константиново храм казанской иконы божией матери
Храм Казанской иконы Божией Матери села Константиново
наш приходской сайт
О храме
На высоком правом берегу р. Оки в 50 км. от г. Рязани в центре села Константиново Рыбновского района расположена наша церковь Казанской иконы Божией Матери.
Первое упоминание о деревянном храме в селе Константиново относится к 1619 году. В 1779 году на средства князя Александра Михайловича Голицына, владельца села Константиново, был возвёден по проекту архитектора И.Е. Старова Казанский каменный храм с приделом мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В дальнейшем все константиновские землевладельцы следили за состоянием церкви.
В годы жизни Сергея Есенина настоятелем храма был священник Иоанн Смирнов.
В 1937 году храм превратили в зерновой склад, на его территории была размещена колхозная сельхозтехника.
В 70-е годы ХХ века здание передали музею как памятник архитектуры XVIII века. Храм долгое время служил выставочным залом.
В 1990 г. по ходатайству жителей сел Константиново, Федякино, Вакино, Кузьминское, Аксеново и Рязанской Епархии Церковь Казанской Иконы Божьей Матери была возвращена Русской Православной Церкви. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в ней было совершено первое богослужение. Богослужения совершались в приделе мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В 2005г. настоятелем храма стал протоиерей Александр Куропаткин и началась реставрация храма.
5 июля 2008 года после реставрации, Митрополитом Рязанским и Касимовским Павлом был совершен чин освящения центрального престола храма.
Престолы
Основной престол: Казанской иконы Божией Матери
Придел: Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
В центре села Константиново, на берегу Оки, возвышается церковь Казанской иконы Божией Матери. Первое упоминание об этом храме относится к 1619 году. В 1779 году на средства князя Александра Михайловича Голицына, владельца села Константиново, был возведен по проекту архитектора И.Е. Старова Казанский каменный храм с приделом мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В дальнейшем все константиновские землевладельцы следили за состоянием церкви.
В годы жизни Сергея Есенина настоятелем храма был священник Иоанн Смирнов, вынужденный оставить свое служение в 20-х годах прошлого столетия.
В 1937 году храм превратили в зерновой склад, на его территории была размещена колхозная сельхозтехника. В 70-е годы ХХ века здание передали музею как памятник архитектуры последней четверти XVIII века. Храм долгое время служил выставочным залом.
В 1990 году по ходатайству жителей Константинова, близлежащих сел и Рязанской епархии церковь Казанской иконы Божией Матери была возвращена Русской Православной Церкви.
В 2001 году восстановили колокольню, разрушенную в 50-е годы ХХ века. Трапезная в 2007 году была расписана заново – прежние изображения не сохранились. В 2008 году восстановлены росписи четверика, которые в 1905 году были сделаны иконописцами, останавливавшимися в доме Есениных.
С января 2004 года храм Казанской иконы Божией Матери является приходским. В нем регулярно проводятся богослужения.
КОНСТАНТИНОВСКИЙ КАЗАНСКИЙ ХРАМ
Казанский храм в селе Константиново |
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Константиново Рязанской епархии
По благословенной грамоте, данной 1 мая 1744 года, деревянная церковь была исправлена, причем кровля на алтаре и трапезе была возобновлена, а главы перестроены.
Вместо нее, в 1779 году, князем А.М. Голицыным, по проекту знаменитого столичного архитектора Ивана Егоровича Старова, был построен каменный храм в то же храмонаименование, с приделом мц. Софии и трех ее дочерей Веры, Надежды и Любови.
В 1820-х годах к храму была пристроена трапезная, которая повлекла за собой уничтожение западного портика.
После пожара, случившегося в 1834 году и уничтожившего верхнюю часть колокольни, к переходной части (перешеек, соединявший колокольню с трапезной) были пристроены служебные помещения в формах позднейшей классики, видимо во второй половине XIX века.
Вокруг церкви существовала каменная с железными решетками ограда, имевшая трое въездных ворот и 7 калиток.
В 1891 году в храме поставили духовые печи, пол выложили дорогими тарускими плитами.
В это же время вледелец дома и усадьбы Константиново Иван Петрович Кулаков украсил храм деревянным дубовым иконостасом. Иван Петрович был похоронен в церковной ограде храма, согласно распоряжению епископа Рязанского и Зарайского Никодима (Бокова).
Закрытие и разорение
Казанский храм в селе Константиново после разорения |
В 1922 году под видом необходимости оказания помощи голодающим Поволжья из храма изъяли церковную утварь.
В 1924 году были сняты шпили с серебряными крестами.
В 1937 году храм был официально закрыт. В здании был размещен склад для хранения зерна, а на его территории – хозяйственные постройки. К храму примыкали различные строения из досок, покрытые шифером: мастерская, гараж для тракторов и другой техники, весовая для взвешивания овощей, зерна, хранящихся в здании.
Колокольня, трапезная, кирпичный забор вокруг храма были полностью разобраны. На месте колокольни находился склад горюче-смазочных материалов.
Колокольня была уничтожена варварским способом: подрыта со всех сторон, под фундамент были вставлены деревянные бревна, а затем подожжены. При прогорании бревен она начала крениться и завалилась на бок. При этом она разрушилась на отдельные плиты.
Часть колоколов перед разрушением, видимо, были сняты, однако все они были утрачены.
Возрождение
В 1972 году было издано решение о передаче здания храма музею им. С.А.Есенина.
После частичной реставрации, в 1975 году, трапезной части храма, где находится придел св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (штукатурки и побелки стен, укладки паркета и т.д.) в нем разместилась экспозиция, дублирующая материалы литературного музея, стали проводиться выставки художников.
Уже в 1979 году были проведены большие реставрационные работы, частично восстановлен внешний облик здания, на котором установили мемориальную табличку, свидетельствующую о том, что Казанская церковь является памятником архитектуры ХVIII века и охраняется государством.
В 1990 году по ходатайству жителей сел Константиново, Федякино, Вакино, Кузминское, Аксеново и Рязанской епархии храм был возвращен Русской Православной Церкви. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в ней было совершено первое богослужение.
5 июля 2008 года архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом (Пономаревым) был совершен чин освящения центрального престола храма.
30 сентября 2010 года был освящен придел во имя св. мц. Софии и трех ее дочерей Веры, Надежды и Любови.
Службы в храме совершаются по субботним и воскресным дням, а также в дни особых христианских праздников.
Архитектура
Основание представляет собой четверик с полуротондой алтаря на восток и ротондой второго яруса с крышей в виде полукупола из жести, увенчанного барабаном с небольшим куполом сверху, шпилем и крестом на яблоке.
Спокойные прямоугольные формы, сдержанный и, в тоже время, разнообразный декор в оформлении, полный достоинства, но не вычурный вид присущи храму. Наружные стены украшены круглыми и квадратными окошками над основными окнами, декоративными фронтонами на северной и южной стенах.
Однако строению, как и всему русскому зодчеству присуща некоторая асимметрия. Храм как бы вылеплен вживую, отсутствуют строгое противопоставление окон, углов, четкое равенство объемов и проемов.
Стены трапезной снаружи украшены пилястрами, кокошниками над окнами. Двухскатная крыша первого яруса храма украшена фронтонами. Стиль классицизма характеризуют скошенные торцы верхнего яруса или находящиеся на них полуколонны.
Колокольня трехъярусная. Нижний и средний ярус квадратные. Ярус звона с куполообразным потолком. Все три яруса связываются посредством деревянных лестниц.
Святыни
Настоятели
Приписные храмы
Использованные материалы
[1] Адрес-календарь Рязнской губернии. 1898 год, стр. 176, Памятная книжка Рязанской губернии, 1914 год, стр. 213
Казанский храм (Константиново)
Кирпичная Казанская церковь в селе Константиново построена в конце XVIII в. в стиле классицизма по проекту известного зодчего Ивана Егоровича Старова. Церковь примечательна тем, что в ней в 1895 году был крещен Сергей Александрович Есенин. Священник церкви, И.Я. Смирнов способствовал поступлению 12-летнего Сережи в Спас-Клепиковскую второклассную церковно-учительскую школу.
Содержание
История [ править ]
Памятник архитектуры конца XVIII – начала XIX вв. – Казанская церковь в селе Константиново сооружена на правом высоком берегу реки Оки в центре села. В храме Казанской иконы Божией Матери в конце XVIII века в церкви венчались все родственники С.А. Есенина. Тут же их и отпевали и хоронили рядом с церковью на кладбище на высоком берегу реки Оки. На 3-ий день после рождения (из-за болезненности) протоиерей Иоанн крестил С. Есенина. На клиросе в своё время пробовали свои голоса и отец Есенина – Александр и сам поэт.
В 20-х годах XIX века к храму была пристроена трапезная, которая повлекла за собой уничтожение западного портика. После пожара (1834 г.), уничтожившего верхнюю часть колокольни, к переходной части (перешеек, соединявший колокольню с трапезной) были пристроены служебные помещения в формах позднейшей классики, видимо во второй половине XIX века.
Вокруг Казанской церкви существовала каменная с железными решетками ограда, имевшая трое въездных ворот и 7 калиток.
Официально Церковь Казанской Иконы Божьей Матери была закрыта в 1937 г. Однако уже в 1922г. под видом необходимости оказания помощи голодающим Поволжья из храма изъяли церковную утварь. В 1924 г. были сняты шпили с серебряными крестами. На фотографиях заметно, что вместо креста на колокольне был водружен красный флаг, колокола сброшены, окна везде выбиты.
С 1939 года здание храма стали использовать под склад местного колхоза. Трапезную (среднюю) часть разобрали до фундамента, а на её месте построили большой сарай. К Церкви примыкали различные строения из досок, покрытые шифером: мастерская, гараж для тракторов и другой техники, весовая для взвешивания овощей, зерна, хранящихся в здании Церкви. Трапезная и кирпичный забор вокруг Церкви были полностью разобраны.
В 1952г. была разрушена колокольня. Кирпич использовали для строительства свинарника колхоза. На месте колокольни находился склад горюче-смазочных материалов. Еще в 1974г. Г. К. Вагнер и С. В. Чугунов в книге «Рязанские достопамятности» отмечали: «Очень жаль, что не сохранилась колокольня константиновской церкви, ее разрушение лежит на совести односельчан Есенина».
Одновременно с гонением на церковь и священнослужителей советская власть стала бороться и с «Есенинщиной». С новым признанием поэта был и открыт музей его имени в 1964 г.
В 1972г. было издано решение о передаче здания Церкви музею им. С. А. Есенина, с этого года началось и восстановление храма. В 1975 году, после частичной реставрации трапезной части храма, где находится придел Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (штукатурки и побелки стен, укладки паркета и т.д.) в нем разместилась экспозиция, дублирующая материалы литературного музея, стали проводиться выставки художников.
Уже в 1979г. были проведены большие реставрационные работы, частично восстановлен внешний облик здания, на котором установили мемориальную табличку, свидетельствующую о том, что Казанская церковь является памятником архитектуры ХVIII в. и охраняется государством.
В 1990 года по ходатайству жителей сел Константиново, Федякино, Вакино, Кузьминское, Аксеново и Рязанской Епархии храм Казанской Иконы Божьей Матери был возвращен в лоно Русской Православной Церкви. 25 сентября 1990 года митрополит Симон (Новиков), управляющий Рязанской Епархией, подписал указ об открытии храма.
27 сентября, в праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в ней было совершено первое богослужение. В 1994 году Рязанское реставрационное управление составило проект реставрации колокольни, по смете на ее строительство понадобилось 67 млн. рублей. В 2001–2002 г. на различные пожертвования был приобретен набор колоколов.
В июне 1997 года по указу архиепископа Рязанского и Касимовского Симона церковь с. Константиново становится подворьем Свято-Иоанно-Богословского монастыря.
Современное состояние [ править ]
Сейчас в храме регулярно проводятся богослужения и совершаются Таинства Православной Церкви, действует воскресная школа и приходская библиотека. Храм имеет приписную церковь в честь святых Благоверных Петра и Февронии Муромских в селе Кузьминское.
Святыни [ править ]
Еще одна икона Пресвятой Богородицы Казанская расположена в четверике храма слева от амвона на аналое. Эта икона так же почитаема прихожанами. Каждое Воскресенье, кроме периода Великого поста, после Божественной Литургии перед этой иконой служится водосвятный молебен с акафистом Пресвятой Богородице.
В храм икона «Благодатное Небо» была пожертвована жительницей с. Кузьминское Рыбновского района Рязанской области в храм в период его открытия (1990 год). История иконы связана с селом Кузьминское. Образ Богородицы находился в Воскресенском храме этого села. После разрушения церкви уцелевшие иконы уничтожались, в эту икону стреляли – остались следы от пуль. Когда кто-то решив спасти образ хотел пустить его по водам р. Оки одна жительница села взяла икону себе и бережно ее хранила. Долгое время на иконе были еле различимы только лики Богоматери и Младенца, видны следы от выстрелов в нее. С начала 2008 года икона начала проявляться, стали отчетливо видны не только фигуры Пресвятой Богородицы с Младенцем на правой руке, но и светлые нимбы вокруг ликов, а также образы ангелов в верхних углах изображения.
Боковой придел храма освящен в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Их икона, расположенная на аналое трапезной части храма, является одной из наиболее почитаемых. Ее написание относится к концу XIX – началу XX вв.
Икона Первоверховных Апостолов Петра и Павла расположены слева в четверике храма. Их написание относится к концу XIX – началу XX вв.
Из нескольких икон особо выделяется в храме ростовое изображение святителя Николая Чудотворца. В левой руке он держит Евангелие, правая – сложена в жесте благословения. Икона находится в четверике храма, образ постепенно приобретает былую яркость и насыщенность красок.
В храме в четверике находятся частицы мощей святых угодников Божиих:
— Мощи святого праведного Феодосия Кавказского переданы покойным митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном по прошению настоятеля храма.
— Мощи святого священномученика Константина Серпуховского – переданы в дар от священника о. Сергия, ныне служащего в Сасовском районе, после канонизации святого в 1996 году, под руководством митр. Ювеналия Коломенского и Крутицкого.
— Мощи святителя Прокла, архиепископа Константинопольского, были переданы в дар от Синаксарского монастыря.
— Мощи святых святителей Гавриила, Мелетия, Феодорита, Мисаила. Переданы в дар настоятелю митр. Симоном в период перенесения мощей из Успенского собора в Троицкий монастырь.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 391103, Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Константиново
Телефон: 8-903-641-97-07; 8-910-641-33-87 (настоятель протоиерей Александр Куропаткин)
Подробнее о проезде своим транспортом можно посмотреть здесь.
Казанский храм в селе Константиново
Казанский храм в селе Константиново запись закреплена
Новости Рязани ВКонтакте
Автор: Священник РПЦ отец Дмитрий Фетисов.
Друзья, прошу максимального репоста. Быть может это поможет изменить ситуацию без обращения к правоохранительным органам…
Сколько уже копий сломано по поводу закона о «защите чувств верующих»… Хотя понимаю, что такие законодательные новеллы открывают широкий простор для не вполне адекватной деятельности «унтер Пришибеевых» от Православия,
Показать полностью. я всё же понимаю, что нам, вероятно, и дальше придётся вести работу по продвижению законодательного регулирования прав верующих. И речь здесь идёт не о голых селфи напротив храмов, сделанных девиантными подростками, а о вещах пострашнее…
Главный врач одной из рязанских больниц категорически отказывается допускать священников-волонтёров (прошедших специальные курсы по работе в «красных зонах») в ковидное отделение. За исключением, как показала практика, обращений кого-то из высокопоставленных лиц.
Простым людям – отказ под любым предлогом: «батюшка, который раньше причащал больных, сам заразился и умер», «у нас комиссия сейчас из Москвы, мы не можем пустить, через недельку перезвоните», «у нас так не принято»… Ну и наконец, когда родственники тяжело болящего человека, желающего причаститься и пособороваться, уже обили все пороги, им говорят открытым текстом: «главврач строго-настрого запретил пускать попов». И намекают: «Ваша мама только начала стабилизироваться, врачи очень стараются. ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ ПОРТИТЬ ОТНОШЕНИЯ».
Около месяца назад одна несчастная женщина, у которой умирала мама в этой больнице, обратилась ко мне с просьбой её пособоровать, т.к. мама была всю жизнь усердной прихожанкой одного из рязанских храмов. Я сказал, что готов прийти, но, скорее всего, не пустят. Объяснил ситуацию. Тогда она отправилась рано утром к кабинету этого архиэскулапа, после долгого ожидания смогла «поймать» его и стала так умолять допустить батюшку, что тот не смог уже отказать. Он зашёл в свой кабинет и женщина услышал сквозь полуоткрытую дверь его раздражённое распоряжение: «попа проводить и выпроводить, чтобы он там не шатался по отделению»…
По моим подсчётам за последние три месяца более двух десятков человек, желавших поисповедоваться и причаститься, находящихся в данном учреждении, не смогли этого сделать. Многие из них умерли, так и не получив желаемого христианского напутствия, столь важного для каждого верующего. Напутствия, в котором в цивилизованных государствах не отказывают даже преступникам, приговорённым к смертной казни…
Чем руководствуется этот главврач? Явно не статьёй 19 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и не приказом Минздрава №592, в которых ясно сказано о праве больного на посещение священником даже в условиях реанимации.
Вероятно, эта борьба с верующими, находящимися в заведомо беспомощном состоянии, в его голове прочно ассоциируется с легальной антирелигиозной или, если он сектант, с антиклерикальной борьбой.
Вот так светскость государства, узко понимаемая некоторыми фанатиками как монополия атеизма, может калечить жизни других людей, напрямую зависящих от них.