коллекция икон григория лепса
Григорий Лепс показал свою коллекцию икон стоимостью в 35 миллионов долларов
Популярный российский певец впервые в истории России организовал выставку собственной коллекции икон — собирал ее сам, более 20 лет.
Фото, видео: Валерий Шарифулин/ТАСС, Пятый канал
В Москве впервые, но зато сразу на Красной площади, открыл выставку ранее не известный как коллекционер Григорий Лепс. Оказалось, известный певец, продюсер и шоумен уже более 20 лет собирает иконы.
Стоимость одного из экспонатов доходит до 100 миллионов рублей. Певец называет это собирательство хобби, но очевидно, что для Лепса иконы не просто объекты интереса и инвестиций.
Красная площадь, дом 1. Привычный для себя Кремлевский дворец съездов Григорий Лепс сменил на Кремлевский исторический музей. «Предивное художество» — так называется его выставка. Впервые в истории РФ выставляется личная коллекция заслуженного артиста России. Иконы XVI—XX веков.
Несмотря на большое количество журналистов в этом выставочном зале необычайно тихо, даже сложно представить, что все столпились вокруг громогласного Лепса. Вопросов так много, что Лепс раздает интервью одно за другим, терпеливо рассказывая сколько стоит самый дорогой экспонат, самый ли лучший у него сегодня день, и вообще верующий ли он человек.
— Я спать не лягу пока не помолюсь, я из дому не выйду пока не помолюсь. Нет никакой особой охраны [у экспонатов — прим.ред.]. Я сомневаюсь, что можно украсть. Не потому, что сложно украсть, а потому что сложно продать. Они все учтены, все знают, что это мои иконы. Куда они их продадут-то? Бог накажет, — рассказывает журналистам певец.
Это одна из самых больших коллекций в стране, а, возможно, и мире: оценочная стоимость примерно 25-35 миллионов долларов — абсолютно все экспонаты хранятся у артиста в загородном доме.
Григорий Лепс собирал эту коллекцию икон 20 лет. Всего их 200, и у каждой своя история. При этом артист подчеркивает, что он не эксперт по иконописи или искусствовед, а любитель, поэтому иконы выбирал из принципа — нравится или нет.
— За этот триптих — отдал машину, Audi A8, шестилитровую, с тремя телевизорами и двумя холодильниками. Денег в тот момент не было, — вспоминает Лепс. — Одна была мироточащая икона, я подарил ее другу. Чудеса каждый день случаются. Проснулся — чудо. Концерт удачно прошел — чудо. Новый ребенок родился — чудо. Экономика в гору пошла — чудеса!
А этот «Спас нерукотворный» — самая ранняя представленная на выставке икона, и к тому же самая дорогая — была подарена Лепсу другом. А вот икона от Владимира Путина здесь не представлена.
Чтобы заполучить понравившуюся икону, Лепс никогда не скупится. Коллекцию намерен пополнять. Теперь вот планирует вернуть из Англии образ, который когда-то вывезли большевики, стоимостью в 1 миллион фунтов. И только со Штатами дела обстоят не очень. Лепс уже 5-й год как персона нон грата в США.
— [США — прим.ред.] Хорошая страна, но не пускают. Я люблю Родину, мне всегда было тут хорошо. США — тоже классная страна. Ну, знаете, там 200 километров отъезжаешь от Нью-Йорка — и обсосанные бараки, и пьяные ковбои.
Учитывая, что в мире все одинаково, если не пустят, я не буду расстраиваться, — признается журналистам Григорий Лепс.
И, глядя на рассудительного Григория Лепса в окружении икон, невозможно не спросить про будущее…
— Я не знаю, сколько я еще смогу пропеть: три там года, пять лет. Все-таки все заканчивается. Голосовые связки тоже. Интерес переходят к молодым. К ним переходит интерес. Такой же и я был. Поэтому рано или поздно придется заканчивать с музыкальным искусством. Есть какие-то идеи. И пойду по миру. Есть масса мест, где я не был. В тайгу пойду. По Европе. По музеям, — размышляет звезда.
…ну, и, конечно, про грехи, с которыми Лепс пытается бороться, но избавиться от которого не в силах.
— Безобразно. Это мой самый большой грех, от которого я бы хотел избавиться — сквернословие.
Коллекцию икон Григория Лепса оценили в 35 миллионов долларов
Григорий Лепс впервые показал иконы, которые собирал 20 лет. Теперь в историческом музее на выставке под названием «Предивное художество» эксклюзивные экспонаты может увидеть любой желающий. Специалисты считают это событием огромного культурного масштаба.
Увлечение артиста началось с покупки поддельной иконки, которая переросла в самую большую в стране выставку, где были представлены работы ХV-XVI веков – 200 экземпляров высочайшего художественного достоинства. Но, по словам музыканта, это только начало.
Прежде дорогие экспонаты хранились в доме певца, в отдельной большой комнате. Теперь же полюбоваться произведениями искусства могут все желающие. Григорий Лепс признается, что такое хобби требует серьезных финансовых вложений. Так, сейчас его коллекция оценивается примерно в 35 миллионов долларов. Стоимость самой дорогой иконы – почти 100 миллионов рублей.
«Иконы я приобретаю у частных коллекционеров, бывает, что продают, деньги нужны. Реже на аукционах – есть много разных – Sotheby’s, MacDougall’s. Старшая дочь Инга тоже занимается искусством, но у нее свое направление, у меня – свое. Когда мне нужна помощь, я к ней обращаюсь за советом. В этот раз тоже. Очень много людей задействовано в создании этой выставки. Иконы дорогие, ценные, – люди вот посмотрят. Много историй с ними связано. Порядка 200 икон, в основном известных мастеров. За сохранность точно не опасаюсь, вряд ли в этом месте можно что-то украсть», – признавался «СтарХиту» Григорий Лепс.
Однако для Лепса это не просто хобби, организованное на собственные средства, ради развлечения. Когда не хватало денег на новый понравившийся экземпляр, артист отдавал последнее. «Вот эту я поменял на машину, мне не хватало денег. Я оставил машину и пошел пешком. Прошло 15 лет, машина уже сгнила, понимаете», – признался певец журналистам во время выставки.
Если кто-то считает это безумием, то для Григория Лепса безумие – держаться за вещи, у которых есть срок годности. У икон, по мнению артиста, его нет.
Для Лепса иконы – это историческая и духовная ценность. Но, по словам Григория, он плохо в них разбирается. Приобретает экземпляры по простому принципу: нравится или нет.
Заслуженный артист России называет себя человеком верующим, однако свои иконы ни за что не отдаст в церковь. «Я знаю ребят, которые в силу своей души или в силу своего слабоумия отдали свои коллекции церкви, куда делись эти коллекции никто не знает. Вот на это я никогда не пойду, это мое», – продолжает Лепс.
Артист то и дело произносит фразу «на все воля Божья», «так было угодно Богу», а о своей будущей карьере и жизни певец рассуждает спокойно. «Я не знаю, сколько еще смогу пропеть: три года, пять лет. Все-таки все заканчивается. Есть какие-то идеи. И пойду по миру. Есть масса мест, где я не был. В тайгу пойду, по Европе, по музеям», – заключил Григорий Лепс.
К слову, певец признался, что и после своей смерти не хотел бы расставаться с некоторыми иконами. Так, артист пожелал захоронить его с одним из экземпляров его коллекции.
«Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса
Даты проведения
Ближайшая дата
Место проведения
Место проведения
Режим работы выставки
Экскурсии по выставке
Время проведения:
по пятницам в 18:00;
Стоимость: входной билет на выставку + 200 руб.
Пресс-релиз
Куратор — доктор филологических наук, главный научный сотрудник Государственного исторического музея, заслуженный работник культуры РФ Юхименко Е. М.
Художник: Талыбов Ф. Ю.
4 сентября 2018 года в Государственном историческом музее состоялось торжественное открытие выставки ««Предивное художество»: иконы из собрания Григория Лепса». Заслуженный артист Российской Федерации, музыкант и продюсер Григорий Лепс представляет уникальную коллекцию икон, которыми пополнялось его собрание в течение 20 лет.
На выставке продемонстрированы редкие памятники иконописи XVI — начала XX вв. До сих пор эта коллекция была неизвестна широкой публике и никогда не экспонировалась. С выходом в 2012 г. фундаментального каталога собрания икон Григория Лепса эта часть его коллекции была по достоинству оценена специалистами и вошла в постоянный научный оборот. Данная выставка призвана впервые познакомить зрителя с большим и ценным собранием, продолжающим традиции частного собирательства в России.
Историко–художественная ценность собрания заключается прежде всего в высочайшем качестве собранных памятников. Для Григория Викторовича приоритетным в коллекционировании являются хорошая сохранность авторского слоя живописи и высокое мастерство исполнения. Уникальными в экспозиции станут подлинные шедевры миниатюрного письма.
Для характеристики собранных Григорием Лепсом памятников иконописи подходят слова Н. С. Лескова: «Предивное художество» — определение, которое писатель дал иконописной святыне в рассказе «Запечатленный ангел». В произведении упомянуто имя московского мастера Николая Михайловича Силачева, две редкие работы этого иконописца можно увидеть на выставке.
Следует подчеркнуть, что в своей деятельности собиратель отдает предпочтение памятникам подписным, датированным и редкой иконографии. Все без исключения иконы, вошедшие в данное собрание, являются памятниками музейного значения.
Еще одним несомненным достоинством представляемой коллекции является ее высокая репрезентативность. Экспозиция познакомит посетителя с иконами мастеров Оружейной палаты и работавших в ее традициях иконописцев XVIII в., с произведениями старообрядческих мастеров Поморья, Москвы, Романово–Борисоглебска, Поволжья, Прибалтики, с работами иконописцев Мстеры и Палеха, а также знаменитых выходцев из этих иконописных сел, работавших в столицах по высочайшим заказам, — М. И. Дикарева, И. С. Чирикова, В. П. Гурьянова.
Посетителей выставки ждут настоящие открытия! Несколько произведений в коллекции представлено творчеством ранее неизвестных мастеров XIX — начала XX в., таких как З. Ф. Бронин, И. Д. Краузов, Я. А. Богатенко, А. Д. Бороздин и др.
На выставке в соответствии с историко–стилистическим принципом сформированы следующие разделы:
I. Наследие средневековых мастеров. Включает памятники XVI–XVII вв. и показывает истоки тех двух стилистических направлений, которые после церковной реформы середины XVII в. на протяжении XVIII–XIX вв. развивались уже самостоятельно, практически не пересекаясь.
II. В новой стилистике. Среди произведений религиозной живописи XVIII — начала XX в., господствовавшей в официальном церковном искусстве того времени, коллекционер, следуя своим вкусам, выбрал те, которые не относятся к академическому направлению, но обнаруживают связь с традиционной иконой и живоподобным письмом мастеров Оружейной палаты.
III. По канонам древнего благочестия. В этот раздел входят работы старообрядческих мастеров XVIII–XIX вв., созданные с соблюдением эстетических, иконографических и технологических традиций иконописания Древней Руси.
IV. Иконописные центры и мастерские. Признанные иконописные центры и мастерские XIX в. (Романово–Борисоглебск, Мстера, Палех) хотя и работали на широкий рынок, старались сохранять древние основы своего искусства. Именно к их опыту обратился и высочайше утвержденный в 1901 г. Комитет попечительства о русской иконописи, который был создан для возрождения традиционного иконописания, отвечающего требованиям художественности.
Новизной отличается визуальный ряд, почти целиком состоящий из впервые экспонируемых памятников. На выставке будет представлено около 200 икон.
Льготные категории — 200 руб.:
Льготные категории — бесплатно:
Лепс скрывает икону, которую ему подарил Путин
Коллекция образов, принадлежащих маэстро, оценивается в 25–35 миллионов долларов и входит в первую мировую пятерку собраний
Григорий Лепс представил в Москве в Государственном Историческом музее выставку принадлежащих ему икон. В сером костюме и в черных очках, напоминающий повзрослевшего героя фильма «Однажды в Америке», главный мачо российской эстрады рассказал о своей знаменитой коллекции икон, в которой на сегодняшний день насчитывается 200 экспонатов и которая, по словам маэстро, «входит в десятку, а то и в пятерку крупнейших в мире».
Фото: Мария Анисимова
Когда-то за первый триптих певец расплатился машиной «Ауди-А8», тремя телевизорами и двумя холодильниками. Сейчас коллекция икон Лепса оценивается в 25–35 млн долларов. Они хранятся в загородном доме музыканта. По его словам, без особой охраны.
— Зачем? — пожимает плечами Григорий. — Украсть ее, может быть, и нетрудно, но продать иконы практически невозможно — все же знают, что это мои (в 2012 году был выпущен каталог коллекции артиста)…
— Григорий, какой реакции от публики вы ждете, выставляя свою — одну из самых дорогих в мире — коллекцию?
— Я очень надеюсь, что людям она понравится — и они порадуются за меня. Я в некоторой степени сохраняю эти предметы, ведь иногда в храмах нет денег на реставрацию и уход за иконами — и некоторые раритеты, ценные образа просто гибнут.
— Как вы ухаживаете за своими экспонатами?
— Есть специально обученные люди, они приходят раз в месяц, и если видят помарочку, сразу же ее устраняют. Конечно, в помещении соблюдаются температурный режим и режим влажности.
— Сколько стоит содержать такую коллекцию? Больше 100 000 рублей в год?
— Чуть поменьше, но все равно — это огромные средства для некоторых храмов. Для меня не очень, говорят же, что я много зарабатываю. И мне помогает Господь Вседержитель.
Лепс собирает образа, принадлежащие кисти разных мастеров, «пришедшиеся ему по сердцу».
— Знаю одного человека, который собирает иконы одного мастера, Чирикова, но это больше похоже на капиталовложение, — говорит Лепс.
Сейчас у Лепса 200 икон, и у каждой есть своя история. Одну, мироточащую, он подарил другу, а самая первая и самая дорогая в коллекции — образ «Спаса Нерукотворного» — была подарена музыканту его другом.
— К вам часто обращаются друзья с просьбой купить для них икону?
— Это очень странная просьба, у меня определенный вкус — и человеку может не понравиться то, что я куплю ему за его деньги: «Скажите, что вам нужно, и я дам совет, где это искать и сколько это может стоить» — вот моя позиция, — говорит музыкант.
Один из образов в коллекции — подарок Президента России Владимира Путина. На вопрос корреспондента, почему подарка президента нет на выставке, коллекционер отвечает:
— Она лежит у меня дома (хотите купить — не продам!). Был праздник для определенного круга, пели Басков, Киркоров, Долина и я. А потом каждому из нас преподнесли подарки. И Владимир Владимирович, зная, наверное, что я собираю иконы, подарил мне образ Христа Спасителя с надписью: «В.Путин. С уважением».
В планах Лепса вернуть из Англии образ, вывезенный из России во время революции. Дело за малым: цена вопроса — 1 миллион фунтов, что даже для самого богатого музыканта России значительная сумма.
«Но у меня есть друзья, с которыми мы все преодолеем», — уверен Григорий.
По словам маэстро, он не выходит из дома и не ложится спать, не совершив молитву.
— Вы — фанатичный верующий?
— Нет, отведи Господи.
— Когда вы в последний раз были в церкви?
— Вчера и позавчера. Я на гастролях часто бываю, и вообще, если вижу храм, всегда захожу. Хотя в принципе молиться можно где угодно.
— В каком самом необычном месте совершали молитву?
— В храме Гроба Господня в Иерусалиме.
— Чем необычна для вас главная Мекка паломников всего мира?
— Я считаю, что там никогда не было Христа, и этому есть исторические подтверждения.
— Вы изучаете Библию?
— Я только ее читаю. Чтобы изучать, на это надо положить жизнь, и не одну. Просто мое мнение и мнение официальной истории не сходятся: я много спорил со священниками на эту тему. Переубедить они меня не смогли, но один сказал: «Григорий, не важно, где Христос родился, не важно, где его распяли, главное — веришь ты или нет?» Я верю.
— Вы совершаете паломнические поездки?
— Нет. Но когда бываю в Иерусалиме, захожу в храм Гроба Господня. Из любопытства был в Палестине на месте захоронения Иисуса Навина. На мой взгляд, это оказалось намного интереснее, и я считаю, что Христа распяли именно там…
— Сейчас во всех концертах по ТВ звучит ваша песня, записанная с Александром Розенбаумом и Иосифом Кобзоном, «Вечерняя застольная». Как сложилось трио?
— Я очень хотел, чтобы с нами эту песню спел Иосиф Давыдович, просил его об этом… И очень рад, что у нас это получилось.
— Чем вы будете заниматься, когда закончите петь?
— Связки не бесконечны… Сколько я еще пропою? Три года, ну пять… на смену идут молодые с сильными голосами. А я найду, чем себя занять. Есть очень много мест в мире, где я не был…
— Жалеете, что вам запрещен въезд в США?
— Да нет, есть много другого прекрасного в мире… Хотя, конечно, в Америке хорошо…
На вопрос: «Кто унаследует вашу коллекцию икон?» — Лепс ответил: «Пока дети слишком малы, чтобы понять, что именно папа собирает, но, может быть, им когда-то и передам свое собрание».
«Предивное художество» Григория Лепса
4 сентября 2018 года в Москве в Государственном историческом музее состоялось торжественное открытие выставки «Предивное художество: иконы из собрания Григория Лепса». Заслуженный артист Российской Федерации, музыкант и продюсер Григорий Лепс представил уникальную коллекцию икон, которую он собирал в течение 20 лет.
На выставке продемонстрированы редкие памятники иконописи и графики XVI — начала XX вв. До сих пор эта коллекция была неизвестна широкой публике и ни разу не экспонировалась. С выходом в 2012 г. фундаментального каталога собрания икон Григория Лепса, эта часть его коллекции была по достоинству оценена специалистами и вошла в постоянный научный оборот. Данная выставка призвана впервые познакомить зрителя с большим и ценным собранием, продолжающим традиции частного собирательства в России.
Выставка обладает высокой репрезентативностью. Экспозиция знакомит посетителя с иконами мастеров Оружейной палаты, которые работали в ее традициях; иконописцев XVIII в.; с произведениями старообрядческих мастеров Поморья, Москвы, Романово-Борисоглебска, Поволжья, Прибалтики, с работами иконописцев Мстеры и Палеха, а также знаменитых выходцев из этих иконописных сел, работавших в столицах по высочайшим заказам, — М. И. Дикарева, И. С. Чирикова, В. П. Гурьянова.
Несколько произведений в коллекции представлено творчеством ранее неизвестных мастеров XIX — начала XX в., таких как З. Ф. Бронин, И. Д. Краузов, Я. А. Богатенко, А. Д. Бороздин и др.
На выставке в соответствии с историко-стилистическим принципом сформированы следующие разделы:
I. Наследие средневековых мастеров. Включает памятники XVI–XVII вв. и показывает истоки тех двух стилистических направлений, которые после церковной реформы середины XVII в. на протяжении XVIII–XIX вв. развивались уже самостоятельно, практически не пересекаясь.
II. В новой стилистике. Среди произведений религиозной живописи XVIII — начала XX в., господствовавшей в официальном церковном искусстве того времени, коллекционер, следуя своим вкусам, выбрал те, которые не относятся к академическому направлению, но обнаруживают связь с традиционной иконой и живоподобным письмом мастеров Оружейной палаты.
III. По канонам древнего благочестия. В этот раздел входят работы старообрядческих мастеров XVIII–XIX вв., созданные с соблюдением эстетических, иконографических и технологических традиций иконописания Древней Руси.
IV. Иконописные центры и мастерские. Признанные иконописные центры и мастерские XIX в. (Романово-Борисоглебск, Мстера, Палех) хотя и работали на широкий рынок, старались сохранять древние основы своего искусства. Именно к их опыту обратился и высочайше утвержденный в 1901 г. Комитет попечительства о русской иконописи, который был создан для возрождения традиционного иконописания, отвечающего требованиям художественности.
Торжественное открытие выставки посетили многочисленные журналисты, представители музейного сообщества, гости и друзья самого Григория Лепса. Религиозные деятели были представлены руководством Русской Православной старообрядческой Церкви в лице участников Совета Митрополии, проходящего в эти дни в Москве.
К участникам события обратился предстоятель РПсЦ митрополит Корнилий (Титов):
Дорогие друзья, я рад приветствовать собравшихся и отметить, что сегодня для нас, особенно для старообрядцев, для тех, кто хранит обычаи, культуру, идеалы древней святой Руси, примечательное событие — выставка икон из собрания Григория Лепса. Это не просто собрание икон и древностей. Это прикосновение к живоносному источнику, к той немерцаемой красоте, отличавшей святую Русь. Когда я познакомился с Григорием Лепсом, он, приглашая меня осмотреть его коллекцию, отметил, что для него действительно важно, чтобы именно старообрядцы, которые сохраняли эти древние культурные и духовные ценности порой ценой своей жизни, смогли по достоинству оценить его собрание.
Я в свою очередь Григорию говорил, что нужно дать возможность поделиться, прикоснуться к этим сокровищам не только узкому кругу его знакомых и ценителей, но и более широкому кругу интересующихся русской историей и русской иконой. У Григория есть вкус, есть мудрые советчики, которые подбирали экспонаты для его коллекции. На мой взгляд, коллекция выражает идею и стилистику традиции, заложенной во времена золотого века русского иконописания времен Андрея Рублева. На этот идеал указали и постановления Стоглавого Собора, особо чтущиеся ныне у старообрядцев.
Выступая на открытии выставки, директор музея Алексей Константинович Левыкин обратил внимание, что экспозиция позволяет проследить и тенденции развития нашей культуры, в том числе и с точки зрения ретроспективы. Он поблагодарил всех участников выставочного проекта: в первую очередь самого Григория Викторовича Лепса и его команду, а также сотрудников Исторического музея, куратора выставки Е. М. Юхименко, художника выставки Ф. Ю. Талыбова, всех, кто работал над ее созданием.
Куратор выставки, научный сотрудник Исторического музея Е. М. Юхименко подчеркнула многогранность коллекции, заявив, что здесь можно увидеть широкий спектр исторических, культурологических вопросов.
Елена Михайловна отметила:
Прежде всего, это продолжение традиций собирательства, которые, слава Богу, живы и в наши дни, есть такая возможность. Это история русской иконописи, представленная здесь в своих лучших образцах; это и старообрядческая культура; это и глубинная связь с литературой, отражающаяся в названии выставки «Предивное художество», — так Н. С. Лесков, известный знаток русской старины, сказал об иконописной святыне в рассказе «Запечатленный ангел».
По этому рассказу, мне кажется, все люди и представляют, что такое русская иконопись. Так вот, Н. С. Лесков был лично знаком и тесно общался с двумя иконописцами: с петербургским Никитой Рачейсковым и московским мастером Николаем Силачевым. Именно у них он подолгу проводил время и видел труд иконописца. Две иконы иконописца Николая Силачева представлены на этой выставке. Эти иконы, несмотря на то, что они были не так давно написаны, в 60-70-е годы XIX века, — тоже очень большая редкость. Лесков в свое время, особенно подчеркивая мастерство этих двух иконописцев, говорил о том, что надо устроить выставку их работ.
Сейчас, к сожалению, оставшиеся работы этих мастеров исчисляются просто единицами: работ Силачева известно 5, из них 2 находятся в собрании Григория Викторовича, и всего лишь две иконы Рачейскова.
Мне кажется, что собирательство в широком значении этого слова можно только приветствовать, потому что только такие целеустремленные люди могут собрать такую замечательную коллекцию.
Заслуженный артист Российской Федерации, музыкант и продюсер Григорий Лепс, общаясь с журналистами, ответил на ряд вопросов. Он в частности рассказал о стоимости самого дешевого и самого дорогого экспоната, а также ответил на вопросы о собственном отношении к религии:
Я спать не лягу, пока не помолюсь, я из дому не выйду, пока не помолюсь.
Абсолютно все экспонаты хранятся у артиста в загородном доме. На вопрос о безопасности своей коллекции (оценочная стоимость примерно 25–35 млн долларов) певец ответил следующим образом:
Нет никакой особой охраны. Я сомневаюсь, что можно украсть. Не потому что сложно украсть, а потому что сложно продать. Они все учтены, все знают, что это мои иконы. Вышла книга, правда, там уже больше икон. Куда они их продадут-то? Бог накажет.
Более 20 лет Григорий Лепс собирал эту коллекцию. Певец подчеркнул, что он не эксперт по иконописи или искусствовед, а любитель, поэтому иконы выбирал из принципа «нравится или нет»:
Я выбираю те иконы, которые мне приходятся по душе, так же, как и песни для своего репертуара.
За один ценный триптих Лепс отдал свою машину «Ауди-А8» с тремя телевизорами и двумя холодильниками:
Прошло уже 15 лет, машина сгнила, а иконы будут стоять тысячу лет.
На вопрос журналистов о чудесах артист ответил следующим образом:
Одна икона была мироточащей, я подарил ее другу. Чудеса каждый день случаются, проснулся — чудо. Концерт удачно прошел — чудо. Новый ребенок родился — чудо. Экономика в гору пошла — чудеса!
Свою коллекцию Григорий Викторович намерен пополнять. Теперь он планирует вернуть из Англии образ, который когда-то вывезли большевики из царской ризницы стоимостью в 1 миллион фунтов. Лепс так высказался об этой иконе: «Великолепный образ Николы угодника, подобный которому я еще не встречал. Вообще при большевиках было продано или уничтожено до 70-80 % существовавших до революции икон».
Коллекционер признался, что одну из икон заберет с собой в могилу:
Одну из них я заберу с собой, какую — не скажу, очень дорогой предмет, я пообещал человеку, который мне ее подарил, что я обязательно возьму ее с собой.
Говоря о старообрядцах, Григорий Лепс отметил, что они сохранили свою веру и древнерусскую культуру, невзирая на гонения, на то, что их сжигали на кострах.
Я сомневаюсь, что в современном мире кто-нибудь способен на такое.
Он также подчеркнул особую значимость иконописного собрания Рогожского кладбища для всей русской культуры.
Меня ударило током, когда я впервые оказался в старообрядческих храмах Рогожского. Трудно было представить, какие иконописцы могли создать такие шедевры.
Также Лепсу задали вопрос, не хочет ли он передать иконы церковной общине, на что певец ответил:
Нет. Несколько моих друзей так поступили, и теперь не могут найти следов этих икон. Пока я жив, это собрание будет оставаться моей собственностью.
Специально для нашего сайта куратор выставки, научный сотрудник Исторического музея Е. М. Юхименко прокомментировала выставку.
Подобных масштабных выставок икон давно не проводится. Данное мероприятие очень крупное, выделяющееся среди иконных выставок, проходящих в последние годы. Здесь, во-первых, подлинные экспонаты высочайшего художественного достоинства. Дается достаточно адекватное представление об истории иконописи вообще, о старообрядческой в особенности. Половина икон, находящихся на выставке, — старообрядческие.
Среди старообрядческих иконописных центров здесь представлены не только Выг, но и Москва, иконописные мастерские поморцев, филипповцев, федосеевцев, именно Краузова, Силачева, редкая старообрядческая иконография.
Экспонаты представлены особым образом. Сперва идет древняя часть, дальше новые традиции от Оружейной палаты, а напротив нее как раз старообрядческие памятники. Любой человек может увидеть разницу между Оружейной палатой и старообрядческими иконами. Как бы мы высоко ни ценили искусство предметов Оружейной палаты, но очевидна существенная разница между живоподобным письмом и письмом по старинным образцам.
Мне кажется, что признание старообрядческой иконы в качестве самостоятельного и яркого явления стало общим местом всех научных работ. Уже никто с презрением о старообрядческой иконописи не пишет, наоборот, ее постоянно представляют, и заслуженно, потому что эти иконы тончайшего письма и искусной работы. Это не богомазы какие-то писали, не народные иконы. Все памятники являются высокохудожественными.
Альбом 2012 года представлен на выставке, в нем находятся изображения 150 икон, как раз коллекция на то время, а здесь уже 204 памятника.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!