коми пермяцкие мифы и легенды

Кто такие Икотка и Пам? Рассказываем о мифических существах из сериала «Территория»

Жители некоторых деревень на севере Пермского края до сих пор верят в существ из легенд коми-пермяков.

После запуска на телевидении «Территории» (16+) интернет-пользователи со всей России начали активно «гуглить» названия и происхождение коми-пермяцких чудовищ, с которыми сталкиваются герои сериала. Особый интерес у фанатов вызвали Икотка и Пам.

«В курсе.ру» вместе с замдекана филологического факультета по коми-пермяцко-русскому отделению ПГГПУ Алевтиной Лобановой разобрался в происхождении Икотки и Пама и узнал, существуют ли они в наше время.

Как выглядит Икотка?

В интернете сведения о внешнем виде Икотки крайне разнятся. Кто-то описывает это существо как нечто похожее на плесень, другие утверждают, что Икотка больше смахивает на черную жидкость. Алевтина Лобанова говорит, что достоверного описания Икотки нет ни в одном архивном документе. Существо описывали и как белую бабочку, и как белую жидкость, и даже как небольшую мышь.

коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть фото коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть картинку коми пермяцкие мифы и легенды. Картинка про коми пермяцкие мифы и легенды. Фото коми пермяцкие мифы и легенды
Фото: современное видение Икотки. Художник Игорь Скалецкий

Увидеть мифическое создание человек сможет только при его изгнании, говорит профессор.

Как Икотка вселяется в людей?

Создание попадает в человека всегда через рот и только к взрослым женщинам, говорит замдекана ПГГПУ. По легендам, достаточно нецензурно выругаться на улице или выпить в чужом доме воды или кваса.

— Мама все ругалась, что ее рыжий Ванька заразил. Был у нас такой мужик в деревне. Говорила, что выпила у него брагу, а зачем, сама не знает. И когда Икотка в ней просыпалась, говорила маме, что выбраться из нее не может — хвост прилип. Икотка говорила, что мама «кокорая» (худая — прим. ред.), да и не ругалась мама, не пила, — вспоминает историю из детства Алевтина Лобанова.

Преподаватель пермского педуниверситета утверждает, что в ее родной деревне в Коми округе у каждой второй женщины была Икотка. Жить она не мешала, все доживали до глубокой старости, справлялись в одиночку с хозяйством и растили детей. Ну а если кому-то эта сущность слишком докучала, на помощь приходили знахарки.

Как понять, что в тебя вселилась Икотка?

По описанию Алевтины Лобановой, человек начинает чувствовать некую одержимость. Вот только, в отличие от событий в сериале «Территория», никакой опасности Икотка не несет. Профессор утверждает, что существо только разговаривает со своим носителем, причем сама «зараженная» женщина начинает говорить на вдохе, а не на выдохе, как обычные люди.

Помимо Икотки, которая завладела главной героиней «Территории», в сериале часто упоминается некий Пам. О нем известно немного, ведь, по словам Алевтины Лобановой, данных даже в легендах об этом создании очень мало.

коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть фото коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть картинку коми пермяцкие мифы и легенды. Картинка про коми пермяцкие мифы и легенды. Фото коми пермяцкие мифы и легенды
Фото: культурная карта республики Коми

— Пам — существо злое. Знаю, что он порчу мог навести, к нему за этим и обращались. Сравнить можно со злым колдуном. У коми-пермяков на юге это название не функционирует, — делится преподаватель ПГГПУ.

В поисках Икотки и Пама

Действие сериала «Территория» происходит в деревне Кудымкарского района Прикамья в наши дни. По сценарию десятки жителей местных деревень искренне верят, что чудовища из легенд существуют и очень не любят чужаков на своей земле.

Оказалось, что и это не вымысел сценаристов. Студенты-филологи ежегодно отправляются в подобные деревни на севере Пермского края, чтобы изучать истории коми-пермяков. Правда, людей, которые помнят древние легенды, с каждым годом все меньше.

— Глубоко в деревнях вера в то, что на жизнь и здоровье человека можно повлиять магически, существует до сих пор. Лет 20 назад в моей деревне через дом жили колдуны и знахарки, которые лечили болезни и проклинали Сейчас деревня вымирает, — делится Алевтина Лобанова. — Так, совсем недавно умерла последняя женщина, в которой сидела Икотка. К ней ездили наши студенты, исследователи приезжали. Она всегда делилась историями.

Со слов исследователя Лобановой, особенно много таких мистических деревень осталось на севере края, то есть в Гайнском и Косинском районах.

Источник

Мифология коми

Содержание

миф о расхождении неба с землёй [ ]

коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть фото коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть картинку коми пермяцкие мифы и легенды. Картинка про коми пермяцкие мифы и легенды. Фото коми пермяцкие мифы и легенды

небо высоко над землёй

Когда-то небо находилось так низко, что люди могли дотронуться. Однажды, мать пекла блины, а рядом находился её ребёнок. Матери было некогда заниматься им, поэтому она подтёрла зад ребёнка блином. Блин оказался повешен матерью на небо. Оскорблённое небо стало подниматься, и оказалось высоко над землёй. по другой версии, небо поднялось из-за поступка одного чудина. Чудину надоело ждать, когда вырастет пшеница, и он рванул охапку колосьев. Ен рассердился на чудина, и поднял небо, а колосья с тех пор не растут кустами.

миф о солнце и луне [ ]

коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть фото коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть картинку коми пермяцкие мифы и легенды. Картинка про коми пермяцкие мифы и легенды. Фото коми пермяцкие мифы и легенды

герб Пермской Земли в царском гербовнике

Омöль создал луну, однако хлеб не мог расти при луне. Ен создал солнце (Шондi), чтобы на земле было светло и тепло. По другой версии этого мифа, Ен создал солнце во времена творения. Омöль забрался на небо по высокому дереву, надел прихватку и оторвал кусок солнца. Оторванный кусок превратился в луну.

миф о радуге и нечистой силе [ ]

коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть фото коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть картинку коми пермяцкие мифы и легенды. Картинка про коми пермяцкие мифы и легенды. Фото коми пермяцкие мифы и легенды

охотничий календарь. Периоды календаря ассоциированы с различными животными

голубь Ена сражался с вороном Омöля. Земля достается Ену, и поверженный Омöль просит лишь маленький клок земли, чтобы воткнуть туда кол. Из отверстия в земле выползли микробы, гады и злые духи. Ен создал небо, а Омöль создал над ним второе небо. Ен построил третье небо, а Омöль построил четвёртое небо. Так продолжалось до семи небес разного цвета, отсюда и цвета радуги. Также есть вариант, в котором Омöль создал медное небо, чтобы отстранить Ена от творения. Тогда Ен сбросил Омöля на землю, а его слуги превратились в Вöрсу и Васу

миф о петухе и барыне [ ]

Петуху в мифологии коми были присущи черты шаманских перевоплощений. Он мог проникать во все сферы мироздания и управляться с космическими стихиями. Народ коми слагал былички, согласно которым петух мог проваливаться в колодец или контактировать с огнём без ущерба для себя. У коми зарождается трактовка этой птицы как начало новой жизни для девушки, вышедшей замуж. Для свадебной и лирической поэзии на языках коми традиционно используется выражение «утренний петух отмечает время» в значении скорого обряда бракосочетания.

Согласно мифе о петухе и барыне, петух был владельцем волшебной мельницы. Барыня (возможно, Ёма) похитила мельницу. Петух вышел разыскивать мельницу, и по дороге встретил лису, медведя и волка, которых он поглотил.

Петух пришёл к барыне, сидящей между двумя осинами. Рассердившись его приходу, барыня сажает его в хлев вместе с коровами. Но в хлеву петух выпустил из себя медведя, и тот съел их. Петуха пересадили в конюшню, где он выпустил из себя волка, который расправился с лошадьми.

В овечьем хлеву петух выпустил из себя лису (странно, ведь лисы едят птиц и мышей).

Тогда барыня бросила петуха в колодец, но петух выпил всю воду.

Петуха засыпали стогом сена и подожгли, но петух исторгнул из себя воду.

барыне пришлось отдать петуху его мельницу.

миф о Руч и Ёме [ ]

По отношению к бедной падчерице она сурова и издевается над ней. Мачеха приказала падчерице ополоснуть нитки в пруду, но вода оказалась так холодна, что та выронила клубок. Мачеха велела достать моток во что бы то ни стало.

Благодаря старанию, усердию падчерицы, отзывчивости к окружающим, пройденным испытаниям, Йома, хозяйка преисподней и подводного мира, отдала ей моток ниток и подарила новый дом.

По возвращении Руч вышла замуж и стали они счастливо жить в новом доме.

Решила мачеха свою дочь-белоручку за приданым к Йоме отправить. Чтобы пальцы не замерзли от каленой воды, белоручка бросила моток в воду и сама устремилась в глубину реки. Однако эгоизм белоручки не позволил ей пройти все испытания и жизненные трудности. Вернувшись домой, она нашла спаленной собственную хату

миф о Йиркапе [ ]

С помощью собачьего лая Йиркап отыскал ас пу — собака лаяла на сосну не переставая три года. После удара топором из неё засочилась кровь. Тогда он сделал из неё лыжи.

По другому варианту мифа, сосна призвала Йиркапа, сказав, что она его ас пу и согласна стать тем, кем он захочет. Тогда Йиркап делает из неё лыжи, которые обладали удивительной скоростью: не успевала растопиться печь, как Йиркап возвращался с добычей. Лыжи несли его туда, куда он захочет. Чтобы они притормозили, достаточно было бросить перед ними шапку и рукавицы, остановились совсем — кинуть шапку сверху.

Колдунья сказала Йиркапу, что есть возможность стать самым проворным и быстрым охотником на свете. Для этого ему нужно поймать голубого оленя. На следующее утро мать Йиркапа при выпечке блинов увидела его. Тогда она разбудила Йиркапа. Он бросился за оленем в погоню, которая продолжалась до Урала. Там копыта оленя стали скользить на льду и Йиркап догнал его.

Шева является паразитом, проникающим в человека через рот. Может иметь форму соринки, волоска, насекомого похожего на бабочку или осу, червя или клубка ниток. Поражённые шевой, люди начинают непроизвольно кричать «Эя», и хаотично махать руками. Шева может привести к смерти. Если у неё не получится выскочить из мёртвого человека, она умрёт вместе с ним. Чтобы шева не выскочила, в рот покойника клали ладан.

список [ ]

Источник

Выдумки «Территории» о выдумках нашей территории. Разбираемся, как коми-пермяцкие мифы и легенды показаны в сериале от ТНТ

Герои сериала «Территория» путешествуют по мифам и легендам земли Пермской. Им встречаются самые известные местные проявления колдовства — от икоток до рассказов о чуди. Какие именно мифы показаны в сериале? Насколько точно создатели отразили эти сказания и какие-то бытовые подробности? Мы решили ответить на эти и другие вопросы. А помогут нам два специалиста, разбирающиеся в данной теме, как никто другой: Александр Черных, профессор, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, и Василий Гагарин, краевед, руководитель Больше-Кочинского музея этнографии и фольклора.

Дисклеймер: Эта статья состоит из спойлеров, так как без них она просто невозможна. Но поскольку текст выходит много позже того, как сериал показали по телевизору и в Интернете, мы не видим в этом ничего зазорного.

Икотка

В сериале: Важнейшая для всего сериала история о «северном бесе». В «Территории» икотка это крупные омерзительные слизни, которых выращивает ведьма, а потом подкладывает кому-то в еду. Этот колдовской паразит забирает силы человека, тем самым буквально выедая его изнутри. Имеет дар предвидения, позволяющий, например, находить пропажи. В сериале дар захваченной икотницы пытаются использовать хитники бандиты-золотоискатели чтобы найти золото чуди (о нём отдельно). Проявление икотки сопровождается жутким припадком, в котором человек говорит не своим, а каким-то замогильным голосом и ломается в корчах. Икотка считается страшной порчей, которую, например, не терпят местные старообрядцы. Поэтому они готовы линчевать пришедшую в их деревню икотницу.

коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть фото коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть картинку коми пермяцкие мифы и легенды. Картинка про коми пермяцкие мифы и легенды. Фото коми пермяцкие мифы и легендыПриступ икотки у Тани (Ксения Отинова) главной героини сериала. Фото: Premier

Что известно: В «Территории» образ икотки в угоду нагнетанию ужаса кое-где сильно преувеличен и драматизирован, а кое-где крайне упрощён. Хотя основные черты явления переданы довольно точно. Икотка это своеобразная болезнь, которая встречается не только у коми-пермяков, но вообще у народов севера России. Она представляет собой некую сущность, которая поселяется в человеке и иногда проявляется, заставляя говорить своего носителя чужим голосом или демонстрируя дар прорицания, позволяющий находить пропажи.

Внутри человека икотка может приобретать разные виды от человекоподобного создания до лягушки, «козла с рогами», таракана или, опять же, маленького скользкого существа. Икотка может иметь человеческое имя, и не обязательно того же пола, что и у носителя. Известно много случаев, когда икотка, поселившаяся в женщине, называла себя мужским именем. На слуху в основном пожилые женщины-икотницы. А вот агрессивное отношение к поражённым икоткой встречается нечасто.

Икотка как явление известна очень давно и подробно исследована. Например, в 2013 году фольклорист и антрополог Ольга Христофорова издала монографию «Икота: мифологический персонаж в локальной традиции», в которой исследованы представления об одержимости человека нечистым духом, сохранившиеся до наших дней в локальной традиции старообрядцев-беспоповцев верховьев Камы. Автор этих строк узнал об икотках на занятиях по народной культуре в ПГИКе, на которых показывали документальные фильмы и сюжеты об икотницах.

К историям об икотке крайне неравнодушны тележурналисты, и поэтому на региональном телевидении регулярно появляются сюжеты о старушках, говорящих не своим голосом и обладающих сверхъестественными способностями. Коллеги с канала «Рифей-Пермь» даже посвятили два репортажа одной такой пожилой женщине из села Малая Серва.

Выходили сюжеты об икотках и на федеральном телевидении: на НТВ в цикле «Профессия: репортёр» и в «Агентстве специальных расследований» на «Пятом канале».

Интересно, что «Территория» это даже не первое появление икотки в сериале на ТВ. Ей уже был посвящён эпизод сериала «Пятая стража». Правда, там это было названо просто деревенской магией без привязки к русскому Северу.

В общем, понятие икотки крайне разнообразно, что довольно характерно для народной культуры. Вот что о её особенностях рассказывает Александр Черных:

«Феномен, который мы называем икоткой, характерен как для коми-пермяков, так и для многих русских территорий, в том числе Пермского края. Он есть и в Верхокамье, и на севере, и на юге края. Существует много разных локальных вариантов того, что она собой представляет и как себя ведёт. Всё это очень трудно показать в одном фильме. В „Территории“ представлена квинтэссенция того, что известно об икотке. Она действительно может предсказывать, но нет информации, что икотка напрямую как-то губит человека. Есть тексты, в которых рассказывается, как икота давит человека, то есть принуждает человека к самоубийству, есть тексты, в которых говорится, как икота бьёт человека (человек бросается на стену, интерпретируется это как влияние икоты). Известно множество случаев, когда в человеке сидит несколько икоток, каждая со своим именем. К ним действительно часто обращались, потому что они могут что-то предсказать, найти потерявшуюся вещь и так далее. Надо понимать, что здесь мы имеем дело не столько с реальными явлениями, сколько с мифологическими представлениями, мифологическими интерпретациями, которые раскрывают, в первую очередь, не объективную, а мифологическую картину мира. Поэтому об икотке много разных мнений и рассказов».

Колдуны, шаманы и передача магического дара

В сериале: Герои «Территории» на своём пути по коми-пермяцкой глуши встречают колдунов и магию чуть ли не под каждым кустом. Им попадаются колдунья-отшельница Шура (Клавдия Коршунова), ведьма, подсаживающая икоток, колдун из деревни старообрядцев Пермяк (Сергей Колесов; он настолько влиятелен, что может поднять всю деревню на расправу над человеком) и марийская ведьма (Ёла Санько). Главным злодеем оказывается таинственный и кровожадный медвежий шаман. К концу сериала выяснятся, что и главному герою Егору тоже не чужды паранормальные способности, а весь сюжет на самом деле закручен вокруг плана главного злодея по получению великой силы чудских колдунов (о них тоже немного позже).

коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть фото коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть картинку коми пермяцкие мифы и легенды. Картинка про коми пермяцкие мифы и легенды. Фото коми пермяцкие мифы и легендыФото: kino-teatr.ru

Что известно: Своих колдунов коми-пермяки называют словом «тöдiсь» знающий. Среди таких «знающих» огромный круг тех, кто занимается магией: лекари, колдуны, насылающие порчу, предсказатели и прочие. К «тöдiсь» относится и краевед Василий Гагарин. Он сам об этом охотно рассказывает и участвует в проведении многих ритуалов на своей малой родине. Например, два года назад его «прославила» история с праздником Быкобой.

«В деревне „тöдiсь“ знахарь, колдун, шаман был уважаемым человеком, говорит Василий Гагарин. Он проводил обряды, следил за правильностью похоронных, свадебных и прочих процессий. Обязательно приглашали его и на постройку дома. К ним часто шли за советом, на лечение. Причём в деревнях наблюдалась своего рода специализация: кто-то из них лечил только детей, кто-то грыжу вправлял, были костоправы, глазницы, скотницы и прочие. И люди шли в ту или иную деревню, чтобы вылечить свою болезнь. Но были и „Лёк тун“ колдуны, способные наслать порчу, икöту и т. д. Их побаивались, старались обходить, но открыто не враждовали».

По словам Александра Черных, шаманизм как религиозно-мифологическая система более характерен для народов Севера и Сибири и на территории Пермского края этот термин не употребляется, характерные для шаманов черты у нас тоже не зафиксированы. Хотя представления о колдунах в регионе крайне разнообразны.

«Представления о колдунах в Пермском крае так же вариативны, как и вся народная культура, объясняет учёный. Мы можем найти много связанных с этим явлением локальных проявлений. Но значение колдунов в сериале преувеличено. Это обычные жители, и общество просто приписывает им эти способности. Это тоже связанно не столько с реальностью бытия, сколько с теми мифологическими представлениями, которые существуют в этом социуме. Как правило, колдуны могут не осознавать себя людьми, обладающими сверхъестественными способностями. Народ им приписывает умение насылать или лечить болезни, принимать самим или придавать другим людям облик животных и предметов, „знаться“ с нечистой силой. Но колдуны выполняют определённые функции. Например, вежливец это колдун, который охраняет свадьбу».

План медвежьего шамана по получению сил чуди вполне мог бы осуществиться. Колдун может передать свои дар и знания другому человеку на смертном одре, например через какой-то предмет или угощение. Но колдуном может стать и обычный человек, пройдя определённые ритуалы посвящения. То есть, для этого не обязательно иметь какую-то силу с рождения, как и было у медвежьего шамана в сериале.

коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть фото коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть картинку коми пермяцкие мифы и легенды. Картинка про коми пермяцкие мифы и легенды. Фото коми пермяцкие мифы и легендыОдно из проявлений колдовства в сериале: странный массаж от Пермяка Фото: Premier

Этот таинственный шаман в «Территории» самый сильный и могучий колдун, который приносит в жертву медведей. Но это всё выдумка для сериала. Самого понятия «медвежий шаман» просто не существует. Вот что об этом пишет в своей статье «Пермская модель архетипического образа медведя» культуролог Юлия Кокшарова:

«Мотив „медвежий шаман“ в силу отсутствия шаманизма у пермяков не может быть представлен, но, возможно, аналогом ему выступают мотивы „медвежий колдун“, поскольку шаман это тоже жрец особого рода. В представлениях коми существовали легенды (XIV-XV вв.) о колдунах с медвежьими лапами, которые противостояли христианизации народов Урала Стефаном Пермским. Один из таких колдунов, Ошлапей, был способен проникать во все сферы мира и обращаться медведем».

Василий Гагарин предполагает, что сериальный медвежий шаман мог возникнуть от животного-покровителя определённого рода. Дело в том, что коми-пермяки жили родами увтырами. И у каждого рода было своё животное-покровитель. И даже сейчас вроде как можно услышать, как говорят о человеке, что он из рода волков или из рода кошек. Был и род медведей. А у каждого рода, естественно, был свой Пам-колдун. Возможно, такого Пама медвежьего рода и можно звать медвежьим шаманом. Хотя от остальных Памов он ничем не отличается своими силами. О том, кто такие Памы, мы расскажем ниже.

Чудь, её сокровища и Пам

В сериале: Чудь легендарный народ, первым заселивший наш Север, обладавший невероятной магической силой и богатыми сокровищами. Но когда пришли русские и стали крестить людей, чудь этого не стерпела и ушла в подземелья, подрубив столбы сводов, но при этом не погибла, а продолжила жить под землёй. В советское время из-под земли рядом с одной из колоний в Коми-Пермяцком округе вышло двое чудинов с гигантским золотым самородком, чтобы продолжить род и передать свою силу дальше. Один из них Пам колдун, обладающий сверхсильной магией. Он может даже оживлять мёртвых. Почему-то встречные колдуньи называют Памом главного героя «Территории» Егора (Глеб Калюжный).

коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть фото коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть картинку коми пермяцкие мифы и легенды. Картинка про коми пермяцкие мифы и легенды. Фото коми пермяцкие мифы и легендыЗолото чуди в сериале Фото: Premier

Знала ли что? Или в бога ты верила?

Что там услышишь из песен твоих?

Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог да столбов верстовых.

Это отрывок из стихотворения Александра Блока, и сам факт, что о чуди писал выдающийся поэт, многое говорит об известности легенд об этом народе. И «Территория» не привносит в эти истории ничего принципиально нового, а повторяет уже хорошо известную историю о чуди белоглазой, погребённой под землёй.

Обилие легенд и версию, что коми-пермяки это потомки чуди, подтверждает Василий Гагарин:

«На территории округа очень много легенд о чуди, много чудских мест могильников, городищ, колодцев. Коми-пермяки считают их своими предками. Согласно легендам, чудь может явиться человеку как великаны и как маленькие люди. Все им приписывают магическую, „чудную“ силу. По преданиям, они могут стать невидимыми, повелевать птицами и животными, управлять силами природы. Обычно, где говорят о чуди, там говорят и о её сокровищах. Например, у нас есть городище Курегкар. Издавна бытует легенда, что перед тем, как уйти под землю, князь приказал спрятать сокровища рода глубоко под гору. И на двенадцати подводах с золотыми дугами эти сокровища были укрыты под городищем. В полнолуние чудь выходит и стережёт свои сокровища, а местные жители видят в эти ночи блуждающие огоньки на городище».

Гораздо интереснее то, как создатели «Территории» обошлись с термином «Пам». В сериале это самый сильный колдун у чуди. На самом деле, этим определением пользовались коми-пермяки, но это было чем-то вроде звания или даже должности в племенной иерархии. Пам это лидер, вождь, при этом выполняющий некие жреческие функции. Вот как роль его роль объясняет Александр Черных:

«Пам это предводитель, и при этом (тут сложно подобрать точное определение, поскольку слово „жрец“ я не люблю) некий руководитель дохристианских религиозных ритуалов. В первую очередь общественных. Но представления о Памах сохранились очень разрозненные. По большей части мы об этом знаем по литературным произведениям, по эпическим сказаниям. В реальной жизни этих явлений не было слишком давно».

В «Слове о житии св. Стефана Пермского», написанном Епифанием Премудрым, именно Пам-сотник верховный жрец древних пермян выступает главным противником Стефана Пермского в его миссионерской деятельности. Ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Павел Лимеров отмечает, что принципиальная значимость спора между святым и магом в Житии состоит в том, что в ходе него обсуждаются важнейшие положения двух противопоставленных религий и, что не менее важно, выносятся на обсуждение религиозно-культурологические обоснования каждой из противопоставленных традиций: русской, христианской, и пермской, языческой.

Звание Пама носил и самый известный герой коми-пермяцкого эпоса богатырь Кудым-Ош. Его отец был Памом в своём племени, но он погиб в походе, после чего на эту «должность» люди выбрали именно Кудым-Оша.

Старообрядцы

коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть фото коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть картинку коми пермяцкие мифы и легенды. Картинка про коми пермяцкие мифы и легенды. Фото коми пермяцкие мифы и легендыСтарообрядцы из «Территории» смотрят на вас как на икотку Фото: Premier

Что известно: Справедливости ради надо сказать, что в самом сериале ни разу прямо не сказано, что в Мурзино живут именно старообрядцы. Но некоторые моменты выдают в них именно раскольников. Самый яркий из них это то, что Пермяк в одной из сцен читает молитву и при этом складывает пальцы в двоеперстие.

коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть фото коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть картинку коми пермяцкие мифы и легенды. Картинка про коми пермяцкие мифы и легенды. Фото коми пермяцкие мифы и легендыПермяк с двоеперстием Фото: Premier

«Конечно, Пермский край район старообрядческий, но если мы говорим конкретно о Коми-Пермяцком округе, то старообрядцев там было немного. А вот настолько замкнутых деревень вообще не было. Это не та история. Кроме того, у старообрядцев всегда очень налажен быт, конфессиональные связи с далёкими и близкими родственниками и деревнями. Они никогда не были в такой изоляции сами по себе. Иногда за сотни, десятки километров общались с единоверцами. Если говорить о современной ситуации, то уже никто не ходит в такой одежде. Старообрядческие деревни внешне не отличаются от обычных даже в Пермском крае. Конечно, когда мы говорим о религиозной культуре, о молельном костюме, то да, он сохраняется, но присутствует в каких-то ритуальных сферах. Ещё важно понимать, что старообрядцы это собирательное название для множества разных течений: от беспоповцев до беглопоповцев. У нас на территории края проживают представители примерно десятка таких течений, каждое со своими традициями, этикой и тому подобным».

Ещё, по словам учёного, не стоит удивляться тому, что в закрытой религиозной деревне живёт и пользуется авторитетом колдун-лекарь.

«Старообрядцы тоже носители традиционной народной культуры. Для них характерны все её мифологические представления о колдунах, икотке, лечении заговорами. Это всё укладывается в традиционное мировоззрение народа, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Представления о колдунах есть и в старообрядческих деревнях. Вопрос лишь в том, что мы понимаем под лечением. Наше привычное „Икота, икота, перейди на Федота“ это ведь тоже заговор».

Бонус: Странное замедленное убийство через задницу

В сериале: Участковый Мурзин (Алексей Розин) в одной из серий казнит двух хитников очень странным и жестоким способом сажает на пень. В этой сцене говорится, что на заднице человека есть особая точка и если человека посадить прямо на неё, то он начнёт гнить изнутри и умрёт в муках в течение нескольких дней.

коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть фото коми пермяцкие мифы и легенды. Смотреть картинку коми пермяцкие мифы и легенды. Картинка про коми пермяцкие мифы и легенды. Фото коми пермяцкие мифы и легендыМурзин готовит пень для казни Фото: Premier

Что известно: Ничего. Вообще. Специалисты о таком виде наказания никогда не слышали, а интернет-поисковики не дают результатов. Режиссёр Игорь Твердохлебов на стриме в «Инстаграме» с актрисой Ксенией Отиновой рассказал, что об этой казни он узнал от продюсера сериала, который также был соавтором сценария. Продюсер вроде как уроженец наших мест и откуда-то знает о такой казни. Но в сценаристах «Территории» указана только Анастасия Самойлова. На сообщения журналиста «Звезды» в соцсетях она не ответила. Так что происхождение этой экзекуции через задницу загадка. Если вы что-то про это знаете или вы и есть тот самый продюсер, который вдруг читает этот текст, то напишите нам ответ. Очень интересно выяснить, откуда подобное могло взяться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *