колокольня бывшего казанского головинского монастыря
Казанский Головинский Женский Монастырь (город Москва)
Казанский Головинский женский монастырь
Православный Казанский Головинский женский монастырь (город Москва) – ныне представляет собой лишь единственную сохранившуюся часовню в колокольне обители. Расположен этот объект на территории к северу от перекрёстка улицы Смольная и Кронштадтского бульвара. Адрес: Кронштадтский бульвар, 29, строение 3 (ближайшая станция метро – Водный стадион).
Основание Монастыря
Монастырь основал в 1876 году московский купец Никита Игнатьевич Сидоров при сельце Головино в виде женской богадельни. По указу Священного Синода 9 мая 1881 года богадельню обратили в женскую общину. Позже, в 1886 году, общину переименовали в монастырь.
Архитектор
1898-1908 гг.: Латков А.А. (трапезная).
Историческое исповедание
Конфессиональная принадлежность
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.
Происхождение наименования Монастыря
Полное наименование бывшей обители — Казанский Головинский общежительный женский монастырь. На момент появления Монастыря село Головино и находящееся в 3 км севернее село Ховрино с XV века принадлежали выходцам из Судака и Кафы (ныне Феодосия). Один из них — Григорий Стефанович, по происхождению, возможно грек или итальянец, получил в Москве прозвище «ховра» (т.е. неопрятный). А его сына Владимира Ховрина, являвшегося сурожским гостем, тем не менее, пожаловали в бояре. В 1450 году он имел в Москве свой двор и каменный храм Воздвижения. Сын его Иван получил прозвище «Голова» (Головин), как умелый строитель. От них и произошли названия двух селений — Ховрино и Головино. Имя одного из них и использовали в названии Казанского Головинского общежительного женского монастыря.
Главная святыня обители
Главной святыней Монастыря всегда была Казанская икона Божией Матери. Это имя также использовали в названии обители.
Местонахождение бывшего Монастыря
На момент основания Монастырь находился в 2 верстах от полустанка Николаевской железной дороги «Ховрино», в 7 верстах от станции той же дороги «Химки», в 3 верстах от Петровско-Разумовского, в 4 верстах от села Всехсвятского и 9 верстах от Москвы.
Ныне от упомянутого Монастыря сохранилось лишь одно единственное культовое сооружение — Часовня Казанского Головинского Монастыря (город Москва).
Краткое описание бывшего Монастыря
Монастырь представлял собой архитектурный ансамбль псевдорусского стиля. Кроме многочисленных второстепенных построек и кладбища, в обители имелось 4 храма с 6 престолами. Первый храм — Церковь во имя Всемилостивого Спаса. Второй — Казанский храм. Третий — Троицкий собор. Четвёртый — больничная церковь Святой мученицы Акилины. Пятый объект обители – Часовня Казанского Головинского монастыря, расположенная в колокольне.
Развитие и процветание Монастыря
До последних предреволюционных лет монастырь богател, обустраивался. В обители процветали различные рукоделия. К примеру, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году за золотошвейную работу с жемчугом монастырь получил «Большой приз».
Сооружение Колокольни
К 1910 году обветшала построенная в 1882 году деревянная колокольня Монастыря. В ознаменование 25-летия обители колокольню решили заменить на новую, спроектированную архитектором Александром Афанасьевичем Латковым. Заложили её в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери 8 (21) июля 1911 года. Строительство завершили к 1913 году.
В советское время
После 1917 года, чтобы сохранить монастырь, сестры, подобно тому, как это делалось в некоторых других обителях, создали сельскохозяйственную артель. Однако уже в 1923 году власти ликвидировали артель, а в 1929 закрыли и сам монастырь. Монастырские здания передали под жилье рабочим ткацкой фабрики имени Петра Алексеева.
Последний храм обители закрыли в 1931 году. Все постройки Монастыря, кроме упомянутой Колокольни, к 1970-м годам уничтожили. А на их месте возвели многоэтажные дома. Кладбище также полностью разрушили. Чудом уцелевшую Часовню Монастыря в колокольне приписали к Знаменскому храму в Аксиньино (Москва). Туда же перенесли главную святыню обители — чтимую Казанскую икону Божией Матери.
Судьба многих насельниц и священнослужителей Монастыря
С соседним Аксиньинским, а также с Ховринским приходами была связана и дальнейшая судьба многих насельниц и священнослужителей обители. Некоторые из них исповедали свою веру в Господа мученической смертью на Бутовском полигоне.
Единственное сохранившееся сооружение Монастыря
После разрушения всех упоминавшихся четырёх монастырских храмов, чудом сохранилось единственное сооружение – это Колокольня. Именно в ней расположена упомянутая Часовня Монастыря. До сих пор Колокольня с Часовней, увенчанная православным крестом, возвышается над округой. Видимая издалека, она напоминает поминальную свечу по погибшей женской обители.
Ныне Казанский Головинский женский монастырь представляет эта часовня:
Другие интересные монастыри
Бывший Казанский Головинский женский монастырь (город Москва), от которого ныне сохранилась лишь упомянутая Часовня в колокольне, – одна из существовавших православных обителей в столице России. Большой интерес, представляют, к примеру, также такие сохранившиеся и действующие обители, как:
Колокольня Казанского Головинского монастыря
Колокольня-часовня Казанского Головинского женского монастыря — единственное уцелевшее здание монастыря, чудом сохранившееся до нашего времени. Одинокая, она возвышается над домами в глубине дворов.
Казанский Головинский монастырь построили в 1876 году в селе Головино. Он был возведен на денежные средства купца Никиты Сидорова. Святыня представляла собой большой ансамбль, выполненный в псевдорусском стиле. В него входили два храма из дерева и две церкви из камня, мастерская, где обучали иконописи, школа и богадельня. Вначале он именовался общиной, а спустя 10 лет получил статус монастыря. К началу 20 века в нем обитало 170 монахинь и послушниц.
Построить колокольню из камня было решено на 25-летие монастыря в начале 20 века. Строительство шло несколько лет, которое удалось закончить в 1911 году. Высота сооружения составляла 32 метра, то есть 25 этажей (что равносильно числу лет святыни). Колокольня была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери.
С приходом большевиков в 1925 году монастырь упразднили. На его месте устроили санаторий. Монахини продолжали жить в обители и работать посудомойками в учреждении. Спустя три года у монастыря отобрали одну из церквей и земли, а в 1929 закрыли главный Казанский собор. В нем разместили клуб, склеп приспособили под склад зерна. В 70-е годы собор, кроме колокольни, было решено снести ради строительства нового микрорайона.
Колокольня была отреставрирована в конце 20 века. Сейчас в ней работает небольшая часовня, а святыня приписана к церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино.
Колокольня бывшего Головинского Казанского монастыря
Головинский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери был основан в конце XIX века. Владелица имения Варвара Ильинична Головина в 1870-е гг. принимала у себя странников, благочестивых людей, собралась община благочестивых женщин разного сословия. На средства купца Н.И. Сидорова была построена богадельня. После смерти Головиной купец Сидоров выкупил её земли и обратился к церковным властям за разрешением открыть общину. В 1886 году община была преобразована в Казанский женский монастырь.
В монастыре была Казанская церковь и Троицкий собор, который построен в 1885 году купцом Н.Н. Киселёвым в память умершей жены.
В 1911 году в честь 25-летия обители по проекту архитектора А.А. Латкова возводится колокольня. Монастырь был известен золотым шитьём, которое получило награды на выставке в Париже. Во время Первой Мировой войны в монастыре был госпиталь.
В монастыре также были двухэтажный корпус келий, хозяйственные постройки. Но от всего этого уцелела одна колокольня. В 1923 году была закрыта сестринская община, храмы были закрыты в 1929 году.
Троицкий собор был перестроен в жилой дом, затем снесен. и в 1970 году на его месте построена двенадцатиэтажка. Также было снесено монастырское кладбище, корпуса монастыря. Чудом уцелевшая колокольня сейчас приписана к церкви Знамения в Аксиньино.
Колокольня находится во дворе дома 3 по Смольной улице.
Казанский монастырь прославлен новомучениками:
Священномученик Василий (Лихарёв), служивший в монастырской церкви, был арестован первый раз в 1929 году, в 1932 году вернулся из ссылки, был возведен в сан протоиерея, в 1937 году арестован повторно и расстрелян в Бутово. В частности его обвинили в том, что опубликованный в газете проект Дома Советов он сравнил с Вавилонской башней.
Также в Бутово были расстреляны в 1937 году две монахини Головинского монастыря – схимонахиня Михаила (Иванова) и монахиня Татьяна (Грибкова). Преподобномученица Татиана родилась в Щукино, ныне в черте Москвы, в 17 лет поступила в монастырь, после его закрытия жила в родном селе, была обвинена по абсурдному лжесвидетельскому обвинению, что в 1917 году она собирала золото для Николая II. Схимонахиня Михаила (в миру Марфа Ивановна Иванова) после закрытия монастыря работал посудомойкой в санатории, после увольнения жила в селе Аксиньино под Красногорском, была известна праведной жизнью, многие люди обращались к ней за советом
Статья о монастыре Марии Пановой
100 лет без Царя. Культурно-духовное наследство Головинского района
5 мая 1929 года прихожане и жители села Головино в последний раз слышали колокольный звон, призывающий и возвещающий о великом празднике православного люда – Христовом Воскресении. 25-ти саженей колокольня была построена по проекту «классного художника архитекторы» Александра Афанасьевича Латкова в честь четверть вековой годовщины обители. Рождённый 1863 году в последнее десятилетие Х1Х века Александр Афанасьевич состоял на службе при Троице-Сергиевой лавре в качестве главного архитектора.
Главным пристрастием архитектора Латкова А.А. являлись церковные колокольни. По его чертежам их построили более десятка. Определить их принадлежность не составляет особого труда: все латковские строения этого типа подняты из красного кирпича, выглядят несколько мрачновато и тяжело даже при значительной их высоте.
После Великой Октябрьской революции Александр Афанасьевич занялся реставрационными работами. Он принимал участие в 1918 году по восстановлению московского Кремля.
Умер Александр Афанасьевич Латков в июне 1949 года.
Памятью архитектора в Москве остались:
— часовня Проща на территории Спасо-Андроникова монастыря;
— доходный многоквартирный дом на улице Трубная, 22/1;
— ризница собора Иоанно-Предтеченского монастыря;
— дом притча храма Троицы Живоначальной в Листах.
Сохранившаяся 40-метровая колокольня Латкова А.А. единственный свидетель из всех монастырских сооружений напоминает проходящим и проезжающим около владений 31-33 по Кроншадтскому бульвару о былой славе Казанского Головинского общежительного женского монастыря, основанного в деревне Головино в ХIХ веке. Начало строительства колокольни 1911 год окончание 1913 год.
Вот как описывалось местонахождение села Головино в 1912 году: «Головино и находящееся в 3 км севернее Ховрино с ХY в. принадлежали выходцам из Судака и Кафы (ныне Феодосия), возможно итальянцам или грекам. Один из них, Григорий Стефанович, получил в Москве прозвище «Ховра» (неопрятный), а его сын Владимир Ховрин, оставаясь сурожским гостем, был пожалован в бояре в 1450г. Имел в Москве свой двор и каменный храм Воздвижения. Сын его Иван получил прозвище «Голова» (Головин) как умелый строитель. От них и произошли названия двух селений – Ховрино и Головино». (Казанский Головинский общежительный женский монастырь М. 1912).
Со второй половины ХIХ века Головиным владеют Головины, потомки старинного рода Ховриных. В усадьбе Головиных находят место временного отдыха паломники – «старцы, юродивые, странницы, черники, богомолки, исходившие из конца в конец с котомкой обширную Российскую империю – матушку Русь».
Однажды в имение пришёл странник схимонах Николай. В светской жизни он был Иродионом Ивановичем Гулиным, крестьянином из-под Рязани. Иродион-схимонах Николай познакомился с Варварой Ильиничной Головиной в 1869 году, когда ему было 45 лет.
Так уж случилось, что у схимонаха Николая не сложилась семейная жизнь, у них с женой не было детей, и согласия супруги он ушёл в монахи. Николай попросил Варвару Ильиничну Головину – владелицу имения разрешения пожить некоторое время в усадьбе, отдохнуть от непрерывных скитаний.
Получив согласие, Схимонах поселился в парке, в сторожке. Прошло совсем немного времени, и благочестивый странник стал пользоваться большим уважением среди местных жителей и паломников. К нему потянулись люди за помощью и советом. Вполне естественно, что вскоре он вместе с хозяйкой задумал создать дом – богадельню для женщин.
9 мая 1881 года в Головине была устроена богадельня, устроенная Варварой Ильиничной Головиной-доброй и очень религиозной женщиной. Она давала приют «сирым и убогим, раздавала щедро милостыню».
На создание деревянной домовой церкви во имя Всемилостивого Спаса властную, религиозную и склонную к мистицизму Варвару Ильиничну благословил московский митрополит Иннокентий (церковь была построена и освящена в 1872 году). Первый храм был устроен на втором этаже флигеля, где к тому времени поселились уже семь девиц. В глубине старинного тенистого парка с аллеями вековых лип стояла часовня в память святого Сергия Радонежского.
Василий Васильевич уроженец Костромской губернии русский художник – иконописец был вольноприходящим учеником Санкт-Петербургской императорской Академии Художеств.
В 1851 году в возрасте 23-х лет получил звание неклассного художника, в 1855 году – назначенного, а в 1858 году в 30-ть лет – академика за композицию «Дева Мария с Предвечным младенцем». Работы Василия Васильевича Васильева высоко оценивались современниками, неоднократно печатались в журналах «Всемирная иллюстрация».
Василий Васильевич писал иконы для церквей в Санкт-Петербурге, для Петергофа, для православных храмов в Варшаве и Флоренции.
В то время схимонах Николая предсказал создание вокруг богадельни женской обители. Ежедневно число православных, приходящих помолится к иконе Казанской Богоматери, увеличивалось. Образ Богородицы, украшенный драгоценными камнями, станет главной почитаемой иконой будущего монастыря. В честь иконы Казанской Божией Матери возведут храм.
Создав и обустроив храм Спаса Всемилостивого, совершив, как считал схимонах Николай, главное дело своей жизни, предчувствуя скорую кончину, он вернулся на родину, где и скончался.
В 1881 году по ходатайству московского митрополита Макария Синод разрешил устроить женскую общину с тем, чтобы она не производила книжных сборов и не просила пособий из казны.
Через два года, в 1882 году, московский митрополит Иоанникий освятил воздвигший Н.И. Сидоровым на свои средства деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, в которой стала храниться главная икона.
Никита Игнатьевич обеспечил общину денежным вкладом в 15000 рублей (неприкосновенный капитал), проценты от которого использовались на нужды общины. По ходатайству Сидорова Синод разрешил устроить в Головино Казанскую женскую общину при условии, что она будет существовать только на благотворительные пожертвования и средства, заработанные членами общины.
Император Александр III именным указом в 1885 году закрепляет за общиной подаренные земли. Благотворительностью отличалась жена императора Мария Федоровна.
В 1886 году Синод по просьбе митрополита московского преобразует обеспеченную общину в Головинский общежительный женский монастырь.
Первой монахиней стала постриженная в обители Мария Стрельцова, та самая землячка схимонаха Николая, пришедшая с рязанской земли. Она стала настоятельницей монастыря под именем Магдалина.
В 1887 году вологодский купец Н.Н. Киселёв построил каменный соборный пятиглавый храм во имя святой Живоначальной троицы, с приделами Черниговской Божией Матери и равноапостольной Марии Магдалины.
Существовали две версии послуживших Киселёву Н.Н. для строительства храма.
По одной в память рано умершей жены, а по другой – в благодарность за чудесное спасение жены и ребёнка во время крушения на Николаевской железной дороге, произошедшего у станции Ховрино, в результате которого погибли люди.
Крестные ходы в монастыре совершались 8 июля в день празднования Казанской Божией Матери и 27 июля в день открытия монастыря.
Двухэтажный больничный корпус (нижний этаж для больницы, верхний для престарелых) оснащён больничный храм во имя святой мученицы Акилины построен в 1893 году, а в следующем 1894 году были заложены каменная ограда и ворота.
Серпуховской фабрикант бездетный Иван Николаевич Коншин, получивший от матери «Старую Мызу» с прядильной и ручной ткацкой фабриками, за два года до смерти в 1896 году поставил в Головинском монастыре двухэтажный корпус для настоятельницы.
Московский купец Аристов М.П. построили здание для церковно-приходской монастырской школы, которое было освящено в 1901 году. Михаил Петрович израсходовал на строительство здания и приобретение школьных принадлежностей 5000 рублей.
О Головинском общежительном женском монастыре известия расходятся по всей Российской империи.
Работали две мастерские: рукодельная и иконописная. Продукция монахинь расходилась нарасхват.
Работа школы рукоделия – золотое шитьё с жемчугом, выполненная инокинями, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году получила «Grand Prix».
Сельскохозяйственным трудом монастырь обеспечивал не только себя, но и продавал продукты. Особенно славилась молочная ферма.
В феврале 1883 года учредитель и попечитель Казанской женской общины богатейший московский купец Никита Игнатьевич Сидоров обратился к московскому митрополиту Иоанникию с просьбой об устройстве при общине собственного кладбища. В своём прошении он обосновывал в нём необходимость следующим образом: «При открытой в сельце Головине Московского уезда Казанской общине не имеется кладбища, что приводит в уныние сестёр общины, которые, естественно, желали бы, чтобы их останки покоились на месте их трудов, чтобы живущие сестры общины, по возможности, чаще могли творить о них молитвы на могилах; равно как и для слабых близость может доставить духовное утешение. Земли при общине имеется весьма достаточно, так, что без всякого ущерба и весьма удобно может быть выделено количество потребное для кладбища. Посему нижайше испрашиваю Архипастырского благословения Вашего Высокопреосвященства на устройство кладбища для сестёр общины и других лиц, которые пожелают быть на нём похоронены».
После осмотра благочинным Московского уезда, священником села Всехсвятского Никонором Румянцевым, отправившим донесение в Московскую духовную консисторию о том, что «местность, избираемая для кладбища, находится при церкви весьма удобно и отстоит от крестьянских домов сельца Головина в 87 сажень, на высочайшем уровне 22 марта 1885 года было разрешено устроить при общине кладбище.
По получении разрешения Московское губернское правление издало предписание «допустить погребение умерших на вновь отведённом кладбище при сказанной общине как сестёр общины, так и других лиц, принадлежащих к числу благотворителей и семейству учредителя общины купца Никиты Сидорова, но с тем, чтобы кладбище это окопано было канавою».
Скончавшийся в 1892 году Никита Игнатьевич был похоронен в Троицкой церкви Казанского Головинского женского монастыря, Всехсвятской волости, 3-го стана Московского уезда Московской губернии Российской империи.
В результате расширения границ Москвы в марте 1917 года часть земель Всехсвятской волости вошла в состав города. Решением Московской городской Думы 25 марта 1917 года в черту Москвы было занесено Михалково с тонкосуконной фабрикой семьи Йокиш. Граница Москвы пролегала в Головинском округе по построенному позже Лихоборскому водоотводному каналу по спрямлённому руслу Головинского ручья, выходящему из Большого Головинского пруда и уходящему под Онежской улицей для встречи с речкой Лихоборкой. На Кронштадтском бульваре в Лихоборский канал впадает речка Норишка.
Как пишет Елена Геннадьевна Петрова: «По разным источникам достоверно известно, что на территории Казанского Головинского монастыря находились захоронения шести представителей семьи Йокиш».
11 ноября 1910 года газета «Московский листок» извещала читателей: « Вчера в подмосковном Казанском Головинском монастыре состоялись пышные похороны директора Товарищества суконной мануфактуры «Йокиш» Прасковьи Ивановны Йокиш.» Прасковья Ивановна завещала Казанскому Головинскому монастырю 2000 рублей на содержание памятника на могиле и на вечное поминовение её самой, её мужа и родителей только на проценты от завещанной суммы, которая должна была оставаться неприкосновенной.
«Иллюстрированный путеводитель по окрестностям Москвы», изданный в 1926 году под редакцией Ю.С. Розенберга, извещал читателей о том, что «В настоящее время здания монастыря переданы под жилье рабочим близ находившейся ткацкой фабрики имени Петра Алекссева».
Общежители проходили мимо семейной усыпальницы руководителя фабрики Василия Йокиша. Здесь же на монастырском кладбище стояло надгробие Кирилла Викентьевича Лемоха (нем. Caarl Johann LemocH) русского жанрового живописца.
Бытовой живописец Кирилл Викентьевич учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества и в академии художеств, которую оставил вместе с Крамскими и 11-ю другими товарищами.
Будучи членом «артели свободных художников, Лемох К.В. представил академии картину «Семейное горе», за которую получает звание классного художника первой степени. Участник «бунта четырнадцати»,
В 1875 году получил звание академика за семь новых выставленных им в академии картин.
Один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников с 1878 состоит в Товариществе передвижных художественных выставок.
В своих произведениях Кирилл Викентьевич воспроизводил сцены из русского крестьянского быта, в которых почти всегда присутствуют дети.
Жил преимущественно в Санкт-Петербурге, зарабатывал частными уроками рисования в аристократических семьях. Лето проводил в подмосковном селе Ховрино, где построил художественную мастерскую. Жители Ховрина изображены на многих картинах Лемоха, изображавших русскую крестьянскую жизнь.
Его картины всегда малых размеров.
С 1883 года действительный член Академии, избран членом Совета Академии в 1895 году сроком на пять лет.
В Третьяковской галерее находятся его «Проводы» (1863), «Девочка с котенком» (1873), и «Утро в швейцарской» (1874).
В Русском музее «Без кормильца» (1898).
В собственности Государя Императора Александра III «находилась картина «Новое знакомство», а Государыни Императрицы Марии Федоровны картина «Круглая сирота».
Картины Лемоха К.В. были приобретены музеем в Саратове и Пензенским музеем.
Александр III с семьёй.
Можно предположить, что удивительная доброта, с которой художник изображал детей, послужила причиной того, что он был приглашён ко двору в качестве учителя великих князей и княгинь.
К.Лемох «Лето»
«Александр II, обращавшийся на «ты» даже к высшим чинам, говорил почему-то Лемоху «Вы»».
За обучение царской семьи Лемоху была назначена пожизненная пенсия. С 1887 года до самой смерти Лемох занимает должность хранителя художественного отдела Музея имени Императора Александра III (Русский Государственный музей).
В память единственного внука Мити Менделеева, умершего в трехлетнем возрасте, пожертвовал значительную сумму на открытие в селе Ховрине Московского уезда церковно-приходской школы при храме иконы Божией Матери «Знамение».
Умер Кирилл Викентьевич Лемох 24 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. После отпевания в церкви Императорской Академии художеств был похоронен на кладбище Казанского Головинского общежительного монастыря. Здесь же нашли покой внук Митя Менделеев и жена Варвара Фёдоровна.
Талантливая ученица Лемоха – младшая сестра Николая II Великая княгиня Ольга Александровна, серьёзно увлекавшаяся живописью всю оставшуюся жизнь, излюбленной техникой которой являлась акварель, похоронена в 1960 году на Йорском кладбище Торонто. Работы Ольги Романовой-Куликовской были выставлены в музее Романовых в Костроме в 2011 году.
Постоянная экспозиция акварелей Ольги Александровны в музее города Баллеруп, Дания.
«6 апреля 1922 года из монастыря изъято 9 пудов 1 фунт 24 золотника серебра» писала газета «Правда» в № 78 за 1927 год.
Фабрике «Товарищества мануфактуры Йокиша» в 1922 году было присвоено имя революционера Петра Алексеева, а само предприятие преобразовано в Государственную тонкосуконную фабрику.
Рабочие, проживающие в частных домах или монастырских строениях Головино, шли на работу через парк села, сливавшийся с великолепным дубовым парком Михалково.
13 октября 1928 года в Дании простились с ушедшей из жизни последней коронованной 15 мая 1883 года Императрицей Всероссийской венценосной Марией Федоровной женой Александра III.
В 1929 году замолчали колокола Головинского монастыря. К счастью сохранился главный образ монастыря – Казанская икона Божией Матери. Она в церкви Знамения в селе Аксиньино, у северного клироса главного храма.
В 90- годах ХХ столетия колокольня Головинского монастыря была отреставрирована и приписана к находящейся неподалёку Знаменской церкви в Аксиньино. В колокольне открыта часовня.
На противоположной от колокольни Головинского монастыря стороне Кронштадтского бульвара находится Головинское кладбище, на котором в 1993 году в бывшем ритуальном зале открыт храм царя-мученика Николая II и всех новомучеников и исповедников России.
Храм относится к Российской Православной Автономной Церкви, входившей прежде в Русскую зарубежную Церковь.
Существовавшие при усадьбе Михалково обширные пруды уже в конце ХIХ столетия получили названия Головинских прудов, несмотря на их удалённость от Головино. Сказалась популярность среди московских дачников и паломников Головино с построенным монастырём и ухоженной усадьбой, которое стало культурным и духовным центром местности, а известность промышленного Михалково отошла на второй план.
Сестра Николая II Ольга Александровна, как её мать вдовствующая императрица Мария Федоровна после отречения Императора Всероссийского уехала в Крым, а затем волею судьбы оказались за границей.
Ольга Романова последняя Великая княгиня дома Романовых в Берлине с якобы оставшейся в живых Великой княгиней Анастасией Николаевной Романовой, за которую выдавала себя Анна Андерсон.
Ольга дочь императора Александра IIIпредпочла простую жизнь художницы и за свою жизнь написала более 2000 картин.
Во втором замужестве Ольга Романова – Куликовская проявляла сочувствие к нацианал–социализму под знаком свастики, боровшемуся с большевистским Советским Союзом.
Её племянник цесаревич Алексей невинно убиенный в Ганиной Яме под Екатеринобургом при жизни был одним из первых участников детско-юношеского православного движения, организованного штабс-капитаном Олегом Ивановичем Пантюховом при храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине. Помощь, поддержку и покровительство к движению, зародившемуся в 1909 году в ховринском храме до своего отречения от престола оказывал император Николай II.
Головинско – ховринские земли постоянно находились под оком династии Романовых от Екатерины Великой до императора – страстотерпца, а картины К. Лемоха и О. Романовой украшали Зимний Дворец в Санкт-Петербурге.
Мария Федоровна вдова императора Александра III умерла в 1928 году в Дании, перезахоронена в 2006 году рядом с могилой своего мужа.
Великая княгиня – художница Ольга умерла в 1960 году.
Её родная сестра Великая княгиня Ксения Александровна Романова умерла месяцами ранее Ольги Александровны в Лондоне в том же 1960 году.
В статье использовались материалы из книг: