Колокольный звон монастыря псково печерского монастыря
Звонница
К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.
Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.
В настоящее время здесь сосредоточено несколько десятков памятников, среди которых есть уникальные образцы XVI-XVIII в.в. Колокольные наборы размещаются на Большой звоннице, на звоннице Никольской церкви, при часах, на крыльце ризницы. Раньше они имелись и при других церквах.
Количество монастырских колоколов постоянно менялось. Их переливали, покупали новые, отдавали в приписные храмы. Иногда в монастырь жертвовали трофейные колокола или специально изготовляли колокола в качестве вклада. Так, на колокольне при храме Антония и Феодосия Печерских в 60-х гг. XVII в. находились «два колокола не великих, что присланы из вифляндских городов». (Под «вифляндскими городами» подразумеваются города Дерпт и Вельян (современные Тарту и Вильянди).
С восточной стороны звонницы в специальной башне находятся часы, существующие здесь еще с XVI в.
Кроме того, в трех западных пролетах и в верхнем пролете под самыми сводами, есть еще по одному малому колоколу. Эти колокола повешены в начале 1980-х гг. В звонах они не используются и выполняют лишь декоративную функцию.
«Часовой» («Вседневный») колокол отлит 14 февраля 1765 г., в Москве, на заводе Дмитрия Пирогова; вес его 111 пудов (1818,2 кг). Одновременно с ним изготовили еще один средний колокол, входящий в группу «Переборов». Эта небольшая коллекция памятников московского литья уникальна. Декор, и в особенности, надпись на «Часовом» колоколе значительно отличаются по стилю оформления от двух других больших колоколов. Помимо обычных указаний места предназначения колокола, веса и времени его изготовления, на нем содержатся тексты тропаря и кондака на Успение Богородицы.
Все три больших колокола подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI-XVII вв. сохранился сейчас только в Печерском монастыре.
«Переборы» и «Бурлаки» («Бурлыги») представляют собой две группы средних колоколов Большой звонницы. Каждой из них управляет отдельный звонарь.
«Переборами» называют четыре средних колокола. Они размещаются в двух центральных пролетах парами: один под другим, по типу лесенки. Во время звонов в «Переборы» ударяют поочередно (перебирают). Вероятно, этим и объясняется название группы.
«Бурлаки» повешены в двух западных пролетах в один ряд. Происхождение их названия неясно. Возможно, оно также связано с приемом игры: во время звона натягивают то одну, то другую веревку, приводящую в движение язык то одного, то другого колокола.
Часы с колоколами расположены на Большой звоннице, в специальной деревянной башне. В настоящее время колоколов девять, размещаются они в два ряда. Нынешний набор колоколов состоит из памятников XVI-XIX вв. Пять из них украшены орнаментами, и лишь на трех колоколах есть надписи с указанием точной датировки.
Один из этих колоколов изготовлен псковичем Логином Семеновым 25 марта 1580 г. Другой колокол отлил в 1743 г. «псковитин посадский человек Фома Юрьев».
В XVI-XVII столетиях часовых колоколов было всего два. Опись 1586 г. сообщает: «Да на той же колокольнице часы бойные, а бои приведены к середнему колоколу под большим, да два колокола немецких, а в них звонят перечасье». В XVIII в. количество колоколов, «что перечасье бьют», увеличивается до шести. Возможно, тогда установили мелодический звон, отличный от обычного «перечасья», имевшего лишь сигнальный характер.
По воспоминанию старых насельников монастыря, в прошлом часы вызванивали «Боже, царя храни».
(Подробнее о колоколах вы сможете прочитать в книге А. Б. Никанорова «Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря». Спб., 2000 г.)