когнитивные методы обучения русскому языку

Статья «Развитие когнитивных функций учащихся на уроках русского языка»

когнитивные методы обучения русскому языку. Смотреть фото когнитивные методы обучения русскому языку. Смотреть картинку когнитивные методы обучения русскому языку. Картинка про когнитивные методы обучения русскому языку. Фото когнитивные методы обучения русскому языку

Развитие когнитивных функций учащихся на уроках русского языка Современная жизнь требует, чтобы каждый выпускник средней школы говорил и писал правильно, выразительно. Вот почему в последнее время важнейшей задачей изучений родного языка является усвоение навыков устной и письменной речи. Все программы, рекомендованные для средней школы, предполагают подобную работу. Правда, материал, предложенный в них, очень быстро устаревает. Поэтому мы предлагаем ряд дополнительных заданий, развивающих не только речь, но и внимание, память и воображение, т.е. главные когнитивные функции. Мозг предпочитает новизну и непредсказуемость. Наши когнитивные функции развиваются, когда мы сталкиваемся с новыми идеями, событиями, испытаниями.

Основой развития речи мы считаем обогащение словарного запаса. Ребенок должен четко знать лексическое значение любого слова, которое он использует в устной или письменной речи. В результате исследований выявлено, что существует 4 уровня усвоения слова человеком:

1 уровень- узнавание слова (по принципу «знаю- не знаю»)

2 уровень- умение вспомнить слово, обозначающее какое-либо понятие.

3 уровень- умение дать определение лексического значения слова.

4 уровень- умение ввести в контекст данное слово, при этом выявляется не только понимание лексического значения слова, но и знание его грамматических признаков, особенностей его сочетаемости с другими словами.

На уроках русского языка необходимо уделять внимание всем четырем уровням, но особенно 3 и 4 уровням: учить детей давать различными способами определение словам и создавать собственные тексты с использованием данных слов.

Психологи считают, что одна из важнейших проблем средней школы- развитие абстрактного мышления. Эта проблема тесно связана с развитием связной речи учащихся. Как известно, абстрактное мышление подростка проявляется в его способности воспринимать абстрактные понятия, прежде всего термины, а также пословицы, фразеологизмы. Но работа с этими лексическими единицами может носить не только диагностический, но и развивающий характер. Поэтому уже с пятого класса предлагаем как можно чаще на уроках проводить так называемые философские минутки. Ученикам предлагаются в 5 классе фразеологизмы, в 6- пословицы, в 7- мудрые мысли. Этот лингвистический материал подбирается с учетом литературного материала, изучаемого на уроке. Например, в 7 классе при изучении кратких причастий детям предлагается афоризм Аристотеля: «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию и к подчинению». Учащиеся выполняют полный синтаксический разбор этого предложения, объясняют значение слов «причастен», «властвование», «подчинение», «гражданин». Потом им предлагают ответить на вопросы:

— кто такой Аристотель?

— как вы понимаете его мысль?

— согласны ли вы с мнением античного философа?

Найдите в предложении контекстуальные синонимы. Какой риторический прием использует Аристотель?

Работа по развитию речи должна предусматривать обогащение опыта каждого ребенка по темам, имеющим познавательное и воспитательное значение, расширять знания учащихся в стилях речи, правилах их использования.

Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и несвязным.

Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной речи, что им сложно литературно выражать свои мысли. У старших школьников также вызывает затруднение выделения общего смысла художественного произведения и описание характеров главных героев.

Развитие активной речи педагоги, логопеды и нейропсихологии предлагают вести одновременно в нескольких направлениях, которые включают обогащение словарного запаса, обучение последовательному пересказу и самостоятельное составление рассказов, активизацию ассоциативных связей между словами. Также немаловажную роль в развитии речи учащихся играет работа по овладению изобразительно-выразительными средствами языка.

Дидактический материал по развитию речи, памяти и мышления.

Упражнение 1. Вставьте пропущенные слова в пословицы и афоризмы.

Источник

Текст книги «Аксиологическая методика преподавания русского языка»

когнитивные методы обучения русскому языку. Смотреть фото когнитивные методы обучения русскому языку. Смотреть картинку когнитивные методы обучения русскому языку. Картинка про когнитивные методы обучения русскому языку. Фото когнитивные методы обучения русскому языку

Автор книги: Алевтина Дейкина

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

Текущая страница: 9 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

4.2. Когнитивная теория методики как стратегическая основа школьного курса русского языка

В современной методической науке ведутся интенсивные исследования когнитивной природы в познании русского языка. Этому есть причины: роль русского языка отражена в доктрине национальной безопасности; русский язык осмысливается как феномен русской культуры, частью которой является великая русская литература; механизмы языкового познания ориентированы на сознательный процесс усвоения знаний и продуктивно-творческий уровень деятельности; внимание акцентировано на языке как средстве общения и мышления. Добавим к этому инновационные способы презентации и усвоения знаний в учебно-познавательной деятельности учащихся; новые требования к типу и результатам овладения русским языком; изменения в стиле организации учебного дискурса путем диалогизации, проблемности, сотрудничества и др.

Базисные категории современной методики, отраженные в ее терминосистеме, также требуют особого внимания: расширился круг компетенций, которые связаны с задачами и эффективностью преподавания; актуализировано понятие подход как стратегическое направление в учебном процессе; усилены акценты на методы самостоятельного познания языка через работу со словарями и другими источниками, путем поисковой и проектно-исследовательской деятельности, с опорой на наблюдения и обобщения (индуктивный способ подачи учебного материала – от частного к общему) и др.

В современном образовании в центр внимания поставлена личность и соответственно выработаны новые подходы к преподаванию – аксиологический и антропологический, которые ориентируют на личностные и ценностные результаты обучения. Ни то, ни другое не может быть обеспечено без теоретико-методологического осмысления процесса познания русского языка. Когнитивная методика, т. е. методика усвоения знания и его понимания, разрабатывается с учетом принципа сознательности, проявляющегося в осмысленном знании предмета, выявлении его сущности. Стратегию обучения в этом ключе определяет когнитивный подход как один из базовых в современном образовании, формирующий культуру понимания и среду личности, наряду с аксиологическим и антропологическим.

Когнитивный подход может быть дифференцирован как когнитивно-семантический, когнитивно-функциональный, когнитивно-системный, когнитивно-коммуникативный и др. в зависимости от того, на что обращено особое внимание в познании: смыслы изучаемого в языке, функции языковых явлений, коммуникативные средства языка, внутрипредметные и межпредметные связи компонентов языка и их взаимообусловленность и др. Ресурсы когнитивного подхода в обучении русскому языку еще не раскрыты в полной мере.

Когнитивная теория в методике преподавания русского языка вырастает на основе новых развивающихся научных областей (когнитивной грамматики, когнитивной лингвистики, когнитивной психологии, когнитивной теории обучения). Она распространяется не только на теорию языка, она связана и с речью: в культуре языка и в культуре речи важны не только формы, а в большей степени смыслы. Очевидно, что для постижения русского языка, передающего во всей полноте и разнообразии реалии, традиции и особенности национальной жизни, обслуживающего все сферы культуры (науку, технику, общение, прогресс, литературу, публицистику и т. д.), создающего среду развития личности, следует усилить когнитивную часть преподавания.

На этом пути к постижению русского языка прежде всего вырабатывается позитивное отношение к языку, интерес к предмету, интеллектуальные чувства, эмоциональная готовность личности к поиску ответов на вопрос почему?, стремление к поиску решений, к обнаружению смыслов в словах, предложениях, текстах, формируется опыт рефлексивной деятельности как потребности в оценке достижений и ориентаций.

Лучшие отечественные педагоги всегда отмечали подлинный смысл обучения в том, чтобы дать детям почувствовать, испытать радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества. Замечательный педагог-подвижник В. А. Сухомлинский, разработавший и проверивший на практике свою оригинальную педагогическую систему, писал: «Мышление начинается с вопроса: почему? Неискоренимая потребность знать, любознательность, пытливость не закладываются в человеческий мозг природой – приобретаются человеком от человека. Нет живой, пытливой детской мысли – момент для развития психики человека упущен» [2, с. 76].

Для реализации когнитивной методики важно учитывать психолого-педагогические и дидактические условия обучения: 1) вовлекать учащихся в активный процесс познания сути изучаемых явлений, 2) учитывать познавательные интересы и индивидуальные особенности памяти, восприятия, воображения школьников, уровень логического и лингвистического мышления (способность к анализу, сопоставлению, обобщению и др.), 3) придавать процессу познания как личностный, так и социально обусловленный характер, 4) создавать ситуацию «коммуникативного понимания» (Н. И. Жинкин), 5) развивать продуктивную, творческую деятельность.

Заметим, что о традиции так называемой знаниевой практики стало принято говорить критически, полагая, что отличительными особенностями этой практики являются линейность, предметоцентричность, недостаточность деятельностного компонента, ограничивающие полноценность в формировании школьных компетенций. Взамен предлагается коммуникативное обучение как цель, средство и результат школьного образования. Этот путь обновления школьного образования – установки и направленности на коммуникативность – не является панацеей для его совершенствования. Предметное содержание русского языка состоит прежде всего в познании системы (уровней, единиц, их взаимообусловленности, языковых явлений со стороны семантики, структуры и функций) с учетом развития речемыслительной деятельности и когнитивных способностей учащихся. Новые условия образовательной среды как информационной на основе инновационных компьютерных технологий (ИКТ) могут содействовать качественно новым результатам обучения. Стратегия познания в школе русского языка должна быть связана прежде всего с базовыми лингвистическими знаниями, являющимися фундаментом для речемыслительной деятельности школьника на всех этапах его обучения и затем выпускника школы, активно включающегося в общественно-социальный и профессиональный контекст общения.

Лингвистическая и языковая компетенции (как теоретическая и практическая) включают ряд частных компетенций (фонетическую, лексическую, морфологическую и др.), при формировании которых необходим отбор когнитивных методов и приемов, помогающих ориентироваться в сложной системе русского языка. Учитель при этом не просто передает знания, а управляет процессом познания учащимися понятий, правил, закономерностей, фактов языковой системы, чтобы их осознание проявилось в лингвистическом мышлении учащихся и положительно сказалось в речевой и мыслительной деятельности.

Учебники русского языка в их современном виде правомерно предлагают индуктивный способ усвоения знания (от частного к общему путем наблюдений над языковым материалом и выводов-сообщений), познавательные задачи, формы проектно-исследовательской деятельности и др. – все то, что требует самостоятельности мышления (размышления, преобразования информации, выработки своего суждения, решения проблемы, планирования и ориентировки на конечный результат и др.) и организации активного процесса познания языка. В таком учебном процессе выстраивается цепочка: знание – понимание – применение. Для школьника становится важной формула «Я знаю – я пониманию – я умею применять». Интеллектуальная деятельность ученика проходит уровни приобретения нового знания, его осознанности и готовности его применять. Об особенностях организации интеллектуально-деятельностного учебного процесса писали П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Е. С. Кубрякова, М. Д. Холодная, Р. М. Фрумкина, В. В. Красных и др.

Принципы когнитивной методики преподавания русского языка отражены в трудах М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой, Т. В. Напольновой, Н. Д. Десяевой, Э. В. Криворотовой, Е. А. Рябухиной, Т. П. Малявиной, О. А. Скрябиной, О. В. Алексеевой, А. Ю. Устинова, Н. А. Исаевой и др.

Преобразование учебного материала в сознании и деятельности ученика может быть соотнесено по типам и видам с определенными видами познавательной деятельности, например с мотивацией (зачем это надо знать?), с планированием (как выстроить изучение темы?), с поиском и отбором языкового материала (какой языковой материал поможет решить познавательную задачу, правильно выйти из проблемной ситуации, прийти к результату и др.?).

Когнитивная методика уводит от формального представления знаний, опоры только на память, привлекая другие способы обучения, инициируя деятельность учащихся с учетом требований развивающего обучения, обеспечивая учебный процесс технологиями деятельностного типа (конструктивного диалога, продуктивного чтения, проектной деятельности и др.). Когнитивные возможности учащихся (резервы памяти, воображения, ассоциаций, логики и др.) позволяют рассматривать языковые задачи в обучении русскому языку не только как выбор ответа (как, например, в типовом тестовом задании «В каких рядах все слова наречия?»), но и как рассуждение лингвистического характера (например, «Докажите правильность своего выбора. Почему в других рядах не все слова можно отнести к наречиям?»). Монологическое объяснение сути вопроса имеет свою структуру, известную учащимся, – рассуждение на научную тему. Личностный результат ученика состоит в умении теоретически обосновать свою точку зрения на сделанный выбор, привести нужные аргументы, выстроить собственное суждение на основе изученного материала.

Когнитивная методика особенно необходима там, где возникают трудности в понимании темы и, как следствие, ошибки. Это может быть и в семантике, и в правописании, и в грамматике. Прогнозировать трудности и предупреждать ошибки – задача, решаемая когнитивными приемами: предусмотреть порядок познавательных действий, конкретизировать их, усилить внимание к отдельным компонентам информации, выбрать логические операции (анализа, сопоставления, сравнения и др.). В практике изучения русского языка часто возникает ситуация ошибочного стереотипа (например, определения спряжения глагола без учета вида глаголов, особенно приставочных и бесприставочных просить, выпросить, выпрашивать). Знание причины ошибки служит ее устранению.

Методическая интерпретация изучаемого материала в школьном курсе русского языка связана с креативно-методическим потенциалом учителя как субъекта дискурсивных процессов и отношением к предмету учащегося как субъекта, заинтересованного в своем развитии. Познание такого объекта, как русский язык, в его сущностных проявлениях расширяет интеллектуальные горизонты личности и поле ее самореализации в речемыслительной деятельности [1].

Существует потребность в обновлении методической системы преподавания русского языка, однако изменения, на наш взгляд, должны касаться прежде всего процесса освоения обозначенного в программах содержания в его смысловой ценности, т. е. процесса понимания его сущностных характеристик, связей его компонентов, взаимообусловленности действий с языковым материалом. Этот процесс к старшим классам расширяет границы познаваемого в русском языке (к примеру, изученное ранее предложение с однородными членами оказывается синтаксической единицей многих возможностей при чтении романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где употреблены ряды однородных членов в самых разных построениях). «Обеспечить совершенствование своей языковой личности и достижение ближайшей цели обучения – успешной подготовки к итоговой аттестации – возможно в том случае, если этот процесс осуществлять осознанно», – пишет В. В. Тихова, автор современного учебного пособия «Языковая личность старшеклассника: совершенствование и самосовершенствование» [3]. К тому же внимание школы к самостоятельной работе учащихся позволяет сделать когнитивный процесс школьного курса русского языка более эффективным.

В целом когнитивная методика в процессе ее реализации готовит ученика к самопостижению родной культуры и ее сердцевины – русского языка, совершенствованию себя как языковой личности.

Литература

1. Дейкина А. Д. Русский язык как источник развития языковой личности (методический взгляд) // Российская словесность – культурный код нации и основа воспитания уважения и любви к родному отечеству. II Всероссийский форум учителей русского языка и литературы на Волге. 22–25 сентября 2016 г. Тезисы докладов, статьи, конкурсные материалы из лучших работ [текст] / Сост. Л. А. Тропкина. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2016. – 288 с. – С. 19–21.

2. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви / Сост. А. И. Сухомлинская. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 304 с.

3. Тихова В. В. Языковая личность старшеклассника: совершенствование и самосовершенствование: Учеб. пособие / В. В. Тихова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. – 520 с.

4.3. Когнитивная направленность обучения русскому языку

Концепция школьного филологического образования обосновывает методологические основы изучения русского языка, исходя из его определяющей роли в развитии личности, прежде всего интеллектуальных и творческих способностей. Среди общих научно-педагогических положений, связанных с русским языком как учебным предметом средней школы, в концепции определяется изучение русского языка как сложной многоуровневой системы и указывается на когнитивный и коммуникативно-деятельностный подходы в организации учебного процесса. Остановимся на особенностях учебно-познавательной деятельности учащихся со стороны когнитивной направленности обучения русскому языку.

Термин когнитивный возник в современной методике наряду с термином познавательный и сочетается с теми же доминантами: познавательные методы и приемы – когнитивные методы, познавательные задачи – когнитивные задачи и т. д. Однако термином когнитивный в большей мере подчеркивается осознанность и глубина знаний, самостоятельность мысли в процессе познания, способность видеть сходства и различия изучаемых явлений.

Переосмысление методической наукой задач школьного познания происходит на основе научных достижений в области когнитивной грамматики, когнитивной психологии, когнитивной теории обучения. Историческое развитие методической науки в предметной области «Русский язык» дало обширный понятийный инструментарий, разнообразие подходов, определенность общеметодических и частнометодических принципов и многое другое, обеспечивающее перспективы филологического образования. Концепция когнитивной направленности в изучении русского языка отражает современные тенденции в преподавании: сохранения основного теоретического содержания школьного курса, усиления внимания к семантическим и функциональным особенностям языковых единиц во всем их структурном разнообразии, углубления работы с научными понятиями, обращения к тексту как единице языка, речи, культуры и др.

Когнитивная направленность обучения сопряжена с потребностью индивида (личности) в познании родного русского языка. Сохранение статуса русского языка как базового учебного предмета, пролонгированность его изучения (от 1-го до 11-го класса), расширение образовательного пространства русского языка (риторического знания, обращения к истории языка, лингвокультурологического анализа текста, культуры речи и др.) – положительные явления отечественного образования, основанные на лучших национальных и педагогических традициях, что отражено в трудах М. Т. Баранова, Е. А. Быстровой, Т. К. Донской, М. Р. Львова, Н. Л. Мишатиной, Л. А. Сычуговой, Л. А. Ходяковой и др.

Повышение мотивации в изучении русского языка в большой мере связано с интеллектуальными ресурсами обучающихся, обращение к которым подкрепляется когнитивной методикой (когнитивными методами, задачами, приемами и др.) с использованием современных технологий. Результаты учебного процесса упрочиваются, если применяются активные приемы познания, вырабатываются в самостоятельной деятельности учащихся конструктивные решения для применения полученных знаний о разнообразных языковых средствах в собственной речи. Теоретическое изучение языка предполагает мыслительные процедуры анализа, синтеза, обобщений, сопоставлений, вербальные и невербальные формы усвоения русского языка и др. На основе когнитивных приемов изучения теории языка и в процессе овладения лингвистическими умениями (учебно-языковыми умениями, по классификации М. Т. Баранова) происходит интеллектуальное развитие учащихся, формируется лингвистическое мышление как качественно новое образование личности, повышается уровень сформированности мыслительных операций.

Когнитивно-семантический и когнитивно-функциональный подходы в обучении русскому языку способствуют формированию лингвистической компетенции, ориентированной на школьника как субъекта учения: усиливается проблемность в представлении учебного материала, ориентация на самостоятельную деятельность учащихся, формируются навыки рефлексии и метапредметные умения и навыки.

В научных исследованиях последнего времени (Е. В. Бунеевой, Э. В. Криворотовой, Л. П. Савельевой, А. Ю. Устинова, Л. В. Черепановой и др.) анализируются возможности когнитивного подхода к обучению русскому языку и использования познавательного потенциала школьника, находит четкое выражение ценностная позиция авторов в отношении русского языка (Т. К. Донская, Г. М. Кулаева, Н. Л. Мишатина, Л. И. Новикова, Т. Ф. Новикова, Л. П. Сычугова и др.).

Для лингвометодических работ важно и языковое содержание школьного курса, и методические закономерности организации учебного процесса. То и другое находит свое отражение в учебниках по русскому языку: когнитивная направленность обучения, прежде всего на понимание языкового явления и особенностей функционирования, очевидна в учебниках под научной редакцией Н. М. Шанского (Русский язык. 8 кл. 9 кл. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А. и др.), М. В. Панова (Русский язык. 5 кл. и др.) и др. Вместе с усилением сознательного компонента познания углубляется аксиологический компонент школьного курса русского языка, уточняются когнитивные механизмы субъектно-деятельностной организации учебного процесса (восприятия – понимания – узнавания – интерпретации), разрабатываются в обучении новые технологии (например, укрупненных дидактических единиц, обращения к языковой модальности в широком диапазоне ее функционирования, активного использования достижений функциональной грамматики и др.).

При когнитивной направленности учебного процесса меняется практика самоконтроля («изучаю, значит запоминаю» на «изучаю – понимаю»), оценка качества обучения, при которой действенным показателем становится осознанный выбор лучшего и уместного для речи из возможных вариантов языка.

В этой связи следует подчеркнуть особое внимание к системе лингвистических понятий, изучение которых связано с содержательными обобщениями, состоящими из интегрированных единиц усвоения, «которые имеют взаимосвязанные, а иногда взаимоисключающие части и образуют родовую лингвистическую целостность» (Микерова Г. М., докторская диссертация «Лингводидактические основы обучения русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц в начальных классах», 2008). Учет аналогичных (схожих) или противоположных (отличных от других) лингвистических понятий, рассмотрение самих языковых явлений под этим углом зрения (например, синонимия в синтаксисе, оппозиции в морфологии и др.) создают информационную общность, столь необходимую для оценки функционально грамотной языковой личности. На этом фундаменте держится преемственность в обучении русскому языку и перспективность совершенствования личности в языке и речи.

В терминосистеме методической науки понятия когнитивного плана осмысливаются в профессиональной деятельности учителя как доминирующие, формируется когнитивный стиль учителя, направленный на развитие личности учащихся, в частности такого важного компонента, как языковое творчество. В процессе обучения содержание лингвистических знаний органично связывается с коммуникативными потребностями учащихся, связи и взаимоотношения единиц разных уровней языка становятся очевидными, что позволяет учащимся осознать закономерности их совместного функционирования в тексте. Познание системы языка обеспечивает развитие способности учащихся осознавать универсальные законы и этапы порождения речи, использовать языковые средства и приемы их организации в речевом высказывании в соответствии с принципом коммуникативной целесообразности.

Когнитивная направленность обучения русскому языку, предполагается концепцией, соответствует стратегиям и тактикам современного филологического образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *