когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения

Отечественный опыт профильного обучения

когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения. Смотреть фото когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения. Смотреть картинку когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения. Картинка про когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения. Фото когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения

Отечественный опыт профильного обучения.

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-1916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством министра просвещения П. Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.

В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР», предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10-х классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.

Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.

Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем.

Источник

Статья_Становление профильного обучения в России начиная с XX века

когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения. Смотреть фото когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения. Смотреть картинку когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения. Картинка про когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения. Фото когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения

МО Крыловского района

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ НАЧИНАЯ С ХХ ВЕКА

Еще в начале ХХ тысячелетия Л. С. Выготский, оказавший значительное влияние на отечественную психологию и педагогику, писал: «Стричь всех под одну гребенку – это величайшее заблуждение педагогики, и основная ее предпосылка требует непременно момента индивидуализации».

На современном этапе одним из приоритетных направлений в образовании, ориентированном на индивидуальные способности и потребности каждого учащегося, является профильное обучение на старшей ступени общего образования.

В педагогической литературе нет точного определения «профильное обучение». В толковом словаре С. И. Ожегова можно найти определение слова «профиль» – «совокупность специфических черт, характеризующих какую-нибудь сферу деятельности, а также характер производственного или учебного уклона» [3]. Однако такое понятие дает широкое поле для его интерпретации. В концепции профильного обучения на старшей ступени школьного образования «профильное обучение» определяется как «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [2]. В таком контексте близко по значению к профильному обучению в педагогической литературе существует понятие фуркации образования. В большой современной энциклопедии «Педагогика» Е. С. Рапцевича фуркация образования определяется как «построение учебных планов старших классов, при котором в целях учета индивидуальных склонностей и способностей учащихся разрабатываются специальные учебные циклы и разделы с преимущественным вниманием к профилирующей группе предметов». [4] Такая форма образования получила широкое распространение в зарубежных школах США, Франции, Англии и др.

В нашей стране попытки введения фуркации в общеобразовательные учреждения были предприняты в 20-х годах ХХ столетия в виде профуклонов на старшей ступени школьного образования. Так в 1924 году возникли школы: с сельскохозяйственным, экономическим, кооперативным, педагогическим и другими уклонами [1]. Но в тот период эти попытки потерпели неудачу прежде всего в связи с политическим положением в стране, кроме того школа на тот момент не имела единого достаточного подхода и педагогического потенциала для реализации профессиональной подготовки выпускников.

В 50-х годах фуркация была реализована путем экспериментальных работ по дифференцированному обучению школьников, проводившегося в АПН РСФСР при участии М. А. Мельникова, А. А. Арсеньева, Н. М. Шахмаева и др. В школах, являющихся экспериментальными площадками, создавались классы по следующим направлениям: физико-технические, химико-технологические, гуманитарные. В результате эксперимента были сделаны выводы о необходимости углубленного изучения профилирующих предметов согласно выбранному направлению, что по мнению инициаторов эксперимента, позволит эффективнее подготовить молодежь к будущей практической деятельности, отвечающей их склонностям и интересам.

В 60-х годах фуркация в образовании реализовывалась посредством внеклассной работы в школе. Впервые для старшеклассников были введены факультативные занятия по таким предметам, как математика, физика, биология, целью которых было углубление знаний по профилирующим дисциплинам, развитие разносторонних интересов и способностей учащихся. Посещение факультативных занятий зависело от желания учащихся расширить свои знания в интересующей их предметной области и не являлось обязательным. В это время создавались классы по интересам, объединяющие учащихся, посещавших одни и те же факультативные курсы..

В 80-х годах включение профилированного обучения было основано на разделение школ по типам: специализированные, гимназии, лицеи. Основная цель таких школ – подготовить учащихся к успешному поступлению в высшие учебные заведения по выбранному профилю.

С 90-х годов преобразования в содержании образования проводились параллельно существенным изменениям в социально-экономической политике государства. Переход России к демократическому обществу, к рыночной экономике, стремительное расширение информационного поля и появление новых коммуникационных технологий произвели преобразования практически во всех сферах жизнедеятельности. Потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, предполагает принципиальные изменения в системе образования и формирования новой образовательной политики. В начале 3-его тысячелетия в результате реформирования школьного образования приказом Минобразования России от 18 июля 2002 г. была утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени образования. Она явилась ответом на запрос государства о модернизации российского образования, одобренный Правительством РФ от 29.12.2001 г. Отличие данной Концепции от используемых ранее видов профильного обучения заключается в создании новой формы содержания и организации образовательного процесса, позволяющего всем учащимся, решившим продолжить обучение на старшей ступени в школьных учреждениях, иметь возможность получения равного доступа образования «в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями» [2].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что введение профильного обучения на старшей ступени школьного образования является последовательным продолжением полученных достижений в педагогической практике отечественной и зарубежных школ по включению фуркации в образовательный процесс, а также ее дальнейшее усовершенствование за счет накопленного на сегодняшний день опыта в психолого-педагогических исследованиях возрастной педагогике, в совершенствовании методик обучения и воспитания и в продолжении поиска оптимальных подходов к обучению с точки зрения психического и личностного развития учащегося.

Согласно концепции профильного образования ее реализация может иметь различные формы организации образовательного процесса. Одна из таких форм предполагает модель внутришкольной профилизации. Школы могут быть как однопрофильные, обеспечивающие один профиль, так и многопрофильные, имеющие несколько профилей, а также не иметь определенного профиля, но за счет «значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе в форме многообразных учебных межклассовых групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.» [2] В результате организуются новые типы общеобразовательных учреждений – профильная школа.

Колягин Ю. М. Русская школа и математическое образование – М: «Просвещение», 2001.

Настольная книга учителя математики: Справочно-методическое пособие/Сост. Л. О. Рослова. – М.: ЩЩЩ «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. –429 с.

Ожегов С. И.и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 1999. – 944 с.

Педагогика: Большая современная энциклопедия/ Сост. Е. С. Рапцевич – Мн.: «Соврем. Слово», 2005. – 720 с.

Источник

Становление и развитие профильного образования в России

когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения. Смотреть фото когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения. Смотреть картинку когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения. Картинка про когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения. Фото когда в впервые в россии началась реализация профильного обучения

Содержание

Введение

Актуальность, востребованность и недостаточная разработанность проблемы профильного обучения позволили определить тему исследования: « Становление и развитие системы профильного обучения сельских школьников ».

Концепция модернизации российского образования одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 175б-р, определила переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы, сориентировала общеобразовательную школу на индивидуализацию и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда, отработку гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования (2002) закрепила профилизацию обучения в старшей школе как обязательную.

Профильное обучение, будучи задачей общероссийского масштаба, государственно-общественной, межведомственной и междисциплинарной проблемой, требует разработки научно обоснованной стратегии его становления и развития.

Анализ социальной ситуации на рынке труда, результатов деятельности сельской школы, современных исследований по проблеме профильного обучения позволяет выявить ряд социальных противоречий между:

• потребностью общества в квалифицированных специалистах для разных отраслей экономики и планируемыми результатами обучения в общеобразовательной школе в виде знаний, умений и навыков ;

• многообразием профилей обучения, предложенных в «Концепции про-фильного обучения на старшей ступени общего образования», и ограниченными возможностями сельской школы в их реализации;

• заявленными целями профильного обучения и реальными возможностями их достижения в сельской школе.

Однако в большинстве теоретических работ и практических разработок рассматриваются либо один из аспектов профильного обучения, либо общие подходы к организации профильного обучения. Назрела потребность в теоретическом обосновании системы профильного обучения сельских школьников, особенно учащихся малочисленных сельских школ, в контексте социально-экономических и социокультурных особенностей региона.

Социально-исторические предпосылки становления профильного обучения в России

Проанализируем исторические аспекты становления профильного обучения в России. Становление национальной государственной образовательной системы восходит к XVII в. Обучение в большей степени носило прикладной характер. Нам кажется возможным дифференцировать образовательные учреждения этого периода по формальным и содержательным признакам. Так как в XVIII в. мы наблюдаем зарождение целой образовательной системы.

1. Школы: начальное общее образование и профессиональная подготовка. В школы зачислялись дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян. В них обучали грамоте и письму, арифметике и элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. Такие школы назывались цифирными школами или цифирными училищами. Гарнизонные школы: военная школа Преображенского полка, артиллерийские школы, навигационная, хирургическая, инженерная, горнозаводская. Обучение в них сочетало в себе начальные образовательные навыки, такие как грамота и специальная подготовка.

2. Корпуса: общее образование, специальное образование, светское воспитание. Сухопутный шляхетский корпус, Морской кадетский корпус, Артиллерийский и Инженерный дворянские корпуса. Приоритетом образовательной политики в этом направлении было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. В программу обучения включены были такие предметы как математика, история, политика, география, артиллерия, фортификация, немецкий, французский, латинский языки, чистописание, грамматика. Предметы эстетического курса: риторика, мораль, геральдика, рисование, танцы. Подготовка по фехтованию, верховой езде. В Морском кадетском корпусе впервые были введены вступительные конкурсные испытания и пробное плавание. Важно, что по окончании обучения выпускники могли самостоятельно выбирать сферу деятельности: либо это военная служба, либо служба гражданская, чиновничья.

3. Воспитательные дома: воспитание и общее образование. Новая для Росси форма образовательного учреждения. Попытка создания системы народного образования. Для этой цели был привлечен Иван Иванович Бецкой (1704–1795 гг.), который, как все просветители XVIII в., очень высоко ставил роль воспитания в общественной жизни, говорил, что «корень всему злу и добру – воспитание». Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» – образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев – «третий чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Учеников делили на три группы сообразно их природным дарованиям:

люди способные к наукам. Они должны были продолжать изучать науки в высших учебных заведениях;

люди способные в искусствах и ремеслах. Они должны были становиться искусными мастерами;

люди способные лишь к самой простой работе, к физическому труду [3].

4. Гимназии: профильное непрерывное образование. При Академии наук был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия. Новым было то, что это первая академическая гимназия. Ее целью была подготовка к слушанию лекций в университете. Ломоносов в своих трудах отмечал отсутствие преемственности между образовательным процессом гимназического и университетского обучения. Он считал необходимым положить в основание учебного курса высшей школы постепенность перехода от широкого общего образования к специализации по отдельным наукам.

Именно в XVIII в. зародилась идея профильной школы.

Самостоятельное существование гимназий начинается собственно с 1803 г. Гимназия провозглашалась основным типом среднего образования в стране и являлась бессословным учебным заведением. «Учреждение гимназий имеет двоякую цель:

приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах;

преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения, тем, кои, не имея намерения продолжать оные в университетах, пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека» [4].

5. Лицеи. 12 апреля 1810 г. Министерство народного Просвещения издает «Постановление о Царскосельском Лицее». После смерти Александра I темпы развития лицейского образования в России резко снизились, и к началу XX в. этот тип образования практически прекратил свое существование.

В первой половине XX в. в образовательной практике появились профуклоны, создавались программы: максимум и минимум для школ с разными условиями работы (с хорошими и плохими) [5].

В противоположность прежней сословно-классовой школе создавалась единая для всех слоев населения трудовая школа, разделенная на две ступени: 1-я с 5-летним, позднее – 4-летним сроком обучения для детей 8–13 лет; 2-я с 4-летним, позднее – 5-летним сроком обучения для детей 13–17 лет. Работа школы строилась на основе принципов связи с жизнью, национального и полового равноправия, обучения на родном языке. Вторая половина XX в. – период застоя. Фактически игнорировались индивидуальные особенности детей и подростков, весь учебный процесс был ориентирован на несуществующего «среднего» ученика. По инициативе академика М. Лаврентьева были созданы три школы интерната для математически одаренных детей в Москве, Ленинграде и Новосибирске. Примерно в это же время стали открываться физико-математические классы в общеобразовательных школах [6].

В начале 1970-х гг. профилизация осуществлялась через факультативные занятия, спецклассы и спецшколы с углубленным изучением ряда предметов (главным образом математики, физики и вычислительной техники). Конец XX в. – начало реформирования общего образования.

В этот период были разработаны следующие основные принципы: демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования; открытость образования; регионализация образования; гуманизация образования; гуманитаризация образования; дифференциация образования; развивающий, деятельностный характер образования; непрерывность образования.

Среди разных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии, которые взаимодействуют с вузами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности. В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании РФ» – ориентация на самоопределение личности, создание условий для ее самореализации.

Сущность и особенности профильного обучения

В современных условиях главным результатом школьного образования является готовность выпускников к непрерывному образованию, умению отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, сотрудничать, вести диалог и самостоятельно определяться с выбором профессии.

Профильное обучение старшеклассников способно решить проблему профессионального самоопределения в контексте успешной самореализации личности, расширить возможность обоснованного выбора профильного направления в процессе обучения с учетом индивидуальных интересов, способностей и склонностей.

Широкий комплекс образовательных инноваций, включающий в себя предпрофильную подготовку обучающихся, новую систему оценивания достижений в учебной деятельности, создание ресурсных центров и образовательных сетей на различных уровнях образования в контексте профильного обучения позволит получить теоретические и прикладные знания по выбранному направлению, развить практические навыки и исследовательские умения, осознанно подготовить себя к успешной трудовой деятельности и продолжению образования в среднем или высшем профессиональном учебном заведении.

Профильное обучение, ориентированное на раскрытие способностей каждого обучающегося, рассматривается как вид дифференцированного обучения, позволяющего выстроить индивидуальную образовательную траекторию с учетом личностного развития школьника.

В современных условиях требуется значительное обновление профильного образования, в частности, необходим пересмотр содержания профильного обучения старшеклассников.

В концепции модернизации российского образования говорится о создании «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [7].

Каждый педагог, приступающий к профильному обучению, должен определить его сущность, цели и задачи, изучить нормативно-правовые документы, сопровождающие введение профильного обучения, понять, соответствует ли его уровень профессиональной компетентности тем критериям, которые предъявляются к учителям в современной системе образования.

Главная цель профильной школы состоит в поддержке, развитии человека в человеке, его самореализации, саморазвития, самозащиты, саморегуляции, адаптации, самовоспитания, необходимых для становления личности [8].

Профильное обучение старшеклассников определяется как способ индивидуализации и дифференциации образования за счет изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса, который дает возможность учитывать интересы, способности и склонности обучающихся, формировать интерес к продолжению образования и получению определенной профессии. Все участники образовательного процесса (учителя, ученики, родители) в системе профильного обучения получают возможность выстроить свой индивидуальный образовательный план.

Основные цели профильного обучения заключаются в следующем: изучить на углубленном уровне предметы, которые позволят освоить программы высшего профессионального образования; повысить уровень адаптации выпускников к условиям жизни в информационном обществе; обеспечить равную доступность качественного образования для всех слоев общества.

Достижение поставленных целей возможно при наличии особой педагогической системы, построенной на принципах дифференцированности, интегративности и интегрированности, вариативности, индивидуальной направленности, развивающего и деятельностного характера обучения [9].

Под дифференцированностью понимается качество, определяющее степень раздельности образовательной системы. Дифференцированность в процессе обучения подразумевает наличие профилей, соответствующих выбору формы обучения (дневная, заочная, очно-заочная). Под вариативностью понимается качество образовательной системы, характеризующееся способностью создавать и предоставлять обучающимся различные образовательные программы в соответствии с их потребностями.

Интегративность определяется как качество, определяющее степень взаимозависимости отдельных элементов педагогической системы в процессе достижения общих целей. Например, изучить физику невозможно без использования математического аппарата, поэтому предметы физика и математика целесообразно объединять в один профиль.

Интегрированность определяется как качество, рассматривающее объединенность различных элементов педагогической системы для решения общих целей. Например, интеграция физики, химии, биологии позволяет сформировать естественно-научное мировоззрение у обучающихся.

Под индивидуальной направленностью в процессе обучения следует понимать учет интересов, склонностей, способностей, возможностей и потребностей школьников.

Принцип развивающего, деятельностного характера обучения включает в себя практическую направленность содержания образования и активность методов его усвоения. Данный принцип реализуется через компетентностный подход в образовании, через формирование ключевых компетентностей обучающихся.

Базисный учебный план для старшей ступени общего образования включает в себя универсальное ипрофильное обучение. Универсальное обучение направлено на освоение общеобразовательного уровня, а профильное — углубленного уровня изучения предметов.

Профильное обучение включает в себя базовые курсы, обязательные для всех учеников, и профильные курсы для каждого профиля.

Базисный учебный план предлагает обучающимся различные профили (например, физико-математический, физико-химический, информационно-технологический).

Для индивидуализации и дифференциации содержания обучения старших школьников вводятся элективные курсы, посещаемые по выбору. Элективные курсы вводятся с целью дополнения содержания профильного курса, развития содержания какого-либо базового курса или углубления содержания выбранного профиля.

Профильное обучение с учетом всех принципов требует для своей реализации новых педагогических технологий, которые должны включать в себя сотрудничество, деятельно-творческий характер педагогического взаимодействия, диалогичность, направленность на индивидуальное развитие ученика, способного выбрать профиль обучения.

Преподавание в профильных классах подразумевает создание предметно-развивающей образовательной среды, раскрытие творческой направленности технологий обучения, поддержку индивидуальности каждого ученика и выбор индивидуальной образовательной траектории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *