концерт хора даниловского монастыря в москве

Хор Данилова монастыря. В начале было слово

COVID-FREE

Допускаются зрители с паспортом и соответствующим QR-кодом (свидетельствующем либо о прививке от коронавируса, либо переболевшим им в последние 6 месяцев, либо отрицательным ПЦР-тестом, сданным не ранее, чем за 72 часа до начала мероприятия).

Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря
Регент – Георгий Сафонов

Духовные песнопения христианских праздников.

«В начале было Слово – одна из самых популярных библейских цитат (с этой фразы начинается «Евангелие от Иоанна»). Ее сакральный множественный смысл (logos переводится как слово, мысль, разум, основа, доказательство), скрытый в продолжении фразы «и Слово было у Бога, и Слово было Бог», нашел отражение в духовных песнопениях. Многое, что относится к сфере невыразимого, может транслироваться через мелодии древних духовных напевов. Их интонации дошли до нас с апостольских времен, когда пение уже входило в состав богослужения. Сквозь века старинные духовные напевы, составляющие музыкальную основу песнопений христианских праздников, доносят до нас свет истины.

На концерте уникального певческого коллектива – хора Московского Данилова монастыря – зрители услышат рождественские и пасхальные песнопения, а также песни русских монастырей. Хор Данилова монастыря фактически является лицом русского исполнительского искусства в области церковной музыки. Певчие хора участвуют во всех праздничных службах и представляет Россию на международных фестивалях духовной музыки. Руководит Праздничным мужским хором Московского Данилова монастыря регент Георгий Сафонов – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, лауреат Первого Всероссийского конкурса дирижеров. В репертуаре хора – более 800 сочинений: весь спектр богослужебной музыки, романсы, исторические, военно-патриотические, народные и застольные песни, а также отечественная и зарубежная классика.

Продолжительность: 2 отделения по 60 минут

Источник

Хористы

Быть певчим Данилова монастыря — великий труд. Ведь хор в монастыре — участник практически всех его мероприятий. Это, конечно же, воскресные и праздничные богослужения (а учитывая количество храмов и престолов в монастыре, праздники бывают по нескольку раз на неделе). Это служение акафистов, молебнов, панихид и отпеваний. Очень часто хор принимает участие в Патриарших и Архиерейских службах в монастыре и за его пределами.

А быть участником концертного состава хора тяжело вдвойне. Ведь кроме такой активной богослужебной деятельности, существует не менее активная концертно-просветительская. Выступления по Подмосковью,туры по России и за рубежом. У певчих почти не бывает не только свободных дней, но иногда и свободных часов!

Многие артисты хоров Москвы подрабатывают певчими, и многие певчие московских храмов работают в хоровых коллективах Москвы. Но почти никого из участников хора Данилова монастыря вы не встретите в других коллективах. Невозможно совмещать из-за нехватки времени!

Конечно, такую нагрузку можно выдержать только будучи искренне привязанными к монастырю и хору, а именно такими и являются все певчие этого коллектива. Несмотря на то, что некоторые из них работают здесь с момента основания — большая часть по 10-15 лет, а самым молодым участникам еще нет 30 — хор для них большая семья, где они делятся друг с другом самым сокровенным, сопереживают и стараются помогать друг другу во всем. Такую атмосферу в коллективе на протяжении долгих лет создавал и поддерживает по сей день художественный руководитель и главный регент хора — Георгий Сафонов. Он, не только как внимательный учитель, хороший товарищ, но и как добрый отец опекает каждого из своих артистов, знает все об их семьях, быте, каждому из них помог или помогает устраиваться в жизни.

По заверению Георгия Сафонова, каждый из его певчих уникален. Конечно, у каждого из них высшее хоровое или вокальное образование, опыт артистической и ансамблевой работы, музыкальная грамотность на высшем уровне. Но самое главное в его артистах — умение абстрагироваться от внешних обстоятельств, забыть о своих проблемах и выложиться на выступлениях на 200%. Именно это и отличает Праздничный мужской хор Данилова монастыря от других хоровых коллективов — целеустремленность,искренность, одухотворенность, полное единение со зрителем, какую бы программу не исполнял хор.

Художественный руководитель и главный регент

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

Георгий Сафонов родился 3 июля 1964 года в Белоруссии, в городе Минске. В 1971 году в возрасте семи лет поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской Государственной консерватории по классу хорового дирижирования. Пел в хоре мальчиков под руководством заслуженного артиста России И. А. Журавленко.

Школу закончил в 1982 году. В этом же году поступил в Российскую Академию музыки им. Гнесиных в класс заслуженной артистки России, доцента М. А. Бондарь (ученицы известного в России дирижера, последнего регента Синодального хора, профессора Московской консерватории Н. М. Данилина).

Учебу в Академии совмещал с работой в двух коллективах — детском камерном хоре Детского Дома культуры «Москворечье» (художественный руководитель) и камерном хоре «Виват» Музыкального общества Московской области (хормейстер). В 1988 году на Первом Всероссийском конкурсе дирижеров в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) стал лауреатом (II премия). По окончании пяти курсов поступил в ассистентуру-стажировку Академии, которую закончил в 1991 году.

В период ассистентуры являлся преподавателем кафедры хорового дирижирования Академии (класс дирижирования и хоровая аранжировка). В 1990 стал главным дирижером хора Московского Баховского центра, а в 1991 году художественным руководителем и главным дирижером Московского ансамбля солистов «Русское возрождение».

С 1989 года был приглашен певчим на клирос в Московский Новодевичий монастырь, где начал обучаться регентскому делу. С 1991 года начал певческую карьеру в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре РПЦ г. Москвы.

Источник

Новости

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

О хоре

Об уникальном хоре Данилова монастыря впервые упоминалось в стародавних летописях. Позднее в печатных изданиях середины XIX — начала XX века свои отзывы и статьи о монастырском хоре публиковали выдающиеся деятели русской хоровой культуры Павел Григорьевич Чесноков, Дмитрий Васильевич Аллеманов, Александр Дмитриевич Кастальский. Своим творчеством хор снискал любовь и уважение как простого народа, так и русской знати.

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

После революции, когда были закрыты многие монастыри и храмы, наместник монастыря и ректор Московской Духовной академии Владыка Феодор Поздеевский пригласил в Данилов монастырь известных певчих из разных хоров. Так был собран «золотой состав» Праздничного хора, который, несмотря на очень сложное для страны время, переживал свой расцвет. Коллектив принимал участие в богослужениях вплоть до 1930-го года и с закрытием монастыря был расформирован.

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

Возрождение Праздничного хора осуществилось в 1989 году под руководством замечательного регента — игумена Товия (Глазырина). Он придал коллективу особый статус, пригласив в него профессиональных певцов, как это было в дореволюционных традициях Данилова монастыря и привел его к первому успеху в 1991 году — Гран-при на Международном конкурсе церковной музыки в Будапеште. Впоследствии коллектив не раз выступал на различных международных фестивалях духовной музыки, где становился лауреатом.

В 1994 году художественным руководителем и бессменным главным регентом Праздничного хора Данилова монастыря становится выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных Георгий Сафонов. Главной задачей нового регента и идейного вдохновителя коллектива становится продолжение работы по приведению его к тому красивому и мощному звучанию, которое было до революции.

Свою новую историю хор отсчитывает с того момента, когда в начале 1995 года архидьякон Роман Тамберг впервые предложил коллективу участие в концерте певческого и дьяконского искусства в рамках Международного фестиваля духовной музыки в Москве, который с большим успехом прошел в Рахманиновском зале Московской консерватории. Выступление коллектива произвело большой резонанс, у хора появились поклонники не только в Москве, но и в других городах России. Хор начинают приглашать для участия в концертах, торжественных мероприятиях и фестивалях духовной музыки за рубежом. В 1997 году хор совершил свои первые поездки по Сибири и Забайкалью, побывал в Германии, Франции и Италии.

Большую поддержку развивающемуся коллективу оказала «Трехгорная мануфактура» и непосредственно председатель Совета директоров Лолита Владимировна Данилина. Благодаря своим попечителям хор был приглашен на Рождественский и Пасхальный фестивали в г. Санкт-Петербург, посетил Грецию, Америку и Австралию. Коллектив впервые принимает участие в пасхальном концерте в знаменитом Большом зале Ленинградской филармонии, на сцене которого творили такие великие мастера как Евгений Мравинский, Герберт фон Караян, Леонард Бернстайн и многие другие. Принятый публикой и руководством зала с большой душевной теплотой, хор становится постоянным желанным гостем северной столицы.

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

К возможности выступать с большими концертными программами перед московской публикой хор шел долго. Первый концерт состоялся в Большом зале Московской консерватории вначале 2000 года. Позднее выступления коллектива проходили в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, концертном зале Российской Академии музыки имени Гнесиных.

С 2009 года Праздничный хор Данилова монастыря активно сотрудничает с Международным Московским Домом музыки (ММДМ), в котором у коллектива бывает по семь концертов в год. Это сотрудничество вдохновило на творческие поиски, придало силы для движения вперед.

Особое значение хор придает своему сотрудничеству с профессором Анатолием Викторовичем Конотопом, пропагандирующим древнерусское певческое искусство в Европе и активно работающим над расшифровкой и обработкой старинных рукописей. Благодаря этому союзу хор Данилова монастыря посещает древние монастыри Македонии и Супрасльскую лавру в Польше, изучает и производит аудиозаписи древних песнопений.

Хор побывал во многих святых местах, среди которых Киево-Печерская, Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, Псково-Печерский, Верхотурский, Раифский, Свирский, Толгский, Свято-Елисаветинский монастыри и монастыри Подмосковья. Одной из самых значимых поездок явился итальянский город Бари, в котором находятся мощи святителя Николая. По приглашению Антиохийской Православной Церкви коллективу удалось дважды побывать в Сирии в древнейших сирийских монастырях, связанных с жизнью Святого Апостола Павла, Святой Феклы, Святого Апостола Луки.

На сегодняшний день Праздничный хор Данилова монастыря — один из ведущих мировых коллективов, исполняющих духовную музыку. В составе хора 30 профессиональных певцов, имеющих высшее вокально-хоровое образование. Хор является постоянным участником международных конференций и фестивалей церковной музыки в России и за ее пределами, различных благотворительных и молодежных фестивалей. География концертной деятельности хора постоянно расширяется. Коллектив активно гастролирует по городам России, от южных областей до Дальнего Востока. Благодаря своему уникальному репертуару, душевности, искренности и неповторимой манере исполнения, хор Данилова монастыря завоевал любовь зрителей во многих странах мира. «Певчих Даниила Московского» хорошо знают в Украине, странах Балтии, Польше, Венгрии, Болгарии, Италии, Греции, Франции, Германии, Англии, Голландии, Америке, Австралии и Новой Зеландии.

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

Сотрудничество с общественными организациями и фондами дает возможность коллективу участвовать в культурно-просветительской деятельности. Благодаря Общенациональному фонду развития культуры «Новое Передвижничество», хор объездил с концертами почти все закрытые города на территории России, знакомил своих зрителей с традициями русской певческой культуры. Теплые дружеские отношения связывают хор с Межрегиональным общественным Фондом Андрея Первозванного, коллектив не раз участвовал в фестивалях и концертных программах, организованных фондом. В одной из своих поездок в Грецию хору Данилова монастыря выпала честь петь на торжественных церемониях открытия и закрытия Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» на острове Родос и участвовать в богослужениях.

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

Большое место в творческой деятельности коллектива занимает постоянное ежегодное сотрудничество с Академией старинной музыки в г. Санкт-Петербурге, где участники хора Данилова монастыря делятся опытом исполнения певческих рукописей с гостями Академии, собранными из различных стран мира.

Важной составляющей жизни хора является постоянное общение с монастырской братией и особенно с наместником Данилова монастыря — архимандритом Алексием (Поликарповым), благодаря умелому руководству которого хор вырос как богослужебный коллектив, что было отмечено высшим руководством Русской Православной Церкви — в 2003 году Святейший Патриарх Алексий II присвоил хору статус «патриаршего». В настоящее время хор продолжает участвовать в богослужениях по выходным и праздничным дням в Даниловом монастыре. В дни больших празднеств хор совершает торжественные праздничные богослужения во главе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. 12 сентября 2014 года во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил регента хора Данилова монастыря Георгия Сафонова орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

Источник

Наш дом – это клирос

Георгий Леонидович, если бы Вас попросили дать краткое описание Праздничного хора Данилова монастыря, то что бы Вы сказали? Какие отличительные особенности упомянули бы?

Прежде всего, следует отметить, что Праздничный хор Данилова монастыря – это особенный коллектив, имеющий богатую историю. Известно, что он возник тогда же, когда возник Данилов монастырь – самая древняя обитель на московских холмах, – в 1282 году. Изначально это был церковный хор, но к концу XIX века он преобразовался в хор концертный. А после своего возрождения в 1989 году стал и концертным, и богослужебным. Наш хор сохраняет богослужебные хоровые традиции как Данилова монастыря, так и Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Мы духовно связаны с этой обителью и тщательно сохраняем ее наследие. Также мы тесно связаны духовными узами с Киево-Печерской, Почаевской и Александровско-Невской лаврами и некоторыми другими монастырями России.

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

Следует назвать еще одну особенность нашего хора – он состоит из светских музыкантов. И это тоже давняя традиция нашей обители – приглашать для украшения праздничных богослужений людей, имеющих музыкальное образование и красивые голоса. Музыканты на время пополняли братский хор, и пение получалось невероятно красивым – его высоко ценили в Москве.

На сегодняшний момент в Праздничном хоре Данилова монастыря певчие имеют музыкальное образование, которое они получили в различных вузах России. Это люди крещеные, у которых есть желание петь на клиросе и которые своими голосами могут украсить концертные выступления хора. Ведь, начиная с 1989 года, наш хор, помимо основной богослужебной деятельности, путешествует по городам России и мира в качестве концертного хора, представляя просветительские программы, рассказывающие об истории государства Российского, Русской Церкви, певческом русском искусстве, показывая публике различные стили мировой классической хоровой музыки. В нашем репертуаре есть самая разнообразная музыка: духовная и светская, русская и западная. Трудно перечислить всё, что мы поем. Проще сказать, чего мы не поем… Мы не поем эстрадную популярную музыку.

И надо добавить еще вот что: все без исключения участники нашего хора являются именно клиросными певцами.

Что Вы имеете в виду?

Дело в том, что многие хоры, которые позиционируют себя как монастырские или носят такое название, по сути своей таковыми не являются. Часто людей для таких хоров набирают под какой-нибудь музыкальный проект и для торжественности представляют хором какого-либо монастыря. Публика воспринимает их именно как монастырских певцов, хотя они вовсе не клиросные певцы. Возвращаясь из концертной поездки, они разъезжаются по своим домам, забывая о храме до следующего турне. А наш дом – это клирос, здесь мы практически живем. Со службы мы отправляемся в концертную поездку, а возвращаясь, едем в Данилов монастырь на службу.

Вы сказали, что участники хора – люди светские. Братия монастыря не поет в хоре?

Раньше в хоре были насельники монастыря, но сейчас уже нет. Дело в том, что монашествующих в самом монастыре находится не так уж много – значительная часть братии проживают на подворьях и в скитах. Кроме того, если монашествующие будут петь на клиросе, то кто же будет служить и выполнять различные монашеские послушания?

Следует упомянуть еще одну особенность хора. Смена поколений в нашем коллективе происходит достаточно редко. Здесь поют люди с большим опытом. Мы давно уже привыкли друг к другу, и это позволяет решать многие задачи. Я знаю, чего можно ожидать от каждого из певчих, а они знают, чего я хочу от них. В других монастырях нередко остро стоит проблема текучки кадров и регенты хватаются за голову: «Ой, у меня певцы сменились. Что делать?!» Даже покойный отец Матфей (Мормыль) сетовал: «Вам хорошо! У вас постоянный состав, а у меня – студенты. Первый год они ничего не могут, во второй год начинают что-то понимать, к третьему году становятся полноценными участниками коллектива, а на четвертый – у них практика и их посылают служить в какой-нибудь храм. В результате у меня получается какой-то одногодичный хор». А в нашем хоре молодые ребята приходят на место пенсионеров только в том случае, если люди по здоровью уже больше не могут петь в хоре. Поэтому основной состав нашего хора сохраняется уже более 20 лет!

Георгий Леонидович, а можете подробнее рассказать о хоре. Скажем, сколько в нем человек?

У нас на клиросе сейчас поет 28 постоянных певцов. Этим составом мы поем и на богослужениях, и на концертах. Кроме того, в нашем коллективе есть свои скрипачи, альтисты, баянисты, балалаечники, гитаристы, ударники и другие музыканты. Поэтому нам не нужно никого приглашать к себе специально. При необходимости одни ребята играют на инструментах, а другие поют. В нашей команде есть свои чтецы, звукорежиссеры, те, кто занимается подбором слайдов, нот и т. д. Всё, что нам нужно сделать, мы можем выполнить силами нашего коллектива. Поэтому, кстати, любому новичку будет у нас непросто.

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

Во-первых, репертуар нашего хора большой и достаточно сложный. Человеку, который имеет даже очень хорошее музыкальное образование, трудно будет сориентироваться, особенно если учесть, что мы поем не по нотам, а по словам. И во время службы поем до трех обиходов…

Обычный хор во время богослужения поет один обиход. Мы же поем до трех обиходов: так называемый старый обиход, который пришел к нам из Лавры и который поют многие мужские хоры. Поем и так называемый новый обиход, который мы составили сами. Это гласы, в свое время расписанные архимандритом Матфеем и диаконом Сергием Трубачевым в Лавре в традициях Московской школы. Еще некоторые гласы мы составили сами, а другие взяли из Киевского распева. Таково было распоряжение нашего досточтимого владыки Алексия, епископа Солнечногорского, наместника Данилова монастыря, чтобы мы отличались от будничного хора. В Даниловом монастыре есть несколько хоров. Хор регентских курсов, детский хор, молодежный хор, братский хор, который тоже состоит из светских музыкантов, но поет по будням. И наш Праздничный хор. Итого пять хоров.

Вот наш владыка и благословил, чтобы Праздничный хор пел по-праздничному. Поэтому мы и составили праздничный обиход. Мы начинаем с обычного, общепринятого, обихода, потом поем составленный нами новый обиход, который многие уже называют «Даниловским», а в заключение – третий обиход: он включает в себя оригинальные напевы – подобны – и распевы различных монастырей России, которые мои ребята освоили и легко поют во множестве и по словам.

Простите, Георгий Леонидович, а петь по словам сложнее, чем по нотам?

Во много раз сложнее. Ноты написаны, и ты по ним поешь. Этому обычно учат певцов. А вот когда нот перед глазами нет, а есть слова и какой-то напев, ты начинаешь его петь, ты его помнишь, он даже где-то внутри у тебя заложен и не раз уже спет, но всё равно это невероятно сложно. Одного года, двух-трех лет недостаточно – надо попеть на клиросе лет пять, чтобы всё это почувствовать. А в последнее время мы пытаемся правильно позиционировать подачу слова. Это требует полного отключения от нот, чтобы человек не думал о том, какие ноты он поет, а думал о смысле слов.

А почему в хоре именно 28 человек?

28 – это четыре партии по семь человек: тенора первые, тенора вторые, баритоны и басы. Самые высокие – первые тенора, средние голоса – вторые тенора и баритоны и наконец низкие голоса – басы. Мужской хор по диапазону может выполнять задачи смешанного хора, то есть петь за женские голоса, и в этом большое преимущество мужского хора перед хором смешанным.

Почему именно 28 человек? Могло бы быть и больше. До революции хор Данилова монастыря насчитывал до 150 человек. Когда после революции повсюду закрывали храмы и монастыри, в Данилов монастырь из разных мест начали стекаться певцы, и притом чуть ли не лучшие голоса Москвы и Подмосковья. Наша обитель стала последним бастионом веры, который противостоял Советской власти: здесь служили известные архиереи, лучшие диаконы.

Данилов монастырь просуществовал до 1930 года и последним был закрыт в Москве. Интересно, что он стал первым действующим монастырем столицы в постсоветское время. Когда началось возрождение Даниловой обители, у нас на клиросе на Рождество и Пасху собиралось до 70 знаменитых приглашенных певцов. Игумен Товия (Глазырин), первый регент вновь образованного хора (январь 1989), сумел поднять его на очень высокий уровень исполнительского искусства. В 1991 году, буквально через полтора года после организации хора, наш коллектив получил гран-при на конкурсе в Будапеште. Это дорогого стоит – в хоре тогда пели замечательные ребята: выпускники Московской консерватории, Хоровой академии имени Свешникова, Гнесинской академии… С 1989 года еще несколько лет Данилов монастырь оставался первым и единственным действующим монастырем Москвы… Потом открывались другие обители, люди растекались по другим храмам и монастырям. Кстати, и хор Данилова монастыря чуть ли не в полном составе был уведен в Новоспасский монастырь. При новом наборе хора в июне 1991 года я как раз и попал на монастырский клирос.

Вы спрашивали: «Почему в хоре именно 28 человек?» Это связано с материальным обеспечением: 28 человек – это то количество людей, которое в настоящее время монастырь может обеспечивать материально, и то минимальное количество людей, которые могут обеспечивать богослужения и концертную деятельность в разных ситуациях. Ведь помимо того, что мы постоянно поем в Троицком соборе Данилова монастыря и храме святых отцов семи Вселенских Соборов, мы также поем в резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Много у нас выездных служб: в детском приемнике-распределителе на Алтуфьевском шоссе, подшефных детских домах; поем для солдат в воинских частях и для заключенных в местах лишения свободы. Нас приглашают на освящение храмов и архиерейские богослужения в различных храмах Москвы – всюду, где нужно представить красивое клиросное пение. Два-три раза в год мы поем в Кремле во время Патриарших богослужений. И, когда к Святейшему приезжают делегации в его резиденцию в Даниловом монастыре, нас приглашают для обеспечения встречи делегатов и служения благодарственных молебнов и поминальных служб.

Кто же поет по будним дням в Даниловом монастыре?

Будничный хор. А мы поем в пятницу, субботу и воскресенье плюс праздничные службы. На нас также первая седмица Великого поста, родительские субботы, Светлая седмица до Радоницы, Страстная седмица. Богослужения комбинируются с гастрольными поездками. Нередко выпадает по 4–5 концертов в неделю, и тогда половина наших ребят уезжает на гастроли, а вторая – остается в обители.

Петь на концертах легче или труднее, чем на службах в храме?

На концертах ребятам приходится сильно выкладываться. Иной раз случается по два концерта в день плюс репетиции перед концертом. Певцы сильно устают. Сразу после концерта летим домой, и, прилетев, скажем, в семь утра в Домодедово, мы уже к девяти приезжаем в обитель и поем на службе. Но, как говорят ребята, «это наш крест».

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

Георгий Леонидович, пожалуйста, расскажите немного о себе. Как Вы сами попали в хор Данилова монастыря, как стали регентом?

То, что я стал регентом такого уникального хора, как Даниловский Праздничный, это, конечно, большая удача, оказавшаяся для меня полной неожиданностью. Я родился и вырос в Минске, в советской Белоруссии. Прошел все стадии развития светского человека того времени от октябренка до члена партии. С семи лет пел в хоре мальчиков средней специальной музыкальной школы при Белорусской государственной консерватории, потом был музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки), затем – аспирантура.

При этом я видел себя исключительно музыкантом светским и даже руководил светскими коллективами. Всё было стандартно до момента, как мне предложили креститься. Я ведь с детства был не крещенным. Это событие произошло в моей жизни, когда мне исполнилось 24 года. Правда, я был членом партии и помню, как спросил батюшку, имею ли я право креститься. А мудрый священник, как будто в будущее глядел, мне на это ответил: «Давай сделаем всё, как нужно. А партия – она сегодня есть, а завтра, может, ее и не будет».

Где Вы крестились и кто Вас крестил?

Крестился я в очень хорошем, знаковом месте – Переделкине, в храме Преображения Господня. Этот храм считался Патриаршей резиденцией, и там находилась чуть ли не единственная купель, в которой взрослого человека могли крестить с полным погружением в воду. А крестил меня нынешний настоятель того храма архимандрит Владимир (Зорин), известный служитель Церкви.

После Крещения мой крестный повез меня в Лавру к отцу Матфею (Мормылю), светилу в мире регентского дела. И вот отец Матфей сказал мне: «Благословляю тебя петь на клиросе». Вот так постепенно, через тернии к звездам, пройдя через несколько храмов, я попал в Данилов монастырь. Хотя на этом пути у меня было немало чудес и искушений, но, если обо всем этом рассказывать, наш разговор получится слишком длинным. Одним словом, благодаря своим певчим друзьям, в 1991 году я попал сюда, в хор Данилова монастыря. В течение трех лет был певцом до тех пор, пока в 1994 году священноначалие не поручило мне управлять этим хором. И вот уже 25 лет я регент Праздничного хора нашей обители.

Надо сказать, что, еще учась в последних классах школы, а потом переехав в Москву, я увлекся собиранием различных хоровых записей. Я работал в камерном хоре «Виват», который основал мой учитель, заслуженный артист России Игорь Андреевич Журавленко. Мы пели духовную музыку, причем пели ее еще в 1982 году, когда духовная музыка была под запретом. Так постепенно я приобщался к этой культуре.

А в классе по дирижированию в институте имени Гнесиных мое духовное воспитание проходило под руководством замечательного педагога, заслуженной артистки России Марии Афанасьевны Бондарь, ученицы самого Николая Михайловича Данилина. Он был последним регентом Синодального хора. Отсюда, кстати, у меня любовь к Московской Синодальной школе, и себя я считаю данилинским учеником в третьем поколении по классу дирижирования и очень этим горжусь. Во время учебы в академии я очень увлекся духовной музыкой. Даже диплом писал по знаменному распеву: «Знаменный распев как памятник русской певческой культуры IX–XX веков». Так что Господь, как я думаю, меня постоянно направлял. Вот это сочетание – хор под руководством Журавленко, учеба в институте у Марии Бондарь, Крещение и последующий разговор с отцом Матфеем – было очень важным на моем пути.

Каким голосом Вы сами поете, Георгий Леонидович?

Сначала пел первым тенором, потом сорвал голос, и он у меня пропал. Меня вылечил покойный ныне отец Валентин Чаплин, замечательный человек, священнослужитель, гомеопат и фониатр (специалист, занимающийся лечением голосовых связок. – Ред. ). Он показал мне некоторые специальные упражнения, вдобавок я принимал назначенные им гомеопатические средства. И голос ко мне вернулся. И тогда отец Валентин сказал, что мне надо петь своим голосом.

То есть у Вас не тенор?

На самом деле у меня лирический баритон. Но в Гнесинской академии не смогли окончательно определиться, какой у меня голос: кто-то считал, что тенор, кто-то – что баритон. В итоге меня повели как тенора.

Когда Вы управляете хором, Вы сами поете?

Конечно, пою! Это обязательное условие клиросной практики. Это заповедали нам греки. Главный человек – на греческом он называется «доместик», у нас это понятие переводится как «главный певец» – может даже не двигать руками, но он обязательно должен петь сам, и только тогда за ним «пойдут» остальные. Это главное в системе хорового пения.

Это, наверное, трудно одновременно и петь, и регентовать…

Трудно. Потому что надо еще и слышать, как поют другие члены хора. А это действительно непросто: когда ты сам поешь, себя ты слышишь лучше, чем остальных участников коллектива. Но здесь, на клиросе, я научился и петь, и дирижировать. Хотя бывает, что люди мне не верят и говорят: «Ты же не слышишь, как поет хор! Ты же просто не можешь этого слышать, когда сам поешь». «Могу, – отвечаю, – и очень хорошо слышу каждого хориста».

Георгий Леонидович, вижу у Вас здесь бесчисленные папки, как я понимаю, с нотами. О широте репертуара можно судить по названиям: кроме духовных песнопений, я вижу у Вас и песни военные, и романсы, и вальсы, и народные песни…

Как я уже говорил, мы поем всё, кроме поп-музыки. Наш репертуар постоянно пополняется. В этой музыкальной библиотеке собрано свыше двух тысяч музыкальных произведений. В одних случаях сами организаторы нам что-то заказывают, а порой составляешь программу и чувствуешь, что чего-то не хватает, начинаешь искать, перебирать и находишь. Раньше сидел по библиотекам, теперь благодаря интернету значительно проще найти нужную песню.

Эту библиотеку я собирал годами, кроме, конечно, богослужебной. Но у меня еще немало неразобранных произведений, – это мои переложения, которые я делал в академии Гнесиных. Но до них пока руки не дошли.

концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть фото концерт хора даниловского монастыря в москве. Смотреть картинку концерт хора даниловского монастыря в москве. Картинка про концерт хора даниловского монастыря в москве. Фото концерт хора даниловского монастыря в москве

А в этих папках собраны уже готовые произведения, подобранные для хористов. И отдельно репертуар для солистов, с которыми мы пели: Штоколов, Образцова, Архипова, Маторин, Казарновская, Ведерников, Пьявко… В папках с пометкой «Соло» можно подобрать ноты для каждого певца под его тембр, чтобы показать солиста в выгодном свете.

С концертными программами Ваш хор ездит, наверное, по всему миру?

Сейчас мы ездим больше по России и иногда в Европу. А вообще наш хор объехал полсвета: Америка, Австралия, Канада, Европа. Не были только в Юго-Восточной Азии и Африке.

И как Вас принимали?

Иностранцы – очень благодарная публика. Их так научили с детства: хорошо ли, плохо ли музыкант исполнил произведение, они всё равно аплодируют. В России не так: аплодисментов может и не быть, даже если ты на концерте из кожи вон лезешь. Наша публика более разборчива, многое слышала в разных исполнениях, на всё имеет свое определенное мнение, особенно в больших городах. Но если российским слушателям что-то понравилось, то это, действительно, успех!

Как я понимаю, Ваш хор – это живой организм. Идеальный состав, обширный репертуар практически на все случаи жизни, красота богослужебного пения и востребованность у светской публики. Каким Вы видите будущее своего коллектива? Как именно хотелось бы развиваться дальше?

Нет предела совершенству. Наш репертуар постоянно обновляется и расширяется, появляются новые задачи. Если хор остановится в своем развитии, он может умереть – обязательно нужен прогресс. Наш прогресс заключается в поиске стиля воспроизведения, то есть на клиросе мы занимается словом, а этим можно заниматься вечно. Слово составляет основу богослужения – множество текстов, которые не повторяются: один год – одни тексты, другой год – другие. Когда появляется что-то новое, я вижу, как ребята напрягаются, пытаясь это осмыслить. Открываем новые школы, а для этого необходимо большое количество материала. Иногда необходимо пропеть какое-то произведение несколько раз, чтобы оно прижилось. И, если произведение приживается, мы его оставляем в репертуаре.

А что касается концертов, то раньше они были обычными: реплики ведущего чередовались с музыкальными произведениями… Потом я стал сам вести концерты, а сейчас мы перешли на театрализованное действо: помимо пения, читаем отрывки из прозы или поэзии, показываем слайды, включаем фонограммы колокольных звонов, гуслей и пр. Это позволяет нам представить зрителям рассказ на какую-нибудь конкретную тему, скажем, появления певческого искусства на Руси. Последняя программа, которую мы подготовили, – «Русь называют святою». Мы рассказываем, кто такие россы, откуда вообще пошла Русь. Другими словами, наши концерты – это сочетание песен, стихов, прозы и движения. Мы придумали новую форму – хоровой духовный театр. И в этом деле мы еще только в самом начале пути.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *