конструктивные элементы готического собора

Готический стиль в архитектуре.

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса.

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

В эту эпоху средневековья роль Церкви в жизни общества достигало максимального влияния. Церковь занималась не только религиозными делами, но активно вмешивалась в политику, экономику, образование, искусство. В те времена развитие науки полностью было сосредоточено в рамках Церкви. Поэтому готический стиль изначально зародился именно в церковном строительстве, а уже после перешёл и на светскую архитектуру.

Собор в средневековье был центральным местом любого города. Его регулярно посещали множество прихожан, в нём обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях. Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым.

Новые требования жизни с одной стороны и развитие науки и техники с другой стороны, стали предпосылками к появлению технически сложного готического тиля. Решающим фактором стало открытие нового способа распределения нагрузки: вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас:

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Отличием от предшествующих стилей стало то, что свод перестали опирать на сплошные толстые стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами, вынесенными наружу здания.

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собораЭти конструктивные решения позволяли не только экономить строительные материалы, но и сделать внутреннее пространство храма более просторным, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Готические храмы задумывались таким образом, чтобы они были способны вместить в себя жителей всего города одновременно. Пространство между колоннами заполнялось тонкими стенами, покрытыми резьбой, или цветными витражами в стрельчатых арочных проёмах. Увеличение площади остекления улучшило освещённость нефа.

Конструктивные и художественные элементы готического стиля:

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

нервюры (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро каркасного крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Готические своды Сен-Шапель — часовни-реликварии на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Своды готического собора:

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

масверк — готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

● Вимперг — (нем. Vimperg) – высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Родиной готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Базилика аббатства Сен-Дени в Париже:

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Собор Парижской Богоматери в Париже:

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

В каждой европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:

● Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)

● Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов

● Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности

● Важные росписи по стеклу

● Членение стен 4-х зонное

● Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами

● Богатая орнаментика капителей

● Исключительно стрельчатые арки

● Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые

● Членение стен 3-х зонное

● Тонкие разделяющие стены

● Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов

● Колонны составные (пучкообразные)

● Крыши башен ажурные

● Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом

● Более высокие аркады

● Более декоративно насыщенная (стиль Изабелла с 1475, стиль П латереско — соединение восточных и мавританских влияний)

● Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)

● Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В Г ермании поперечный неф вовсе отсутствует

● Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого

● Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах

● Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)

● Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем

Источник

Архитектурные готические элементы

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Элементы готического собора определяют его образ. Собор Кельна (Kölner Dom) (1248-1437 гг, 1842-1880 гг.)

Основным готическим элементом, определяющим величественный образ соборов, является каркасная система несущей конструкции здания, благодаря которой стал новый способ распределения нагрузки.

Каркасная система возникла на основе крестового свода романского периода: зодчие того периода иногда между распалубками крестовых сводов выкладывали каменные «ребра», выступающие наружу. В то время подобные ребра имели декоративное значение. Готические архитекторы внесли новаторскую идею, задавшую общую тенденцию стилю: ребра, служившие для украшения романских зданий, превратились в нервюры, которые составили основу каркасной системы. Массивный романский свод сменился ребристым сводом из диагонально перекрещивающихся ребер-нервюр. Пространство между ребрами заполняли легкой кладкой из камня или кирпича.

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи.

Нервюрный свод позволял перекрывать пространства неправильной формы, и, кроме того, усадка грунта, которая была характерна для романских зданий, готическим зданиям была не страшна. Благодаря нервюрному своду уменьшился боковой распор и вертикальная нагрузка. Свод перестал опираться на стены зданий, он стал легким и ажурным за счет перераспределения нагрузок. Толщина стен уже не влияла на несущую способность здания. В результате из толстостенного массивного сооружения, благодаря новым готическим элементам, здания превратились в тонкостенные. Давление от свода передавалось на столбы-устои, колонны, перераспределяя боковой распор со стен на архитектурные готические элементы: аркбутаны и контрфорсы.

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Архитектурные готические элементы.

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Иногда внутри собора для ряда мероприятий устраивают газон.

Готические колонны также могли представлять собой пучок тонких колонн, монолитно соединенных с основным устоем. В некоторых сооружениях опоры устанавливали под каждый конструктивный элемент, например, составляли несколько колонок в виде трилистника, как в церкви Сент-Урбан в Труа (под три вала одной нервюры). Такое разделение нагрузки путем установки колонн под архитектурные элементы характерно для строений 14 века. В церкви Сен-Назэр в Каркассоне, архитекторы готическую колонну сделали вертикальным продолжением нервюры, а ее поверхность украсили фестонами. Нервюра и колонна получают многоугольные профили для увеличения прочности.

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Церковь Сан-Назэр. Каркассон. 13-15 вв.

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Витраж кафедрального собора Реймса.

Готические окна заполняли практически всю поверхность стен. Окна в готике украшали разноцветными витражами, что еще больше усиливало эффект присутствия «Божественного света» в помещении храма. Красные, фиолетовые и синие тона витражей создавали эмоциональный подъем, стремление к духовности. К концу 12 века Франция превратилась в «витражную мастерскую»: считается, что здесь находится половина всех средневековых витражей Европы — около 150 000 кв. м. Формы готических окон разнообразны: стрельчатые окна, окна-розы, окна-медальоны круглые, четырехугольные, эллиптические с изображением исторических сюжетов. Рассмотрим особенности окна-розетки. У окна-розы (розетки) прообразом было античное круглое отверстие в стене, которое превратилось в романский период в окно на западной стене храма. Первые окна-розы появились во французском зодчестве после крестовых походов, около 1200 года, и очень быстро стало популярным среди архитекторов Франции, особенно на севере страны. В течение 12 века круглые окна-розы увеличивались в размерах, пока не достигли ширины нефа. Розу застекляли витражом. Устанавливали такое готическое окно обычно на западном фасаде, над центральным порталом. Перекладины окна-розы составляли радиальный узор из серии расходящихся от центра узоров. Готическое окно-роза являлось религиозным и философским символом единства мироздания, равновесие, печать Соломона. Геометрия окна-розы проявлялась в точном размещении каждого элемента фигуры, центра, концентрических перегородок. Встроенные перегородки окна в виде треугольников, квадратов, звезд, кругов символически указывают на соединение материи и духа, небесного и земного, конечного и бесконечного, вечного и смертного. Считалось, что геометрия окон-розеток основана на взаимозависимости элементов, «ряде Фибоначчи», золотом сечении.

Готические окна внесли особый вклад в «одушевление» искусства готики благодаря витражам, создающим игру света внутри храма. Богословы того времени считали, что витражи способны просветлять человека и удерживать его от дурных поступков. Витраж составляли из кусочков стекла разного цвета и прозрачности, собранных с помощью свинцовых соединений.

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Витраж в Сен-Дени. Авторство оконных витражей приписывают аббату Суггерию. На витражах Сен-Дени изображены исторические и библейские сцены, они объединены единым сюжетом.

Готическое окно было призвано создавать особый духовный настрой при помощи витражей. Визажисты создавали эскиз на деревянных панелях, наносили основным контуры, по которым затем крепили куски стекла свинцовыми полосами. Широко применяли и гризайль – роспись по стеклу красками из окислов железа или меди, которые наносили на стекло и затем фиксировали на нем при помощи нагрева. Стекло при этом становилось менее прозрачным, хотя в массе окраску не меняло. Когда научились создавать сплав серебра, сурьмы, желтой охры, его стали наносить на стекло, обжигать и в результате получали желтое стекло. Благодаря этому открытию витражи пропускали больше света в помещение, но теряли насыщенность и яркость изображения. После окраски всех кусочков стекла, их обжигали в печи, затем выкладывали на деревянную панель с готовым эскизом, совмещали с прорисованными контурами и закрепляли свинцовыми полосками с профилем в виде буквы «Н». Свинцовые полоски спаивали друг с другом, создавая решетку с готовым изображением, которую вставляли в оконную раму, укрепляли арматурой.

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Витраж окна-розетки Нотр-Дам де Пари.

Огромные по своим размерам готические окна, украшенные витражами, создавали эффект Божественного присутствия в храме, благодаря особой передаче света, преломляющегося через цветные стеклянные мозаики с религиозными сюжетами. Цветные световые потоки, льющиеся через огромные витражи, становились наглядной иллюстрацией философской религиозной мысли, выражавшейся известными духовниками времен средневековья. Красота и величие этих произведений искусства сохранилась и по сей день. Профессор, директор Дрезденской галереи, Карл Вёрман (1888-1933гг.) писал: «В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать, в отношении декоративной эффектности, сравнение с этими рядами расписных стекол». Большое значение имело качество и прозрачность стекла в готическом окне. В 11 веке немецкие мастера, а в 13 веке венецианцы, создали плоское стекло способом, известным еще древним римлянам, но долгое время не имевшем применения. Этот метод заключался в том, что с помощью стеклодувной трубки выдували пузырь в форме длинного цилиндра. Затем цилиндр нарезали раскаленным металлическим прутом, и каждую часть нагревали и выравнивали. Стекло получалось полупрозрачным. В 14 веке французами была создана технология листового стекла. Стекломассу расплавляли, из нее выдували полый сосуд, который в теплом виде выкладывали на вращающийся стол. Благодаря возникающей центробежной силе жидкое стекло расплющивалось и растекалось по столу. Получался плоский диск (до 1,5 м. в диаметре), который нарезали на куски нужных размеров. Для застекления соборов использовали центральные части стекольного диска, так как изготовленное таким способом стекло имели центральную часть более толстую, чем по краям. Новая техника позволила уменьшить количество свинцовых перемычек, так как можно было получать куски стекла довольно больших размеров. Готические элементы в своей совокупности дают визуальное ощущение величия, монументальности, и, в то же время, воздушности и легкости сооружений.

Источник

Каркасная система готической архитектуры

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений.

Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.

Содержание

Характеристика

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

Распределение нагрузки

Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. (Любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег). Затем оно передает их вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчетах). В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размер свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдержать вес такого свода.

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Отличия в работе конструкций

РоманикаГотика
конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собораконструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора
Нагрузку передают стены по всей длине собораНагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределенные по периметру здания
Колонны не имеют особенного значенияКолонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания
Толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузкуТонкие стены, возведенные между колоннами, являются ненесущими перегородками
Небольшие объемы зданияСобор может иметь колоссальный размер
Потолки не очень высокиеСводы очень высокие
Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать ее несущую способностьОкна могут занимать весь простенок между колоннами, вместо перегородки
Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и колоннамиПомещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн

Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым (см. ниже), давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

конструктивные элементы готического собора. Смотреть фото конструктивные элементы готического собора. Смотреть картинку конструктивные элементы готического собора. Картинка про конструктивные элементы готического собора. Фото конструктивные элементы готического собора

Таким образом, конструкция сильно облегчается за счет перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую легкую «оболочку», чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато «подпертый» по всему периметру надежными и элегантными «подпорками».

Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование стрельчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору — причем, чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти ребра—нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой запалубкой — легкой кладкой кирпича или камня.

Источник

Готическая архитектура

C XI—XII вв. начинается рост городов в западной Европе, что связано с развитием ремесла и торговли. В городах появились каменные жилые дома (дом в Сен-Жиле на юге Франции). На нижнем этаже были лавки торговцев и мастерские, на втором жили хозяева, а на третьем или на чердаке жили слуги и мастеровые. Стены домов были сложены из отесанного белого камня с красивыми архитектурными деталями.

Крупнейшим зданием большого города был собор. Весь город был окружен кольцом оборонительных стен и сооружений.

В связи с ростом городов интерьеры больших соборных храмов становились более просторными и высокими.

В XII—XII вв. во Франции складываются элементы нового архитектурного стиля — готического. В XIII—XV вв. этот стиль появляется и в других странах Европы. В период готики появляются новые типы зданий, строительство которых связано с развитием торговли, городского управления, ремесел: ратуши, здания купеческих гильдий, больницы, дворцы городской знати.

Ведущее значение в строительстве получают городские соборы, культовые и общественные центры городов.

Переход от романской архитектурно-конструктивной системы к готической системе построения больших сводчатых зданий происходил постепенно.

Конструкции готической архитектуры

Развитие романского храма привело к выделению из массива стены и свода наиболее нагруженных элементов — контрфорсов и гуртов (ребер). На этой основе была создана новая каркасная система. Вместо полуциркульного свода стал применяться более легкий готический стрельчатый (из двух полуарок) нервюрный свод, имеющий меньше распор. Нервюры — ребра готического свода, являющиеся его несущей основой. Облегченное заполнение свода выкладывалось между нервюрами. Другим важным элементом в готической системе являются аркбутаны — упорные арки, которые располагаются снаружи здания и переносят распор от пят свода на контрфорсы. Над контрфорсами надстраивались каменные башенки — пинакли, фиалы, вес которых направляет давление от аркбутанов более круто вниз, на фундаменты.

К усилиям от главного свода прибавляются усилия от сводов боковых нефов, и для обеспечения устойчивости контрфорса его сечение уступами увеличивается книзу, где сосредоточены самые большие напряжения.

В пятинефных храмах аркбутаны состоят из двух пролетов с промежуточной опорой и пинаклем.

Аркбутаны, вынесенные наружу здания, создают возможность устраивать стены более легкими, т.к., распор сводов не передается более на стены здания, как это было в романских храмах, имеющих массивные стены. В готическом здании стена не играет роли в его устойчивости, поэтому в боковых стенах главного нефа появилась возможность делать широкие и высокие оконные проемы.

Из камня выкладывались стены, колонны, своды и другие элементы здания. Из камня высекались узорчатые оконные переплеты и художественные детали. Кровельным материалом служили обожженная черепица и шифер. Несущая стропильная конструкция крыш готических зданий опирается на стены, тогда как в романской архитектуре стропильная конструкция, поддерживающая кровлю, часто опиралась на свод.

К этой эпохе относится также широкое применение деревянных конструкций в жилых домах массового типа, получившем название «фахверкового» жилого дома. Фахверк — каркасная деревянная (металлическая позднее) конструкция, в которой все элементы каркаса

(стойки, балки, обвязки, раскосы) жестко связаны между собой, а промежутки между этими элементами заполнялись кирпичом, иногда перемешанным с камнем на известковом растворе.

Тектоника зданий

Готическая конструктивная система предоставила возможность перекрытия больших пролетов и вместе с тем позволила выразить в архитектуре готических соборов образ устремленности ввысь, как бы «отрешенности» от земного. Этот образный эмоциональный строй проявляется в вертикально устремленных пространствах и членениях интерьера. Основные внутренние опоры имеют вертикальное расчленение и свое продолжение в нервюрах свода. Из столба выделяются тонкие колонки, нередко опора превращается в пучок колонн, создающих в композиции интерьера преобладание вертикальных членений над горизонталями. Готическая конструктивная система способствовала преодолению замкнутости интерьера: огромные стрельчатые окна заполняют плоскости между опорами, масса стен растворяется в освещенном пространстве. В пластической разработке фасадов в композицию включены и структурные элементы (нефы, трансепт, башни, стрельчатые своды и др.). Плоскости стен покрылись скульптурой, была разработана система ажурных деталей и украшений.

Здания готической архитектуры

Черты готической архитектуры проявились уже в некоторых романских соборах. Так, в Англии трехнефный собор в Дерхеме 1093—1140 гг. был перекрыт стрельчатыми нервюрными сводами по связанной системе. Усилия от сводов передавались на контрфорсы аркубутанами, скрытыми под кровлей.

Выдающимся памятником готики во Франции является Собор Парижской Богоматери (1163—1250 гг.) — пятинефная базилика, сохранившая еще черты романского зодчества. На фасаде имеются две высокие башни. Помимо вертикальных членений, присутствует еще много горизонтальных элементов: над тремя порталами входов, богато украшенными скульптурой, протянулась горизонталь — «галерея королей», а над ней — балюстрада второго яруса. На втором ярусе расположены два огромных двойных окна и круглое окно-роза с многоцветными витражами и ажурным переплетом из камня. Второй ярус завершается карнизом и высокой ажурной аркадой из тонких каменных колонок и арочек. Сверху расположена снова ажурная балюстрада со скульптурными фигурами — химерами. Еще выше поднимаются две квадратные в плане башни, имеющие высокие двойные окна с арочками.

Наивысшего развития готический стиль достиг в XIII в. в соборах Франции в городах Реймсе, Амьене, Шартре и других. Здание Реймского собора 1210—1311 г. перекрыто легкими стрельчатыми нервюрными сводами. Господствующие здесь вертикальные членения сливаются в общий поток устремления ввысь. Готическая конструктивная система в Реймском соборе совместно с системой ажурной пластики заполнения проемов, их обрамление, декоративные аркатуры, скульптуры обусловили создание легкой, невесомой композиции. Интерьер собора также отличается легкостью и динамичностью.

В Германии также были созданы крупные готические сооружения, такие, как Кельнский собор, собор в Ульме. В Чехии имеется замечательный собор св. Вита в Праге XIV—XIX вв. Английская готика отличалась своеобразием. Можно выделить три ее периода: раннеанглийский стиль — до 1270 г., «украшенный» стиль — до 1370 г. и «перпендикулярный» стиль XV—XVI вв.

Отличием раннего периода является высокая башня над средокре- стием, идущая от памятников более раннего периода. Другим отличием является значительная длина главных нефов в английских храмах.

Примером строгого и гармоничного стиля ранней готики можно считать собор в Линкольне 1190—1235 гг., здесь уже встречаются веерные своды, образованные пучками нервюр. Другим примером этого же периода может служить собор в Уэльсе 1214—1239 гг., он имеет трех- нефный трансепт в середине здания и уже две мощные башни по сторонам фасада, украшенного скульптурой.

В более позднем периоде XV—XVI вв. в архитектурной композиции и в декоративных формах стал преобладать принцип вертикализма, отчего стиль получил название «перпендикулярного». Достижения готического зодчества, конструктивные элементы (например, нервюры) превращаются в декоративное украшение. Этот стиль характеризуется разрушением тектонической основы готики. Вертикально расчлененные столбы и стены сливаются в сплошную декоративную оболочку, своды заполняются сплошными веерообразными и звездчатыми сплетениями.

Архитектурно-конструктивные формы, которые были основой для разработки пластических и декоративных форм, в этот поздний период теряют свое значение. Архитектурно-пластические формы становятся главным объектом творчества архитектора. Однако, оторвавшись от закономерностей конструктивной основы здания, эти пластические средства привели английскую архитектуру этого периода к упадку. Примером этого направления является капелла Генриха VII в Лондоне 1500—1512 гг.

Италия занимает особое место в развитии готической архитектуры. В городах-республиках Флоренция, Венеция и княжестве Милан готика воспринималась по-разному.

На юге страны и в Риме готика не получила распространения. Более сильными были традиции романской архитектуры и античного зодчества. Так, например, готика проявилась в интерьерах церковных зданий в использовании стрельчатых форм и нервюрных сводов при сохранении романского стиля фасадов (церковь во Флоренции Санта Мария Новелла 1245 г.; церковь Санти-Джованни э Паоло в Венеции 1246—1430 гг.). И внутри, и снаружи плоскость стены и поверхность сводов оберегаются, нервюры и столбы только подчеркивают спокойную структуру пространства.

В гражданских постройках Италии (здания ратуш, дворцов) готика проявилась в стрельчатых очертаниях проемов, в форме окон в виде высоких двойных и тройных стрельчатых арок с промежуточными колонками.

В Венеции, крупнейшем городе Европы, готические формы взаимодействовали с византийскими и арабскими традициями. Главное здание города — Дворец дожей XIV—XV вв. — построен с использованием готических мотивов. Два яруса стрельчатых аркад несут прямоугольный объем, прорезанный крупными стрельчатыми проемами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *