контроль и оценка результатов обучения в средней школе
Контроль и оценка результатов обучения в школе
1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя за качество процесса обучения. Результат деятельности учителя определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся.
Система контроля и оценки не может ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, находить ошибки и пути их устранения.
Контроль и оценка в школе имеет несколько функций.
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки школьника.
Образовательная функция проявляется в сравнении ожидаемого результата обучения с действительным.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих».
Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результата могут быть изменены к лучшему.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».
3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала. Такой опрос может быть в виде беседы, рассказа ученика.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально.
Я провожу также и самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным вопросам какой- либо темы. Для таких работ я использую индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать лишь правильно выполненные. С остальными учениками я провожу работу над ошибками.
Зачет –устный, письменный, тестовый.
Также для проверки успеваемости я использую тестовые задания.
Одним из недостатков тестового метода контроля и оценки знаний является возможность угадывания, а также то, что учащийся представляет только номера ответов, учитель не видит хода решения. Этот недостаток характерен для тестов, состоящих из заданий на выбор правильного ответа из числа предложенных.
Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:
-повышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;
-осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
-ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;
-возможность математико-статистической обработки результатов контроля
-осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения благодаря использованию адаптивных тестов;
-возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки;
Рассматривая тестирование как метод педагогического контроля, целесообразно остановиться на понятиях «тест», «тестовое задание», которые нередко отождествляются, хотя являются совершенно разными видами педагогической продукции. Тест всегда состоит из тестовых заданий, однако не каждый набор тестовых заданий является тестом.
Можно дать следующее определение: тест – система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.
Тестовое задание – это диагностическое задание в виде задачи или вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.
Тестовые задания можно разделить на две группы:
тестовые задания закрытого типа ( когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);
тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать ответ).
Конечно же тестирование не заменяет традиционные методы контроля, а лишь в некоторой степени дополняет их. Это позволяет осуществить подготовку учащихся к ЕГЭ, ОГЭ.
Существует мнение, что для подготовки и успешной сдачи ЕГЭ по математике необходимы специальные методики и совершенно новые системы подготовительных задач и упражнений. Однако реальная опасность состоит в излишнем «натаскивании» школьников на задания в тестовой форме в ущерб обычной повседневной учебной работе. Введение заданий в тестовой форме в процесс обучения, а не только в процесс контроля знаний на завершающих этапах обучения будет ошибкой. Тестовая форма контроля удобна с технологической точки зрения, быстрота обработки информации, однозначность оценивания ответа. Поэтому я провожу задания в тестовой форме после прохождения учебного материала.
Для того, чтобы научить детей выполнять тестовые задания, я ввожу тестовые технологии обучения уже начиная со среднего звена. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют в дальнейшем повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученики практически не тратят время на понимание инструкции.
При этом основную часть работы по инструктированию учащихся я провожу заранее.
Опыт проведения ЕГЭ, ОГЭ говорит о том, что предварительное знакомство школьников со структурой ЕГЭ,ОГЭ, содержанием и требованиями, которые предъявляются к оформлению решения и ответов, очень помогает при выполнении самого экзамена.
Я приучау учащихся к работе с тестами постепенно.
Например, в 5-6-х классах я рассчитываю тест не более чем на 10-15 мин и он содержит не более 10-15 вопросов. На первых порах я предлагаю задания, состоящие из нескольких утверждений, из которых ученик должен выбрать верное и поставить «+». Далее я предлагаю задания с выбором ответа. Количество вариантов ответа не превышает трех. Также постепенно приучаю учеников чувствовать время. Проверку выполняю сразу же после выполнения всех заданий теста при помощи мультимедиа и провожу работу над ошибками.
В 7-9 классах я увеличиваю количество вопросов и вариантов ответов. Также включаю в работу самостоятельное составление тестов учащимися по данной теме.
Использую в своей девиз: ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА НАДО САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ ЗАДАЧИ.
При подготовке к экзамену организую систематическое повторение по темам. После повторения темы провожу пробный тест. Результаты фиксирую в специальной таблице, высчитывая процент выполнения теста каждым учеником. Из такой таблицы сразу видно, какие темы запущены у большинства учащихся, какие темы надо отработать индивидуально.
Также организовываю итоговое повторение по содержательным блокам:
« Выражения и преобразования», « Уравнения и неравенства», «Функции»,
« Числа и вычисления», «Геометрические фигуры и их свойства»,
Реферат на тему «СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ, ЕЕ ФУНКЦИИ»
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Уфимский многопрофильный профессиональный колледж.
СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ, ЕЕ ФУНКЦИИ.
Анисимова Яна Владимировна
студентка группы 2 нач А
по программе подготовки специалистов среднего звена
специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
форма обучения очная
Руководитель: Захарова Ирина Николаевна
ГЛАВА1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1Функции……………….…………. …………………………….………. …4
1.2 Виды контроля и результатов обучения …………………………………. 7
1.3 Методы и формы организации контроля ……………. …………. 9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………….13
СПИСОК ИСПОЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….…….14
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
ГЛАВА1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированное его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталоном (стандартам), а опенка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счете, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективе, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку: но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так. «, «что нужно сделать, чтобы. «) и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.
1.2 Виды контроля и результатов обучения
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Специфика этого вида контроля:
1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку;
2)при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль болееобъективным;
3)возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Например, школьник выполняет итоговую контрольную работ>’ на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик, в конечном счете получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3», Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».
1.3 Формы и методы контроля.
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.
Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников и т.п.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание, прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.
Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
— степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
— степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
— уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.
Требования к оцениванию.
Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадеватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Приведем пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибки, что означает наличие у него навыка самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет: «Ученик должен сразу писать без ошибок». Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого требует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, па совместный с педагогом анализ причин своих неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениванию («Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?»). Противоречие, образующееся при такой ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так как вносит дискомфорт в отношения между обучаемым и обучающим, между одноклассниками, детьми и родителями.
В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается, прежде всего, умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Характеристика цифровой отметки и словесной оценки.
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение «процентоманией», субъективность выставляемых отметок.
Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.
Таким образом необходимо совершенствовать, прежде всего, методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.
Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Педагогическая энциклопедия – М., 1964. – 242 с.
Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка – М.: АПК и ПРО, 2009. – 76. с.
Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.
Контроль и оценивание образовательных результатов школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов
(СЛАЙД) Мы изменили свое окружение так радикально,
что теперь должны изменять себя,
чтобы жить в этом новом окружении.
(СЛАЙД) Педагогический совет «Контроль и оценивание образовательных результатов школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов»
(СЛАЙД) ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА.
I. Информация о выполнении решений предыдущего педагогического совета.
II. Контроль и оценивание образовательных результатов школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Анализ работы педагогического коллектива школы по использованию контроля и оценивания образовательных результатов школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Контроль и оценивание НОД на этапе дошкольного образования.
Организация накопительной системы оценки (портфель достижений) обучающихся.
Технология оценивания учебных достижений обучающихся при изучении курсов «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России».
Мониторинг двигательной активности обучающихся как результат личностного развития школьников.
III. Разработка решения педагогического совета.
Избрание редакционной коллегии.
Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Учеба без оценки подобна работе без зарплаты, выстрелу без мишени, баскетбольному поединку без кольца. Но как зарплата, мишень и баскетбольное кольцо определенным образом нормированы, так и оценка деятельности обучающегося обязательно должна быть выражена в конкретной форме и по определенному алгоритму. Таким нормативным выражением оценки на протяжении веков являлась школьная отметка.
Принятые новые образовательные стандарты привнесли изменения и в содержание образования, и в требования к результатам обучения, и в подходы к диагностике и оценке результатов.
На сегодняшний день это одна из актуальных проблем реализации ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО.
(СЛАЙД) Наша образовательная организация уже четвертый год реализует ФГОС НОО, второй – ФГОС ООО и ФГОС ДО. В подготовительный период педагоги школы активно включились в изучение требований Федеральных государственных образовательных стандартов и знают, что они призваны изменить весь школьный уклад. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательной организации. Творческие группы педагогов работали над проектами ООП ДО, НОО, ООО. Наиболее трудным для пошаговой технологизации был раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, ООО», так как в современной педагогической науке не в достаточной мере разработаны оценочные процедуры, с помощью которых можно было бы производить внешнюю и внутреннюю оценку образовательных результатов школьников в логике ФГОС нового поколения. В существующих методиках проверки качества целостного образовательного процесса не представлены четкие диагностики его оценивания, не определены возможности объективного анализа его результатов.
Образовательный стандарт законодательно устанавливает требования к уровню подготовки выпускников– начальной, основной, средней школы.
(СЛАЙД) Данные требования задают базовую часть для организации диагностики, контроля и оценки результатов обучения. Контроль в образовании означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей, компетентностей обучающихся. Измерение и оценка успехов в обучении предполагает определение того, что подлежит измерению, а также критериев, показателей, шкал, единиц и инструментов измерения.
Сегодня на педагогическом совете мы подведем первые итоги системы оценивания образовательных достижений обучающихся в условиях реализации новых образовательных стандартов в нашей ОО.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.
Сравнительный анализ традиционного и нового видения системы оценки
Традиционная система оценки
Новое видение системы оценки
1. Оценка как процесс субъект-объектного взаимодействия
2. Оценивается конечный результат
3. Оценка осуществляется дискретно
5. Оценка сфокусирована на отдельном предмете и теме
6. Оценивается фрагментарное знание и узкоспециальное умение
7. Учитель выступает в роли судьи и контролера
8. Взаимодействие учителя и обучающегося исключается в процессе оценки (контрольной или итоговой работы)
9. Оценка преимущественно осуществляется учителем
10. Основной акцент делается на объективности оценки
11. Оценка жестко структурирована внешними факторами
12. Акцентируется внимание на том, что обучающийся не знает и не умеет
13. Оценивание часто носит сравнительный характер в пределах класса (группы)
14. Оценивается один тип интеллекта в пределах данного предмета
15. Оценивание ограничено отдельным средством (контрольной работой, тестом и т.д.)
16. При оценивании преобладают задания с одним заранее предусмотренным правильным ответом
17. Оцениваются фиксированные учебные достижения
18. Оценивание преимущественно индивидуально
20. Оценивание проводится в искусственных, стрессовых для учащихся условиях
21. Нити контроля и оценки находятся в руках у учителя
22. Учитель указывает на ошибки и пробелы в знаниях и умениях обучающегося
23. Приоритет фактора времени в оценке
24. Жесткость как следствие количественности оценки
25. Качественная оценочная информация (наблюдения, беседа, интервью. ) не существенна при оценке
26. Оценка оторвана от контекста обучения
27. Формируется «иждивенческий» менталитет у обучающегося: что оценивается, то и надо учить
29. Ценность чистовиков как конечного варианта работы
30. Акцент на достижении как конечном показателе эффективности обучения
31. Оценка как функция одной переменной
1. Оценка как процесс субъект-субъектного сотрудничества
2. Оценивается процесс движения к результату
3. Оценка осуществляется непрерывно
6. Оценивается широта и глубина прикладных (жизненных) знаний и умений
7. Учитель выступает в роли адвоката и консультанта
8. Взаимодействие учителя и обучающегося не прерывается, более того, поощряется в процессе оценки
9. Всячески поощряется самооценка и взаимооценка обучающегося
10. Основной акцент переносится на гибкое сочетание оценки и самооценки
11. Оценка гибко структурирована и представляет собой открытую систему
12. Акцентируется внимание на том, что обучающийся знает и умеет
13. Оцениваются индивидуальные уникальные характеристики обучающегося безотносительно к достижениям других обучающихся
14. Оцениваются различные типы интеллекта, его множественность
15. Оценивание предполагает использование многообразных средств (учебные портфолио)
16. При оценивании поощряется использование «открытых» заданий с возможными вариантами ответов
17. Принимаются во внимание приложенные усилия к достижению учебного результата
18. Наряду с индивидуальной поощряется групповая, командная оценка
20. Оценивание проводится в естественных для обучающихся условиях, помогающих снимать стресс и напряжение
21. Часть нитей контроля переходит к обучающемуся, трансформируясь в самоконтроль и самооценку
22. Обучающийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и вместе с учителем работает над их устранением
23. Гибкость временных рамок в процессе непрерывного обучения
24. Качественность оценки требует гибкости организационных структур (форм обучения, расписания, компоновки учебных групп, графика промежуточных и итоговых работ. )
25. Важность качественной информации (эмоциональный фактор, инициатива, отношение к предмету. ) при оценке
27. Поощряется выход за пределы учебной программы и стандартов
29. Ценность не только чистовиков, но и черновиков как рабочего варианта
30. Акцент на развитии обучающегося как непрерывном процессе самообразования
31. Оценка как равнодействующая функций многих переменных
(СЛАЙД) Система оценивания выполняет достаточно большое количество функций. В МАОУ СОШ №22 система оценивания строится на следующих принципах:
Оценивание является постоянным непрерывным процессом.
В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
Оценивание должно быть критериальным.
Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Оцениваются с помощью отметки только результаты деятельности обучающегося (его достижения), но не его личные качества.
Критерии оценивания и алгоритм выставления известны и педагогам, и обучающимся. Они могут вырабатываться совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.
(СЛАЙД) Система оценки учебных достижений обучающихся состоит из внутренней и внешней оценки.
Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Внешняя оценка выполняет свои основные функции:
Во-первых, функцию ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов посредством уточнения на конкретных примерах содержания и критериев внутренней оценки.
Во-вторых, функцию обратной связи, в основе которой лежит возможность получения объективных и сопоставимых данных в целях управления качеством образования.
Внешняя оценка проводится в рамках следующих регламентированных процедур:
• мониторинговые исследования качества образования.
В МАОУ СОШ №22 проводятся следующие мониторинги: (СЛАЙД)
Мониторинг деятельности о школе.
Мониторинг по движению обучающихся.
Мониторинг занятости обучающихся.
Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся.
Мониторинг качества знаний.
Мониторинг образовательной организации.
Мониторинг учета детей в микрорайоне.
Мониторинг качества образования.
Мониторинг по определению эффективности реализации комплексной программы «От рождения до школы»
В целях изучения качества образования в общеобразовательных учреждениях Балаковского муниципального района, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, с 2009 – 2010 учебного года проводятся мониторинговые исследования учебных достижений обучающихся 4-х классов по предметам русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение.
(СЛАЙД) Результаты мониторинговых исследований за прошедшие 3 года