:00, суббота — с 8:30 до 19:00, воскресенье и праздничные дни — с 9:30 до 19:00.
Сколько сестер в монастыре?
В монастыре на данный момент около 130 насельниц.
Организовываются ли экскурсии?
Вы можете закать экскурсию по монастырю. Их проводят насельницы обители. Экскурсию можно заказать при входе в монастырь (на проходной), но желательно закать ее заранее по телефону 8 (910) 815-12-81.
Как можно заказать у вас требы?
Информацию о заказе поминовений можно посмотреть здесь: http://montolga.ru/rites/
Как вести себя при посещении монастыря?
Как должно трудникам вести себя на послушаниях и в кельях?
Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Прийдя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют. Монастырь — обитель, в которой живут иноки, люди, удалившиеся от мирского общества, посвятившие себя на подвиги поста и молитвы, и давшие обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Это место, где славится имя Божие, вести себя подобает соответствующим образом. Должно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее, стремясь, чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него. Многие люди в последнее время, все больше тянутся в монастыри — эти лечебницы души, которые отличаются более строгой дисциплиной, более длинными службами, чем приходские храмы. Кто-то приезжает сюда как паломник, кто-то — как трудник, чтоб поработать над восстановлением обителей, укрепиться в вере. Человек, оказавшийся на какое-то время среди сестер обители, тем или иным образом «примеряет» себя к монашеской жизни, старается быть более благочестивым. Но следует помнить, что при реальном прикосновении к монастырской жизни страсти и греховные наклонности, до поры дремавшие в глубине души, обостряются и выходят наружу. Чтобы избежать многих искушений и проблем, надо настроить себя на то, что в монастыре ничего не делается без благословения, каким бы разумным и обоснованным ни казалось ваше желание сделать то или иное дело. В монастыре надо отсечь свою волю и полностью быть в подчинении у сестры, которая отвечает за послушание, на которое вас поставили. Естественно, что приехавшие в монастырь должны оставить курение, сквернословие и другие греховные привычки. Неуместны здесь разговоры о мирских делах, вольное обращение, излишний и громкий смех. При встрече мирянин первый кланяется священнику, иночествующим. При встрече в монастыре обычно приветствуют друг друга поклонами и взаимными приветствиями «благословите», иногда говорят: «Спасайся, сестра (брат)». Отвечать принято: «Спаси, Господи». Если возникли какие-то недоразумения на послушаниях, не надо стремиться «восстанавливать справедливость», тем более поучать кого-то. Надо помочь немощному, любовью покрыть огрехи неопытного, со смирением перенести обиды, если они возникли, когда же страдает общее дело, обратиться за разрешением недоразумения к сестре на то поставленный. Монастырь — не место для прогулок, купаний, загораний. Здесь не только нельзя обнажать тело, но и заниматься чем-то для самоуслаждения. За пределы обители можно выйти только по благословению. Не принято в монастыре и ходить «в гости» — то есть в чужие кельи, за исключением послушания. При входе в келью, в мастерскую или другое монастырское помещение вслух произносится молитва: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Войти разрешается только в том случае, если из-за двери услышите: «Аминь». По интересующим духовным вопросам можно обращаться к священникам. Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.). Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови». Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна. При работе на послушаниях творят молитву, стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к ближним.
© 2013—2021. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Официальный сайт.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Для паломников стало возможным посещение кедровой рощи Толгского монастыря
Этим летом в воскресные дни для паломников стало возможным посещение кедровой рощи Свято-Введенского Толгского женского монастыря. Ранее это осуществлялось только раз в год в день явления Толгской иконы Божией Матери. Теперь все богомольцы могут пройти в воскресенье в рощу, полюбоваться подросшими кедрами, послушать заповедную тишину этого места и помолиться у часовни Толгской иконы Божией Матери. Кедр – священное дерево для Толги. Кедровая роща была посажена в XVI веке в память о чудесном обретении иконы после пожара. Здесь же были выкопаны пруды для орошения кедров. Кедровник всегда был особенным местом в обители. По его тихим аллеям среди вековых деревьев не раз прогуливались цари, князья, именитые гости Толги.
По преданию, именно из Сибири привез Ермак две огромные кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному. Царь же пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление. Получив необычный дар, монахи посадили за обителью более сотни таких кедров. В 1879 году кедровник пострадал от смерча, оставившего на месте большей части могучих деревьев только пни. К одну из них была прикреплена жестяная дощечка со стихами монаха, написанными после урагана. С годами к деревьям стали относиться как к святыне. Кедровые шишки продавали у стен как монастырскую реликвию. В безбожные времена их брали на память верующие, приезжавшие на Толгу. Рощу воспринимали как единственное неоскверненное место упраздненной обители. У большого пня на Пасху верующие оставляли крашеные яйца и кусочки куличей.
В советские годы, когда в монастыре разместилась колония, кедры начали погибать. Дренажная система, устроенная монахами, пришла в негодность. Пруды высохли, их пытались наполнять водой, но безуспешно – она уходила.
В 1970-х годах в роще высадили сто пятьдесят саженцев кедра, но из них прижились лишь двадцать четыре.
К моменту возвращения монастыря Православной Церкви в кедровнике сохранилось 27 двухсотлетних деревьев. Посадка новых кедров с благословением и молитвой оказалась более удачной, чем в прежние годы. Теперь у святых стен растут 193 дерева.
В 2004 году после археологических раскопок была возобновлена утраченная часовня, которая в XIV веке была устроена в честь второго обретения Толгского образа после пожара.
Теперь это святое место, являющееся также памятником природы, можно посещать. В кедровники устроены вольеры, где живут павлины. Ежегодно в кедровую рощу совершается крестный ход.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь Официальный сайт
Исполнение заповедей Спасителя — единственный признак любви к Богу, принимаемой Спасителем.
Свт. Игнатий Брянчанинов
Новости
Кедровая роща
Кедровая роща была посажена в XVI веке в память о чудесном обретении иконы после пожара. Здесь же были выкопаны пруды для орошения кедров.
Кедровник всегда был особенным местом в обители. По его тихим аллеям среди вековых деревьев не раз прогуливались цари, князья, именитые гости Толги.
По преданию, именно из Сибири привез Ермак две огромные кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному. Царь же пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление. Получив необычный дар, монахи посадили за обителью более сотни таких кедров. В 1879 году кедровник пострадал от смерча, оставившего на месте большинства могучих деревьев только пни. К одну из них была прикреплена жестяная дощечка со стихами монаха, написанными после урагана.
Кедр высоко, с облаками
Наравне, вчера стоял.
Ныне ж вниз лежит ветвями:
Бурный ветр его сломал.
Так, друзья, и мы увянем,
Скоро век наш пролетит,
Расцветать мы перестанем,
Когда дух наш отлетит.
Здесь гуляя, гость любезный,
Между кедров и цветов,
Помни рок свой неизбежный:
Берегись от грехов.
Ждет тебя страна иная,
Счастье вечно там живет,
Там на небе блага рая
Твое сердце обретет.
В восстановленной после бури роще иноки устроили оранжереи для выращивания цветов и винограда. После празднования 600-летия Толги в сентябре 1914 года журнал «Приходская жизнь» опубликовал стихотворение неизвестного автора, посвященное кедровнику монастыря.
Яркое солнце уже потухает,
Кедров вершины оно золотит,
Звон колокольный гудит, замирает,
Ветер средь кедров приятно шумит.
И ароматы слышны неземные
В роще кедровой от дивных цветов,
Чудятся звуки и песни Святые.
Выразить чувства нет мыслей,
нет слов.
С годами к деревьям стали относиться как к святыне. Кедровые шишки продавали у стен как монастырскую реликвию. В безбожные времена их брали на память верующие, приезжавшие в Толгу. Рощу воспринимали как единственное неоскверненное место упраздненной обители. У большого пня на Пасху верующие оставляли крашенные яйца и кусочки куличей.
В 1970-х годах в роще высадили сто пятьдесят саженцев кедра, но из них прижились лишь двадцать четыре.
К моменту возвращения монастыря Православной Церкви в кедровнике сохранилось 27 двухсотлетних деревьев. Посадка новых кедров, с благословением и молитвой, оказалась более удачной, чем в прежние годы. Теперь у святых стен растут 193 дерева.
В 2004 году после археологических раскопок была возобновлена утраченная часовня, которая в XIV веке была устроена в честь второго обретения Толгского образа после пожара.
«Святая Толга, том 2»
© 2013—2021. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Официальный сайт.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Толгский монастырь
В кедровой роще под Ярославлем, там, где в Волгу впадает река Толга, сияют увенчанные крестами купола Толгского монастыря, основанного в 1314 году. В те времена Русь, попавшая в вассальную зависимость от татаро-монгольского ханства, была раздроблена на множество княжеств, ведущих междоусобные войны. При Узбек-хане, правившем Золотой Ордой в 1313–1341 годах, ислам стал официальной религией государства Джучидов, и феодальный гнет на порабощенные народы усилился. Однако татаро-монголы не ставили задачи обращать славян в мусульманство и проводили политику веротерпимости, чтобы не провоцировать народные бунты. Завоеватели лояльно относились к представителям других конфессий в покоренных странах. Русская православная церковь имела особый статус и неоднократно получала ярлыки (охранные грамоты) от великих ханов на освобождение от выплаты дани и защиту от притеснений.
Толгская икона Божией матери
Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.
Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.
В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.
В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.
Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.
В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.
Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.
Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).
Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.
Ансамбль Толгского монастыря
Памятники русской архитектуры пришлось восстанавливать из руин. Большая часть сооружений находилась в аварийном состоянии, почти полностью были утрачены настенные росписи и церковная утварь, разрушены иконостасы.
В настоящее время в архитектурный комплекс входят храмы, монастырское подворье, монашеские кельи, школа-интернат для девочек и регентский класс, иконописная, позолотная, швейная, столярная мастерские, пекарня, просфорня и трапезная. Для водоснабжения сада и огородов выкопан пруд и налажена поливочная система.
В гостевом доме для паломников есть номера на 1–12 человек, с санузлом на этаже и комнатой для приема пищи. За питание и проживание принимаются пожертвования по договоренности с администрацией монастыря, также эти услуги могут предоставляться за послушание.
Самая ранняя из сохранившихся построек — Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1620 г. В 1670-х годах были сооружены Святые врата с Никольской надвратной церковью и настоятельский корпус. В 1681—1685 гг. построены новый Введенский собор и звонница.
Спасская церковь появилась на рубеже XVII—XVIII вв. В больничной палате при Спасской церкви скончался герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Николай Тучков, получивший генеральский чин за переход с Суворовым через Альпы. После тяжелого ранения на Бородинском поле его удалось переправить в Ярославль, на ранения оказались несовместимыми с жизнью. Эта трагическая история легла в основу сюжета о смерти Андрея Болконского в романе «Война и мир» Льва Толстого.
Каменные стены и башни монастыря на месте более ранних, деревянных, возводились в 90-х годах XVII века.
Толгский монастырь в Ярославле на панораме Google Maps
Введенский собор
Собор возвели в ярославской традиции зодчества: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Богослужения совершаются только в летнее время. Здание соединено переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.
Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня
Крестовоздвиженский храм построен в 1625 г. В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери. В 1914 году к 600-летию монастыря церковь отремонтировали. Северный придел расширен за счет галереи, свод которой подняли на значительную высоту, также сделано новое крыльцо. В 2000 году изготовлен иконостас. Иконы для него писали сестры обители и мастера Ростовской школы иконописи. Богослужения совершаются в осенне-зимнее время.
Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая
В 1990-х годах Никольский храм, построенный в 1672 году, восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него переданы Ярославским музеем-заповедником. В ходе реставрационных работ интерьер храма был расписан. На алтарную стену нанесено изображение семьи последнего императора России — Николая II, выполненное к канонизации страстотерпцев. Службы проходят по четвергам, если нет полиелея.
Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя
Спасский храм построен в конце XVII — начале XVIII века. В убранстве фасадов использована лепнина и скульптурные элементы. Купол увенчан девятью главами: одной большой и восемью маленькими. Неусыпаемая Псалтирь читается круглосуточно.
Храм в честь святой великомученицы Варвары
Построен в 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Главный престол сооружен в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы матушки игумении.
Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная)
Построена в 1893 г. на месте погребения убитых поляками монахов. Ежегодно 31 мая, в день убийства иноков, совершается панихида. Паломники увозят с братской могилы горстки земли, считая ее святой. На мраморных плитах высечены имена погибших братьев.
Колокольня
Построена в 1683 г. В настоящее время Толга имеет девять колоколов: самый большой — праздничный, весом около 5 тонн; полиелейный, отреставрированный в Инсбруке, весит около 2-х тонн; постный, отлитый в 1832 году на заводе Финляндского в Москве, — свыше 700 кг.
Кедровник
Доступ в кедровую рощу Толгского монастыря открывается для посетителей только один раз в год — в Толгин день, который празднуется 21 августа. Природная достопримечательность площадью около 4 га строго охраняется. По легенде, казачий атаман Ермак привез из Сибири кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному, а царь пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление.
Центром садово-парковой композиции сада является круг лип возрастом 120–160 лет, символизирующий 12 апостолов (сохранилось 11 деревьев). Вокруг них растут кусты малины и сирени. Новые посадки включают куртины молодых яблонь и клена ясенелистного, саженцы лиственниц и дубов.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь на Гугл-панораме
Как добраться до Толгского монастыря
Доехать можно на маршрутках № 93г, которые отправляются от железнодорожного вокзала Ярославль-Главный.
Автобус № 34 от Красной площади идет прямо до обители, а если сесть на маршрутки № 21 и № 21к, то выйти нужно на остановке «Улица Железнодорожная села Толгоболь» и далее пройти пешком еще 2 км.
Водный транспорт курсирует только в теплое время года. Сезон навигации продолжается с апреля по октябрь, сроки начала и окончания судоходства зависят от погодных условий.
Теплоход «Москва» ходит от Речного вокзала Ярославля до Толги, время в пути составит около 1 часа. Продажа билетов осуществляется как в кассах, так и непосредственно на борту судна. Билет для взрослых стоит 35 руб., для детей от 5 до 10 лет — 17,50 руб.
Для комфортного передвижения по городу можно воспользоваться мобильными приложениями Яндекс. Такси, Uber, Maxim, Gett, TaxSee, а также местным онлайн-сервисом Yar-taxi.