когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты

5 древнейших университетов

Которые действуют до сих пор

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Историю университетов принято начинать с XII века и связывать с Западноевропейской традицией. Однако, многие специалисты указывают, что первое учебное заведение, которое полностью соответствует университетскому статусу, возникло раньше. Это так называемая Магнаврская школа, или Константинопольский университет, который появился в середине IX века и действовал до захвата Константинополя турками.

Он был основан византийским регентом Византийского престола Вандой и ученым Львом Математиком на базе еще более ранней школы. Основными учебными дисциплинами там были философия, риторика, медицина и юриспруденция. Однако история этого учебного заведения обрывается в 1453 году. В этот момент в Западной Европе уже существовало большинство тех университетов, которые действуют и поныне.

Изначально западноевропейские университеты не имели непосредственного отношения к образованию и представляли собой сообщества преподавателей и студентов, магистров и школяров, связанных взаимной присягой. По своему устройству они напоминали городские коммуны, религиозные братства, ремесленные и купеческие гильдии.

Эти учебные корпорации получили название studium generale («всеобщая школа»), что отделяло и отличало их от studium particulare («местная школа»). «Всеобщая школа» обладала правом присуждать ученые степени, которые признавались в университетах по всему миру. Высокий статус таких школ гарантировался, прежде всего, авторитетом и поддержкой главы Папы Римского, а также покровительством королевской и императорской власти. Учебные корпорации были независимы от местной светской и духовной власти. Право преподавать утверждал непосредственно Папа.

Со временем название «studium generale» было вытеснено названием «universitas», что в переводе с латинского означает «совокупность, общность». Средневековый университет являлся «хранителем знаний», научные изыскания не входили в число его задач. Процесс обучения состоял главным образом из лекций и диспутов, большой популярностью пользовались словесные поединки.

Постепенно сформировалась особая университетская культура, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры в целом. Университеты же распространились по всему миру.

Предлагаем вам окунуться в историю и узнать побольше о том, что представляли из себя самые старые университеты.

Болонский университет

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты

Фото Hector Garcia, www.flickr.com

Со всех концов Европы сюда стекались и образовывали свои корпорации. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу XII века Болонский университет.

Отличительной чертой университета в Болонье считается то, что изначально он был создан не как корпорация профессоров (universitas magistrorum), которым должны были подчиняться ученики, но как корпорация студентов (universitas scholarium). Студенты сами избирали ректора, руководителей и лекторов.

На протяжении XIII столетия знаменитые профессора читали здесь лекции по философии и свободным искусствам, помимо юриспруденции, в Болонье стали процветать такие науки, как философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина.

Однако только в 1565 году университет обрел собственное помещение, и все прежде разрозненные школы и корпорации были объединены под одной крышей. Достоянием Болонского университета считается его библиотека, основанная в 1605 году профессором Альдрованди. В ней хранится около 250 тысяч книг и 1350 периодических изданий.

Среди тех, кто учился в Болонском Университете, были поэты Франческо Петрарка и Данте Алигьери, астроном Николай Коперник, папа римский Александр VI, врач и оккультист Парацельс, а также писатель Умберто Эко и премьер-министр Италии в 1996-1998 и 2006-2008 годах Романо Проди.

Современное положение дел

Сегодня Болонский университет входит в число 200 лучших вузов мира и является не только старейшим, но и вторым по величине университетом Италии. Здесь учится около ста тысяч студентов на 23 факультетах, самым знаменитым из которых является, конечно, факультет права.

Оксфордский университет

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты

Это сегодня для поступления в Оксфорд необходимо иметь внушительную сумму денег для оплаты обучения и проживания, а в Средние века в университете обучались только священнослужители, которые зачастую были очень бедны.

Оксфорд представляет собой настоящий студенческий город. В него входит 38 колледжей. Самые старые из них – Мертон (1260) и Баллиоль (1264) — были названы в честь своих основателей (Джона Баллиоля и Уолтера де Мертона). Самым красивым и большим колледжем считается Колледж Церкви Христа, а самым роскошным — колледж Магдалины, расположенный на побережье реки Червелл.

В Оксфорде учились богослов и первый переводчик Библии на среднеанглийский язык Джон Уиклиф, кардинал Томас Уолси, протестантский реформатор и переводчик Библии Уильям Тиндейл, философ Джон Локк, кардинал Джон Генри Ньюмен, известный также как блаженный Джон Генри Ньюмен в католической Церкви; преподавали Эразм Роттердамский и философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон. Tor здесь получали образование 40 нобелевских лауреатов, 25 британских премьер-министров, 6 королей, около 50 олимпийских медалистов, около 20 управляющих 100 крупнейших бизнесов мира (FTSE 100), тысячи ведущих политиков, ученых, людей литературы и искусства. Здесь проходили обучение и преподавали такие знаменитые люди, как Маргарит Тетчер, Льюис Кэрролл, Джон Толкин, Клайв Степл Льюис, Тони Блэр, Феликс Юсупов и многие другие. Почетные степени университета получили и русские литераторы: Василий Жуковский, Иван Тургенев, Константин Чуковский, Анна Ахматова и Иосиф Бродский.

Современное положение дел

Сегодня Оксфорд считается одним из самых престижных университетов мира. Хотя обучение в нем платное и стоит немало, в университете действует гибкая система различного рода грантов и стипендий, частично или полностью покрывающих стоимость образования. Сейчас в Оксфорде учится 18,5 тысяч студентов, около четверти из них — иностранцы. Штат преподавателей Оксфорда составляет почти 4 тысячи человек, из них 70 — члены Королевского общества, более 100 — члены Британской Академии. В Оксфорде используется и система тьюторства, которая заключается в том, что над каждым студентом учреждается персональная опека специалистом в выбранной сфере.

Основные направления подготовки — гуманитарные, математические, физические, социальные науки, медицина, науки о жизни и окружающей среде.

Кембриджский университет

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты

Фото PROWilliam Murphy, www.flickr.com, «Яблоки и Атомы» Eilís О’Коннелл Р

История Кембриджа тесно связана с Оксфордским университетом. Второй по старшинству университет Великобритании был создан в 1209 году группой преподавателей и студентов, бежавших из Оксфорда из-за конфликта с местной общиной. Новый приют они нашли в маленьком рыночном городке неподалеку от судоходной реки. К 1226 уже была создана организация во главе с ректором и устроены регулярные курсы. Интересно, что со временем Кембридж разросся до такой степени, что почти все жители того городка стали либо преподавателями, либо студентами.

В 1231 году студентов Кембриджа под свою опеку взял сам король Генрих ІІІ. С этого времени началось активное развитие и становление университета.

Кембридж является коллегиальным университетом, состоит из автономных колледжей, которые обладают собственным имуществом и доходами. Сегодня Кембриджский университет насчитывает 31 колледж, которые неофициально делятся на 16 «старых» (с датой основания между 1284 и 1596 гг.) и 15 «новых» (дата основания между 1800 и 1977 гг.).

Кембридж университет особенно славится своими успехами в сфере точных наук и медицины. 88 выпускников и преподавателей Кембриджа получили Нобелевскую премию: 29 из них получили премии в физике, 25 – в медицине, 21 – в химии, 9 – в экономике, 2 – в литературе и один – премию мира. Здесь обучались знаменитые ученые Средневековья Исаак Ньютон и Френсис Бекон. В Кембридже преподавали и занимались научной деятельностью создатели современной нуклеарной физики – лорд Э. Резерфорд, Н. Бор и Дж. Р. Оппенгеймер.

Славен Кембридж и достижениями своих выпускников на политической арене: обучение в Кембридже прошли 15 премьер-министров Великобритании и 25 глав правительств других стран. Среди выпускников и преподавателей Кембриджа можно найти и знаменитых литераторов, таких как А. А. Милн, Л. Стерн, Дж. Б. Пристли, В. М. Теккерей, К. Эмис и Кл. Ст. Льюис. В Кембридже получил образование выпускник Тринити колледжа Владимир Набоков.

Современное положение дел

Университет Саламанки

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты

О существовании школы при соборе в городе Саламанке, неподалеку от Мадрида, упоминается еще в 1130 году. Но официальной датой для отсчета истории одного из древнейших университетов Европы считается 1218 год, когда король Альфонс IX издал указ создании«Studium Generale» или «всеобщей школы» в Саламанке, объединив сеть школ, специализировавшихся на изучении Святого Писания и канонического права. Уже тогда здесь существовали кафедры канонического и гражданского права, медицины, логики, грамматики и музыки.

При короле Альфонсо X учреждение превратилось из «всеобщей школы» в «университет». В 1255 году Папа Римский Александр IV признал университетский статус Саламанки, а также предоставил университету право собственной печати, а за его выпускникам утвердил право преподавать во всех существующих университетах.

Университет Саламанки первым в Европе получил статус «университета». Также он стал первым европейским образовательным учреждением с собственной публичной библиотекой.

Именно в Саламанском университета был рассмотрен Трансатлантический проект Христофора Колумба. Здесь же после открытия Америки были признаны во всей полноте права местного населения.

Университет оставался папским вплоть до 21 мая 1852 года, когда церковные факультеты в нем были упразднены.

Интересно то, какие разные люди учились в Университете Саламанки: Эрнан Кортес, испанский конкистадор, завоевавший Мексику и уничтоживший государственность ацтеков, и Франсиско де Витория, один из зачинателей международного права, который первым выступил в защиту индейцев. Здесь же изучал науки основатель ордена иезуитов Игнасио Лойола, а доктором теологии при этом был крайне «неблагонадежный» философ и поэт-мистик Луис де Леон. Именно во время преподавания в Саламанском университете Антонио Небриха, профессор риторики и автор первой в мире грамматики «народного» романского языка, легко получил высочайшее благословение на публикацию своего труда.

Современное положение дел

Сегодня университет Саламанки лучшим местом для изучения испанской филологии и Латинской Америки. Именно преподаватели из этого вуза создают и проверяют экзамены DELE (экзамены по испанскому языку для иностранцев). Университет объединяет целый ряд научных центров: Центр мультимедийных технологий, Центр по исследованию поведенческих реакций и Центр лингвистических исследований.

Обучаются здесь около 30 тысяч студентов.

Падуанский университет

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты

В 1545 году при Падуанском университете был создан ботанический сад. Он является вторым по старшинству после Пизанского, однако претендует на звание старейшего из непрерывно действующих, так как его конкурент неоднократно переезжал с места на место.

Современное положение дел

Сегодня в университете учится 65 тысяч студентов на 13 факультетах. Среди них такие, как факультет гуманитарных наук и философии, инженерный, юридический, психологический, физико-математический, естественный, медицинско-хирургический и другие.

Источник

Когда, как и зачем появились первые университеты

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты

Современные университеты — это центры знаний и науки, где не только обучают студентов. Там проводят научные исследования и делают инновационные открытия, улучшающие нашу жизнь.

А насколько соответствовали этому описанию первые европейские университеты? Читайте статью и вы узнаете, в какую эпоху появились первые университеты в Европе и России, какие причины привели к их возникновению, а также познакомитесь с самыми старыми европейскими вузами, которые действуют и в наше время.

Хотите получать ещё больше полезного и интересного материала? Подписывайтесь на наш информационный канал. И не забывайте следить за актуальными акциями и скидками.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Откуда к нам пришло слово «университет»

Прежде, чем говорить о появлении первых университетов, давайте разберёмся, что означает сам этот термин.

Слово «университет» пришло к нам из латинского языка и имеет два значения:

Эти определения отлично описывают первые университеты, которые появились в Западной Европе. Ведь изначально это были не здания, а отдельные сообщества студентов и преподавателей, которые объединялись по определённому признаку: религиозному, языковому, национальному и так далее. Они создавали свою «вселенную», которая не подчинялась ни государству, ни местной церковной власти, а только Папе Римскому.

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университетыИ сегодня университеты — это сообщества учёных, преподавателей и студентов

В большей мере такие «университеты» напоминали гильдии мастеров или городские коммуны, чем современные образовательные учреждения.

Первые университеты в Европе образовывались на основе монастырских и других начальных школ и назывались «studium generale» — «всеобщая школа». Эти учебные заведения обладали правом выдавать учёные степени, которые признавались в других странах. Потом их стали называть «университетами», а прежнее название осталось в истории.

В какую эпоху появились первые университеты

В каком веке появились первые университеты? Официальные источники утверждают, что подобные типы учебных заведений возникли в Европе в эпоху Средневековья, то есть в XI — XII веках.

В какой стране официально появился первый университет? Это была Византийская Империя. Там в IX веке на базе ещё более древней школы византийский регент Ванда и учёный Лев Математик основали Магнаврскую школу, или Константинопольский университет.

В стенах Магнаврской школы изучали основные дисциплины того времени — философию, риторику, медицину и юриспруденцию. История университета трагически оборвалась после того, как турки захватили Константинополь.

А когда же появился самый первый университет в мире? Самым старейшим учебным заведением называют образовательное учреждение Аль-Азхар, расположенное в египетском Каире. Его основали в 970 году, однако статус университета заведение получило лишь в 1961.

Причины возникновения первых университетов в Европе

В Европе первые университеты появились не как прихоть отдельных учёных. Этому способствовали серьёзные изменения в обществе. Предпосылками появления первых университетов в Западной Европе можно назвать следующие:

Все эти причины выявили необходимость создавать новые институты и готовить специалистов в разных областях знания.

Папа Римский и демократия в первых университетах Европы

Первые университеты в Европе находились под непосредственным покровительством Папы Римского. Именно к нему обращались представители сообщества, которые хотели получить официальное признание. При положительном решении понтифик выдавал им папскую буллу. Это означало, что сообщество приобретает высокий статус «университета» и автономию от государства и местной церкви.

Независимость от государственной власти позволяло университетам устанавливать собственные законы. В большинстве таких первых учреждений царила демократия и свобода — студенты могли самостоятельно выбирать учителей и деканов. И даже если сообщество организовывалось вокруг религиозной школы, там также придерживались более свободных взглядов.

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университетыИстория хранит сказания о странствующих вагантах, которые часто были студентами

Где появились первые университеты в Европе

Где появился первый университет в мире, мы рассказали. А теперь давайте посмотрим, какие университеты появились первыми в Европе:

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Болонский университет

Первый университет Европы появился в городе Болонья, в Италии. История Болонского университета официально началась в 1088 году. Именно тогда Ирнерий — преподаватель Римского права — открыл свои публичные лекции, и со всех уголков Европы в Болонью потянулись толпы странствующих студентов. Все они мечтали послушать его выступления на площади и поучаствовать в научных дебатах.

Всё обучение в университетах велось на латыни, поэтому студенты свободно перемещались по Европе и понимали друг друга.

Юриспруденция и Римское право, которые дали толчок к развитию Болонского университета, и сегодня являются центральными предметами в данном учебном заведении.

В своё время в стенах этого университета учились такие знаменитые люди, как писатели Франческо Петрарка и Данте Алигьери, астроном Николай Коперник и медик Парацельс. А из современных фамилий можно назвать писателя Умберто Эко и премьер-министра Италии Романо Проди.

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университетыВнутренний двор Болонского университета

Парижский университет

Франция — не только законодательница моды, но и высшего образования. Именно здесь в 1160 году начинает возникать университет, который позже получит название Сорбонна.

Изначально в Парижском университете учились будущие богословы. А сейчас это 13 различных факультетов, где можно получить фундаментальные знания по разным наукам.

Самые известные студенты университета — это богослов Фома Аквинский, писатель Эмиль Золя, учёные-химики Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри, математик Анри Пуанкаре. Учились в Сорбонне и русские поэты, такие как Иосиф Мандельштам, Марина Цветаева и Николай Гумилёв.

Оксфордский университет

Где появился первый университет в Англии? В небольшом городке Оксфорд. Он официально начал свою работу в 1167 году. Именно тогда король Генрих II издал указ, который запрещал английским студентам поступать в Парижский университет. Учащиеся не растерялись и организовали своё высшее заведение, которое сейчас считается одним из самых престижных и дорогих в мире.

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университетыСтаринные здания Оксфордского университета

Оксфордский университет в своё время окончили такие известные учёные и общественные деятели как философ Джон Локк, железная леди Маргарет Тэтчер, писатели Льюис Кэрролл и Джон Толкиен, премьер-министр Великобритании Тони Блэр и другие.

Оксфордский университет наградил почётными степенями и российских литераторов. Среди них Иван Тургенев, Иосиф Бродский и Анна Ахматова.

Кембриджский университет

В 1209 году студенты и преподаватели Оксфорда, которые не сумели найти общий язык с руководством университета, основали свой в маленьком заброшенном городке Кембридж.

Кембриджский университет принял свою собственную конституцию, которой придерживается и в наши дни. Конечно, она не противоречит основным законам Великобритании, но выгодно отличает вуз от других учебных заведений.

Среди самых знаменитых выпускников Кембриджа можно назвать учёных Исаака Ньютона и Френсиса Бэкона, писателей Алана Милна и Уильяма Теккерея. Здесь же обучался российский писатель Владимир Набоков.

Университет Саламанки

Когда появился первый университет в Испании? Исследователи называют 1218 год. Именно тогда король Альфонс IX издал указ о создании всеобщей школы в Саламанке.

Университет славился не только сильными кафедрами в области кафедры права, медицины, логики, грамматики и музыки, но и единственной в Европе публичной библиотекой. Ещё одна особенность вуза — он долго оставался папским — вплоть до XIX века.

В стенах этого учебного заведения получали знания такие известные личности, как конкистадор Эрнан Кортес и основатель ордена иезуитов Игнасио Лойола.

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университетыУниверситет Саламанки

Падуанский университет

В середине XIII в Италии открыл свои двери Падуанский университет. Здесь не только изучали философию, астрономию, право и богословие, но также организовали первый в мире анатомический театр.

Этот театр устроили по принципу Колизея: множество рядов сидений возвышались над ареной, где… проводились вскрытия трупов в медицинских и образовательных целях. Так как за подобное Святая инквизиция отправляла в те времена на костёр, руководство университета принимало меры безопасности, чтобы быстро прятать место операции.

Какие известные личности учились в Падуанском университете? Среди его студентов можно назвать философа Николая Кузанского, учёных Николая Коперника и Галилео Галилея, а также первопечатника Франциска Скорину.

Падуанский университет — это первое учебное заведение Европы, где в 1678 году степень доктора философии присвоили женщине. Ей стала Елена Лукреция Корнаро Пископия, итальянский математик и философ.

Теперь вы знаете, в каких городах Европы появились первые университеты. Это Болонья, Париж, Оксфорд, Кембридж, Саламанка и Падуя. А когда же появились первые университеты в России?

Появление первого университета в России

Несмотря на то, что в Европе высшие учебные заведения активно развивались с XI века, российские цари даже не думали о такой перспективе. Первый университет в России появился только при императрице Елизавете Петровне в 1755 году.

По легенде, в столицу неизвестно откуда пришёл Михайло Ломоносов и убедил Её Высочество основать Московский университет, который позже получит его имя.

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университетыМосковский государственный университет имени М. В. Ломоносова

С этой историей связана ещё одна знаковая для всех российских студентов дата — 25 января. Именно в этот день императрица подписала указ. А сейчас это официальный праздник всех учащихся вузов в России, который занимает почётное место среди студенческих традиций разных стран.

Во всём мире студенты отмечают другую дату — 17 ноября. Официальный День студентов приурочен к трагическим событиям, которые развернулись в Чехии в 1939 году. В этот день нацисты закрыли все чешские университеты и арестовали более 1 000 студентов, некоторых из которых казнили.

Помимо МГУ в России в том же XVIII веке появился Академический университет Петербургской академии наук. Некоторые источники считают, что он даже старше МГУ, датируя его 1724 годом. Следующие университеты открывались уже при правлении Александра I.

Теперь вы знаете, в какой стране появился первый университет, с чем вообще было связано появление первых университетов в Европе и России и какие из них продолжают свою работу в наше время. А если вам будет нужна помощь в написании контрольных, курсовых или дипломных — смело обращайтесь в наш студенческий сервис.

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

Университеты Европы в период средневековья

когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Смотреть картинку когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Картинка про когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты. Фото когда в западной европе при соборах и монастырях стали появляться первые университеты

2. Возникновение университетов…………………………………………5

3. Итальянские университеты……………………………………………..7

4. Парижский университет………………………………………………. 9

5. Содержание университетского образования………………………. 12

7. Список источников и литературы……………………………………..

В конце XII — начале XIII в. появились первые университеты. Слово «университет», образованное от латинского universities — «целостность», «совокупность», означало корпорацию педагогов и студентов.

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.

В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.

Наибольшей славой среди них пользовались: Парижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Каковский. Многие из них существуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняют старинные традиции.

Обычно в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский.

В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На этом основании артистический факультет, где изучалось «семь свободных искусств». На богословском факультете изучали Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, по окончанию обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию). На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата. На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.

2. Возникновение университетов.

Средневековые европейские университеты появились как религиозные собрания единоверцев, на которых с трибуны произносились проповеди в пользу какого-либо религиозного учения. Кафедры в переводе с греческого означают буквально: “места заседания”. Единообразная трактовка религиозных учений стало для единоверцев универсальным, всеобщим, то есть по-гречески καθολικός, то есть католическим. Этим было предопределено большое внимание к вопросам воспитания паствы и обучения священнослужителей. С другой стороны, развитие образования было вызвано практическими потребностями. В это время происходит экономический подъем, усложнение товарно-денежных отношений, и как следствие рост средневековых городов. Городское население почувствовало практическую необходимость в ориентированном на их потребности образовании. XII-XIII века – это эпоха многочисленных передов с арабского, а в результате IV крестового похода и с греческого на латыни. Европа наконец-то получает доступ к трудам Аристотеля в полном объеме, правда в арабском изложении. Также переводятся весьма ценные труды из области зоологии, ботаники, астрономии и вообще естественной истории. Расширяется социальный состав учащихся. Помимо роста числа горожан, заинтересованных в конкретных знаниях, учебные заведения стали посещать больше представителей старых сословий. Школьные центры перемещались из стен монастырей в кафедральные соборы, а дальнейшее развитие университетов привело к еще большей обособленности сферы образования. Главнейшей особенностью этого процесса стал переход образования из рук монахов в руки белого духовенства, ученых клириков – горожан. В университетах четко прослеживается специализация по предмету обучения.

В учебной жизни средневекового университета большое место занимали диспуты. На так называемых магистерских диспутах обучавший студентов магистр умело втягивал их в спор. Предлагая подтвердить или оспорить выдвинутые им тезисы, он заставлял студентов мысленно сверять эти тезисы с мнениями “отцов церкви”, с постановлениями церковных соборов и папскими посланиями. Во время диспута каждому тезису противопоставлялся контртезис противника. Тактика наступления заключается в том, чтобы вереницей взаимосвязанных вопросов подвести противника к такому вынужденному признанию, которое либо противоречило его собственным утверждением, либо расходилось с незыблемыми церковными истинами, что было равносильно обвинению в ереси. [1.]

Университеты, возникшие на рубеже XII-XIII веков, стали логическим продолжением ранее существовавших городских и монастырских школ и представляли собой новую организационную форму высшей школы. Название «universitas» означало политическую корпорацию учителей и учеников (магистров и школяров), которая, получением различных привилегий, заняла положение публично-правовой корпорации. Средневековые корпорации складывались с целью взаимопомощи, улаживания внутренних конфликтов, для противостояния натиску извне, защиты своих прав в любой «агрессивной среде».

Эта эпоха дала миру немало выдающихся ученых, философов, поэтов. Вот только некоторые из них – Фома Аквинский, Гуго Сен-Викторский, Иоанн Солсберийский, Раймунд Луллий, Роджер Бэкон, Пьер Абеляр и многие другие. Период XII-XIII веков стал временем развития интеллектуальной жизни, накоплением новых знаний и возрождения старых. Появляется мощный импульс, дающий толчок к развитию системы образования – развиваются школы, появляются университеты.

3. Итальянские университеты.

Несравненно большее значение для Италии имел Болонский университет. Уже с Х в. в Северной Италии стала замечаться несколько практическая тенденция в занятиях науками: в других европейских странах изучали диалектику, риторику, логику, грамматику. В Болонье, как и в других крупных центрах Италии издревле изучали римское право. По-настоящему глубокому изучению права начало было положено в конце ХІ в., Ирнерием. Он был преподавателем в школе свободных искусств. Изучив самостоятельно, юстинианово право, он приобрел репутацию легиста. Под патронажем графини Матильды, владелицы Тосканы и части Ломбардии, он открыл специальную юридическую школу в Болонье, а с публичными лекциями впервые выступил в 1088 г. Лекции Ирнерия не замедлили принести широкую известность. У него оказалось много учеников, из которых самыми знаменитыми были доктора: Бульгар Мартин, Гозиа, Гуг и Жак де-ла-Порте Ревенанте. Скоро болонские профессора права получили заметный перевес над прочими учеными города и приобрели европейскую известность. Болонские юристы совершили переворот в изучении римского права: они изучали и преподавали его не как придаток к риторике, а как самостоятельный предмет в полном объеме.

В Болонье, в частности, было четыре нации: кампанская, тосканская, ломбардская и римская. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу ХІІ века университет в Болонье. Университет этот, являющийся (наряду с парижским, основанным в ту же эпоху – 1200 г.), самым старинным в Европе, уже со дня своего образования имел две особенные черты:

1. Это не была ассоциация профессоров (universitas magistrorum), власти которых исключительно должны были подчиняться ученики. Напротив, это была ассоциация studenti (universitas scholarium), сама выбирающая руководителей, которым, в свою очередь, подчинялись профессора. Болонские студенты делились на две части: ультрамонтанов и цитрамонтанов, из которых каждая ежегодно избирала ректора; обе части участвовали в управлении университетом. Профессора выбирались студентами на определенное время, получали гонорар по условию и обязывались нигде, кроме как в Болонье, не преподавать.

2.В противоположность Парижскому, который был вначале посвящен единственно теологии, Болонский был юридическим. Изучение римского права, положившего начало университету, а также канонического, введенного в программу с ХІІ века, остались главными предметами университетского преподавания.

Самым блестящим периодом болонской школы права был промежуток времени между нач. ХІІ ст. и второй пол. ХІІ ст., охватывающий собой лекции Ирнерия и преподавание Аккурсием. В этот период нашел самое широкое и плодотворное применение, как в устном изложении, так и в сочинениях глоссаторов, новый метод обучения. В течение этого длинного периода самыми известными из глоссаторов были: Плацентин, работавший над кодексом Юстиниана и основавший школу в Монпелье; Бургундио – один из немногих глоссаторов, знавших греческий язык; Рожер, Жан Бассиэн, Пиллиус, Азо и Аккурсий, самый знаменитый из глоссаторов. [3.]

В период наивысшего расцвета в Болонском университете права наряду с юриспруденцией начинают процветать и другие науки. Так, к тривиуму, комплексу наук раннего Средневековья, который состоял из грамматики, риторики и диалектики, прибавился в эту эпоху позднего Средневековья квадриум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка плюс (чуть позднее) логика и математика. Процветают здесь и другие науки: философия, латинская и греческая литературы и медицина.

Однако за взлетом вскоре приходит и падение. Многое поспособствовало этому: борьба гвельфов и гибеллинов и, как следствие, участие самих профессоров университета в партийных распрях; постепенное подпадание профессоров под влияние городского муниципалитета, претендовавшего на регулирование профессорского преподавания, не считаясь с личными способностями преподавателя и с интересами науки. Таким образом, университет Болоньи постепенно утрачивал свое первенство в преподавании права. В довершение всего самые знаменитые легисты стали преподавать право уже в Пизе, Перузе, Падуе и Павии.

За время своего существования Болонская школа оказывала огромное влияние не только на Италию, но и на Западную Европу. Благодаря своим методам и доктрине, она в значительной степени обновила науку права и оказала на законодательство, учреждения и на сами идеи европейского общества огромное влияние, которое чувствовалось на протяжении всех Средних веков.

Болонский университет стал прообразом многих других подобных заведений в Европеэ Профессора, и студенты Болоньи рассеивались по Европе, распространяя науку, которую они сами получили там. Так, в Италии были образованы университеты в: Виченце (1203), Ареццо (1215), Падуе (1222). Во Франции же был основан университет в Монпелье (1137).

Самым заметным после Болонского университета был университет Падуанский, где процветало изучение философии; именно тут схоластическое преподавание выработало главнейшие свои методы. Несмотря на то, что лишь с ХІV в. он получил более-менее полные статуты, уже с первых лет существования пользовался большой популярностью. Из иностранцев особенно охотно его посещали испанцы и провансальцы. Остальные же – например, в Виченце, в Ареццо, в Верчелли, – университеты просуществовали недолго, до конца ХІV – нач. ХV вв. Документы о них далеко не так обширны, как о первом и самом замечательном университете – Болонском. Немногим более продержались studii generalis в Сиене (1246) и в папской курии в Риме (1244-1245).

4. Парижский университет.

История Парижского университета очень обширно освещена в отечественной исторической науке благодаря многочисленным исследованиям. Парижский университет развился из церковных школ в первый светский в Европе университет в 1215 году.

Все занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать итальянского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой.

В Парижский Университет входили около 7 тысяч преподавателей и студентов, а помимо них являлись членами союза – книготорговцы, переписчики рукописей, изготовители пергамента, перьев, чернильного порошка, аптекари и т.д. В долгой борьбе с городскими властями, которая шла с переменным успехом (иногда преподаватели и школяры покидали ненавистный город и переселялись в другое место), университет добился самоуправления: он имел выборных руководителей и собственный суд. Парижскому Университету независимость от светских властей была дарована в 1200г. грамотой короля Филиппа II Августа.

Преподаватели университета создали объединение по предметам – факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора – руководителя университета. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала пять-шесть лет, то будущего философа – богослова – целых 15.

На занятиях студенты слушали и записывали лекции (по-латыни – «чтение») профессоров и магистров. Учёность преподавателя проявлялась в его умение разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и научных понятий. Помимо лекций проводились диспуты – споры по заранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

В средневековых школах часто преподавали люди разных национальностей. Некоторые из этих школ, организованных на более или менее интернациональной основе, приходили в упадок и прекращали своё существование. Другие стали университетами. С течением времени, однако, некоторые центры учёности, имевшие факультеты теологии, права и медицины, стали университетами в другом смысле: они имели хартии, уставы и устоявшиеся формы управления, а их профессоры имели право учить повсеместно. В Парижском университете сложилась система коллегий, контролируемых докторами или преподавателями. В XIII веке Парижский университет, занимал передовые позиции в области теологии и спекулятивной философии. Важным событием в жизни этого университета было устроение учебных заведений, создаваемых новыми монашескими орденами. Орден проповедников, широко известный как доминиканский, проявил понятный вполне интерес к изучению теологии. Но св. Франциск Ассизский с его приверженностью буквальному следованию Христу и апостолам по пути бедности даже не помышлял, чтобы его последовали владели учебными заведениями и библиотеками и преподавали в университетах. Однако, превращение первоначальной общины последователей, или собратьев этого святого в организованное сообщество, членами которого были священники, сделало необходимой заботу об учёбе. Кроме того, Святейший Престол быстро оценил потенциальные возможности новых пылких нищенствующих орденов. В частности, Григорий IX заботился о развитии образованности среди францисканцев, делал всё возможное, чтобы внедрить доминиканцев и францисканцев в жизнь Парижского университета и укрепить там их позиции. В 1217 г., доминиканцы обосновались в Парижском университете, а 1229 г. получили там кафедру теологии. В том же году францисканцы, обосновавшиеся в Париже несколько позже, также получили кафедру, а их первым профессором был англичанин Александр из Гэльса.

Учебный курс был рассчитан на долгий срок. Однако в те дни в университет приходили более молодые студенты, чем сегодня. Так в XIII веке в Париже студенты сначала шесть лет учились на факультете искусств. В этот период студент мог стать «бакалавром» и помогать на второстепенных ролях в обучении других. Но он не мог начать учительствовать, пока ему не исполнится двадцать лет. Содержание учебного курса составляли «свободные искусства»; литература практически не изучалась, зато большое внимание уделялось грамматике. Логика представляла собой, конечно, главным образом логику Аристотеля, хотя изучалось также и «Введение» Порфирия.

Как уже говорилось, курс теологии преподавался сперва в течение восьми лет, однако имел тенденцию удлиняться. После завершения курса на факультете искусств и нескольких лет преподавания студент посвящал четыре года изучению Библии и два – изучению «Сентенций» Петра Ломбардского. После этого он мог стать бакалавром и в течении двух лет читать лекции по Библии, а в течении одного года – по «Сентенциям». Степень магистра или доктора он получал ещё через четыре – пять лет.

В 1210 г., местный Собор в Париже под угрозой отлучения запретил использовать на факультете искусств сочинения Аристотеля по «Естественной философии» – будь то публично или приватно. В 1215 г. незадолго до того утверждённый устав Парижского университета запретил профессорам факультета искусств читать лекции по сочинениям Аристотеля, посвященным метафизике и философии природы, или по их изложениям. В 1231 г. папа Григорий IX издал буллу, в которой заявил, что сочинения, запрещённые в 1210 г., не должны использоваться в Париже до тех пор, пока не будут очищены от всех подозрительных мест.

После отъезда многих англичан во время Столетней войны и многочисленных немцев в период Великой Схизмы Парижский университет становится всё более французским по своему составу. По крайней мере, со времени правления Филиппа Красивого он играет значительную политическую роль. Университет официально представлен в национальных соборах французской церкви, на ассамблее Генеральных штатов. Он выступает как посредник во время борьбы двора и парижан, возглавляемых Этьеном Марселем, во время восстания майотенов; подпись представителя университета стоит под договором в Труа. [4.]

Престиж университета огромен. Он объясняется не только числом студентов и преподавателей, но и всех оканчивавших его магистров, которые занимают первостепенные должности по всей Франции и за её пределами, сохраняя тесные связи с университетом.

Схизма поколебала это равновесие. Одновременно университет отстаивает верховенство Собора над папой, относительную независимость национальной церкви от Святого престола. Но если первое требование подняло престиж университета в христианском мире, то второе привело к охлаждению в отношениях с папством.

В то время разыгрался французский кризис, который подорвал позиции парижского университета. После восстания Париж становится столицей английского короля. Самым известным эпизодом этого английского периода Парижского университета были его действия против Жанны д’Арк. Заявляя о своей к ней враждебности, университет хотел не только угодить своему иностранному хозяину. Он следовал здесь и за народным мнением, которое было чрезвычайно враждебно к Орлеанской Деве. Известно, что университет руководил процессом против Девы и с нескрываемым удовлетворением сообщил о её осуждении английскому королю.

В 14 37 г. король лишает университет налоговых привилегий и принуждает внести свой вклад в повышенные подати для отвоевания Монтеро. В 1445 г. у него отнята судебная привилегия, он становится подвластным решениям парламента. Король поддерживает реорганизацию университета, осуществляемую папским легатом, кардиналом д’Этутвилем, в 1452 г.

В 1470 г. Людовик XI обязывает мэтров и студентов из Бургундии присягать ему на верность. Наконец, в 1499 г. университет теряет право на забастовку. Отныне он в руках короля.

5. Содержание и формы университетского образования.

Устройство университетов как корпораций напоминает структуру ремесленных цехов. Ученое производство облекалось в такие же регламентированные статутами формы, как и ремесленное.

Типичной можно назвать университетскую корпорацию в Париже. Она состояла из четырех факультетов: артистического, юридический, медицинский и теологический. Высшие факультеты – медицины, права и теологии управлялись титулованными регентами во главе с деканами. Факультет искусств, как самый многочисленный, делился на нации по месту рождения студентов. В Париже было четыре таких нации: французская, пикардийская, нормандская и английская.

Совершенно иначе обстояло дело в Болонском университете. Здесь студентами были достаточно взрослые люди, они заключали договоры с наставниками и контролировали качество обучения. Здесь было два ректора – главы факультетов гражданского и канонического права. Нации делились на две федерации – цитрамонтанцев и ультрамонтанцев.

В обязанности студента входило посещение лекций: обязательных дневных (ординарные) и повторительных вечерних. Важная особенность университетов той эпохи — диспуты. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему. Его помощник — бакалавр — вел дискуссию, то есть отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В таком случае нередко обсуждали животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.

Как правило, выпускника университета ждала прекрасная карьера. С одной стороны, университеты активно сотрудничали с церковью. С другой — вместе с постепенным расширением аппаратов управления различных феодалов и городов возрастала потребность в грамотных и образованных людях. Вчерашние студенты становились писцами, нотариусами, судьями, адвокатами, прокурорами.

В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал «семь свободных искусств» (septem artes liberales), состоявших из двух циклов—«тривиум» (trivium—«перекресток трех путей знаний»: грамматика, риторика, диалектика) и «квадривиум» (quadrivium—«перекресток четырех путей знания»: музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения «философии» предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский. [6.]

Учебные занятия в университете были рассчитаны по составленному учебному плану на весь учебный год. Он делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus оrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также «малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Основных форм преподавания было три:

По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал «право на преподавание» (licentio docendi), становясь «лиценциатом». Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир. [7.]

Проблема возникновения университетов, их становления и развития освещена в работах отечественных ученых достаточно полно. Исследователи подробно описывают проблемы, неизбежно возникавшие при появлении университета, их взаимоотношения со светскими и церковными властями. При всем многообразии университетов, их географическом положении и научном направлении, дисциплины, изучаемые в университетах, были примерно одинаковыми. Отличия объяснялись спецификой течения научной мысли в различных университетских центрах. Философская наука являлась важнейшей и неотъемлемой частью университетского образования. Она была универсальным методом практически для любой отрасли науки. В то же время она старалась освободиться от своего клейма «служанки теологии» и обращала свое внимание на более специальные вопросы, особенно естественнонаучного характера.

Система образования, возникшая в средние века в Западной Европе, во многом предопределило развитие современной образовательной системы. Современные университеты – прямые потомки средневековых. Можно сказать, что проблема образования была одной из наиболее острых социальных проблем, как в средние века, так и в наши дни. Поэтому изучение этого аспекта духовной жизни средневекового общества никогда не перестанет быть актуальным.

7. Список источников и литературы.

1. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х томах./ Под ред. В.Г. Безрогова и О.И. Варьяш М., 1994.

2. Документы по истории университетов Европы XII-XVвв./ Под ред. Г.И. Липатниковой. Воронеж. 1973.

3. Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д. Сказкина

4. Уваров П.Ю. Парижский университет и общественная жизнь средневекового города (по франкоязычным произведениям XIII-нач. XIV вв.). М., 1982.

5. «История средних веков» А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович. Москва, ИНТЕРПРАКС 1995 год.

6. Из истории университетов Европы: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 1984.

7. Тарле Е.В. История Италии в средние века. СПб., 1901.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *