комсомольский район шерауты монастырь иверской божией матери
Иверский Богородицкий женский монастырь (Шерауты)
Мiръ Россия Чувашская Республика село Шерауты Иверский Богородицкий женский монастырь (Шерауты)
Православный Иверский Богородицкий женский монастырь является преемником Николо-Иверской женской обители, учрежденной в 1903 году в 10 км от села Шерауты между деревнями Кубня и Новые Мураты. Монастырь был официально закрыт в 1919 году, впоследствии монастырские здания пострадали от пожара и были разрушены. Возрождение разрушенной обители было положено 1 января 2001 года.
Содержание
История [ править ]
Православный Иверский Богородицкий женский монастырь с. Шерауты Комсомольского района Чувашской Республики является преемником Николо-Иверской женской обители, учрежденной в 1903 году в 10 км от с. Шерауты между деревнями Кубня и Новые Мураты.
В 1905 году в монастырь была устроена церковь во имя свт. Николая Чудотворца.
Уже в 1908 году монастырь состоял из 3-х корпусов, сада, пчельника, конюшни, 2-х коровников, 2-х амбаров, 2-х сараев, дровянника.
Монастырь был официально закрыт в 1919 году, но фактически действовал до 20 июня 1921 года, в то время в его зданиях был открыт детский дом.
Впоследствии монастырские здания пострадали от пожара и были разрушены. По преданию монастырские колокола до сих пор сокрыты в земле, иконы и церковная утварь расхищены, частью уничтожены, чудом сохранилась Иверская икона Божией Матери.
В настоящее время она является главной святыней обители.
В конце 90-х годов началось возрождение обители.
1 января 2001 года монастырю была возвращена Иверская икона Божией Матери, и архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава освятил монастырский храм.
Современное состояние [ править ]
Комплекс Иверского Богородицкого женского монастыря с. Шерауты состоит из:
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 429347, Чувашская Республика, Комсомольский район, с. Шерауты, ул. Больничная, 1
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
В подобных ситуациях некоторые женщины уходят в монастырь. Я решила узнать, как им живется.
Сборы
Начав укладывать сумку, я поняла, что брать с собой нечего, только платок на голову, черную длинную юбку, сапоги без каблуков, кофту, гигиенические принадлежности.
До села Шерауты Комсомольского района, где расположен монастырь, меня довез знакомый.
Встреча
Мы приехали около девяти вечера. Я позвонила матушке Кирилле. В дверях появился силуэт женщины средних лет в длинном темном одеянии с фонарем в руках.
Меня радушно встретили: «Добро пожаловать в монастырь». Водитель уехал. Мужчинам на территории женского монастыря оставаться нельзя.
Трапезная
Несмотря на поздний час, мне предложили поесть. В столовой, которую в монастыре называют трапезной, монахини накрыли стол.
Суп походил на классические щи, но оказалось, что туда были добавлены рыбные консервы. На столе были салат с квашеной капустой, селедкой, свеклой и горошком, простая тушеная капуста, лежали чеснок и лук, стояли специи, кетчуп и сметана.
В келье
После ужина мне дали понять, что завтра придется встать в половине шестого утра, попросили выключить телефон.
Комнатка, где мне предстояло спать, была маленькая, стоял стул, столик, висели иконы. На меня нахлынула тоска.
Я легла и стала молиться, а потом задремала. Но выспаться не удалось: за фанерной стенкой храпела соседка.
Служба
Как и говорили, служба началась в шесть утра и продолжалась до десяти часов. Она проходила в храме, расположенном рядом с монастырем. Изредка я стоя засыпала, ноги гудели. Послушницы пели, батюшка читал молитвы.
Атмосфера благоприятно повлияла на меня: на душе стало легко.
Хозяйство
Монахини не загружены работой. Наемные рабочие из ближайших деревень выполняют всю тяжелую работу. Монахини убираются, готовят.
Весной, как и любые дачники, женщины сажают картофель, для этого у них есть участок в сорок соток.
Оторваны от цивилизации
К моему удивлению, монахини совершенно не знают, что происходит в мире: газет, телевизора, Интернета в монастыре нет. От меня они узнали, что папа римский отрекся от своего сана.
Напутствие
Подходило время моего отъезда. Мне предстоял разговор с матушкой.
Я поблагодарила матушку за гостеприимство и обещала хорошенько подумать.
Путь домой
По дороге домой я размышляла: почему женщины выбирают такой путь? Грехи? Непонимание со стороны мужчин?
Группа Помощи Иверскому жен.монастырю
Группа Помощи Иверскому жен.монастырю запись закреплена
Группа Помощи Иверскому жен.монастырю запись закреплена
Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Старцы
Как претерпевать скорби
Если скорбь приходит от людей, претерпевать ее нужно благодушно, нужно молиться за оскорбителей, как и прежде было сказано, твердо зная, что не без промысла Божия случается все с нами, но Бог устраивает нам это на пользу и для спасения наших душ. Хотя в настоящее время посылаемые скорби и кажутся нам бесполезными, но впоследствии мы увидим, что истинно полезно нам не то, чего мы сами желаем, но то, что устраивает Бог. Поэтому не должно руководствоваться одним человеческим рассуждением, но от всей души веровать, что око Божие все видит, и без воли Его ничего не может случиться с нами; и что искушения посылает Он нам по Своей благости, дабы, претерпевши их, получили победные венцы от Него.
Преподобный Нил Сорский
Группа Помощи Иверскому жен.монастырю запись закреплена
Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Старцы
Группа Помощи Иверскому жен.монастырю запись закреплена
Преподобный Паисий Святогорец
Письмо 248. Почтальону из Загреба, о тайной молитве
Как же нам не молиться Богу, если мы ежедневно молимся людям, которые без Божией помощи не могут нам ничем помочь? Без Бога и врач нас не исцелит, воин не защитит, учитель не научит, священник не поможет. Если мы так усердно просим посредников, как же нам не просить Начальника всему, который слышит нас без телефона, видит без очков, извещает без почтальона и все узнает без свидетелей?
Показать полностью.
Молиться тайно или явно? – спрашиваешь ты. И тайно, и явно. Но да помним, что при явной молитве должно избегать лицемерия перед людьми, а при тайной – самооправдания перед Богом. Вот тебе один пример тайной молитвы: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня иных желаний, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться, Сам во мне молись! Аминь» (молитва Филарета митрополита Московского).
Святитель Николай Сербский
«Миссионерские письма»
Группа Помощи Иверскому жен.монастырю запись закреплена
Преподобный Паисий Святогорец
— Геронда, может ли наше желание молитвы родиться от некоей эмоциональной потребности в общении, в утешении?
— Даже если оно родится от какой‑нибудь доброй эмоциональной потребности в Боге, разве это плохо? Однако, похоже, что ты всё пребываешь в забывчивости и только в нужде обращаешься к молитве.
Показать полностью. Ясно, что Бог для того попускает случаться у нас разным нуждам и затруднениям, чтобы мы прибегали к Нему, но лучше, когда по любви ребёнок бежит к своему отцу или матери. Возможно ли представить ребёнка, знающего, как его любят родители, которого приходилось бы силой заставлять идти на руки к матери или отцу?
Бог есть нежный Отец, и Он любит нас. Поэтому нужно с нетерпением ждать часа молитвы и никогда не насыщаться общением с Ним.
Преподобный Паисий Святогорец
Том VI. О молитве
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ
ГЛАВА 1. Молитва есть разговор с Богом
Группа Помощи Иверскому жен.монастырю запись закреплена
Доброе слово •Православие •
Зло, побежденное вами в собственных глубинах, в собственной душе, побеждено во вселенной.
митр. Антоний Сурожский
Группа Помощи Иверскому жен.монастырю запись закреплена
† Смоленский храм и Часовня Ксении Блаженной
18 ноября – Избрание на Патриарший престол
Святейшего Патриарха Тихона
Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.
Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.
Показать полностью.
В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.
В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.
Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.
Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».
Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих. » Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков». Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.
Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».
В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»
Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.
Женский монастырь Иверской Иконы Божией Матери
Женский монастырь Иверской Иконы Божией Матери запись закреплена
Просьба ко всем кто может и хочет сотворить Святую милостыню.
После карантина в женском монастыре рекомендовали приобрести обеззараживатель воздуха в Храм, дезинфицирующие средства для ежедневной обработки. Каждый может стать участником в этом Благом деле.
Номер телефона который привязан к карте +79182205811
Монастырь был на карантине с 27 ноября и сейчас очень нуждается в нашей помощи.
Женский монастырь Иверской Иконы Божией Матери запись закреплена
Женский монастырь Иверской Иконы Божией Матери запись закреплена
Существуют ли порча, приворот, заговор и сглаз?
«С точки зрения Церкви сглаза и порчи – в их мирском понимании – не существует», «нельзя одновременно верить в Бога и в порчу», «Ни в Евангелии, ни в других книгах Нового завета не говорится ни о сглазе, ни о порче» — это лишь некоторые высказывания, взятые нами наугад из Сети.
Показать полностью. Попытаемся разобраться, что стоит за этими терминами и действительно ли миллионы наших сограждан верят в чепуху, а широко предлагаемые оккультные услуги сродни действиям напёрсточников или гипнотизёров?…
Что понимают под терминами «порча, приворот, заговор и сглаз»?
Сначала определим рассматриваемые понятия в общепринятом и богословском смыслах. Ключевой компонент перечисленных действий – обращение некоего посредника (экстрасенса, мага, целителя) к некой внешней таинственной силе.
Порча. Этот термин обычно используется колдунами для обозначения главной причины, лежащей в основе тех неприятностей, с которыми сталкиваются посещающие их пациенты либо их близкие. В простонародье с порчей может связываться причина некоторых видов духовных болезней (при этом действенность порчи объясняется влиянием на жертву демонических сил).
Приворот. Колдуны позиционируют его как одну из форм (разновидностей) порчи. В этом случае оккультное воздействие на человека производится с целью воспламенения в нём влечения к другому человеку (обычно заказчику).
Заговор. Между приворотом и заговором не всегда прослеживается четко определяемая разница. В ряде случаев названные термины могут употребляться в качестве синонимов. С другой стороны заговор может использоваться для оказания на человека воздействия совершенно иного характера, например, избавления его от болезни. Это слово один раз встречается в Библии: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь» (Ис.8:12).
Под сглазом обычно понимают негативное воздействие на человека, оказанное без применения специальных обрядовых действий или оккультных техник, доступных «специалистам». Считается, что сглазить может обычный злой или завистливый человек. Это понятие – из разряда суеверий, поэтому подробно рассматривать его мы не будем.
Снятие порчиВ церковной лексике всё это в совокупности именуется колдовством (беснованием, ворожбой, чародейством, «одержимостью» (от цсл. одержу – крепко держу, стесняю, мучаю) «приражением» (от цсл. приразитися – столкнуться с кем-либо) и суть у этих понятий одна – бесовское влияние. При использовании связанных с ними методик колдунами (магами, экстрасенсами, чародеями) они, как правило, прикрываются антуражем пристойных и даже научных понятий (воздействие через связь с космосом, вселенскими энергиями; изменение ауры, личного энергетического кода; использование сверхспособностей), хотя в действительности (если, конечно, речь не идёт о банальном обмане и шарлатанстве) колдовство опирается на содружество с бесами и всегда пагубно отражается как на судьбе «вершителя», так и на судьбе инициатора колдовства.
Женский монастырь Иверской Иконы Божией Матери запись закреплена
Священномученик Дионисий, епископ Александрийский.
Святой Дионисий происходил из Александрии из семьи богатых и знатных родителей – язычников. Он обратился ко Христу под влиянием известного богослова древней Церкви Оригена. Благодаря своему усердию в изучении христианской истины он был возведён в сан пресвитера, а потом стал и начальником Александрийского огласительного училища.
Показать полностью.
Глубокие познания, в том числе в языческой философии, позволили святому Дионисию убедительно опровергать лжеучения еретиков. Он также известен своей борьбой с расколом новациан, возникшем из-за вопроса о том, следует ли принимать в церковное общение христиан, отпавших во время гонений. Новациане полагали, что принимать отпавших не следует, и из-за острого несогласия с Церковью по этому вопросу создали раскол.
Святой Дионисий увещевал раскольников вернуться к Церкви, говоря: «Ты должен был бы претерпеть всё возможное, но только не рассекать Церкви Божией. Не менее славно умереть для того, чтобы только не раздирать Церкви, как и для того, чтобы не принести жертвы идолам. По моему суждению, первое даже выше, потому что в последнем случае умирают для спасения своей души, а там – для блага всей Церкви». Святой скончался в 265 году.
Женский монастырь Иверской Иконы Божией Матери запись закреплена
Женский монастырь Иверской Иконы Божией Матери запись закреплена
Христианин должен избегать нездоровой религиозности: как чувства превосходства перед другими по причине своих добродетелей, так и чувства своей худости по причине своей греховности. Одно дело – комплекс, а другое – смирение; одно дело – уныние, а другое – покаяние.
прп. Порфирий Кавсокаливит
Женский монастырь Иверской Иконы Божией Матери запись закреплена
Священномученик Павел I, патриарх Константинопольский
Святитель Павел, архиепископ Константинопольский, был избран на патриаршую кафедру после смерти патриарха Александра († 340), когда вновь вспыхнула арианская ересь. На Соборе, избиравшем нового Константинопольского патриарха, присутствовало много ариан.
Показать полностью. Они восставали против избрания святителя Павла, но православных членов Собора оказалось большинство. Император Констанций, царствовавший над Восточной половиной Римской империи, был арианин. Во время выборов патриарха его не было в Константинополе. По возвращении своем он созвал собор, который незаконно объявил низложенным святителя Павла, и император изгнал его из столицы. На место святителя возвели арианина Евсевия Никомидийского. Патриарх Павел удалился в Рим, где нашли себе приют и другие православные епископы, изгнанные Евсевием.
Недолго управлял Церковью Евсевий. Когда он умер, святитель Павел вернулся в Константинополь. Он с любовью был встречен паствой. Но Констанций вторично изгнал святого, и ему пришлось возвратиться в Рим. Император Констант написал своему восточному соправителю Констанцию грозное письмо, которое отправил в Константинополь со святым архипастырем-изгнанником. Угрозы подействовали, и святитель Павел был возвращен на патриарший престол.
Однако вскоре благочестивый император Констант, защитник православных, был предательски убит во время дворцового переворота. Святителя Павла вновь изгнали из столицы и отправили в ссылку в Армению, в город Кукуз, где он принял мученическую кончину. Когда патриарх совершал Божественную литургию, ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором. Произошло это в 350 году. В 381 году святой царь Феодосий Великий торжественно перенес мощи святителя Павла исповедника из Кукуза в Константинополь. В 1326 году мощи святителя Павла перенесены в Венецию.
Святитель Афанасий Великий, современник святого Павла, об его изгнании пишет кратко: «Святой Павел в первый раз сослан Константином в Понт, во второй раз Констанцием, окованный железными узами, заточен в Сингару Месопотамскую и оттуда переведен в Емесу, а в четвертый раз в Кукузу Каппадокийскую у Таврских пустынь».
Тропарь святителю Павлу, патриарху Константинопольскому, исповеднику, глас 3
Боже́ственныя ве́ры испове́данием/ друга́го Па́вла тя Це́рковь, ревни́теля во свяще́нницех, показа́,/ свозопие́т ти и А́вель ко Го́споду,/ и Заха́риина кровь пра́ведная./ О́тче преподо́бне, Христа́ Бо́га моли́// дарова́тися нам ве́лией ми́лости.
Перевод: Ревнителем в исповедании веры в Бога, как второго Павла, Церковь явила тебя среди священнослужителей. Взывает твоя праведная кровь вместе с Авелевой и Захарииной ко Господу (Лк.11:51). Отче преподобный, Христа Бога моли даровать нам великую милость.
Кондак святителю Павлу, патриарху Константинопольскому, исповеднику, глас 2
Облиста́вый на земли́, я́ко звезда́ Небосве́тлая,/ Кафоли́ческую просвеща́еши Це́рковь ны́не,/ о не́йже и страда́льчествовал еси́,/ ду́шу твою́, Па́вле, предложи́в,/ и, я́коже Заха́риина и А́велева,// я́сно вопие́т твоя́ кровь ко Го́споду.
Перевод: Просиявший на земле, как звезда Небесная, Православную просвещаешь сейчас Церковь, за нее же и претерпел ты мучения, жизнь твою, Павел, отдав и, как Захарии и Авеля (Быт.4:10, Мф.23:35), истинно взывает кровь твоя ко Господу.
Женский монастырь Иверской Иконы Божией Матери запись закреплена
Преподобный Варлаа́м Ху́тынский
Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг.
Показать полностью. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах – сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст» (2Сол.3,10). К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель – начало и корень всякого добра».
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний – сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.
Тропарь преподобному Варлааму Хутынскому, глас 3
И́же на земли́ лега́нием,/ поще́нием же и бде́нием/ те́ло твое́ изнуря́я, преподо́бне,/ вся плотска́я мудрова́ния умертви́л еси́;/ и исцеле́ний струя́ незави́стная яви́лся еси́/ ве́рою притека́ющим к тебе́, Варлаа́ме, о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Сном на земле, пощением и бдением тело твое изнуряя, преподобный, все плотские помышления ты умертвил и стал обильным потоком исцелений с верой приходящим к тебе, Варлаам, отче наш, моли Христа Бога о спасении наших душ.
Ин тропарь преподобному Варлааму Хутынскому, глас 8
Богодухо́вныя благода́ти испо́лнився/ и разже́гся любо́вию Животворя́щия Тро́ицы,/ млад яви́ся Бо́гу угожда́яй,/ ревну́я святы́м отце́м преподо́бным,/ вели́кия труды́ возлюби́в,/ и поне́сл еси́, и де́монския посрами́в, мно́жества низложи́л еси́,/ и преста́вися в ве́чный поко́й,/ и ны́не подае́ши прося́щим неоску́дное исцеле́ние,/ исцеля́я многоразли́чныя неду́ги,/ мо́лимтися, святы́й преподо́бне о́тче Варлаа́ме,// непреста́нно моли́ся ко Го́споду о душа́х на́ших.
Перевод: Наполнившись благодати Духа Божия и возгоревшись любовью Животворящей Троицы, с молодости ты угождал Богу, подражая святым преподобным отцам, возлюбил великие труды и исполнил их, и победил, одолев множество демонов, и преставился в вечный покой, и сейчас подаешь просящим неиссякаемое исцеление, излечивая многоразличные болезни, молим тебя, святой преподобный отче Варлаам, не переставая молись ко Господу о душах наших.
Кондак преподобному Варлааму Хутынскому, глас 8
Я́коже други́й Илия́ о́тче, дождь с небесе́ све́л еси́:/ он у́бо огнь сведе́, и царя́ удиви́,/ ты же лю́ди твоя́ возвесели́л еси́,/ и торжествова́ти устро́ил еси́./ Вели́кий бо Новгра́д вельми́ тобо́ю хва́лится,/ име́я мо́щи твоя́ в себе́,/ его́же сохраня́й от враг непоколеби́ма, да зове́м ти:// ра́дуйся, преподо́бне Варлаа́ме, о́тче наш.
Перевод: Как второй Илия, отче, ты низвел с небес дождь, ибо он низвел огонь и удивил царя, ты же людей своих обрадовал и праздник устроил. Великий же Новгород весьма тобой гордится, имея у себя мощи твои, его же сохраняй от врагов непоколебимым, да взываем к тебе: «Радуйся, преподобный Варлаам, отче наш».
Молитва первая преподобному Варлааму Хутынскому
О, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Варлаа́ме! Услы́ши нас моля́щихся тебе́ и бу́ди нам помо́щник в ско́рбех на́ших, и изба́ви нас от напа́стей, за мно́жество прегреше́ний находя́щих на ны; умоли́, уго́дниче Христо́в! Всеблага́го Бо́га дарова́ти нам оставле́ние всех от ю́ности на́шея до настоя́щаго дне и часа́, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми чу́вствы соде́янных на́ми согреше́ний, исхода́тайствуй нам невозбра́нный вход в Небе́сное Ца́рствие, да прославля́ем непреста́нно сла́вимую от А́нгел Всесвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь!
Молитва вторая преподобному Варлааму Хутынскому
О, свяще́нная главо́, преподо́бне и преблаже́нне о́тче наш Варлаа́ме вели́кий! не забу́ди нас рабо́в твои́х, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу, я́ко име́я к Нему́ дерзнове́ние и не премолчи́ моли́тися о нас ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Тебе́ бо даде́ся благода́ть моли́тися о нас; не мним бо тя ме́ртва бы́ти, и по сме́рти у́бо ду́хом твои́м не отступа́й от нас, но сохраня́й нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских. Па́стырю наш до́брый и свети́ло Росси́йское! се о́браз твой пред очи́ма на́шими предстои́т всегда́: свята́я же твоя́ душа́ со безпло́тными Небе́сными ли́ки у Престо́ла Вседержи́теля предстои́т веселя́щися. Тебе́ припа́даем, о́тче святы́й Варлаа́ме, и со слеза́ми мо́лимся: моли́ Всеси́льнаго Бо́га о нас и о по́льзе душ на́ших, испроси́ нам вре́мя покая́ния и невозбра́нно пройти́ от всех возду́шных князе́й и изба́витися ве́чныя му́ки, и Ца́рствия Христо́ва прича́стниками бы́ти, да спасе́ни тобо́ю, просла́вим Го́спода на́шего Иису́са Христа́ со безнача́льным Его́ Отце́м и пресвяты́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.