колокольный звон ростовского кафедрального собора

О колоколах, знаменитых звонах Ростова Великого, веселых бубенцах и танках

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Ну, друзья, всем привет, и продолжим знакомство с Ростовом. Свою экскурсию мы запланировали начать с Соборной площади. Прошли торговые ряды и вот перед нами белые средневековые стены, из-за которых выглядывают купола, купола и колокола. «Направо или налево?» – Спрашивает меня Саня. «Направо», – думаю я, но благоразумно помалкиваю. В наших поездках – я штурман, но вот с определением правильно направления на местности у меня беда: всегда тянет не в ту сторону. Саня решительно направляется налево. Через сто метров в стене ворота, и мы попадаем внутрь. Эта часть кремля называется Соборной.

Ростов Соборная площадь

Ростов ничем не хуже других городов: как и в любом городе, в нем всегда имелась центральная площадь. Когда-то тут собиралось народное вече, решались и обсуждались все жизненно важные городские вопросы, творили суд, на ней гуляли, сюда приходили ростовчане и жители окрестностей торговать.

Здесь же много веков находится Успенский собор, в Ростове – главное культовое здание, потому-то площадь испокон века называлась Соборной. Частые пожары меняли ее размеры и очертания. Но при всей изменчивости, присутствовали на ней неизменно: собор, его звонница, примыкающие торговые ряды и «владычный» двор. Конечно, и они строились и перестраивались.

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Ростов – город монастырей, храмов и русской святости

А в конце XVII или начале XVIII века кусок площади вместе с собором обнесли кирпичной стеной, так она стала частью кремля. Теперь, когда говорят о Соборной площади Ростова, подразумевают именно ее кремлевскую составляющую. Чтобы попасть на нее, нужно пройти через какой-либо из четырех входов:

В северной части Соборной площади Ростова, вблизи кремлевской стены, затмевая и подавляя все вокруг своим величием, сияет пятью куполами Успенский собор. За ним возвышается звонница собора, очень жаль, что в этот торжественный миг знакомства не звонят колокола Ростова.

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Может быть, я и не открою Америку, но скажу только – зимой холодно и ветер пронизывает. У входа в Кремль замечаем симпатичную палатку, торгующую горячим глинтвейном. Возле нее кучками толпится и согревается любознательный туристический народ, а также прогуливающиеся горожане. А своевременная порция правильного напитка – вещь реально крутая. Молча и блаженно выпиваем горячую и ароматную жидкость. Хорошо… Да, несомненно, денек сегодня выдался чудесный!

Какие первые впечатления от города? Мы почувствовали сразу, что он нас принял и нам рад! А еще сразу почувствовалось, что Ростов – великий город русской святости.

В 2012 году городу исполнилось 1150 лет. За время своего продолжительного существования довелось ему быть столицей и самым многочисленным городом княжества на северо-востоке, центром политической, культурно-просветительной и духовной жизни. Из этого древнего русского города начало распространяться христианство по всей Северо-Восточной Руси. Впрочем, крупным религиозным центром ему суждено оставаться многие столетья.

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Монастыри Ростова Великого

За годы в Ростове Великом было возведено огромное количество монастырей и церквей. Сейчас на Тридцать ТЫСЯЧ ростовских жителей Приходится Пять действующих обителей иноков.

Следующий день нашего путешествия планируем посвятить осмотру монастырей.

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Церкви Ростова Великого

Не все храмы, созданные руками предков ростовчан, дошли до наших дней. Пожирали их беспощадные частые городские пожары, сокрушали в чужеземных нашествиях орды Батыя и польско-литовские интервенты. Но в кремле сохранился возвышающий душу к небесам Успенский собор и еще прекрасные, построенные Ионой Сысоевичем церкви…

Кремль
1.Успенский соборОсн. в 991г.
2.Воскресенская1566г.
3.Одигитрия1693г.
4.Иоанна_Богослова1683г.
5.Григория_Богослова1670г.
6.Спас_на_Сенях1675г.
в Ростове, но вне кремля
7.Вознесения Господня (Исидора_Блаженного_на_валах)1566г.
8.Спас_на_Торгу1690г.
9.Никола_на_Всполье1813г.
10.Толгская Икона Богоматери1761г.
11.Покровская1795г.
12.Спаса_на_песках1603 г.
13.Бориса и Глеба1761г.
14.Димитрия Ростовского1762г.
15.Никола_на_Подозерье1745г.
16.Козьма и Дамиан (Смоленская)1775г.
17.Иоанна_Богослова_на_Ишне1687г.
Церкви Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря
18.Зачатьевская1686г.
19.Яковлевская1836г.
20.Димитриевская1801г.
Церкви Богоявленского Авраамиева монастыря
21.Введенская1650г.
22.Никольская надвратнаяXVIIв.
23.Богоявленский собор1555г.
Церкви Рождественского монастыря
24.Рождественский соборXVIIв.
25.ТихвинскаяXIXв.
Церкви Петровского монастыря
26.Похвалынская1696г.

Успенский собор Ростов Великий

Высота главного ростовского храма – 60 метров. Он – пятый по счету, что стоит на этом месте. Предыдущие губил то огонь, то вражеские набеги.

Первый, деревянный, возвели после памятного лета 989 ​​года, когда великий князь Владимир обратил в христианство жителей-язычников и создал Ростовскую епархию. Тогда по всей земле русской воздвигались монастыри и храмы, как солнце сияла вера православная.

Андрей Боголюбский, сын ростовского князя Юрия, вошедшего в историю с прозвищем Долгорукий, приняв титул великого князя, не отправился в Киев, а остался княжить на земле Ростово-Суздальской. Выдающийся правитель и неординарная личность, он разворачивает здесь грандиозное строительство. В 1116 году строится по его повелению первый каменный храм на месте собора. И его разрушил страшный пожар 1204 года.

Построили новый храм. И в XIII веке у одного из здешний батюшек появился сын Александр, ставший удалым героем русских былин – Алешей Поповичем. В июне 1314 года здесь крестили очередного младенца, который спустя годы станет преподобным Сергием. Своды этого храма рухнули в 1408 году после очередного огненного бедствия.

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Тот, что красуется сейчас на площади, освятили примерно в 1512 году. Примерно потому, что точных сведений не сохранилось. Зато достоверно известно, что в 1553 году в дар Успенскому собору Ростова первая супруга Ивана Грозного кроткая царица Анастасия своими руками вышила покров.

После Кижей я всегда смотрю на купола церквей – из чего они сделаны. У ростовского Успенского собора маковки крыты луженым железом, украшены сверху сияющими золотом крестами, а понизу резными подзорами.

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Внутри белокаменных стен холодно и тихо. Идут работы по реставрации – время сильно повредило штукатурку и фрески. Чудотворная икона «Ростовско-Владимирской» Божией Матери, что должна находиться на главном иконостасе, сейчас не видна – она ​​теперь хранится в музее.

Справа от алтаря идут вниз каменные ступеньки. Там, в хорошей компании почивших князей и митрополитов, находится гробница святителя Леонтия, епископа Ростовского. Грек из Царьграда, ставший одним из наиболее почитаемых русских святых, которому молятся об обретении мудрости и терпения. В день обретения его мощей 23 мая по старому стилю ежегодно проходит крестный ход от кремля до Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

История и колокола

В чем красота православного храма? В лицах молящихся людей, торжественных богослужениях, в замечательной архитектуре. Но ведь православный храм немыслим без колоколов. Поэтому мастера всегда их украшали: нарядной резьбой, орнаментами, священными изображениями, их серебрили, золотили, или делали бронзовое напыление. И отношение к колоколам на Руси было особенное, их считали гласом Божьим, любили и очеловечивали.

Но пришло время печали: Петр I, как известно, изымал церковные колокола и переплавлял их для насущных нужд армии. Еще одним темным пятном на, в общем-то, благополучную историю колокололитейного производство, легло время власти большевиков.

В начале 30-х годов замолчали все церкви, страна стала быстро терять свое колокольное богатство. Здесь я рассказывала об истории уничтожения знаменитых Колоколов Свято-Троицкой Сергиевой лавры. К счастью, колокола Успенского собора миновала печальная участь, провидение сберегло их во время войн, разрухи и целенаправленного уничтожения.

По церковным праздникам и по воскресным дням разносятся мощные колокольные звоны Ростова Великого по окрестностям чуть не на двадцать километров…

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Колокольни и звонницы

Представьте себе, вот перед нами новенький, только что отлитый колокол. Что теперь с ним делать? Подвесить, конечно. В давние времена проблема решалась просто – на церковном дворе устраивали перекладину, на которую и определяли колокол. Позднее появились звонницы.

Сначала это были звонницы в виде простой стены с арочными окнами, в каждое окно подвешивали колокол. Звонницы совершенствовались и появились их разновидности в виде галереи. Возводили специальное строение или использовали для этой цели верхние этажи церквей, где к верхним балкам крепили много колоколов. Иногда такие потолочные балки шли в несколько рядов. Но существенным было то, что в звонницах горизонтальное расположение колоколов. Именно такое нужно для создания чудесных звонов.

Иное решение предлагало устройство колокольни. В ней колокола располагались по вертикали, поэтому все сооружение старались сделать повыше, чтобы звук разносился дальше.

По традиции, в Новгороде и Пскове строили звонницы, а в Москве и окрестностях возводили колокольни.

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Звонница Ростов Великий

Мы вышли из собора. Справа от него на стуле сидел мужичок с табличкой «50 ре подъем на колокольню». Правильная табличка! Уважаю. Обзор красоты необходим, и желательно это делать с высоты птичьего полета.

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Платим и, задевая плечами стены красного кирпича, идем по узкой и крутой каменной лесенке, что извивается внутри тела колокольни. «Мам, а ступеньки такие же, как в Непале? Как вокруг Аннапурны?» – пыхтя, интересуется моя дочка. «Почти. Только их больше – на целый день подъема», – улыбаюсь я в ответ. Моя Катя подросла, занимается спортом, и очень интересуется нашими непальскими трекингами.

Над нами квадрат света, еще пара ступенек и Саня, за ним Катя, и я – последняя, ​​поднимаемся на самый верх. После тесноты подъема – простор, воздух и свобода. Народу почти нет, только на противоположной стороне площадки фотограф щелкает девушку. Звонница Ростова молчит. Колокола висят на уровне груди. Хоть и предупреждали, но удержаться невозможно: легонько хлопаю по одному колоколу и он отвечает мне мелодичным гулом старины. Хорошо-то как…

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

На белоснежной ростовской звоннице, украшенной четырьмя главами, в четырех пролетах в один ряд висят 15 колоколов. Длина-ширина-высота ее указаны в литературе в саженях: 15-5-10, но перевести размеры в метры я не смогла. Оказывается, существуют три сажени: казенная, равная 2133 метра, маховая – 1,76 и косая – 2,48. И какую из них надо брать?

Конечно, это не первая звонница, построенная на этом месте. Колокола звонили в Ростове и раньше, только прежние звонницы были деревянными. Под центральным пролетом колокольни затаилась маленькая церковка, служба в которой проходит только один раз в году – в Вербное воскресенье, так как она посвящена Входу Господню в Иерусалим.

Строительство каменной звонницы началось в 1682 и закончилось в 1687 году. Происходило оно под эгидой необыкновенного человека – Ионы Сысоевича, митрополита Ростовского. Очень уж любил владыка звон колоколов. По его заказу были отлиты почти все колокола ростовской звонницы, в том числе «Полиелейный», «Лебедь» и басовитый «Сысой». Последний назван в честь родного батюшки митрополита – обычного деревенского священника Сысоя. Каждый колокол на звоннице Успенского собора в Ростове имеет собственное имя, только у четырех оно одинаковое – «Безымянный».

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Сколько весит танк

Для наглядности, сравните вес колокола с весом танка времени Второй мировой войны:

Сысой1681 год32760 кг
Полиелейный1687 год16380 кг
Лебедь1687 год8100 кг
Баран1654 год1280 кг
Голодарь1807 год2240 кг
КрасныйXVII век480 кг
КозелXVII век320 кг
Ионафановский1894 год106 кг
БезымянныйXVII век177 кг
БезымянныйXVII век141 кг
БезымянныйXVII век81 кг
БезымянныйXVII век71 кг
Зазвонный первыйXVII век77 кг
Зазвонный второйXVII век42 кг
ЯсакXVII век24 кг

В звоннице важно все: ее величина, форма, число проемов, вес колоколов, их количество. Главный колокол – он же самый большой – Благовест. У него самый низкий голос, он задает ритм колокольной мелодии. Обычно Благовест один, а вот колоколов-малышей чем больше, тем богаче и музыкальней звоны.

Интересно, что крепятся колокола только на деревянные балки. И еще одна тонкость – близкие по размеру колокола рядом не навешиваются, чтобы звуки не забивали друг друга. А языки колоколов крепятся лентами моржовой кожи, их раскачивают прирожденные музыканты – звонари, и колокол выпевает мелодии и мотивы.

И еще для хорошего звука нужно пустое пространство на звоннице.

Колокольные звоны Ростова Великого слушать…

Звоны – так называют музыкальные композиции, исполняемые с помощью уникального инструмента – набора колоколов. Они неповторимы: манера звона определяется разными местными традициями, да и каждый колокол уникален.

Однако специалисты из этого многообразия обычно выделяют только два – ростовский и московский звоны, их считают достоянием русской и мировой культуры.

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Какой голос у города и звучащий Ростов

Голосом города на Руси всегда был звон колоколов…

Знаменитый ростовский звон мы услышали на следующий день. Хотя надо бы сказать: нам посчастливилось услышать. Что живших столетия назад простых крестьян, купцов и князей, так и нас, людей XXI века, потрясла древняя музыка многотонных колоколов.

Басовитый, сиплый, напористый, веселый, величавый, звонкий, рассыпчатый, трелеобразный, с пересечками, праздничный, трезвонный – такими эпитетами описывают ростовские звоны.

Насчитывается более десятка произведений, которые исполняет уникальный ансамбль ростовской звонницы – Ионинский, Колязинский, Акимовский, Звон с Сысоем… Если уж услышать их невтерпеж, то можно заказать малый звон: цена вопроса 250 ре – и звон твой.Чтобы отмерять ритм у звонарей были свои забавные припевки. Например, начинает колокол басом: «У нас денежки украли! У нас денежки украли!». Подключается второй: «А мы знаем, да не скажем! А мы знаем, да не скажем!». Вступают в общий хор малые: «Без числа мы согрешили! Без числа мы согрешили!». Звенит их разноголосая музыка…

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Серебристые и веселые

Эту коллекцию собрал бывший директор музея В. А. Ким. Когда я услышала эту фамилию, то удивилась: фамилия вроде корейская? Какие ветры судьбы занесли сюда ее обладателя? Сразу померещилась история, достойная романа, с какими-то невероятными обстоятельствами, вызванными коловращениями жизни во время революции. Оказалось все было гораздо проще, хотя действительно, имело некоторое отношение к революции. Юные родители Вячеслава Александровича, местные уроженцы, поменяли свою сугубо русскую фамилию на популярную в те годы аббревиатуру Ким.

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Пора идти дальше

Катя и Саня разбредаются в поисках правильных ракурсов, я тоже брожу, поедая глазами необъятное, ибо за два дня все осмотреть и потрогать невозможно. Вдалеке виднеются купола двух монастырей: Спасо-Яковлевского и Богоявленского Авраамиева монастыря.

«Даша, дай мне другой объектив», – вырывает меня из раздумий санин голос, и я иду к нему. А глаза прикованы к кремлю, вижу расписную церквушку – вот уж воистину пряничный домик! Желтовато-коричневая, с рисунком по фасаду и стенам… Хочуууу!

Источник

Колокольный звон ростовского кафедрального собора

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН (колокола, звон, православие) запись закреплена

НАСЛЕДИЕ ЗВОНАРЕЙ. РОСТОВСКИЕ ЗВОНЫ. Протоиерей Аристарх Израилев и ростовские старики

Ростовские звоны, пожалуй, являются одними из самых известных. Гармоничный аккорд трех самых больших колоколов ростовской звонницы на протяжении многих столетий являлся эталоном для русских колокололитейщиков. Множество научных трудов посвящено уникальным колоколам Ростова Великого.

Сохранились Ростовские звоны благодаря кампанологу XIX века протоиерею Аристарху Израилеву, записавшему нотами ростовские звоны, и благодаря ростовским старикам – звонарям, которые смогли возродить и воспроизвести звоны после длительного перерыва в 60-х годах XX века.

Ростовская звонница появилась не сразу. В 1682 году была выстроена трехпролетная звонница и мастером Филиппом Андреевым по заказу ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два больших колокола Полиелейный (1000 пудов) и Лебедь (500 пудов). Аккорд ростовских колоколов был минорным, что не устроило ростовского митрополита. В 1688 году мастером Флором Терентьевым был отлит самый большой колокол в наборе – колокол Сысой (2000 пудов), что позволило перевести звонницу на мажорный лад.

Известный кампанолог XIX века протоиерей Аристарх Израилев записал нотами ростовские звоны. Эта запись помогла восстановить и оживить замолчавшие колокола древнего Ростова. Для отца Аристарха ростовские колокола были родными. Он собственноручно изготовил набор камертонов, настроенных в тона ростовских колоколов, и за свой счет отлил небольшой колокольный подбор, за что был удостоен аудиенции и награды императора Александра III.

О ростовских колоколах рассказывает и известный литейщик XIX века Николай Оловянишников в своей книге «История колоколов и колокололитейное искусство»: http://www.kolokola.com/archives/2695

В советское время Ростовская звонница замолчала. С 1928 года звоны на звоннице Успенского собора были прекращены, а сам собор закрыт в 1930 году.

Лишь в 60-х годах XX века знаменитые ростовские колокола вновь зазвучали. В 1963 году для съемок фильма «Война и мир» понадобилась запись настоящего колокольного звона. Запись была произведена всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия», а виниловая пластинка «Ростовские звоны» стала экспонатом всемирной выставки «ЭКСПО-67» в Монреале.

Звонарей к тому времени в живых не осталось, но нашлось четыре старичка, которые в детстве ребятами поднимались на колокольню и видели работу мастеров. Они-то и восстановили легендарные колокольные звоны древнего Ростова.

Сохранился небольшой фильм «Семь нот в тишине», вышедший на экраны в 1967 году, в котором можно увидеть знаменитых ростовских стариков.

В звоне на Ростовской звоннице участвует одновременно 4 звонаря. Слаженность их работы достигается многолетней практикой. Специально для ансамблевого исполнения были составлены ростовские звоны, ставшие сейчас традиционным.

Надо понимать, что ростовские звоны размеренные. Их мощь заключается в использовании больших колоколов. Эти звоны красиво звучат только на Ростовской звоннице и их невозможно исполнить на малой звоннице в 5-7 колоколов, ведь колокол 150кг никогда не заменит по звучанию 32-тонного Сысоя.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Ростовские звоны

Ростовские звоны

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

На весь мир славятся колокола и звоны Ростова Великого. В печатной литературе и некоторых рукописных материалах 19 столетия, касающихся истории Ростова, встречаются сведения о том, что в старину здесь производились звоны по особым нотам. Историк М. Толстой в книге, посвященной древностям Ростова, писал: «Звон производится на три различные настроя по особым нотам, которые в старину были писанные, но впоследствии затеряны, и с того времени передаются звонарями друг другу по слуху. Названия этих настроев: Ионинский, Акимовский и Дашковский, или Егорьевский». Эти звоны сформировались еще в XVII веке.

В 1993 году была найдена рукопись, где в описании одного путешествия сохранилась сделанная в 1841 году запись колокольного звона в Ростове. Запись представляет собой своеобразную партитуру из трех пятилинейных нотных станов полукруглой формы. Здесь же были нарисованы колокола разной величины и указаны группы колоколов: «Большой», «Переборные» и «Зазвонки». Эта колокольная нотная запись в основном фиксирует ритм и звуковысотную сторону звона. Но как и древнерусское крюковое пение, эта нотная запись требует расшифровки. Тайна «нотного звона» остается пока нераскрытой. В 1884 году в Москве была напечатана книга А.А. Израилева «Ростовские колокола и звоны». С тех пор вышло множество книг и статей, посвященных знаменитым ростовским звонам.

На Руси самые знаменитые ростовские колокола получали собственные имена. Три самых больших колокола Ростова имели следующий вес: «Сысой» — 2000 пудов (ок. 32,8 т), «Полиелейный» — 1000 пудов (ок. 16,4 т) и «Лебедь» — 500 пудов (ок. 8,2 т).

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора
В начале XX века в Ростове и Ростовском уезде на церковных и монастырских колокольнях насчитывалось примерно 1200 колоколов. К настоящему времени из них уцелело лишь несколько десятков. Курс на индустриализацию страны, провозглашенный в 1927 году, требовал развития черной и цветной металлургии. Появился лозунг: «Колокола — в фонд индустриализации страны!». Ростовская организация «Союза воинствующих безбожников» была одной из самых активных, она и развернула агитацию за прекращение колокольных звонов и снятие колоколов с церквей. Появились даже стихи:
Пусть умолкнут церковные звоны,

Не тревожат трудящихся слух.

Перельем колокола в меди тонны,

И заменят их трактор и плуг.

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора
На праздник Рождества Христова в 1930 году знаменитые ростовские колокола замолкли. С конца зимы этого же года колокольный звон был запрещен в Ростове официально. Затем началась ликвидация бездействующих колоколов. Реализация колокольной бронзы производилась через акционерное общество по торговле металлическим ломом. Но часть колоколов из закрытых храмов была передана в Ростовский музей. Среди них сохранилось два десятка колоколов, которые представляли интерес или в историческом, или в музыкальном отношении. Но самое главное — сохранились колокола Успенской звонницы: «Сысой», «Полиелейный» и прочие. Благодаря этому не были утрачены знаменитые ростовские звоны. Проснулись и вновь зазвучали ростовские колокола в 1962 году. Постепенно стало возрождаться древнее церковное искусство колокольных звонов.
колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора
В настоящее время собрание колоколов Ростовского музея и Борисоглебского монастыря (филиала Ростовского музея) насчитывает до 30 колоколов, каждому из которых присвоен номер. Коллекция пополняется за счет активной изыскательской работы ростовских любителей искусства колокольного звона. Каждый колокол этого уникального собрания имеет свое научное описание. В описании колокола обязательно приводятся тексты надписей, рисунки и орнаменты, которыми старинные мастера украшали колокола. Часто встречаются дарственные надписи. Вот одна из таких надписей: «Лета 7166 июня в 8 день приложил сей колокол к Всемилостивому Спасу, что в Ростове на площади митрополичьей, крестьянин Павлея Ковалев с сыном своим Леонтием по брате своем Иосифе в вечный поминок». Значит, в 1658 году крестьянин Павел Ковалев вместе с сыном своим пожертвовал этот колокол в ростовскую церковь Всемилостивого Спаса, чтобы там совершалось заупокойное поминовение его почившего брата Иосифа.

Чаще всего надпись хранит сведения о том, когда и на каком заводе был отлит колокол. На одном из колоколов надпись гласит: «Завод бр. Усачевых. Валдай. 1928 г.». Значит, на Валдае в конце 20-х годов прошлого столетия еще отливали колокола. Так колокольные надписи могут дать сведения, которые не сохранили другие исторические источники.
колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора
Возрождению искусства колокольного звона в России во второй половине XX века содействовали книги, посвященные колоколам, конференции кампанологов и фестивали колокольного звона.

В 1974 году вышла в свет книга Ю. Пухначева «Загадки звучащего металла». С 1975 года зазвучали колокольные звоны в Архангельском музее деревянного зодчества «Малые Карелы». В 1982 году в Москве состоялась Первая всесоюзная конференция кампанологов «Колокола: история и современность». Затем были проведены конференции по искусству колокольного звона в Архангельске, Саратове, Ленинграде и Ярославле.

В 1987 году возобновляются звоны в Спасо-Евфимиевском монастыре г. Суздаля. С 1987 года регулярно звучат знаменитые ростовские колокола. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, в Архангельске проходит первый фестиваль колокольной музыки.

На фестивале мастеров колокольного звона, состоявшемся в Ростове Великом в мае 1989 года, была учреждена Ассоциация колокольного искусства при Советском фонде культуры. Цель этой ассоциации — поиск утраченных колоколов, возобновление литья колоколов, строительство новых звонниц, а также поиск и исследование документальных источников, связанных с историей колокольного звона в России.
колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора
Колокольный звон оказал очень большое влияние на русскую музыкальную культуру. Звон колоколов мы слышим в пятом акте оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (первоначальное название оперы — «Жизнь за царя»), в прологе оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», несколько раз в опере А.П. Бородина «Князь Игорь», в первом действии «Псковитянки» Н.А. Римского-Корсакова, в увертюре «1812 год» П.И. Чайковского, в сюите «Кремль» А.К. Глазунова и во многих других музыкальных произведениях величайших русских композиторов.

С.В. Рахманинов, например, говорил, что с детства запомнил мотив, звучащий с колокольни Новгородской Софийской звонницы. Этот мотив композитор использовал в третьей части «Фантазии для двух фортепиано». В своей вокально-симфонической поэме «Колокола», написанной в 1913 году, он вновь обращается к теме колокольного звона. Знаменитый Второй концерт С.В. Рахманинова также начинается со звона колоколов.

Выдающийся русский композитор Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998) написал в 1973 году «Весеннюю кантату», третья часть которой называется «Колокола и рожки».

В XIX веке Н. Корсунский писал: «Любит русский народ звон церковных колоколов, любит потому, что его торжественные звуки вещают ему о Боге, направляют мысли и сердце к Нему и, раздаваясь с высоты, призывают к небесному, горнему, лучшему».

Эти слова остаются актуальными и для настоящего времени, когда по всей России возрождается древнее искусство колокольного звона.

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Акимовский звон Ростова Великого. Запись 1963 года

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собораколокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

В отличие от Ионинского звона, Акимовский звон представляет собою более привычный для нас трезвон в подвижном темпе. Это второй из классических звонов Ростова. На пластинке, выпущенной в 1985 году, названия дорожек были составлены с ошибками. Именно поэтому настоящая запись Акимовского звона долгое время ускользала от внимания исследователей.

Егорьевский (Георгиевский) звон Ростова Великого. Запись 1963 года

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собораколокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Знаменитый классический звон, своеобразная «визитная карточка» Ростова Великого. Эта запись стала излюбленной у отечественных кинематографистов, она превосходно сочетается с историческими картинами старой России. Можно только удивляться удивительной мягкости одновременного удара многотонных Ростовских колоколов.

Красный звон Ростова Великого. Запись 1963 года

колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собораколокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть фото колокольный звон ростовского кафедрального собора. Смотреть картинку колокольный звон ростовского кафедрального собора. Картинка про колокольный звон ростовского кафедрального собора. Фото колокольный звон ростовского кафедрального собора

Трезвон 19 века. Искусную трель исполняет Александр Сергеевич Бутылин, талантливый церковный звонарь, благодаря которому мы можем составить представление о величии колокольной культуры Царской России.

К 1917 году в России было несколько сот тысяч колоколов общим весом более 250 000 тонн. В «колокольной кампании» 1920-х — 1930-х гг., хладнокровно спланированной и проведенной советской властью, почти все они были уничтожены. В течение всего нескольких лет в плавильных печах металлургических заводов погибло все то, что накапливалось и создавалось веками гением народа, многими поколениями мастеров.

А.Б. Никаноров.
«Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря»

В России никогда не существовало официальных школ и центров колокольного звона. В этом не было необходимости, ибо церковный колокольный звон всегда был неотъемлемой и, пожалуй, единственной частью основного звукового наполнения городов и сел нашего бескрайнего государства. Неделей рождения звонарей была Светлая седмица, когда каждый желающий допускался произвести звон в любой колокол, в то время как звонарь наблюдал за мальчишками, подсказывал, помогал и, если у кого получалось, то его приглашали на звон и в дальнейшем, так что в учениках недостатка не было.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *