концепция профильного обучения на старшей ступени профильного образования
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В современном обществе свойство образования как главного момента вырабатывания нового свойства экономики, общества повышается совместно с ростом воздействия человеческого капитала. Отечественная конструкция образования способна соперничать с порядками образования современных стран. Чтобы достичь желаемого результата важна обширная помощь со стороны общественности проводимой просветительной политики, возрождение ответственности и активной значимости государства в этой сфере, полная и многосторонняя модернизация образования с выделением достаточных для этого ресурсов и созданием элементов их эффективного использования. Установление профильного преподавания представляется жизненным и значительным шагом в развитии Российской системы школьного образования. [1]
Профильное образование сейчас – это стратегическая установка формирования старшей школы. В Концепции профильного обучения на старшей ступени совместного образования указывается: «Реализация мысли профильности старшей ступени определяет выпускника главной ступени перед потребностью совершения серьезного избрания – подготовительного самоопределения в отношении профилирующего направления личной деятельности. Профильное образование представляется одним из условий предоставления способностей для развития успешной, конкурентоспособной и компетентной личности» [3].
Профильное образование определяет тему создания системы специальной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию преподавания и социализацию обучающихся, в том числе с учетом настоящих надобностей рынка труда. главные методологические подходы, положенные в Концепции, призваны содействовать заключению имеющихся сейчас противоречий системы совместного среднего образования [2]
между образовательными потребностями учащихся и спектром учебных предметом и уровнем овладения ими вшколе;
между содержанием образования и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов в условиях экономическойконкуренции;
между многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов образовательногостандарта;
между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднегообразования.
Профильное образование на старшей ступени общего образования ориентировано на разрешение данных противоречий. Оно обусловлено личностно ориентированным подходом как современной парадигмой образования, когда обучающийся сознается субъектом образовательного процесса, а его формирование и реализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи. [3]
Согласно Концепции «Профильное образование – состояние дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и компании образовательного хода более досконально принимать во внимание интересы, предрасположенности и таланты учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в согласовании с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное учебное заведение есть институциональный характер реализации данной цели. Это основная форма, все же перспективными в раздельных вариантах имеют все шансы стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выставляющие реализацию определенных образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения [6].
Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. [5] Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательныхпрограмм;
способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями ипотребностями;
расширять возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к усвоению программ высшего профессионального образования» [2].
Основная идея обновления старшей ступени общего образования в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Содержание профильного обучения включает:
Базовые образовательные предметы, обязательные для всех учащихся и инвариантные практически для всех профилей обучения.
Профильные общеобразовательные предметы, определяющие общую направленность соответствующего профиля и обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.
Элективные курсы, обязательные для изучения предметы по выбору учащихся, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана. [4]
Разбор научных трудов, приуроченных к внедрению Концепции профильного обучения, показывает, что переход к профильному обучению далеко не объединяется лишь только к введению дополнительных учебных курсов: значительная модификация касается в (итоге содержания и системы общего образования. [5] Программа образования при переходе к профильному обучению – это ответ на вопрос: будет ли профилированное учебное заведение школой будущего, ориентированной для подготовки общественно функционального человека, эффективной адаптации выпускника в социуме, или она останется школой прошлого, ориентированной для передачи и исследования классического опыта, исключительно в иной форме [2].
Анализ научных трудов, посвященных введению Концепции профильного обучения, показывает, что переход к профильному обучению в отдалении не объединяется едва к введению дополнительных учебных курсов: внушительная разновидность относится в (итоге нахождения и системы общего образования. Программа образования при переходе к профильному обучению – это ответ на вопрос: будет ли профилированное учебное заведение школой будущего, ориентированной с целью подготовки общественно высокофункционального человека, эффективной адаптации выпускника в социуме, или она останется школой прошлого, ориентированной для передачи и исследования классического опыта, безгранично в иной форме [5].
Федеральный элемент правительственного образовательного стандарта принимает во внимание направленные требования: установление профильного преподавания для старшей ступени школы; углубление значимости дисциплин, которые обеспечивают эффективную социализацию учащихся; установление главных компетенций – готовности учащихся употреблять освоенные знания, умения и методы с целью решения практических задач. [6]
В связи с вышеизложенными положениями содержание предметов на профильном уровне должно обеспечить:
• большие внутренние резервы для организации хорошей учебной работы (информационная емкость);
• реализуемость изучения программных познаний абсолютно всеми занимающимися среди развитой уровневой и профильной дифференциации (и ограниченности размера учебного периода совокупностью внешних факторов);
• максимальные внутренние резервы для формирования, сопровождения и вырабатывания энтузиазма к изучению раздельных объектов (на любом этапе обучения) для получения будущей специальности (познавательная емкость);
• потенциальную возможность изучения школьных объектов для современном уровне (информационно-прикладная емкость).
Следовательно, для определения и содержательного заполнения инвариантного и вариативного нахождения образования в профильных классах важны:
• общие цели школы и своеобразные цели профильного обучения;
• задачи, быть достойным перед сферой познания или учебным предметом;
• ведущий элемент исследуемого и профилирующего предмета;
• раскрытие комплекса запасных знаний; • изменение логичной структуры курса.
Несмотря на то, что переход к профильному обучению в российском образовании исполняется с 2005 года, данный ход не прекращает беспристрастно воздействовать для немаловажные изменения не столько в содержании, системы и разработках учебного процесса, но также на ресурсное (кадровое, программно-методическое, нормативно-правовое) обеспечение образования и регулирование образовательными и иными процессами в школе.
Список использованных источников
Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшейшколе//Народное образование.- 2002.- №9.
Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе /под ред. Тряпицыной А.П. – СПб.: Каро,2005.
Немова Н. В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1-2. – М.: АПКиПРО,2004.
Цели профильного обучения
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации “Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.” на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, … отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.
C ледует отметить различие между понятиями профильного обучения и профильной школы.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная же школа есть институциональная форма реализации этой цели, естественно форма основная, но не единственная. Вполне перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, например выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельной школы.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Переход к профильному обучению, преследует, таким образом, следующие основные цели:
— Обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;
— создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
— способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Общественный запрос на профилизацию школы
Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, обучение должно быть построено в значительной мере с возможностью реализации юношами и девушками своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования показывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных дисциплин, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе дисциплины (химию, физику, литературу, историю и т.д.)» поддерживают около четверти старшеклассников.
К 15-16 годам ориентации на сферу будущей деятельности складываются у большинства учащихся. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2002 г. в 22 регионах страны Центром социологических исследований Минобразования РФ, “профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе”. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников к сдаче вступительных экзаменов в вузы и к дальнейшему образованию в вузе. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в школе привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породило многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.
Большинство старшеклассников считает, что существующая ныне школа не дает образования достаточного уровня и направленности для успешного построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные ВЦИОМа).
На конкретный вопрос о необходимости разделения обучения в старших классах по основаниям профильной дифференциации имеются следующие обобщенные ответы:
Мнение учащихся студентов и преподавателей вузов о целесообразности
разделения групп учащихся старших классов школы для углубленной
подготовки по гуманитарным и естественным дисциплинам, %
Зарубежный опыт профильного обучения
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. И важная роль в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения в старшем звене средней школы.
1. Старшие (полные) средние школы во всех развитых странах являются профильными, т.е. осуществляют профильное обучение.
2. Как правило, профильное обучение охватывает 3, реже 2 последних года обучения в школе.
3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.
4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. От двух (академический и неакадемический (общий) в англоязычных странах до трех (естественные науки, филология, социально-экономический) во Франции, “язык-литература-искусство”, “социальные науки”, “математика-точные науки-технология” в Германии.
5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.
6. Количество обязательных учебных предметов (курсов) по сравнению с основной школой существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке: естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.
8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) дают чаще всего право прямого зачисления в высшие учебные заведения. Хотя имеются и некоторые исключения – например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.
9. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др.
Отечественный опыт профильного обучения
Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель — подготовка в университет) и реальная (цель — подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).
Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-16 г.г. реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П. Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.
В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано “Положение о единой трудовой школе”, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.
В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы школы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.
Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые постоянно развивались и существуют вплоть до настоящего времени.
Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым и отечественным тенденциям развития образования.
Вместе с тем, общеобразовательные учреждения углубленного образования (гимназии, лицеи, спецшколы) пока остаются малочисленными, они во многом малодоступны для большого числа школьников. Недостаточность широкой специализированной подготовки старшеклассников содействует сохранению таких негативных явлений как массовое репетиторство, отток старшеклассников из школ в подготовительные отделения и курсы вузов и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных социально-образовательных проблем.
Возможные направления профилизации и структуры профилей
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников (и сделать как можно большее число различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования. Среди них, прежде всего, следует назвать введение ЕГЭ, введение образовательного стандарта на профильном уровне, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.
Очевидно, что любая форма профилизации обучения будет требовать сокращения инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются более широко и глубоко, чем это предусмотрено программами общеобразовательной школы, а остальные предметы изучаются на традиционном уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофилирующих предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных курсов, которые условно можно назвать базовыми общеобразовательными, профильными и элективными курсам.
Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения для естественно-математического, технологического профилей, естествознания – для гуманитарного, социально-экономического профилей.
Профильные курсы – курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в филологическом профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.
По базовым общеобразовательным и основным профильным курсам проводятся единые государственные экзамены (ЕГЭ).
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного курса экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес» или «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле. Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.
Предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Ясно, что во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей школьного образования.
В Приложении в качестве примера реализации одной из моделей профильного обучения предлагаются варианты примерных учебных планов для четырех возможных профилей (естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный, технологический). Подчеркнем еще раз, что это только пример, показывающий, как можно по-разному «наполнить» предлагаемую схему учебного плана профильного обучения. На основе курсов трех типов: базовых общеобразовательных, профильных и элективных возможно такое построение учебного процесса, когда комбинации общеобразовательных и профильных курсов дадут самые различные формы профилизации – для школы в целом, для отдельных классов в ней, для группы учащихся.
Возможные формы организации профильного обучения
Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации.
Вполне реальны ситуации, когда отдельная школа, а также сеть школ и иных образовательных учреждений, будут реализовывать не только содержание выбранного профиля, но и предоставлять учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных курсов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные школы, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования, Малые Академии, заочные физико-математические школы и др.). Это позволит старшекласснику одной школы при необходимости воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений НПО и СПО. Речь, следовательно, идет о целенаправленном создании сети школ, учреждений дополнительного образования, НПО и СПО, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.
Таким образом, можно выделить несколько вариантов или моделей организации профильного обучения.
1) Модель внутришкольной профилизации
Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной.
Возможен вариант, когда школа в целом не ориентирована на конкретные (один или несколько) фиксированные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов представляет школьникам – в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп – в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
2) Модель сетевой организации
В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.
Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Второй вариант основан на кооперации школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами – учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, Малые Академии при вузах, учреждения системы НПО/СПО и др.).
Предложенный подход не исключает также возможности деятельности и дальнейшего развития, во-первых, универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и, во-вторых, различного рода специализированных образовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).
Профильное обучение, образовательные стандарты и ЕГЭ
Крайне важна связь планируемой профильности образования на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. Если модернизация образования предусматривает введение института единых экзаменов, если речь идет о становлении общенациональной системы контроля качества образования, то очевидно, что объективность и вообще реализуемость подобной системы может быть обеспечена только введением соответствующих образовательных стандартов – не только общеобразовательных, но и профильных. Соответствующая запись – “Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования включает базовый и профильный уровни” (ст.5, п.3) – уже вошла во внесенный в Госдуму законопроект “О государственном стандарте общего образования”.
Таким образом, важное новое требование, связанное с профилизацией старшей школы – отсутствующее как таковое ранее, в различных прежних формах дифференциации обучения в старших классах – заключается в том, что профилизация обучения в старшей школе должна быть прямо соотнесена с вводимым ЕГЭ.
Предпрофильная подготовка в основной школе
Необходимым условиями создания образовательного пространства основной школы, которое способствовало бы самоопределению подростка, является, прежде всего, введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.
Для того, чтобы такая работа могла быть осуществлена, необходимо:
— Увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в последнем классе основной школы (до 20% аудиторной нагрузки).
— Закрепить возможность при организации обязательных занятий по выбору деления класса на необходимое число групп ( в том числе, в аспекте небольшого дополнительного финансирования);
— Предложить образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего, на организацию предпрофильной подготовки.
Основная функция курсов по выбору – профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть, по возможности, значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, представлять своего рода учебные модули. Курсы по выбору ученика необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору, может поставить ученика (семью) перед неразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения “поля возможностей и ответственностей”.
Итоговая аттестация выпускников основной школы и организация поступления в старшую профильную школу
В существующей практике нередки случаи, когда число желающих продолжить образование в старших классах определенной школы больше, чем реальные возможности приема в эти классы. Таким образом возникает ситуация фактически конкурсного приема. Можно предположить, что такая ситуация будет сохраняться и в будущем и станет для ряда школ особенно актуальной в условиях перехода на профильное обучение. Следовательно, естественно возникает вопрос об открытой гласной процедуре проведения подобного конкурсного набора.
Отметим при этом, что конкурсный набор в старшие классы отдельных образовательных учреждений не входит в противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком общего (полного) среднего образования (ст. 16, п.1, абз. 2 закона РФ «Об образовании»). Закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном образовательном учреждении. В связи с этим представляется целесообразным, наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы, предусмотреть определенную форму, которую условно можно назвать “малый ЕГЭ”. Это позволило бы объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, а также создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу.
Основанием “малого ЕГЭ”, проводимого по аналогии с ЕГЭ за курс полной средней школы независимой комиссией, должны стать требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Чтобы сделать единой организацию конкурса при приеме в профильные классы старшей школы, целесообразно определить перечень предметов, по которым абитуриенты того или иного профиля должны проходить экзаменационные испытания.
Кроме того, важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио, «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п.
Таким образом, предлагается комплексная «внутришкольная» (итоговые оценки, портфолио) и «внешняя» (малый ЕГЭ) схема аттестации учащихся, намеревающихся продолжать обучение в профильных школах и классах. Подобная педагогическая аттестация могла бы дополняться специальными содержательными рекомендациями школы по направленности последующего профильного обучения каждого школьника.
Профильная общеобразовательная подготовка в системе начального и среднего профессионального образования
Необходимость одновременного усвоения учащимися учреждений начального и среднего профессионального образования учебного материала, определяемого двумя стандартами (общего среднего и профессионального образования) приводит к перегрузкам и снижению качества как общего образования, так и профессиональной подготовки выпускников. Сохраняется жесткая видовая структура образовательных программ, учащиеся и студенты ограничены в выборе образовательной траектории.
Важной предпосылкой модернизации общеобразовательного цикла в программах начального и среднего профессионального образования является относительная завершенность программы основной школы по большинству основных образовательных областей (например, курс естествознания должен быть достаточно завершенным для будущих филологов, а курс истории – для будущих математиков).
Предлагается следующая модель общеобразовательной составляющей образовательной программы начального и среднего профессионального образования для выпускников 9 класса общеобразовательной школы:
Обязательные общеобразовательные модули:
· Основной (профессионально ориентированный) общеобразовательный модуль объемом примерно 500-700 часов, в рамках которого учащиеся, во-первых, получают и закрепляют знания по тем предметам и разделам общего образования, которые непосредственно обеспечивают успешное усвоение специальных предметов и, во-вторых, проходят интегрированный гуманитарный курс, обеспечивающий общекультурное развитие;
· Модули общих навыков (объемом до 300 часов). Термин “общие навыки” вводится нами как рабочий, для обозначения совокупности навыков, необходимых для успешной адаптации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда.
После изучения обязательных общеобразовательных модулей, обучаемые делятся на два потока с учетом их собственных интересов и результатов обучения. Образовательные программы для этих потоков структурно отличаются соотношением общего и профессионального образования
Первый поток, основной по численности, продолжает углубленное освоение профессии или специальности (повышение уровня квалификации и освоение дополнительных специализаций), что позволит повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. В будущем, по мере формирования устойчивых жизненных приоритетов, часть этих выпускников могут пройти дополнительный общеобразовательный курс и сдать ЕГЭ, что позволит им поступить в ВУЗ.
Таким образом, общий срок обучения не увеличивается, но при этом более эффективно используются образовательные ресурсы за счет четкой расстановки акцентов в образовательной программе соответственно начального и среднего профессионального образования.
Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для профильной школы
Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
— вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
— практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
— завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.
Именно поэтому при подготовке педагогических кадров профильной школы нельзя говорить только о повышении квалификации — нужна новая модель педагогического образования и профессиональная переподготовка действующих учителей. Представляется, что в перспективе к преподаванию в старшей профильной школе должны привлекаться лишь учителя, получившие степень магистра (в отличие от достаточного для начальной и основной школы бакалавриата – четырехлетнего педагогического образования).
Для реализации данной задачи необходимо разработать модели структуры и содержания подготовки специалистов для профильной школы на основе современных подходов к организации педагогического образования, что должно включать опережающую проработку модели стандартов высшего педобразования третьего поколения.
Новые модели высшего педагогического образования задают необходимую средне- и долгосрочную перспективу. Однако ясно, что в ближайшие несколько лет основной объем преподавательской работы в профильной школе будут вести действующий педагогический корпус. В этой связи, для обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки учителей при переходе на профильную школу предлагается: в 2002-2007 годы (переходный период) всем учителям, изъявившим желание работать в профильной школе, пройти профессиональную переподготовку и получить свидетельство государственного образца с правом занятия должности “педагог профильной школы” (не менее 500 часов обучения). При этом Министерству образования следует инициировать вопрос о возможности аттестации педагогов профильной школы по 15-разряду ЕТС (прошедших соответствующую переподготовку либо получивших соответствующее высшее педагогическое образование).
Важным представляется, начиная с 2004-05 гг., организовать на базе педагогических ВУЗов и классических университетов массовую профессиональную подготовку всех учителей профильных школ на степень “магистр педагогических наук”. Обязательность данного процесса должна к 2010 году нормативно закрепить ситуацию, когда в профильной школе все преподаватели должны будут иметь степень “магистра”.
Новая видовая структура общеобразовательных учреждений
При разработке профильной старшей школы необходимо обязательно иметь в виду и следующие вопросы:
1) вопросы изменения видовой номенклатуры школ
2) вопросы финансирования и платности
Имеется серьезное опасение – вызванное как социально-психологическими, так и чисто логическими причинами – что если название (номинация, вид) “профильная школа” будет просто добавлено к существующему неупорядоченному видовому многообразию “лицеев, гимназий и углубленок”, то мера запутанности ситуации превысит разумные пределы.
Определенное Концепцией модернизации российского образования введение профильного обучения требует пересмотра набора различных видов школ (общеобразовательных учреждений).
При этом представляется необходимым четкая фиксация и реализация следующей логики:
А) Все школы (“обычные”, а также нынешние “углубленки”, гимназии и лицеи) из бюджета финансируются по единому нормативу, точнее – финансируются из местных и региональных бюджетов на уровне, не ниже единого федерального норматива.
Б) Никаких особых государственных стандартов для гимназий, лицеев и всех разновидностей школ с углубленным изучением отдельных предметов не принимается, соответственно не вводится никаких повышенных федеральных нормативов финансирования.
Временные ориентиры введения профильного обучения
При планировании введения профильного обучения необходимо принять во внимание объективную инерционность любой системной перестройки школы, вызванную относительно длительными сроками всей необходимой подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и проч.). Но при этом работа по модернизации школы не может излишне затягиваться, что вызвано рядом планируемых общесистемных и необходимых нововведений в образовании (в частности, введение ЕГЭ). С учетом реально складывающейся ситуации, предлагается следующее:
1) Начало широкого перехода на модель профильного обучения следует начать с сентября 2004 года. До 2006 г. возникает своеобразный переходный период (в отношении профильного обучения), когда обучение будет проходить по переходным учебным планам, программам и учебникам. На переходный период, включая подготовку и издание обновленных учебников и проведение массовой переподготовки кадров, отводится около двух лет (со 2-го квартала 2002 г. по 2-й квартал 2004 г.). При этом переходный «БУП 10-11» должен быть утвержден не позднее 1-го квартала 2004 г. А расчетный ориентировочный учебный план – как документ, задающий основу для доработки переходных учебных программ и для опережающего комплексного эксперимента (включающего весь комплекс вопросов перехода, в том числе и апробации нормативной базы профильной школы, отбора, «малого ЕГЭ» и проч.), который целесообразно провести в 5-7 регионах и для относительно небольшого числа районов и школ– не позднее весны 2003 г.
2) Уже с начала 2003 г. должна быть развернута активная работа по подготовке «стандарта 2-го поколения» (для 12-летки). Основные мероприятия (конкурс и др.) по подготовке новых учебников должны быть ориентированы именно на данные сроки и стандарты 2-го поколения. Основные шаги по принятию этого нового стандарта придутся на 2005 г., причем к первой половине года 2005 года должна быть завершена вся методическая и организационная подготовка (вплоть до издания новых учебников) перехода на 12-летку.
3) Фактический переход массовой школы на 12-летку (стандарт-2) начинается в 2006 г. При этом новый класс не «добавляется сверху», как 12-й, а по существу им становится 10-й класс основной школы. Это очень важный класс, в котором порядка значительная часть времени должна пойти на предпрофильную ориентацию и на подготовку школьников к ответственному выбору дальнейшего образовательного пути. При этом для того, чтобы избежать отсутствия выпуска из полной средней школы через 2 года (т.е. в 2008 г.), на обучение по новым стандартам (12-летки) придется переводить лишь часть (около 50%) выпускников основной школы; остальные будут учиться по стандарту 11-летки, которые и составят выпуск полной средней школы в 2008 г.