кооперативное обучение это в педагогике определение

Выступление «Технология кооперативного обучения»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Слайд 1: Дорогие коллеги, участники семинара, здравствуйте. За годы работы, как у любого педагога, у меня сформировалась достаточно богатая копилка приёмов, методов, техник эффективного обучения. Это известный всем метод проектов, технология интерактивного обучения, игровые технологии. Я являюсь сторонником активного использования ИКТ в обучении, и с целью повышения своей квалификации в этом направлении постоянно участвую в сетевых консультациях КИРО, осваиваю новые программы и сервисы. Рассказать обо всём за предложенные 7 минут просто невозможно. Поэтому сегодня я бы хотела поговорить с Вами о проблеме, которая мне представляется наиболее актуальной, с которой каждый из нас, я уверена, сталкивается ежедневно.

Слайд 2: Поднимите, пожалуйста, руку, если Вы когда-нибудь являлись свидетелем такой картины. Увы, дети сегодня очень мало общаются реально, всё больше погружаясь в мир интернета, гаджетов, компьютерных игр, в мир виртуального общения. На своих уроках и внеурочных мероприятиях я всё чаще замечаю неспособность ребят, даже хорошо говорящих по-английски, полноценно взаимодействовать, организовать работу внутри учебной группы, уметь договориться и найти общее решение. Это снижает результативность работы, не позволяет создать условия для непосредственного общения.

Слайд 3: А ведь одной из основных моих задач, как учителя иностранного языка, является формирование и развитие коммуникативных навыков, а не только изучение грамматической и лексической составляющих языка. Как же научить коммуникации на иностранном языке, если наши школьники не хотят, а зачастую просто не умеют общаться даже на родном языке?!

Клик: Озвученные мной проблемы нашли отражение в новых образовательных стандартах, которые наряду с предметными результатами подчеркивают актуальность и значимость метапредметных и личностных результатов, ставят перед учителем задачу овладения приемами формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

умение при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

осуществлять действия, направленные на учет позиции партнера по деятельности.

Слайд 4: Таким образом, очевидно сложившееся противоречие между необходимостью осуществлять развитие коммуникативной компетенции средствами ИЯ, и неумением школьников общаться даже средствами родного языка.

Слайд 5: Решение этой проблемы я нахожу в использовании новых технологий, в частности кооперативного обучения, которое дает возможность всем ученикам принять на себя активную роль, включиться в познавательную деятельность в ходе урока, а учителю организовать полноценную образовательную деятельность.

Слайд 6: Тема моего методического семинара – «Кооперативное обучение: эффективные приемы формирования коммуникативных навыков».

Я постараюсь кратко осветить, что означает кооперативное обучение, познакомить Вас с некоторыми приемами, которые позволяют преодолеть пассивность отдельных учеников, включив их в учебную деятельность, тем самым организовать работу по достижению метапредметных результатов.

Клик: С технологией кооперативного обучения я познакомилась во время участия в одном из дистанционных вебинаров, изучая литературу по теме, а так же при использовании данной технологии на своих занятиях. Охотно поделюсь с Вами своим опытом. Но сначала задумайтесь на несколько секунд, уважаемые коллеги, что означает для Вас понятие «кооперативное обучение»?

Слайд 9: Как можно организовать процесс обучения, чтобы все учащиеся принимали активное участие в работе? Для этого у них должна быть личная цель. Прием 1 «Три шага»: Подумай – Поделись с партнером – Представь классу. Этот прием – основа кооперативного обучения. Шаг первый: Подумай! В этой фазе все ученики работают самостоятельно, получают индивидуальные задания. Второй шаг – это обсуждение результатов индивидуальной работы в парах или мини-группах, добавления, исправления, т.е. углубление собственных знаний по вопросу. И только на 3 этапе результаты пары или группы будут представлены всему классу.

Слайд 10: Приём 2 «Мозаика»

1. Выделяются несколько (3-5) аспектов изучаемого материала. Класс разбивается на группы по несколько (3-5) человек. Каждый член группы специализируется на одном из выделенных аспектов (эксперт по данному вопросу).

2. Члены групп расходятся по экспертным группам, каждая из которых концентрируется на одном аспекте изучаемого материала. В экспертную группу входит по одному эксперту от каждой группы.

3. Экспертная группа разрабатывает свой аспект изучаемого материала и готовит по нему сообщение.

4. Эксперты возвращаются в свои группы.

5. Каждый эксперт делает сообщение по своему аспекту изучаемого материала и добивается, чтобы этот аспект усвоили все члены группы.

6. Итоговая проверка освоения материала всеми членами группы и подсчет очков, полученных каждой группой.

Слайд 11: Приём «Слоеный пирог».

Класс делится на малые группы по три человека. Предъявляется текст (письменно, вербально или на видео). Время предъявления информации или чтения текста фиксировано. Далее следует обмен мнениями, записями, выяснение непонятных моментов в группах. Возможно взаимное консультирование групп. После чтения, прослушивания или просмотра новой порции информации повторяются вышеописанные действия внутри групп. Заключительным этапом работы является фронтальное выяснение оставшихся непонятных вопросов.

Сначала обучающимся, разделенным на четверки, дается время для размышления над каким-либо вопросом (Шаг 1 – Подумай!) и записи выводов в свою часть листа. Далее все вчетвером обсуждают проблему и записывают общий вывод в середину листа (Шаг 2 – Поделись!) Затем группа представляет свой результат всему классу. (Шаг 3 – Представь!) Использование некоторых из описанных приёмов я собираюсь продемонстрировать на своём уроке в рамках конкурса.

Слайд 13: Конечно, нельзя утверждать, что кооперативное обучение – панацея от всех учебных проблем. Типичные трудности, с которыми может столкнуться педагог, решивший построить процесс обучения на основе кооперации:

-) попытки отдельных учеников выполнять всю работу в группе, командовать,

-) слабые ученики могут чувствовать себя неуверенно, отказываться от работы,

-) группа может отвлекаться от учебной задачи либо «увязнуть» в ней, не понимая, куда и как двигаться дальше.

Но при систематическом применении данной технологии, при умелой организации и распределении ролей в группах, указанные проблемы решаемы. А одним из главных плюсов данной технологии является раскрепощение учеников. Ведь часто дети просто боятся, что их внезапно спросят. Страх блокирует мыслительную деятельность. При кооперативном обучении все учащиеся будут знать, что у них будет время подумать. (Шаг 1), а потом еще сравнить свой ответ, убедиться в его правильности с партнером. (Шаг 2). Таким образом, это принцип поддерживает и дает уверенность ученику слабому или нерешительному, заставляет его активно мыслить и помогает принять участие в обсуждении. Безопасность и редукция страха – одно из условий успешного кооперативного обучения. Среди других таких условий можно выделить:

Слайд 14: 1. Работа в маленьких группах. (Группа не должна превышать 4х человек. Только максимально в таком составе можно работать, не мешая другим группам и результативно инвестировать свой опыт в работу группы).

Саморегуляция и личная ответственность. (Все учащиеся должны быть готовы представить результаты работы группы и способны активизировать собственную мыслительную деятельность, т.к. каждый должен высказаться при обсуждении внутри группы).

Рефлексия способов индивидуальной и групповой работы. (Если члены группы оценивают так или иначе рабочий процесс, работа в группе будет прогрессировать и учащиеся будут шаг за шагом формировать свои универсальные учебные навыки.)

Слайд 15: Я убеждена, что приемы кооперативного обучения представляют собой новый формат организации учебного процесса и эффективны для формирования коммуникативных УУД. Уважаемые коллеги, если Вам захотелось применять технологии кооперативного обучения на своих уроках, не меняйте сразу полностью структуру своих обычных уроков. Попробуйте применить сначала один понравившейся Вам прием, чтобы разнообразить свой методический репертуар. При планировании урока нужно учитывать, что может понадобиться больше времени для каждой фазы работы учащихся, чем нам кажется. Когда Ваши учащиеся приобретут необходимый опыт, Вы сможете легко использовать приемы кооперативного обучения на разных этапах урока без больших затрат времени, а сами уроки станут более интересными и динамичными.

Слайд 16: Уважаемые коллеги! Подумайте, пожалуйста, и дополните предложение:

После семинара сегодня я бы взял(а) в свой методический багаж…

Я хотел(а) бы больше узнать о…

Познакомиться подробнее с технологией кооперативного обучения, а также с другими технологиями и приёмами, которые я использую в своей деятельности, Вы можете на моём персональном сайте. Если у Вас имеются вопросы, я готова на них ответить.
Кооперативное обучение
PPTX / 1.91 Мб
Буклет
DOCX / 196.84 Кб

Источник

Статья «Технология кооперативного обучения»

кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть фото кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть картинку кооперативное обучение это в педагогике определение. Картинка про кооперативное обучение это в педагогике определение. Фото кооперативное обучение это в педагогике определение

Технологии кооперативного обучения (Cooperative Learning)

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогическая технология. Применительно к педагогическому процессу технологию обучения можно определить как совокупность методов приемов в их логической последовательности, составляющей процесс обучения.

Существует множество различных способов, приемов, которые в совокупности создают целостную, действительно успешную картину.

Приемы данной технологии разработаны Спенсером Каганом в 1980-1990годы.

Кооперативное обучение – это технология обучения в малых группах. Члены большой группы или класса разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них преподавателем.

Каждый из учащихся работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершении работы над ним.

Затем учащиеся обмениваются находками таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без неё задание не будет считаться выполненным (часть важной информации будет потеряна, и другие учащиеся группы ее не получат).

 Numbered Heads Together («пронумерованные головы, работающие вместе»),

 Timed Pair Share (временная кооперация парами),

 Rally Robin (круглый стол)

 Pairs Compare (сравнения парами)

 Kinesthetic Symbols (кинетические символы)

Спенсер Каган считает, что его структуры делают кооперативное обучение простым в применении. Разработанные им приемы кооперативного обучения, не требуют детальной проработки планов, учебных материалов и специальной подготовки. Эти приемы я использую как составную часть уже существующих уроков.

Они не требуют или почти не требуют специальной подготовки, могут быть использованы с любым учебным материалом, но некоторые были разработаны для решения конкретных методических задач. Например, одни структуры регулируют взаимоотношения учащихся, работающих в парах, другие хороши для организации командной работы, третьи организуют работу всего класса. Задача учителя и состоит в том, чтобы понять, какая из структур лучше всего подходит для решения конкретной методической задачи.

Большинство учителей даже не подозревают, что используют постоянно не менее 10-15 структур Кагана. Каждый прием (структура) состоит из нескольких шагов. Приведу пример приема Numbered Heads Together («Пронумерованные головы, работающие вместе») .

Идея этого приема состоит в том, что каждый учащийся получает свой порядковый номер (первый, второй, четвертый), и, работая в группе, разрабатывает свой вариант ответа на вопрос. Когда вся группа выполнит задание, они обмениваются вариантами ответов и обсуждают их. Вот примерные шаги использования этой структуры:

 Присваиваю каждому учащемуся в группе номер от 1 до 4.

 Объявляю проблему или вопрос (например: «Откуда растения берут энергию?»)

 Все учащиеся в группе готовят ответ на этот вопрос и вместе обсуждают варианты. Вся команда должна быть уверена, что любой ее участник может ответить на этот вопрос.

 Случайным образом (по жребию, например) вызываю к доске номера от 1 до 4 из каждой группы, например, №2.

 Учащийся, чей номер выпал, пишет ответ на доске от всей команды. Команда не может ему помогать в данный момент. Если учащийся не слушал своих товарищей во время обсуждения, то возможно ответ будет неверный.

 Когда все вызванные учащиеся готовы, они одновременно переворачивают лист с написанным на нем вариантом ответа, и показывают его классу. Учитель проверяет правильность ответа.

Группирую учащихся парами по какому-либо очень специфическому критерию, например; те, кто болел или получил за самостоятельную работу неудовлетворительную оценку. Затем такие пары получают задание, например:

 партнер №1 имеет две минуты, чтобы объяснить партнеру №2, материал прошлого урока,

 партнер №2 должен задать дополнительные вопросы по объясняемой теме, прежде, чем учитель перейдет к основной теме урока,

Время на обсуждение ограничено. После обсуждения учитель переходит к основной части урока. Деятельность в рамках этого приема структурирует деятельность учащихся и обеспечивает равные возможности участия в процессе всех учащихся.

Все эти приемы и методы позволили мне добиться следующих результатов:

Источник

Кооперативное обучение

кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть фото кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть картинку кооперативное обучение это в педагогике определение. Картинка про кооперативное обучение это в педагогике определение. Фото кооперативное обучение это в педагогике определение кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть фото кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть картинку кооперативное обучение это в педагогике определение. Картинка про кооперативное обучение это в педагогике определение. Фото кооперативное обучение это в педагогике определение кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть фото кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть картинку кооперативное обучение это в педагогике определение. Картинка про кооперативное обучение это в педагогике определение. Фото кооперативное обучение это в педагогике определение кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть фото кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть картинку кооперативное обучение это в педагогике определение. Картинка про кооперативное обучение это в педагогике определение. Фото кооперативное обучение это в педагогике определение

кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть фото кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть картинку кооперативное обучение это в педагогике определение. Картинка про кооперативное обучение это в педагогике определение. Фото кооперативное обучение это в педагогике определение

кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть фото кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть картинку кооперативное обучение это в педагогике определение. Картинка про кооперативное обучение это в педагогике определение. Фото кооперативное обучение это в педагогике определение

Кооперативное учение или кооперативное обучение (нем. kooperatives lernen) – метод обучения, предполагающий сотрудничество обучающихся в группах. При таком подходе студенты достигают успехов в учении, лишь взаимодействуя друг с другом.

При использовании методов кооперативного обучения студенты сталкиваются с необходимостью вербализации своих мыслей и аргументацией своих высказываний. Они учатся смотреть на поставленную проблему с других точек зрения, часто расходящихся с их собственными.

Кооперативное обучение – это тщательно структурированная учебно-познавательная деятельность, где обучающиеся несут личную ответственность за индивидуальный вклад, участие и обучение. Студенты также обеспечиваются стимулом для работы в команде и взаимообучения.

Критерии успешного кооперативного обучения

Выделяют пять основных критериев успешного кооперативного обучения:

1) позитивная зависимость. Успех каждого студента зависит от добросовестности других обучающихся. Обучающиеся учатся взаимной ответственности и работе в команде;

2) прямая поддержка. Студенты поддерживают друг друга непосредственно. Они обмениваются мнениями, источниками и материалами, дают оценку проделанной работе друг друга с целью получения совместного результата работы. Они разъясняют друг другу новый материал и помогают устранять пробелы в знаниях;

3) ответственность. Каждый студент участвует в работе группы и вносит свой вклад в работу над заданной проблемой. Каждый участник несёт ответственность за результат групповой деятельности. Каждый участник выполняет посильную ему работу, старается вникнуть в суть вопроса и умеет разъяснить его другим обучающимся;

4) социальная компетентность. Студенты учатся взаимному доверию и уважению. Учатся чётко и ясно выражать свои мысли при коммуникациях и разрешать возникающие противоречия и конфликты;

5) собственная оценка. Студенты учатся оценивать собственный вклад в успех групповой работы, а также оценивать совместную работу группы с точки зрения используемых методов работы и выделять причины неудач.

Кооперация в обучении

Кооперация– это совместная работа, нацеленная на выполнение общей задачи. В рамках кооперативной деятельности члены группы стремятся к результатам, которые были бы выгодны и полезны как лично каждому, так и всей группе в целом.

Кооперативное обучение – это структурированная учебно-познавательная деятельность малых групп, члены которых работают совместно (кооперируются), для достижения максимальной эффективности обучения. Идея кооперативного обучения проста. Педагог дает задание, после чего вся аудитория делится на малые группы. Они работают над заданием до тех пор, пока все члены группы не выполнят поставленные задачи. Совместные усилия приводят к тому, что все участники процесса стремятся к:

Ÿ взаимовыгодному сотрудничеству, чтобы каждый выигрывал от успехов другого (Твой успех приносит пользу мне, а мой – тебе);

Ÿ признанию того, что все члены группы разделяют одну судьбу (Мы все тонем или плывем в одной лодке);

Ÿ знанию, что деятельность каждого есть результат деятельности одного и всех вместе (Мы не сможем сделать этого без тебя);

Ÿ чувству гордости и совместного триумфа, когда один член группы добивается успехов (Мы поздравляем тебя с успешным выполнением задания!).

В ситуации кооперативного обучения присутствует позитивная взаимозависимость целевых достижений обучающихся. Студенты при этом понимают, что они могут достигнуть своих целей только если другие члены группы также достигнут своих целей. Цель кооперативного обучения – сделать каждого члена команды успешнее и сильнее, как личность. Индивидуальная ответственность – ключ к уверенности в том, что каждый член команды обучается именно благодаря совместным усилиям, кооперации всей команды. Одним из самых главных элементов кооперативного обучения – это оценка результатов обучения с использованием как группового, так и индивидуального оценивания.

Источник

Статья на тему: «Кооперативное обучение»

кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть фото кооперативное обучение это в педагогике определение. Смотреть картинку кооперативное обучение это в педагогике определение. Картинка про кооперативное обучение это в педагогике определение. Фото кооперативное обучение это в педагогике определение

Кооперативное обучение – это тщательно структурированная учебная деятельность, где учащиеся несут личную ответственность за индивидуальный вклад, участие и обучение. Учащиеся также обеспечиваются стимулом для работы в команде и взаимообучения.

Неформальные группы кооперативного обучения – это временные учебные группы, которые создаются на период от нескольких минут до времени целого занятия. Они создаются для того, чтобы акцентировать внимание учащихся на материале, подлежащему изучению; для создания настроения, атмосферы, способствующей обучению, чтобы помочь организовать учебный материал и для того, чтобы учитель убедился, что учащиеся осознанно работают над материалом и пр. Эти группы часто организуются для проведения дискуссий до или перед лекцией преподавателя, или чередуя лекции и дискуссии. Неформальные группы создаются, чтобы противостоять основной проблеме лекций: «Информация проходит путь от записей лектора к записям студентов, минуя сознание обоих».

Базовые группы кооперативного обучения – это долгосрочные ученические коллективы, основная задача которых – обеспечить поддержку, ободрение (поощрение) и помощь, в которой нуждается учащийся для достижения академических успехов. Базовые группы олицетворяют необходимую к выполнению работу и академический опыт. Состав этих групп остается таким же в течение целого курса ил даже дольше. Члены группы обмениваются телефонными номерами и личной информацией о расписании друг друга, так как иногда они встречаются и вне занятий. Если у студента возник вопрос или идея, он может обсудить ее со своими коллегами по группе. Базовые группы обычно используют общие папки для обмена информацией по курсу.

Формальные группы кооперативного обучения – более структурированы, чем неформальные, их состав не меняется в течение более длительного периода, им даются более сложные задания.

Основными характеристиками кооперативного обучения являются:

1. Позитивная взаимная зависимость (positive interdependence): Члены команды обязаны полагаться друг на друга, чтобы достичь своей цели.

3. Навыки работы в команде (appropriate collaborative skills): учащиеся стимулируются и мотивируются развивать следующие умения и навыки: строить взаимодоверие, руководить действиями других (лидерство), принимать решения, общаться и улаживать конфликты.

4. Командное взаимодействие (group processing): члены группы вместе формулируют цели для всей группы, периодически оценивают работу всей команды и определяют недостатки в командной работе для того, чтобы в будущем функционировать еще лучше.

5. Разнородность группы (heterogeneous groups): Каждый выигрывает от того, что работает с отличными от него самого людьми в группе.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам конструировать свои знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы. Что же на выходе?

Исследования показывают, что методы кооперативного обучения имеют ряд преимуществ для формирования ряда умений, навыков, а также компетентностей, необходимых выпускнику школ для того, чтобы найти свое место в современном обществе:

 Более высокие академические достижения

 Более продуманные решения и аргументированные доводы, более глубокое понимание и развитое критическое мышление

 Более высокая мотивация к познанию в целом и к образованию в частности

 Развитая способность посмотреть на ситуацию с разных сторон

 Более позитивные, понимающие и принимающий взаимоотношения в партнерами, независимо от религиозной, национальной или социальной принадлежности

Источник

Кооперативное обучение

Связанные понятия

Репетитор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования.

На сегодняшний момент оценивание стало на Западе неотъемлемой частью эффективной реализации программ и проектов в той или иной отрасли (секторе). Спрос на специалистов высокого уровня в данной области растет с каждым годом. Поэтому неудивительно, что с каждым годом увеличивается и количество программ и курсов, так или иначе затрагивающих данную предметную область. К настоящему времени кристаллизовались пять основных видов подготовки специалистов по оцениванию.

В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *