когда в российском образовании появилось понятие дистанционное обучение
Когда появилось дистанционное обучение и кто виноват в возникновении
Как думаете, когда появилось дистанционное обучение? Нет, мы не о конце зловещего 2019, когда мир захлестнула пандемия коронавируса. Мы об истоках, зародившихся даже не в прошлом, и не в позапрошлом веке.
Словом, если вам интересна мировая история дистанционного обучения, читайте статью ниже.
Когда появилось дистанционное обучение?
Начнем с сааамого начала. Как вы думаете, когда же впервые появилось дистанционное образование, кто является первооснователем?
Несмотря на многочисленные попытки, дистанционное обучение по почте не получило серьезного развития. Самой слабой его частью стало низкое взаимодействие с педагогами. Сначала студенты долго ждали задания. Затем время уходило на обратную пересылку готовых тестов. И еще один интервал приходилось выждать, чтобы получить оценку и рецензирование. В результате, тяга к знаниям, вкупе с мотивацией, неумолимо гасли.
Так продолжалось до тех пор, пока не появились радио, телевидение и, хвала небесам, Интернет. Но, обо всем по порядку.
В начале 90х прошлого века персональные компьютеры постепенно становятся доступными обычным людям. Ближе к нулевым появился повсеместный Интернет, и быстро стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Дистанционное обучение сегодня практически полностью основано на средствах и инструментах всемирной паутины. И многим школьникам выдавали бесплатные ноутбуки или планшеты на время удаленного обучения.
Когда дистанционка появилась в России?
Помните знаменитый ленинский лозунг, которым учителя проедали мозг каждому советскому школьнику: «Учиться, учиться и еще раз учиться»?! Именно Ленин когда-то дал старт искоренению неграмотности среди просто русского люда. Всеми доступными способами, в том числе, и дистанционными. Однако, интересный факт, то троекратное «учиться», на самом деле, впервые вышло не из-под его пера.
Фраза вырвана из письма литературного критика XIX века В.Г. Белинского своему товарищу Д.И. Иванову (от 7 августа 1837 года). Ленин не расставался с томиком «Известных философских высказываний» Белинского. Там он и позаимствовал незатейливый лозунг, который сегодня стал одной из его визитных карточек.
Мы считаем, именно Владимир Ильич положил начало истории возникновения дистанционного обучения в России. Заложил фундамент, посеял идею. Конкретные же шаги правительство начало предпринимать уже после его кончины.
Рассмотрим точнее, когда в России появилось дистанционное обучение. В указанных выше открытых университетах могли учиться желающие разных стран. Но была ли у советского человека возможность свободной переписки с «прогнивающим» Западом? Увы, нет.
Ну что же, где изобрели, и кто создал дистанционное обучение мы с вами обсудили выше. Вы должны понимать, тот формат удаленки, который существовал в мире 200 и даже 100 лет назад сильно отличался от нынешнего. На наш взгляд, страной изобретения можно считать Великобританию, ведь именно там появился первый официальный открытый универ. В России же, если считать за дистант заочку, он появился примерно в конце 20х годов ХХ века.
Почему появилось дистанционное обучение?
Одним из факторов человеческой эволюции является стремление к знаниям. Любой умный правитель понимает, залогом успешного общества является его образованность. Именно поэтому мир и стремится к учебе, всеми доступными способами.
Почему возникло дистанционное обучение?
Главной причиной возникновения дистанционного обучения в России стала программа по ликвидации безграмотности (с 20х годов ХХ века).
Сегодня дистанционное обучение прочно вошло в наши жизни. Интернет позволяет учиться в лучших ВУЗах мира, даже ни разу не побывав в них в реальной жизни. Сеть позволяет находить учебники, предоставляет образовательные платформы и, самое главное, обеспечивает быструю и своевременную обратную связь.
В связи с пандемией COVID2019 на дистанционку перешли и школьники. Кто знает, возможно, в будущем все станут учиться удаленно.
А вот, печальный это сценарий или же оптимистичный, покажет время.
История развития дистанционного образования. положительные и отрицательные стороны (6 фото)
В современном глобальном информационном мире наблюдается тенденция к исчезновению грани между традиционным образованием и дистанционным, т.к большинство людей в процессе обучения прибегает к Интернету. В настоящее время в Интернете можно найти абсолютно любую интересующую тему, такое явление облегчает поиск информации и сокращает время.
Современные студенты являются информационным поколением, т.е. наличие электронных образовательных программ, учебников, заданий не выходит за рамки привычной жизни. Информационное обеспечение в ряде случаев помогает учащимся получать знания, умения, а также продвигаться по карьерной лестнице. В связи с быстрым, стремительным развитием технологий в таких же темпах должны развиваться и информационные образовательные технологии, в частности, дистанционное или онлайн-образование. Дистанционное образование является альтернативой, позволяющей решить проблемы современности – быстрое информационное развитие.
Онлайн-образование и дистанционное образование считается проявлением процесса виртуализации общества. Статья затрагивает положительные и отрицательные моменты от введения дистанционного электронного образования, в частности, от онлайн-курсов, которые так прорекламированы в нынешней системе образовательных учреждений.
История появления дистанционного образования
В 1728 году Калеб Филипс подал в бостонскую газету объявление о наборе студентов для изучения стенографии в любой точке страны путем обмена писем. Это послужило началом образования на расстоянии.
Огромный вклад внес в развитие дистанционного образования Исаак Питман. В 1840 году он рассылал по почте всем желающим письма со своими уроками. Следующими были Ч. Тусен и Г. Ланченштейдт, которые в 1856 году основали институт заочной формы образования в Берлине. Обучение проводилось все также рассылкой писем с учебным материалом, контрольных работ и т.д.
В 1873 году были созданы первые заочные школы в США. Полагают что, Анна Элиот Тикнор впервые обосновала общество Тикнор для женщин, студенты обучались на расстоянии при помощи почтовых пересылок. Годом позже, в 1874 Айзек Питман, предложил создать свою программу обучения посредством почты.
На протяжении первой половины ХХ столетия с появлением новых технологий ускорялся процесс развития дистанционного образования, оно было предложено в различных форматах и для широкого круга обучающихся. Итак, с изобретением радио процесс разработки обучения на расстоянии ускорился, стали доступны новые формы работы с учащимися. Считается, что первый университет, который внедрил радио в обучение, был Государственный Университет Пенсильвании, в 1922. Вскоре после этого, в 1925 году, государственный университет Айовы начал предлагать кредиты для обучения в течение пяти курсов радиовещания. А в 1934 году этот же университет запустил первый в мире образовательный канал, который работает и по сей день.
С появлением телевидения в 1950-х годах развились телевизионные курсы. Итак, к 1953 году телевизионное вещание курсов стало весьма распространено среди университетов США и Европы.
Университет Висконсиса в 1965 году внедрил масштабную образовательную программу для врачей, используя при этом формат телефонного преподавания. В 1968 году можно было получить аккредитованный диплом на базе дистанционного образования в университете Линкольна, Небраски.
На протяжении 80-х годов технологии обучения в режиме реального времени совершенствовались, завоевывали популярность у компаний и образовательных учреждений. В 1981 году институт стратегии и управления в США начал разрабатывать программу онлайн-курсов. В 1985 году юго-восточный университет предложил аккредитованные дипломы, получаемые через систему онлайн-курсов. В 1989 году был запущен университет Феникса, обучение проводилось в режиме реального времени.
На протяжении 1990-х годов образовательные учреждения использовали различные технологии дистанционного образования как в режиме синхронного, так и асинхронного обучения.
В 1992 году университет штата Мичиган разработал с помощью компьютера индивидуальный подход к онлайн-обучению. В 1994 году университет предложил виртуальную школу обучения (VSS) некоторым своим студентам-психологам. Кроме этого, в 1994 году компания в Нью-Гемпшире, занимающаяся дистанционным образованием, разработала программу CALCampus, предоставляющую возможность обучения, администрирования и пересылки материалов исключительно через интернет.
В 1997 году компания Blackboard разработала стандартную платформу для управления и предоставления курсов. В настоящее время компания является мировым лидером в сфере дистанционных технологий, продукты которой используют более 10000 организаций по всему миру.
В РФ дистанционное образование возникло 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, который позволял проводить эксперименты в сфере онлайн образования.
В настоящее время дистанционное обучение набирает все большую популярность, так как наблюдается увеличение количества людей, которые желают получить образование, но не имеют возможности это сделать в форме дневного обучения.
Дистанционное обучение в РФ: история развития, современное состояние, перспективы, особенности
Самой молодой и продвинутой формой обучения в настоящее время является дистанционная. В России она появилась сравнительно недавно – с развитием Интернета и технологий. Ее особенность проявляется в том, что учащийся может осваивать образовательную программу в любом уголке планеты в удобное для него время.
Самой молодой и продвинутой формой обучения в настоящее время является дистанционная. В России она появилась сравнительно недавно – с развитием Интернета и технологий. Ее особенность проявляется в том, что учащийся может осваивать образовательную программу в любом уголке планеты в удобное для него время.
Становление дистанционного обучения в России
Дистанционная форма обучения как отдельный формат появился в России в конце ХХ века с появлением глобальной сети Интернет, новейших технологий, позволяющих получать информацию с любого уголка планеты за считанные минуты.
Как появилась дистанционная форма обучения?
В 1995 году была принята концепция по развитию дистанционного обучения в РФ. Целью создания новой формы являлось повышение доступности среднего и высшего профессионального образования, модернизация учебного процесса, повышение качества профессионального становления. Изначально новый формат становления специалистов назывался «электронным обучением».
В плане дистанционного обучения Россия значительно отставала от Европы, где данный вариант появился еще в XVIII веке. Первый университет, практикующий именно новую современную дистанционную форму профессионального воспитания и развития, зародился в Великобритании в 1969 году. Первый вариант дистанционного образования строился по принципу почты: учащийся получал письма с заданиями, выполнял их и отправлял по указанному адресу решения.
Дистанционный формат в образовании
Началом дистанционного обучения в России принято считать 1997 год, когда Минобразования документально разрешило проводить экспериментальное дистанционное обучение.
Сегодня в нашей стране отдельного ВУЗа, который занимается подготовкой кадров исключительно дистанционно, нет. Лишь отдельные образовательные заведения начали практиковать данный вариант подготовки квалифицированных специалистов. Данное право они получили с 2005 года.
Дистанционное образование: плюсы и минусы
Дистанционное обучение в отечественных ВУЗах возможно только на платной основе. Притом стоимость такого обучения будет гораздо привлекательнее, чем на очном или заочном отделении. Как правило, дистанционное обучение позволяет сэкономить не только время на дорогу до ВУЗа, затраты на передвижение, но и стоимость образовательных услуг. Данный формат обходится студентам примерно на треть дешевле, чем очникам, и на четверть дешевле, чем заочникам. Обратите внимание, что качество профессиональной подготовки при этом не страдает, так как оно в любом случае зависит от желаний и усилий учащегося.
Как влияет дистанционное обучение на современных студентов?
К главным недостаткам дистанционного обучения относят отсутствие живых контактов (непосредственного общения между учащимися, студентом и преподавателем). Все взаимодействие между студентами и университетом, преподавателями происходит посредством Интернета и специальных приложений: официальный сайт ВУЗа, личный кабинет студента на сайте, электронная почта, скайп, видеосвязь и пр.
Более того многие работодатели до сих пор с опаской относятся к новому формату профессионального становления, полагая, что студенты просто все копируют из Интернета и не имеют должных знаний и навыков.
Существенным минусом дистанционки является отсутствие практики. Поэтому к этому варианту чаще всего прибегают лица, которые уже работают по определенной специальности, но желают усовершенствовать свой багаж знаний, расширить свою «область применения».
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Дистанционное обучение носит больше письменный формат, так как студент должен самостоятельно изучить темы, выполнить ученый план, а промежуточная аттестация проходи в виде письменных контрольных работ, онлайн-тестирований и в крайних случаях в форме собеседования (устного экзамена по скайпу и пр.).
Взаимодействие между одногруппниками в данном случае сводится к нулю, так как в 50% случаев учащиеся не знают в лицо друг друга. Каждый из них отвечает только за собственные поступки и достижения.
Современное состояние дистанционного обучения в России
Проверить готовность и состояние дистанционного обучения всем учащимся пришлось по принуждению в 2020 году из-за угрозы распространения злосчастного китайского вируса Covid-19. Начиная с конца марта и в плоть до конца учебного года, все школьники и студенты перешли на дистанционное обучение.
В чем недостатки дистанционного обучения в современной России?
В ходе этого «вынужденного эксперимента» были выявлены как положительные, так и отрицательные моменты в развитии нового формата обучения.
К позитивным чертам можно отнести:
В то же время на этом фоне проявились следующие проблемы:
Это лишь малая часть явных проблем современного дистанционного обучения. Притом большую часть из них власти сумели уже устранить.
Каковы перспективы дистанционного образования в России?
Некоторые эксперты полагают, что в будущем все люди будут учиться дистанционно. Уже сейчас чиновники отмечают, что дистанционное обучение может вводиться в стране или отдельном регионе при необходимости (например, на фоне вспышек ОРВИ, ухудшения эпидемиологической обстановки).
На сегодняшний день дистанционное обучение основывается на таких видах занятий, как чат-занятие, вебинар, онлайн или оффлайн-урок, телеконференция и пр.
Отказываться от дистанционного обучения Россия не намерена. Спрос на данный вид услуг растет ежегодно. Сегодня около 25% учащихся осваивает выбранную профессию «на расстоянии».
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
История развития дистанционного обучения в России
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Дата публикации: 07.12.2015
Статья просмотрена: 15494 раза
Библиографическое описание:
Маслакова, Е. С. История развития дистанционного обучения в России / Е. С. Маслакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249/ (дата обращения: 18.11.2021).
В настоящее время дистанционное обучение является одним из перспективных направлений в образовании. Оно позволяет осуществлять подготовку кадров без отрыва от производства, получать образование за пределами своего города или региона.
Для организации дистанционного обучения многие образовательные учреждения организуют учебные порталы. Они представляют собой ресурсы, которые содержат учебные материалы, задания для самостоятельного выполнения, тесты для самопроверки и множество других материалов.
Все это стало возможно благодаря развитию информационных технологий и Интернет [4, c.113].
Но далеко не всегда дистанционное обучение находилось на столь высоком технологическом уровне. Для того что бы лучше понимать сущность и возможности современных технологий нужно изучить процесс становления данной системы, ее развитие.
Для начала рассмотрим, что положило начало дистанционному образованию в целом. Так как на начальных этапах оно начало развиваться за рубежом, дадим краткий обзор основных этапов.
Начальный этап развития дистанционного образования наметился в середине 19 века в Европейских странах. В частности, активное участие принимало Соединенное Королевство и Лондонский Университет.
Основоположником дистанционного обучения считается Исаак Питман. В 1840 году он начал обучать студентов стенографии в Объединенном Королевстве. Тогда это делалось с помощью отправки писем по почте. Именно этот год считается годом создания первого образовательного курса для дистанционного обучения.
В 1836 году в Объединенном Королевстве был основан Лондонский Университет. Он позволял студентам из других городов сдавать экзамены, при условии, что они учились в аккредитованных высших учебных заведениях. Таким образом, Университет давал возможность получить высшее образование на расстоянии. Это направление оказалось востребованным и быстро обрело популярность. Поэтому в 1858 году возможность сдавать экзамены была предоставлена студентам из других стран. При этом, было неважно в каком учебном заведении они получали образование.
Этот опыт обучения стали перенимать другие учебные заведения. Стали создаваться колледжи, которые осуществляли обучение по почте, в соответствии с программой университетов.
В 1850 году в Германии Густав Лангеншайд опубликовал так называемые «обучающие письма», которые позволяли учить язык всем желающим.
В Америке так же предпринимались первые шаги в развитии дистанционного обучения. В 1873 году Анна Элиот Тикнор начала разработку систему обучения для женщин, которая осуществлялась с помощью почтовых отправлений. В ее основе лежала английская программа «Общество поддержки домашнего обучения».
Так же программа обучения по почте стала появляться в университетах в некоторых штатах. В газетах стали публиковать учебные материалы для рабочих добывающих отраслей, правила по технике безопасности и много другой информации, необходимой для правильной организации труда. Такие публикации стали очень популярны. Это привело к тому, что в 1891 году создали специальный курс, который стал моделью программы обучения по почте. Она охватывала разнообразные предметы. Уже в 1982 году в Университете Чикаго было создано первое отделение дистанционного обучения. В течении нескольких лет преподавание по почте появилось еще в нескольких учебных заведениях в разных штатах.
Примерно в это же время, в 1911 году, стали появляться курсы дистанционного обучения в Австралии. Они проводились на вузовском уровне в Квинслендском университете. Так же было организовано обучение по почте для детей, которые проживают далеко от школы.
За довольно короткий срок система дистанционного обучения распространилась по множеству стран. В том числе сюда входила возможность обучения для школ и технических училищ.
На этом этапе обучение осуществлялось в рукописном варианте. Учебники издавались в бумажной форме и доставлялись с помощью почтовых отправлений. Издания в то время не отличались высоким качеством печати и бумаги.
На втором этапе книги стали более качественными, в них появились цветные иллюстрации. Так же материалы дополнялись аудио и видеозаписями. Этот этап относят к 1969 году, когда в Великобритании появился Открытый университет.
Третий этап связан с активным развитием информационных технологий. Сюда относится работа с электронной почтой, возможность использования телеконференций, работа с графикой и мультимедиа. Иными словами, на современном этапе развития общение между преподавателем и студентом устроено максимально технологично и удобно.
В нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях. Эта модель подразумевала заочное обучение, когда преподаватель и студент не видели друг друга. Эта система предлагала курсы на самых разных уровнях. В 60е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а так же факультеты заочного образования.
На начальном этапе дистанционное образование проходило по следующей схеме. В начале курса проводились установочные лекции, присутствие на которых являлось обязательным. Предоставлялось описание курса и выдавались необходимые материалы. На протяжении указанного срока, студент самостоятельно изучал информацию по курсу. При этом, мог созваниваться или переписываться с преподавателем. По итогам года или семестра студенты приезжали в учебное заведение на сессию.
Эта система активно развивалась в Советском Союзе, но с его распадом развитие дистанционного образования в нашей стране пошло на спад. Во многом это произошла из-за кризисных явлений в экономике и политике. Тем не менее и в 90е годы прошлого века в нашей стране были определенные этапы в развитии дистанционного обучения. Так, в 1993 году в России был открыт филиал ЕШКО. Эта программа позволяла удаленно изучать английский язык с помощью кассет. В данной системе предлагались различные уровни изучения языка. По итогам прохождения курса выдавался сертификат. Многих привлекала эта система, так как она была новой, необычной и более интересной, чем изучение языка на курсах.
Следующим этапом развития дистанционного образования стало подписание меморандума с ЮНЕСКО. Благодаря этому появилось содействие в развитии дистанционного образования. Это предполагало более серьезную систему образования и основательный фундамент для рассматриваемой сферы. Был открыт МТИ ВТУ. Этот институт предлагал образование по различным дистанционным программам. В 2000 году он получил аккредитацию и продолжает активно развиваться. Институт выдает дипломы государственного образца.
Таким образом, новый виток наметился в начале нулевых. В 2004 году множество проектов в дистанционном обучении принесли свои плоды и начали намечаться новые перспективы. Именно в это время стало возможно сделать выводы об эффективности ряда проектов. В 2005 году положительная динамика сохранялась. На данном этапе дистанционное обучение практиковалось не только в учебных заведениях, но и в сфере подготовки персонала крупных компаний. Например, такие компании, как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель» и многие другие активно использовали возможности дистанционного обучения. Кроме того, новые технологии применяли для совершенствования работников государственной думы, центрального банка и т. д [3, c. 42].
В 2005 году Россия смогла выйти на международный уровень в сфере программ дистанционного образования. Именно тогда международная ассоциация ADL — AdvancedDistributedLearning сделала официальное заявление о том, что закончены испытания Российской системы дистанционного обучения. Было признано соответствие системы Redclass международному стандарту SCROM 1.2. Таким образом, эта система стала первой, признанной на международном уровне. Указанный стандарт поддерживается всеми ведущими производителями систем дистанционного обучения.
На последующем протяжении дистанционное образование активно развивалось и в настоящее время стало неотъемлемой частью образовательных программ в большинстве учебных заведений. В нашей стране разработано много образовательных систем, которые работают в соответствии с международными стандартами. В частности, большую популярность обрели учебные порталы, видеоконференции, тестирование через Интернет.
В целом по стране около 40 % ВУЗов предоставляют возможности дистанционного обучения. Так же существует множество курсов в рамках реализации рассматриваемой программы. Активно локализуется зарубежный контент.
Основным недостатком является то что в настоящий момент недостаточно хорошего электронного контента. Необходимо постоянно работать над новыми возможностями, потому что в этом заинтересованы крупные компании.
В целом, в крупных городах нашей страны дистанционное обучение стало довольно популярно и люди охотно занимаются по этой схеме. Что касается регионов, то здесь существуют проблемы в виде культурных барьеров, неразвитой инфраструктуры. Это связано с тем, что люди недостаточно активно используют Интернет, и само развитие сетевых технологий находится на невысоком уровне. Кроме того, жителем небольших городов непривычно использовать подобные технологии. Тем не менее, именно регионы являются перспективным рынком, потому что жители смогут позволить себе обучение в учебных заведениях больших городов [1, c. 99].
По данному вопросу существует много мнений и вариантов развития. В целом, в настоящее время статистика говорит о примерно одинаковом соотношении студентов из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов, обучающихся по дистанционном курсам.
Сейчас наблюдается высокий темп роста рынка информационных технологий. Они активно внедряются практически во все сферы деятельности. В этой связи, предприятия заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров. Таким образом, потребность в образовании растет и дистанционные программы обучения имеют много перспектив для развития. Необходимо комбинировать традиционные методы обучения и инновационные системы.
В настоящий момент перспективным направлением является корпоративный сектор, центры переподготовки кадров и повышения квалификации. Что касается высших учебных заведений и колледжей, то здесь тоже перспективно реализовывать дистанционные курсы. Студенты выбирают эту форму обучения, если работают, имеют семьи и хотят совмещать это с получением образования. Так же очень часто студенты дневной формы имеют возможность учиться параллельно на отделении дистанционного обучения. Таким образом, часть дисциплин может быть перезачтена и студент получит две специальности за короткий срок [2, c. 30].
В настоящее время популярность дистанционного образования продолжает расти. Применение таких технологий позволяет обучаться не покидая своего города, имеет более низкую стоимость. Так же появилась возможность для жителей регионов, где недоступен ряд специальностей, которые есть в крупных городах. Студенты имеют возможность более гибко подходить к процессу обучения, а так же общаться с преподавателем по необходимым вопросам. Все эти положительные стороны открывают множество перспектив развития дистанционного обучения в нашей стране.
Похожие статьи
Анализ мирового рынка дистанционного образования
дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз. Обзор технологий электронного обучения.
Анализ российского рынка дистанционного образования
дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.
Перспективы и проблемы введения дистанционного высшего.
дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.
Этапы развития дистанционного обучения | Статья в журнале.
дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.
К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного.
дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.
История развития дистанционного обучения | Статья в журнале.
дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.
Теоретические аспекты развития рынка дистанционных.
дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.
Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире
Проблемы и перспективы развития виртуальной мобильности.
дистанционное обучение, дистанционное образование, Россия, эта, студент, система, развитие, возможность, Лондонский Университет, Советский Союз.