когда снимают леса со спаса на крови
Спас на Крови избавился от части строительных лесов
Спас на Крови избавился от части строительных лесов
В городе на Неве весной планируют завершить ремонт знаменитого храма.
В среду, 20 января, стало известно, что Спас на Крови в Петербурге начали освобождать от строительных лесов. Об этом «Форпосту» сообщил пресс-секретарь музея-памятника «Исаакиевский собор» Игорь Стахеев.
На данный момент основной этап реставрации храма завершён. Полностью окончить ремонт планируют к концу 2021 года.
«Некоторые работы ещё остались, но мы перенесли их на тёплое время», — объяснил Стахеев.
Отметим, восстанавливать внешний вид здания начали два года назад.
Специалисты сумели отреставрировать облицовочный кирпич шатра, мозаику и майолику.
Помимо этого, в порядок привели металлические оконные заполнения, детали из эстляндского мрамора, кирпичную кладку чердака и элементы креста.
С приходом весны собираются восстановить кирпичную кладку основания шатра, металлические трапы и кровлю.
Напомним, в начале января в Петербурге впервые прошло богослужение в восстановленном храме великомученика Георгия Победоносца в историческом здании Главного штаба на Дворцовой площади. Перед началом церемонии генерал-полковник Александр Журавлёв передал религиозному учреждению икону Святой Троицы.
Розенбаум снова мечтает снять леса со Спаса на Крови: как идет реставрация уникального собора
В Санкт-Петербурге взялись за сложную реставрацию храма Спаса на Крови — достопримечательности города номер один по версии международного сайта для путешественников TripAdvisor. На шедевр русского зодчества сквозь строительные леса взглянул корреспондент Федерального агентства новостей.
Последняя реставрация знаменитого петербургского храма, возведенного в память об убитом русском царе Александре II, завершилась в 1997 году. Но суровый климат города Петра требует постоянной заботы о творениях архитекторов: при осмотре Спаса на Крови реставраторы обнаружили, что кровля верхних шатров храма, кладка кокошников, опорные элементы и стальная обрешетка за 20 лет пришли в аварийное состояние. Собор Воскресения Христова снова одели в леса и начали тщательную реставрацию с восстановлением металлической стропильной системы, укреплению сохранившейся эмали и воссозданию утраченной керамической черепицы, которой так знаменит собор.
С 1907 года, когда было завершено строительство храма, осталось всего 15% исторической глазурованной черепицы, теперь ее предстоит воссоздать в петербургских мастерских максимально близко к аутентичному оригиналу, да еще и с расчетом на климат невских берегов.
«Леса поставлены с расчетом на долгое время, но мы не хотим, чтобы в городе снова вспомнили слова песни Розенбаума», – шутят строители.
Предыдущая реставрация длилась так долго, что старожилы помнили еще довоенные строительные леса, а петербургский певец Александр Розенбаум в 1986 году в песне о своем любимом городе спел: «Мечтаю снять леса со Спаса на Крови». Время окончание текущей реставрации строители пока не решаются озвучить: в процессе восстановления столь сложного архитектурного памятника так много нюансов, что точные прогнозы делать непросто.
«Сомнений нет в том, что леса еще постоят, и гости фан-зоны Чемпионата мира по футболу еще будут их наблюдать, – говорит председатель КГИОП Сергей Макаров, – но это та работа, в которой торопиться не нужно, здесь требуется скрупулезное исполнение всех реставрационных нюансов».
Разрешение на первый этап реставрационных работ выделено КГИОПом подрядчику ООО «Возрождение Петербурга» до 8 марта 2018 года, после чего строители будут ждать новых согласований и продления разрешения на восстановление храма теми же специалистами. По словам реставраторов, они бы остались в храме еще лет на восемь для полноценной реставрации.
Первый этап восстановительных работ на центральной главе храма стоит 78 млн рублей, на последующую реставрацию фасадов собора и крыши с куполами городу нужно будет выделить еще 250 млн рублей до 2025 года.
«Важно, что все, что делается на объекте, исполняется по самым высоким стандартам качества – от установки лесов до подборки материалов, – комментирует вице-губернатор города Игорь Албин, осмотревший храм вместе с журналистами. – И профильный комитет, и заказчик задают высочайший стандарт, нам приходится идти по линии сопряжения многих технологий и материалов. Это внешне, с земли, храм воспринимается, как красивый, изящный, совершенный, но при близком рассмотрении оказывается, что время ничего не щадит. В реставрации есть масса специфичных моментов, но я рад видеть, что процесс в такой активной фазе, и что этому достойному объекту уделяется такое внимание. Это культовое место Петербурга и России, и хотелось бы, чтобы мы как можно скорее завершили работы, сняли леса, и жители и гости города снова наслаждались бы великолепием этого храма».
Храм Спаса на Крови – один из самых посещаемых храмов-музеев Санкт-Петербурга. Он принимает 1 млн 200 тысяч человек в год. Внутри у него находится настоящий музей мозаики – самая большая мозаичная экспозиция в Европе размером более 7000 квадратных метров. Для ее сохранения к концу 2018 года в здании установят систему воздушного отопления с кондиционированием.
Мечтаю снять леса со Спаса на Крови: в Петербурге реставрируют знаменитый храм
На Спас на Крови надели леса, поскольку красивейший храм в центре Петербурга реставрируют. При этом у россиян и туристов осталась возможность войти внутрь и увидеть знаменитые семь тысяч квадратных метров уникальной мозаики.
С высоты более 60 метров, с крыши петербургского храма, видно весь город как на ладони. Подняться к самой высокой точке Спаса на Крови, а это 76 метров, стало возможно только благодаря строительным лесам, окружившим центральный шатер храма. Первым делом восстанавливают эмалевое покрытие.
Центральную главку храма уже полностью отмыли от 100-летней копоти и грязи, но намеренно оставили один неочищенный участок.
Темное пятно на сияющей эмали – как символ всей истории уникального собора. Он был построен на том самом месте, где в 1881 году в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.
После долгого восстановления Спас на Крови стал одним из самых узнаваемых символов Петербурга. На кадрах, снятых до начала реставрации, храм смотрится вполне благополучно. Но это если не рассматривать его вблизи.
Специалисты просушивают кровлю храма и меняют поврежденную глазурованную черепицу. При обследовании выяснилось, что прогнили и некоторые металлоконструкции, они тоже требуют замены, попутно мастерам приходится исправлять ошибки предыдущей реставрации, которая началась еще в 1960-х годах прошлого века. Именно в то время Александр Розенбаум написал знаменитые строчки: «Мечтаю снять леса со Спаса на Крови», потому что слишком уж долго тогда шли работы.
«Последние леса – те, о которых он пел, – стояли более 40 лет. Я думаю, что мы не будем столько вести реставрационный процесс. На реставрацию всего объема фасада уйдет где-то восемь лет. От верхней точки до земли», – пояснил техдиректор компании-подрядчика работ Петр Щедрин.
За восемь лет реставраторы планируют восстановить эмаль и позолоту на всех девяти главах собора, будет отремонтирован роскошный мраморный фасад. И тогда так любимый горожанами и туристами Спас на Крови снова предстанет во всей красе.
Спас на Крови: 9 легенд о знаменитом храме
Собор Спаса на Крови — это одна из самых главных достопримечательностей Петербурга. Его построили при драматических обстоятельствах, а история храма стала не менее трагичной. Какие мифы и легенды связаны со знаменитым собором — узнавайте в материале портала «ЗаграNица»
Кровавая мостовая
Ни для кого не секрет, что Спас на Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу же после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню, однако новый император Александр III приказал часовней не ограничиваться и построить на этом месте большой храм. Также государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.
Подводные кресты
По легенде, во времена революции жители города сняли со Спаса кресты и опустили их на дно канала Грибоедова. Это было сделано для того, чтобы спасти убранство храма от большевиков. Когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, отыскать кресты никак не удавалось. Случайный прохожий подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать кресты в канале. Рабочие решили последовать совету. Ко всеобщему удивлению они нашлись именно там.
Фото: shutterstock.com 3
Как строительные леса Спаса на Крови держали Советский союз
В 1970 году началась реставрация храма Спаса на Крови и были установлены строительные леса. Но процесс надолго затянулся, поэтому жители города привыкли к виду храма, окруженного лесами. В итоге петербуржцы придумали пророчество: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса на Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.
Блокадный морг и «Спас на картошке»
В военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме: где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас на Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, что подтверждало его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей: некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом на картошке». По окончании войны храму Спаса на Крови опять-таки не вернули религиозную функцию, напротив — его начали использовать как хранилище декораций Малого оперного театра, который нынче известен как Михайловский.
Фото: shutterstock.com 5
Крупнейшая коллекция мозаик
Один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция работ, над которыми трудились такие знаменитые русские мастера, как Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит отметить, что мозаики — основной декор храма, даже иконостас Спаса на Крови мозаичный. Именно из-за такого обилия настенных узоров и затянули открытие храма на долгий период — 24 года.
Нумерология и нехристианская символика
Экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что совпадает с годом гибели Александра II. А еще одно число — 63 м — не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на Крови венчает вызолоченная царская корона.
Фото: shutterstock.com 7
Таинственная икона
Кроме рассказа о знаменитом призраке набережной канала Грибоедова бытует еще одна мистическая и таинственная легенда: якобы под крышей Спаса на Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы: 1917, 1941, 1953 и другие. Считается, что она обладает силой и способна предрекать поворотные даты в истории России, ведь на полотне уже сейчас можно разглядеть и другие нечеткие силуэты чисел: возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.
Защищающий храм
Сразу после освящения храма Спаса на Крови стали появляться мистические легенды. Простой люд искренне верил, что новый собор сможет уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор:
Спас, Спас на Крови!
От волка, от дурака,
Фото: shutterstock.com 9
Нерушимая церковь
Спас опять в лесах
На храме Спаса-на-Крови вновь установили леса, «украшавшие» его весь позднесоветский период. С окончания большой реставрации собора прошло всего около десяти лет. Возобновить работы пришлось из-за опасений за состояние центрального шатра здания-памятника.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Как объясняют в музее-памятнике, в ходе длительных реставрационных работ заменили большую часть черепицы, которой покрыта крыша собора. При этом черепица над главным шатром, как сочли специалисты, была в удовлетворительном состоянии и тогда ее лишь подлатали.
Но в конце концов стало очевидно, что и здесь требуется более основательный ремонт. Недавно центральный шатер взяли в леса.
Утраченные фрагменты черепицы воссоздадут по историческим образцам. Кроме того, будут усилены металлоконструкции кровли (проект усиления разрабатывал специализированный институт «Ленпроектстальконструкция»).
К началу 2019 года должны быть завершены работы по реставрации фонарика на куполе самого Исаакиевского собора, и он освободится от лесов. Сейчас под «тепляком» идут работы по очистке фонарика от пыли и ржавчины. Проведена разборка части креста и наружной медной обшивки, они отправлены в реставрационные мастерские. В связи с нынешними работами во внутренней части фонарика демонтирована скульптура голубя, который находится под куполом. Она имеет вес 84 кг и размах крыльев более 2 метров. Птице также предстоит профилактическая реставрация, после чего она вернется на историческое место.
Конкурсы на реставрацию обоих храмов выиграла фирма «Возрождение Петербурга». Она уже не в первый раз работает на объектах музея-памятника. Завершить ремонт должны к декабрю 2018 года.