колпинская икона николая чудотворца
Колпинская икона николая чудотворца
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
ОБ ИКОНЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (КОЛПИНСКОЙ)
Исцелившийся от цинги Иаков, «повелел свой святой образ с оной больницы снять». 5 февраля 1714 г., по свидетельству того же работного человека Иакова, образ был поновлен «тщанием дворянина Феоктиста Абрамовича, сына Вындомского, с прочими боголюбивыми мужи в бытность при той Ижорской мельнице, и от того времени оная болезнь престала, и быша здоровье появлением святителя и чудотворца Николая образа». Находился этот образ в Свято-Троицком соборе Колпино.
В 1763 г. при С.-Петербургском архиепископе Гаврииле (Кременецком) Духовной Консисторией общена- родно образ признан чудотворным вследствие многочисленных чудес, явленных к тому времени от образа как среди жителей Колпина, так и среди прибывавших туда на богомолье жителей из Петербурга.
В 1858 г. от мучительной и безнадежной болезни при образе исцелилась купчиха Глафира Ивановна Артамонова. «Страдая жесточайшими конвульсивными припадками, и не имея возможности ходить, так как одна нога ее была иссохшей, она получила видение, что в день торжества столетия Колпинского храма (3 августа 1858 г.) она исцелится в Колпине, где святитель ожидает ее для исцеления в последних числах сентября или начале октября месяца. Прибыв в Колпино 25 октября, Артамонова была вносима в церковь к вечерне, утрене и обедне. Во время обедни, 26 сентября, иссохшая нога ее «налилась», и Артамонова, получив способность ходить, сама, после обедни, понесла икону святителя в часовню, построенную на месте явления иконы в пяти верстах от церкви. Затем больная исцелилась и от конвульсивных припадков.
До начала XX века на праздник святителя в Колпино в Свято-Троицкий собор стекалось несколько тысяч человек, в том числе прибывавших из Петербурга по железной дороге и на пароходах. В 1937 г. собор был закрыт, в начале августа 1941 г. спецгруппа НКВД даже взорвала верхнюю часть его колокольни (тогда же подобные группы взорвали колокольни Князь-Владимирской церкви в Усть-Ижоре и Екатерининской в Царской Славянке). По мнению военного командования, они могли служить ориентиром для немецкой артиллерии. По одной из версий образ Николая Чудотворца перед самым закрытием собора был спрятан в надежном месте несколькими благочестивыми прихожанками. Во время войны многие старушки говорили, что „пока Никола в городе, фашист в Колпино не войдет“. Сообщая об этом, современный историк-краевед М.Ю. Мещанинов в своей книге отмечает: „Святитель Николай не оставил своей милостью наш город. Несмотря на свою мощь и силу германская армия, практически молниеносно дошедшая до Колпино, была остановлена, и, несмотря на отчаянные попытки, не смогла прорвать оборону. Воистину Угодник Божий любит сие место“. Уже после окончания войны, жительницы Колпино передали образ Святителя Николая в открывшуюся в 1946 г. в Невском районе Ленинграда Свято-Троицкую церковь „Кулич и Пасха“. По некоторым данным сам чудотворный образ был утрачен в годы советской власти, а в храм «Кулич и Пасха» был передан в декабре 1947 г. один из списков чудотворной иконы жительницами Колпино Пелагеей Ивановной Пискаревой и ее сестрой Параскевой, которые нашли эту икону в 1941 году на пепелище Колпинской Никольской кладбищенской церкви, сгоревшей в августе того же года в результате обстрела.
13 декабря 2013 г. икона Святителя Николая была перевезена из Троицкой церкви «Кулич и Пасха» во вновь возрожденный колпинский Троицкий собор, где с этого времени и находится в киоте, с южной стороны от алтаря.
Фото: икона Николая Чудотворца Колпинская.
Источник: журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости».
Колпинская икона николая чудотворца
Главная колпинская святыня
Источник: Санкт-Петербургские ведомости
Ее обретение произошло во время эпидемии цинги почти триста лет назад
Как известно, Колпино возникло как селение при пильной мельнице на реке Ижоре. Первая мельница стояла не на месте нынешнего Колпина, а шестью верстами выше, в районе возникшего позднее села Ям-Ижора. Построенная в 1710 году для Меншикова, она с 1712 года принадлежала Адмиралтейству.
От предания до почитания
В 1713 году на мельнице вспыхнула эпидемия цинги. «Изба скорбящих» (санитарный барак) была переполнена. В ночь на 22 декабря находившемуся при смерти рабочему Иакову во сне явился Святитель Николай, который указал ему на свой образ, лежавший на полу в углу избы среди хлама. Проснувшись, Иаков попросил отыскать образ, и икону действительно нашли. По преданию, когда ее очистили и поставили на подобающее место, Иаков и другие больные выздоровели, а эпидемия прекратилась. После этого случая икону стали почитать чудотворной. Вскоре, в феврале 1714 года, для нее построили часовню.
Каким образом икона оказалась в избе? Согласно Писцовой книге Водской пятины 1500 года, примерно на этом месте находилось сельцо Никольского Ижорского погоста с церковью Николы Великого. Возможно, из той церкви и была эта икона.
В 1722 году по указу Петра I мельницу переносят.
На правом берегу Ижоры возникает поселение работников лесопильни. 6 мая 1723 года была освящена полотняная (временная) церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, на месте которой в 1735 году по указу Святейшего синода строится деревянная церковь Св. Троицы с приделом Святителя Николая. В новый храм из часовни на месте обретения перенесли чудотворную икону.
В 1758 1773 годах рядом с деревянной церковью строится каменный пятикупольный храм во имя Святой Троицы с отдельно стоящей трехъярусной колокольней высотой 53 м, увенчанной шпилем и ставшей главной архитектурной доминантой Колпина. Авторство и церкви и колокольни нередко приписывали Ф. Б. Растрелли, но более убедительной представляется версия о том, что автором проекта был С. И. Чевакинский.
В храм Святой Троицы перенесли главную колпинскую святыню. В 1763 году Духовная консистория признала образ чудотворным вследствие многочисленных чудес, явленных к тому времени от него как среди жителей Колпина, так и среди прибывавших туда на богомолье жителей из Петербурга. С 1797 года ежегодно на летнего Николу (9 мая по ст. стилю) устраивались крестные ходы на место обретения иконы к Ям-Ижорской часовне. В этот день в Колпино стекались тысячи богомольцев из столицы и окрестностей. С раннего утра в храме совершались литургии, после полудня начинался крестный ход. В часовне совершался молебен, после чего крестный ход возвращался в Колпино. В селении в этот день устраивалась ярмарка.
После того как 9 мая 1847 года, на праздник летнего Николы, до Колпина была пущена первая очередь железной дороги, богомольцы из столицы получили возможность добираться до церкви быстрее чуть больше чем за полчаса. Накануне и в этот день пускали дополнительные поезда до Колпина.
В 1880 1887 годах часовню на месте обретения чудотворной иконы заменила церковь (арх. С. В. Садовников).
В декабре 1915 года настоятелем Свято-Троицкой церкви становится Александр Сегенюк, взявший в следующем году фамилию Боярский. Он быстро приобрел авторитет у паствы, в первую очередь в рабочей среде. Убежденный сторонник церковных реформ, отец Александр стал одним из идеологов обновленчества.
Святейший синод 29 марта 1918 года принял указ о придании Свято-Троицкой церкви статуса собора. Приходский совет пытался войти в сотрудничество с новыми властями, делегировать своего представителя в состав Колпинского совета, но это было отвергнуто. Началась открытая конфронтация между причтом и советом.
В 1921 году Боярского, незадолго до того возведенного в сан протоиерея, арестовали по обвинению в «злостной агитации против советской власти». По постановлению президиума Петроградской ГубЧК он был приговорен к одному году принудительных работ с высылкой за пределы губернии, но вскоре был освобожден по распоряжению Ленина.
Однако вскоре грянул 1922 год, когда под предлогом голода в Поволжье советская власть начала реквизицию церковных ценностей. По соглашению между митрополитом Вениамином и Петроградским Советом, шесть всенародно чтимых икон, в числе которых икона Святителя Николая Чудотворца в Свято-Троицком соборе Колпина, можно было оставить верующим «в настоящем виде при условии замены ценности их металлом в соответствующем эквиваленте».
В августе 1922 года Колпинский горисполком произвел изъятие имущества собора. Верующие лишились золотой с бриллиантами ризы иконы Святителя Николая. Тогда прихожане пожертвовали новую ризу, но уже серебряную. Однако в апреле 1923 года горисполком произвел новое изъятие ценностей, в том числе только что пожертвованных. Между тем обновленческая позиция Александра Боярского привела к его конфликту с остальным причтом сторонниками патриарха Тихона. Постановлением президиума горисполкома 20 июня 1925 года Троицкий собор оставили обновленцам, а тихоновцам передали церковь на кладбище.
Постепенно набиравшая силу антирелигиозная кампания сопровождалась требованиями ликвидации «рассадника религиозного дурмана» и передачи здания под клуб для рабочих. В ответ на это верующие собрали тысячи подписей в защиту храма. Подписантов на собраниях и в печати клеймили как пособников попов. 16 февраля 1930 года президиум горсовета постановил закрыть Троицкий собор, запретить колокольный звон в Колпине и передать в суд двадцатку собора за предоставление ложных списков голосовавших за «оставление» храма.
В ноябре 1931 года Александр Боярский покидает Колпино и начинает служить в Ивановской области. Это стало большой потерей для верующих. Несмотря на то что Боярский продолжал оставаться одним из лидеров обновленчества, шедшего вразрез с РПЦ, в глазах колпинцев он был примером честного и мужественного человека с большой силой воли. 10 сентября 1937 года Александр Боярский был расстрелян (его дети Сергей и Николай стали известными ленинградскими актерами, а артист Михаил Сергеевич Боярский его внук).
В 1932 году решение о закрытии собора поддержал президиум Леноблисполкома, но после обращения двадцатки его отменил президиум ВЦИК. Отстоять собор удалось как охраняемый государством «памятник архитектуры местного значения». Он продолжал действовать, но были произведены новые изъятия его убранства. Колокольный звон был «уменьшен», а окончательно запрещен в 1934 году.
В июне 1936 года на переплавку отправили все одиннадцать колоколов, в очередной раз провели изъятие ценностей. В январе 1937 года председатель райсовета А. В. Анисимов просил разрешить снос колокольни и двух часовен в ограде в связи с «необходимостью городского благоустройства», а также «проведением работ по расширению улицы». Против сноса колокольни выступил главный архитектор Ленинграда профессор Л. А. Ильин. Его мнение стало решающим. Разрешен был только снос часовен.
Однако тучи сгущались. 28 февраля 1937 года настоятель Сергий Брудинский был арестован по обвинению в антисоветской агитации среди рабочих, а уже 11 марта президиум райсовета принял решение о закрытии собора. 20 мая Ленсовет решил передать здание «ликвидированного собора» под кинотеатр. Большую часть имущества (иконы, киоты, книги, священнические облачения) сожгли тут же на площади под наблюдением представителей райсовета и милиции.
Церковная ограда вокруг храма была разобрана, два каменных столба на месте престолов прежних храмов уничтожены. Неподалеку установили памятник Ленину. В сентябре 1938 году в бывшем соборе открыли кинотеатр «Луч». Пустующие помещения колокольни отдали под мастерскую кинотеатра и районное отделение Красного Креста.
Судьба чудотворного образа неизвестна. Встречающееся иногда утверждение, что он хранится в церкви «Кулич и Пасха», недостоверно. В ней, по всей видимости, находится икона из церкви Святителя Николая на колпинском кладбище, разрушенной 30 августа 1941 года при обстреле немецкими войсками железнодорожного вокзала. Уничтожена во время войны была и церковь на месте обретения иконы в Ям-Ижоре.
В начале августа 1941 года специальные части НКВД направленным взрывом обрушили шпиль бывшей колокольни Троицкого собора, чтобы лишить вражескую артиллерию ориентира при ведении огня. Спустя два года взорвали и разрушенные обстрелами стены колокольни, «угрожавшие уличному движению».
Во время войны здание бывшего собора сильно пострадало. Однако в акте комиссии ГИОП, обследовавшей в 1945 году состояние здания, отмечалось, что «. невзирая на сильные разрушения, его основные элементы фундаменты, подвалы и стены в значительной части сохранились (на 80 100%), а также уцелела большая часть архитектурных деталей». Указав на то, что в Колпине это единственный уникальный памятник архитектуры, комиссия рекомендовала его восстановить.
Тем не менее, колпинские власти были против. Распоряжением председателя Совмина РСФСР Б. Черноусова от 5 ноября 1951 года Троицкий собор исключили из списка памятников архитектуры, а Ленгорисполкому поручили изготовить макет собора и передать его Музею русской архитектуры им. А. В. Щусева. В 1957 1958 годах остатки здания снесли.
В последнее время не раз звучали мысли о восстановлении Свято-Троицкого собора, но, к сожалению, это невозможно по ряду причин. Сейчас на его месте построенный в советское время второй корпус политехнического колледжа. Утрачена главная святыня, а именно она привлекала в Колпино богомольцев. Кроме того, в 2009 году в память о ней уже построили другой Свято-Троицкий собор рядом с Большим Ижорским мостом.
На месте колокольни собора еще пятнадцать лет назад Ижорский региональный общественный фонд молодежных и военно-исторических программ «Качур» установил памятный крест. Увы, с тех пор за его состояние никто не отвечает, а оно весьма плачевно.
Икона свт. Николая, архиеп. Мирликийского, чудотворца
О святыне
Икона святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца доступна для поклонения в храме Святой Троицы «Кулич и Пасха», в г. Санкт-Петербурге.
Как гласит предание в 1713 году в ноябре и декабре месяцах многие рабочие лесопильной мельницы Ижорской слободы страдали разными болезнями. Одному из больных рабочих по имени Иаков, лежащему уже при смерти, представился в ночь на 22 декабря (ст. стиля) Святитель и Чудотворец Николай, и указал ему на свой образ, который лежал в углу рабочей избы. Иаков просил отыскать образ в указанном месте и оказать ему надлежащую честь. Когда Святой Образ подняли и поставили с благоговением на подобающее место, болящий Иаков и прочие с ним больные вдруг стали здоровыми.
Первая деревянная часовня, на месте обретения чудотворного образа, была построена около 1714 года. В 1735 году в Колпино была построена деревянная церковь Святой Троицы с приделом Свт. Николая Чудотворца, куда и была перенесена чудотворная икона из Ям-Ижорской часовни. В 1797 году первая обветшавшая часовня была перестроена заново, и в этом же году начались ежегодные крестные ходы к часовне из Колпина.
Чудотворный образ Святителя Николая, на поклонение к которому съезжались десятки тысяч людей из Петербурга и окрестностей, находился у правого клироса в роскошном резном золоченом киоте, с четырьмя увитыми виноградной лозой колоннами, здесь постоянно горела неугасимая лампада.
Сама икона, размером 6×5, 25 вершка, была украшена ризою из чистого золота и таким же венцом, со множеством бриллиантов и драгоценных камней. Образ был вложен в позолоченную серебряную раму с зеркальным стеклом, украшенную горным хрусталем.
В 1837 году Ям-Ижорские крестьяне приступают к постройке в своем селе каменной церкви, которая четыре года спустя была построена и освящена во имя Свт. Николая Чудотворца. (Храмовым образом в ней был список с чудотворного колпинского образа). В 1880 году было решено обратить часовню в церковь и уже 24 июня состоялась торжественная закладка новой белокаменной церкви.
Крестные ходы к часовне устраивались два раза в год 9 мая (ст. стиля) и 22 декабря (ст. стиля).
Начавшееся в 1922 году массовое изъятие церковных ценностей не обошло стороной и Ям-Ижорскую часовню, а уже 15 апреля 1935 года по постановлению Ленгорисполкома часовня была закрыта. С началом Великой Отечественной войны, часовня была разрушена прямым попаданием тяжелой фугасной бомбы.
Начиная с 1994 года, два раза в год, 22 мая и 19 декабря (по новому стилю) на этом месте проводятся молебны, а 22 мая 1997 года недалеко от места где находилась часовня, был установлен и освящен деревянный крест.
Какова же судьба чудотворного образа Святителя Николая?
По одной из наиболее распространенных после войны версий, чудотворный образ был вскоре после закрытия Троицкого собора передан в 1947 году в церковь «КУЛИЧ И ПАСХА» в Петербурге. Но по некоторым данным переданная икона является списком с того чудотворного образа Святителя Николая обретенного в 1713 году, хотя точно судьба чудотворного образа никому не известна.
Новое в блогах
Тайны чудотворной Колпинской иконы Святителя Николая
22 мая 2018 года, в День перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, после Божественной литургии в Свято-Троицком соборе города Колпино состоялся традиционный Крестный ход от собора к месту обретения чудотворной Колпинской иконы Николая-угодника на берегу реки Ижоры.
С хоругвями, иконами и молитвенным пением несколько сот участников Крестного хода миновали Большой Ижорский мост и по колпинским улицам вышли на шоссе, ведущее к поселку имени Тельмана.
Прихожане колпинских храмов, паломники из разных городов России, монашествующие, молодежь и люди весьма преклонного возраста, дети, мамы с колясками.
Впереди праздничного молитвенного шествия – собор духовенства Колпинского благочиния с чудотворным образом Святителя Николая. В поселке Тельмана Крестный ход остановился для совершения литии у большого воинского мемориала воинам 55 армии Ленинградского фронта, погибшим в Великую Отечественную войну, защищая Ижорскую землю. На мемориальной доске увековечено 1228 имен. Город Колпино – город воинской славы.
Через поселок Крестный ход вышел к автотрассе Колпино – Ям Ижора, по которой приблизился к большому зеленому полю, лежащему вдоль правого берега Ижоры, пересек поле и вышел к поклонному Кресту, установленному в 1997 году, и памятнику-часовне, возведенному в 2013 году на месте обретения чудотворного образа чудотворца Николая Мирликийского.
Здесь настоятель Свято-Троицкого собора, благочинный Колпинского благочиния, митрофорный протоиерей Александр Селиванов с собором духовенства совершил праздничный молебен, а паломники с благоговением прикладывались к святыне, радуясь окроплению святой водой.
Как всегда, в этот день светило яркое солнце.
Настроение приподнятое, умиротворенное и бодрое, хотя расстояние, которое нужно преодолеть – немалое, более 5 километров. Местные жители присоединялись к молитвенному шествию.
В этот день Ижорская земля радостно и светло поклонялась святому Николаю-угоднику – своему Небесному покровителю, заступнику и молитвеннику. Вся история Колпино, насчитывающая около трехсот лет, связана с именем святителя Николая, чудотворная икона которого, исцелившая больных по их горячей молитве перед ней в пору повальной эпидемии, была обретена на территории Ижорской пильной мельницы.
В ночь на 22 декабря 1713 года болящий Иаков, лежавший при смерти в переполненной санитарной избе, увидел вещий сон. Святитель Николай явился ему во сне и указал на свой образ, затерявшийся среди хлама в дальнем углу избы. По просьбе проснувшегося Иакова, икону отыскали, очистили, и, поставив ее на достойное место, все стали усердно молиться.
И – произошло великое чудо. Иаков и все прочие больные на мельнице выздоровели.
Весть о чудесном исцелении быстро распространилась по окрестным деревням и к лесопильне потянулись страждущие и богомольцы, оказывая чудотворному образу особое почтение. На месте его обретения в 1714 году была выстроена первая деревянная часовня. До 1735 года чудотворная икона находилась в этой Ижорской часовне Николая Чудотворца. Затем состоялось его торжественное перенесение в Колпино, в церковь Святой Троицы.
В 1797 году обветшавшая первая Ижорская часовня была перестроена. С этого года и берет начало традиция совершать в День Святого Николая Чудотворца Крестный ход с чудотворным образом из Колпина в Ижорскую часовню. Этот праздник отмечался по старому стилю 9 мая и стал главным праздником для Колпина и его окрестностей. Из Петербурга в этот день шли дополнительные поезда.
Десятки тысяч паломников стекались со всех сторон. Как только Крестный ход из Колпина показывался вдали, навстречу к нему выходил Ижорский Крестный ход. В месте обретения иконы, застыв в земном поклоне в ожидании, когда над их головой пронесут святыню, люди горячо молились. В летописях Троицкой и Ижорской церквей записано множество случаев чудесных исцелений.
В наши дни Русская Православная Церковь вспоминает начало гонений на веру, которые сто лет назад принес на русскую землю революционный переворот 1917 года. Сонмы исповедников и новомучеников Церкви Русской освятили родную землю своею святою кровию. Церковь была отделена от государства, храмы разорялись и уничтожались. Разорению подверглись и храмы Колпино.
В августе 1922 года было произведено изъятие церковных ценностей из Троицкого собора города Колпино. В списке изъятых оказалась золотая риза с бриллиантами, находившаяся на чудотворном образе Святителя Николая. А в 1923 – повторное изъятие, в том числе и серебряной ризы,
пожертвованной после изъятия золотой.
В 1929 году началась компания по закрытию Троицкого собора. А 17 марта 1937 года начальник Управления по делам искусств при Ленсовете направил письмо в адрес Колпинского райсовета, в котором указал на свершившийся факт ликвидации собора, уничтожения иконостаса с церковным имуществом без всякой фиксации и обмера и без участия Отдела охраны памятников.
Исчез в 1937 году и старинный чудотворный образ Святителя Николая – главная святыня Свято-Троицкого собора Колпина. Долгие десять лет о нем не было ничего известно. Лишь в 1948 году знаменитый Колпинский образ был возвращен, но уже не в Колпино, а в Троицкую церковь «Кулич и Пасха» на проспекте Обуховской обороны Ленинграда. Чудотворную икону нашла среди обломков разрушенной в 1941 году Кладбищенской церкви жительница Колпина Пелагея Ивановна Пискарева, долгое время хранившая его у себя дома. В 1948 году она передала икону в церковь «Кулич и Пасха» для временного хранения, впредь до открытия церкви в Колпино. О чем имеются документальные
Колпинский Свято-Троицкий собор, серьезно пострадавший от обстрелов в годы войны и исключенный из памятников архитектуры, был снесен, по решению властей, в 1957-1958 годах. Новый Свято-Троицкий собор в Колпине был построен через полвека.
В 2007 году рядом с деревянным храмом имени Николая-Угодника взметнулся к небу, как легкая белокрылая птица, долгожданный для колпинцев Свято-Троицкий собор, построенный в древнерусском стиле. 19 декабря 2009 года в день Святителя Николая Чудотворца собор был освящен.
Строили собор всем миром, стараниями и молитвами колпинского прихода, сложившегося уже в 90-е годы, и усердными трудами протоиерея Александра Селиванова, возглавлявшего с 1998 года Свято-Троицкий приход в Колпине и строительство храмового ансамбля Свято-Троицкого собора. Подошел к концу и срок временного хранения святыни в стенах Троицкой церкви «Кулич и Пасха», обозначенный в договоре о передаче от 1948 года.
19 декабря 2013 года, в юбилейный год 300-летия обретения Колпинского чудотворного образа Святителя Николая Чудотворца, произошло знаковое событие для города Колпино: главная святыня вернулась в свой город. В канун памятной даты, настоятель Свято-Троицкого собора отец Александр обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру с письмом-ходатайством о возвращении святыни в родной город Колпино. 10 декабря 2013 года епархиальный приказ о передаче Колпинского образа Святителя Николая Чудотворца был подписан. Сегодня колпинцы имеют великую милость Божию и чудо – возможность помолиться у чудотворной иконы своего Небесного покровителя.
Святитель Николай не оставляет наших современников своим попечением и утешением. Сколько случаев чудесной помощи оказал великий заступник и хранитель от бед! В Свято-Троицком приходе ведется Памятный дневник, в котором оставляют свои записи прихожане, получившие помощь по молитве к святителю Николаю Чудотворцу.
А Крестные ходы к месту обретения святыни, которые были возобновлены причтом Свято-Троицкого прихода в 2005 году, вот уже несколько лет совершаются с возвратившейся в Колпино чудотворной иконой святителя и чудотворца Николая Мирликийского!
Мир сегодня полон пагубы и зла,
Только в памяти так явственно, свежо –
Чудотворец Мирликийский Николай
Край Ижорский от напастей бережет.
Знают, помнят эти славные места,
Как ходил святой угодник по Руси.
Соберемся у Поклонного Креста
Помолиться и подмоги попросить.
Зачерпнуть частицу света и тепла,
По лугам зеленым колпинским пройтись.
– Помолись о нас, святитель Николай,
Чтобы душам нашим в Вечности спастись!
Лариса Пахомьевна Кудряшова