колокольный звон петропавловского собора

Бесплатные концерты карильонной музыки в Петропавловской крепости

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

Стартовали бесплатные концерты карильонной музыки в Петропавловской крепости. Звон колоколов окутает крепость и позволит слушателям насладиться оригинальной интерпретацией известных произведений.

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

Карильон (лат. quatrion) — клавишно-ударный музыкальный инструмент, состоящий из колоколов, настроенных по диатоническому или хроматическому звукоряду и соединенных системой рычагов и тяг со специальной клавиатурой.

Обычно карильоны устанавливались на городских ратушах и церковных колокольнях. Первые упоминания о них восходят к XV веку, и их родиной считается Фландрия (Бельгия). Карильон существует в России уже три века благодаря Петру I, который привез в Россию из Нидерландов шесть инструментов: три для Санкт-Петербурга, три — для Москвы. Эта идея возникла у русского царя во время Великого Посольства в Европу в 1698 году.

Один из этих инструментов был установлен в Петропавловской крепости. Начиная с XVIII века в Петербурге работало несколько поколений карильонистов: Иоганн Ридегер — с 1765 по 1781 г., Иоганн Штрассер — с 1781 по 1817 г., Фома Иванович Штрассер — с 1817 по 1827 г., ученики Фомы Ивановича Штрассера — с 1827 по 1840 г.

В 2001 году карильонистом Петропавловской крепости стал Йозеф Виллем Хаазен. Сейчас музыкант преподает искусство карильонной игры студентам Университета.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Приложения

Ссылки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Колокольня Петропавловского собора

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

Работы по устройству деревянного шпиля были закончены к концу 1724 года, и тогда же на колокольне были установлены куранты, купленные Петром I в 1720 году в Голландии за огромные по тому времени деньги — 45 000 руб. Об этих часах историк Рубан говорит так: «на сих часах колоколов часовых больших и малых — 35. У всякого колокола по два молотка и по одному языку. Молотами играют часовые куранты, а языками играют полуденные куранты, приводимые в действие человеческими руками».

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

Вершину шпиля колокольни увенчала фигура ангела-покровителя города.Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому и была выполнена работа. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

подлинный каркас и поворотный механизм ангела-флюгера 1858 года.

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

Даже ангел на шпиле Петропавловской крепости мог бы выглядеть по-другому (на фото – оригинальный рисунок Трезини), а за саму крепость брались как минимум три раза – и в 1925-м решением Ленсовета чуть было не снесли, как парижскую Бастилию. К счастью, проект стадиона, который собирались построить на ее месте, так и не утвердили.
колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не «летела» держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности. Строительство самого собора продолжалось до 1733 года (21 год).В 1733 году собор был освящен при императрице Анне Иоанновне. Завершением работ по строительству собора руководил Франческо Бартоломео Растрелли. Торжественное открытие и освящение собора состоялось 29 июня 1733 года.

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

Высота колокольни 122,5 метра. Волюты как бы служат продолжением западной стены, повторяя очертания декоратив ной восточной стены. Они создают плавный переход от объема собора к первому ярусу колокольни; очертания двух следующих объемов колокольни, поставленных один на другой, плавно переходят через небольшой купол и прорезанный окнами барабан в легкий, стремительный шпиль. Первоначальная высота колокольни была 106 метров; в XIX веке деревянная конструкция шпиля была заменена металлической. Шпиль был удлинен при этом на 16 метров, что подчеркнуло стройность колокольни, не нарушая общих пропорциональных соотношений.

Деревянный шпиль не имел громоотвода, и неоднократно от ударов молнии возникали пожары. Особенно сильный пожар был в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года. Загоревшийся шпиль рухнул, погибли и куранты. Огонь охватил чердаки и деревянный купол (иконостас быстро разобрали и вынесли), кладка стен дала трещины, и колокольню были вынуждены разобрать до окон первого яруса.
В 1766 году было решено восстановить колокольню «. делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы». Работы продолжались 10 лет. При восстановлении были уменьшены размеры купола, упрощена форма крыши.

В 1776 году на колокольне установили часы-куранты

Императрица Елизавета Петровна повелела Канцелярии о строении придворных домов и садов позаботиться о создании новых часов, подобных сгоревшим. Председатель Канцелярии о строении граф Фермор в письме от 11 мая 1856 года просил посланника в Голландии, тайного советника графа Головкина, найти готовые часы для размещения их в Петропавловской крепости. Если готовых найти не удастся, предполагалось заказать их вновь самым лучшим мастерам. В то время большой известностью пользовался О. Красс. Именно он в 1750 г. создал знаменитые перпендикулярные часы для курфюрста в Кельне. Правительствующий Сенат именно ему поручил создание новых часов, повелев графу Головкину заключить с ним контракт на условиях, которые Красс представил на рассмотрение в Правительствующий Сенат.

Контракт был заключен 7 июля 1757 г., и О. Красс приступил к работе. Уже в ноябре 1759 г. он уведомил графа Головкина, что к апрелю будущего года работа по созданию механизма часов будет полностью завершена и просил о том, чтобы к этому времени в Петербурге все было готово для установки часов на Петропавловской колокольне. Кроме того, Оорт Красс выразил сомнение, что для успешной установки часов на колокольне, ему будет достаточно одного подмастерья, как это было обусловлено в контракте. Поэтому он просил графа Головкина о разрешении взять в Петербург еще четырех подмастерьев и отнести их содержание, а также жалованье на счет российского правительства. Граф Головкин согласился и 11 декабря 1759 г. заключил с Крассом договор, который из-за болезни графа был подписан его сыном, и был скреплен печатью посольства.

В 1760 г., как и обещал мастер Красс, часы были полностью готовы. После прибытия часов в Петербург Красса ожидали великие огорчения. Колокольня, для которой создавались часы, не только не была окончена, но строительство даже не начиналось. Поэтому для размещения часов было решено построить деревянный домик шириной 4 саж. и высотой 6 арш. Оорту Крассу Канцелярией о строении было дано указание в этом маленьком домике собрать и заставить привести в действие весь сложный громадный механизм, который предназначался для башни высотой в 26 саж. Поэтому многие детали, которые были созданы в расчете на высокую колокольную башню, пришлось совершенно переделать.
Вознаграждение же Крассу обещали выплатить только после того, как часы будут установлены. Мастер остался в Петербурге, спустил на поддержание механизма в рабочем состоянии все деньги, из-за серьезных неприятностей в апреле месяце 1764 г. Красс сильно заболел и 27 мая того же года скончался.. Так печально окончил свою жизнь на чужбине выдающийся механик, который был известен во всей Европе.
Смерть его надолго остановила окончательную настройку часов. В 1765 г. в Петербурге был найден вольный часовой мастер Иоганн Ридигер, которому поручили собрать часы и затем установить их на колокольню. После осмотра часов Ридигер объявил, что конструкция часов очень удачная и для приведения их механизма в действие нужно не более 2 месяцев. Однако условия Ридигера были приняты Канцелярией о строении только в 1776 г.

В конце 1776 г. жители столицы снова услышали ту музыку, которой они лишились при пожаре ровно 20 лет тому назад. По свидетельству Рубана, бой часов был следующий:
— полчетверти часы ударяют несколько колоколов немного;
— четверть часа бьют несколько колоколов небольшой курант;
— полчаса играют во многие колокола небольшой курант в половину тона;
— часовой курант играют во все колокола во весь тон;
— в небольшой колокол бьют полчаса;
— по окончании часа ударяют в большой колокол.

До наших дней механизм часов дошел практически без изменений

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

Правда, в 1856 году его капитально отремонтировали, а на циферблатах колокольни установили минутные стрелки. До этого определить время по курантам можно было только приблизительно: по часовой стрелке и четвертному перезвону. Единственный элемент, которого коснулся технический прогресс, — механизм подъема гирь, они приводят в движение музыкальные барабаны и сами часы. Почти двести лет четыре гири весом 450 килограммов каждая поднимали вручную при помощи лебедки. С сороковых годов прошлого века эту работу выполняет электромотор.

В советское время часы пытались научить новым песням. Допустить, чтобы над Ленинградом звучало «Боже, царя храни», советские идеологи никак не могли. И с 1937-го года куранты стали играть «Интернационал», а с 1952-го по 1989-й — гимн Советского Союза. Правда, не каждый час, а лишь четыре раза в сутки (в 6 часов утра, в 12 часов дня, в 6 часов вечера и в 12 часов ночи). Кроме того, видимо, из идейных соображений механизм курантов тогда подсоединили не к голландской звоннице, как было до революции, а к русской. На русских же колоколах, в отличие от голландских, невозможно играть мелодии по нотам. Они «звучат аккордом» и предназначены исключительно для церковного перезвона. Поэтому, играя «Интернационал» и гимн Советского Союза, куранты отчаянно фальшивили. Потом больше десяти лет куранты вообще не пели — отбивали только время и четвертные перезвоны.

Изначально предназначенные для курантов мелодии вновь зазвучали над Петропавловкой только пять лет назад.

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

Но в 1830 году нашелся смельчак — кровельщик Петр Телушкин. Проявив находчивость и бесстрашие, он сумел без всяких лесов с помощью веревок подняться на шпиль. У основания креста он закрепил веревочную лестницу и в течение шести недель ежедневно поднимался на шпиль для ремонта фигуры ангела и креста.

За работу ему было заплачено от одной до пяти тысяч рублей ассигнациями. Президент Академии художеств А.Н. Оленин представил Телушкина государю Николаю I, который наградил смелого кровельщика деньгами и серебряной медалью на Анненской ленте с надписью «За усердие».

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

Летом 2001 гоа в Петербурге на колокольне собора Св. Петра и Павла был установлен один из красивейших и мощнейших инструментов в мире: 51 колокол, рассчитанный на четыре октавы. Такой карильон подарила Фландрия нашему городу.

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга – 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.

В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.

Колокола русского звона, приспособленные для исполнения
мелодии гимна Советского Союза

Большой благовестный колокол с
прикрепленным к нему часовым молотком

Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес – всего 8 или 9 тонн, это немного.

Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов – голландские настроенные колокола-куранты середины – конца XVIII века, времени правления Екатерины II.

При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза – «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора

И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток – и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.

Источник

Собор апостолов Петра и Павла Петропавловской крепости (ФОТОЭКСКУРСИЯ)

колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора
колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора
колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора
колокольный звон петропавловского собора. Смотреть фото колокольный звон петропавловского собора. Смотреть картинку колокольный звон петропавловского собора. Картинка про колокольный звон петропавловского собора. Фото колокольный звон петропавловского собора
Петропавловская крепость. Вид со стороны Мраморного дворца

Собор Святых Петра и Павла Петропавловской крепости (1712-1733 годы) интересен нам прежде всего потому, что его колокольня до сих пор является самой высокой колокольней Русской Православной Церкви. Ее высота – 122,5 метра: 40-метровый золоченый шпиль, 60-метровое каменное сооружение и некоторые надстройки.

Удивительно: Петр Великий, основывая новую столицу на берегах Невы, прежде всего возводит колокольню с очень высоким шпилем. Именно колокольня, а не какое-то иное сооружение, является своего рода знаменем, которое обозначает, что Россия твердо стоит на берегах Невы.

Многие считают, что с точки зрения архитектуры Петропавловский собор построен как западная церковь. Думаю, напрасно. Если мы внимательно посмотрим на него, то выясним, что из западной церковной архитектуры там есть только один элемент – кафедра, то есть возвышение у левого предалтарного столба. С кафедры произносится проповедь и читается Священное Писание для тех, кто находится в храме, чтобы проповедника или чтеца было хорошо видно и слышно.

Интерьер Петропавловского собора (центральный неф)

Еще одна обращающая на себя внимание деталь – деревянный резной иконостас с богатейшим набором икон. Говорят, он выполнен несколько театрально, в виде театральной декорации. Возможно, это и так. Иконостас не загораживает всего алтаря, но алтарная завеса восполняет роль отсутствующих деревянных деталей.

Колокольня собора, как это канонически принято в православных храмах, расположена над западным входом.

Карильон Петропавловского собора Петропавловской крепости

Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга – 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.

В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.

Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес – всего 8 или 9 тонн, это немного.

Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов – голландские настроенные колокола-куранты середины – конца XVIII века, времени правления Екатерины II.

При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза – «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.

И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток – и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.

Я слышал это исполнение гимна СССР, когда был в Ленинграде в 1976 году. Звучание было нестройное и напоминало мелодию гимна относительно. Но тот, кто знал, что это именно гимн, конечно, мог его узнать.

Колокола русского звона, приспособленные для исполнения
мелодии гимна Советского Союза

Большой благовестный колокол с
прикрепленным к нему часовым молотком

В том числе и из-за этого приспособления колоколов к исполнению гимна сегодня сложно сказать, сколько именно колоколов дореволюционного набора сохранилось в соборе.

Более любопытной колокольни, на ярусах которой располагались бы столь разнофункциональные колокола – часовые, церковные и карильон – в Русской Церкви нет.

Колокольня собора. Вид с бастиона

Что касается карильона, уместность его присутствия на колокольне – вопрос открытый. Может быть, Петром I он задумывался там в тот период, когда собор еще не стал императорской усыпальницей.

Но потом, по его завещанию, Петр I был похоронен в недостроенном соборе (освятили его уже в 30-е годы XVIII века) и со временем собор стал усыпальницей российских императоров: там покоятся все российские императоры до Александра III.

Гробницы императора Петра I и императрицы Екатерины I

Гробница императрицы Елизаветы Петровны

Гробницы императора Николая I и императрицы Александры Федоровны

В сентябре 2006 года в собор был перенесен прах его супруги, императрицы Марии Федоровны, и два любящих сердца объединились в Петропавловском соборе.

Гробница императрицы Марии Фёдоровны

Удивительно, что могилы Петра III, Павла I, гробницы Александра I и АлександраIII постоянно украшают живые цветы. Их приносят сами жители Петербурга, так что это те государи, которых выделяет сам русский народ.

Гробница супруги императора Александра II императрицы Марии Александровны

Гробница императора Александра III

И, конечно же, много цветов у гробницы основателя города на Неве, императора Петра I.

Цветы на гробнице императора Петра Великого

В наше время иногда открывают ставни, карильонер садится за инструмент и исполняет мелодии. Например, в прошлом году известный карильонер Йо Хаазен исполнял «Половецкие пляски» Бородина, что привело наши чувства в некоторое смятение: инструмент, предназначенный для развлечения толпы, не очень, мягко говоря, сочетается с некрополем.

Некрополь Петропавловского собора

Восстановление звона на колокольне собора Петра и Павла Петропавловской крепости началось в советские времена. В 1988 году была основана Ассоциация колокольного искусства России. Специалисты этой АКИР проявляли инициативу в деле возрождения колокольных звонов на самых разных звонницах, которые в те времена принадлежали музеям или были в музейном ведении. Одно из достаточно громких деяний АКИР – концерт на колокольне Собора Василия Блаженного в 1990 или 1991 году.

Петропавловская крепость.
Вид со стороны Мраморного дворца

Эти же специалисты, среди которых был ныне покойный Иван Васильевич Данилов, Валерий Лоханский, Сергей Старостенков, занимались восстановлением звона Петропавловского собора. Из тех колоколов, которые можно было озвучить, то есть тех, в которых были языки и которые были подвешены достаточно свободно, чтобы звонить, они сделали систему колокольного звона. Языки средних колоколов подвели на столбики, подвесили язычки к малым зазвонным колоколам.

Язык большого колокола висел свободно, в советские годы с ним не сделали ничего, а просто присоединили часовой молоток. Однако язык этот раскачивался быстро, ритм звона был достаточно быстрый.

Мне, как специалисту, звон, который был возрожден специалистами АКИР, очень не нравился, и во многом именно потому, что большой колокол звучал очень резко, громко из-за слишком быстрого ритма.

Вот уже три года мы, специалисты Общества церковных звонарей, проводим в Петропавловской крепости звоны во время Московского Пасхального фестиваля. В соборе Петра и Павла есть свои звонари, которые звонят во время богослужений, но так получилось, что мы сними ни разу не пересекались. Собственно, «хозяева» колокольни – не они, а Государственный музей истории Санкт-Петербурга, в ведении которого находится Петропавловский собор. У нас хороший контакт с директором музея, хранителем собора и хранителем колоколов.

Отладка колоколов русского звона

Что удивительно, прежний громкий, «лающий», немножко железный звон сменился очень красивым, «бархатным», не таким громким, но очень приятным звучанием, потому что ритм стал более медленным. И теперь на колокольне Петропавловского собора стало возможно воспроизводить классический звоны Русской Церкви.

Звоны на колокольные собора Петра и Павла мы всегда проводим в тесном сотрудничестве с нашими дорогими коллегами – звонарями из Петербурга – Екатериной Барановой, Андрей Ивановым, Маратом Капрановым.

Петропавловская крепость.
Вид со стороны Мраморного дворца

Русский звон собора Петра и Павла Петропавловской крепости нуждается в реконструкции, оформлении, нужно возвращать его к жизни, так, чтобы колокола звучали и красиво, и громко, и мелодично.

Фотографии Игоря Васильевича Коновалова

Петропавловская крепость. Вид со стороны Мраморного дворца

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *