компьютер как средство обучения русскому языку

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУСсКОГО ЯЗЫКА

компьютер как средство обучения русскому языку. Смотреть фото компьютер как средство обучения русскому языку. Смотреть картинку компьютер как средство обучения русскому языку. Картинка про компьютер как средство обучения русскому языку. Фото компьютер как средство обучения русскому языку

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

МАОУ Заревская СОШ с УИОП

городского округа Домодедово

Проблема использования педагогических технологий в преподавании русского языка в школе волнует ученых и педагогов-практиков давно. Например, идеи программированного и проблемного обучения широко обсуждались и внедрялись в преподавание русского языка советскими учителями еще в 60-е – 70-е гг. XX века (теория программированного обучения: В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина и др.; проблемное обучение: М.А.Данилов, В.П.Есипов, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн и др.

Все структурные компоненты выявляются в различных технологиях обучения при изучении русского языка: модульная технология обучения (Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, И.Б.Сенновский); технология развивающего обучения (И.С.Якиманская, Л.В.Занков и др.); игровая технология (Ш.А.Амонашвили, О.В.Канарская, Д.Б.Эльконин); проблемно-эвристическая технология (А.В.Хуторской); обучение в малых группах, метод проектов, информационные технологии (Е.С.Полат); информационные технологии на основе алгоритмов (Н.Н.Алгазина) и др.

Современный этап развития общества требует внедрения новейших информационных технологий в образовательный процесс с целью совершенствования профессиональных компетенций специалистов ХХI века. В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека и организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную.

Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств. Сейчас существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка как при подготовке к уроку, так и на самом уроке.

Компьютерные обучающие программы по русскому языку:

А) Продукты серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка»

Б) Компьютерный учебник по русскому языку от фирмы «Зареалье»

В) Орфографический тренажер по русскому языку «Грамотей» (разработчик НПП «ЭРИКОС»)

Г) Программы серии «Школьный наставник. Компьютерное обучение»

Д) Обучающий комплекс «Русская словарная лексика»

Словари и энциклопедии:

А) Толковый Словарь живого великорусского языка В.И. Даля

Б) Мультимедийная энциклопедия «Золотые пословицы и поговорки»

В) Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера

Г) «От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка»

Методические материалы в сети:

В) «Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»- http://www.uchportal.ru

Достаточно полный перечень этих ресурсов представлен в книге М. Ширинской «Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку».

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению ИКТ на уроке в силу понятных причин. Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Мы чаще, чем другие педагоги-предметники, обращаемся к вопросам нравственности, в большей мере несем ответственность за формирование и становление внутреннего мира ребенка, чаще обращаемся к душе. По большому счету наша главная цель – формирование языковой компетенции как главнейшего средства социализации личности и вместе с тем развитие творческой личности.

Используя на своих уроках ИКТ, я прежде всего руководствуюсь принципом целесообразности и всегда задаю себе вопрос: «Зачем?»

Я применяю ИКТ на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи:

для изучения нового материала, предъявления новой информации;

для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

для обобщения, систематизации знаний.

Во-вторых, ИКТ целесообразно использовать для организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, для коррекции и учета знаний учащихся. В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие.

В качестве примера использования компьютерного обучения рассмотрим фрагмент урока русского языка с компьютерной поддержкой («Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» 6 класс) по теме «Имя числительное» в 6 классе (базовый уровень).

Первый этап урока – это объяснение нового материала. После озвучивания темы и постановки целей урока, учащиеся самостоятельно знакомятся с теоретической частью в учебнике «Русский язык». После этого с помощью компьютерной программы объясняется новый материал, дается таблица «Разряды числительных», которую записывают учащиеся в словарь. Далее учащиеся узнают о различии этих двух разрядов и их синтаксической роли, для этого компьютерная программа предлагает таблицы с примерами. Обучающая часть программы сменяется тренировочной – это второй этап урока: закрепление нового материала. Учащиеся выполняют разнообразные задания для закрепления нового материала: распредели числительные по разрядам, замени числа словами. С предложенными заданиями можно работать по цепочке, группами. Обучающиеся отмечают ответы на интерактивной доске. Если задание выполнено правильно, то звучат аплодисменты. Далее учащиеся выполняют по аналогии упражнения из учебника.

Этот урок выпадает на середину декабря, когда все люди заняты подготовкой к новогодним праздникам, поэтому идея проведения урока в форме путешествия родилась сама собой. В качестве иллюстраций в презентации используются новогодние открытки и анимационные картинки. Дети путешествуют по странам, знакомятся с традициями разных народов мира, получают задания, связанные с именем существительным. Тем самым мы воспитываем любознательность, уважение к традициям и культуре других стран, а также совершенствуют умения доказывать принадлежность слова к имени существительному, грамотно писать существительные, определять род несклоняемых существительных, производить грамматические разборы имён существительных.

Учащимся интересно работать с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, тестами.

Информационные технологии, конечно, не могут на уроке заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

1. Атабекова А.А. Новые компьютерные технологии в преподавании русского языка как иностранного: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 245 с

3. Нигай Л. С. Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 138-141.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998

Источник

Практическое применение компьютера на уроках русского языка/

компьютер как средство обучения русскому языку. Смотреть фото компьютер как средство обучения русскому языку. Смотреть картинку компьютер как средство обучения русскому языку. Картинка про компьютер как средство обучения русскому языку. Фото компьютер как средство обучения русскому языку

Практическое применение компьютера на уроках русского языка

В настоящее время компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности. Уже не представляется возможной жизнедеятельность человека без компьютера. Внедрение компьютера в образовательный процесс – это в определенной мере залог успеха в обучении. Использование компьютера на занятиях по русскому языку имеет и воспитательный смысл: с раннего возраста дети будут учиться общаться с компьютером, а значит, будет закладываться культура отношений «человек-компьютер», учащиеся познакомятся с самым неожиданным его применением. Современные процессы развития и демократизации общества, изменение отношения к человеку, усиление роли личности, изменение общественно-экономических отношений ставят перед учебно-воспитательным процессом новые задачи. В эпоху научно-технического прогресса одним из факторов демократизации образования является компьютеризация процесса обучения. Использование компьютера вносит в учебный процесс определенные изменения, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками. В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Совместная деятельность учителя и ученика обеспечивает возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или на более высоком уровне – по выбору ребенка. Главная задача и обязанность учителя – помочь составить программу самообразования, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, контролировать процесс освоения, своевременно консультировать и корректировать программу. При этом данная технология не ограничивает учителя в выборе средств и методов обучения.

Информационные технологии предназначены для организации и поддержки учебного процесса, расширения возможностей преподавателей, обеспечение его такими средствами, которые позволяют решать не решаемые ранее лингводидактические проблемы: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения.

1. Компьютер как демонстрационное средство наглядности (интерактивной наглядности). Особенно активно взаимодействие учащихся с динамическими таблицами, опорными схемами, таблицами.

Например, при повторении склонения имен существительных учащимся 6-го класса предлагается задание: заставить говорить молчащую таблицу, которая заполняется в ходе беседы, а на экране появляются записи в цвете.

Все это облегчает восприятие и понимание грамматического материала, позволяет ярко предъявлять языковую наглядность, материализовать ее с помощью подчеркиваний, цвета.

Такие таблицы, схемы, алгоритмы может подготовить к уроку каждый учитель, имеющий навыки работы с компьютером.

2. Использование компьютера при выполнении тренировочных упражнений, целью которых является первичное закрепление знаний и умений. Они позволяют сокращать время на переписывание текстов, когда необходимо только объяснение написания слова.

Использование на уроке тренировочной компьютерной программы дает возможность учителю осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов мыслительной деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличить его педагогический эффект. Как ни парадоксально, но именно компьютеры по-настоящему оживляют уроки русского языка.

Возможно эффективное использование компьютера на этапе объяснения новой темы. Например, при изучении темы «Морфологический разбор частей речи», где можно использовать гипертекстовый документ. Берется чистый лист, на нем набирается текст предложения, с которого делаются ссылки на другие документы. Если ученик не помнит, к примеру, что такое прилагательное, то в ссылке даются сведения о прилагательных. Если ученик не знает каких-то категорий прилагательных, то точно так же может выяснить это из закладок и выбрать правильный вариант. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал о любой части речи: постоянные, непостоянные признаки; разряды, род, число, склонение прилагательных, синтаксическую роль. Создается благоприятный психологический климат, так ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи гипертекста.

3. Использование компьютера для осуществления контроля знаний учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Словом, использование компьютера повышает мотивацию обучения, самостоятельность, развивает мышление, расширяет наглядность, вносит личностно-ориентированный аспект дифференцированного обучения.

Применение компьютера на уроках русского языка в данных условиях помогает учителю решать множество задач: определение уровня обучаемости, работа по индивидуальному плану, постоянный контроль за усвоением материала.

Компьютер, как автоматизированная система обучения и контроля знаний по русскому языку, позволяет провести зачет, тест, контрольную работу, тут же получить таблицу ошибок с указанием списка правил, на которые были допущены ошибки, их количество, сформировать индивидуальный план занятий. При этом учитель экономит время на проверке работ учащихся и имеет возможность индивидуальной работы с каждым учеником, так как программа сохраняет результаты работы учащихся за весь период обучения.

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе можно выделить следующие его дидактические возможности:

· расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации явлений русского языка;

· привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

· развитие познавательных способностей учащихся;

· способствует быстрому освоению материала, экономит время, в корне изменяет качество и содержание урока;

· способствует развитию мотивации у ученика;

· помогает быстрому усвоению сложного материала.

Эти дидактические возможности компьютера доказывают эффективность и актуальность использования компьютера на уроках русского языка.

Таким образом использовать ЭВМ в процессе обучения можно с различными целями:

· для объяснения нового с целью максимального усвоения материала

· для оптимального закрепления пройденного материала

· для улучшения контроля и самоконтроля знаний ученика.

Компьютерный контроль имеет ряд преимуществ:

· экономия времени на проверке работ учащихся

· ученик сразу видит свои ошибки и получает оценку

· снимается психологическая зависимость от учителя «доброго» или «строгого», ученик начинает более объективно оценивать себя

· итоги работы учащихся выводятся на экран сразу можно провести статистическую обработку результатов.

Однако ведущая роль на уроке остается за учителем, а компьютер является многофункциональным помощником, методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.

В настоящее время уже разработано программное обеспечение практически по любому предмету, в том числе и по русскому языку. Оно включает в себя обучающие и контролирующие программы.

Для тренировки орфографических и пунктуационных навыков в 5-9-х классах применима программа-тренажер “Фраза”, в которой учебный материал распределен по классам, темам. Каждая тема содержит несколько вариантов по степени сложности. Темп работы в режиме тренировки индивидуален, поскольку переход к следующему кадру осуществляется самим учеником. Для учащихся предусматривается подсказка. При неправильном ответе компьютер напоминает ученику правило и дает возможность еще раз подумать над допущенной ошибкой и исправит ее. Учащийся получает меньшее количество очков и оценка на данном этапе снижается. При правильных ответах машина выдает реплику “Молодец!” Программа “Фраза” может быть направлена на диагностику степени усвоения учениками конкретного правила. Перед началом работы с контролирующей частью программы учащимся предлагается ввести фамилию и имя, чтобы получить распечатку с указанием ошибок для планирования дальнейшей индивидуальной работы с ними. В контролирующем режиме работы программы ведется протокол, где фиксируется количество заданий и полученных правильных ответов. Таким образом, единые структуры и методический подход к предъявлению учебного материала позволяет объединить педагогические программные средства в пакет программ, каждая из которых включает в себя три относительно автономных модуля (части, блока): обучающий, тренировочный, контролирующий.

Использование на уроке тренировочной компьютерной программы дает возможность учителю осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов мыслительной деятельности учащихся, повысить темп урока, увеличить его педагогический эффект. Используя программу «Фраза» на уроках русского языка в 5-9 классах можно сделать вывод: сильные ученики справляются с заданием достаточно быстро и хорошо, а учащиеся со средней и низкой грамотностью допускают ошибки. Немаловажное значение имеет тот факт, что появляются дополнительные возможности для тренировки и закрепления умений и навыков учащихся. Работа с программой «Фраза» позволяет индивидуализировать работу школьников, облегчает дифференциацию оценки их знаний.

Доказано, что использование ПК на уроках дает высокие результаты, развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность. У учеников вырабатывается довольно устойчивый интерес к занятиям в компьютерном классе, меньше рассеивается внимание, т.к. существует обратная связь компьютера с обучаемым. Ребятам нравится непринужденность обстановки, общение с компьютером, возможность работать группами и индивидуально, возможность повторить программу, если что-то не получается. Ученик самоутверждается, у него появляется вера в свои способности.

Внедрение компьютерной технологии в образовательный процесс развивает, формирует познавательную активность, творческий потенциал. Существенную помощь компьютер оказывает и в формировании отдельных психических процессов учащихся: памяти, внимания, мышления, что составляет психологическую основу обучения русскому языку. Компьютер выступает в данном случае «ускорителем» этих процессов.

«Научить жить и работать в постоянно изменяющейся среде – новая задача педагогов и учащихся. Традиционные методы и формы учебной работы, выработанные педагогической культурой школы индустриального века, должны меняться в той мере, в какой на них «нарисованы» составляющие нового по своей сути деятельного содержания обучения» (А.Ю. Уваров). Новые информационные технологии способствуют решению этой задачи

Источник

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

компьютер как средство обучения русскому языку. Смотреть фото компьютер как средство обучения русскому языку. Смотреть картинку компьютер как средство обучения русскому языку. Картинка про компьютер как средство обучения русскому языку. Фото компьютер как средство обучения русскому языку

Использование компьютерных программ на уроках русского языка и литературы в школе

Компьютер проник во все сферы человеческой деятельности, в том числе в школьную жизнь. Но вместе с тем у учителей возникло множество вопросов. Как с помощью компьютера представить на уроке материалы? Может ли учитель сам с помощью компьютера создавать дидактический материал, если накоплено много текстовой, иллюстративной информации? Как использовать компьютер рационально, чтобы он не стал просто модным украшением кабинета?

Известно, что обучаемый с первого раза запоминает лишь четверть услышанного и треть увиденного. При комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается половина. А при вовлечении обучаемого еще и в активные действия (например, при использовании интерактивных мультимедиа-технологий) доля усвоенного может составить 75%. Но многие преподаватели используют компьютер только для демонстрации отдельных слайдов, текстов, хотя это можно сделать с помощью книги, избежав неразумной траты времени и электроэнергии.

В нынешнее время компьютер можно использовать для построения своих дидактических комплексов. Это компьютерная программа «Лингвист» для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку и разные электронные энциклопедии.

Последние годы замечается оптимизация учебного процесса на базе новых информационных технологий, и все по-разному применяют компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе и т.д.

Если в первые годы, используя компьютер, были рады этому новому «помощнику» на своих уроках, то в последние годы вместе с другими учителями сетую на то, что техника в школе уже устарела, компьютеры пора менять на более современные, т.к на наших нельзя пользоваться новыми интересными программами.

За годы применения компьютерных технологий на уроках и во внеклассной работе мы научились более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, научились видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке в силу понятных причин.

Используя на своих уроках компьютер, я получила ответы на эти вопросы. Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

обогащение словарного запаса;

овладение нормами литературного языка;

знание лингвистических и литературоведческих терминов;

наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, т.к класс приходится чаще всего делить на группы. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Я работаю по следующим направлениям:

использование готовых программных продуктов,

работа с ресурсами Интернет,

В своей работе я использую Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:

Создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

увеличивает объем использования наглядности на уроке;

экономит время учителя при подготовке к уроку.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

психологически облегчает процесс усвоения;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор учащихся;

повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.

Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.

Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;

увеличение количества учащихся, желающих участвовать в олимпиаде по литературе;

повышает качество обучения;

усиливает интерес к изучению предмета;

рационально распределять время урока;

доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

Применение компьютерных технологий позволяет мне:

наполнить уроки новым содержанием;

развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность

формировать элементы информационной культуры;

прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *