когда закрываются врата после пасхи
Цитаты Святых Отцов на каждый день
«Забота о спасении души — величайшая забота, достойная человека»
(Святитель Николай Сербский)
О храме
Подать записки
Служение
Расписание бесед и занятий
Информация
НЕ ПРОПУСТИТЕ.
Светлая седмица. Почему на Пасху Царские врата всегда открыты? Что такое артос?
Первая неделя после Пасхи называется Светлой седмицей, и каждый ее день — Светлым: Светлый Понедельник, Светлый Вторник и так далее. В течение всей недели богослужения совершаются по пасхальному чину, а после каждой Божественной литургии — праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа.
Царские врата открыты в течение всей недели и даже во время причащения священнослужителей. Только в Светлую Субботу их закроют.
Есть различные толкования этой богослужебной традиции, но основная мысль такова: Христос воскрес из мертвых, разрушил двери ада и смерти и открыл врата рая, мир небесный, духовный, для всех, кто хочет быть с Богом. Открытые врата символизируют отверстые навстречу человеку небеса.
Каждый день над городами и селами, где есть православные храмы, в дни Светлой седмицы звучит праздничный колокольный звон, и по благословению настоятеля каждый прихожанин может подняться на колокольню, чтобы благословенным колокольным звоном возвестить всему миру о радости Воскресения Христова.
В течение сорока дней до отдания Пасхи все верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери, а в пятницу — в честь Ее иконы «Живоносный источник». В этот день освящается вода.
Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артосом. Обычай этот установлен с апостольских времен.
Известно, что после Своего Воскресения Господь неоднократно являлся апостолам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы, после Божественной литургии, артос торжественно благословляется и читается особая молитва на его раздробление. После этого частички священного хлеба раздаются верующим, которые разрезают их на маленькие кусочки и вкушают натощак, особенно во время болезни.
В Субботу Светлой седмицы перед 9-м часом впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его до Вознесения Господня. Следует помнить и о том, что в России существовала традиция: в дни Светлой седмицы обязательно помогать бедным, немощным и больным, делать большие подаяния. И нам с вами несложно принести одинокой старушке соседке или семье, попавшей в сложную ситуацию, освященные яйца, куличи, какие-то вкусные блюда со своего праздничного стола. Впрочем, доброе и милосердное отношение к людям, стремление помочь нуждающимся должны быть у нас всегда.
На Светлой седмице отменяются однодневные посты в среду и пятницу.
Цитаты Святых Отцов на каждый день
«Забота о спасении души — величайшая забота, достойная человека»
(Святитель Николай Сербский)
О храме
Подать записки
Служение
Расписание бесед и занятий
Информация
НЕ ПРОПУСТИТЕ.
Светлая седмица. Почему на Пасху Царские врата всегда открыты? Что такое артос?
Первая неделя после Пасхи называется Светлой седмицей, и каждый ее день — Светлым: Светлый Понедельник, Светлый Вторник и так далее. В течение всей недели богослужения совершаются по пасхальному чину, а после каждой Божественной литургии — праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа.
Царские врата открыты в течение всей недели и даже во время причащения священнослужителей. Только в Светлую Субботу их закроют.
Есть различные толкования этой богослужебной традиции, но основная мысль такова: Христос воскрес из мертвых, разрушил двери ада и смерти и открыл врата рая, мир небесный, духовный, для всех, кто хочет быть с Богом. Открытые врата символизируют отверстые навстречу человеку небеса.
Каждый день над городами и селами, где есть православные храмы, в дни Светлой седмицы звучит праздничный колокольный звон, и по благословению настоятеля каждый прихожанин может подняться на колокольню, чтобы благословенным колокольным звоном возвестить всему миру о радости Воскресения Христова.
В течение сорока дней до отдания Пасхи все верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери, а в пятницу — в честь Ее иконы «Живоносный источник». В этот день освящается вода.
Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артосом. Обычай этот установлен с апостольских времен.
Известно, что после Своего Воскресения Господь неоднократно являлся апостолам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы, после Божественной литургии, артос торжественно благословляется и читается особая молитва на его раздробление. После этого частички священного хлеба раздаются верующим, которые разрезают их на маленькие кусочки и вкушают натощак, особенно во время болезни.
В Субботу Светлой седмицы перед 9-м часом впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его до Вознесения Господня. Следует помнить и о том, что в России существовала традиция: в дни Светлой седмицы обязательно помогать бедным, немощным и больным, делать большие подаяния. И нам с вами несложно принести одинокой старушке соседке или семье, попавшей в сложную ситуацию, освященные яйца, куличи, какие-то вкусные блюда со своего праздничного стола. Впрочем, доброе и милосердное отношение к людям, стремление помочь нуждающимся должны быть у нас всегда.
На Светлой седмице отменяются однодневные посты в среду и пятницу.
Когда закрываются врата после пасхи
Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.
В Светлый вторник совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. В XVII веке слух о чудотворном образе через паломников распространился по России, по просьбе будущего патриарха Никона копия с иконы прибыла в Москву.
В Светлую пятницу совершается празднование иконе Божией Матери «Живоносный источник». После Литургии по обычаю бывает малое освящение воды.
В Светлую субботу на Литургии читается молитва на раздробление артоса, после богослужения его раздают верующим.
Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой и напоминает о том, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Свое явление. В этот день вспоминается также уверение апостола Фомы, почему его называют Фоминой неделей или Фоминым воскресеньем.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6).
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю, от собственно Пасхи до Недели Фоминой. Эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день — Светлая Суббота.
В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
Всю неделю, после Литургии, совершаются крестные ходы около церкви, в которых, носится крест Христов. В продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.
После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где » времени уже не будет» (Откр. 10, 6).
На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны.
Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются.
На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.
Светлый понедельник
Согласно библейскому преданию, в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознесся небо. Светлый понедельник — христианский праздник в память о первом дне после воскресения Христа. Согласно Библии, Христос воскреснув, неузнанным явился двум своим ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.» (Лк., 113-е зач., 24: 12–35)
Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелиео явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 20:19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу.
Светлый Вторник
Во вторник Светлой седмицы Православная Церковь празднует день Иверской Иконы Божией Матери. Этот праздник установлен в честь обретения чудотворного образа на горе Афон вXI веке. Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница (греч. Портаитисса) — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно православному преданию он написан евангелистом Лукой.
Тропарь Иконе Божией Матери Иверская.
От святыя иконы Твоея,
о Владычице Богородице,
исцеления и цельбы подаются обильно
с верою и любовию приходящим к ней,
тако и мою немощь посети,
и душу мою помилуй, Благая,
и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Светлая Среда
Православные христиане при возможности стараются во все дни этой седмицы побывать в храмах, где продолжаются богослужения Светлого Христова Воскресения, алтарные Царские врата отверсты, а вокруг церквей и монастырей совершаются Пасхальные крестные ходы. В каждом алтаре до Светлой субботы пребывает освященный за Пасхальной службой хлеб — артос, похожий на большую просфору и который будет раздробляться и раздаваться верующим в ближайший субботний день. В этот день за православными богослужениями прочитывается большой отрывок из Евангелия, завершением которого являются слова Спасителя, предрекающие то, что настанет момент, когда ученики увидят Господа во славе: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Светлый Четверг
В четверг Светлой Седмицы в Евангельском чтении говорится о том, как к Христу пришел фарисей Никодим, которому Господь поведал о рождении свыше, о Таинстве Крещения.
Светлый Пяток
В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник». В этот день после Литургии совершается чин малого освящения воды (водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный источник»), а если позволяют местные обстоятельства — крестный ход на водоемы или водные источники. Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.
Для келейного чтения предназначен Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Живоносный Источник».Появление этого образа связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой милости Божией Матери, став впоследствии императором (455 — 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834 — 1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм, который действует до сего времени.
Светлая Суббота
Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.
В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артосторжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).
В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.
Антипасха. Фомино Воскресенье
Пасхальный Период
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.
Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника св. Троицыколенопреклонений и земных поклонов не полагается.
До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны.
Пасхальные песнопения поются в церкви до Праздника Вознесения Господня, который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.
Почему Церковь освящает куличи и пасхи
Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровью. «Пасха Христос избавитель», как поет Церковь и говорит апостол Павел (1 Кор. 5:7). Поэтому особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста и в светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.
Употребление освященных пасох и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, З—4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
Всё о Светлой седмице
Пятница Светлой седмицы.
В пятницу Светлой седмицы после Литургии в православных храмах обычно совершается водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный источник».
Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.
ЧТО ТАКОЕ АРТОС?
В субботу светлой седмицы по окончании Божественной Литургии по уставу Православной церкви раздробляется святой артос и раздается верующим. Слово артос (по-гречески — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!”.
ЗАКРЫТИЕ ЦАРСКИХ ВРАТ
Царские врата в храмах остаются отворенными всю пасхальную седмицу в знак того, что воскресший Христос отверз для каждого человека двери Царства Небесного.
В субботу перед вечерней службой Царские врата закрываются, но еще сорок дней, до праздника Вознесения Господня, каждое богослужение напоминает нам о Пасхе Господней.
О ПРИЧАСТИИ В СВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ
Обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми христианами есть тот, чтобы во всю Светлую седмицу не пропускать ни одного церковного богослужения. Молитвенное правило в эти дни особое — пасхальные часы. Поститься в эти дни не обязательно, потому что мы постились уже весь Великий пост пред этим.
Неделя первая. Светлая, 3-8 мая
7 недель после Пасхи
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Как вы думаете, сколько времени празднуется православная Пасха? Конечно, не один день, и даже не неделю, а пятьдесят дней, или чуть больше семи недель. С момента, когда ученицы Христа первыми увидели пустой гроб и узнали о Воскресении Господа из мертвых, прошло пятьдесят дней до часа, когда эта Весть прозвучала во всеуслышание на улицах Иерусалима. На пятидесятый день апостолы Христовы перестали таиться и вышли на проповедь Евангелия (Пятидесятница или день Святой Троицы), обращая сразу тысячи слушающих. На пятидесятый день после Пасхи родилась Церковь, та самая, что существует уже двадцать веков. Та самая, к которой принадлежим и мы с вами.
Неделя первая. Светлая, 3-8 мая Пасха Воскресения
Знаете ли вы, что Светлая седмица в древней Церкви именовалась Пасхой Воскресения?
В первые три века христианства название «Пасха» носили две недели: предшествующая дню Воскресения Христова и последующая. Предшествующая именовалась Пасхой Крестной, или Пасхой Страстной, и только после Первого Вселенского собора, прошедшего в 325 году, получила свое современное название — Страстная седмица. Также и Светлая седмица. А собственно Пасхой соборяне постановили называть сам день, в который воскрес Спаситель.
Чем это время отличается от обычного, да и от всех иных праздников?
Настоящим ликованием, отраженным всеми возможными средствами в церковной жизни! Так, например, если Великим постом пение, где это возможно, уступает место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение, обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются!
А что меняется в нашей повседневной жизни?
Мы оставляем обычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо них всю первую неделю по Пасхе читаем Пасхальные часы.
На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход.
Зачем все это делается? Отчего тут радость? Оттого, что не нужно исполнять тягостную обязанность подолгу и внимательно молиться и бить поклоны?
Дело, конечно, совсем не в этом. Во-первых, после напряжения поста, особенно Страстной недели, Церковь дает христианам столь необходимый отдых и послабление. А во-вторых, основное содержание этого времени — торжество: необходимое во все дни жизни человека покаяние как бы уходит в тень, христианин объят другим чувством — льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о восстановлении нас, людей, в своем достоинстве. Это радость Адама о возвращенном Рае, радость блудного сына о незаслуженно принявшем его Отце.
Обратите внимание: ведь даже обычно закрытые Царские врата алтаря всю Светлую седмицу остаются открытыми, в знак того, что для человека снова открыты двери Домой, к Отцу.
Некоторые люди на Светлую седмицу берут отпуск с тем, чтобы бывать в храме в эти уникальные дни года. Именно в эти дни в полноте становятся ясны слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес 5:16–18).
Артос. Хлеб
Артос — так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. «Артос» в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб». Освящается он в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу стоит на аналое (особом столике) перед иконой Спасителя, справа от Царских врат. А когда службы нет — прямо во вратах, которые приоткрываются ровно настолько, чтобы в их створках поместился аналой с артосом. Сохраняется традиция выносить артос во время ежедневных на Светлой неделе крестных ходов.
Зачем все это нужно? По одной из версий этот обычай восходит к апостольской традиции: когда ученики Христовы собирались после Его Воскресения на трапезу, согласно преданию, они полагали часть хлеба на столе для Него, как всегда делали при Его земной жизни. В монастырях эта традиция продолжает жить в своем изначальном виде: всю неделю артос приносят в трапезную и поставляют на незанятое место за столом или на отдельный столик.
Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа с нами. Вместе с тем это есть символ жизни вечной: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать (Ин 6:35), как сказал о себе Спаситель.
Раздается артос в субботу Светлой недели, после утреннего богослужения. Есть его полагается натощак и — в особых случаях, например, в болезни.