копирование как метод обучения в художественной школе
Методически доклад на тему «Копирование как метод обучения на уроках живописи»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Ленского района»
«Копирование на уроке живопись».
Преподаватель МБУ ДО
«ДШИ Ленского района»
Обучение рисованию начали проводить в специальных учебных заведениях открывшихся в конце XVI века.
XVII век в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой педагогической системы — академической. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений —художественных школ.
Обучение рисованию в художественной школе начиналось с копирования образцов, причем образцы подбирались самые лучшие (имелись в виду произведения великих художников), «формы для выполнения были самыми совершенными». Тогда копирование было практически единственным методом обучения рисованию.
Позже художественные школы стал иметь возможность привлекать к педагогической работе специалистов узкого профиля — рисовальщиков для ведения класса рисунка, живописцев, скульпторов, методистов по отдельным научным дисциплинам. Особенно много было сделано в области методики обучения рисунку, живописи, композиции. Преподаватели школ, прежде всего, думали о том, как усовершенствовать методику, как облегчить и сократить ученикам процесс усвоения учебного материала. Методика обучения и воспитания должна строиться на научных основах, утверждали они; искусство, успех художника — это не дар божий, а результат научного познания и серьезного труда.
Копирование работ великих мастеров имеет уже не ведущую роль, но вносит большой вклад в развитие умений и навыков учеников. В наше время в программе художественных учебных заведений имеет место быть копирование.
Я, как и многие преподаватели образовательных учреждений являюсь противником срисовывания, особенно когда речь идет о творческих работах и дети должны продумать самостоятельно свою композицию и все ее элементы. Зачастую дети хотят облегчить себе работу и срисовать. Поэтому на уроках, где основной целью является разработка композиции, детям только показываем примеры работ (без вывешивания на доску) или же вообще не показываются готовые работы, а ограничиваемся некоторыми элементами.
Наша задача научить детей не только практическим навыкам. Но и развивать их фантазию, воображение, мышление, внимание, память. Мы не можем строить обучение изобразительному искусству, опираясь только на один метод или педагогический принцип. Объясняя детям разные темы, задавая задачи разной направленности и сложности, мы применяем различные методики. Смена видов деятельности учащегося, приемов обучения педагогом только наполняют процесс обучения, делают его интересным для детей.
В зависимости от поставленных цели и задач, преподаватель может вынести определенную пользу из такого занятия как копирование.
По этому мое мнение – копирование не может навредить процессу развития маленького художника, если только ее применять умеренно, сопоставлять цели урока и виды деятельности. И конечно же не стоит путать понятия «копирование» и «срисовывание» с которым мы вместе боремся.
Рис. 1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Копирование техники живописцев как метод обучения основам колористической живописи
Копирование техники живописцев как метод обучения основам колористической живописи
В среде художников существует поговорка: «Рисунку можно научить, но колористом нужно родиться». Прочувствовать и подчинить себе цвет, мастерски делая его одновременно и полноправным героем картины, и верным вспомогательным средством для передачи своей идеи, способен далеко не каждый живописец, не говоря уже о ребенке. Важнейшим элементом художественной формы, который служит образному содержанию произведения искусства, является колорит. Колорит в живописи — это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой, строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности».
В произведениях Тициана и Веронезе, Рембрандта и Рубенса, русских художников В.Сурикова, В.Серова, К.Коровина, М.Врубеля, П.Кончаловс-кого, А.Лентулова и многих других активно используется колорит для выражения художественно-образного содержания творческого замысла. Известный армянский художник Мартирос Сарьян говорил, что живописец выражает мир и свое отношение к миру прежде всего в цвете.
Теория колорита претерпевала значительные изменения с развитием теории, истории и практики искусства. В XIX веке Гегель дал определение колорита по отношению к валерной живописи. Сущность колорита, по его словам, «заключается в употреблении всех красок так, чтобы обнаружилась независимая от объекта игра отражений, составляющая вершину колорита; взаимопроникновение цветов, отражение рефлексов, которые переливаются в другие отражения и носят столь тонкий, мимолетный и духовный характер, что здесь начинается переход в музыку».
Стоит также отличать понятия «колорит» и «колоризм». Так же, как любую картину, написанную красками, мы относим к живописи, но далеко не каждую работу назовем живописной, так и колорит присутствует у каждой картины, но колоризм – свойство особое.
В начале XX века немецкий исследователь Э.Утитц классифицировал разнообразные формы использования цвета как средства художественной выразительности и выделил три основных типа организации колорита в изобразительном искусстве — полихромию, гармонию и колоризм.
Полихромия, по мнению Утитца, сводится к раскраске и применяется в скульптуре, архитектуре, орнаменте, плакате. Гармония применяется в тех
видах искусства, где необходима созвучность цветов, которая придает художественному произведению определенное настроение и влияет на содержание. Колоризм как принцип организации цветового строя, по мнению Утитца, возможен только при подражании натуре, присущ только живописи и редко применяется в декоративно-прикладном искусстве.
Каждый педагог в своей практике сталкивался с рядом проблем при обучении детей живописи. В моей практике наиболее частыми проблемами являются неумение подбирать цветовые сочетания, отсутствие целостности в цветовом и тональном строе работы, скованность. Требуется приложить немалые усилия, чтобы ребенок все-таки почувствовал цвет, раскрепостился и, самое главное, полюбил живопись и начал получать удовольствие от смешивания красок и получения новых оттенков. Смешать самостоятельно новый цвет – это всегда большое открытие для ребенка. При помощи обычных методов обучения не всегда можно добиться нужного результата. В таких случаях я обращаюсь к методу копирования мастеров живописи.
Копирование предусматривает изучение техники и технологии живописи, профессиональных приемов мастерства на классических образах русского западноевропейского искусства. При копировании художник получает навыки профессиональной культуры и ремесла, отсутствие которых, как правило, приводит к плохой сохранности его собственных произведений.
Копирование наряду с постижением художественной и духовной ценности произведения позволяет познать структурные, технологические, стилевые особенности художественной школы. Умение сделать хорошие копии – критерий мастерства художника, нужно знать все об «организме» картины.
Цель копирования – точно повторить процесс работы данного мастера, который становится как бы учителем для студента.
Конечно, педагог задается вопросами: нужно ли это, полезно ли, как и кого стоит копировать. При помощи копирования можно понять композицию произведения, найти композиционные оси, диагонали, треугольники, композиционный центр, его место и роль, понять строение и ритм, убедиться в гармонии и целостности решения, или опровергнуть его.
При помощи копирования можно изучить манеру любимого художника и технические приемы. Это является наиболее распространенной целью. Иногда копируют наиболее интересный, понравившийся фрагмент произведения, или в процессе уходят так далеко от оригинала, что копии превращаются в интерпретации. В этом случае стоит проанализировать, что нам так понравилось, и почему, а от чего мы ушли, и тоже почему. Так же этот метод мне кажется полезным для обучения детей еще и потому, что можно совместить объяснение каких-то важных тем и увлекательное путешествие по миру истории искусств. Ведь маленькому живописцу так трудно понять такие сложные термины как «рефлекс» и «колорит», но при копировании они справляются с этим играючи.
Мы выполняли копии работ известных мастеров живописи с целью копирования техники. Данная работа проводится в два этапа. На первом этапе учащийся выбирает для себя наиболее понравившегося художника из предложенных, изучает несколько его работ, сравнивает их между собой, а так же находит общую черту, манеру исполнения. Конечно, чтобы увидеть особенность в технике одного художника необходимо проанализировать и других мастеров, найти различия и понять, чем один художник отличается от другого. Следует отметить, что вопреки опасениям, дети справляются с этой задачей довольно быстро.
Второй этап работы на мой взгляд является наиболее трудным, так как учащимся нужно написать натюрморт с натуры, но применив технику своего художника. Другими словами, если ученик делал копию работы «Звездная ночь» ВанГога, то и натюрморт он пишет так, как бы его написал великий художник. К сожалению, в этой четверти мы не успели дойти до второй части этого задания, но уже на этом этапе я могу с уверенностью сказать, что метод копирования положительно повлиял на учащихся. Появилась смелость, способность видеть большие тоновые и цветовые пятна, работать крупной кистью и идти от крупного к мелкому, от дальнего к ближнему, что несомненно положительно сказывается на их живописных способностях.
Копируя мастера, художник пытается понять и освоить художественные приемы, технические нюансы, способы создания цветовой гармонии, а затем, по возможности, использовать этот опыт в своей практике. Копирование работ выдающихся мастеров развивает профессиональное видение, природные способности, открывает секреты технического мастерства. Выполненная от начала до конца сложная работа позволяет пережить чувства глубокого удовлетворения, когда автор может сравнить свое творение с широко известным образцом.
Ссылки на источники
Выступление по теме: «Копирование великих художников или зачем делать копии»
Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме: «Копирование великих художников или зачем делать копии»»
Кажется, что дискуссия о том, хорошо ли копировать при рисовании или нет, никогда не прекратится. Некоторые говорят копировать нельзя, другие говорят, что это нужно делать. Знаете ли вы, что в старой школе искусств, где «выращивали» новых художников, все делали это, хотя бы для того, чтобы перенять стиль своих учителей, чтобы стать, если не хорошими художниками, то хорошими подмастерьями. Первый год новые ученики проводили, постоянно копируя работы учителей, что преподносилось как хорошая практика.
Почему же копирование было хорошей практикой?
Так что же насчет копирования работ?
Мы можем посмотреть на этот процесс таким же образом? По всему выходит, что можем. На самом деле, мы должны копировать. Все художественные школы должны поощрять копирование, как это было в старые времена. В этом есть логика и для этого есть причина.
Ученик или художник-подражатель немного похож на новорожденного ребенка. У них нет навыков, поэтому нужно их развивать.
По мнению многих опытных художников, копирование является обязательным для всех будущих мастеров живописи. Никто не говорит, что мы должны стать рабами копирования, но на ранних этапах обучения рисованию мы должны копировать работы мастеров, пока не выработаем степень понимания того, как были сделаны эти рисунки, как использовались линии, как добивались наилучшего эффекта, как создавались тона и так далее.
Многие художники копировали в свое время и вряд ли они этого стесняются. Копирование помогло им развить навыки рисования, и даже сейчас, после многих лет им все еще не вредно будет копировать, например, для того, чтобы изучить конкретный стиль.
Мы поговорим о том, зачем копировать картины.
Копирование картины – это всегда учёба, приобретение новых знаний, повторение творческих достижений, техники и технологии копируемого живописца. Тут не нужно самому компоновать лист, расставлять акценты и т.д., тут нужно внимательно и аккуратно копировать мастерские решения автора картины, запоминая приемы.
Рассмотрим на примерах, что же именно можно копировать с тех или иных работ. Первая картина — оригинал, вторая — копия.
.Копии можно делать с разными целями, например:
1. Анализ композиции. Для тех, кто привык думать с карандашом в руке.
Иногда хочется понять композицию произведения, тогда можно, не углубляясь в подробности,
найти композиционные оси, диагонали, треугольники, композиционный центр, его место и роль,
понять строение и ритм, убедиться в гармонии и целостности решения, или опровергнуть его.
выполняя копии живописных работ в виде коллажа, получается очень интересный результат.
2. Изучение манеры любимого художника, технических приемов.
Более распространенная цель. Позитивным является копирование с мыслью, как это было сделано и почему именно так. Но самое интересное, что «также» никогда не получится, ведь все мы разные и обращаем внимание на разные вещи, по-иному ставим акценты. Поэтому иногда копируют наиболее интересный, понравившийся фрагмент произведения, или в процессе уходят так далеко от оригинала, что копии превращаются в интерпретации. Не думаю, что стоит себя ругать за несходства (вообще ругать себя в процессе обучения не стоит, это сильно тормозит процесс), но стоит проанализировать, что нам так понравилось, и почему, а от чего мы ушли, и тоже почему.
3. «Шпаргалка от мастера».
Если у вас есть какая-то задача, с которой пока тяжело справиться,
то можно посмотреть, как решали эту же задачу мастера на протяжении веков.
Например, мне кажется полезным покопировать руки и головы Леонардо да Винчи или Дюрера:посмотреть пропорции, светотеневую моделировку, направление штрихов.
4. Обучение по примерам. Если вспомнить Академию Художеств XVIII века,
то обучение там во многом строилось на копировании с оригиналов.
Но иногда нужно что-то объяснить, и без примера не обойтись. Например, в дождливый день не попав на пленэр,мы изучали планы и световоздушную перспективу на примере Айвазовского:
И.К.Айвазовский. Лунная ночь. Окрестности Ялты. 1863. | Копия, пастель. Мария (летние пленэры, 2011).
Еще этот метод мне кажется полезным для обучения детей, когда можно совместить объяснение каких-то важных тем и увлекательное путешествие по миру истории искусств.
По своему опыту преподавания детям помню, как трудно маленькому живописцу понять такие сложные и абстрактные понятия, как колорит или рефлекс, но при копировании с ними справляются играючи.
7) Наведение или копирование само по себе полезно для здоровья. Такая монотонная работа, успокаивает и расслабляет сознание через движение тела, моторику рук и пальцев.
И еще один интересный момент дать упражнение копирования в перевернутом виде. По заданию нужно перевернуть оригинал
и копировать его именно так, концентрируясь на направлениях и пересечениях линий.
По ее теории правополушарного рисования, мозг в таком случае не узнает знакомых предметов и не предлагает условное иконографическое обозначение для этих предметов,то есть если при прямом копировании у взрослого человека, до этого не рисовавшего со времен детства глаз будет похож на «рыбку», то при перевернутом будут более реалистичные очертания век.
Это действительно может воодушевить, но такие вещи я больше отношу к области психологии восприятия, а не обучения рисунку.
Метод можно взять на заметку, если вдруг придется копировать что-то сложное.
Во время обучения рисованию, копирование помогает добиться успеха быстро и просто. Копирование совершенствует технику рисования, помогает намешивать нужные цветовые оттенки и передавать объём и форму в рисунке реалистично
Изучение и копирование работ великих мастеров помогает совершенствованию мастерства, воспитывает эстетический вкус, обогащает общую художественную культуру.
Методический доклад на тему «Копирование в ДХШ»
Муниципальное бюджетное е учреждение
«Детская школа искусств» г. Шимановска
Разработала: преподаватель Куховар Светлана Юрьевна
XVII век в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой педагогической системы — академической. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений — академий художеств и художественных школ.
Обучение рисованию в художественной школе начиналось с копирования образцов, причем образцы должны подбираться самые лучшие (имелись в виду произведения великих художников), «формы для выполнения должны быть самыми совершенными». Тогда копирование было практически единственным методом обучения рисованию.
Позже государственные академии художеств стали иметь возможность привлекать к педагогической работе специалистов узкого профиля — рисовальщиков для ведения класса рисунка, живописцев, скульпторов, методистов по отдельным научным дисциплинам. Эффективность академической системы художественного образования и воспитания стала очевидной, а ее метод научного подхода к искусству доказывал правильность взятого направления в обучении.
Особенно много было сделано академиями в области методики обучения рисунку, живописи, композиции. Преподаватели академий, прежде всего, думали о том, как усовершенствовать методику, как облегчить и сократить ученикам процесс усвоения учебного материала. Методика обучения и воспитания должна строиться на научных основах, утверждали они; искусство, успех художника — это не дар божий, а результат научного познания и серьезного труда.
Эффективность академической системы преподавания заключалась в том, что обучение искусствам проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей. Исследуя историю методов преподавания рисования, мы видим, что в академиях была четкая и строгая система обучения, стремление просветить и возвысить чувства художника.
Копирование работ великих мастеров имеет уже не ведущую роль, но вносит большой вклад в развитие умений и навыков учеников. В наше время в программе академий художеств и других художественных учебных заведений имеет место быть копирование.
В художественных школах копированием занимаются мало, потому что среди педагогов и методистов происходит спор о том, приносит ли пользу копирование или же это занятие только вредит начинающему художнику.
Я, как и многие преподаватели образовательных учреждений являюсь ярым противником срисовывания, особенно когда речь идет о творческих работах и дети должны продумать самостоятельно свою композицию и все ее элементы. Зачастую дети хотят облегчить себе работу и срисовать. Поэтому на уроках, где основной целью является разработка композиции, детям только показываем примеры работ (без вывешивания на доску) или же вообще не показываются готовые работы, а ограничиваемся некоторыми элементами.
Наша задача научить детей не только практическим навыкам. Но и развивать их фантазию, воображение, мышление, внимание, память. Мы не можем строить обучение изобразительному искусству, опираясь только на один метод или педагогический принцип. Объясняя детям разные темы, задавая задачи разной направленности и сложности, мы применяем различные методики. Смена видов деятельности учащегося, приемов обучения педагогом только наполняют процесс обучения, делают его интересным для детей.
В зависимости от поставленных цели и задач, преподаватель может вынести определенную пользу из такого занятия как копирование.
Приведу пример из собственной практики: на уроке основ цветоведения в 1 классе, в начале 1 четверти при изучении основных и составных цветов
дети выполняют копию с рисунка, выполненного учителем – на листе изображены кляксы разных цветов и размеров – задача детей нарисовать кляксы такой же формы и написать их, используя только краски основных цветов. Основная цель на этом уроке: дети запоминают основные цвета, учатся смешивать составные цвета, развивается глазомер (при рисовании форм ребенок сравнивает, какая клякса больше, какая более круглая и т.д.) Конечно, эта работа далека от классического копирования, но это лишь начало. Во втором классе дети выполняют подобную работу, но оригиналом для них служит лист, полностью заполненный цветовыми пятнами. В этой работе они научатся не только находить нужный цвет и замес, но и выполнять градации там, где они нужны и оставлять чистые мазки при необходимости. В 4 классе дети пытаются копировать несложный этюд (акварель, гуашь). Хотя в акварели сделать копию очень сложно, материал очень пластичный и у всех работы получаются разные. На таком занятии происходит развитие глазомера и практических навыков, начинают лучше понимать азы живописной передачи формы и светотени. А в 5 классе мы с детьми разрезали репродукцию знаменитой абстрактной картины, каждый ученик получил свой фрагмент и попытался скопировать его как можно точнее в масштабе 1:1, затем мы вновь соединили уже кусочки копий и получили интересную картину – сразу видно кто как видит и правильно подбирает цвет, чувствует колорит. Такая работа так же направлена на развитие живописных навыков, она интересна детям, разбавляет полезную, но монотонную работу с натуры.
Поэтому мое мнение – копирование не может навредить процессу развития маленького художника, если только ее применять в умеренно, сопоставлять цели урока и виды деятельности. И конечно не стоит путать понятия «копирование» и «срисовывание», с которым мы вместе боремся.
Копирование: Должно ли оно быть частью учебного процесса?
Искусство — это непрерывный процесс обучения, и копирование должно быть частью этого обучения
Кажется, что дискуссия о том, хорошо ли копировать при рисовании или нет, никогда не прекратится. Некоторые говорят копировать нельзя, другие говорят, что это нужно делать. Знаете ли вы, что в старой школе искусств, где «выращивали» новых художников, все делали это, хотя бы для того, чтобы перенять стиль своих учителей, чтобы стать, если не хорошими художниками, то хорошими подмастерьями. Первый год новые ученики проводили, постоянно копируя работы учителей, что преподносилось как хорошая практика.
Почему же копирование было хорошей практикой?
Ну, в жизни мы все учимся, копируя. Например, мы копируем поведение наших родителей и, в какой-то мере, мы становимся похожими на них. Мы учимся говорить на их языке, наследуем их манерность, развиваем схожие модели поведения и так далее. Копировать то, что мы делаем есть то, как растут дети. Разум ребенка — это чистый холст. На момент рождения мы ничего не знаем о жизни, о языке, еде, парфюмерии, прогулках, поведении и т. д. Именно в те ранние годы, когда мы пребываем в младенчестве, а затем и в детстве, мы перенимаем все навыки, которые нам нужны для жизни, копируя наших родителей. Тот же самый процесс встречается также и в животном мире. Поэтому копирование — это естественный учебный процесс. Мы стараемся подражать нашим учителям жизненных навыков.
Так что же насчет копирования работ?
Мы можем посмотреть на этот процесс таким же образом? По всему выходит, что можем. На самом деле, мы должны копировать. Все художественные школы, ателье и онлайн-репетиторы должны поощрять копирование, как это было в старые времена. В этом есть логика и для этого есть причина.
Молодой студент или художник-подражатель немного похож на новорожденного ребенка. У них нет навыков, поэтому нужно их развивать. В художественной школе в наши дни не очень учат именно рисованию, преподаватели просто позволяют студентам заниматься своим делом, а потом смотрят, что у них получилось. Иногда кажется, что современное искусство сошло с ума. Только представьте, что будет, если наших детей никогда не будут учить поведению. Превратятся ли они в дикую группу людей, которые не имеют никакого сходства с их учителями жизни — их родителями?
По мнению многих опытных художников, копирование является обязательным для всех будущих мастеров живописи. Никто не говорит, что мы должны стать рабами копирования, но на ранних этапах обучения рисованию мы должны копировать работы мастеров, пока не выработаем степень понимания того, как были сделаны эти рисунки, как использовались линии, как добивались наилучшего эффекта, как создавались тона и так далее.
Многие художники копировали в свое время и вряд ли они этого стесняются. Копирование помогло им развить навыки рисования, и даже сейчас, после многих лет им все еще не вредно будет копировать, например, для того, чтобы изучить конкретный стиль. Искусство — это непрерывный процесс обучения, и копирование должно быть частью этого обучения.