консультирование детей с проблемами в обучении
Консультирование детей с проблемами в обучении, развитии и поведении.
Особенности консультирования подростков с осложненным поведением.
Актуальность работы обусловлена выраженным ростом различных форм деструктивного поведения у современных детей (агрессивное, вандальное, конфликтное и само разрушающее поведение; зависимое поведение, в том числе пищевые и киберзависимости; рост форм жесткого обращения с детьми и насилия). Данная тематика оказывается очень востребованным запросом, и психолог-консультант в образовательной организации должен уметь оказывать помощь подросткам, имеющим осложненное поведение.
Проявление беседы с подростком должно учитывать следующие моменты:
• Консультант должен быть доброжелательным, принимать любые чувства и эмоции подростка.
• Не оказывайте давления, не запугивайте и не угрожайте подростку – он ценит отношения на равных, т.к. хочет быть Взрослым.
• Уважайте личность молодого человека.
• Действия и поступки подростка могут подлежать любой оценке, но не критикуйте его как личность, черты его характера.
• Давайте больше говорить подростку, задавая ему открытые вопросы, подразумевая развернутый ответ.
• Попытайтесь в разговоре занять позицию «взрослый – взрослый», он будет более откровенен, если почувствует, что вы не считаете его маленьким.
• К осложненному, деструктивному поведению подростков часто толкают личностные и семейные проблемы, поэтому попытайтесь понять особенности его жизни, трудности.
• Не начинайте разговор с конфронтации, это может вызвать у него злость или обиду. Лучше начать разговор о жизни подростка.
• Заранее договоритесь о месте, времени и дне беседы. Она не должна проходить в коридоре, мимоходом.
• Разговор должен проходить наедине, а не в людном месте.
• Разговаривайте с подростком лицом к лицу, чтобы он мог видеть глаза взрослого. Подростки часто бывают неуверенными в себе, им очень важно чувствовать то, что вы их слушаете и слышите.
• После завершения беседы не рассказывайте о ее содержании другим людям без особой необходимости – цените доверие подростка к вам.
Консультирование ребенка с агрессивным поведением направлено на помощь в осознании и научении управлять проявлением враждебной агрессии.
Задачи, которые консультант может ставить перед собой следующие:
— сформировать умение понимать особенности своего внутреннего мира;
— научить способам конструктивного выражения агрессии;
— помочь подростку осознать причины проявлений агрессии;
— способствовать повышению контроля над своими эмоциями;
-обучить способам снятия напряжения, в том числе и в стрессовых ситуациях;
— развить навыки взаимоуважительного отношения к людям и самому себе, а также навыки конструктивного общения;
— способствовать повышению у подростков уверенности в себе.
Этапы консультирования подростка с агрессивным поведением (рекомендуемый вариант)
1. Установление контакта и проведение диагностики
2. Осознание подростком наличия у себя проблемы агрессивности.
3. Проработка причин агрессивного поведения.
4. Обучение навыкам конструктивного проявления эмоций.
5. Обучение снятию мышечного напряжения.
6.Построение нового образа “Я”, повышение уверенности в себе
Важной составляющей работы с подростками и взрослыми по предупреждению употребления ПАВ, а также способом помощи тем, кто столкнулся с этой бедой, являются психологические консультации. Ее сущность состоит в создании и выработке рекомендаций по изменению тех или иных факторов, затрудняющих нормальное функционирование человека в семье, на работе, в повседневных и нестандартных ситуациях, а также в предложении клиенту различных стратегий его поведения в потенциально психотравмирующих условиях, а также в ситуациях выбора. Консультирование может вестись как непосредственно с теми, кто столкнулся с наркотиками, так и с родственниками и близкими наркоманов (родителями, друзьями, знакомыми).
Консультационная работа может включать следующие этапы:
1. Сформировать представление о самих себе, а также при помощи членов группы каждому давать поддержку.
2. Развивать навыки конструктивного поведения, учить снимать напряжение, работать с личными проблемами каждого.
3. Научение умению существовать в одиночестве, умению отделяться от других.
4. Анализ происходящего.
Модели интервью
Интервью по А. Адлеру.
Ниже перечислен перечень вопросов, которые необходимо выяснить на первичной консультации с родителями.
ПЕРВЫЙ БЛОК. Выявление расстройств и проблем, с которыми обратились на консультацию.
— С чем бы вы хотели поработать?
— С какого момента появились проблемы у ребенка?
— Много ли трудностей с ребенком?
ВТОРОЙ БЛОК. Социальные отношения подростка.
— Легкость установления контактов с людьми.
— Стиль отношений в семье.
ТРЕТИЙ БЛОК. Интересы подростка.
— Наличие хобби,
— Способ проводить свободное время.
ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК. Поведение.
— Реакция на столкновение с трудностями
— Наличие вредных привычек.
— Поведение подростка в школе
ПЯТЫЙ БЛОК. Выяснение готовности подростка и родителей к работе с проблемой.
— Готовы ли вы к тому, что работа по решению проблемы потребует некоторого времени и усилий?
— Есть ли возможность вместе работать над проблемой и родителям, и подростку, способны ли родители пересмотреть свои подходы к его воспитанию?
ШЕСТОЙ БЛОК. Опора на положительные возможности подростка.
— Есть ли у вашего ребенка положительные качества? Какие?
— Что может помочь ему стать лучше?
— Какие его качества или стороны личности могут помочь ему стать успешнее и решить проблему?
Интервью по Дж. Келли
Д. Келли полагал, что есть несколько основных задач эффективной оценки клиента и его потребностей. Это:
1. С какой проблемой пришел клиент? Что неверно в мышлении клиента, когда это происходит и к чему приводит?
2. Как клиент видит мир? Какие у него языковые конструкции и как они влияют на проблему? Имеют ли влияние на его жизнь классовые, социальные, экономические, политические и другие условия?
3. Как Ваши теории и собственные языковые конструкции соотносятся конкретно с этим клиентом? Что он значит дня Вас? Какие внешние обстоятельства влияют на Вас?
4. Ваши действия и ответные шаги клиента. Как Вы справляетесь с насущными проблемами? Если решение не работает, что Вы предпримете тогда? Что Вы скажете об общем плане терапии?
Вопросы для психолога с целью оценки клиента
И понимания его проблемы.
Кто есть индивид, каковы его характеристики, стиль жизни? Какие важные культурно-социальные аспекты можно отметить для клиента?
Что произошло, и что происходит? Необходимы детали этой проблемы. Как часто это случается? При каких обстоятельствах? Чтобы понять личность, необходимо как можно больше деталей.
Когда возникла проблема? В какой временной последовательности? Что предваряло проблемную ситуацию? Как состояние этой проблемы выглядело в течение жизни клиента?
Гдевсе произошло? В какой обстановке, при каких обстоятельствах, с какими людьми?
Как клиент реагировал на события? Как он себя чувствовал при этом?
Почему это случилось?
С целью понимания проблемы и выбора способов работы с ней, клиента необходимо оценить по шкалам (по А. Адлеру):
1. Клиническая шкала. Указывает на психологическое и соматическое состояние клиента с точки зрения медицинской психологии.
Варианты вопросов.
§ Связано ли ваше обращение ко мне с соматическим состоянием? (на это указывает наличие в анамнезе клиента черепно-мозговые травм, тяжелые заболеваний, случаев интоксикации и т. д.; умственная недостаточность; воспитательная запущенность).
§ Как проходили роды? (детский анамнез)
§ Состоит ли клиент на учете у невропатолога или психиатра? (вопрос задается при наличии запроса, выходящего за компетенцию психолога или в определенных случаях).
§ Как часто болели в детстве? Какими заболеваниями?
2. Социальная шкала. Указывает на положение клиента в социуме, его отношения с людьми.
Варианты вопросов.
§ С кем вы сейчас живете?
§ Где вы учитесь (работаете?)
§ К кому обращались со своей проблемой? За помощью?
§ Кто посоветовал прийти к психологу?
§ Как складываются отношения с людьми?
3. Психологическая шкала.Показывает наличие психологических проблем, оценивает составляющую психического здоровья личности. Оценка происходит по следующим факторам:
§ Мотивация является значимым фактором, влияющим на эффективность работы. Если клиент не мотивирован на работу, усилия психолога могут оказаться бесполезными. Существует несколько типов консультационной мотивации:
— мотивация вторичной выгоды (это надо маме; велел учитель, начальник и т.д.)
— мотивация с престижем (модно иметь своего психолога)
— мотивация интереса к работе психолога.
— наличие усталости от проблемы (наиболее эффективная и «рабочая» мотивация).
Сформировать рабочую мотивацию трудно. Ниже приведены методы формирования мотивации в рамках первичных консультаций.
4. Психодинамическая шкала.Определяет проявления, связанные с фиксацией на определенной стадии развития (по З. Фрейду)
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 761 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Психологическое консультирование учащихся, родителей и педагогов в образовательных учреждениях
Психологическое консультирование учащихся, родителей и педагогов в образовательных учреждениях
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Дубовки Дубовского муниципального района Волгоградской области
Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования.
В своей деятельности психологическая служба образования руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями региональных министерств, городских департаментов и управлений образования и другими необходимыми документами.
Психологическая служба образования весьма интенсивно развивается в нашей стране и в настоящее время представляет собой специальную отрасль психологической науки и практики.
Целью психологической службы является психическое и психологическое здоровье детей. Основными средствами достижения этой цели являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.
Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования :
• реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка на каждом возрастном этапе;
• подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка со ступеньки на ступеньку в процессе непрерывного образования;
• учет и развитие индивидуальных особенностей детей – их интересов, способностей, склонностей, характера, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и пр. Недоучет сложного комплекса субъективных переживаний ребенка ведет к нарушению его психического и личностного развития;
• создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического;
• профилактика и выявление различных психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, подростков, учащейся молодежи;
• оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям;
• осознание педагогом-психологом границ своей профессиональной компетенции, понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия;
• приобщение детей разного возраста, их родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений к психологической культуре.
как одно из направлений работы психологической службы образовательного учреждения
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.
Эффективность всей работы педагога-психолога в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.
В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.
В целом задача консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:
1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка.
2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации.
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами).
4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.
5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье.
6. Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями.
7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.
Психологическое консультирование включает в себя следующие частные виды работ:
1. Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и доступной для практической реализации.
2. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.
3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации.
Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи.
1. Консультирует администрацию школы, учителей,родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Здесь специалист осуществляет, в первую очередь, такую работу:
♦ помогает учителям разных классов, с различным педагогическим опытом справиться с неуправляемостью отдельных учащихся, в которых они видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений. В большинстве случаев оказывается, что учителя не знают основных психологических особенностей данного ребенка, поэтому не могут найти правильный подход к нему. Подвести учителя к пониманию — это не очень простая, но необходимая задача психолога;
♦ помогает родителям разобраться в вопросах семейного воспитания. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей.
2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;
Консультирует группы учащихся, школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.;
3. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях;
Консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а так же в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.
Остановимся на консультировании педагогов и родителей.
1. Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
2. Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на “готовый рецепт”;
3. Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
4. Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.
В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:
1. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения.
3. Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем – совместно..
Консультирование родителей. Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование их о школьных проблемах ребёнка.
Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» воспитателя, учителя или родителей проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, так как в этом случае они сознают существование проблемы и мотивированы на ее решение.
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Воловского района Тульской области
Консультативная деятельность – существенное направление работы практического психолога. До сих пор немалая путаница отмечается в понимании того, что такое психологическая консультация. Отчасти это вызвано употреблением термина «консультация» применительно к стольким контекстам и в отношении самых различных типов службы, что он почти теряет значение. Психологический смысл консультации заключается в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Консультации школьным психологом проводятся для воспитателей, учителей, учащихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач.
Критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи. С точки зрения самого психолога, критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задачам другого человека. Такое соответствие (несоответствие) проверяется по шкале:
1. Психолог не способен быть внимательным, прерывает клиента, пропускает важную информацию.
2. Действия психолога не конструктивны; он слишком старается воздействовать на другого человека.
3. Клиента не слышно или слышно очень мало; психолог реагирует больше сам на себя, а не на клиента.
4. Ответы психолога на воздействие клиента равны тому, что говорит клиент.
5. Суть задачи клиента понята психологом неверно, но через воздействие, все нарастающее по интенсивности, психолог вносит в задачу клиента нечто, облегчающее его состояние.
6. У психолога есть навыки внимания и воздействия через эмпатичность и непосредственность.
7. Высочайший уровень – психолог присоединяется к клиенту, не теряя своей индивидуальности.
В практике психологического консультирования существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов-психологов:
Доброжелательное, безупречное отношение к клиенту. Подразумевает не простое следование общепринятым нормам поведения, а умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждая, стараться понять клиента и помочь каждому, кто обращается за помощью.
Запрет давать советы. Жизнь каждого человека уникальна и непредсказуема. Поэтому невозможно при любом жизненном и профессиональном опыте дать гарантированный совет. Кроме того, взяв на себя ответственность, психолог не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности и принятию собственной ответственности за все происходящее.
Анонимность. Означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия кому-либо, за исключением случаев, специально оговоренных законом (угроза жизни). Об этих правилах клиент предупреждается заранее.
Разграничение профессиональных и личностных отношений. Действие этого принципа связано с возникновением переноса (склонности пациента переносить на психотерапевта и отношения с ним свои проблемы и конфликты) и контрпереноса (склонности психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми, внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом). Действуя в процессе консультирования, эти феномены снижают его эффективность.
Включенность клиента в процесс консультирования. Яркое эмоциональное переживание и рефлексия беседы возможны при условии полного понимания клиентом того, что обсуждается, логичности действий психолога и благоприятности психологической атмосферы.
Целью психологического консультирования является оказание психологической помощи клиенту. Успех консультирования во многом зависит от того, сможет ли психолог профессионально выслушать клиента и расширить его представления о себе и собственной ситуации. Как отмечает Г.С. Абрамова, цель психологического консультирования – культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.
В процессе консультирования решаются следующие задачи:
– оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;
– оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
– информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;
– повышение общей психологической грамотности;
– мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;
– коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
– выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
Психолог в процессе консультирования может занимать различные позиции: позиция равенства, позиция сверху и позиция снизу. В разных теоретических ориентациях консультанту приписываются различные позиции, но, пожалуй, наиболее традиционной в консультировании является позиция равенства и партнерства по отношению к клиенту, хотя и в этом случае направляющая и определяющая роль остается за психологом. В случае равенства позиций с психологом в процессе консультирования клиент чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку консультант открыт, не оценивает и не судит собеседника. В сущности, в позиции равенства и сам консультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку, чем более авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать.
Осуществление такой стратегии опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии: 1) умение сопереживать, поддерживать, анализировать чувства клиента по отношению к ближайшим людям; 2) способность четко и конкретно тонизировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь, корректировать высказывания.
В первую очередь необходимо рассмотреть понятия «психолог-консультант» и «психолог, занимающийся консультированием как одним из видов своей практической работы». В настоящее время наблюдается тенденция заимствования основных принципов, подходов, положений деятельности психолога образования из близких, родственных областей практической психологии, прежде всего из консультаций для родителей по проблемам семьи. Между тем каждая из этих областей имеет свою специфику, игнорировать которую без ущерба для дела нельзя. Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми.
Консультативная работа в детском саду, школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.
Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: трудности в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, проблемы формирования детского коллектива, возможности расширения собственных профессиональных умений, выявление и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, проф-ориентационная работа со школьниками.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; отношение ребенка к взрослым в семье, к сестрам и братьям; выбор профессии.
К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения. Важная сторона консультативной работы психолога – проведение им по запроса органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, народы судов, инспекций по делам несовершенно летних психологической экспертизы психологического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения обоснованного решения со стороны соответствующих инстанций по вопросам лишения родительских прав, направления школьника в специальные учебные заведен» и т. п.
В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует воспитателей, учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т. е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий. В таком варианте психолога и учителя следует рассматривать как специалистов в своих областях; сотрудничество по поводу проблемы ребенка позволяет соединить их знания и открывает богатые творческие возможности для решения проблем. В этом состоит основное значение консультативной работы.
Кроме того, поняв суть своих действий в отношении одного ребенка, педагог будет использовать эти знания в работе с другими детьми.
Следует различать понятия «психопрофилактика» и «психологическая консультация» как разные, хотя и имеющие много общего виды работы психолога. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном случае исходить от психолога. Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо: а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.
Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.
Очень часто, как показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами консультируемого – в результате оба оказываются неудовлетворенными консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы психолог обеспечил им быстрое решение проблемы, дал ответ, совет и, главное, подтвердил их собственное восприятие ситуации. Это относится и к воспитателям, и к учителям, с этим постоянно сталкиваются психологи. Педагоги часто испытывают чувство бессилия, сталкиваясь с особенностями тех или иных детей. Причину имеющихся трудностей они стремятся искать, как правило, в недостатках семейного воспитания, не подвергая сомнению свои профессиональные умения и личностные качества. Поэтому во время консультации они нередко сопротивляются активному вовлечению в продуктивный процесс решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого (консультанта). Психолог не должен в таком случае идти на поводу у педагога.
Многие исследователи и практики утверждают, что вовлечение консультируемого в консультативный процесс является решающим моментом для успешного консультирования. Психолог ответствен за помощь консультируемому в том, чтобы последний стал активным лицом в консультативном процессе: удовлетворенность этим процессом у консультируемого возрастает по мере его вовлеченности.
Подобное достигается только тогда, когда психолог принимает, уважает консультируемого и рассматривает его как значимого человека, помогает ему увидеть собственные потенциальные возможности. Центральный момент консультации – процесс взаимодействия психолога и консультируемого, установление доверительных взаимоотношений между ними. Консультируемый рассматривается как равный, а не подчиненный и, следовательно, имеет равные с психологом права в процессе принятия решения. Иерархизированные отношения могут ограничить свободу общения. Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» воспитателя, учителя проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, так как в этом случае они сознают существование проблемы и мотивированы на ее решение.
Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи:
1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Опыт свидетельствует, что учителя разных классов, с различным педагогическим опытом обращаются чаще всего к психологу по поводу неуправляемости отдельных учащихся, в которых видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений. В большинстве случаев оказывается, что учителя не знают основных психологических особенностей данного ребенка, поэтому не могут найти правильный подход к нему. Подвести учителя к пониманию – этого не очень простая, но необходимая задача психолога.
Не менее сложно консультировать родителей. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей.
2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.
3. Консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.
4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, предметных структурных подразделениях (мето-добъединениях), общешкольных и классных родительских собраниях.
5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.).
Специфика психологического консультирования в детских садах, школах, детских домах и др. заключается в том, что оно сосредоточивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования, – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого школьника. Администрация образовательного учреждения, воспитатели, учителя, родители, другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами.
Индивидуальные консультации делятся на: 1) однократные и многократные; 2) консультации по личному обращению; 3) в результате вызова, направления; 4) без дополнительного тестирования или с дополнительным тестированием; 5) без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов; 6) изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг в промежутках между консультациями).
По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования.
Содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию психологом понятий нормы психического развития и позиции взаимодействия с клиентом. С точки зрения Г.С. Абрамовой, знание нормы позволяет психологу дифференцировать социальные, этические, нравственные и психологические задачи взаимодействия с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с ним.
Понятие нормы требует от психолога знания периодизации психического развития, его механизмов на каждом конкретном этапе. В таком случае схема индивидуального консультирования, с точки зрения психолога (клиента), будет представлена следующим образом: содержание задачи взаимодействия (текст заказа) —> механизмы психического развития (психологическая задача), период психического развития (возможность изменения) —> содержание нормы психического развития (выбор направления изменения).
Следовательно, анализируя возможности изменения клиента, психолог работает с задачами и резервами развития данного человека на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития. Без рефлексии на содержание понятия нормы психического развития и связанных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья он утрачивает профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить отношения с клиентом в русле житейской или обыденной психологии.
Одним из наиболее востребованных в работе педагога-психолога является возрастно-психологическое консультирование. Этот вид консультирования имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении:
1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.
5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами.
7. Психолого-педагогическое просвещение населения.
Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: состояние здоровья; сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На основе полученных сведений психолог делает выводы: 1) общая оценка уровня развития; 2) сущность трудностей ребенка; 3) степень их сложности; 4) факторы, провоцирующие трудности; 5) сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы; 6) условно-вариантный прогноз развития.
Возрастно-психологическое консультирование проводится по следующему алгоритму:
1. Анализ информации, полученной и первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.
5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.
6. Обработка данных, казуальный анализ результатов.
7. Психологический диагноз ребенка.
8. Психолого-педагогическое назначение.
9. Контроль, повторное консультирование.
Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.
1. Уровень актуального развития: а) возрастно-психологическая характеристика; б) социальная ситуация развития; в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам; г) новообразования возраста, их развитие; д) трудности и отклонения, их причины.
2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития): а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития; б) показ условий для оптимального развития.