конышева а в игровой метод в обучении иностранному языку
Игровая форма в преподавании иностранного языка
Рубрика: Общее и прикладное языкознание
Дата публикации: 24.12.2016
Статья просмотрена: 1250 раз
Библиографическое описание:
Казимирова, С. Н. Игровая форма в преподавании иностранного языка / С. Н. Казимирова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2017. — № 1 (5). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/45/1815/ (дата обращения: 19.11.2021).
Статья посвящена роли игровым учебным технологиям в преподавании иностранного языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятии по иностранному языку, а также предоставляемым возможностям интенсифицировать образовательный процесс посредством использования данной технологии.
Ключевые слова: игра, игровые технологии, мотивация, коммуникация
The article is devoted to the role of educational gaming technology in teaching a foreign language. Particular attention is given to the functions of the game in the lesson in a foreign language, and provided opportunities for intensifying the educational process through the use of this technology.
Key words: game, gaming technology, motivation, communication
Социальные, культурные и экономические изменения, протекающие в образовании на рубеже ХХ-ХХI веков, повлекли за собой изменения характера обучения. Переход к ФГОС ВПО третьего поколения содержит требования о применении в обучении интерактивных технологий и методов. В методике преподавания иностранного языка существует широкий спектр способов развития коммуникативной и лингвокультурной компетенции. Целью обучения иностранному языку является не его языковая система, а коммуникация на изучаемом языке. Игровые технологии помогают решать эти задачи.
Определение понятия «игровые педагогические технологии» включает в себя комплекс приёмов и методов организации образовательного процесса в виде игр. Издавна учёные подчёркивали важность игры для развития интеллекта. Так, Платон утверждал, что игра — это одно из полезнейших занятий, а Аристотель считал её источником душевного равновесия, гармонии души и тела. В своём важнейшем труде «Поэтика» он отмечал, что наиболее полезны для развития словесные игры и каламбуры. Игровые технологии сегодня принято считать одной из инновационных образовательных технологий. Вопрос о применении игровых технологий в педагогическом процессе в методике преподавания не нов. Разработкой теории применения игр на занятиях, методологических основ игры, определением её социальной природы, значения для развития обучающегося в отечественной педагогике и психологии занимались А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др. Л. С. Выготский определил игру пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок [цит. по Будакова, 2012, 152]. Д. Б. Эльконин утверждает, что игра выполняет четыре важнейших функции, так как является:
‒ средством развития мотивационно-потребностной сферы;
‒ средством развития умственных действий;
‒ средством развития произвольного поведения [Петричук, 2008, 38].
Роль игр на уроке иностранного языка огромна, так как игра позволяет сделать образовательный процесс более интересным и привлекательным для каждого ученика. Используя игровые технологии на занятиях по иностранному языку, следует соблюдать ряд условий:
‒ игра должна соответствовать учебным, воспитательным и развивающим целям урока;
‒ форму игры необходимо выбирать в соответствии с возрастом учебной аудитории;
‒ при использовании игр на занятии нужно соблюдать умеренность.
Для формирования речевой компетенции особое значение имеет координация целей обучения и коммуникативных потребностей обучающихся. В методике преподавании иностранного языка игровые методы рассматриваются как особая система обучения, отличающаяся от традиционных следующими параметрами:
‒ максимальная активизация обучающихся на уроке;
‒ мобилизация скрытых внутренних резервов личности ученика.
«Активизация обучения, способствующая его интенсификации, обеспечивается за счет специальной организации учебного материала» [Щукин, 2008, 9].
Игра как форма организации урока иностранного языка не только стимулирует процесс коммуникации, но и приближает её к естественному общению. С точки зрения Анатоля Франса, задачей учителя является пробуждение в учениках любопытства. Игры обязаны соответствовать уровню подготовки обучающихся и являться незаменимыми для введения и закрепления того или иного лексического и грамматического материала. С помощью игры целесообразно отрабатывать фонетические навыки, активизировать грамматический и лексический материал, развивать навыки аудирования и устной речи. Благодаря игре можно также снять эмоциональное утомление, мобилизировать умственные усилия обучающися. Игровые технологии развивают организаторские способности, навыки самодисциплины, создают позитивную обстановку на уроках [Никишина, 2007, 69]. Целями игрового обучения школьников являются:
‒ развитие мышления языковыми средствами изучаемого языка;
‒ повышение мотивации к изучению иностранного языка;
‒ обеспечение личностного роста каждого участника игры;
‒ формирование и совершенствование умений вступать в межличностную коммуникацию [Будакова, 2012, 155].
Применение игровых технологий обучения иностранному языку, по мнению О. В. Гавриловой, способствует закреплению в памяти языковых моделей, созданию более ярких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся [Гаврилова, 2008, 7]. Игровые технологии дают студентам возможность действовать в смоделированных учебно-профессиональных ситуациях. Формирование коммуникативных навыков происходит за счёт использования игр, способствующих психологической готовности к речевому общению на иностранном языке, а также удовлетворяют естественную необходимость многократного повторения языкового и речевого материала.
Использование игровых ситуаций на начальном этапе изучения иностранного языка предоставляет возможность сформировать у обучающихся интерес к иностранному языку, а также целенаправленно осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, к тому же, они создают позитивное отношение к изучению языка, стимулирует самостоятельную речевую деятельность обучающихся. Однако игра как форма обучения иностранному языку уместна не только на начальном, но и на последующих этапах обучения. Так, на старшей ступени обучения активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь, увеличивается словарный запас. Ведущим видом речевой деятельности обучающихся становится межличностная коммуникация. Игровые технологии предоставляют возможность ввести новый лексический материал в ситуации общения, тем самым повышая мотивацию к изучению иностранного языка. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Мотивация обучающихся и их интерес являются основным фактором в изучении иностранного языка. Игровой метод обладает огромным обучающим и психотерапевтическим потенциалом, так как игра создаёт умственное напряжение, без которого невозможно активизировать процесс обучения в старшей школе.
Рассмотрим различные классификации учебных игр, которых сегодня в методической литературе существует огромное количество. Типологии игр строятся на основе их целей и задач, форм их проведения, степени сложности, способов организации, количественного состава участников. По целям и задачам обучения учебные игры, которые наиболее часто используют на уроках иностранного языка, принято разделять на аспектные и коммуникативные. Аспектные игры, в свою очередь, делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Языковые игры помогают активизировать деятельность обучающихся на занятиях, а также развивают речевую инициативу. Коммуникативные игры нацелены на формирование компетенций во всех видах речевой деятельности. Каждому виду РД соответствует определённый вид учебной игры, нацеленный на обучение аудированию, монологической и диалогической речи, чтению и письму. По форме проведения принято выделять предметные игры, подвижные игры с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные игры, ролевые игры, игры-соревнования, интеллектуальные игры и т. д. [2, с. 22]. По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие, креативные и т. д. По степени сложности выполняемых действий учебные игры делятся на моноситуационные и полиситуационнные, а по длительности проведения — на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры делятся на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные [Колесникова, 1990, 114].
Учебные игры выполняют ряд функций:
‒ обучающую, так как они способствуют приобретению и формированию компетенций в рамках одной или нескольких учебных тем;
‒ мотивационно-побудительную: стимулируют учебно-воспитательную деятельность посредством положительного воздействия на личность обучающегося — расширения кругозора, развития мышления, и т. д.;
‒ ориентирующую, так как игры учат находить решение в конкретной ситуации и самостоятельно отбирать адекватные вербальные и невербальные средства коммуникации;
‒ компенсаторную, потому что игры приближают учебную деятельность к условиям использования языка в реальной жизни, тем самым компенсируя отсутствие или недостаток речевой практики [Колесникова, 1990,111].
Игровая деятельность обладает постоянной технологической схемой:
Учебные игры, несомненно, помогают преодолеть языковой и психологический барьер. Их использование позволяет концентрироваться на овладении речевыми умениями в процессе ситуации естественного общения [Шарафутдинова, 2005, 46]. Роль игры в ходе занятия и её продолжительность зависит от нескольких факторов, которые необходимо принимать во внимание при планировании урока. К таким факторам относятся уровень подготовки обучающихся, уровень их активной работы, степень сложности изучаемого или контролируемого материала, а также цели и задачи конкретного урока. Опыт использования учебных игр демонстрирует их положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс. Каждый вид игры выполняет определённую функцию и способствует накоплению языкового опыта у ребёнка, закреплению ранее полученных навыков, формированию речевых умений. На наш взгляд, игры активизируют потребность в общении, формируют условия равного речевого партнёрства, сводят на нет психологический барьер между педагогом и обучающимся. Игра как педагогическая технология способствует развитию интеллектуальных способностей учеников, закреплению языковых образов в памяти, предоставляет возможность использовать ранее полученные навыки общения в разных речевых ситуациях. Использование игры в обучении иностранному языку в большой степени облегчает образовательный процесс, делая его доступнее для понимания. Игра делает занятие разнообразнее и увлекательнее. Кроме того, игровые технологии значительно повышают эффективность урока, привлекая учеников к активной коммуникативной деятельности. Игровые формы обучения иностранному языку обеспечивают достижение важнейших образовательных целей:
‒ активизация полученных ранее знаний в другой форме;
‒ развитие анализа, критического мышления, принятия решения, коммуникации;
‒ саморазвитие или развитие благодаря другим участникам.
«Игровые технологии увеличивают количество проработанного на занятии лексического и грамматического материала, обеспечивают его усвоение, повышают качество обучения, формируют умения и навыки адекватного коммуникативного поведения в социально значимых ситуациях межкультурного общения с использованием лингвистических, коммуникативных и социокультурных знаний» [Батраева, 2012, 35]. Как показывает практика, игры помогают не только повысить качество успеваемости и расширить лексический запас обучающихся, но и способствуют развитию личностного и творческого потенциала, развивают самостоятельность. Учебные игры развивают мышление, память, воображение, стимулируют творческие способности. Использование игр на уроках и во внеклассной работе, несомненно, положительно влияет на качество обучения, повышая его эффективность.
Игровой метод обучения иностранным языкам
Игровой метод обучения иностранному языку
К игровым методам относятся методы обучения, в которых идеализируется определенная жизненная ситуация, связанная с интересами и потребностями обучающихся. В педагогической литературе игра определяется как разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс. В игре существуют определенные правила, более конкретизированные для каждого вида игр. В игре человек удовлетворяет инстинкт познания, тренирует свою способность предугадать ту или иную ситуацию, социальные и двигательные навыки, а также может отвлечься от своих повседневных проблем (развлечение).
При обучении иностранным языкам игровые приемы позволяют учителю моделировать ситуации коммуникативного общения, приближенные к реальной действительности. Игра способна активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным и коммуникативным, развить мотивацию [Старкова 2012: 70].
На занятиях по иностранному языку большое распространение получили языковые игры (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и коммуникативные (ролевые, творческие). В ролевых играх учащиеся включаются в моделируемую ситуацию, требующую от них принятия решения на основе анализа данной ситуации. Ролевая игра предусматривает распределение учащихся по ролям и разыгрывание ситуаций общения в соответствии с заданной темой и ролями учащихся [Щукин 2010: 112]. Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между преподавателем и учащимися, который состоит из этапов, предложенных Конышевой А.В. [Конышева 2006: 51]: подготовка ролевой игры (разработка сценария, составление плана, общее описание игры, характерные особенности действующих лиц), ее объяснение (ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели, постановка проблемы, выбор ситуации, работа с пакетом документов, психологическая подготовка участников), проведение (процесс игры) и коллективный анализ и обобщение результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, рекомендации).
Коммуникативные игры нацелены на стимулирование коммуникации на иностранном языке в специально созданных условиях игры. Выбор языковых средств (лексики, грамматики, идиом) и построение высказываний осуществляется самим игроком в соответствии с заданными условиями игры и текущей игровой ситуацией. Учитель акцентирует внимание на умении учащихся решить коммуникативную задачу, а не на правильности речевого высказывания.
Языковые игры, наоборот, нацелены на формирование навыков правильной речи и тренируют определенные языковые навыки (лексику, грамматику, фонетику, орфографию). Правила языковых игр проще, действия игроков более лимитированы, правильные ответы и ходы известны учителю заранее, как в тестах.
Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. 2-е изд. – М.: Филоматис, 2010. – 188с.
Игра как средство обучения иностранному языку
Обоснование положительного влияния использования игровых приемов на уроках английского языка на формирование лексических навыков у учащихся третьего класса. Роль и место лексики в процессе обучения иностранному языку. Потенциал игры в учебном процессе.
Рубрика | Педагогика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.12.2012 |
Размер файла | 66,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
В игре дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Сенсорное развитие ребёнка в игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Таким образом, восприятие младших школьников неустойчиво, но отличается своей эмоциональностью, остротой, внимание еще недостаточно устойчиво, рассеянно, ограничено по объему, непроизвольно. Память также непроизвольна, мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Развитию всех психических процессов в дошкольном возрасте способствовала игра. Деятельность учения, которая в качестве ведущей приходит на смену игровой, поведет развитие детей начальной школы дальше, позволит им овладеть всеми основными сторонами своей психической деятельности. Уровень сформированности лексических навыков будет зависеть от того, насколько учитель учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста и, в частности, как использует игровую деятельность.
2.2 Понятие игра, потенциал игры в учебно-воспитательном процессе
лексика игра иностранный язык
В психологии первая фундаментальная концепция игры была развита немецким философом и психологом К. Гроссом (1899): в игре животных он видел предварительное приспособление («предупражнение») инстинктов к условиям будущей жизни. Это положение хорошо выразил сторонник этой теории В. Штерн, назвав игру «зарей серьезного инстинкта» [19]. По данным К. Гросса, игра возникает у тех животных, у которых инстинктивные формы поведения недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования [3].
До него английский философ Г. Спенсер высказал взгляд на игру как проявление «избытка сил». Согласно этой теории, игра возникает у молодых животных в силу того, что не вся их энергия затрачивается на борьбу за существование; образуется избыточная энергия, которая и находит выход во всевозможных движениях, не имеющих прямого отношения к борьбе за существование. Г. Спенсер дополнил теорию «избытка сил» указаниями на подражание как источник игр и на упражнение как ее функцию [19].
Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно-познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей [11].
Ю.А. Комарова выделяет следующие функции обучающей игры:
— обучающая, т.е. способствует приобретению знаний, а также формированию иноязычных навыков и умений в рамках одной или нескольких учебных тем;
— мотивационно-побудительная, т.е. мотивирует и стимулирует учебно-воспитательную деятельность: оказывает положительное воздействие на личность обучаемого, расширяет его кругозор, развивает мышление, творческую активность;
— ориентирующая, т.е. учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения;
— компенсаторная, т.е. компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни [11].
А.В. Конышева также выделяет функции игровой деятельности, которые немного отличаются от вышесказанных:
— обучающая функция, которая заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, что очень важно для запоминания ЛЕ; развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, то игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности;
— воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также воспитывается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость;
— развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращения урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир, что также способствует запоминанию ЛЕ, повышению эффективности упражнений для формирования лексических навыков, повышает уровень сформированности лексических навыков;
— коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке. Все это приближает выполнение упражнений для формирования лексических навыков к реальным действиям, моделирует их через упражнения;
— психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям;
— развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности [11].
Мы можем заметить, что оба автора, и Ю.А. Комарова, и А.В. Конышева, выделяют такие функции, которые удовлетворяют целям обучения иностранному языку: с помощью игрового метода и приемов реализуется практическая цель, а также обучающая, развивающая и воспитывающая цели.
Место и роль игрового метода и приемов в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр.
После рассмотрения классификаций функций игровой деятельности, следует рассмотреть классификации самих игр. Необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. В настоящее время в философской, психологической, педагогической и методической литературе нет однозначной классификации игр.
Нас же интересуют игры, которые могут применяться в учебно-воспитательном процессе. Так, М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида таких игр: подготовительные, способствующие формированию речевых навыков; творческие, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений [11].
По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые (или аспектные) и на речевые.
Речевые игры нацелены на формирование умения в определенном или определенных видах речевой деятельности. Очевидно, что каждому виду речевой деятельности будет соответствовать определенный вид учебной игры, то есть здесь мы говорим об играх, нацеленных на: обучение аудированию; монологической и диалогической речи; чтению; письму.
Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Важно подчеркнуть, что предложенное деление учебных игр на «аспектные» является в достаточной степени условным, так как в языке аспекты тесно взаимосвязаны; однако та или иная игра имеет доминантную практическую цель, в соответствии с которой выделяется тот или иной тип языковой игры [10].
Итак, чтобы выбрать оптимальные игровые приемы, адекватные поставленным целям, необходимо знать функции и виды игр, проанализировать конкретную ситуацию и только тогда, подобрать соответствующий игровой прием.
Заключение
Рассмотрев психологические особенности детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать в процессе формирования лексических навыков у учащихся, мы можем утверждать, что игровая деятельность способствует развитию ребенка, постепенно ведет к произвольности памяти и внимания, развитию абстрактно-логического мышления. Игру в обучении использовали в Древней Греции, многие зарубежные и отечественные ученые рассматривали теорию игры, утверждали, что она обладает несомненным потенциалом в учебно-воспитательном процессе. Игра как средство обучения на уроках иностранного языка рассматривается в работах К.А. Родкина, М.Ф. Стронина и других ученых.
По целям и задачам обучения на уроках иностранного языка учебные игры, принято классифицировать на языковые, направленные на формирование фонетических, грамматических, лексических умений, и речевые, которые способствуют формированию и развитию навыков устной речи, чтения, аудирования и письма. Игровые приемы в учебно-воспитательном процессе играют важную роль, они способствуют быстрому и прочному усвоению языкового, а в первую очередь лексического, материала.
Анализ учебно-методического комплекта «Enjoy English-1» авторов М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной, Е.А. Ленской позволяет сделать вывод, что учителю предлагается использовать на уроках английского языка различные упражнения и игровые приемы для формирования лексических навыков, а также, рекомендуют использовать дополнительные игровые приемы, которые могут быть включены в тематическое и поурочное планирование
Чтобы доказать влияние игровых приемов на формирование лексических навыков у учащихся, нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. Для выявления уровня сформированности лексических навыков у учащихся были использованы тесты, которые включают действия и операции, входящие в структуру лексического навыка. Для повышения уровня сформированности лексических навыков у учащихся данного класса была проведена целенаправленная работа, то есть на каждом уроке использовались игровые приемы. Нами была разработана часть тематического планирования, включающая игровые приемы, которые были подобраны в соответствии с тематикой уроков.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что повысился уровень сформированности лексических навыков у учащихся данного класса. Следовательно, если учитель использует различные игровые приемы на каждом уроке и проводит их в разных организационных формах, это оказывает положительное влияние на формирование лексических навыков у учащихся 3 класса.
Все это позволило нам составить методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках английского языка в 3 классе с целью формирования лексических навыков:
1) для эффективного формирования лексических навыков у учащихся 3 класса на уроках английского языка необходимо использовать игровые приемы на каждом уроке;
2) для формирования умений по каждой операции, входящей в структуру лексического навыка, необходимо использовать разные игровые приемы. Игровые приемы, формирующие умения составлять словосочетания и предложения не могут быть использованы, если учащиеся еще не знают форм слова и его значения;
3) игровые приемы необходимо проводить в разных организационных формах;
Таким образом, мы теоретически обосновали и опытно-экспериментальным путем доказали положительное влияние использования игровых приемов на уроках английского языка на формирование лексических навыков у учащихся третьего класса.
Список литературы
3. Большая советская энциклопедия. (В 30 томах). [Текст] / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1972 г.