Недалеко от Волоколамска находится Иосифо-Волоцкий монастырь. Основал его в 1479 году преподобный Иосиф Волоцкий, в миру Иван Санин, ученик Пафнутия Боровского. Монастырь этот некогда был одной из самых богатейших обителей России.
Впоследствии на территории обители находился детский дом, который просуществовал там до 1981 года. С 1981 по 1989 годы в монастыре находилась сельская средняя школа, в которой обучались дети из окрестных деревень. 15 мая 1989 года Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращён Русской православной церкви. 12 июля 1989 года состоялось малое освящение надвратной Петропавловской церкви и совершена первая Божественная Литургия, которую отслужил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. С 29 декабря 1999 года монастырь является ставропигиальным, и его посещают паломники со всего мира.
[1] Иеромонах Нектарий. Историческое описание Иосифо-Волоцкого монастыря Московской губернии. М., 1887. С. 26, 34, 40-42 [2] Монастырский архив за 1781 год [3] Торопов С.А., Щепетов К.Н. Иосифо-Волоколамский монастырь. М., 1946. С. 15 [4] РГАДА, ф. 1192, оп. I, ед.хр. 74 [5] Акты освидетельствования колокольни старшим архитектором Козловским в 1846 году [6] Монастырский архив за 1849 год: Отзыв о колокольне архитектора Тона, представлен при архимандрите Агапите митрополиту Филарету [7] РГАДА, ф. 1192, оп. 2, ед.хр. 382, л. 93 [8] Кавельмахер В.В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря // Материалы научно-практической конференции. Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации. 30-31 октября 1986 г. М., 1989 [9] РГАДА, ф. 1192, оп. 2, ед.хр. 379, лл. 77, 79 об.
Как-то, уже не в первый раз, заехали мы в село Теряево, славное тем, что в нем есть древний Иосифо-Волоцкий (или Иосифо-Волоколамский) монастырь. Красивый невероятно. Можно идти к нему пешком по плотине — проезд там сейчас закрыт, но тем лучше — это позволяет неспешно полюбоваться видами.
Можно, конечно, подъехать с другой стороны прямо к надвратной церкви. Тут можно и на машине — места для парковки хватает.
Войдя в ворота, можно, если кто из милых дам приехал в брюках, обмотаться выданной монастырской юбкой. И положить «пожертвование за фотосъемку» — дело добровольное, кстати, коробочка стоит просто так, никто не следит. Монастырь изнутри не менее прекрасен, чем снаружи.
Он был бы, наверное, еще красивее, когда бы во время войны наши же войска не взорвали его колокольню высотой, кажется, 86 метров. Но это была военная необходимость — колокольня была слишком высокой и заметной точкой для ведения огня… По другой версии колокольня обрушилась из-за того, что рядом с ней взорвалась авиабомба. Что было на самом деле — не знаю. Оба варианта более чем вероятны, увы.
Приехали мы специально пораньше — чтобы попасть внутрь главного собора, который в прошлый наш приезд был закрыт. И, уже бродя по монастырю, разговорились с монахом. Вовсе не всегда встреча с монахом — плохая примета :)) По крайней мере, тут все оказалось совершенно наоборот. Он оказался еще и монастырским звонарем. Так как колокольни нет и пока не планируется, колокола разместили в одной из самых красивых башен — Германовой. По пути отец Владимир (так, как выяснилось, его зовут) рассказал, что в этой башне сидел Максим Грек (точнее, не в этой, а той, что была на ее месте).
А потом отец Владимир пригласил нас на башню — послушать колокольный звон. Надо ли говорить, что мы тут же согласились! Вслед за ним мы едва ли не бегом поднялись наверх, на широкую площадку башни, в проемах которой висели колокола — от самых маленьких до большого.
Вид на монастырь сверху — это всегда зрелище, от которого захватывает дух. С башни виден был не только монастырский двор и огромный собор, но и все зеленые холмистые окрестности, освещенные солнцем, поднимавшимся в зенит…
Отец Владимир смотрел на нас, в восторге носившихся по площадке, и с удовольствием спрашивал: «Нравится? А вы вот отсюда еще поснимайте, здесь хорошо видно…» А потом из собора после окончания службы пошел народ. И начался колокольный звон… Стоять на колокольне рядом со звонарем и слышать громкое, невероятное пение колокольной меди — это невозможно описать словами. Это, наверное, можно только пережить самому. А когда перед тобой с одной стороны старинные храмы и башни, а с другой — поля, и над всем этим разносящийся звон, то несильный и с мелодичными переливами, то оглушительный, — замираешь на месте и не можешь ни двинуться, ни сказать хоть слово. Просто стоишь и растворяешься во всем этом…
А потом звон закончился. И мы пошли вниз вниз, со слегка заложенными ушами и кружащимися головами, не от звона и высоты, а от какого-то неописуемого восторга…
И я даже не могу сказать, видела ли я с колокольни людей, выходящих из собора, для которых и звонили эти колокола. С высокой колокольни — пусть это и высокая башня — хочется смотреть не вниз, а вдаль, до самого-самого горизонта…
Проезд: от Москвы по Волоколамскому шоссе до поворота направо на Чисмену. Далее через ж/д переезд и прямо до Теряево.
Иосифо-Волоцкий монастырь в селе Теряево Волоколамского района в следующем году отметит 540-летие. Древние керамические изразцы на входе, величественные башни-смотровые, единственный в России Музей Библии и Успенский собор 1696 года впечатляют не только паломников, но и туристов. Обозреватель портала «Путь-дорога» прогулялась по Иосифо-Волоцкому монастырю и узнала, почему преподобного Иосифа считают покровителем бизнесменов, где похоронен Малюта Скуратов, что скрыто в башнях, и откуда здесь так много кошек.
Покровитель бизнесменов
Иосифо-Волоцкий монастырь возник в Теряеве не случайно. Его основал преподобный Иосиф из деревни Покровское близ Волоколамска, который родился в семье землевладельцев, им и принадлежали когда-то эти земли.
Как рассказывают на экскурсии, Иосиф проникся монастырской жизнью с детства, когда в 7 лет его отдали учится грамоте в монастырь. В 20 лет он утвердился в своем решении стать монахом в Боровском монастыре, где его наставником был Пафнутий Боровский. После смерти Пафнутия он решил вернуться в родные земли и основать здесь монастырь.
По словам экскурсовода, место для обители указало чудо. Когда Иосиф отправил сюда ловчего, начался сильный ураган, ловчий спрятался под куст и вышел, лишь когда засветило солнце. Именно в этот момент молния ударила в землю – в этом месте и решили строить храм, который в 1696 году освятили в честь Успения Божьей Матери, которую расписал великий московский мастер-иконописец Дионисий.
При преподобном Иосифе монастырь был не только центром духовной культуры, но и экономически успешным предприятием. Об этом можно судить по оформлению входа в обитель и Успенского собора, которые украшают керамические изразцы «Павлинье око» работы известного мастера Степана Полубеса. Сегодня изразцы на храме нуждаются в реставрации, а на центральном входе они хорошо сохранились.
Иосиф Волоцкий считается покровителем бизнесменов, потому что он всегда считал, что церковь должна расширять свои материальные возможности, чтобы их использовать на благие цели.
Экскурсовод рассказывает, что он был не просто богословом, писателем и хорошим предпринимателем, но и лекарем, чтецом, певцом, а также проявлял себя в пекарне, валил лес, покровительствовал детям и даже кошкам.
Монастырь для детей и кошек
Первые, кто встречает посетителей на входе, – кошки. В монастыре они повсюду – в храме, в чайной, в башнях. Оказывается, котов в монастырь подкидывают посетители. С недавних пор в монастыре даже появился прислужник-повар Алексей, которые присматривает за бездомными животными: лечит их и приносит в кельи.
Кошки в монастыре – местная достопримастельность, рассказывает прихожанка. Они ласковые, их фотографируют, для них даже организовывают группу в соцсетях, через которую собирают материальную помощь для котов, которых в монастыре уже около полусотни.
Дети на территории монастыря были всегда, отмечает экскурсовод. Их приносили к стенам обители жители еще во времена Иосифа Волоцкого, так как не могли прокормить, если год выдался неурожайным.
Со временем при монастыре стал строиться скит, который здесь имел социальную направленность – там была богадельня, больница и пр. Так возле монастырских ворот открылось церковно-приходское училище, в котором сегодня располагается монастырская гостиница для паломников.
Пушки поляков и могила Скуратова
Крепостью монастырь стал к середине 16 века, когда вокруг него возвели каменную стену с башнями. За каменными стенами был еще деревянный городок, поэтому в начале 17 века монастырь выстоял во время осады польско-литовских войск.
У стен самой древней постройки в монастыре до сих пор стоят пушки, брошенные поляками как напоминание о том времени. До революции из пушек стреляли – в честь медового спаса, Крещения Руси и в день Российского государства. Это действо собирало сотни паломников.
За Успенским собором находится монастырский некрополь. Здесь можно увидеть могильные плиты Натальи Гончаровой, ее племянника, а также тещи Пушкина, Шереметьевых, митрополита Московского Даниила, волоцких князей и др.
Но туристы больше всего интересуются могилой Малюты Скуратова, рассказывают на экскурсии. Его надгробие находится за пределами некрополя и отделено от основной части могил дорожкой. Любимец Ивана Грозного похоронен у старого входа в Трапезную палату. Иосифо-Волоцкий монастырь для захоронения выбран не случайно: именно здесь иноком был отец Малюты, его брат и сын тоже погребены здесь.
Самая древняя церковь и чудо-дерево
Историкам и культурологам будет интересна самая древняя постройка, которая сохранилась со времен Иосифа – Храм Богоявления с Трапезной палатой. Он был возведен в 1506 году как трапезная, много раз перестраивался, а с 1686 года превратился в храм по причине секуляризации.
С 2004 года храм находится на реставрации.
Когда-то в первом ярусе храма находилась кухня, из которой снизу на специальном лифте подавали готовые блюда для братии. Трапеза была строго один раз в день по вечерам. Подавались два или три блюда, из которых монахи могли съесть только одно. Пищу вкушали молча, с молитвой. После трапезы запрещалось не только есть и пить, но и разговаривать.
После перестройки трапезной в 17 веке на пол были положены чугунные плиты, которые сохранились по сей день, а стены были расписаны, но это великолепие погибло после революции.
В советское время здесь находился музей. Эту традицию хотят сохранить, и в нижней части храма открыть картинную галерею с собраниями картин владыки Питирима – митрополита Волоколамского и Юрьевского, который возглавлял издательский отдел Московской Патриархии и был известен в интеллектуальных и музыкальных кругах столицы.
Возле трапезной церкви можно увидеть еще одно чудо – дуб, который не сбрасывает листья на зиму. По словам экскурсовода, он стоит с листьями до апреля, что противоречит законам природы, так как еще на уроках природоведения учат, что если дерево не сбросит листья на зиму, то оно погибнет, а здесь живет.
«Пропавшая» колокольня и башня-пекарня
До Великой Отечественной войны на территории монастыря находилась 10-ярусная колокольня высотой 75 метров, которая была выдающимся сооружением своего времени. Но ее взорвали в 1941 году, так как боялись обрушения. Дело в том, что уже к 19 веку здание началось наклоняться. Сегодня многие архитекторы говорят о том, что памятник архитектуры можно было спасти. На территории монастыря сохранился лишь фундамент колокольни.
Большинство паломников посещают монастырь, чтобы поклониться мощам Иосифа Волоцкого, которые хранятся в Успенском соборе, и чудотворной иконе Волоколамской Божией Матери, список которой находится здесь же. Подлинник иконы был вывезен из обители в 1954 году и находится в Центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева.
С другой стороны – водонапорная башня, а рядом с собором – башня, в которую когда-то был заточен Максим Грек. В 1525 году его обвинили в ереси, за что он был сослан в Иосифо-Волоцкий монастырь, а ныне причислен к лику святых. В одной из башен монастыря находится его икона, которая мироточит, рассказывает экскурсовод.
За свою многовековую историю церковь Одигитрии капитально перестраивалась дважды. В первый раз – в 1671–1672 гг., и во второй раз – в 1692–1693 и 1694 гг. В момент своего создания церковь Одигитрии представляла собой увенчанный церковною главою восьмигранный трехъярусный столп: в нижнем ярусе хранилась большая казна, над нею – поминальная «церковь на полатях», в третьем ярусе располагался звон с тесовым часовым чуланом. После перестройки 70-х гг. XVII в. церковь Одигитрии стала четырехъярусной шатровой, а в 90-е гг. превратилась в десятиярусный столп с сокращающимися ярусами. О первоначальном виде памятника свидетельствует монастырская опись начала 70-х гг. XVI в. (Содержащиеся в ней сведения мы имеем возможность сравнить с натурою – с уцелевшим от взрыва подклетным ярусом колокольни и с довоенными фотографиями двух ее нижних ярусов.)
Перестройка церкви Одигитрии в 1671–1672 гг. – эпизод малоизвестный. Поводом к ней, помимо рано выявившегося наклона здания, послужило появление в монастыре громадного благовестного колокола царя Бориса в 372 пуда весом. Колокол был дан вкладом еще в 1598 г. Из-за своих размеров он не мог быть поставлен в старые звоны на своды церкви Одигитрии, и для него рядом с церковью под колоколы была сооружена отдельная брусяная шатровая восьмигранная колокольница. Эта колокольница описана в монастырской описи 1669 г.7 Подобное решение, – две восьмигранных колокольни рядом, – не могло быть окончательным, и объединение всего монастырского благовеста под одну крышу становилось с этого момента делом времени. Было еще одно, не менее существенное, обстоятельство, требовавшее реконструкции старой церкви под колоколы: ухудшившееся состояние казенной палаты под церковью, к тому времени уже сильно опустившейся в землю и сделавшейся непригодной для хранения монастырских грамот. Согласно той же описи, 1669 г., под церковью Одигитрии в это время уже ставились монастырские меда.
История последней грандиозной перестройки церкви под колоколы Иосифо-Волоколамского монастыря известна в общих чертах по приходо-расходным книгам (описей конца XVII в. не сохранилось). В 1688 г. в монастыре была составлена рядная с Трофимом Игнатьевым «с товарищи» на новый собор и новую колокольню10. Новую колокольню предполагалось построить над келарской, то есть при существующей трапезной. Она должна была стать шатровой, восьмерик на четверике. О церкви Одигитрии рядная умалчивает. Однако после того, как новый громадный Успенский собор был уже выстроен, затея с новой колокольней была оставлена и было решено еще раз надстроить старую церковь. Каменный шатер разобрали, звоны заложили, и столп был надстроен шестью дополнительными ярусами. В литературе закрепилось мнение, что мастером, осуществившим эту беспрецедентную реконструкцию, был подмастерье Трофим Игнатьев. Между тем, в монастырских приходо-расходных книгах 90-х гг. XVII в. содержатся иные сведения. Работы по надстройке церкви Одигитрии выполнялись, вопреки ожиданию, не наемными, а «своими» мастерами-каменщиками, монастырскими «служебниками» – Никитою Тимофеевым сыном Дюженком, Микитою Аристовым и Микешкою Герасимовым «с товарищи». Главным среди них был, судя по всему, Дюженок. Эти лица получали плату «за каменное колоколенное дело» в 1692, 1693 и 1694 гг..11 Надстройка церкви Одигитрии Дюженком «с товарищи» была, однако, рискованным, но счастливо завершившимся предприятием. Не прошло и пяти лет, как древнее основание «затрещало», и монастырским властям пришлось срочно обвязывать его железом12. В последний раз здание укреплялось в XIX в.
Колокольня Иосифо-Волоколамского монастыря была выдающимся инженерным сооружением. Отношение высоты к основанию в ней (10:1 – с крестом и главой) не знало себе равных. Но самое удивительное другое: многочисленные фотографии памятника до взрыва свидетельствуют, что перестройка колокольни в 70-е гг. XVII в. началась уже после того, как ее здание наклонилось, и возобновилась через 20 лет, несмотря на непрекращающуюся осадку. Памятник был спасен от обрушения благодаря изобретательности нескольких поколений архитекторов и мастеров, неусыпным заботам монастырских властей. Его гибель – невосполнимая утрата. Восстановление памятника сегодня представляется делом с архитектурной и инженерной точек зрения исключительно сложным, – как по причине аварийного состояния его первого яруса, так и вследствие того, что разновременные части здания имели перед его гибелью изначально разный угол наклона. Последней печальною страницей в истории памятника стал вывоз в 60-е гг. на щебень подлинных фрагментов рухнувшей части столпа без обмеров и исследований.
Источник: Кавельмахер В.В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря. В кн.: Материалы научно-практической конференции. Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации. 30-31 октября 1986 г. М., 1989. С. 11-15. Все права сохранены.
В 1941 году была взорвана колокольня — превосходнейший памятник древнерусского зодчества.
За свою многовековую историю церковь Одигитрии капитально перестраивалась дважды. В первый раз – в 1671–1672 гг., и во второй раз – в 1692–1693 и 1694 гг. В момент своего создания церковь Одигитрии представляла собой увенчанный церковною главою восьмигранный трехъярусный столп: в нижнем ярусе хранилась большая казна, над нею – поминальная «церковь на полатях», в третьем ярусе располагался звон с тесовым часовым чуланом. После перестройки 70-х гг. XVII в. церковь Одигитрии стала четырехъярусной шатровой, а в 90-е гг. превратилась в десятиярусный столп с сокращающимися ярусами. О первоначальном виде памятника свидетельствует монастырская опись начала 70-х гг. XVI в. (Содержащиеся в ней сведения мы имеем возможность сравнить с натурою – с уцелевшим от взрыва подклетным ярусом колокольни и с довоенными фотографиями двух ее нижних ярусов.)
Колокольня Иосифо-Волоколамского монастыря была выдающимся инженерным сооружением. Отношение высоты к основанию в ней (10:1 – с крестом и главой) не знало себе равных. Но самое удивительное другое: многочисленные фотографии памятника до взрыва свидетельствуют, что перестройка колокольни в 70-е гг. XVII в. началась уже после того, как ее здание наклонилось, и возобновилась через 20 лет, несмотря на непрекращающуюся осадку. Памятник был спасен от обрушения благодаря изобретательности нескольких поколений архитекторов и мастеров, неусыпным заботам монастырских властей. Его гибель – невосполнимая утрата. Восстановление памятника сегодня представляется делом с архитектурной и инженерной точек зрения исключительно сложным, – как по причине аварийного состояния его первого яруса, так и вследствие того, что разновременные части здания имели перед его гибелью изначально разный угол наклона. Последней печальною страницей в истории памятника стал вывоз в 60-е гг. на щебень подлинных фрагментов рухнувшей части столпа без обмеров и исследований.
3 А.А.Титов. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И.А. Вахромееву. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря. М.: 1906, с. 22.