2400 лет назад галлы едва не завоевали Рим. Город спас случай!
Ночью галлы хотели внезапно атаковать Капитолий, и взять его быстро с наскока. И у них почти получилось! Охранники римлян ничего не заметили. Кроме. гусей! Священные гуси у храма Юноны — богини брака — подняли шум. И римляне вовремя успели организовать оборону.
Вождь понял, что взять город без длительной осады теперь не получится. И пошел с римлянами на мировую, получив большие отступные. Тоже неплохой сценарий — получил деньги без боя.
Если бы галлы тогда разрушили еще молодой город, мы бы никогда не увидели Римской империи. С ее знаменитой историей, достижениями культуры, техники.
С тех пор выражение «Гуси Рим спасли» стало нарицательным. Так говорят, когда хотят подчеркнуть, что только случай помог избежать большой неприятности.
Почему древние так верили в случай
А были ли гуси? Современные историки полагают, что это могло быть всего лишь красивой легендой. Но мне интересен здесь мировоззренческий феномен. Как изменился наш взгляд на мир.
В Античности и Средневековье случай ценился больше, чем свой труд! Для нас это нонсенс. Представьте, например, два человека. Один много работал на заводе. В итоге стал настоящим мастером, к которому стекались ученики. Незадолго до выхода на пенсию скопил 10 млн рублей на хорошую квартиру. А другой вел развеселый образ жизни, надеялся на случай и в 30 лет. выиграл в лотерею те же 10 млн.
У нас не будет сомнений в вопросе, какой человек более достойный. К тому же, второй, скорее всего, быстро спустит нажитое добро.
Что стало с галлами и какие выводы сделал Рим
Галлы потом еще сильно потрепали римлянам нервы. Они участвовали в Пунических войнах на стороне Карфагена и помогали громить римлян во время вторжения Ганнибала. Покорить их смог только Цезарь.
Рим же извлек урок из этой истории. Город после этого сильно укрепили и Рим еще тысячу лет был неприступен. Пока варвары не захватили город в 476 году.
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Как гуси Рим спасли. С подробностями.
К концу IV века до нашей эры галлы впервые вторглись в Рим и едва его не захватили, чуть было не прервав историю одной из самых могущественных империй мира.
Приблизительно в 400 году до нашей эры галльское племя сенонов обосновалась на восточном побережье Апеннинского полуострова, основав город Сенигаллия, который стал их столицей. Жить мирно воинственные галлы были не приучены, поэтому постоянно устраивали стычки с соседями.
Один из конфликтов начался с того, что войско галлов стало лагерем перед соседствующим с Римом городом-государством Клузий. Якобы один из знатных жителей призвал варваров, дабы поквитаться со своим правителем, нанесшим ему смертельную обиду.
Кровь требовала отмщения: галлы предъявили Риму ультиматум, требуя казнить виновных, но тщетно. Провинившиеся парламентеры были благородными гражданами из могущественного рода и сенат отказался их выдавать. Началась война.
Галльским войском в походе на Рим командовал Бренн — вождь, собравший под свои знамена внушительную армию. Римляне встретили неприятеля неподалеку от места слияния Тибра и его притока Аллии. Военные трибуны расположили свою армию так, что самые сильные войска заняли равнину, а резервные части разместились на близлежащем холме.
Диспозиция противника Бренну не понравилась. Он опасался, что враг на холме сможет обойти его войска в разгаре боя. Галльский полководец не принял предложенный расклад и ударил основной массой своей армии по слабому резервному отряду римлян.
Мощная атака варваров деморализовала противника. Римские солдаты в панике бежали, часть бросилась в воды Тибра, пытаясь вплавь достичь противоположного берега, часть спасалась по суше. Многие воины утонули, увлеченные на дно тяжестью доспехов, других настигли копья врага.
Тем не менее, какое-то количество римлян спаслось. Некоторые легионеры смогли добраться до Рима, а большая часть отрядов объявилась в соседнем городе Вейи.
Галлы были весьма удивлены легкой победой и по своему обычаю принялись не спеша грабить убитых врагов. Лишь к вечеру армия Бренна подошла к Риму. Здесь их также ожидал сюрприз: город выглядел покинутым, и даже, как свидетельствовал Тит Ливий, граждане Рима бросили его ворота открытыми.
Бренн, ожидая подвоха, не рискнул в темноте входить во вражеский город и устроился лагерем на отдых.
На следующее утро Бренн с войском вошел в Рим, и галлы принялись грабить дома простолюдинов на окраинах. Они врывались в жилища, отбирали золото, не брезговали пищей и одеждой.
Но главное изумление поджидало их впереди: когда захватчики добрались до богатых жилищ, они увидели убеленных сединами патрициев, расположившихся около своих дворцов. Благородные старики сочли позором бежать или прятаться. Облачившись в лучшие одеяния, они бесстрастно взирали на врага.
Варвары оробели: старцы в белоснежных одеждах и драгоценных регалиях напоминали оживших божеств. Наконец самый смелый из воинов отважился потрогать шелковистую бороду одного из стариков, за что и получил по голове посохом. Началось побоище — Рим запылал.
Галлы пытались штурмовать Капитолийский холм, но защитники отбросили их назад. Бренн взял цитадель в осаду.
Тем временем в Вейи собралась сильная армия, основой которой стали спасшиеся солдаты. Воинов сплотил военачальник Марк Фурий Камилл, уволенный со службы за растрату.
Из-за строгости законов он не мог вести легионеров в бой, для этого требовался вердикт сената. Было решено отправить в Рим гонца.
Посланник по реке добрался до Рима, тайно проник в город и ночью, по почти отвесной скале, поднялся на Капитолийский холм. Сенат восстановил Марка Фурия Камилла в правах и назначил диктатором со всеми полномочиями.
Однако галлы заметили, как гонец карабкается на холм, и попытались повторить за ним восхождение. Как гласит легенда, охрана дремала, а римлян спас крик диких гусей, облюбовавших храм Юпитера. Штурм удалось отбить.
Между тем продуктовые запасы в городе подошли к концу, галлы голодали, а царившая на улицах антисанитария вызвала эпидемию. Не лучше обстояли дела и на Капитолийских холмах. Еда закончилась, римская армия во главе с Камиллом все не возвращалась.
Обе стороны решились на переговоры. Римляне заключили с Бренном соглашение, по которому галлы покинут город, получив за это полтонны золота.
По легенде, варвары использовали для подсчета выкупа весы, настроенные в свою пользу. Римляне возмутились. Тогда Бренн положил на чашу весов меч и провозгласил: «Горе побежденным!». Уйти с золотом варварам не удалось — в город вернулся Марк Фурий Камилл с армией. Он положил свой меч на другую чашу весов, ответив: «Не золотом, но железом, родина будет отвоевана!»
Камилл объявил сделку незаконной, поскольку только он, как диктатор Рима, мог заключить такой договор. Завязалась схватка, варвары были вынуждены отступить. Римская армия настигла войско захватчиков и разбила в сражении.
Пусть Бренну и не удалось покорить Рим, ему достались все лавры первопроходца. Через восемь сотен лет варвары вернулись в вечный город.
За сто лет до вторжения галлов в Грецию, в 390 году до нашей эры галльский вождь по имени Бренн собрал войска и двинул на Рим. Римское войско вышло ему навстречу, уверенное в быстрой своей победе. Встретились противники на берегу небольшой речки Аллии, впадающей в Тибр несколько севернее Рима. Там 18 июля 390 года до нашей эры и произошла позорная для римлян битва.
Галлы одержали победу, а остатки римлян бежали и укрылись на Капитолии. Покинуть город отказались только старейшины из числа сенаторов. Они решили, что честь превыше жизни, и встретили галлов, неподвижно восседая в своих креслах на Форуме. Пораженные галлы сначала подумали, что это статуи, а не живые люди. Один из захватчиков не утерпел и дернул «статую» за бороду. В ответ старик-сенатор огрел его посохом.
В мгновение ока героические старейшины были перебиты. Варвары беспрепятственно разграбили и сожгли Рим. Только Капитолий не смогли взять и начали осаду. Римлянам нечего было есть, но они кидались хлебом в галлов, чтобы продемонстрировать силу духа. Бренн понял, что измором их не возьмешь, и предпринял ночную вылазку. По отвесной скале воины полезли в лагерь римлян.
Ни часовой, ни собаки не услышали их. Вероятно, римлян перерезали бы во сне, но тут громко загоготали и захлопали крыльями гуси, которые жили в храме богини Юноны. Они перебудили всех, и римляне отбили нападение. А ведь если бы атака удалась, то, возможно, вся мировая история пошла бы по другому пути. Ведь никакого великого Древнего Рима в ней попросту не было бы.
Сначала, как водится, цитата из классиков: «В 390-м году до р. X. дикие народы галлы напали на римлян. Римляне не могли с ними справиться, и которые убежали совсем вон из города, а которые заперлись в кремле. Кремль этот назывался Капитолий. Остались только в городе одни сенаторы. Галлы вошли в город, перебили всех сенаторов и сожгли Рим. В середине Рима оставался только кремль — Капитолий, куда не могли добраться галлы. Галлам хотелось разграбить Капитолий, потому что они знали, что там много богатств. Но Капитолий стоял на крутой горе: с одной стороны были стены и ворота, а с другой был крутой обрыв. Ночью галлы украдкою полезли из-под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали друг другу копья и мечи. Так они потихоньку взобрались на обрыв, ни одна собака не услыхала их. Они уже полезли через стену, как вдруг гуси почуяли народ, загоготали и захлопали крыльями. Один римлянин проснулся, бросился к стене и сбил под обрыв одного галла. Галл упал и свалил за собою других. Тогда сбежались римляне и стали кидать бревна и каменья под обрыв и перебили много галлов. Потом пришла помощь к Риму, и галлов прогнали. С тех пор римляне в память этого дня завели у себя праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех нор, пока она не издохнет». Л.Н.Толстой. Собр. соч. в 22 т. Т.10.
С самого детства мне не верилось в эту историческую байку, а тут решил проверить, почему же так опозорилась и стража, и сторожевые псы. Ну, стража заснула. А собаки? И вот что выяснилось:
«После многочисленных проверок оказалось, что самая чуткая собака способна в безветренную погоду обнаружить дичь или человека на расстоянии примерно в ВОСЕМЬДЕСЯТ шагов. Чутье волка не уступает собачьему». http://zoosite.ru/v2/1045
А вот теперь перейдем к римлянам. Гуси в Риме жили в каком-то храме и были священными животными какого-то римского бога. В качестве сторожей их никогда не использовали, как я думаю, по причине выявленной мною закономерности: они начинают гоготать, лишь когда незнакомец подойдет к ним на расстояние менее 3-4 м. А сторож должен реагировать на гораздо большую дистанцию. Храм этот, где обитали гуси, стоял впритык (?) к городской стене. И когда галлы уже перелезли через стены, они оказались слишком близко от гусей. Вот те и подняли гогот. Если бы галлы перелезли через стены хотя бы на расстоянии 10м от храма, гуси промолчали бы. Так что здесь римлянам просто повезло и не более».
Но ответ прост, как нежинский огурец. Обратимся еще раз к первоисточникам, и мы узнаем, что премией Марку от благодарных защитников крепости было не золото, которого в Капитолии лежали сотни килограммов, а дополнительная пайка хлеба и вина. Осажденные римляне давно ГОЛОДАЛИ, в пищу уже пошли кожаные сандалии и щиты из дубленой бычьей кожи. Не трогали только гусей, боясь гнева Юноны. Вот они и разорались, когда кто-то из римлян решил закусить хотя бы одним гусиком, пока остальные воины спят. Но спали-то они вместе. Шевеление и долгое отсутствие товарища могло вызвать вопросы. У кого автоматически оставалось безупречное алиби? А у стражи, ведь она «стояла на стенах». Представьте теперь картину: 1. Голодная стража во главе с начальником отправляется ловить и жарить гуся. 2. Гуси, почуяв неминучую гибель, орут так, что будят Марка Манлия. 3. Тот застает начальника стражи с гусем в руках, как Остап Паниковского, 4. Кричит «Не трожь птичку!» и бросается на неохраняемую стену, к самому опасному месту – потайной тропе наверх. 5. Консул успевает вовремя, и римляне, вскочившие от этого переполоха, успешно отражают атаку галлов, так кстати и некстати пришедшуюся на гусиные разборки.
А вот дальше что? Римляне – ум честь и совесть своей эпохи, эталон воина – и вдруг такой некрасивый случай! А что потом Тит Ливий напишет? К тому же начальник стражи совершил святотатство, покусившись на храмового гуся, и жертва Юноне была просто необходима. И вот начальника стражи сбросили в пропасть с обтекаемой формулировкой «за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей», что и было зафиксировано историками. И честь спасли, и преступника наказали, и богиню ублажили.
Интересный народ – историки. Ливий для них – авторитет, а вот зоологию они, похоже, со школы не любили, чтобы всякие там пустяки перепроверять с собачьим и гусиным слухом.
От Древнего Египта до борьбы с «санкционкой»: образ гордой птицы в мировой культуре
Гусь в мифологии
Миграции гусей в целом совпадают с солнечным циклом: после осеннего равноденствия они улетают на юг, после весеннего — возвращаются на север. Во многих древних мифологиях это сделало дикого гуся важным солярным символом. У южных народов (египтян, греков, римлян) прилет гусей символизировал наступление зимы. В дельте Нила птицы появлялись аккурат к зимнему солнцестоянию, когда день начинает прибывать. Так что для египтян прилет гусей означал возрождение Солнца. В их мифологии Солнце родилось из яйца, снесенного Великим Гоготуном.
Соответственно, у северян (кельтов, германцев, славян) отлет гусей означал конец лета, а их возвращение было предвестием весны: они как бы носят с собой тепло. Перелетная стая гусей в северном фольклоре — враждебная сила: достаточно вспомнить русских гусей-лебедей, которые служат Бабе-яге и похищают маленького Иванушку. Кстати, «гуси-лебеди» — это не сборище разных птиц, а однородная стая: лебедь — ближайший родственник дикого гуся, их часто смешивали, так что выражение «гуси-лебеди» — это примерно как «травушка-муравушка».
Согласно мифологической трактовке «Гусей-лебедей», братец Иванушка — это юноша, проходящий обряд инициации, а сестрица Аленушка — помогающая ему жрица. Гуси-лебеди выступают в роли психофоров, то есть переносчиков душ между мирами. Подобными функциями диких гусей наделяли многие северные мифологии, в том числе сибирские.
Медумские гуси
Гробница в Медуме (Мейдуме) сооружена в первой половине III тысячелетия до нашей эры, еще до того, как египтяне начали строить пирамиды. В 1871 году, исследуя эту гробницу, француз Огюст Мариет и итальянец Луиджи Вассали обнаружили в одном из помещений великолепную роспись, ныне известную как «Медумские гуси». Вассали снял роспись со стены по кускам и заново собрал в музее в Булаке (Мариет был его основателем, а Вассали — куратором). Ныне роспись хранится в Каирском музее и считается одним из главных шедевров древнеегипетского искусства. Впрочем, в 2015 году директор итальянской археологической миссии в Египте Франческо Тирадритти заявил, что считает «Гусей» подделкой. Известно, что Вассали был отличным художником. Стиль «Гусей», в том числе реалистичность изображения, уникален для Древнего Египта. Трещины, по мнению Тирадритти, не похожи на те, которые появились бы при снятии росписи со стены. И это не говоря о том, что такого разнообразия гусей (на росписи представлены три вида птиц) в Древнем Египте не водилось. Сомнения Тирадритти остаются предметом ожесточенной дискуссии среди египтологов.
Гусь как сексуальный символ
Греки и римляне чаще имели дело с домашними гусями, чем с дикими. Тут на первый план выступает сексуальная символика. Во-первых, домашние гуси моногамны. Во-вторых, сексуально возбужденный гусь ведет себя очень характерно: вытягивает шею и покачивает ею, так что в ней видится что-то фаллическое. Наконец, в-третьих, гусыня откладывает и высиживает яйца непрерывно, что делает ее идеальной матерью. Именно поэтому в Риме гуси жили при храме Юноны, богини брака и материнства.
По поведению таких священных птиц (не только Юнониных гусей) особая жреческая коллегия — авгуры — проводила ауспиции, официальные гадания, по которым определяли распорядок народных собраний.
Сократ клянется гусем
Ученики Сократа, сохранившие немало его изречений, сообщали, в частности, что он довольно часто клялся собакой, бараном или гусем. В том, что это означает, современные исследователи не вполне уверены. Возможно, Сократ тем самым демонстрировал пренебрежение к суетным клятвам. Возможно, имеются в виду животные, которых, по идее, надо принести в жертву при произнесении клятвы; Сократ же бросает: «клянусь гусем» — так мы говорим «ей-богу» или «бог свидетель», не подразумевая при этом серьезной апелляции к божественному авторитету. Наконец, это может быть проявлением благочестия: Сократ говорил «клянусь гусем» вместо, например, «клянусь Зевсом», чтобы не поминать бога всуе.
Гуси Рим спасли
Эту историю мы знаем от Тита Ливия — римского историка рубежа нашей эры («История Рима от основания города», книга V, глава 47). Она произошла в начале IV века до нашей эры, когда Римская республика была молода и еще не выступила за пределы Италии. С севера пришли сеноны — кельтское племя во главе с Бренном. Римляне называли их, как и всех кельтов, галлами. Они разгромили римское войско и разграбили город. Последним оплотом римлян был Капитолийский холм — укрепленный сакральный центр города, где стояли главные храмы. От голода стражу сморил сон, уснули даже собаки. А вот гуси, посвященные Юноне (и лишь поэтому до сих пор не съеденные), не спали. И когда враги под покровом ночи попытались прорваться на Капитолий, они подняли гогот и перебудили римлян. Атака была отбита. Римлянам все равно пришлось откупаться от Бренна, но заслуга гусей, спасших остатки римской чести, не забыта по сей день.
Лучшая в мире подтирка
В 13-й главе «Повести о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля» Франсуа Рабле вкладывает в уста своего героя, совсем еще юного, легендарное рассуждение о подтирке. Гаргантюа перечисляет множество вещей, которые он использовал для этой операции, как то: разнообразные предметы дамского гардероба и домашнего обихода, головные уборы, растения, животные… В конце концов он пришел к выводу, что лучшая в мире подтирка — это пушистый гусенок, который, во-первых, мягонький, а во-вторых, тепленький. «И напрасно вы думаете, — заключает Гаргантюа свое рассуждение, — будто всем своим блаженством в Елисейских полях герои и полубоги обязаны асфоделям, амброзии и нектару, как тут у нас болтают старухи. По-моему, все дело в том, что они подтираются гусятами…» Вкладывал ли Рабле какой-то особый символизм в столь непочтительное обращение с гусенком, остается только догадываться.
Матушка Гусыня
Матушка Гусыня, рассказывающая детишкам сказки и поющая песенки, — образ европейского фольклора, популяризованный в конце XVII века французским писателем Шарлем Перро. Большинство сказок из сборника Перро основаны на фольклорных мотивах, но переработаны в духе классицистической басни. Английские «Песенки матушки Гусыни» появились в XVIII веке.
По-видимому, матушка Гусыня — это просто стереотипный образ деревенской женщины, но существует множество легенд о ее реальном прототипе. По одной из версий, это Берта Бургундская, супруга французского короля Роберта II Благочестивого (972–1031), которая была известна как Берта Гусеногая (видимо, из-за косолапости) и славилась как прекрасная рассказчица. По другой версии, матушка Гусыня — это одна из жен Айзека Гуза (англ. goose — «гусь»), жившего в Бостоне во второй половине XVII века. Первую жену мистера Гуза звали Элизабет, вторую — Мэри.
Гусь в русской литературе
Гусь — символ провинциальности и убожества. Особенно если он появляется в описании города: тогда он — верный признак неизжитой деревенской сущности. У Гоголя в начале «Ревизора» Городничий выговаривает судье Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяпкину: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично…» В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» весь сыр-бор разгорается из-за того, что один назвал другого гусаком.
В том же сатирическом ключе образ гуся обыгрывается в «Золотом теленке», где Паниковский крадет птицу в Арбатове, а Бендер потом его непрестанно этим третирует. В конце концов Паниковский разражается страстным монологом: «Бендер, вы знаете, как я вас уважаю, но вы ничего не понимаете! Вы не знаете, что такое гусь! Ах, как я люблю эту птицу! Это дивная жирная птица, честное, благородное слово. Гусь! Бендер! Крылышко! Шейка! Ножка! Вы знаете, Бендер, как я ловлю гуся? Я убиваю его, как тореадор, — одним ударом. Это опера, когда я иду на гуся! „Кармен“. »
В стихотворении Николая Заболоцкого «Городок» к издевке примешивается нешуточная тоска:
Ой, как худо жить Марусе В городе Тарусе! Петухи одни да гуси, Господи Исусе!
Гусь в гастрономии
Обычай запекать гуся на Рождество, по-видимому, укоренен в символическом значении этой птицы как вестника смены времен года. Рождество приурочено к зимнему солнцестоянию, которое так или иначе отмечали едва ли не во всех языческих культурах. А гусь — птица солнечная (см. выше, «Гусь в мифологии»). К этой трапезе гуся откармливали весь год.
Особая история — фуа-гра. Это очень древний деликатес, он описан еще в поваренной книге Апиция (IV век) под названием iecur ficatum — «инжирная печень», поскольку для увеличения печени гусей рекомендовали откармливать инжиром. Это венец кулинарных извращений: во-первых, чудовищно дорого и потому страшно престижно; во-вторых, для получения фуа-гра гусей (или уток) принудительно перекармливают, буквально пихая еду им в глотку при помощи специальной трубки (эта процедура называется «гаваж»).
Говорят, гуси и сами по себе склонны к перееданию и не испытывают чувства насыщения. Как бы там ни было, во многих странах мира гаваж либо запрещен особым законом, либо подпадает под законы о жестоком обращении с животными.
Помимо всего прочего фуа-гра — блюдо французское, а значит, претенциозное. Это делает его символом снобизма, в отличие от «купеческой» икры.
Смесь
— «Жили у бабуси два веселых гуся» — то ли украинская, то ли русская народная песенка, по которой детей в музыкальной школе учат одноголосой мелодии.
— В фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» 1962 года Алексей Баталов играет физика-ядерщика по фамилии Гусев. Совершив открытие, герой сетует: «Фамилия у меня подгуляла. Вольт! Ампер! Кюри! 500 вольт — звучит, 1000 ампер — звучит, 850 рентген — тоже звучит, хотя не очень весело. А тут Гусев. Ну что ж, единицу интенсивности излучения придется назвать „гусь“. Наша установка мощностью 50 гусей. Глупо».
— Через Владимирскую и Рязанскую области протекает река Гусь. На ней стоят города Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный. В первом находится знаменитый стекольный завод, во втором некогда был чугунолитейный.
P. S. «Дави гусей — спасай Россию»
12 августа 2015 года в райцентре Апастове в Татарстане представители Россельхознадзора, Роспотребнадзора и прокуратуры обнаружили в магазине три тушки гусей. Их привезли из Венгрии, но сопроводительных документов то ли не было вовсе, то ли с ними было что-то не так. На основании указа президента России «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 29 июля 2015 года, гуси подлежали уничтожению. Что и было исполнено: трех мертвых птиц вывезли в поле и переехали бульдозером.
Это душераздирающее видео стало главным мемом кампании по борьбе с «санкционкой», развернувшейся в России в конце лета 2015 года. Поговорка «Дави гусей — спасай Россию» родилась тогда сразу во многих умах. Предоставим читателю судить, символом чего являются в этом контексте гуси.