кокман храм красногорский район
У меня есть несколько публикаций о Кокмане, но здесь я решил опубликовать справку, полученную из архива Кирова по запросу С.С.Фефилова, выпускника местной школы, а теперь заместителя председателя правительства Удмуртии.
Архивная справка
На Ваш запрос сообщаем, что по документам ГАКО обнаружить сведений о деятельности Леонарда Книппера не удалось. Установить дату и место рождения О.Л.Книппер-Чеховой по метрическим книгам также не представляется возможным, так как за данный период по Глазовскому уезду они отсутствуют.
ГАКО располагает следующими сведениями из истории населенного пункта Кокман.
В списке населенных мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 годов по 3 стану Глазовского уезда записано: «Кокманский винокуренный завод при р. Кокмане 80 верст от уездного города, число дворов – 10, число жителей мужского пола – 50, женского пола – 37.»
В уведомлении Вятской казенной палаты, по отделению питейных сборов, вятскому гражданскому губернатору от 25 июля 1850 г. за №6619 отмечено: «Почетного гражданина 1-й гильдии купеческого сына Петра Гусева жена, из дворян Софья Карловна Гусева, в прошении, поданном в казенную палату 22 сего июля изъясняет, что дозволенный ей к постройке винокуренный завод на собственной ее земле, состоящей в Глазовском уезде в Кленовской волости, ныне окончательно выстроен со всей деревянной и металлической посудой на выкурку вина от 200 до 250 тысяч ведер в полугарке, который она именовала Кокманским…»
Кокманский винокуренный завод значится в регистре о вновь открытых заводах по Вятской губернии за 1851 год.
В ведомостях о Кокманском винокуренном заводе Глазовского уезда Кленовской волости за 1852, 1853, 1854 г.г. имеются следующие сведения: «Кокманский винокуренный завод при речке Кокмане, впадающей слева в речку Пестерь. Заводу принадлежит 2000 десятин земли. При заводе находятся машины: водоподъемная, заторная и барденподъемная, которые действуют лошадьми. Размол ржи производится на мельнице завода (двухподставная с обдиркой). Сырье скупается в селениях вблизи завода в уездах: Глазовском, Малмыжском, Сарапульском. Готовая продукция поставляется в города Вятской, Вологодской и Архангельской губерний. При заводе во время винокурения находятся винокур с двумя помощниками из Саратовской губернии Камышанского уезда (колонисты Норки) и рабочих вольнонаемных из государственных крестьян до 80 человек. На заводе выкурено спирту: в 1852 г. – 33246,1 ведер, в 1853 г. – 50422,1 ведра, в 1854 г. – 43553,5 ведра».
В ведомости о Кокманском винокуренном заводе за 1858 год говорится: «На заводе чернорабочих от 25 человек и во время винокурения до 120 человек государственных крестьян Вятского, Нолинского и Глазовского уездов, мастеровые – слободской мещанин Александр Чуватин, мельник – крестьянин Нолинского уезда Елизар Филимонов. Винокур – Иван Иванович Зауэр, помощник его – Андрей Федорович Винатейн (Саратовские колонисты). Хлеб на винокурение и продовольствие покупается при Кокманском заводе от привозимых обывателей Глазовского и Малмыжского уездов Вятской губернии».
В 1862 году Кокманский винокуренный завод был куплен почетным гражданином Бронницким 1-й гильдии купцом Иваном Алексеевичем Кононовым.
В настольной книге о церквях и духовенстве Вятской епархии за 1908 год записано: «Кокманский завод. Спасская церковь, расстоянием от Вятки 215 верст, от уездного города 80 верст. Приход образовался из деревень и сел Святогорского и Курьинского указом Св.Синода от 25 августа 1860 года за № 3135, разрешено построить каменный храм, каковой и построен в 1863 году. Престол в церкви один в честь нерукотворного образа Спасителя. Из Кокманского завода в 1903 году выделился приход с. Логова».
К 1870 году Кокманский винокуренный завод «занимает 8000 десятин земли, почти вся под лесом, в том числе 60 десятин занято постройками т огородами жителей завода. Вся земля песчаная. Животных продуктов не производится, лошадей имеется до 200 штук, рогатого и мелкого скота до 60 штук. Покупка сырья производится на заводе. Рожь перемалывается на мельницах при заводе посредством двух машин, приводимых в движение паром: одной в 20 сил, другой в 16 сил конструкции Каил и Ко (водоподъемная и заторная). Паровиков – 4, заторных и холодильных чанов – 4, квасильных чанов – 16. Выкурено спирта (40%) 230,073,4 ведер. Сумма годовой производительности 138,044 тысяч руб. Стоимость строений завода – 36 тысяч рублей.
В 1873 году число рабочих во время винокурения увеличивается до 300, производство спирта (40%) до 373524 ведер, годовая производительность до 261465 рублей. При заводе имеется школа, которая помещается в заводском здании и содержится за счет земства. При заводе имеется больница, аптека, при ней фельдшер.
За последующий период сведений о Кокманском винокуренном заводе в документах ГАКО не встречаются.
В фонде Вятского губернского статистического комитета, в сводной ведомости о фабриках и заводах по Глазовскому уезду за 1891 год имеются сведения о Кокманском стекольном заводе. «Кокманский стекольный завод находится в Мухинской волости. Принадлежит наследникам коммерции Ивана Алексеевича Кононова. Учрежден в 1882 году». Завод занимался изготовлением оконного стекла. Сбыт продукции осуществлялся в Вятской, Пермской, Казанской, Саратовской и др. губерниях. Сумма производительности составляла 54 тысячи рублей.
В календаре Вятской губернии на 1887 год о Кокманском стекольном заводе записано: «Рабочих взрослых – 78, малолетних – 35. Кроме того, работников при имении до 50. Горшков для стекловарения – 7, печей – 7. При заводе земское училище и содержимая за счет заводовладельцев аптека под наблюдением фельдшера».
В ведомости о фабриках и заводах по Глазову и уезду за 1897 год значится Кокманский стекольный завод Васильевской волости, производивший 1609 ящиков листового стекла, сумма производительности – 30 тысяч рублей.
Упоминание о Кокманском стекольном заводе встречается в сборнике «География Вятской губернии» за 1909 год (по Глазовскому уезду): «…кроме четырех горных заводов, замечателен лишь один стекольный завод – Кокманский», а также в Историко-географическом и статистическом описании Вятской епархии» за 1912 год: «Кокманский завод – Спасская церковь. Прихожан православных русских 169 муж. и 167 жен. пола, старообрядцев 5 муж. и 5 жен. пола. Приход состоит из 4 селений расстоянием 8-10 верст».
Других выявленных сведений по интересующему вас вопросу в архиве нет.
Основание: ф. 582, 574, 1405, 1404, оп…, док…
Директор архива Г.Земцова.
Спасо-Сергиева казачья пустынь в с. Кокман
Спасо-Сергиева казачья пустынь в с. Кокман запись закреплена
Казачье Единство: казаки вчера и сегодня
Спасо-Сергиева казачья пустынь в с. Кокман запись закреплена
Православная музыка
Спасо-Сергиева казачья пустынь в с. Кокман запись закреплена
Православная музыка
В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя.
Показать полностью.
На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон, который стал провозвестником того пути, по которому была призвана идти Русская Церковь в новых сложных условиях.
Будущий патриарх Тихон, в миру Василий Иванович Белавин (в документах того времени фамилия его писалась через два «л»), родился 19 января 1865 г. в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончив курс торопецкого духовного училища, он поступил в Псковскую духовную семинарию, а по ее окончании ― в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 г. Примечательно, что товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Белавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава.
После академии он три с половиной года преподавал догматику, нравственное богословие и французский язык в Псковской духовной семинарии. В 1891 г. молодой учитель принял постриг с именем святителя Тихона Задонского. Рукоположенный в сан иеромонаха, он через год был назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской семинарии с возведением в сан архимандрита. Через три года (8 с половиной лет по выпуске из Петербургской академии) ― уже епископ, сначала Люблинский, а затем Алеутский и Североамериканский. В этот период своей жизни, охватывающии почти десятилетие, он упорядочил жизнь православных приходов в Соединенных Штатах и на Аляске, воздвигнул новые храмы, и среди них ― кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке, куда и перенес из Сан-Франциско кафедру Американской епархии, организовал Миннеаполисскую духовную семинарию для будущих пастырей, приходские школы и приюты для детей. В Соединенных Штатах за Преосвященным Тихоном закрепилась слава подлинного апостола Православия.
Роль его в утверждении Православной Церкви в Америке действительно огромна. И она не ограничивается спокойным отеческим руководством и даже воссоединением с Русской Православной Церковью многочисленной новой паствы, составившейся из переселенцев из районов Восточной Европы. При нем впервые в Америке начинают знакомиться и сближаться с Православием христиане других конфессий. Перед Святейшим Синодом Русской Православной Церкви епископ Тихон отстаивал необходимость идти навстречу инославным братьям. Множество пасторов обращалось к нему по ряду проблем: от вопроса о возможности евхаристического общения до воссоединения разобщенных Церквей. Епископ Тихон принял деятельное участие в переводе богослужебных книг на английский язык. В Канаде по его ходатайству была открыта викарная кафедра. В 1905 г. епископ Тихон был возведен в сан архиепископа.
После успешного, но трудного делания в Америке архиепископ Тихон в 1907 г. был назначен на древнюю Ярославскую кафедру. За годы своего архиерейства в Ярославле он привел епархию в состояние духовной сплоченности. Руководство его было терпеливым и гуманным, и все полюбили доступного, разумного, ласкового архипастыря, охотно откликавшегося на все приглашения служить в многочисленных храмах Ярославской епархии. Ярославцам казалось, что они получили идеального архипастыря, с которым никогда не хотелось бы расставаться. Но в 1914 г. высшее церковное начальство назначило его архиепископом Виленским и Литовским, а 23 июня 1917 г. архиепископ Тихон избирается на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита.
15 августа 1917 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы открылся Всероссийский Поместный Собор, восстановивший Патриаршество. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский Престол apхиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) И митрополита Московского Тихона, ― как говорили в народе, «самого умного, самого строгого и самого доброго». Патриарха предстояло избрать жребием. Божественным Промыслом жребий пал на митрополита Тихона. Интронизация нового Патриарха была совершена в Кремлевском Успенском соборе 21 ноября в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы.
На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым гocyдapственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.
Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим, обращенное к православной России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Так твердо и ясно Святейший Патриарх Тихон определил чисто каноническую позицию Русской Православной Церкви по отношению к Советскому государству, тем самым помогая православному русскому народу уяснить себе смысл революционных перемен. Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное правительство ― Советское, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место.
Личной проповедью и твердым исповеданием христианской Правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Облекаемый в эту пору высшими полномочиями, он избранием Церкви и жребием Божиим был жертвой, обреченной на страдания за всю Русскую Церковь.
Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.
Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».
В 1981 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей прославил в соборе новых мучеников и исповедников Российской Церкви, Патриарха Тихона. А в 1989 г., в год юбилея установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта/7 апреля и 26 сентября/9 октября.
НАШ ЛЮБИМЫЙ КОКМАН
все кто родился,вырос,учился,жил,отдыхал. итд в посёлке Кокман) присоединяйтесь. Загружайте фото,видеоролики,музыку,создавайте темы)
2) В селе Кокман наступило долгожданное событие – начато строительство водопроводных сетей. Со времени основания посёлка жителям приходилось пользоваться водой, не отвечающей санитарным требованиям. И вот, после долгих хождений по инстанциям и благодаря содействию депутатов Госсовета УР, в частности, О.И. Черкасовой, процесс пошёл.
Строительство водопровода идёт за счёт двух источников финансирования: Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» и министерства сельского хозяйства УР. Стоимость объекта составляет более 12 миллионов рублей. Генеральным подрядчиком выступает ТПО ЖКХ УР.
Надо сказать, это строительство очень непростое. Из-за особенности почв (они здесь песчаные) и близкого нахождения грунтовых вод, пришлось отойти от норм закладки водопроводных труб и углубиться ещё почти на метр.
К сожалению, как сказала заместитель главы администрации района Т.П. Сигова, объект переходящий, и только в 2010 году в домах жителей села Кокман появится вода
4) 16 июля, в день памяти Царской Семьи, проводится Крестный ход из Красногорского до села Кокман, где стоит храм Спаса Неруковотворного и часовня в честь царственных великомучеников. В 17-километровый поход в жаркую погоду отправились десятки красногорцев и глазовчан; гости из Оренбургского казачества, которые привезли с собой чудотворную икону Табынской Божьей Матери и всю дорогу несли ее на руках. Ночью паломники отслужили первую службу в новом храме села Кокман, возведенном на месте прежнего, разрушенного после революции.
Маршрут по Красногорскому району
Красногорский район находится в 140 километрах от Ижевска. Дорога на автомобиле занимает чуть более двух часов, но это расстояние стоит преодолеть, чтобы увидеть местные достопримечательности. Среди них – полноводный целебный источник, природный заказник с редчайшими растениями и старообрядческий «дом трех культур».
Дорога предстоит долгая, берите с собой перекус. Надевайте удобную обувь, настраивайте навигатор – и в путь.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Первая точка нашего маршрута находится в районном центре – селе Красногорском. При подъезде к населенному пункту вы окажетесь на улице Ленина. Сверните с нее на Советскую и вскоре справа от вас покажется Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Первую церковь здесь возвели в 1838 году – перестроили старый деревянный храм, который привезли из села Юкаменское. Каменное здание возвели спустя полвека в 1890–1900 годах по инициативе священника Иоанна Авраамова. Проект нового храма принадлежал архитектору Василию Дружинину – он стал автором многих религиозных сооружений Вятской губернии, куда входила территория современной Удмуртии.
В храме было два престола: один освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, другой – во имя святого благоверного князя Александра Невского. Внутри его украсили росписями.
Когда каменный храм достроили, старую деревянную церковь передали единоверцам – приверженцам прежнего церковного обряда, который существовал до реформ патриарха Никона 1650-х годов.
В 1930-е годы храм закрыли, здание передали клубу, затем кинотеатру. А в старой деревянной церкви находилась почта, позже строение и вовсе разрушили.
В 1990 году Покровский храм вернули церковной общине, после ремонта здесь начались богослужения. При реставрации удалось сохранить фрагмент росписи «Возвращение блудного сына». Колокольню восстановили по старым чертежам. Сегодня у храма три престола: центральный, как и прежде, освящен в честь Покрова Божией Матери, два боковых – во имя святых преподобного Сергия Радонежского и праведного Иоанна Кронштадтского.
Сестричество во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Впечатления от поездки в Кокман
11-го февраля 2012 года, в субботу, сестры милосердия нашего сестричества во главе с духовником, игуменом Антонином (Напольских) совершили паломническую поездку в село Кокман Красногорского района. Село это расположено в 25-ти километрах от центра района – села Красногорского, в государственном природном ботаническом заказнике «Кокманский».
Пройдя по хрустящему снежку, мимо покрытых снегом древних елей и берез, мы увидели деревянный храм, из трубы которого, совершенно по-домашнему, шел пахучий дымок. Было сказочно вокруг – тишина, мороз, лес, недалеко запорошенные снегом кресты на могилках сельского кладбища и на горке деревянный храм, как корабль, плывущий по снегу в этой тишине.
Перекрестившись на крест, что возвышался на куполе храма, как на шлеме древнего воина, мы из мороза вошли в теплый, уютный храм. Запах дерева, ладана, дымка, воска поначалу оглушил нас – отвыкли мы, городские жители к таким простым, естественным и добрым запахам деревенских храмов.
Отец Сергий встретил нас очень приветливо, как всегда улыбаясь и разливая вокруг себя доброе тепло. Встретили нас и ребята-казаки из хутора Троицкий г. Ижевска, которые часто помогают собору Святой Троицы, принимая активное участие в жизни прихода, как в Ижевске, так и здесь, в Кокмане.