когда отреставрировали спас на крови

Когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

Реставрация Спаса на Крови

Необходимость, сложность и длительность реставрационных работ обусловлена историей Спаса на Крови. После закрытия храма более тридцати лет периоды запустения сменялись годами использования здания как склада, при полном пренебрежении и невнимании к памятнику.

17 ноября 1930 года, как исторический памятник погибшим народовольцам, здание было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев под музей «Народной воли».

В ноябре 1931 на заседании Комиссии по вопросам культа при Президиуме Леноблисполкома в повестке дня уже стоял вопрос «О сносе церкви «Воскресенье на крови» в Ленинграде». В это же время начались работы по снятию колоколов.

В августе 1938 года в заключении Отдела охраны памятников отмечалось, что здание подлинной художественной ценности не представляет, и отдел считает возможным разобрать здание. Ценные фрагменты внутренней отделки предлагали передать в ленинградские музеи, а каменную облицовку из ценных пород использовать в новом строительстве.

Сносу церкви, назначенному на 1941 год, помешала Великая Отечественная война.

На основании решения исполкома Ленгорсовета и постановления Совета министров РСФСР в 1958 году памятник взят под государственную охрану.

Решением исполнительного комитета Ленгорсовета 20 июня 1970 года было установлено передать здание на баланс Исаакиевскому собору. Передача состоялась 12 апреля 1971 года.

К моменту приемки Спас на Крови был в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

Из-за повреждения гидроизоляции в подвале стояла вода; высокая влажность способствовала повреждению поделочного камня и мозаики. В первую очередь необходимо было осушить помещение и защитить собор от возможных подтоплений. Для этого в подвале установили стальной сварной кессон, предохраняющий от попадания воды канала и грунтовых вод. Работы завершили в 1974 году.

Реставраторы заново смонтировали отопительно-вентиляционную систему, спроектированную инженерами Б. И. Ройтенбергом и Н. М. Лонской. После этого в течение двух лет производили просушку здания. Были восстановлены инженерные сети, металлоконструкции глав и шатров храма. Специалисты отремонтировали кровлю и оконные переплеты.

Параллельно с восстановлением инженерных коммуникаций научные сотрудники музея «Исаакиевский собор» изучали документы, связанные с возведением храма Воскресения Христова, причем в архивах не только Ленинграда, но и Москвы, Свердловска и Барнаула. Результаты этих трудов легли в основу архитектурно-реставрационного задания.

В 1972 году дирекция музея «Исаакиевский собор» заключила ряд договоров с институтами и организациями: Ленинградским инженерно-строительным институтом, Ленинградским горным институтом, Всесоюзной Центральной научно-исследовательской лабораторией по консервации и реставрации музейных художественных ценностей, Ленинградским художественным училищем им. Мухиной, Трестом геодезических работ и инженерных изысканий. Заключения, данные по результатам обследований, стали основными для разработки проектно-сметной документации на реставрацию собора.

Сорок пять керамических изразцов фасадов храма были воссозданы в мастерской Асеева в 1987–1994 годах.

Облицовочный камень фасадов расчистили и воссоздали утраченные части. Заменили поврежденные элементы глазурованной черепицы на центральном шатре, апсидах и крыльцах. Состав массы, цветовую гамму, режим обжига черепицы разработали специалисты Опытно-механического завода Главленстройматериалов. Изготавливали новую черепицу на Никольском керамическом заводе.

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

Чтобы восстановить эмалевые купола, изучили старые и новые методики изготовления эмали, адаптировали их для современного производства. Задачу решили в Ленинграде, на Комбинате химико-пищевой ароматики. Автором уникального рецепта стала М. Карабочинская.

Наиболее сложной оказалась реставрация мозаик собора.

Пропитавшая кирпичную кладку влага проникала внутрь мозаичного блока, из-за чего на лицевой стороне мозаик образовывались высолы, были щели и трещины, главным образом на участках монтажных швов. Смальта между блоками отслаивалась, выпадали отдельные кубики золотой канторели.

Разработал методику восстановления уникальных мозаичных полотен художник-мозаичист В. Шершнев.

Поверхность мозаики промывали раствором детского мыла, въевшуюся грязь удаляли школьными ластиками. После промывки оставшиеся загрязнения снимали механическим путем – соскребали скальпелями.

В местах значительной утраты смальты снимался оттиск с сохранившихся следов набора. Затем готовили эскиз, картон и эталон. Металлическую основу очищали от коррозии, наносили грунт и производили набор утраченного фрагмента.

Снаряд, застрявший в перекрытиях центрального шатра, извлекли саперы под руководством Виктора Демидова в октябре 1961 года. Для этого им пришлось разобрать часть мозаичного панно «Пантократор» в своде центрального купола.

Мозаика храма Воскресения Христова реставрировалась в течение 14 лет мозаичистами А. Алексеевым, А. Голомазиным, В. Марковичем, В. Панькиным, Э. Самородовым и другими под руководством В. Шершнева.

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

В центральной части иконостаса были утрачены бронзовые эмалевые складни с рельефными изображениями святых апостолов, а также мозаики афонских святых на фланкирующих столбиках Царских врат. Само убранство Царских врат полностью отсутствовало.

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

У мемориальной сени отсутствовал шатер, сохранились только четыре яшмовые колонны с надкапительными столбиками и мозаиками, а также два звена ограды из родонита.

Проект воссоздания сени был выполнен в 1986 году на основе рисунка из отчета А. Парланда, детально произведенных обмеров с натуры и исторических фотографий, хранящихся в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

В ходе подготовки был выполнен сложнейший комплекс работ, включавший в себя реставрацию мемориальной зоны (заново были уложены плиты тротуара и камни булыжной мостовой, установлено звено ограды канала) и реконструкцию самой сени, включая макет из гипса. Сохранившиеся фрагменты сени были отреставрированы мастерами объединения «Реставратор»; утраченные звенья ограды с вазами и полусферами изготовлены заново в Екатеринбурге. Металлические конструкции шатра сени, выполненные на Балтийском судостроительном заводе, были облицованы гипсовыми деталями мастерами ТОО «КАТЭ» и расписаны под камень.

Мрамор иконостаса имел сколы по всей поверхности, натеки, пятна, местами камень вспучился и утратил полировку, мраморный пол на многих участках имел значительные разрушения, повреждена серпентинитовая облицовка стен. Восстанавливали камень бригады специалистов объединения «Реставратор» С. Радченко и А. Щербакова. Утраты у яшм и орлеца восполняли мастера ПО «Русские самоцветы» А. Кореньков, В. Юревич, Д. Горский, А. Браунов и другие.

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

Сохранились только отдельные части осветительной арматуры. По проекту архитектора В. Н. Вороновой и конструктора Ю. М. Тихомирова, выполненному по материалам архива кинофотодокументов, мастера объединения «Реставратор» изготовили все недостающие осветительные детали.

Более 4 кг золота потребовалось бригаде П. П. Ушакова на позолоту глав, крестов, двуглавых орлов на шатрах крылец, коньковых решеток на центральном шатре и навеса над «Распятием».

Реставрационные работы в храме Воскресения Христова продолжаются и после его открытия как музея 19 августа 1997 года.

В 2005 году мастера ЗАО РПНЦ «Специалист» установили кресты из каррарского мрамора над северной и южной частями иконостаса.

Ряд работ по воссозданию икон афонских святых и реставрации остова Царских врат в 2004–2005 годах провели специалисты ЗАО «Пикалов и сын».

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

Двенадцать мозаичных образов афонских святых во фланкирующих столбиках Царских Врат были отреставрированы и воссозданы в 2013 году членом Союза художников России, петербургским реставратором, художником-мозаичистом И. Ю. Лаврененко, разработавшим технологию, специальное оборудование и методики реставрации миниатюрных икон, выполненных из тянутой смальты.

Подготовительные работы по воссозданию декора Царских врат проводились с начала 90-х годов Тщательное изучение архивных фотографий позволило утверждать, что для икон и цветного орнамента была использована ювелирная эмаль. Для работы с эмалями была приглашена художник по эмали, член Союза художников России Л. А. Соломникова. Палитра эмалей, составляющая около 250 цветов, собиралась в течение 8 лет. Металлические части убранства выполнялись под руководством реставратора, художника по металлу В. Ю. Никольского. Работы завершили в 2012 году.

Проводятся работы по воссозданию крестов центральной части иконостаса. Для этого Фонд Академии художеств составил рабочий проект крестов.

Специалисты ООО «Возрождение Петербурга» выполнили значительную часть работ в Спасе на Крови. Среди них реставрация мозаики «Христос во славе» на фронтоне южного фасада, реставрация кровли, керамической черепицы, центрального шатра, золочение главки и креста, а также, ряд работ по обследованию состояния фасадов и конструкций здания.

В настоящее время (2020 год) ООО «Реставрационные мастерские» проводит масштабные работы на фасадах центрального шатра.

Государственный музей «Исаакиевский собор», в состав которого входит Спас на Крови, обеспечивает проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ высококвалифицированными специалистами.

Практически непрерывная реставрация направлена на обеспечение сохранности храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) как объекта культурного наследия, обладающего исторической, архитектурной, художественной и мемориальной ценностью.

Источник

Розенбаум снова мечтает снять леса со Спаса на Крови: как идет реставрация уникального собора

когда отреставрировали спас на крови. Смотреть фото когда отреставрировали спас на крови. Смотреть картинку когда отреставрировали спас на крови. Картинка про когда отреставрировали спас на крови. Фото когда отреставрировали спас на крови

В Санкт-Петербурге взялись за сложную реставрацию храма Спаса на Крови — достопримечательности города номер один по версии международного сайта для путешественников TripAdvisor. На шедевр русского зодчества сквозь строительные леса взглянул корреспондент Федерального агентства новостей.

Последняя реставрация знаменитого петербургского храма, возведенного в память об убитом русском царе Александре II, завершилась в 1997 году. Но суровый климат города Петра требует постоянной заботы о творениях архитекторов: при осмотре Спаса на Крови реставраторы обнаружили, что кровля верхних шатров храма, кладка кокошников, опорные элементы и стальная обрешетка за 20 лет пришли в аварийное состояние. Собор Воскресения Христова снова одели в леса и начали тщательную реставрацию с восстановлением металлической стропильной системы, укреплению сохранившейся эмали и воссозданию утраченной керамической черепицы, которой так знаменит собор.

С 1907 года, когда было завершено строительство храма, осталось всего 15% исторической глазурованной черепицы, теперь ее предстоит воссоздать в петербургских мастерских максимально близко к аутентичному оригиналу, да еще и с расчетом на климат невских берегов.

«Леса поставлены с расчетом на долгое время, но мы не хотим, чтобы в городе снова вспомнили слова песни Розенбаума», – шутят строители.

Предыдущая реставрация длилась так долго, что старожилы помнили еще довоенные строительные леса, а петербургский певец Александр Розенбаум в 1986 году в песне о своем любимом городе спел: «Мечтаю снять леса со Спаса на Крови». Время окончание текущей реставрации строители пока не решаются озвучить: в процессе восстановления столь сложного архитектурного памятника так много нюансов, что точные прогнозы делать непросто.

«Сомнений нет в том, что леса еще постоят, и гости фан-зоны Чемпионата мира по футболу еще будут их наблюдать, – говорит председатель КГИОП Сергей Макаров, – но это та работа, в которой торопиться не нужно, здесь требуется скрупулезное исполнение всех реставрационных нюансов».

Разрешение на первый этап реставрационных работ выделено КГИОПом подрядчику ООО «Возрождение Петербурга» до 8 марта 2018 года, после чего строители будут ждать новых согласований и продления разрешения на восстановление храма теми же специалистами. По словам реставраторов, они бы остались в храме еще лет на восемь для полноценной реставрации.

Первый этап восстановительных работ на центральной главе храма стоит 78 млн рублей, на последующую реставрацию фасадов собора и крыши с куполами городу нужно будет выделить еще 250 млн рублей до 2025 года.

«Важно, что все, что делается на объекте, исполняется по самым высоким стандартам качества – от установки лесов до подборки материалов, – комментирует вице-губернатор города Игорь Албин, осмотревший храм вместе с журналистами. – И профильный комитет, и заказчик задают высочайший стандарт, нам приходится идти по линии сопряжения многих технологий и материалов. Это внешне, с земли, храм воспринимается, как красивый, изящный, совершенный, но при близком рассмотрении оказывается, что время ничего не щадит. В реставрации есть масса специфичных моментов, но я рад видеть, что процесс в такой активной фазе, и что этому достойному объекту уделяется такое внимание. Это культовое место Петербурга и России, и хотелось бы, чтобы мы как можно скорее завершили работы, сняли леса, и жители и гости города снова наслаждались бы великолепием этого храма».

Храм Спаса на Крови – один из самых посещаемых храмов-музеев Санкт-Петербурга. Он принимает 1 млн 200 тысяч человек в год. Внутри у него находится настоящий музей мозаики – самая большая мозаичная экспозиция в Европе размером более 7000 квадратных метров. Для ее сохранения к концу 2018 года в здании установят систему воздушного отопления с кондиционированием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *