компьютерные игры убивают мозг
Компьютерные игры-шутеры опасны для мозга, заявляют ученые
МОСКВА, 8 авг — РИА Новости. Увлечение шутерами и некоторыми другими компьютерными играми не только улучшает реакцию и краткосрочную память, но и ведет к атрофии центра долгосрочной памяти в мозге, говорится в статье, опубликованной в журнале Molecular Psychiatry.
«Компьютерные игры, как показали наши коллеги, могут улучшать работу некоторых участков мозга, связанных со вниманием и краткосрочной памятью. Но оказывается, что у этих улучшений есть своя скрытая цена, выражающаяся в деградации гиппокампа — центра долговременной памяти», — рассказывает Грег Уэст (Greg West) из университета Монреаля (Канада).
Последние 20 лет ученые, общественные деятели, политики и беспокоящиеся родители жарко дискутируют о пользе и вреде компьютерных игр, о том, как они могут повлиять на поведение детей и взрослых, а также на работу мозга человека. Недавно этим вопросом заинтересовались нейрофизиологи, обнаружившие, что некоторые типы игр, в частности, улучшают реакцию и память.
Анализируя результаты этих наблюдений, Уэст и его коллеги заметили, что у многих участников этих опытов происходило не только улучшение реакции и эпизодической памяти, но и несколько ухудшалась долговременная память. Это заставило ученых провести повторные эксперименты, в рамках которых они наблюдали не за изменениями в отдельных участках мозга, а за всей нервной системой в целом.
Для этих опытов ученые собрали две группы добровольцев: в одну вошли примерно два десятка заядлых геймеров, а во вторую — столько же людей, не увлекающихся видеоиграми.
Перед экспериментом ученые попросили геймеров устроить длительный сеанс «запойного» гейминга и поиграть в Call of Duty, Killzone, Borderlands 2 или любую другую «стрелялку» на протяжении 90 часов, после чего просветили их мозг при помощи магнитно-резонансного томографа и предложили пройти простую игру-тест на реакцию и память, где нужно было запомнить выход из лабиринта и четыре раза вывести из него одинаковые фигурки.
С одной стороны, эти эксперименты подтвердили, что геймеры обладают более быстрой реакцией и лучшей эпизодической памятью, чем те, кто играми не увлекается. Это выражалось в повышенной толщине и активности участков коры и глубинных слоев мозга, отвечающих за эти функции.
С другой стороны, «апгрейд» оказался для геймеров малополезным — повышение активности так называемого полосатого тела мозга, управляющего реакцией и краткосрочной памятью, привело к снижению активности гиппокампа, центра долговременной памяти. Это привело к тому, что гиппокамп начал атрофироваться и уменьшаться в объеме, что может привести к проблемам с памятью в преклонные годы.
Подобная «скрытая цена» улучшения реакции и краткосрочной памяти, как отмечают ученые, может быть очень опасной для тех, чей гиппокамп изначально находится в плохом состоянии, — для носителей болезней Альцгеймера, Паркинсона, старческой деменции или шизофрении.
Как подчеркивают ученые, не все игры действуют на мозг подобным образом — параллельно они проводили эксперименты с другой группой добровольцев, представители которой играли в трехмерную версию «Марио» и некоторые другие платформеры. Работа гиппокампа у таких геймеров не ухудшилась, а улучшилась, а работа полосатого тела не поменялась.
Особенно сильно это проявлялось в играх, где не было компаса, встроенных карт и других методов навигации, которые заставляли игроков самостоятельно запоминать ориентиры и полагаться на память во время игры. По этой причине ученые советуют разработчикам игр усложнять их геометрию и ландшафт и отказываться от автоматической навигации для того, чтобы помочь игрокам избежать атрофии мозга.
Компьютерные игры влияют на количество серого вещества в гиппокампе
Уменьшение и увеличение количества серого вещества в гиппокампе после 90 часов игры
В связи с большой популярностью компьютерных игр учёные всё чаще обращаются к теме, как видеоигры влияют на когнитивные способности человека. Известно, в частности, что игры в жанре экшн улучшают производительность мозга в разных областях, среди которых зрительное внимание, зрительная кратковременная память, организующая функция и процедурные способности к обучению. В результате, шутеры от первого и третьего лица, такие как Call of Duty, сейчас рекомендуются детям, взрослым и пожилым людям для тренировки мозга, а именно для развития определённых способностей, таких как зрительное внимание.
Были теории, что видеоигры влияют на серое вещество в гиппокампе — важной области мозга, которая участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (то есть перехода кратковременной памяти в долговременную) и генерирует тета-ритм при удержании внимания. Гиппокамп играет важную роль в работе мозга на протяжении всей жизни человека.
От серого вещества в гиппокампе зависит пространственное обучение (spatial learning), когда человек запоминает взаимосвязь между объектами в окружающем пространстве. Альтернативная стратегия ориентации в пространстве — поведенческое обучение (response learning), при котором активируется хвостатое ядро, а навигация осуществляется путём запоминания серии действий, начиная со стартовой точки. Важно, что люди, которые склонны к поведенческому обучению, имеют меньше серого вещества в гиппокампе, чем люди со склонностью к пространственному обучению.
Системы памяти в гиппокампе и хвостатом ядре вносят свой вклад в оптимальное выполнение задачи. Например, гиппокамп напрямую вовлечён в процессы пространственной навигации, эпизодической памяти и регулирования стресса. С другой стороны, полосатое тело с хвостатым ядром больше задействовано в формировании привычек и процедурной памяти с обучением навыкам в обход сознания (например, езда на велосипеде).
Последние исследования на людях и крысах показали, что количество серого вещества в гиппокампе обратно пропорционально количеству серого вещества в хвостатом ядре. Функциональная активность этих двух областей мозга тоже имеет обратную зависимость в процессе навигации. То есть если больше задействуется одна из этих двух областей, то меньше задействуется вторая. При этом если постоянно активно использовать одну из структур (например, хвостатое ядро для обучения разным навыкам в обход сознания), то есть реальный риск атрофии гиппокампа. А это уже серьёзно, учитывая важность гиппокампа на протяжении всей жизни человека. Известно, что низкий уровень серого вещества в гиппокампе является фактором риска для развития ряда нейропсихиатрических заболеваний, то есть психических заболеваний, возникающих в результате нарушения нервной структуры и функции нервной системы.
Некоторые учёные считают, что важно соблюдать баланс между активностью гиппокампа и хвостатого ядра. При этом известно, что некоторые факторы — стресс, рутина, вознаграждение — стимулируют стратегии активности хвостатого ядра, из-за чего страдает гиппокамп. Вопрос в том, как влияют видеоигры на количество серого вещества в гиппокампе.
Учитывая всё вышесказанное, группа учёных из Центра исследований нейропсихологии и сознания при Университете Монреаля и департамента психиатрии Исследовательского центра госпиталя Дуглас при Университете Макгилл (оба — Канада) провела исследование, замерив количество серого вещества в гиппокампе людей, которые постоянно играют в видеоигры, и которые не играют.
Во время эксперимента было проведено сканирование мозга 17 геймеров и 16 негеймеров методом магнитно-резонансной томографии. Все они также прошли тест 4-on-8 virtual maze (4/8VM) в виртуальной реальности для проверки типа предпочтительной стратегии при навигации: пространственное обучение или поведенческое обучение.
Первый эксперимент подтвердил теорию о том, что видеоигры снижают количество серого вещества в гиппокампе. В самом деле, среди постоянных геймеров чаще наблюдался вариант поведенческого, а не пространственного обучения при навигации. И количество серого вещества в левом гиппокампе у них оказалось существенно меньше.
Во втором эксперименте учёные взяли группу добровольцев, которые не играют в компьютерные игры, и заставили их играть в лабораторных условиях в течение 90 часов. Половина играла в шутер от первого лица (Call of Duty: Modern Warfare 2), а другая половина — в игры на 3D-платформе (игры серии Super Mario).
Результаты исследования противоречивые. В целом между группами не обнаружилось различий в количестве серого вещества гиппокампа. Но у тех людей, которые предпочитали поведенческие стратегии, после игры в Call of Duty: Modern Warfare 2 наблюдалось значительное снижение количества серого вещества в правом гиппокампе. Напротив, у людей со стратегиями пространственного обучения наблюдалось увеличение количества серого вещества в левом гиппокампе.
Игра в Super Mario не имела негативных эффектов ни для какой группы испытуемых: у людей, которые предпочитали поведенческие стратегии, значительно увеличилось количество серого вещества в правом гиппокампе, а у людей со стратегиями пространственного обучения значительно увеличилось количество серого вещества в энторинальной области коры.
Таким образом, делают вывод учёные, хотя видеоигры в жанре экшн развивают зрительное внимание и другие способности мозга, они по-разному влияют на количество серого вещества в гиппокампе у разных людей, в зависимости от того, к какому типу навигации в пространстве спонтанно склоняется человек. Если человек в жизни запоминает взаимосвязь между объектами в окружающем пространстве, активизируя гиппокамп, то в игре он подсознательно делает то же самое, тем самым наращивая количество серого вещества в гиппокампе. Если же человек осуществляет навигацию в пространстве путём запоминания серии действий, начиная со стартовой точки, то видеоигры такого типа ещё более атрофируют его гиппокамп. Как показывают исследования, в жанре экшн больше игроков второго типа, поэтому в среднем у них гиппокамп сильнее атрофирован, чем у нормальных людей, зато более развито хвостатое ядро.
Научная статья опубликована 8 августа 2017 года в журнале Molecular P (doi: 10.1038/mp.2017.155, pdf).
Компъютерные игры убивают мозг?
«Даже самые лучшие компьютерные игры и программы делают жизнь однобокой, а развитие неполноценным. В Японии исследователи обнаружили, что компьютерные игры стимулируют участки головного мозга, отвечающие за зрение и движение. Но при этом у детей, проводящих долгие часы за компьютерными играми, не развиваются лобные доли мозга. А именно там находятся участки, ответственные за поведение, тренировку памяти, эмоции, обучение, которые должны развиваться до зрелого возраста. «
http://www.medlinks.ru/article.php?sid=28913
Врачи делают все возможное, чтобы снова вызвать в человеке интерес к реальной жизни. С ним проводятся психологические тренинги, игры, в процессе которых он учится саморегуляции. Вместе с тем, отмечают эксперты, излечение человека целиком и полностью зависит от него самого. Как в случае с наркоманами или алкоголиками, насильно вылечить от интернет-зависимости не представляется возможным, если человек сам этого не хочет. Именно поэтому компьютерная зависимость сегодня гораздо труднее поддается лечению. И рецидивы также намного тяжелее излечиваются. В конце концов, с алкоголем и наркотиками люди знакомы сотни лет, а Интернет едва прошел стадию своего детства. Тем более важно, по мнению психиатров, уже сегодня выйти на тропу войны с ним – пока имеет смысл говорить хоть о какой-то медицинской помощи его жертвам. «
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
«Люди, которые играют в игры
Что видеоигры делают с вашим мозгом — плюсы и минусы
Для тех из вас, кто слышал от своих родителей: «Не играйте в видеоигры слишком долго, они испортят вам мозг», давайте разберемся, так ли это.
На дворе 2020 год, и игровая индустрия не сбавляет обороты: выбор платформ неуклонно увеличивается, качество игр стремительно улучшается, а растущая аудитория геймеров, которая приняла и интегрировала игры в свою повседневную жизнь, достигла наивысшей точки и все еще продолжает расти.
Да, во многом игровая индустрия процветает благодаря киберспорту. Проекты вроде Fortnite не только доступны на различных платформах, включая смартфоны, но и не требуют никакого вложения реальных средств.
Мы все слышали, что в тот или иной момент кто-то говорил о видеоиграх так, будто они наносят вред вашему зрению, нарушают осанку и разрушают функции мозга, но на чем основаны эти утверждения?
Мнение Шона Грина
Вот что об этом думает профессор психологии Шон Грин из Висконсинского университета в Мадисоне:
Затем профессор Грин приводит в пример экшен-игры, заметив, что все объекты, включая игрока, движутся в быстром темпе. Когда на экране есть несколько объектов, которые нужно отслеживать одновременно, акцент делается на периферийной обработке — она, в свою очередь, требует быстрых и точных решений в сжатые сроки.
После 15 лет исследований самым большим положительным эффектом от игр-боевиков стало усиление сенсорного восприятия — это влияет на то, как разум игрока может интерпретировать внешние стимулы, такие как образы и звуки, а также на пространственное осязание, которое помогает вам координироваться и ориентироваться в трехмерной среде. Благодаря этому улучшается способность сосредоточиться на одном объекте, игнорируя отвлекающие факторы.
Видеоигры как цифровое лекарство
Ссылаясь на то, что игры считаются полезными как для душевного, так и для психического здоровья, исследователи из Neuroscape Lab UCSF стремятся преодолеть разрыв между технологиями и нейробиологией, чтобы улучшить функциональность мозга людей.
Почему же ученые сосредоточены именно на когнитивном контроле? Причина заключается в том, что это основа, на которой построены все другие функции, такие как память, рассуждение, принятие решений, мудрость и так далее. Если человек не может сосредоточиться, все остальное рушится — у него попросту не получится развить ни одну из когнитивных способностей более высокого порядка.
В будущем специальные познавательные игры можно будет рассматривать как форму цифрового лекарства, которое прописывают пациентам с СДВГ. Итак, со всей этой информацией, давайте взглянем на основные плюсы и минусы.
Плюсы и минусы:
Вы получите больше пользы от кратковременных игровых сессий, равномерно распределенных по времени, а не от одного продолжительного захода. Что касается когнитивных функций, как было замечено, игры оказывают либо положительный эффект, либо вообще его не вызывают. Не подтверждено ни одного случая, когда игра привела к когнитивному повреждению или ухудшению производительности с течением времени.
А как повлияли видеоигры на вашу жизнь?
Компьютерные игры и мозг
О влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, тренажерах для мозга и неоднозначности экспериментальных данных рассказывает психолог Наталия Богачева.
Наталия Богачева — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова
Большая группа исследований компьютерных игр посвящена изучению их влияния на когнитивное развитие человека: на память, внимание, мышление и интеллектуальные функции в целом. Существуют противоречивые исследования. Общее представление о том, что от компьютерных игр мозг портится, находится на уровне общественного сознания и не совсем согласуется с данными исследований.
Изучение компьютерных игр с точки зрения когнитивного развития начинается очень рано в истории психологии. Первые экспериментальные работы относятся к 1980–1990-м годам и связаны с изучением пространственных способностей. Пространственное мышление (в английской версии — spatial thinking) — это целая группа способностей человека, связанных с ориентацией в трехмерных пространствах, в переносе трехмерных пространств на двухмерные. Например, когда нам нужно сориентироваться по карте: карта плоская, а окружающий нас город вполне себе трехмерный.
Исследования показывают, что пространственные способности у игроков в компьютерные игры развиваются. Именно с компьютерными играми зачастую связывают происходящее в настоящее время уменьшение гендерных различий в пространственных способностях между мужчинами и женщинами. Считается, что женщины хуже ориентируются в пространстве, чем мужчины. С этим связана масса анекдотов про то, как женщины крутят карту и водят машину. В последнее время в связи с развитием технологий эти различия практически стираются. Девушки, играющие в компьютерные игры, так же хорошо справляются с пространственными задачами, как и играющие в компьютерные игры мужчины. И все геймеры делают это лучше, чем люди, которые не играют в компьютерные игры.
Однако встает вопрос о дизайне исследования. Многие исследования построены на сравнении людей, которые много играют в компьютерные игры, и людей, которые не играют в принципе. Здесь мы не можем с полной уверенностью говорить о причинно-следственных связях. Возможно, что люди с определенными когнитивными особенностями лучше играют в компьютерные игры, поэтому им это больше нравится, а люди, которые не делают игры своим увлечением, не так хороши в определенных характеристиках.
В других исследованиях все испытуемые изначально не умеют играть либо играют одинаково хорошо. В рамках исследования они проводятся через ряд действий, то есть играют в компьютерные игры, а затем сравниваются их характеристики до и после. Здесь встает вопрос о том, насколько реально провести достаточное количество опытов. У игроков со стажем 7–10 лет количество часов, проведенных за игрой, может быть огромным. В рамках исследования, которое ограничено по времени, в лучшем случае тестируются десятки часов игры. Мы можем не получить никаких результатов или получить те, которые не отразят долгосрочных эффектов компьютерной игры.
Существуют противоречивые данные о том, насколько пространственные способности развиваются в игре. Последние нейропсихологические исследования, в которых испытуемые проходили специально организованные игровые сессии, показывают изменения в объеме серого вещества в области гиппокампа, то есть в зонах, которые связаны с ориентацией в пространстве. Это показано у игроков в трехмерные аркадные игры и у некоторых игроков в компьютерные игры жанра экшен. Также это происходит не со всеми испытуемыми, а зависит от стратегии, которую они используют.
Существуют две глобальные стратегии ориентации в пространстве, которые выделяют в исследованиях: ориентация непосредственно на пространственные факторы и ориентация на запоминание, на автоматические действия, связанные с ориентацией в игровых лабиринтах. Эффекты на мозг могут кардинально различаться в зависимости от преобладающей у человека стратегии. Однако изменения, которые происходят в мозге у испытуемых, необязательно отражаются на поведении в реальной жизни.
В другом нейропсихологическом исследовании не обнаружили никаких различий в мозговой активности людей, которые имели большой опыт игры в компьютерные игры, и людей, которые вообще не имели опыта. Но обнаружили различия на уровне точности выполнения заданий. Игроки в компьютерные игры быстрее и точнее справлялись с задачами на распознавание визуальных и буквенных стимулов. При этом они не демонстрировали особенностей в работе мозга, которые бы позволяли говорить, что они лучше или хуже умеют решать эти задачи на уровне нейронного реагирования. Речь опять идет об играх жанра экшен, а это только один из жанров, что еще больше усложняет картину.
На любое исследование, которое показывает положительные эффекты компьютерных игр, приходится некоторое количество исследований, опровергающих его результаты. В этой области не очень хорошо с воспроизводимостью результатов. Наиболее адекватный на сегодня вывод заключается в том, что компьютерные игры слабо влияют на мозговые процессы человека. Какой-то эффект есть, но не такой сильный, как хотелось бы сторонникам или противникам компьютерных игр.
Исследования группы Дафны Бавельер, которые показывают много различных позитивных эффектов от специально организованных игровых сессий, обоснованно критикуются за недостаточный контроль мотивационных факторов. Игроки в компьютерные игры могут быть больше замотивированы решать задачи на когнитивное развитие, которые им предлагаются в исследовании. Задачи на внимание и пространственное мышление похожи на игру и могут быть им более привычны и интересны.
Про память и технологии сказано много. Память бывает долговременная и кратковременная. Чаще говорят не о кратковременной, а о рабочей памяти, которая нам нужна, чтобы осуществлять текущую деятельность и удерживать информацию, которой мы оперируем сейчас. Долговременная память значительно сложнее для изучения, потому что необходимы длинные исследования. Но существует общее предположение о том, что из-за современных технологий наша способность к долговременному запоминанию информации снижается. Мы стали полагаться на электронные устройства, вместо того чтобы держать в голове номера телефонов, свои встречи и различные дела.
Компьютерные игры не адресуют долговременную память напрямую. Они адресуют кратковременную рабочую память. Существуют исследования, показывающие увеличение объема рабочей памяти у игроков в компьютерные игры. Это напрямую связано с тем, что им необходимо делать в игре, потому что игра достаточно сложная деятельность, во время которой нужно отслеживать различные показатели и удерживать в голове много информации.
Игра направлена на многозадачность. Это еще один камень преткновения современных информационных технологий и их исследований. Многозадачность — общий современный тренд. Многие исследования показывают, что для нас естественно отслеживать несколько источников информации: читать прогноз погоды внизу экрана, слушать диктора, смотреть в телефон и одним глазом еще и в книгу. Люди старшего поколения, наоборот, привыкли делать по одному делу за раз. Пока что исследования показывают, что они более эффективны.
Резолюция Американской психологической ассоциации показывает, что при мультитаскинге человек затрачивает больше времени и ресурсов и сильнее нагружает нервную систему, потому что самое трудоемкое в нашей деятельности — это переключение между задачами (task switching). Мы тратим больше усилий, чтобы отвлечься от одного и начать делать другое. Потому что на самом деле мы не делаем два дела одновременно — мы быстро переключаемся между ними.
Против мультитаскинга выступает много исследователей. Существуют данные, что при активном мультитаскинге уменьшаются объемы некоторых зон мозга и снижается глубина переработки информации. Последнее абсолютно логично, потому что каждой задаче отводится меньше внимания. Другие исследования связывают мультитаскинг со снижением эмпатии, рефлексии, с ухудшением продуктивности работы человеческого мозга.
Но мультитаскинг является одним из важных атрибутов нашей реальности, он требуется не только для игр. Не делать несколько дел одновременно при современном темпе жизни очень сложно. Игроки в компьютерные игры справляются с мультитаскингом лучше, и это может быть применимо в их повседневной деятельности. Но в целом мультитаскинг не очень полезен для человека на том уровне развития, на котором он находится сейчас. Возможно, через некоторое время мы приспособимся.
Технологии влияют на мозговую пластичность и действительно могут вызывать изменения в структурах мозга. На этих эффектах основана идея развивающих, серьезных игр, которые создаются специально для того, чтобы что-то тренировать. Различие между серьезными и развлекательными играми заключается в задачах, которые ставят перед собой разработчики. Серьезные игры сейчас являются одной из интенсивно развивающихся индустрий и активно изучаемых сфер деятельности.
Однако есть характерные проблемы. Серьезные игры должны оставаться достаточно интересными и увлекательными, чтобы сохранить сильные стороны компьютерных игр. Они должны вовлекать человека в игру. Они также должны быть лишены потенциальных негативных эффектов, которые мы видим у компьютерных игр жанров экшен и шутер. Если мы подозреваем, что эти игры могут повышать агрессию, пусть это и не совсем доказано, мы не можем строить компьютерные игры для тренировки по этому принципу.
И главное, они должны работать. Это серьезная проблема. Важно, чтобы исследования серьезных игр были независимыми. Нельзя доверять исследованиям, которые выполняются на деньги компании, заинтересованной в продвижении игры. Независимые исследования тоже могут отражать представления людей, которые их проводят.
Одна общая большая проблема для исследований в области компьютерных игр — различные предпочтения (publication bias). Это предпочтительная публикация определенной группы статей. Статьи, показывающие наличие эффекта, всегда принимаются охотнее, чем статьи с отрицательными результатами. Поэтому исследования, которые бы показывали, что компьютерные игры не развивают, имеют меньше шансов быть опубликованными.
Работ, которые сравнивают тренирующие и развлекательные компьютерные игры, очень немного. В основном они не выявляют особой пользы от серьезных игр, направленных на развитие мозга и когнитивных функций. Обучение с помощью компьютерных игр, получение знаний — это другая сфера, которую нужно изучать отдельно.
С проблемой когнитивного развития у пользователей компьютерных игр такая же ситуация, как и с проблемой возникновения у них агрессии. Существует достаточно данных, чтобы предположить, что эффект от игр существует. Но данные часто опровергаются, и все неоднозначно с их интерпретацией. Даже изменения на уровне структур и активности мозга не всегда можно однозначно интерпретировать. Например, у шахматистов отмечается снижение объема некоторых зон мозга, но это рассматривается как позитивный эффект спецификации.
Нужно больше исследований. Пока что можно сказать, что у игроков в серьезные игры развиваются навыки выполнения именно этих игр, а не мозг в целом. То есть существует проблема переноса на другие виды деятельности.