конус обучения эдгара дейла

Конус опыта Эдгара Дейла: эффективная методика изучения английского языка

конус обучения эдгара дейла. Смотреть фото конус обучения эдгара дейла. Смотреть картинку конус обучения эдгара дейла. Картинка про конус обучения эдгара дейла. Фото конус обучения эдгара дейла

Порой мы прикладываем большие усилия в изучении английского языка, читаем много литературы, посещаем лектории, смотрим фильмы, слушаем песни, а полученная информация отказываться “запоминаться” в том объеме, на который рассчитывает каждый из нас. Это происходит, потому что уровень концентрации на том или ином виде деятельности постепенно снижается, а поддержать его порой стоит колоссальных усилий. Усталость и абстракция растут, а внимание падает. Как с этим бороться? Как выбрать правильную методику в обучении?

В конце 60-х годов прошлого века всемирно известный профессор Эдгар Дейл, прославился тем, что активно использовал в методике своего преподавания разнообразные аудио-визуальные средства и интерактивные практики. Он предложил “конус опыта”, который позже лег в основу “пирамиды обучения”.

Это открытие заключает в себе чарт разнообразных способов подачи информации и процентное соотношение их эффективности. Стоит сказать, что числа являются приблизительными, и они были выявлены уже не самим профессором Дейлом, а его последователями в ходе дальнейшего изучения предложенной концепции. Как и во всякой теории, здесь есть свои исключения, потому что человеческая психика и возможности всегда остаются сугубо индивидуальной чертой.

Таким образом, “конус опыта”, разработанный Дейлом выглядит следующим образом:

конус обучения эдгара дейла. Смотреть фото конус обучения эдгара дейла. Смотреть картинку конус обучения эдгара дейла. Картинка про конус обучения эдгара дейла. Фото конус обучения эдгара дейла

Итак, основными положениями теории Эдгара Дейла стало заявление о том, что слушание лекций и чтение учебных материалов являются наименее эффективным способом усвоения информации и растворяются в нашей памяти в довольно короткий срок, либо воспринимаются и усваиваются с большим трудом.

Советы по организации обучения

Наиболее важные советы, которые можно выделить на основе работ Эдгара Дейла, перечислены в качестве рекомендаций. Вы можете практиковать их с друзьями и коллегами, а также самостоятельно.

1. Одним из афоризмов, которые приписывают Дейлу является следующее высказывание:

“Профессор знает не больше тебя, но его невежество лучше организовано”.

Пишите статьи на сайты и форумы, оформляйте их в самостоятельные наблюдения, вступайте в дискуссию в комментариях. Вы можете сделать выжимки из разных работ, оформив их в одном тексте, но постарайтесь не просто копировать предложение за предложением, а строить логически переработанные публикации.

2. Проводите лекции, например, в кругу своих друзей, которые тоже изучают иностранный язык. Договоритесь о темах, которые подготовит каждый и создайте собственный лекторий. Обсуждайте, вступайте в дискуссии. Приводите примеры.

3. Ведите видеоблог или создавайте программы. Это одно из наиболее сложных видов деятельности. Здесь требуется не только логичность изложения, но и интересная презентация. Во время подготовки к такому “мероприятию” вы будете вынуждены изучить материал досконально.

5. Обучайте и будьте способны рассказать и на практике продемонстрировать свои способности. Как полагал сам Дейл, необходимо самому уметь делать то, что пытаетесь объяснить другим, чему хотите научить.

Желаем вам успехов в обучении и изучении, активной и интерактивной практики и высокой эффективности!

Источник

Конус обучения Эдгара Дейла: как сделать обучение более эффективным?

конус обучения эдгара дейла. Смотреть фото конус обучения эдгара дейла. Смотреть картинку конус обучения эдгара дейла. Картинка про конус обучения эдгара дейла. Фото конус обучения эдгара дейла

Конус обучения показывает насколько эффективны различные способы обучения. Создавший его Эдгар Дейл опирался на собственные эксперименты, так что считать модель истиной в последней инстанции не стоит. Но проверить на себе в случае с самообразованием или использовать в обучении других его выводы будет полезно.

Как запоминают люди?

Люди запоминают информацию более эффективно, если проецируют ее на практическую плоскость. Говоря проще, человек может прочитать про что-то, но почти ничего не запомнить. Но если он применит то, о чем только что прочитал, в реальной жизни, это прочно закрепится в его памяти. Эта особенность и лежит в основе конуса обучения Эдгара Дейла.

Как обучать себя и других эффективно? От вершины конуса к основанию

Чтение. Один из самых распространенных способов обучения. Люди, занимающиеся саморазвитием, читают множество книг и статей. Советую вам пройти курс по скорочтению, чтобы ваше обучение стало более эффективным и продуктивным.

Слушание. Когда мы слушаем, мы запоминаем больше, чем когда читаем. Поэтому аудиокниги могут быть очень полезны для вас. А если вы хотите научить чему-то другого человека – лучше рассказывайте ему, а не давайте почитать. Так он лучше запомнит, и будет иметь обратную связь с вами.

Просмотр картинок. Слайды с картинками, диаграммы или интеллектуальные карты запоминаются ещё лучше. Если вы можете заменить текст на изображение – сделайте это.

Просмотр видео. Вместо рассказа о чём-то, покажите людям видеоролик. Замените банальный текст интересным видео. Лекция TED запоминается гораздо лучше, чем статья с той же темой. Не зря формат обучающих видеороликов так популярен сейчас.

Демонстрация с комментарием. Проводите эксперименты, демонстрируйте макеты, показывайте модели. Вместо того чтобы рассказывать об анатомии, покажите макет человеческого тела и подкрепляйте свои слова визуальными образами. После этого ваши слушатели смогут вспомнить, что они видели по запомненным словам и наоборот, вспомнить, что они слышали по зрительным образам. Экспонаты, образцы, опыты и эксперименты – ваши верные помощники в обучении.

Дискуссия. Ещё более эффективный способ обучения. Люди скорее забудут то, что сказали им, чем то, что сказали они сами. Если вы хотите кого-то чему-то научить – устройте дискуссию. Задайте вопрос и попросите ответить. Выдвигайте тезисы и просите оспорить их или подкрепить. Давайте ученикам с различными мнениями высказаться. Это способствует лучшему усвоению информации.

Также прибегайте к дискуссии и при самостоятельном обучении. Найдите единомышленника, который будет интересоваться тем же, что и вы, и полемизируйте с ним. Высказывайте мнения, делитесь идеями, обсуждайте. Это пойдёт вам и вашему образованию на пользу.

Выступление с речью. Чтобы самому что-то запомнить, расскажите об этом другим. Составление плана речи, репетиции, работа с материалом на стадии подготовки к выступлению, сам опыт работы с публикой – всё это поможет вам в процессе усвоения знаний. Особенно если выступление с речью редкое занятие для вас.

Театрализованное выступление. После такого забыть что-то будет действительно сложно. Создайте театральное выступление, в котором будет раскрываться какая-то тема. Подойдите к этому с юмором и творчески.

Особенно это хорошо работает, если вы хотите чему-то научить детей. Для них это будет весёлая игра, но при этом они смогут многое запомнить. Используйте этот способ.

Имитация реальной деятельности. Похоже на театрализованное выступление, только здесь должно быть больше реализма. Если вы, например, просто перечислите действия, необходимые для производства сахара, их вряд ли запомнят. Зато если вы предложите сделать вид, будто человек сам производит сахар – он, вероятно, запомнит эту информацию.

Не бойтесь и не стесняйтесь сами имитировать какую-либо деятельность. Это достаточно просто и при этом очень эффективно.

Выполнение реального действия. Наиболее эффективный способ обучения. Хотите научиться что-то делать – начните это делать. Вы можете прослушать множество лекций и разыграть несколько сценок, но это не сравнится с реальной деятельностью. Делайте, чувствуйте, допускайте ошибки и исправляйте их. Так вы будете учиться с максимальной эффективностью.

Обучайте эффективно и так же учитесь сами. Используйте разные слои конуса, меняйте способы и достигайте наилучшего результата.

Источник

Хотя Конус обучения, получивший большое распространение, базируется не на абсолютно точных данных – он является лучшим руководством для самых результативных техник и методик обучения, воспринять какие только сможет мозг человека.

Конус обучения отлично объясняет, почему отрывки из фильма запоминаются лучше, нежели прочитанная на эту же тему книга. В фильме применяются визуальные и аудиальные формы, которые лучше запоминаются человеческим мозгом.

конус обучения эдгара дейла. Смотреть фото конус обучения эдгара дейла. Смотреть картинку конус обучения эдгара дейла. Картинка про конус обучения эдгара дейла. Фото конус обучения эдгара дейла

Как эффективно запомнить информацию при изучении чего-то нового:

Читайте лекции
Несмотря на то, что слушание лекций является одним из самых неудачных способов усвоения подаваемого материала, проведение лекций по нужной теме является одним из самых эффективных способов запоминания изучаемого.

Пишите статьи
Если в Интернете у Вас есть своя страница или персональный блог, Вы можете писать посты или заметки по выбранной теме.

Создавайте видеозаписи
Даже если у Вас нет в наличии собственного ресурса в Интернете, сегодня существует большое количество видео-площадок, к примеру, Youtube, куда Вы можете загружать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень результативный метод, так как Вы записываете свою лекцию, которая станет доступной не нескольким избранным слушателям, а потенциально огромной мировой аудитории.

Обсуждайте с друзьями, коллегами
Одним из самых простых и доступных среди существующих технических приёмов является общение с людьми, которые находятся с Вами на одной социальной ступени. Пользуясь благоприятным моментом, выносите на обсуждение нужную Вам тему и делитесь всем имеющимся богатством знаний по данной теме со своими друзьями.

Чем с большим количеством людей Вы это обговорите, тем более вероятно, что в будущем Вы вспомните этот материал. Как вариант, такие дискуссии можно проводить онлайн, участвуя в форумах по интересам, социальных сетях или чатах.

Делайте это сами
Перед тем, как начать учить людей – начните это делать сами!
Друзья, обратите внимание, что информация, приведённая в Конусе обучения, не является догмой, у каждого человека может быть свой индивидуальный подход к обучению.

7 комментариев

А на основе «конуса обучения» к концу уже семидесятых годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения». Выглядит она явно проще конуса обучения.
Источник

[Э.Дейл] Пришел к выводу, что обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни — это наиболее эффективный способ выучить что-либо? То есть, следуя этому принципу, лекции и чтение пропускаем и сразу начинаем обучать других? Не хотел бы я попасть к такому учителю.

Ответы на все вопросы удалось найти только в английской части Интернета. И они оказались обескураживающими.

конус — это описательная модель, система классификации, а не предписание о том, как правильно планировать обучение.

с момента первого издания теоретическая модель Дейла стала жить своей собственной жизнью. Слишком велик был соблазн применить ее на практике. Поэтому третью редакцию книги Дейл специально дополнил разделом «Some Possible Misconceptions» («Некоторые возможные заблуждения»), в котором в частности предостерег от попыток считать, что обучение на основе реального опыта является лучшим по сравнению с методами, находящимися на уровне с большей абстракцией.

Мистические цифры родились ранее или одновременно с самим конусом. И какое-то время существовали отдельно, жили своей собственной жизнью. Однако около 1970 года кому-то пришла «замечательная» идея объединить конус и цифры. Сомнительные данные наложили поверх конуса опыта Дейла. Тогда на свет и появилась так называемая пирамида обучения.

В 2002 году возникла вторая волна критики, по всей видимости, связанная с развитием Интернета, когда люди все больше и больше стали делиться ложной информацией.

Если быть честным, то статья совсем не про пирамиду обучения и даже не про конус Дейла. Это маленькая иллюстрация большой проблемы. Показательно, как люди массово верят в информацию сомнительного характера. В информацию, в которой присутствуют эксперты с результатами якобы проведенных ими исследований. Хотя, конечно, слишком сложно устоять перед потоком ложных данных. Особенно, когда они наваливаются на тебя отовсюду: из книг, докладов, статей уважаемых людей или даже ученых.
Надеюсь, что статья заставит хоть на секунду задуматься и чуть более критично взглянуть на окружающий нас мир.

А я вижу другое. С распространением интернета люди стали массово делиться друг с другом информацией, и обострилась проблема некритичного восприятия. Эта проблема объективна. Но она породила вторую волну — волну фейковых и полуфейковых опровержений.

Дело в том, что любые вот такие красивые однокартиночные модели — есть только модели, с далеко не 100% точностью отображающие реальные явления и процессы. Именно благодаря абстрагированию от остальных (несущественных в рамках модели) свойств, можно лучше изучить предмет.

Конечно этот конус в том виде, каком он опубликован и на этой странице, и даже в исходниках самого Дейла весьма условен и не учитывает многих факторов. Слушайте, но неужели кто-то в здравом уме поверит, что после любого выступления у слушателя останется в голове ровно 20% информации? А как же качество самого выступления? Ораторское и преподавательское искусство? Новизна и сложность информации? Трезвость ума и готовность к запоминанию самого слушателя? Да даже акустические свойства помещения?

Неужели кто-то считает, что после любой беседы у участника запомнится ровно 70% информации? Там же даже на схеме написано «спустя две недели в памяти обычно остаётся» — это явно не строго научное заявление, это умозрительная абстракция. Ключ к популярности этой абстракции в том, что люди ежедневно видят ей подтверждение в реальной жизни. Любой преподаватель вам подтвердит, что практика обычно намного эффективнее лекции, а самостоятельная работа обычно эффективнее учебной практики.

Далеко не вся информация в публичных источниках правдива, но и далеко не все «опровержения» действительно являются таковыми.

AMX, 4 октября 2018г., 12:00:
Любой преподаватель вам подтвердит, что практика обычно намного эффективнее лекции, а самостоятельная работа обычно эффективнее учебной практики.

AMX, 4 октября 2018г., 12:00:
С распространением интернета люди стали массово делиться друг с другом информацией, и обострилась проблема некритичного восприятия. Эта проблема объективна.

Dale points out that it would be a dangerous mistake to regard the bands on the cone as rigid, inflexible divisions.

Dale said:
“The cone device is a visual metaphor of learning experiences, in which the various types of audio-visual materials are arranged in the order of increasing abstractness as one proceeds from direct experiences”

В своей книге ‘аудиовизуального методов преподавания‘ 1957 Дейл заявил, что конус не предложили как идеальный или безупречную картинку. Он не должен был использоваться буквально. Он был разработан как наглядное пособие. Его цель состояла в том, чтобы помочь объяснить взаимосвязь различных типов аудиовизуальных материалов. Он также показывает их индивидуальные «позиции» в процессе обучения.

Дейл указывает, что было бы опасной ошибкой рассматривать полосы на конусе как жесткие, негибкие деления.

Дейл сказал:
«Конусное устройство-это визуальная метафора образовательного опыта, в которой различные типы аудиовизуальных материалов расположены в порядке возрастающей абстрактности по мере поступления от непосредственного опыта

The misleading percentages appear to have been first published by an employee of Mobil Oil Company. In 1967 written in the magazine “Film and Audio-Visual Communications”.

These percentages have since been discredited. THEY ARE FICTION! This is one of the great training/ people development myths.Вводящие в заблуждение проценты, по-видимому, были впервые опубликованы сотрудником компании Mobil Oil. В 1967 году написана в журнале «кино и аудио-визуальные коммуникации».

С тех пор эти проценты были дискредитированы. ЭТО ВЫДУМКА! Это один из великих мифов обучения / развития людей.While Dale’s work is valuable as a metaphor (as he had designed it). The way a concept or model has been turned into fact is disturbing. How many of us and our learning believe these magic percentages to be fact?

Is Dale’s Cone of Experience a Fraud or Myth?

No. Not as he originally wrote it. But yes when ‘adapted’ by individuals without due consideration or backup research.В то время как работа Дейла ценна как метафора (как он ее конструировал). То, как концепция или модель была превращена в факт, вызывает беспокойство. Сколько из нас и наших ученых считают эти магические проценты фактами?

Является ли конус Дейла мошенничеством или мифом?

Источник

«Пирамида Дейла»: правда ли, что обучение на практике лучше любой теории?

Эта теория предлагает простое решение сложных задач, но не имеет доказательств. Похоже, это просто миф.

конус обучения эдгара дейла. Смотреть фото конус обучения эдгара дейла. Смотреть картинку конус обучения эдгара дейла. Картинка про конус обучения эдгара дейла. Фото конус обучения эдгара дейла

конус обучения эдгара дейла. Смотреть фото конус обучения эдгара дейла. Смотреть картинку конус обучения эдгара дейла. Картинка про конус обучения эдгара дейла. Фото конус обучения эдгара дейла

Из этой статьи вы узнаете:

Если вы часто читаете литературу об обучении, то наверняка слышали о «пирамиде Дейла» — теории, гласящей, что человек запоминает в среднем 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что сделал сам. Проценты в разных трактовках могут меняться, но суть остаётся той же: якобы активное обучение на реальном опыте всегда лучше, чем любой другой подход. Идея звучит заманчиво, но есть одна большая проблема — с самого её зарождения не было ни одного достоверного исследования, которое бы её подтверждало.

конус обучения эдгара дейла. Смотреть фото конус обучения эдгара дейла. Смотреть картинку конус обучения эдгара дейла. Картинка про конус обучения эдгара дейла. Фото конус обучения эдгара дейла

Журналистка. Пишет про исследования в сфере образования и пытается разрушить все вредные нейромифы. Любит онлайн-курсы и философию стоиков. Разбирается в поп-культуре и ратует за её использование в процессе обучения.

С чего всё началось

Кен Мастерс из Университета имени султана Кабуса в 2019 году провёл подробный анализ использования концепции «пирамиды Дейла» в медицинском образовании и выяснил, что впервые похожая идея была представлена в статье Чарльза Роудса 1906 года. Там указывается, что «мы запоминаем одну десятую того, что мы слышим, пять десятых того, что видим, семь десятых того, что говорим, и девять десятых того, что делаем». Роудс помещает цитату в кавычки, но источник не указывает — так что, вероятно, и до него это убеждение было распространено.

В 1950-х американская Национальная учебная лаборатория (National Training Laboratories, NTL) опубликовала свою версию пирамиды.

конус обучения эдгара дейла. Смотреть фото конус обучения эдгара дейла. Смотреть картинку конус обучения эдгара дейла. Картинка про конус обучения эдгара дейла. Фото конус обучения эдгара дейла

По заявлению организации, эти процентные значения были установлены в процессе исследования NTL, однако найти подробную информацию о нём оказалось невозможно.

Неясно и то, как Эдгар Дейл стал ассоциироваться с пирамидой. В его книге «Аудиовизуальные методы обучения» (Audiovisual Methods in Teaching), впервые опубликованной в 1954 году, нет ничего определённо похожего. Однако в этой работе можно встретить «конус опыта» — схему, распределяющую образовательные форматы от самых абстрактных к самым конкретным: вербальные символы → визуальные символы → изображения, аудиозаписи, радио → фильмы → образовательные телепрограммы → выставки → образовательные экскурсии → демонстрации → театрализованная деятельность → симуляционная деятельность → практическая деятельность.

конус обучения эдгара дейла. Смотреть фото конус обучения эдгара дейла. Смотреть картинку конус обучения эдгара дейла. Картинка про конус обучения эдгара дейла. Фото конус обучения эдгара дейла

По запросу «Dale’s cone of experience» можно найти различные вариации конуса, в которых каждый тип учебного материала (текст, презентация, фильм и так далее) уже привязан к определённому проценту усвоения информации. Однако в оригинальной идее Дейла этого не было, схема вообще никак не касалась запоминания. Единственная её цель состояла в том, чтобы наглядно представить классификацию.

Третье переиздание «Аудиовизуальных методов обучения» Дейл специально дополнил разделом «Некоторые вероятные заблуждения» (Some Possible Misconceptions), в котором подчеркнул, что его классификация учебных материалов не означает, что конкретные формы обучения эффективнее, чем абстрактные. Как можно понять, его предупреждение не сработало.

Возникает очевидный вопрос: откуда в истории этого мифа вообще возникли проценты? И почему они такие ровные? Даже если бы кто-то действительно провёл исследование, неужели его результаты могли бы быть такими идеальными? Это всё ещё остаётся загадкой.

Почему теория «пирамиды обучения» несостоятельна

Как минимум она не универсальна и не применима к абсолютно любому материалу, и тому есть реальные доказательства.

В статье «Что делать с ухудшающимися оценками по математике в Канаде» (What to Do about Canada’s Declining Math Scores) доцент Университета Виннипега Анна Стокк вывела важную закономерность. Она отметила, что в период с 2003 по 2012 год практически во всех провинциях Канады отмечено резкое снижение баллов учащихся в тестах по математике, которые школьники сдают после восьмого класса. Этот общенациональный спад совпал по времени с переходом школ на учебные программы, основанные на идее «опытного пути».

Согласно этой концепции, ученики должны сами находить ответы, а не получать алгоритмы решений и формулы от преподавателя. Для подобного подхода характерны:

Стокк пришла к выводу, что в случае с математикой дети намного лучше усваивают материал, если сначала им расскажут правила, дадут формулы и объяснят важные принципы, и уже потом начнётся закрепление на практике.

Вопрос об эффективности «пирамиды» также рассматривали учёные Джеймс Лэлли и Роберт Миллер в статье «Пирамида обучения: показывает ли она учителям правильное направление». Они изучили работы, исследующие эффективность разных методов обучения, и пришли к выводу, что каждый из них действенен в определённых условиях и ни один метод не обладает однозначными преимуществами перед другими.

Насколько широко распространился этот миф

Попробуйте ввести в поисковую строку «диаграмма Дейла» или «пирамида Дейла». Вы увидите, как много существует разных вариантов этого мифа. Как мы уже знаем, с момента его зарождения не проводилось эксперимента, который бы подтвердил этот подход. При этом используется идея довольно активно. Если вернуться к анализу уже упомянутого ранее Кена Мастерса, то лишь среди статей по медицинскому образованию, опубликованных в период с сентября 2012 года по апрель 2018-го, была найдена 41 работа с отсылкой к «пирамиде Дейла».

Мастерс также обнаружил, что количество ссылок на пирамиды обучения в медицинской образовательной литературе резко увеличилось по сравнению с периодом до 2012 года. Даже опровержения этой теории порой используются для её поддержки, а исследователи, которые признают недостоверность идеи, всё ещё включают её в свои работы.

Встречается пирамида обучения и в популярной литературе по саморазвитию. Например, в книге про финансовый успех «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты» Роберта Кийосаки и Дональда Трампа есть следующий отрывок:

«В 1969 году в рамках системы просвещения было проведено исследование, которое продемонстрировало эффективность различных типов обучения. На базе материалов исследования был создан „конус обучения“. Из него видно, что наименее продуктивным средством обучения являются чтение и лекции, а наиболее эффективным — практическая работа. Между ними занимают положение методы, имитирующие реальный опыт. Не кажется ли вам парадоксальным, что наша система образования всё ещё использует в процессе обучения главным образом чтение и лекции? И это при том, что „конус обучения“ известен уже с 1969 года!»

Почему людям так нравится «пирамида Дейла»

Компания Metiri Group, занимающаяся аналитикой данных, в 2008 году провела исследование «Мультимодальное обучение с помощью медиа» (Multimodal Learning Through Media), в котором подробно разобрала миф о «пирамиде Дейла».

Исследователи предполагают, что люди, добавляющие к схеме американского педагога проценты усвоения информации, чаще всего пытаются найти простое решение комплексной проблемы. В материале об аудиалах, визуалах и кинестетиках мы уже упоминали, что стремление педагогов найти лучший подход к ученикам совершенно естественно. Это желание подпитывает мифы вроде «пирамиды Дейла», но они при этом только создают приятную иллюзию.

Специалисты Metiri Group приходят к выводу, что не существует идеального решения для всех учащихся и любого преподаваемого материала. В некоторых случаях практические занятия действительно более эффективны, но это вовсе не значит, что они подойдут всем или что человеку всегда будет нужен исключительно «опытный» подход, что бы он ни изучал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *