концепция врожденной идеи бога была разработана в учении

Часть 2. Модуль I. История Западной Европы Модуль II. История Восточной Европы и Азии

Модуль I.История Западной Европы

Модуль II.История Восточной Европы и Азии

Модуль III.История Северной и Латинской Америки

Модуль IV.История России

Тема IV.1Политическая деятельность

Подтема IV.1.1Внутренняя политика

Подтема IV.1.2Внешняя политика

Тема IV.2Экономическая деятельность

Тема IV.3Военные конфликты

Тема IV.4Культура России

Стилевое оформление должно быть определено для каждого элемента банка (для названий модулей, тем, подтем, формулировок вопросов и вариантов ответов).

Правила размещения элементов банка в файле, соответствие между стилями и элементами БТЗ и примеры отображения элементов банка на образовательном портале описаны в Таблицах 1, 2 и 3.

Тема 5 Новое время

— XVIII
05.02 Глубокие социальные преобразования в эпоху Нового времени происходят под влиянием…

смены династий
05.03 Буржуазные преобразования в эпоху Нового времени стимулируют развитие…(несколько вариантов)

патристики
05.04 В эпоху Нового времени Галилей стал основателем…

гелиоцентрической системы
05.05 Книга природы, согласно Галилею, написана на языке…

интуиции
05.06 Ученые Нового времени объясняли природу и общества и с использованием

биология
05.10 Бэкон является одним из основателей… метода

Локку
05.12 В основе классификации наук Бэкона находятся…

восхождение от абстрактного к конкретному
05.13 Метод Бэкона носит название …

достаточного основания
05.14 Составление таблиц присутствия качеств и свойств объектов, таблиц отсутствия характерно для метода…

достаточного основания
05.15 Создателем метода новой индукции является…

Бэкон
05.16 Новая индукция находит применение в рамках… метода

системного
05.17 В основе метода Декарта находится …

достаточное основание
05.18 Вывод частных положений из общих характерен для метода…

достаточного основания
05.19 Создателем рационалистического метода является…

Бэкон
05.20 Дедукция находит применение в рамках… метода

05.21 Причины возникновения вида заблуждений »призраки рода», по Бекону:

особенности индивидуального развития

несовершенство органов чувств

особенности социальной жизни
05.22 Причины возникновения вида заблуждений »призраки пещеры», по Бекону:

несовершенство органов чувств

особенности индивидуального развития

вещество
05.26 Способ познания, у Спинозы, предоставляющий адекватное знание:

анализ
05.27 Духовная субстанция, согласно Декарту обладает протяженностью, а материальная …

05.28 Согласно Декарту, существуют две субстанции материальная и …

внутренняя
05.29 Согласно Декарту, существуют две субстанции духовная и …

внутренняя
05.30 Концепция врожденной идеи Бога была разработана в учении…

рационалистического
05.33 Декарту принадлежит высказывание: «Я мыслю, следовательно, ….»

сомневаюсь
05.34 Центральная философская проблема Д. Юма:

05.35 Социально-политические мыслители XVII века:

И. Ньютон
05.36 Философ, рассматривавший общественные явления с позиции механистического материализма:

И. Фихте
05.37 Философ, считавший естественным состоянием «войну всех против всех»:

Т. Гоббс
05.38 К основным неотчуждаемым, естественным правам человека, по Дж. Локку, относятся:

образование
05.39 К основным неотчуждаемым, естественным правам человека, по Дж. Локку, относятся:

образование
05.40 К основным неотчуждаемым, естественным правам человека, по Дж. Локку, относятся:

05.41 В основе познания, согласно эмпирическому методу, находится…опыт.

интуитивный
05.42 В основе познания, согласно рационалистическому методу, находится опыт…

интуиции
05.43 Верховная власть, по определению Дж. Локка:

05.47 Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах» :

платонизм
05.48 Индуктивный метод познания обосновал мыслитель Нового времени…

Ф. Бэкон
05.49 По мысли Декарта, «материя» и «духовная субстанция»…

существуют независимо друг от друга

существуют по отдельности

средневековой
05.52 Г.Лейбниц следовал …

эмпирической традиции Бэкона

рационалистической традиции Декарта

номиналистической традиции Оккама

сенсуалистической традиции Локка

Дж.Локк
05.54 Джон Локк был сторонником …

сенсуализма
05.55 Уподоблял сознание человека «чистой доске» …

Спиноза
05.56 Установите соответствие между авторами и произведениями
Лейбниц – «Монадология»

Декарт – «Рассуждения о методе»

Бэкон – «Новая Атлантида»
05.57 Установите соответствие между авторами и произведениями
Гоббс – «Левиафан»

Декарт – «Рассуждения о методе»

Спиноза – «Этика»
05.58 Установите соответствие между понятиями и определениями.

Дедукция – рассуждения от общего к частному

Индукция – от частного к общему

Сенсуализм – в основе знаний чувственный опыт
05.59 Установите соответствие между понятиями и определениями.

Деизм – Бог создатель мира и источник движения

Монизм – учение о единой субстанции

Сенсуализм – в основе знаний чувственный опыт
05.60 Установите соответствие между понятиями и определениями.

Деизм – Бог создатель мира и источник движения

Пантеизм – учение о единстве Бога и природы

Дуализм– в основе мира находятся две субстанции

05.61 Установите соответствие между авторами и терминами
Гоббс – естественные права

Бэкон – идолы познания
05.62 Установите соответствие между авторами и методами
Декарт – методическое сомнение

Бэкон – новая индукция

Локк – сенсуализм
05.64 Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является …

Общезначимость логических выводов
05.65 Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию …

либерализма
06 Философия Просвещения
06.01 Последователи социально-политических концепций Т. Гоббса и Дж. Локка:

Дж. Беркли
06.02 Философы, которые развивали теории естественного права и общественного договора в XVIII в.

Дж. Локк
06.03 Время расцвета просветительской мысли во Франции:

06.04 Представители философии Французского Просвещения (несколько вариантов)

Кампанелла
06.05 Представители философии Французского Просвещения (несколько вариантов)

Абеляр
06.06 Представители философии Французского Просвещения (несколько вариантов)

Новое время
06.08 Мыслитель эпохи Просвещения, обосновавший концепцию »естественной религии»

06.10 Концепция природы, развитая в трудах П. Гольбаха:

гуманистическая
06.11 Дидро являлся сторонником …

интуитивизма
06.12 Ламетри являлся сторонником …

интуитивизма
06.13 Материализм в эпоху Просвещения был связано с развитием…

религии
06.14 Одним из создателей «Энциклопедии наук, искусств и ремесел»… являлся…

Ньютон
06.15 Французский материализм XVIII в. опирался на достижения английского…

идеализма
06.16 «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» способствовала критике (несколько вариантов)…

искусства
06.17 Просвещение в Европе развивалось под влиянием движения…

пролетариев
06.18 Учение о причинно-следственных связях – это…

панлогизм
06.19 Детерминизм французских материалистов отрицал…

закономерность
06.20 Детерминизм французских материалистов утверждал, что все причинно-следственные связи…

Фейербах
06.22 Наука, оказавшая исключительное влияние на философию французского Просвещения…схоластика

06.24 Причина неравенства в человеческом обществе, по Руссо…

воспитание
06.25 Действенный способ преобразования общества, согласно Руссо, система…

Модерн
06.31 Просветители были сторонниками культа …

пантеизма
06.34 По отношению к религии П. Гольбах занимал позицию…

гуманизма
06.35 По отношению к идее Бога Дидро являлся сторонником …

пантеизма
06.36 Философские взгляды Ламетри по отношению к религии выражались в позиции …

Ламетри
06.40 Картина мира, которая находится в основе философских систем французских просветителей, называется…

механистическая
06.41 Философ, который выдвинул тезис, что прогресс наук и искусств принес людям неисчислимый вред.

Гегель
06.42 Принцип «существовать значит быть воспринимаемым» принадлежит …

Дэвиду Юму
06.43 Английский философ нового времени Джордж Беркли утверждал …

«Мыслю, следовательно, существую»

«Бунтую, следовательно, существую»

«Понимаю, следовательно существую»

«Существовать значит быть воспринимаемым»
06.44 Учение Юма можно назвать …

прагматизмом
06.45 Все то, что возникло естественным путем, называется…

06.46 Согласно Монтескье тип государственного устройства зависит от…

воли Бога
06.47 Философия Просвещения оказала влияние на …

социальную мобильность
06.48 Термин «философия истории» был разработан…

Морелли
06.49 Социальные факторы, которые, согласно Руссо, «портят» человека…

поэзия и живопись
06.50 Французские просветители выражали интересы…

06.51 Автором «Исповеди», написанной в эпоху Просвещения, является…

Абеляр
06.52 Автором «Философского словаря», написанного в эпоху Просвещения, является…

Декарт
06.53 Автором трактата «Об уме», написанного в эпоху Просвещения, является…

Гельвеций
06.54 Автором трактата «Трактат о душе», написанного в эпоху Просвещения, является…

Ламетри
06.55 Автором трактата «Человек-машина», написанного в эпоху Просвещения, является…

Ламетри
06.56 Установите соответствие между философами эпохи Просвещения и произведениями:

Гельвеций – «Об уме»
06.57 Установите соответствие между философами эпохи Просвещения и произведениями:

06.58 Установите соответствие между философами эпохи Просвещения и произведениями:

гуманизма
06.60 Первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма …

Оккам
06.61 Идея просвещенного абсолютизма получила распространение в эпоху…

нового времени
06.62 Французский философ эпохи Просвещения, который на основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией

Оккам
07 Немецкая классическая философия

07.01 Представители Немецкой классической философии:

Рассел
07.02 Представители Немецкой классической философии:

Рассел
07.03 Представители Немецкой классической философии:

Рассел
07.04 Представители Немецкой классической философии:

Юм
07.05 Представители немецкой классической философии в порядке их вклада в развитие культуры:

3Шеллинг
07.06 Представители немецкой классической философии в порядке их вклада в развитие культуры:

3Гегель
07.07 Представители немецкой классической философии в порядке их вклада в развитие культуры:

3.Фейербах
07.08 Представители немецкой классической философии в порядке их вклада в развитие культуры:

07.09 Немецкая классическая философия формировалась под влиянием идей

развитие
07.12 «Критика чистого разума» Канта рассматривает соотношение философии и…

материалистический
07.14 В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант придерживался позиции…

понятие
07.16 Новые знания, согласно Канту формируются благодаря деятельности…

чувств
07.17Чувства и рассудок, согласно Канту, формируют…

отношения
07.18 Опыт согласно Канту, формируется под влиянием чувств и…

рефлексии
07.19 Категорический императив И. Канта развивает принципы…

познания
07.20 «Критика практического разума» Канта посвящена проблемам…

07.21 Автор произведения «Критика практического разума»…

07.22 Автор произведения «Критика чистого разума»…

Беркли
07.23 Продуктивная способность воображения в познании была раскрыта…

истина
07.25 Кант подразделял поступки людей на моральные и …

эффективные
07.26 Кант подразделял поступки людей на легальные и …

случайные
07.27 Согласно Канту, поступки, которые соответствуют долгу, являются…

легальными
07.28 Согласно Канту, поступки, которые не соответствуют долгу, являются…

07.29 Обусловленность поступка долгом, согласно Канту, делает человека…

пассивным
07.30 Внешняя обусловленность поступка обстоятельствами, согласно Канту, лишает человека…

Гегеля
07.32 Представитель немецкой классической философии, основывавшийся на позициях антропологического нравственно-природного дуализма:

механистический материализм
07.40 Фейербах выступил с критикой…

материализма
07.41 Мыслитель, считавший, что в поисках смысла истории следует исходить из ее «конца», т. е. предполагаемых результатов :

Декарт
07.42 В диалектике был сформулирован закон единства и борьбы …

07.43 В диалектике был сформулирован закон перехода количественных изменений …

в негативные
07.44 В диалектике был сформулирован закон отрицания …

отрицания
07.45 Диалектика процесса познания и мышления людей называется:

закономерное
07.48 Ключевым моментом диалектической концепции является принцип.

последовательности
07.50 Способность образования понятий, суждений, правил, по Канту…

восприятие
07.51 Смысл категорического императива И. Канта выражен в суждении…

«человек человеку друг, товарищ и брат»

«человек человеку волк»

«человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей»

«человек человеку бог»
07.52 На позиции материализма и атеизма находится мыслитель немецкой классической философии …

Гегель
07.53 На позиции объективного идеализма находился мыслитель немецкой классической философии …

И. Кант
07.55 В философии Гегеля изменения социальной действительности определяются…

действиями выдающихся личностей

саморазвитием абсолютной идеи
07.56 Объяснял развитие общество через саморазвитие абсолютной идеи…

Платон
07.57 Учение о развитии, получившее обоснование в немецкой классической философии…

феноменология
07.58Установите соответствие между философами и названием произведений

Шеллинг- «Идеи к философии природы»
07.59 Установите соответствие между философами и названием произведений

Кант- «Критика практического разума»

Кант – «Критика способности суждения»

07.63 Установите соответствие между философами и названием произведений…

Кант- «Критика практического разума»

XVI
08.02 Развитие русской философии в контексте философской традиции начинается в…веке.

почвиничество
08.07 Славянофильство и западничество философские направления, которые сформировались в русской философии в

почвиничество
08.09 Представителями западников являются… ( 2 варианта ответа):

Самарин
08.10 Представителями западников являются… ( 2 варианта ответа):

Станкевич
08.13 Представители революционно-демократической идеологии

Радищев
08.14 Представители революционно-демократической идеологии

Аксаков
08.15 Ученый, доказавший зависимость биологической и общественной жизни на Земле от влияния Космоса :

Пирогов
08.16 Представители русского космизма ( несколько вариантов)

Пирогов
08.17 Представители русского космизма ( несколько вариантов)

Боткин
08.18 Представители русского космизма ( несколько вариантов)

Вернадский
08.19 Русский философ 19 в., считавший религиозную веру выше разума, …

Вернадский
08.20Представителями почвенников являются… ( несколько вариантов)

Самарин
08.21 Фамилия мыслителя, разработавшего идею многообразия типов культур :

Страхов
08.22Автором произведения «Что делать?» является…

Достоевский
08.23 Автором произведения «Философические письма» является…

Достоевский
08.24 Автором произведения «Философия общего дела» является…

Федоров
08.25 Автором произведения «Былое и думы» является…

08.26 Автором произведения «Россия и Европа» является…

Данилевский
08.27 Установите соответствие между авторами и произведениями…

Розанов
08.32 Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления государства, способную обеспечить целостность и устойчивость России:

западничество
08.33 Основная проблема, рассматриваемая Федоровым в его учении, …

бытия
08.34 Представитель русского космизма, первым выдвинувший техническую идею «овладения» космосом:

Флоренский
08.35 Один из основоположников культурологического понимания хода истории :

Бердяев
08.37 Русский ученый, изучавший влияние биосферы на общество и природу:

Гумилев
08.38 Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти»:

08.40 Достоевский в 60-е годы Х1Х века выражал идеи… (несколько вариантов) …

непричинение зла другому

непротивления злу насилием

перехода к социализму, минуя капитализм

«правильных законах» и справедливости

вере в Бога и любви

непротивление злу насилием

космизм
08.67 Идеалом для этики ненасилия является…

абсолютная свобода
08.68 Движением общества, по мысли Соловьева, управляет…

Божественный промысел
08.69 В русской философии создателем религиозно-философского учения о всеединстве был…

Соловьев
08.70 Первые представления о философии на Руси сложились после…

возвышения Московского государства

Соловьев
08.72 Душа мира, связующее звено между Богом и его творением, по Вл. Соловьеву, есть…

Единое
08.73 Материалистическую позицию в отечественной философии 19-20 вв. представляют…

Герцен, Белинский, Писарев

Трубецкой, Флоровский, Ильин

Бердяев, Розанов, Франк

Бакунин
08.75 По мнению Вл. Соловьева, субъектом исторического процесса является…

восточные народы
08.76 Согласно Н.А. Бердяеву, смысл существованию человека придает…

Источник

ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕ́И

Том 6. Москва, 2006, стр. 31

Скопировать библиографическую ссылку:

ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕ́И (лат. ideae innatae), од­но из важ­ней­ших эпи­сте­мо­ло­гич. по­ня­тий ев­роп. фи­ло­со­фии. Воз­ник­но­ве­ние про­бле­мы вро­ж­дён­но­го зна­ния свя­за­но с тео­ри­ей идей Пла­то­на и кри­ти­кой её Ари­сто­те­лем. Вро­ж­дён­ны­ми Пла­тон счи­тал та­кие кон­цеп­ты, ко­то­рые по­па­да­ют в ду­шу не в ре­зуль­та­те чув­ст­вен­ных воз­дей­ст­вий, а вслед­ст­вие её со­при­кос­но­ве­ния с ми­ром чис­тых сущ­но­стей. Это со­зер­ца­ние «ум­но­го» ми­ра за­бы­то ду­шой, и по­это­му осоз­на­ние идей тре­бу­ет ин­тен­сив­ной ин­тел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти, ори­ен­ти­ра­ми и по­мощ­ни­ка­ми в ко­то­рой слу­жат чув­ст­вен­ные ве­щи и об­ра­зы, по­хо­жие на при­по­ми­нае­мые идеи. В уче­нии Пла­то­на вы­де­ля­ет­ся неск. важ­ней­ших ас­пек­тов об­ще­ев­ро­пей­ской па­ра­диг­мы вро­ж­дён­но­го зна­ния: 1) В. и. не за­ви­сят от чувств и опы­та, про­ни­кая в ду­шу в ре­зуль­та­те со­дей­ст­вия бо­лее вы­со­ких бы­тий­ных ин­стан­ций; 2) они вы­ра­жа­ют сущ­но­ст­ный ас­пект кон­крет­ных ве­щей или су­ще­го в це­лом и по­это­му са­ми име­ют ха­рак­тер об­щих пред­став­ле­ний и прин­ци­пов; 3) они при­су­щи лю­бому че­ло­ве­ку, т. е. «че­ло­ве­че­ской при­ро­де» как та­ко­вой; 4) они не ле­жат на по­верх­но­сти ду­ши, но долж­ны быть из­вле­че­ны из её глу­бин и ак­туа­ли­зи­ро­ва­ны; 5) ве­щи со­об­ра­зу­ют­ся с В. и. вслед­ст­вие на­ли­чия у тех и дру­гих об­щей бы­тий­ной ос­но­вы. Ка­ж­дый из этих те­зи­сов по­лу­чал са­мые раз­но­об­раз­ные тол­ко­ва­ния в хо­де по­сле­дую­щих бо­лее чем двух­ты­ся­че­лет­них дис­кус­сий. Так, фи­ло­со­фы позд­ней ан­тич­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья уде­ля­ли осо­бое вни­ма­ние изу­че­нию пу­тей бо­же­ст­вен­но­го све­та, оза­ряю­ще­го наш ум и вы­све­чи­ваю­ще­го в нём вро­ж­дён­ные ис­ти­ны (Пло­тин, Ав­гу­стин, Бо­на­вен­ту­ра). Тща­тель­но­му ис­сле­до­ва­нию под­вер­гал­ся и во­прос о ста­ту­се идей и об­щих по­ня­тий в ду­ше (Бо­эций, П. Абе­ляр, Ан­сельм Кен­тер­бе­рий­ский, Фо­ма Ак­вин­ский, У. Ок­кам).

Источник

Учение Р. Декарта о врожденных идеях

концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Смотреть фото концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Смотреть картинку концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Картинка про концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Фото концепция врожденной идеи бога была разработана в учении концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Смотреть фото концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Смотреть картинку концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Картинка про концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Фото концепция врожденной идеи бога была разработана в учении концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Смотреть фото концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Смотреть картинку концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Картинка про концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Фото концепция врожденной идеи бога была разработана в учении концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Смотреть фото концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Смотреть картинку концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Картинка про концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Фото концепция врожденной идеи бога была разработана в учении

концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Смотреть фото концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Смотреть картинку концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Картинка про концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Фото концепция врожденной идеи бога была разработана в учении

концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Смотреть фото концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Смотреть картинку концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Картинка про концепция врожденной идеи бога была разработана в учении. Фото концепция врожденной идеи бога была разработана в учении

· Суть данной теории в том, что духовная субстанция имеет в себе врожденные идеи. Это особый род знаний, который не нуждается в доказательстве. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

· Данные идеи могут быть двух видов: (1) понятия, (2) суждения. Примеры врожденных понятий: Бог (существует); число (существует); «воля», «тело», «душа» и т.д. Примеры врожденных суждений: «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

Декарт был сторонником практического познания. Целями познания являются:

· Расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

· Использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

· Изобретение новых технических средств;

· Усовершенствование природы человека;

· Конечной целью познания является господство человека над природой.

Существуют четыре способа достижения мудрости, или научного, ис­тинного знания:

1) постижение самоочевидных истин;

2) чувственный опыт;

3) знание, получаемое из общения с другими людьми;

4) чтение хороших книг.

Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настро­ения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий.

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Френсис Бэкон (1561-1626) – английский философ и политический деятель, родоначальник материализма Нового времени.

Главный научный труд «Новый Органон».

Основные философские идей Френсиса Бэкона

· Философия должна иметь прежде всего практический характер; там, где она остается умозрительной (схоластикой), она неистинна.

· Суть основной философской идеи Ф. Бэкона заключается в том, что в основе познания лежит опыт.

· Главная задача знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над силами природы. В связи с этим Ф. Бэкон сформулировал свое философское кредо: «Знание – сила».

· Обосновывает индукцию как метод обобщения опытного знания. Этот метод – «путь пчелы», который соединяет как переходы от обобщения опытных данных к созданию теории, так и переход от теории и выводов из нее к постановке новых экспериментов.

Источник

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

Смотреть что такое ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ в других словарях:

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

Врожденные идеи — Впервые в истории философии теорию врожденных идей мы находим у Платона (429—347). Платон пришел к теории врожденных идей вследствие того, что в нашем разуме оказываются познания таких предметов, которым нет ничего соответствующего в мире чувственных явлений и которые не могли быть никоим образом получены из внешнего опыта. По учению Платона, «познание есть воспоминание«. Душа человеческая существовала до рождения в мире наднебесном. В этом мире она созерцала идеи — первообразы вещей. Наш чувственный мир есть только слабое отражение идей; он существует только постольку, поскольку он причастен идеям. Истинное существование принадлежит миру сверхчувственному, миру идей. До соединения с телом душа жила в этом мире наднебесном, созерцала эти формы вещей, и там она познала все идеи; затем при воплощении она забыла их. Но, познавая мир материальный, душа вспоминает, что нечто подобное она созерцала уже раньше, и приходит к тому, что вспоминает об идеях, забытых ею; идеи эти находятся в душе в скрытом состоянии. В доказательство справедливости высказанной мысли Сократ, в одном из диалогов Платона, предлагает мальчику-рабу, совершенно незнакомому с геометрией, вопросы по этой науке и в ответах получает от него геометрические истины. Аристотель (384—322), будучи не в состоянии отделить в учении Платона мифическое от реального, относится к нему критически и говорит, что принятие присущности душе идей приводит к некоторым несообразностям. В то время как мы движемся, нужно было бы, чтобы и идеи приходили в движение вместе с нами, что, разумеется, нелепо ввиду нематериальности идей. Самого Аристотеля считали сенсуалистом, потому что он, говоря о душе, сравнил ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Но это сравнение обыкновенно не совсем верно понималось, потому что он несколькими строками раньше говорит: «разум, пока он не мыслит, есть ничто, он только есть нечто потенциальное; когда же он мыслит, он есть нечто актуальное, он есть место идей». Разум, пока не начнется мыслительный процесс, есть ничто в смысле реальной действительности. Отношение между потенциальной и действительной реальностью он иллюстрирует отношением этих же реальностей к доске, на которой ничего не написано. Доска, пока она не исписана, обладает способностью быть исписанной; то же самое относительно реального содержания ума; он до того момента, как начнется мышление, может иметь содержание, но только в возможности. Учение Платона о врожденности пользовалось большим значением в Средние века и, по-видимому, было признано и Декартом, против которого восстал Локк в своем сочинении: «Опыты о человеческом разуме». «Мы предполагаем, — говорит он, — что наша душа есть, если так можно выразиться, как бы белая бумага, на которой ничего не написано, свободная совершенно от всяких идей; но каким образом она ими снабжается? Откуда получает она весь материал разума и познания? На это я отвечаю одним словом: из опыта, на котором основывается все наше знание, и из него оно вытекает в конце концов». Здесь мы находим полное тождество с известным сенсуалистическим положением: «нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах». Эти возражения были направлены против Декарта, но не вполне основательно. «Я никогда не писал и не утверждал, — говорит Декарт, — что ум нуждается во врожденных идеях, как в чем-либо отличном от его способности мышления. Но когда я обращал внимание на некоторые познания, существующие во мне, которые не происходят ни от внешних чувств, ни от решения моей воли, но от одной способности мышления, мне присущей, то эти идеи или познания я различал от других пришлых или выдуманных и называл их врожденными. Идеи врождены нам вместе с нашей способностью мышления, всегда существуют у нас в возможности. Существовать в какой-либо способности не значит быть в действительности, но только в возможности, потому что самое имя: способность, не обозначает ничего другого, как возможность». Таким образом, по взгляду Декарта, врожденная идея есть просто способность образовать идею мышлением самим из себя. С этой точки зрения не только идея о » я«, как мыслящей субстанции, идея о бесконечной субстанции или о «Боге«, суть врожденные, но даже идеи звуков, цветов, почти все идеи врождены нам. Впрочем, не надо забывать, что у Декарта мы не находим нигде вполне точного перечня идей, признаваемых им врожденными. Различие между Декартом и Локком совсем не так велико, как может казаться. Оно состоит не в том, что Локк отрицал и врожденное предрасположение к представлениям, а Декарт, наоборот, признавал готовые понятия, как врожденное достояние духа. Различие скорее в том, что Декарт, в большинстве случаев, по крайней мере, утверждал врожденную способность определенных с известным содержанием понятий, как, например, идеи Бога, а Локк, наоборот, признавал только врожденность формальной способности. Представление Бога, по Декарту, запечатлено в нашем разуме, так что самосознание может воссоздать это познание без дальнейшего опыта. По Локку, наоборот, никакой определенной по содержанию деятельности рассудка нам не врождено. Против Локка выступил Лейбниц (1646—1716), который защищал врожденность. Вот его слова: «Tabula rasa, о которой так много говорят, по моему мнению, есть не что иное, как изобретение фантазии. Нужно противопоставить тому положению, что в нашей душе нет ничего, чтобы к ней не приходило от чувств, другое положение: Nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu, excipe nisi ipse intellectus (за исключением самого разума). Следовательно, душа содержит в себе бытие, субстанцию, единое, тождественное, причину и множество других представлений, которыми чувства не могут снабдить ее». Если идеи врождены, то в каком же виде нужно представить эту врожденность? На этот вопрос Лейбниц отвечает таким образом: «я бы скорее воспользовался сравнением души с куском мрамора, имеющим жилки, чем сравнением с пустыми таблицами, т. е. с тем, что у философов называется tabula rasa; если душа походит на эти пустые таблицы, то истины будут в нас, как фигура Геркулеса в мраморе, когда мрамор совершенно индифферентен к принятию той или другой фигуры. Но если существуют жилки в камне, которые намечают фигуру Геркулеса предпочтительно перед другими фигурами, этот камень будет более определен, и Геркулес будет ему в некотором роде врожден, хотя нужна работа, чтобы открыть эти жилки и отчистить их политурой, устраняя все, что препятствует им обнаружиться. Точно так же и идеи, и истины нам врождены, как склонности, расположения, привычки или как естественные возможности». В другом месте Лейбниц говорит, что «врожденность идей не есть простая способность, состоящая в одной возможности произвести их, но это есть расположение, способность, предначертание, которое определяет нашу душу и которое производит то, что идеи могут быть извлечены из души». Чувства необходимы для всех наших познаний; без деятельности органов чувств мы бы никогда не обратили внимания на идеи. Тем не менее, чувства не могут дать нам всех наших знаний; чувства дают нам только примеры, т. е. истины частные или индивидуальные. Но все примеры, подтверждающие общую истину, как бы многочисленны они не были, недостаточны для того, чтобы обосновать универсальную необходимость этой самой истины. Необходимые истины, поэтому, зависят не от чувств и возникают не из чувств, хотя чувство и служит поводом к тому, чтобы они были сознаваемы. Можно сказать, что вся геометрия и арифметика, как содержащие необходимые истины, лежат в нас потенциально, так что мы для того, чтобы отыскать их предложения, должны внимательно рассмотреть и привести в порядок то, что уже есть в нас, не имея надобности в каком-либо познании, приобретенном посредством опыта». Некоторые из современных представителей психологии, считая учения Локка и Лейбница одинаково односторонними, ищут примирения этих двух противоположностей: таковы, например, Спенсер, Льюис. «Утверждать, — говорит Спенсер, — что ранее испытывания впечатлений, т. е. до получения первых впечатлений, дух представляет собой tabula rasa, значит игнорировать, например, такие вопросы, откуда берется способность к организации впечатлений. Если при рождении не существует ничего, кроме пассивной восприимчивости к впечатлениям, то почему другие животные не настолько способны к воспитанию, как человек. Гипотеза опыта, т. е. сенсуалистическая, в ее ходячей форме, предполагает, что присутствие определенно организованной нервной системы есть обстоятельство, не имеющее никакой важности, факт, которого совсем не нужно брать в соображение. Однако, именно присутствие известным образом организованной нервной системы — факт, без которого ассимиляция впечатлений была бы совершенно необъяснима«. Для Льюиса организм есть не страдательный приемник внешних впечатлений, но деятельный кооператор. Чувствующий субъект есть не tabula rasa, не белый лист бумаги, а палимпсест. Должны существовать априорные условия в каждом ощущении и в каждой идее — не готовые представления в душе, но во всяком случае условия для того, чтобы в соприкосновении с внешним миром возник именно тот феномен, который мы называем представлением. Вопрос врожденности был поставлен в тесную связь с вопросом об априорности с тех пор, как Кант в своей «Критике чистого разума» признал существование так называемых доопытных, априорных познаний. С тех пор связь эта сделалась неразрывной, хотя между тем и другим понятием и существует известного рода различие (см. Кант). Литература. Платон, его диалоги «Менон» и «Федон»; Аристотель, «Книга о душе»; Декарт, «Размышления»; Локк, «Опыты о человеческом разуме» (книга I); Лейбниц, «Новые опыты» (предисловие, есть в русском переводе); Кондильяк, «Трактат об ощущениях»; Кант, «Критика чистого разума» (есть и по-русски); Риль, «Философский критицизм» (есть в русском переводе); Либман, «Анализ действительности» (глава: «Метаморфозы априори»); Эйкен, «Критика основных современных понятий»; Спенсер, «Психология» (т. III, глава: «Восприятие пространства»); Льюис, «Вопросы о жизни и духе» (часть I); Каптерев, «Педагогическая психология». Е. Челпанов.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИтермин философской традиции, означающий понятия, которые присущи мышлению изначально и получают свое развитие в процессе чувственного по. смотреть

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

термин философской традиции, означающий понятия, которые присущи мышлению изначально и получают свое развитие в процессе чувственного постижения. Родоначальником учения о В.И. был Платон. По его мнению, в душе в форме эйдосов заранее содержится то, что становится для нее предметом чувственного опыта, поэтому познание есть *припоминание идей*, т.е. обращение к В.И. Под В.И. Платон понимал общие понятия. В рационалистской философии 17-18 вв. (Декарт, Лейбниц) В.И. стали считать очевидные понятия, к ним относили аксиомы математики, положения логики и т.п. Значение В.И. усматривали в том, что посредством их структурируется объективное значение. В сенсуалистической философии (Гоббс, Локк) существование В.И. отрицалось, поскольку, по утверждению ее представителей, приобретение и структурирование знания идет в прямом соответствии единственно с чувственным опытом. Однако, по выражению Гегеля, в чувственности содержится все, что есть в мышлении, кроме самого мышления. Лейбниц называл В.И. такие принципы, которые нельзя получить из чувственного опыта, хотя эти принципы мы всякий раз находим в себе, приступая к чувственному познанию чувства дают *повод* осознать эти принципы. По Лейбницу, врожденным является не актуальное, а потенциальное знание. В рационалистической философии способом постижения В.И. выступала интеллектуальная интуиция. В.И. не возможно получить опытным путем, или установить их конвенционально, так как они коррелятивны самой деятельности познающего субъекта. В.И. это то, что обнаруживает себя в познающей деятельности, свидетельствуя об активности познающего разума. смотреть

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

согласно Платону, истинное знание идеальных первообразов вещей нашего мира, хранящееся в глубинной памяти человека и не выводимое ни из какого опытного исследования; роль последнего в познании сводится лишь к инициированию процесса *припоминания* (анамнезиса) этих идей. Р.Декарт (XVII в.) считал врожденными идеи совершенно ясные и самоочевидные, выдерживающие любые сомнения и не нуждающиеся ни в каком опытном обосновании: таковы логические и математические идеи, а также идея Бога. На их основе Декарт строил здание истинного знания. Критики Декарта заявили, что сознание человека от рождения *чистая доска*, на которой лишь опыт пишет свои письмена, что, впрочем, вовсе и не бесспорно. Для современной философии этот спор потерял свое значение, речь теперь идет о принятии определенных идей и предпосылок, не требующих обоснования, но нужных для осмысления опыта в различных исследованиях реальности. Но для религиозной философии не потеряло своего значения убеждение Бонавентуры и др., что душа имеет врожденное знание Бога и даваемой им высшей мудрости. Современные христианские мыслители говорят нередко не столько о врожденных идеях, сколько о врожденных стремлениях человека к благу, совершенству, полноте жизни, а в конечном счете к Богу. смотреть

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ — понятия и положения, которые (согласно некоторым философским концепциям) присущи человеческому мышлению изначально и не зависят от опыта. Родоначальником учения о врожденных идеях был древнегреч. философ Платон (428/427-348/347 до н.э.). Декарт (1596-1650) считал, что врожденные идеи даны от бога, Лейбниц (1646-1716) считал их склонностями или задатками ума, развитию которых способствует чувственный опыт. Материализм всячески отвергает теории о врожденных идеях, указывая на неисторический, недиалектический подход к вопросу о происхождении общих понятий и принципов, к соотношению непосредственного и опосредствованного, чувственного и рационального элементов в познании, индивидуального и общественно-исторического опыта. Тем не менее, теория врожденных идей — составная часть сегодняшней парапсихологии, экстрасенсорики, контактологии (см. эти термины) и др. аномалистических дисциплин. См. также «Космический код».

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

Древняя философская доктрина, относящаяся к стоикам, в которой утверждается, что определенные «идеи» являются врожденными, существующими априори у всех людей. Декарт был, возможно, наиболее активным защитником этой доктрины, он предполагал, что знание относительно времени, причинной связи, совершенства и даже (Евклидовых) аксиом геометрии были даны человеку с рождения. Локк и другие британские эмпирики критиковали Картезианскую позицию, подчеркивая преобладание роли опыта над врожденными свойствами. Эта доктрина, однако, оказалась довольно стойкой, она появлялась в различных формах в работах Лейбница и Канта и позже в теориях современного американского лингвиста и философа Ноэма Хомского. смотреть

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

гносеологическое учение идеалистического рационализма, признающее наличие знания, которые имеют врожденное происхождение, изначально не зависящее от опыта. Родоначальником его был Платон. По мнению одних философов, врожденные идеи даны от бога (Декарт), другие считали их склонностями или задатками ума, развитию которых способствует чувственный опыт (Лейбниц). Рационалистические теории признавали интеллектуальную интуицию (непосредственное знание): некоторые положения не изначально присущи нашему уму, а постигаются в умственном акте. Но, несмотря на различие указанных подходов, в них признается существование такого содержания знания, которое не зависит от опыта и предшествует ему. смотреть

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ, понятие теории познания, обозначающее идеи, изначально присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта (аксиомы математики и логики, нравственные ценности, исходные философские принципы). Учение о врожденных идеях, восходящее к Платону, получило развитие в рационализме 17-18 вв. (Р. Декарт, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц).

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ, понятие теории познания, обозначающее идеи, изначально присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта (аксиомы математики и логики, нравственные ценности, исходные философские принципы). Учение о врожденных идеях, восходящее к Платону, получило развитие в рационализме 17-18 вв. (Р. Декарт, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц). смотреть

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

— понятие теории познания, обозначающее идеи, изначальноприсущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта (аксиомыматематики и логики, нравственные ценности, исходные философскиепринципы). Учение о врожденных идеях, восходящее к Платону, получилоразвитие в рационализме 17-18 вв. (Р. Декарт, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц). смотреть

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы, моральные ценности). В настоящее время имеется тенденция рассматривать врожденные идеи как наследственно приобретенные. См. также Анамнезис, Априори. смотреть

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *