колокольня собора василия блаженного
moscowwalks.ru
В любое время года | Экскурсии от Moscowwalks |
Подарите друзьям совершенно новый город |
Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.
Колокольня Собора Василия Блаженного
В Москве произошло эпохальное в культурном плане событие. Впервые стали пускать не просто в Храм Василия Блаженного, но и разрешили подниматься на его колокольню. Конечно, только по записи и ограниченными группами, но уже что-то.
Мы сразу же воспользовались этой возможностью.
Подняться на колокольню Покровского собора, посмотреть колокола —>
Перед каждым подъемом на колокольню музей Покровский собор проводит небольшую лекцию по истории колоколов, колокольного дела и по звонарскому искусству, в целом. При этом лекции замечательны тем, что ведут их очень увлеченные люди, реальные звонари, которые звонят на колокольне этого собора, на колокольне Иван Великий, на Храме Христа Спасителя.
А проводится все в помещении, которое уже само по себе уникально:
Нашим гидом был Игорь Василевич Коновалов — звонарь со стажем и председатель общества церковных звонарей.
Нынешняя шатровая колокольня, хоть и смотрится с Собором единым целым, постройка более поздняя, 1680-х гг., т.е. построена более чем на век позднее основной постройки вместо старой обветшавшей к тому времени звонницы, облик которой ныне толком даже не известен. В наши дни шатер изнутри выглядит так.
При этом деревянные балки для развески колоколов сохранились еще с дореволюционных времен.
При этом в советское время все колокола из собора исчезли, и в 1990-е звонницу пришлось полностью восстанавливать.
Колокола были взяты из разных церквей. Большой колокол 18 века, например, был снят в 1928 г. со сносимой церкви Живоначальной Троицы и преподобного Сергия Радонежского в Пушкарской слободе на Сретенке, все советское время колокол лежал без дела, чтобы в 1990-х гг. занять почетное место на Красной площади.
Увы, на колоколе пострадал лик Николая Чудотворца, по которому явно какой-то ярый атеист бил молотком во время снятия с колокольни в Пушкарях. Что интересно, Пушкарская слобода (район нынешнего Пушкарева переулка) — исконный район литейщиков, где не только изготавливали пушки, но отливали и колокола.
Вид с колокольни собора на Красную площадь неважный
Колокола разных веков собирались в эту колокольню из разных мест. Увы, в советское время многие колокола после закрытия церквей просто отправлялись в переплавку, поэтому найти что-то достойное Красной площади было нелегко. Работа по обустройству колокольни и настройке звонов не прекращается и до сих пор.
Есть колокола и со сложной историей, часть которой отлита, а часть процарапана на колоколе:
Этот колокол с надписями на французском языке мог быть привезен либо из Франции, либо из Бельгии. Позже появилась гравировка с текстом, говорящим о том, что «данный колокол был куплен купцами Твердиковыми и вложен в церковь Зачатия Анны, что в углу». Храм и ныне одиноко стоит в углу пустыря
Затем на этом же колоколе идет надпись, сообщающая о том, что «сей колокол купил воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Колокол похитили воровские русские люди».
Рабочкее место звонаря.
Играя на тросах, как на струнах, а также нажимая педали звонарь, как на музыкальном инструменте создает причудливые перезвоны.
Еще раз спасибо Историческому музея и его филиалу Покровский собор за возможность посетить колокольню
И, самое главное, на колокольню теперь проводятся экскурсии и записаться может любой желающий.
Вся информация и расписание появляются на официальной странице музея Покровский собор в Facebook: https://www.facebook.com/SaintBasilsCathedral
Страница просто эталон, на который должны равняться другие музеи.
Также может быть интересно
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Трутовский Константин Александрович,1826-1893.Русский художник. У колодца Хоро.
Тайна воздействия музыки Моцарта Великий венский классик стал подопытным кроликом.
—Рубрики
—Ссылки
—Новости
—Музыка
—Всегда под рукой
Мой Персей
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Колокольня Собора Василия Блаженного
Колокольня Собора Василия Блаженного
В Москве произошло эпохальное в культурном плане событие. Впервые стали пускать не просто в Храм Василия Блаженного, но и разрешили подниматься на его колокольню. Конечно, только по записи и ограниченными группами, но уже что-то. Подняться на колокольню Покровского собора, посмотреть колокола —>
А проводится все в помещении, которое уже само по себе уникально: Перед каждым подъемом на колокольню музей Покровский собор проводит небольшую лекцию по истории колоколов, колокольного дела и по звонарскому искусству, в целом. При этом лекции замечательны тем, что ведут их очень увлеченные люди, реальные звонари, которые звонят на колокольне этого собора, на колокольне Иван Великий, на Храме Христа Спасителя.
Нашим гидом был Игорь Василевич Коновалов – звонарь со стажем и председатель общества церковных звонарей.
Нынешняя шатровая колокольня, хоть и смотрится с Собором единым целым, постройка более поздняя, 1680-х гг., т.е. построена более чем на век позднее основной постройки вместо старой обветшавшей к тому времени звонницы, облик которой ныне толком даже не известен. В наши дни шатер изнутри выглядит так.
При этом деревянные балки для развески колоколов сохранились еще с дореволюционных времен.
При этом в советское время все колокола из собора исчезли, и в 1990-е звонницу пришлось полностью восстанавливать.
Колокола были взяты из разных церквей. Большой колокол 18 века, например, был снят в 1928 г. со сносимой церкви Живоначальной Троицы и преподобного Сергия Радонежского в Пушкарской слободе на Сретенке, все советское время колокол лежал без дела, чтобы в 1990-х гг. занять почетное место на Красной площади.
Увы, на колоколе пострадал лик Николая Чудотворца, по которому явно какой-то ярый атеист бил молотком во время снятия с колокольни в Пушкарях. Что интересно, Пушкарская слобода (район нынешнего Пушкарева переулка) – исконный район литейщиков, где не только изготавливали пушки, но отливали и колокола.
Вид с колокольни собора на Красную площадь неважный
Колокола разных веков собирались в эту колокольню из разных мест. Увы, в советское время многие колокола после закрытия церквей просто отправлялись в переплавку, поэтому найти что-то достойное Красной площади было нелегко. Работа по обустройству колокольни и настройке звонов не прекращается и до сих пор.
Есть колокола и со сложной историей, часть которой отлита, а часть процарапана на колоколе:
Этот колокол с надписями на французском языке мог быть привезен либо из Франции, либо из Бельгии. Позже появилась гравировка с текстом, говорящим о том, что «данный колокол был куплен купцами Твердиковыми и вложен в церковь Зачатия Анны, что в углу». Храм и ныне одиноко стоит в углу пустыря
Затем на этом же колоколе идет надпись, сообщающая о том, что “сей колокол купил воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Колокол похитили воровские русские люди”.
Рабочкее место звонаря.
Играя на тросах, как на струнах, а также нажимая педали звонарь, как на музыкальном инструменте создает причудливые перезвоны.
Еще раз спасибо Историческому музея и его филиалу Покровский собор за возможность посетить колокольню
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
Колокольня Собора Василия Блаженного
Колокольня Собора Василия Блаженного
Колокольня Собора Василия Блаженного
В Москве произошло эпохальное в культурном плане событие. Впервые стали пускать не просто в Храм Василия Блаженного, но и разрешили подниматься на его колокольню. Конечно, только по записи и ограниченными группами, но уже что-то. Подняться на колокольню Покровского собора, посмотреть колокола —>
А проводится все в помещении, которое уже само по себе уникально: Перед каждым подъемом на колокольню музей Покровский собор проводит небольшую лекцию по истории колоколов, колокольного дела и по звонарскому искусству, в целом. При этом лекции замечательны тем, что ведут их очень увлеченные люди, реальные звонари, которые звонят на колокольне этого собора, на колокольне Иван Великий, на Храме Христа Спасителя.
Нашим гидом был Игорь Василевич Коновалов – звонарь со стажем и председатель общества церковных звонарей.
Нынешняя шатровая колокольня, хоть и смотрится с Собором единым целым, постройка более поздняя, 1680-х гг., т.е. построена более чем на век позднее основной постройки вместо старой обветшавшей к тому времени звонницы, облик которой ныне толком даже не известен. В наши дни шатер изнутри выглядит так.
При этом деревянные балки для развески колоколов сохранились еще с дореволюционных времен.
При этом в советское время все колокола из собора исчезли, и в 1990-е звонницу пришлось полностью восстанавливать.
Колокола были взяты из разных церквей. Большой колокол 18 века, например, был снят в 1928 г. со сносимой церкви Живоначальной Троицы и преподобного Сергия Радонежского в Пушкарской слободе на Сретенке, все советское время колокол лежал без дела, чтобы в 1990-х гг. занять почетное место на Красной площади.
Увы, на колоколе пострадал лик Николая Чудотворца, по которому явно какой-то ярый атеист бил молотком во время снятия с колокольни в Пушкарях. Что интересно, Пушкарская слобода (район нынешнего Пушкарева переулка) – исконный район литейщиков, где не только изготавливали пушки, но отливали и колокола.
Вид с колокольни собора на Красную площадь неважный
Колокола разных веков собирались в эту колокольню из разных мест. Увы, в советское время многие колокола после закрытия церквей просто отправлялись в переплавку, поэтому найти что-то достойное Красной площади было нелегко. Работа по обустройству колокольни и настройке звонов не прекращается и до сих пор.
Есть колокола и со сложной историей, часть которой отлита, а часть процарапана на колоколе:
Этот колокол с надписями на французском языке мог быть привезен либо из Франции, либо из Бельгии. Позже появилась гравировка с текстом, говорящим о том, что «данный колокол был куплен купцами Твердиковыми и вложен в церковь Зачатия Анны, что в углу». Храм и ныне одиноко стоит в углу пустыря
Затем на этом же колоколе идет надпись, сообщающая о том, что “сей колокол купил воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Колокол похитили воровские русские люди”.
Рабочкее место звонаря.
Играя на тросах, как на струнах, а также нажимая педали звонарь, как на музыкальном инструменте создает причудливые перезвоны.
Еще раз спасибо Историческому музея и его филиалу Покровский собор за возможность посетить колокольню
Колокольня собора василия блаженного
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Тайны колокольни собора Василия Блаженного
Колокольня Покровского собора в том виде, в котором мы знаем ее сейчас, была построена в 1680-х годах, заменив обветшавшую древнюю звонницу.
Фото предоставлено музеем Покровского собора
Мы поднимаемся туда в сопровождении звонаря Игоря Васильевича Коновалова – мастера своего дела и чудесного интересного рассказчика.
Русские мастера отлили великолепные колокола с очень разными и гармоничными голосами. Литье колокола невероятно сложный процесс. Его форма должна быть идеально продумана, выверена и исполнена по математическим канонам. Значение имеет все – толщина и изгиб стенки, состав и температура сплава, размер и форма колокола.
Узкие и крутые лестницы колоколен российских церквей (да впрочем, как и европейских) не для слабых духом.
Благодаря Игорю Васильевичу все благополучно поднимаются на площадку колокольни.
С верхней площадки открывается великолепный вид на Москву и ее такие разные достопримечательности: вот Кремлевские башни, главы куполов собора, ГУМ и новенький парк Зарядье.
Устремив взгляд вверх, можно изнутри полюбоваться шатром колокольни. Видите небольшие оконца? Это так называемые «слухи», они работают как резонаторы и нужны для усиления колокольного звона.
Конечно, в XVII веке, когда вокруг не было такой плотной застройки, храм возвышался над окрестностями и звон разносился далеко вокруг. Сейчас колокольный звон глушится шумными улицами и многоэтажными домами.
Советские времена были трудным периодом для церквей. И зачастую колокола – уникальные произведения русского литейного искусства, ничего подобного которым не могли создать в просвещенной Европе, – отправлялись в переплавку. В 1930-х годах производство колоколов в России полностью прекратилось, и восстановление традиционного искусства началось только в 1990-х гг. практически с нуля.
Для Покровского собора были собраны колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX веков, их искали по всей стране, привозили из заброшенных и разрушенных церквей. При этом благодаря сохранившимся описаниям, были выбраны наиболее похожие на те, которые раньше находились на колокольне, чтобы восстановить изначальное созвучие.
В Русской православной церкви колокола делятся на три группы: благовестники (большие), подзвонные (средние) и зазвонные (малые). Благовестники предназначены, в основном, для созыва верующих на богослужение и называются согласно соответствующим дням: праздничные, воскресные, постовые, полиелейные, будничные. Подзвонные колокола не имеют информационной функции и служат для украшения звона. Зазвонные связываются между собой в связки и участвуют в создании трезвона.
Зачастую самые большие колокола имеют свое собственное имя, например, Царь-колокол, Ревун (на колокольне Ивана Великого), Сысой (в Ростове Великом).
Внешнее убранство колокола закладывается еще при его отливке внутри формы.
На одном из колоколов можно увидеть надписи на французском языке, он был приобретен князем Дмитрием Михайловичем Пожарским.
Интересно, что деревянные балки, на которых висят колокола, сохранились еще с дореволюционных времен.
Специально для нас Игорь Васильевич продемонстрировал прекрасное созвучие колоколов, их чудесные голоса, а некоторым из нас даже разрешили позвонить самостоятельно.
На внешней стене колокольни с южной стороны находится фасадная икона Покрова Божьей Матери – это современная копия, выполненная акриловыми красками.
Оригинал хранится в музее внутри собора с соблюдением всех необходимых режимов температуры и влажности. Солнечный свет негативно влияет на краски, тем более, если им не одна сотня лет. К тому же оказывается, что вред наносят даже гвоздики, которыми крепится рама, они нагреваются на солнце и разрушают материал, на котором написана икона, изнутри.
В тот период времени, когда оригинал иконы уже убрали, а защищенную от негативных условий внешней среды копию еще не сделали, не стене собора оставалась пустая рама.
Фото предоставлено музеем Покровского собора
Спасибо сообществу moscultura и Мише
tushinetc за интересную экскурсию!
Вокруг Покровского собора
Покровский собор на Красной площади.
1.Почему построили Покровский собор на Красной площади
2.Кто строил Покровский собор на Красной площади
3.Постник и Барма
4.Архитектура Покровского собора на Красной площади
5.Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого
6.Василий Блаженный
7.Культурный слой у Покровского собора на Красной площади
8.Колокольня и колокола
9.Дополнительные сведения о колоколах и звонах
10.Покровский собор на Красной площади. Фасадные иконы
11.Главы Покровского собора
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву или, как его чаще называют, храм Василия Блаженного — это уникальный памятник древнерусской архитектуры. С давних пор он служит символом не только Москвы, но всего государства Российского. С 1923 года собор является филиалом исторического музея. Он был взят под охрану государства в 1918 году, а службы в нём прекратились в 1928 году. Однако в 1990-е годы прошлого века богослужения возобновились и в церкви Василия Блаженного проводятся каждую неделю, в других церквях собора — в престольные праздники. Службы проходят по субботам и воскресеньям. В воскресенье службы проходят с 10 примерно до 13 часов. По воскресным дням и по религиозным праздникам экскурсии в церкви Василия Блаженного не проводятся.
Почему построили Покровский собор на Красной площади
Собор возвели в честь завоевания Казанского ханства. Победа над Казанью воспринималась в ту пору как окончательная победа над Золотой Ордой. Отправляясь в казанский поход, Иоанн Грозный дал обет: в случае победы поставить храм в честь оной. Строительство храмов в честь важнейших событий и воинских побед было давней русской традицией. В то время скульптурные памятники, колонны, обелиски были неведомы на Руси. Однако, памятные храмы ставили с самой глубокой древности в честь важных государственных событий: рождения наследника престола или военной победы. Победу над Казанью ознаменовали строительством храма-памятника, освящённого во имя Покрова. 1 октября 1552 года начался решительный штурм Казани. Это событие совпало с празднованием большого церковного праздника — Покрова Пресвятой Богородицы. Центральную церковь собора освятили во имя Покрова Богородицы, что и дало название всему собору. Первое и главное посвящение храма – это обетная церковь. Второе его посвящение – это взятие Казани.
Кто строил Покровский собор на Красной площади
Возведение памятного храма благословил митрополит Макарий. Возможно, он является автором идеи храма, ведь царь Иван IV Грозный в то время был ещё очень молод. Но утверждать это категорически нельзя, поскольку до нас дошло очень мало письменных источников.
На Руси часто случалось так, что, поставив храм, записывали в летописи имя храмоздателя (царя, митрополита, знатного человека), а имена строителей забывали. Долгое время считалось, что Покровский собор поставили итальянцы. Но в конце XIX века обнаружили летопись, из которой стали известны истинные имена строителей собора. Летопись гласит следующее: «Благочестивый царь Иоанн, пришед с победы Казанские в царствующий град Москву, вскорее поставиши церкви каменные близ Фроловских ворот надо рву (Фроловские – ныне Спасские ворота) и потом дарова ему Бог дву мастеров русских по реклу (т.е. по имени) Постника и Барму и вышепремудрие и удобне таковому чудному делу».
Постник и Барма
Имена зодчих Постника и Бармы появляются в источниках, рассказывающих о соборе, лишь в конце XIX века. Древнейший источник, повествующий о храме Покрова, что на Рву — это Степенная книга царского родословия, написанная под руководством митрополита Афанасия в 1560-63 годах. В ней сказано об обетном строительстве Покровского собора. Не менее важен и Лицевой летописный свод. В нём говорится о закладке собора, его строительстве и освящении. Самый главный, наиболее подробный исторический источник — это житие митрополита Ионы. Житие создано в 1560-1580-е годы. Это единственный источник, где упоминаются имена Постника и Бармы.
Итак, официальная версия на сегодняшний день звучит так:
храм Покрова, что на Рву воздвигли русские зодчие Барма и Постник. По неофициальной версии этот собор строили иностранцы, причем неизвестного происхождения. Если раньше упоминались итальянцы, то теперь такая версия подвергается большому сомнению. Без сомнения, приступая к строительству собора, Иван Грозный, призывал опытных зодчих. В XVI веке в Москве работало много иностранцев. Возможно, Барма и Постник учились у тех же итальянских мастеров.
Покровский собор на Красной площади. Архитектура
Покровский собор — это не одна огромная церковь, как может показаться на первый взгляд, а несколько совершенно самостоятельных церквей. Он состоит из девяти храмов на едином основании.
Главы собора Покрова Богородицы, что на рву
В центре возвышается шатровая церковь. Шатровыми храмами на Руси считаются, те, что имеют не сводчатое, а пирамидальное завершение. Вокруг центральной шатровой церкви располагаются восемь малых церквей с большими красивыми куполами.
Именно с этого собора начал складываться ансамбль Красной площади, к которому мы привыкли сейчас. Завершения кремлёвских башен были надстроены в XVII веке, их надстраивали с оглядкой на Покровский собор. Шатёр на Царской башне-беседке слева от Спасской башни повторяет шатровые крыльца собора.
Южное крыльцо Покровского собора с шатром
Царская башня Московского Кремля расположена напротив Покровского собора
Восемь церквей окружают центральный шатровый храм. Четыре церкви большие и четыре малые.
Церковь святой Троицы – восточная.
Церковь Александра Свирского – юго-восточная.
Церковь св. Николы Великорецкого – южная..
Церковь Варлаама Хутынского – юго-западная.
Церковь Входа Господня в Иерусалим – западная.
Церковь Григория Армянского – северо-западная.
Церковь Киприана и Иустины – северная.
Церковь Василия Блаженного, позади её – церковь Трёх Патриархов Константинопольских – северо-восточная.
Четыре большие церкви сориентированы по сторонам света. Северный храм выходит на Красную площадь, южный – на Москва-реку, западный – на Кремль. Большая часть церквей была посвящена церковным праздникам, дни празднования которых приходились на наиболее важные события Казанского похода.
Служба в восьми боковых церквях шла только по одному разу в год – в день престольного праздника. В центральной церкви служили с Троицына дня до её престольного праздника – 1 октября.
Поскольку Казанский поход приходился на летнее время, то и все церковные праздники также пришлись на лето. Все церкви Покровского собора строились как летние, холодные. Зимой их не отапливали и службы в них не велись.
На сегодняшний день собор имеет тот вид, который он имел в XVI-XVII веках.
Вначале собор был опоясан открытой галереей. Вокруг всех восьми церквей по второму этажу идёт пояс окошечек.
В древности галерея была открытой, перекрытий над ней не было, наверх вели открытые лестничные сходы. Перекрытия и крыльца над лестницами возвели позже. Собор выглядел и воспринимался совершенно иначе, нежели мы его воспринимаем в наши дни. Если сейчас он кажется огромной многоглавой церковью непонятной конструкции, то в древности этого ощущения не возникало. Было видно, что на изящном лёгком основании стоят девять устремлённых ввысь церквей.
Высота в то время ассоциировалась с красотой. Считалось, что чем выше храм, тем он краше. Высота была символом величия, и в те времена Покровский собор был виден за 15 верст до Москвы. До 1600 года, когда была надстроена колокольня Ивана Великого в Кремле, собор был самым высоким сооружением в городе, да и во всей Московии. Вплоть до начала XVII века он служил градостроительной доминантой, т.е. самой высокой точкой Москвы.
Все церкви соборного ансамбля объединены двумя обходными галереями: внешней и внутренней. Перекрытия над гульбищем и крыльцами сделали в XVII веке, потому что в наших условиях иметь открытые галереи и крыльца оказалось непозволительной роскошью. В XIX веке галерею застеклили.
В том же XVII веке на месте звонницы к юго-востоку от храма построили шатровую колокольню.
Шатровая колокольня Покровского собора
Наружные стены собора реставрируют примерно раз в 20 лет, а интерьеры — раз в 10 лет. Иконы осматривают каждый год, поскольку климат у нас суровый и иконы не застрахованы от вздутий и иных повреждений красочного слоя.
Почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженого
Напомним, что собор состоит из девяти церквей на едином основании. Однако, над храмом возвышается десять разноцветных глав, не считая луковицы над колокольней. Десятая зелёная с красными шипами глава находится ниже уровня глав всех остальных церквей и венчает северо-восточный угол храма.
Глава церкви Василия Блаженного
Эту церковь пристроили к собору после окончания строительства. Её возвели над могилой очень известного и почитаемого юродивого того времени, Василия Блаженного.
Василий Блаженный
Человек этот был современником Ивана Грозного, жил он в Москве, про него ходило множество легенд. (О чудесах Василия Блаженного рассказано в статье «Церковь Василия Блаженного») С нынешней точки зрения юродивый — это что-то вроде сумасшедшего, что, по сути, абсолютно неверно. В Средние века на Руси юродство было одной из форм подвижничества. Василий Блаженный не был юродивым от рождения, он — юродивый Христа ради, который стал им совершенно сознательно. В 16 лет он решил посвятить жизнь Богу. Служить Господу можно было по-разному: уйти в монастырь, стать отшельником, а Василий решил стать юродивым. Более того, он выбрал подвиг нагоходца, т.е. ходил без одежды и зимой и летом, жил на улице, на паперти, питался подаянием и говорил непонятные речи. Но сумасшедшим Василий не был и, если он хотел быть понятым, говорил вразумительно и люди его понимали.
Несмотря на такие суровые условия жизни, Василий Блаженный прожил очень долгую жизнь даже по нынешним временам и дожил до 88 лет. Похоронили его рядом с собором. Захоронение рядом с храмом было обыденным делом. В то время, согласно православной традиции, у каждого храма существовало кладбище. На Руси юродивых всегда почитали и при жизни, и после смерти и хоронили ближе к церкви.
После кончины Василия Блаженного причислили к лику святых. Как над святым, над его могилой в 1588 году поставили церковь. Случилось так, что эта церковь оказалась единственной зимней во всём соборе, т.е. только в этом храме службы шли каждый день круглый год. Поэтому название этой маленькой церкви, построенной почти на 30 лет позже самого храма Покрова Богородицы на Рву, было перенесено на весь Покровский собор. Его стали звать храмом Василия Блаженного.
Культурный слой у Покровского собора на Красной площади
Интересную деталь можно заметить с восточной стороны храма. Там растёт рябина в… горшке.
Посадили дерево, как и полагается, в грунт, а не в горшок. За многие годы вокруг собора образовался культурный слой изрядной толщины. Покровский собор как бы «врос в землю». В 2005 году решено было вернуть храму его первоначальные пропорции. Для этого «лишний» грунт сняли и вывезли. А рябина к тому времени уже росла здесь не один десяток лет. Чтобы не губить дерево, вокруг него сделали деревянный чехол.
Колокольня и колокола
С 1990 года собор находится в совместном использовании государства и РПЦ. Здание Покровского собора принадлежит государству, поскольку его финансирование поступает из госбюджета.
Колокольню храма построили на месте разобранной звонницы.
Соборная колокольня действующая. Сотрудники музея звонят сами, их обучал один из ведущих звонарей России Коновалов. Музейные работники сами обеспечивают сопровождение церковной службы колокольным звоном. Звонить в колокола обязательно должен специалист. Музейщики никому не доверяют собрание колоколов Покровского собора.
Фрагмент колокольни Покровского собора
Не умеющий звонить человек, даже хрупкая женщина, может неправильно послать язык и расколоть колокол.
Дополнительные сведения о колоколах и звонах
Древняя соборная звонница была трёхъярусной, трёхпролётной и трёхшатровой. В каждом пролёте на каждом ярусе висели колокола. Звонарей было несколько и они все находились внизу. Система звонов была очепнАя или очЕпная. Колокол намертво крепился к балке и звонили в него, раскачивая не язык, а сам колокол.
Колокола Покровского собора не подтачивали под определённый звук, у них было только три основных тона – один тон внизу юбки, второй – в середине юбки, третий – наверху, а также были десятки обертонов. На русских колоколах сыграть мелодию просто невозможно. Наш звон ритмичный, а не мелодичный.
Для обучения звонарей существовали характерные ритмичные попевки. Для Москвы: «Все монахи воры-воры, все монахи воры-воры, а игумен – плут, а игумен-плут». Для Архангельска: «По-чём трес-ка, по-чём трес-ка, две копейки с половиной, две копейки с половиной». В Суздале: «Голяками припекали, голяками припекали». Для каждой местности был характерен свой ритм.
До последнего времени самым тяжёлым колоколом в России был ростовский колокол «Сысой» весом 2000 пудов. В 2000 году в Московском Кремле заговорил «Большой Успенский» колокол. У него своя история, каждый государь отливал свой собственный Большой Успенский, часто переливая тот, что существовал до него. Современный весит 4000 пудов.
Когда в Кремле звонят колокола, то звонит и колокольня, и звонница. Звонари находятся на разных уровнях и не слышат друг друга. На ступеньках Успенского собора стоит главный звонарь всея Руси и хлопает в ладоши. Его видят все звонари, он отбивает им ритм, как бы дирижирует звонами.
Слушать русские колокола для иноземцев было мукой мученической. Наш звон не всегда был ритмичным, часто – хаотичным, звонари плохо попадали в ритм. Иностранцы от этого страдали – звонили повсеместно, голова раскалывалась от неритмичного какофонического звона. Иноземцам больше нравился западный звон, когда раскачивали сам колокол.
Колокол – это уста, у него есть язык, который говорит в этих устах.
Колокола делятся на «зазвонные», те что на правой руке. Эта т.н. «классическая тройка» весит пол-пуда, пуд и полтора пуда. Колокола весом выше ста пудов – это обычно, ножные, педальные колокола. Всё, что между ними – это колокола на левой руке, «клавиатура» колокольного звона. На колокольни посторонних не пускают, потому что звон должен идти ровно, а колокола и языки весят по разному. Для их уравнивания создаётся система рычагов и оттяжек. Все верёвки идущие на пульт, должны создавать одинаковое усилие. Его то и регулируют оттяжки. Поэтому на колокольне всегда протянута целая паутина разных верёвок и тросов и посторонний человек может запутаться, повредить колокола и сам пораниться.
Подробнее о русских колоколах в статье «Колокола земли русской».
Покровский собор на Красной площади. Фасадные иконы
На восточной внешней стене Покровского собора находится фасадная икона Божьей Матери. Это самая первая фасадная икона, которая появилась здесь в XVII веке. К сожалению от письма XVII века почти ничего не осталось из-за пожаров и многократных поновлений. Икона называется Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными. Она написана на стене храма.
Покровский собор относится к Богородичным храмам. Все здешние фасадные иконы были написаны специально для этого собора. Икона, которая с момента написания находилась на южной стороне колокольни, к концу ХХ века пришла в ужасное состояние. Южная сторона больше всего подвержена разрушительному воздействию солнца, дождя, ветра и перепадов температуры. В 90-е годы образ сняли для реставрации и с огромным трудом восстановили.
После реставрационных работ, оклад иконы не поместился на прежнем месте. Вместо оклада сделали защитный бокс и повесили икону на прежнее место. Но из-за больших перепадов температуры, свойственных нашему климату, икона вновь начала разрушаться. Через 10 лет её вновь пришлось реставрировать. Сейчас икона находится в Покровской церкви. А для южной стороны колокольни написали копию прямо на стене.
Икона на колокольне Покровского собора
Копию освятили когда отмечали 450-летний юбилей собора, на Покров день в 2012 году.
Главы Покровского собора
Завершения церквей, которые мы называем куполом, на самом деле именуется главой. Купол – это перекрытие церкви. Его видно изнутри храма. Над купольным сводом есть обрешётка, на которой закреплена металлическая обшивка.
По одной из версий, в старину на Покровском соборе главы были не луковичные, как сейчас, а шлемовидные. Другие исследователи утверждают, что на таких тоненьких барабанах, как у собора Василия Блаженного, шлемовидных куполов быть не могло. Поэтому, исходя из архитектуры собора, купола были луковичные, хотя доподлинно это не известно. Зато совершенно точно установлено, что изначально главы были гладкими и монохромными. В XVII веке их ненадолго раскрасили в разные цвета.
Главы были покрыты железом, покрашенным в синий или зелёный цвета. Такое железо, если не было пожаров, выдерживало лет 10. Зелёные или синие краски получали на основе окислов меди. Если же главы покрывали немецким лужёным железом, то они могли быть серебристого цвета. Немецкое железо жило лет 20, но не более.
В XVII веке в житии митрополита Ионы упоминаются «фигурные главы разны образцы». Однако все они были монохромными. Пёстрыми они стали с XIX века, может быть чуть раньше, но подтверждения этому нет. Почему главы разноцветные и разной формы, по какому принципу их раскрашивали, сейчас никто не может сказать, это одна из загадок собора.
В 60-е годы ХХ века при масштабной реставрации хотели вернуть собору первоначальный вид и сделать главы монохромными, но кремлёвские чиновники приказали оставить их цветными. Собор узнаваем, в первую очередь, по своим полихромным главам.
В 1969 году купола покрыли медью. На главы пошло 32 тонны листовой меди толщиной в 1 мм. Во время недавней реставрации обнаружили, что главы находятся в идеальном состоянии. Их всего лишь пришлось перекрасить. Центральная глава на Покровской церкви всегда была позолочена.
В каждую главу, даже в центральную, можно войти. К центральной главе ведёт особая лестница. В боковые главы можно войти через наружные люки. Между перекрытием и обрешёткой есть пространство высотой в человеческий рост, там можно свободно ходить.
Различия в размерах и цветах глав, принципы их украшения пока не поддаются историческому анализу.