консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия

Статья 47.2. Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ глава VIII настоящего Федерального закона дополнена статьей 47.2, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 47.2. Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 47.2 настоящего Федерального закона

1. Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.

2. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

3. В отношении объекта археологического наследия, включенного в реестр, выявленного объекта археологического наследия устанавливаются требования к обеспечению сохранности объекта археологического наследия (требования к обеспечению неизменности внешнего облика, сохранению целостности, структуры объекта археологического наследия) или требования по организации и финансированию спасательных археологических полевых работ на данном объекте археологического наследия. Лицо (лица), указанное (указанные) в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязано (обязаны) в установленные охранным обязательством сроки:

1) обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) в случае обнаружения при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, незамедлительно приостановить работы и направить в течение трех рабочих дней со дня их обнаружения заявление в письменной форме об указанных объектах в региональный орган охраны объектов культурного наследия. Региональный орган охраны объектов культурного наследия, которым получено такое заявление, организует работу по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится обнаруженный объект культурного наследия. Дальнейшее взаимодействие регионального органа охраны объектов культурного наследия с лицами, указанными в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, в отношении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном статьей 36 настоящего Федерального закона;

3) организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

Источник

Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия

консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Смотреть фото консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Смотреть картинку консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Картинка про консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Фото консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия

Содержание настоящего учебного пособия соответствует курсу лекций по дисциплине «Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия. В конце учебного пособия представлены иллюстрированные приложения, дополняющие темы. Предназначено для обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 07.04.04 Градостроительство, а также в помощь преподавателям.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Сущность реставрации и реконструкции объектов культурного наследия

Цель — кратко ознакомиться с историей реставрации в России. Изучить основные термины и определения, касающиеся сохранения, восстановления и продления функционирования объектов культурного наследия, рассмотреть определение реставрации и реконструкции, проследить систему критериев оценки градостроительных объектов и основные подходы к реконструкции памятников.

1.1. Краткая история реставрации в России

История реставрации в России началась с мая 1918 года — год создания Всероссийской реставрационной комиссии. Затем комиссия переименована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Первая российская научная методика реставрации была выработана в ЦГРМ под руководством И. Э. Грабаря.

В послевоенные годы созданы республиканские, областные и городские мастерские по реставрации историко-архитектурных памятников. В 1958 г. основана Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (ВЦНИЛКР).

В 1960–1980-х гг. осуществлён переход от простых восстановительных работ к комплексным исследованиям методами гуманитарных и естественных наук в сочетании со сложными консервационно-реставрационными работами.

В начале 2000-х гг. стал возвращаться интерес к реставрации памятников и активное развитие получили научные методы реставрации. Культурному наследию уделяют серьезное внимание при разработке градостроительной документации [1].

Министерство культуры РФ в 2014 году приняло решение о создании ОАО «Реставрационные Компании» для сохранения научных достижений и многолетних разработок, реставрационных методик и уникальных мастеров» [2].

Европейская Конфедерация Организаций Консерваторов-реставраторов (E. C. C.O. — E. K. O. K. European Confederation of Conservator-Restorers Organizations) сформулировала этический кодекс консерваторов-профессионалов. Главная идея кодекса — сохранение культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении и физической целостности для современного и будущих поколений [1].

Прогрессивная реставрационная наука основывается на двух основных принципах:

1) восстановление разрушенных объектов культурного наследия;

2) сохранение объектов культурного наследия.

Основой проекта реставрации является первозданный вид объекта, в отличие от проекта нового строительства. Сложность состоит в том, чтобы найти документальные исторические свидетельства, описывающие и изображающие все этапы изменения объекта реставрации. Ведутся поиски исходных документов в архивах страны. Важно воссоздать исходный вид памятника архитектуры. На базе полученных данных об облике объекта реставратор приступает к разработке проекта практических действий, на основе которого в дальнейшем будет проводиться реставрационный процесс.

За последний век реставрация трансформировалась в научную дисциплину и началась подготовка специалистов высшей квалификации. Реставрацию следует воспринимать как комплексную науку, сочетающую компетенции нескольких профессий. Реставраторы могут подготовить и осуществить научно-исследовательские работы по памятнику, составить проект и разработать методику реставрации, подготовить научно-проектную документацию и осуществить реставрационные работы согласно действующему законодательству.

1.2. Виды реставрационных работ. Термины и определения

Перед выполнением реставрационных работ на объекте культурного наследия принято осуществлять археологические, инженерно-биологические, научно-технические и архитектурные исследования для сбора полного комплекта информации об объекте. После этого разрабатывается индивидуальная проектная документация.

Все работы, проводимые на поврежденных объектах культурного наследия, называют общим термином — реставрация, которая охватывает три различных комплекса работ: консервацию, реставрацию и реконструкцию.

В практике, перечисленные выше виды восстановительных работ, применяют в комплексе, как различные этапы единого процесса или как самостоятельный вид восстановления [3].

Реставрация. Ведущей задачей реставрации памятников зодчества является усиление оснований и фундаментов: перекладка и докладка полуразрушенных фундаментов, усиление кладки, устройство свайных фундаментов, усиление оснований и фундаментов буроинъекционными сваями.

Важнейший принцип научной реставрации согласно международной Венецианской хартии гласит: «…реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель — сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза..». [4].

Реставрация считается сложным, комплексным видом проводящихся на памятниках работ, цель которой — продление жизни памятника. Реставрация может состоять из ремонта и консервации, и включать изменение современного вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств и продление функциональной жизни объекта.

Технология и материалы, применяемые в реставрации, должны отличаться от авторских.

Для фрагментарной реставрации часто характерны:

— отсутствие стилистического единства,

— признание ценности поздних наслоений на объекте,

— восстановление только тех элементов, форма которых достоверно документирована.

Фрагментарная реставрация принципиально противопоставлена целостной реставрации.

Целостная реставрация ориентирована на восстановление первоначального облика памятника или его образа, сложившегося в период его расцвета. Такую реставрацию называют «реставрацией на оптимальную дату».

Реставрация (в том числе и фрагментарная) состоит из двух этапов:

1) раскрытие памятника в результате удаления поздних искажающих деталей и фрагментов;

2) восстановление утраченных деталей памятника.

Раскрытие памятника производят только в случае, если удаляемые фрагменты не представляют ценности ни с архитектурно-художественной, ни с исторической стороны или представляют меньший интерес, чем ценность раскрываемого подлинника. Удалять наслоения разрешено только после открытого коллегиального решения с участием профессионалов. В случае наличия стадии раскрытия, объектом реставрационного исследования всегда должен быть весь объект, а не только его отдельные элементы, признаваемые заведомо ценными.

Раскрытие запрещено, в случае если оно нарушает конструктивную жёсткость здания или влияет на ухудшение условий его сохранения.

Необходимо предусмотреть меры по сохранности раскрываемых элементов или поверхностей стен. Быстрое освобождение деревянных обшивок срубов на памятниках русского деревянного зодчества часто влечёт резкое ускорение процесса разрушения древесины.

В простейших случаях реставрация может состоять только из раскрытия. Например, после фрагментарного удаления штукатурки на фасадах Софийского собора в г. Киев, Спасо-Преображенского собора в г. Чернигове и других памятников архитектуры Киевской Руси (рис. 1), выявлена первоначальная фактура древней кладки. Раскрытие в данных случаях позволила наглядно показать действительную древность сооружений. Такие раскрытия активно воздействуют на восприятие как отдельных сооружений, так и общей городской среды.

Раскрытые в виде небольших зондажей остатков готической кладки на зданиях г. Львова или г. Каунаса способствовали созданию особой эмоциональной атмосферы историчности городского ансамбля (рис. 2, 3).

Интересный художественный эффект дает раскрытие естественной фактуры стен всего сооружения при условии обеспечения соответствующих мер их сохранности. Примерами служат удаленная штукатурка со стен церкви Петра и Павла в Кожевниках в г. Новгороде, а также освобожденные от обшивок памятники русского народного деревянного зодчества.

консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Смотреть фото консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Смотреть картинку консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Картинка про консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Фото консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия

Рис. 1. Реставрационное раскрытие поверхности стен Софийского собора в Киеве

консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Смотреть фото консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Смотреть картинку консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Картинка про консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Фото консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия

Рис. 2. Раскрытие остатков готического проема на фасаде ратуши в Каунасе

Обычно реставрация представляет собой сложное сочетание раскрытия и дополнений. Подлинник, который подвергается раскрытию, практически никогда не бывает полностью сохранившимся. Обычно он имеет различного рода утраты. Часто выполняют частичное дополнение подлинника, восстанавливают утраченные элементы, наглядно показывают остатки первозданных элементов. Также выявляют места примыкания утраченных стен или сводов расчисткой, реже добавочной выкладкой соответствующих штраб. Восстановительные мероприятия назначаются для каждого случая индивидуально, в зависимости от сочетания факторов, влияющих на памятник [5].

Реконструкция является основной формой градостроительного развития территории. Она дает возможность рационально контролировать преобразование пространственной среды, препятствует необратимым и хаотичным процессам в городской системе.

Реконструкция охватывает обширный диапазон возможных картин развития города — от сохранения сложившейся структуры до почти полной ее замены или уничтожения. Противоположное реконструкции развитие города — новое строительство. Оно редко осуществляется в чистом виде, и чрезвычайно редко не рассматривается отдельно от процесса реконструкции.

консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Смотреть фото консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Смотреть картинку консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Картинка про консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия. Фото консервация реставрация и капитальный ремонт объектов культурного наследия

Рис. 3. Двор церкви Санта-Мария-Магдалена во Флоренции до реставрации

Градостроительная реконструкция — изменение ранее сформировавшейся планировочной системы населённого пункта или составляющих ее элементов, вызванное необходимостью улучшения и развития данной системы в количественном и качественном отношении. Часто градостроительная реконструкция подразумевает сохранение большей части исторических элементов при существенном изменении целого [4].

Научно-музейная реконструкция запрещает имитацию подлинника и решает вспомогательные научно-методические или учебно-познавательные задачи. Главная ее задача — максимально выявить оригинальные сохранившиеся части объекта и обеспечить явное отличие от всех современных деталей и фрагментов. Это достигается с помощью введения строительных и отделочных материалов, подчёркивающих свойства и фактуру исторических материалов, применение упрощённой архитектурно-художественной выразительности архитектурных деталей и т. д. [6].

Производственная реконструкция — воссоздание сильно деформированного или полностью разрушенного памятника с внедрением строительных материалов и технологий, идентичным оригинальным, которые применялись при изготовлении объекта истории и архитектуры. Это могут быть серийные однотипные элементы и предметы интерьера и архитектурно-декоративного убранства: лепнина, маскароны, кариатиды, вазы, мраморные и изразцовые камины, панно, фонтаны и т. п. Этот вид реконструкции предполагает обычно восстановление относительно крупных по объему и художественной значимости элементов объекта либо произведения в целом.

Результатом производственной реконструкции является полная подмена утраченного или значительно руинированного здания или сооружения за счет максимального использования идентичных скульптурных материалов, довольно часто игнорируя сохранившиеся подлинные фрагменты. Это можно назвать копированием с попыткой воспроизведения утраченной древней строительной техники, забытого ремесла, секретов технологии и т. д.

Консервация. Главная цель консервации — прекращение или приостановление разрушительных факторов, оказывающих влияние на памятник, а также выявление и стабилизация материальных остатков объекта в том виде, в каком он дошел до наших дней, в его исторической подлинности; придание ему долговременной сохранности.

В процессе консервации выполняются преимущественно химико-технологические виды работ: очистка, обессоливание, дезинфекция, укрепление, гидрофобизация [6].

Необходимость в проведении консервации возникает только, когда памятник находится в неудовлетворительном состоянии.

Выделяют два вида консервации. К первому типу относятся мероприятия по временной защите памятников, которым в ближайшее время угрожает разрушение: установка временных подпорных конструкций, устройство защитных навесов и т. п. Такая консервация часто применялась в послевоенные годы, на поврежденных памятниках в период Второй мировой войны.

Второй тип консервации — инженерная реставрация, включает сложный комплекс мероприятий по укреплению и защите зданий и сооружений. Работы по инженерной реставрации включают в себя: укрепление оснований и фундаментов, усиление несущих конструкций, укрепление материалов памятника, ликвидация различных деформаций, работы по борьбе с влажностью, по обеспечению необходимого температурно-влажностного режима, обессоливание кладки и т. п. Их осуществление требует сложных специализированных исследований. Выполняют их под инженерным и технологическим надзором.

Необходимо отметить, что консервацию нельзя рассматривать исключительно как инженерную задачу, ведь ее объектом является историко-архитектурный памятник со сложной строительной историей, со своими особенностями. В связи с этим, часто консервация включает в себя элементы реставрации. Важно, чтобы консервация предусматривала в будущем возможность раскрытия объекта для выявления ценных архитектурных и художественных элементов. Консервация обязательно должна основываться на инженерно-технических и архитектурных исследованиях.

Новые конструкции при консервации не должны искажать облик памятника, если только они не являются временными. Применяют скрытые конструкции для сохранения уникальных старых конструкций.

Консервация является основным видом работ на особо ценных, древних и уникальных памятниках. Например, консервация обязательна для сооружений античности или раннего средневековья, для уникальных элементов объекта, носящим след индивидуального творчества зодчего, то есть там, где в приоритете стоит требование максимально сохранить подлинность.

Таким образом, основной и наиболее рациональный метод сохранения историко-архитектурных памятников с точки зрения сохранения их аутентичности, является консервация. В случае признания здания или сооружения объектом истории и культуры принимается решение о его консервации, подразумевающее запрет на любое вмешательство в планировочные, архитектурно-художественные, конструктивные особенности памятника

Источник

Законодательное разграничение понятий ремонта и реставрации объектов культурного наследия: за и против

Учитывая существующее разнообразие деятельности Эрмитажа, необходимо признать, что работа юриста музея – это мера разнообразия в совокупности: чем больше разнообразие, тем больше проблем, с ним связанных. Именно поэтому для нас существенное значение имеют такие направления деятельности учреждения культуры, в законодательном регулировании которых есть пробелы или элементы неопределенности. В этой связи хочется вынести на обсуждение, можно сказать, «горящую» тему в сфере охраны объектов культурного наследия, а именно проблему разграничения понятий ремонта и реставрации. Мы были бы признательны профессиональному сообществу за комментарии к нашей статье.

К обсуждению предлагаем следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы оправданным, что для всех видов работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе для мелких, законодательством установлены единые требования?

2. Считаете ли Вы возможным отменить для мелких ремонтных работ обязанность получения в органе охраны разрешения на проведение работ?

3. Считаете ли Вы возможным разрешить учреждениям культуры проводить ремонтные работы на вверенных им памятниках своими силами без получения лицензии?

4. Есть ли у Вас предложения по совершенствованию законодательства для повышения эффективности деятельности в области сохранения объектов культурного наследия?

1 ответов экспертов

Закон о сохранении культурного наследия мешает его сохранять?

В соответствии с федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) провозглашена в качестве одной из приоритетных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления.

За организацию работ по сохранению зданий-памятников без разрешения предусматривается серьезная ответственность: до одного миллиона рублей штрафа для юридических лиц по ст. 7.14 КоАП.

Несомненно, сохранение объектов культурного наследия – задача, требующая исключительно бережного и профессионального подхода. Она предполагает сохранение или восстановление памятников в состоянии, наиболее близком к первоначальному, при минимальном вмешательстве в исторический материал. Этим и обусловлены высокие требования к подрядчикам, предъявляемые законодательством об объектах культурного наследия.

При этом для всех без исключения видов работ по сохранению объектов культурного наследия законодательство предъявляет единые требования, а именно:

Организация, выполняющая такие работы, должна иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

И хотя причины таких высоких требований к условиям проведения подобных работ и ответственности за их нарушение понятны, к сожалению, такой подход законодателя на практике влечет массу проблем и вопросов.

Из определения «сохранения объектов культурного наследия», приведенного в
статье 40 Закона № 73-ФЗ, следует, что это понятие включает в себя очень широкий спектр работ – от мелких ремонтных до реконструкции здания, являющегося объектом культурного наследия.

В свою очередь, к ремонтным работам можно отнести все что угодно, вплоть до покрытия лаком трещины на паркетном полу или заделки мелкого разлома в штукатурке на стене. Более того, есть ситуации, когда часть объекта культурного наследия (например, бетонный пол в технических помещениях) не представляет исторической и культурной ценности, но формально является частью здания-памятника. Если толковать закон буквально, то эти работы также являются работами по сохранению культурного наследия, а соответственно, для их выполнения необходимо проходить длительную процедуру согласования проектной документации в органе охраны, получения разрешений, историко-культурных экспертиз и так далее.

Кроме того, в законе не очень четко разграничены понятия ремонта и реставрации памятников. При сравнении легальных определений, приведенных в ст. 42 и 43 Закона №73-ФЗ, становится очевидно, что ремонт и реставрация могут включать в себя одни и те же виды работ, вся разница заключается в цели их проведения: для ремонта это поддержание объекта в эксплуатационном состоянии, а для реставрации – выявление и сохранность историко-культурной ценности объекта. При этом для проведения работ по реставрации установлена более сложная процедура получения разрешения от органа охраны объектов культурного наследия, чем для проведения работ по ремонту.

Так, для получения разрешения на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия для современного использования необходимо подать в орган охраны 8 видов документов, а для получения разрешения на проведение ремонтных работ – 5 видов. Ремонт может осуществляться как на основании проектной документации (а проектную документацию может составлять только лицензированная организация), так и на основании рабочих чертежей. Работы по реставрации объектов культурного наследия, проводятся только лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия. И наконец, есть разъяснения Министерства культуры России о том, что для проведения ремонта на объекте культурного наследия возможно получить разрешение на проведение ремонтных работ без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации (письмо Министерства культуры России от 19 июля 2017 г. N 212-01.1-39-ВА).

Проблема разграничения понятий ремонта и реставрации объектов культурного наследия остро ощутима на практике, поскольку далеко не каждый раз заказчику очевидно, куда отнести те или иные работы – к реставрации или к ремонту.

Заказчик проводит закупку на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (как известно, предмет закупки и требования к подрядчику устанавливает именно заказчик). Подрядчик выходит на объект, обращается в орган охраны за разрешением. Вид работ в заявлении должен соответствовать предмету договора (то есть если проведена закупка на ремонт – ремонт, если на реставрацию – реставрация). Но орган охраны не всегда согласен с заказчиком в оценке тех или иных работ. Так, Министерство культуры России отказывало в выдаче разрешения на проведение работ на объектах Государственного Эрмитажа на основании того, что работы относятся к реставрации, а не к ремонту.

Например, необходимо провести работы по восстановлению потолка. На сводах потолка исторические тяги, исторические люстры, вокруг люстр – лепнина и живопись. Потолок покрыт штукатуркой из известняка. На участке потолка необходимо заменить штукатурку. Штукатурку из известняка может развести любой маляр, не обладающий художественными навыками. Работа по замене штукатурки не художественная, а механическая. Цель проведения работ – поддержание потолка в эксплуатационном состоянии.

Очевидна разница в случае, когда необходимо восстановить лепнину на потолке. Она является художественным элементом из гипса. Такие работы может выполнить только реставратор (зачастую для изготовления нужных составов ему требуется специальная лаборатория). Или восстановление живописи – для проведения таких работ однозначно требуется квалификация и необходимы художественные навыки. Здесь очевидно сохранение историко-культурной ценности объекта.

Тем не менее, по мнению Министерства культуры России в обоих случаях работы будут реставрационные.

Министерство культуры пытается решить проблему разграничения понятий, данных в Законе № 73-ФЗ. Например, оно предприняло попытку разделить понятия ремонта и приспособления к современному использованию (которое включает в себя реставрацию) на примере инженерных систем (Письмо от 17 июля 2017 г. N 207-01.1-39-ВА). Тем не менее, письма Министерства культуры имеют очень точечный характер и не являются нормативно-правовыми актами. При этом формальные требования закона, распространяющиеся на все без исключения виды работ по сохранению культурного наследия, продолжают действовать.

Также много проблем порождает тот факт, что формально для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (в том числе мелких ремонтных) своими силами у учреждения культуры должна иметься лицензия на их проведение.

В результате, законодательство о сохранении объектов на практике не способствует, а в случае с мелкими ремонтами (которые требуется проводить достаточно часто) – наоборот, препятствует сохранению объектов культурного наследия.

Решение вышеуказанных проблем представляется только путем изменения законодательства, а именно – прямым указанием в законе, что ремонтные работы допустимо проводить без проведения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации. Для мелких ремонтных работ необходимо максимально упростить процедуру получения разрешения на проведение таких вплоть до отмены обязанности получать разрешение на проведение таких работ в органе охраны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *