компенсация за снос ветхого жилья
Компенсация в случае сноса дома
Дом признан аварийным, подлежит сносу в 2022 году, трехкомнатная квартира в собственности. Предлагают к выкупу некорректную сумму, на которую невозможно приобрести в этом районе жилье. Я пенсионерка, не работаю, в шаговой доступности здесь у меня дача и гараж. Что можно сделать?
В суммы компенсаций жителям сносимых многоквартирных домов (МКД) входит рыночная стоимость не только самих квартир, но и общего имущества МКД (лестниц, подвалов, чердаков и проч.), а также земельного участка (придомовой территории). У вас, скорее всего, земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и право общей долевой собственности на него в ЕГРН не зарегистрировано. Поэтому и сумма компенсации вам предлагается неадекватная стоимости изымаемого имущества.
Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Поэтому любой собственник помещения в вашем доме, в том числе вы сами, может обратиться в местную администрацию с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на основании ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Когда образованный земельный участок будет поставлен на кадастровый учет, за вами зарегистрируют долю в праве общей собственности на него. Стоимость этой доли увеличит размер компенсации, которую вам выплатят для приобретения другого жилья.
Как получить компенсацию за жилье по программе реновации
1. Кто может получить компенсацию за жилье по программе реновации?
Если ваш дом сносят по программе реновации, вам положена равнозначная квартира. Вместо этого вы можете получить равноценную квартиру или равноценное (равное рыночной стоимости сносимого жилья) возмещение в денежной форме, при условии что жилое помещение в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации, оформлено в собственность.
Обратите внимание: выплата денежной компенсации не возможна при наличии ограничений прав или обременений, а также если в жилом помещении проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане.
При получении равнозначного жилья или компенсации очередники сохраняют свое право состоять на жилищном учете.
2. Как рассчитывается размер компенсации?
Размер возмещения и порядок его предоставления определяются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и законодательством об оценочной деятельности.
3. Когда можно обратиться за компенсацией?
Направить заявление на выплату компенсации вы можете в течение 30 дней с момента получения проекта договора, предусматривающего переход права собственности на равнозначную квартиру.
4. Как получить компенсацию?
Шаг 1. Дождитесь письма от Департамента городского имущества Москвы с предложением новой равнозначной квартиры.
Шаг 2. Обратитесь в центр информирования по переселению для написания заявления на предоставление проекта договора на равнозначную квартиру (не подписывайте его).
Шаг 3. Подайте заявление на компенсацию вместо равнозначной квартиры.
5. Когда придет письмо из Департамента городского имущества? Что в нем будет?
Как только новый дом будет готов к заселению, письмо вам доставит сотрудник Департамента городского имущества по адресу освобождаемой квартиры. Если вас не будет дома, он оставит письмо в вашем почтовом ящике. Если вы зарегистрированы на mos.ru, электронное письмо с предложением новой квартиры придет в личный кабинет. Вам также будет доступна персональная инструкция, которая будет обновляться по мере прохождения этапов переселения.
В письме будут указаны:
6. Как получить проект договора на равнозначное жилье?
После получения письма с предложением равнозначной квартиры от Департамента городского имущества Москвы обратитесь в центр информирования по переселению для получения всеми собственниками жилого помещения проекта договора на равнозначную квартиру.
Он выдается при предъявлении:
7. Как подать заявление на компенсацию?
Заявление с пакетом документов необходимо подать в Департамент городского имущества города Москвы.
Если результаты оценки вас не устроят, можете отказаться от предложенной компенсации и подписать договор на равнозначную квартиру. При положительном решении Департамент городского имущества Москвы подготовит проект договора о предоставлении равноценного возмещения в денежной форме.
Подписанный договор вместе с комплектом документов сотрудник Департамента городского имущества направит для регистрации перехода прав собственности в Росреестр.
За готовыми документами вас пригласят в Центр информирования по переселению.
В течение 20 рабочих дней с момента государственной регистрации перехода права собственности жилого помещения в сносимом доме к городу Москве на ваш расчетный счет поступят деньги.
8. Нужно ли будет платить НДФЛ?
Нет. Налогообложению не подлежат доходы, полученные в связи с реализацией программы реновации, в денежной форме в виде равноценного возмещения либо в натуральной форме в виде жилого помещения или доли (долей) в нем.
9. У меня остались вопросы. Куда обратиться?
Если у вас остались вопросы по программе реновации, можете:
1. обратиться в единый контактный центр Стройкомплекса:
2. обратиться в Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации:
3. позвонить по телефону единой справочной службы Москвы: +7 (495) 777-77-77.
Компенсация за аварийное и ветхое жилье собственнику при сносе
Компенсация за аварийное жилье позволяет полностью возместить его рыночную стоимость. Выплачивается она из муниципального или регионального бюджета, но не всегда сумму рассчитывают правильно, компенсируя собственнику лишь часть цены недвижимости. Рассмотрим, какими законами регламентируется выплата компенсации, как она рассчитывается и что делать, чтобы ее получить.
В статье расскажем:
Что сказано о компенсации в законе об аварийном жилье?
Согласно ч. 6 ст. 32 ЖК РФ, при признании жилья аварийным собственнику полагается равноценное возмещение. То же самое касается и принудительного изъятия земельного участка для муниципальных нужд по решению суда. При отсутствии другого жилья в собственности владелец может жить в старом доме не более полугода с момента предоставления возмещения, если иные условия не установлены соглашением между ним и муниципалитетом.
Некоторые ошибочно считают, что компенсируется только стоимость аварийного и ветхого жилья или земельного участка, но это не так. В обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом ВС РФ от 29.04.2004г. сказано, что возмещению подлежит:
Жильцам многоквартирных домов компенсируется стоимость долей в праве собственности на общедомовое имущество и земельные участки, а также взносы за непроизведенный капитальный ремонт.
Примечание: если аварийное жилье включено в региональную программу расселения, собственник вправе требовать выкупную цену или выделение новой квартиры. Если дом не включен в программу, выплачивается компенсация.
Полагается ли компенсация за ветхое жилье?
Ветхое и аварийное жилье – это совершенно разные понятия. Под ветхим подразумевается жилище в неудовлетворительном состоянии, если проживание в нем не представляет опасности для жильцов. В расселении он не участвует, возмещение получить нельзя.
Аварийное помещение признается непригодным для проживания по решению администрации после обследования межведомственной комиссией. В ее состав входят сотрудники МЧС, градостроительного комитета, отдела ЖКХ и других ведомств. По результатам экспертизы составляется акт и заключение. На основании решения администрации людей расселяют или выплачивают выкупную цену.
Кто оплачивает снос?
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, оплата сноса непригодного для проживания жилища возлагается на собственника. Соответствующее требование направляется администрацией после признания недвижимости непригодной для проживания. Если его не выполнить, могут обязать сносить через суд.
Если указанное требование не выполнено в установленные сроки, земельный участок и расположенные на нем помещения изымаются для муниципальных нужд с выплатой выкупной цены.
Совет юриста: лучше вовремя выполнить требование администрации и снести все. Если это будет сделано принудительно по решению суда, придется заплатить гораздо больше, причем процедуру будут сопровождать судебные приставы. Помимо оплаты работ, взыщут и исполнительский сбор.
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Размер компенсации за жилье: расчет
Чтобы рассчитать компенсацию при сносе частного дома, нужно сложить несколько параметров:
Пример. Семья Гальпериных жила в частном доме. Его признали аварийным, обязали снести. Рыночная стоимость дома по результатам оценки составила 3 000 000 р., участка – 1 500 000 р. Семье нужно было где-то жить после сноса до получения возмещения, поэтому была снята квартира. На аренду потрачено 90 000 р., на переезд – 10 000 р.
Сколько в общей сложности выплатил муниципалитет:
3 000 000 + 1 500 000 + 90 000 + 10 000 = 4 600 000 р. – итоговая сумма к выплате.
Если сносится гараж
Нередко на одном участке жилыми помещениями строятся и гаражи. Их стоимость тоже учитывается при расчете выкупной цены. Сюда же относятся и другие нежилые постройки: в ст. 35 Конституции РФ сказано, что принудительное изъятие любого имущества граждан для нужд государства или муниципалитета возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Полагается ли компенсация при ликвидации ветхого жилья нанимателю?
Наниматель по договору социального найма вправе претендовать лишь на новое жилье по аналогичному договору. Дом не в его собственности, и возмещение не предоставляется.
Как получить компенсацию за ветхое жилье?
Для получения субсидии на ветхое жилище сначала нужно признать его аварийным. Без этого никаких выплат не будет.
Как выглядит процедура пошагово:
Обратите внимание! Экспертиза соответствия дома установленным требованиям безопасности проводится в обязательном порядке. Ее можно заказать до обращения в администрацию, и заключение подать с заявлением. Это немного ускорит процесс.
Шаг 1: подача заявления
Заявление подается в администрацию по месту нахождения ветхого жилища. После этого формируется межведомственная комиссия, которая проводит обследование.
Содержание и образец заявления
Форма заявления может быть установлена региональным законодательством. Обычно в нем указывается следующая информация:
В конце ставится дата составления и подпись.
Документы
Вместе с заявлением в муниципалитет подается:
Если предварительно проводилась экспертиза, прилагается оценочное заключение. С документов снимаются копии, оригиналы возвращаются заявителю.
Шаг 2: проведение экспертизы
Экспертиза проводится на этапе обследования недвижимости межведомственной комиссией. Устанавливается его текущие состояние, повреждения. Все недостатки фиксируются в акте, на основании которого оформляется заключение. Также в нем отражается рыночная стоимость дома и участка.
Шаг 3: получение заключения
Один экземпляр заключения выдается собственнику, еще один направляется в администрацию. Решением муниципалитета дом получает статус аварийного и включается в программу расселения, или собственнику выплачивается выкупная цена.
Шаг 4: подача заявления о предоставлении компенсации
Получив уведомление о признании жилища аварийным и о сносе, собственнику нужно подать заявление о предоставлении компенсации в администрацию.
Содержание и образец заявления
Заявление составляется минимум в двух экземплярах. Один передается в муниципалитет, второй с отметкой о принятии остается у собственника.
Какие сведения указываются в заявлении:
Шаг 5: заключение соглашения
Собственнику направляется проект соглашения, в котором устанавливается порядок, сумма и сроки выплаты возмещения. Если его все устраивает, документ подписывается.
Содержание и образец соглашения
Соглашение о выкупе составляется минимум в трех экземплярах. Один остается с собственником, другой – в администрации, третий направляется в Росреестр для переоформления права собственности.
Какие сведения указываются в соглашении:
Документы
Для заключения соглашения собственник должен представить:
В качестве правоустанавливающего документа может выступать: договор купли-продажи, дарения, ренты, мены, или свидетельство о праве на наследство.
Шаг 6: получение возмещения за снос частного дома
Деньги переводятся на банковский счет гражданина. Срок выплаты определяется соглашением, обычно это 7-10 дней с момента подписания.
Что делать, если сумма компенсации не устраивает
Если собственник получил проект соглашения, но указанная в нем денежная компенсация его не устраивает, ничего не нужно подписывать. Можно попробовать урегулировать этот вопрос мирным путем, представив в администрацию заключение о стоимости жилплощади и заявление о выплате суммы, которая устроит.
Если администрация откажется идти навстречу собственнику, выкупную цену можно оспорить через суд. Если исковые требования удовлетворят, муниципалитету придется выплатить сумму, указанную в решении.
Переселение собственников из аварийного жилья: судебная практика
Чаще всего люди взыскивают возмещение за землю при сносе многоквартирного дома, если администрация постоянно переносит сроки расселения и не выполняет свои обязательства. Бывают и разногласия касаемо размера выплат.
Рассмотрим несколько решений по реальным делам о взыскании компенсации с муниципалитета:
Нужно ли платить налог на аварийное жилье?
Имущественный налог платится собственником за период до внесения сведений о прекращении права собственности в Росреестр. Например, если помещение признано аварийным в апреле 2019 г., а право собственности переоформлено на муниципалитет в сентябре 2020 г., налог уплачивается в 2019 и 2020 гг. до 01 декабря.
Если предоставляется возмещение по программе переселения, гражданин должен заплатить НДФЛ в размере 13% от суммы выплаты. Можно воспользоваться налоговым вычетом в размере 1 000 000 р. или вычесть из дохода сумму расходов, понесенных на покупку недвижимости.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)
Добрый вечер, Нина.
Нет, не правомерны.
В рамках ч.7 ст.32 ЖК РФ при изъятии дома, признанного аварийным для муниципальных нужд, собственникам должны выплатить рыночную стоимость. Вы купили квартиру в 2016 году, понятно что по прошествии 5 лет, рыночная стоимость выросла. Поэтому я вам рекомендую обратиться в суд для оспаривания решения органом местной власти по установлении рыночной стоимости вашей квартиры по состоянию на момент покупки, а не на дату расселения.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Здравствуйте. Если квартира купленная в аварийном доме в2015году. Компенсация положена? Покупка по мк. Пфр и росреестр проппустили продажу.
Добрый вечер, татьяна.
С того момента как вы купили квартиру и стали собственником, вам полагаются те же условия при расселении, что и остальным жильцам. Если местные органы предлагают выкупную цену всем, значит и вам должны предложить и не важно, за какие средства и каким образом была приобретена квартира.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Здравствуйте!В августе 2020 года,наш многоквартирный двухэтажный дом,в котором у меня в собственности находится квартира(единственное мое и моих уже совершеннолетних двоих детей),был признан аварийным.Так сложилось,что по семейным обстоятельствам нашей семье пришлось переехать в другой город,где мы снимаем жильё.Хотели в ипотеку приобрести жильё,чтобы внести первоначальный взнос,хотели продать свою квартиру,но в жилищном отделе нашего города сказали,что из аварийного фонда квартиру по закону продать невозможно,а расселение запланировано только на 2028 год,и соответственно на денежную компенсацию мы можем рассчитывать только ближе к 2028 году.Получается,что мы оплачиваем съёмное жильё в другом городе и за наше жильё в аварийном доме мы также вынуждены оплачивать коммунальные платежи до 2028 года,изо плохих условий сдавать его даже за коммуналку невозможно.Скажите пожалуйста,можно ли как то ускорить процесс получения денежной компенсации,для приобретения в ипотеку другого жилья.Другими словами,для улучшения жилищных условий.
Доброе утро, Юлия.
Если дом признан аварийным скорее всего в Росреестре наложен запрет на регистрационные действия. Уточните этот момент посредством направления запроса в Росреестр. И ускорить процесс выплаты компенсации не получиться. Выкупная цена устанавливается на основании решения органов местной власти. Выкупную цену они будут формировать только в 2028 году. Мне жаль.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Доброе утро, Светлана.
Если вы являетесь собственником жилого помещения в аварийном доме, то да, вы можете рассчитывать на компенсацию вне зависимости от наличия другой собственности.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить пользователям больше возможностей. Условия использования смотрите здесь.
Сайт не занимается деятельностью по предоставлению юридических услуг. Содержание сайта не является рекомендацией или офертой, вся информация носит ознакомительный характер. При использовании материалов гиперссылка на Socprav.ru обязательна.
ИП Браташов А.С. ИНН: 633038934522. ОГРНИП: 321631300031072
Компенсация за снос ветхого жилья
II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в подпункте «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Правильной является практика судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Так, Х., обращаясь в суд с иском к администрации города о предоставлении благоустроенного жилого помещения, равнозначного занимаемому ее семьей, свои исковые требования обосновала тем, что является собственником 43/98 доли в праве общей долевой собственности квартиры в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд указал, что администрацией города приняты постановления об изъятии жилого помещения, находящегося в аварийном многоквартирном доме, и об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, Х. поставлена в известность о принятых решениях. При рассмотрении дела суд исходил из положений статьи 32 ЖК РФ, согласно которым на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Поскольку соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имелось, суд был не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Например, определением судебной коллегии областного суда было отменено решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Б.В. и Б.Д. к мэрии города о предоставлении вне очереди жилого помещения на праве собственности.
Судом установлено, что Б.В. и Б.Д. являются сособственниками в равных долях жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном в 2005 году непригодным для проживания.
Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», судебная коллегия пришла к обоснованному выводу, что истцы по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
В связи с этим и учитывая заявленные требования, судебная коллегия приняла по делу новое решение о возложении на мэрию муниципального образования обязанности предоставить истцам в общую долевую собственность в равных долях равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
Анализ судебной практики рассмотрения дел по искам администрации муниципальных образований о переселении собственников аварийного жилья в другие жилые помещения, предоставляемые им на праве собственности (о понуждении к заключению договора мены жилых помещений, о выселении с предоставлением другого жилого помещения), свидетельствует об отсутствии сложившейся единообразной правоприменительной практики.
Ряд судов полагает возможным удовлетворение исков о принудительном переселении собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и членов их семей в предлагаемые органами местного самоуправления жилые помещения, ссылаясь на равноценность и благоустроенность предлагаемого жилья.
Другие суды исходят из того, что предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома.
Позицию последних следует признать правильной, она нашла отражение и в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации.
Так, решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, были удовлетворены исковые требования администрации муниципального образования к П.С. и П.Е. о прекращении права собственности, признании права собственности, выселении из жилого помещения в другое жилое помещение.
Как было установлено судом, П.С. и его супруге П.Е. администрацией муниципального образования была предложена мена квартиры общей площадью 35,6 кв. м в аварийном доме на однокомнатную квартиру общей площадью 46,7 кв. м, находящуюся в муниципальной собственности, в новом многоквартирном доме, однако ответчики отказались от переселения в предложенное жилое помещение.
Кроме того, из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.
Поскольку данных о том, что П.С. предлагалось выкупить принадлежащую ему на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 ЖК РФ, не имелось, то П.С., как собственник жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, был лишен права на получение стоимости изымаемого имущества (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 18-КГ12-88).
В другом деле по иску администрации города к У. о прекращении права собственности на изымаемое жилое помещение, признании права собственности ответчика на предоставляемое взамен жилое помещение и выселении в предоставляемое жилое помещение и по встречному иску У. к администрации города о взыскании выкупной цены за квартиру судебные инстанции, установив, что между сторонами не было достигнуто соглашение о предоставлении У. другого жилого помещения взамен изымаемого, возложили на администрацию города обязанность выплатить выкупную цену жилого помещения, а также пришли к выводу о наличии правовых оснований для прекращения права собственности У. на принадлежащую ей на праве собственности квартиру и выселении ответчика из аварийного жилого дома в связи с принятием решения о его сносе.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Как показывает анализ судебной практики, суды в целом правильно применяют положения части 7 статьи 32 ЖК РФ, и при определении выкупной цены руководствуются примерным перечнем возможных убытков собственника, приведенным в указанной норме.
Например, при рассмотрении иска администрации района к В. о выкупе жилого помещения и по встречному иску В. к администрации района об установлении и взыскании выкупной цены жилого помещения судебные инстанции признали обоснованным включение в выкупную цену жилого помещения расходы В. на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения.
В другом деле суд признал необоснованными требования истцов о взыскании убытков, выразившихся, по их мнению, в расходах на оплату за наем двухкомнатной и однокомнатной квартир в период решения вопроса о выплате выкупной цены, поскольку решение об изъятии было принято в отношении одной комнаты площадью 24,4 кв. м в доме коридорной системы. При этом суд указал, что, по смыслу положений статьи 15 ГК РФ, возмещению подлежат расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. В данном случае суд пришел к выводу о чрезмерности произведенных истцами расходов.
Кроме того, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суды обоснованно относят суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.
Например, определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда было оставлено без изменения решение районного суда о частичном удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования к В.А. и членам его семьи об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением.
Судом установлено, что В.А. и В.Г. на праве собственности, возникшем на основании договора передачи квартиры в собственность, принадлежит трехкомнатная квартира в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Рассматривая возражения ответчиков относительно размера предложенной администрацией муниципального образования выкупной цены, который не включал сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома, суды первой и апелляционной инстанций указали следующее.
Изымаемое жилое помещение расположено в доме 1930 года постройки. Сведений о том, что с этого времени проводился капитальный ремонт дома, не представлено. Вступившим в законную силу решением районного суда, принятым по заявлению В.А. об оспаривании бездействия администрации муниципального образования по проведению работ по реконструкции дома, установлено, что планировалось произвести капитальный ремонт жилого дома с отселением граждан, однако каких-либо действий для его осуществления не произведено.
Установив, что обязанность по производству капитального ремонта жилого дома возникла у наймодателя и уже на момент приватизации ответчиками жилого помещения дом нуждался в проведении капитального ремонта, однако обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, суд пришел к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.
При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.
По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Правоприменительная практика свидетельствует, что единообразный подход к определению выкупной цены в судах на данное время не сложился, поскольку не все суды принимают во внимание, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
С учетом изложенного следует признать обоснованной практику тех судов, которые при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения учитывают в ее составе стоимость доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок.
Например, при разрешении дела по иску администрации города к Д. об изъятии жилого помещения с выплатой выкупной цены, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения судом при определении выкупной цены были учтены возражения ответчика, подтвержденные представленными доказательствами, о несогласии с предложенной администрацией выкупной ценой изымаемого жилого помещения, определенной без учета стоимости земельного участка.
Согласно части 2 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что отдельно стоимость земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, ибо предназначен он для обеспечения возможности пользования жилым помещением, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что при определении выкупной цены необходимо учитывать рыночную стоимость принадлежащей ответчику доли в праве общей собственности на земельный участок под домом.
Возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена.
Например, решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было правомерно отказано в удовлетворении исковых требований А. и П. к администрации города о предоставлении однокомнатной благоустроенной квартиры, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что указанные граждане, хотя и состоят на учете нуждающихся в получении социального жилья, однако жилое помещение, признанное непригодным для проживания, принадлежало на праве собственности В., членами семьи которого истцы не являются. Собственнику непригодного для проживания жилого помещения В. предоставлено другое благоустроенное жилье.
Истцы проживали в помещении, принадлежащем В., на условиях коммерческого найма, не обладали ни правом собственности, ни правом владения и пользования жилым помещением по договору социального найма, в связи с чем не приобрели внеочередного права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При рассмотрении дела о предоставлении жилого помещения собственнику, утратившему пригодное для проживания жилье, необходимо принимать во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств, в том числе характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат.
Было учтено и то обстоятельство, что истец получил разрешение на строительство дома взамен сгоревшего и на выруб леса для восстановления дома, однако дом П. построен не был, а заготовленный лес продан истцом.