копия туринской плащаницы в сретенском монастыре
Туринская Плащаница в Сретенском монастыре
Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.
Вот как повествует об этом Евангелие от Марка: Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело Господа со креста, обвил плащаницею и положил во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень ко двери гроба.
На третий день, уже после Воскресения, ученики Спасителя, войдя во гроб, которым служила небольшая пещера, увидели одни пелены лежащие. Эти пелены и есть Плащаница. Плащаница стала святыней для учеников Христа. Затем долгое время Плащаница хранилась в Константинополе, а после крестовых походов была вывезена в Западную Европу и вот уже шесть веков находится в итальянском городе Турин, по которому и получила свое название «Туринская».
На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивительный лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и на ногах следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.
Само изображение нечеткое, как бы размытое. Секрет этого был раскрыт неожиданно в 1889 году. Тогда Плащаницу впервые сфотографировали. И каково же было удивление фотографа, когда на стеклянном негативе проявилось четкое, совершенно поразительное изображение Христа. С этого дня начинается особый, научный этап исследований Плащаницы. Ученые со всего мира принимали участие в этих исследованиях, которые приносили им не только профессиональное удовлетворение: Плащаница поистине стала для тысяч современных ученых «пятым евангелием», приводящим сомневающихся к твердой и глубокой вере. Она являет собой как бы послание к нам, запечатанный свиток, который мы только начинаем приоткрывать.
В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит», сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели специальные металлические окончания, – как было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они приходились по всей спине, груди и по ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу.
Плащаница свидетельствует не только о распятии Иисуса Христа, но и о Его воскресении. В запечатанной пещере с Ним была лишь Плащаница, и поэтому то, как произошло воскресение Господа, «видела» она одна.
На Плащанице ученые не обнаружили красящих веществ. Отсюда был сделан вывод, что изображение на ткани подобно изображению на фотонегативе и что оно могло появиться при воздействии очень сильного потока света, когда обычная ткань сама становится как бы негативом. Но никто, даже в условиях современных лабораторий, не смог воспроизвести ничего подобного изображению на Плащанице. Некоторые ученые утверждают, что для получения такого изображения необходим больший поток света внутри Плащаницы, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом ткань должна быть сохранена. Такой свет мог воссиять в момент воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных Светлому Христову Воскресению, поется: «светоносное воскресение», «узрим в свете неприступном Христа блистающегося».
Ученые обнаружили и другие поразительные факты: на ткани сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; сама ткань изготовлена давно утраченным способом, применявшимся в начале нашего тысячелетия на Ближнем Востоке; все раны на теле полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Это лишь немногое из того, что узнали ученые и весь христианский мир о Плащанице. Возникла целая наука – синдология, от греческого «синдон» — плащаница.
Впрочем, у ученых осталось множество еще неразрешенных проблем, и важнейшая из них — научная датировка Плащаницы.
Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах, оставивших на ней свои следы. В последний раз она была в огне в 1997 году. Тогда из закрытого пуленепробиваемого саркофага ее чудом удалось извлечь одному итальянскому пожарному, ставшему после спасения Плащаницы национальным героем.
В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый Джон Джексон передал в Московский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы и ученые других специальностей.
7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.
Туринская Плащаница в Сретенском монастыре
Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, – Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.
Вот как повествует об этом Евангелие от Марка: Иосиф Аримафейский, один из тайных учеников Христа, купив плащаницу и сняв тело Господа со креста, обвил плащаницею и положил во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень ко двери гроба.
На третий день, уже после Воскресения, ученики Спасителя, войдя во гроб, которым служила небольшая пещера, увидели одни пелены лежащие. Эти пелены и есть Плащаница. Плащаница стала святыней для учеников Христа. Затем долгое время Плащаница хранилась в Константинополе, а после крестовых походов была вывезена в Западную Европу и вот уже шесть веков находится в итальянском городе Турин, по которому и получила свое название «Туринская».
На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивительный лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и на ногах следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.
Само изображение нечеткое, как бы размытое. Секрет этого был раскрыт неожиданно в 1889 году. Тогда Плащаницу впервые сфотографировали. И каково же было удивление фотографа, когда на стеклянном негативе проявилось четкое, совершенно поразительное изображение Христа. С этого дня начинается особый, научный этап исследований Плащаницы. Ученые со всего мира принимали участие в этих исследованиях, которые приносили им не только профессиональное удовлетворение: Плащаница поистине стала для тысяч современных ученых «пятым евангелием», приводящим сомневающихся к твердой и глубокой вере. Она являет собой как бы послание к нам, запечатанный свиток, который мы только начинаем приоткрывать.
В Евангелии упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит», сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели специальные металлические окончания, – как было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они приходились по всей спине, груди и по ногам. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу.
Плащаница свидетельствует не только о распятии Иисуса Христа, но и о Его воскресении. В запечатанной пещере с Ним была лишь Плащаница, и поэтому то, как произошло воскресение Господа, «видела» она одна.
На Плащанице ученые не обнаружили красящих веществ. Отсюда был сделан вывод, что изображение на ткани подобно изображению на фотонегативе и что оно могло появиться при воздействии очень сильного потока света, когда обычная ткань сама становится как бы негативом. Но никто, даже в условиях современных лабораторий, не смог воспроизвести ничего подобного изображению на Плащанице. Некоторые ученые утверждают, что для получения такого изображения необходим больший поток света внутри Плащаницы, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом ткань должна быть сохранена. Такой свет мог воссиять в момент воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных Светлому Христову Воскресению, поется: «светоносное воскресение», «узрим в свете неприступном Христа блистающегося».
Ученые обнаружили и другие поразительные факты: на ткани сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; сама ткань изготовлена давно утраченным способом, применявшимся в начале нашего тысячелетия на Ближнем Востоке; все раны на теле полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Это лишь немногое из того, что узнали ученые и весь христианский мир о Плащанице. Возникла целая наука – синдология, от греческого «синдон» — плащаница.
Впрочем, у ученых осталось множество еще неразрешенных проблем, и важнейшая из них — научная датировка Плащаницы.
Плащаница за свою историю побывала в нескольких пожарах, оставивших на ней свои следы. В последний раз она была в огне в 1997 году. Тогда из закрытого пуленепробиваемого саркофага ее чудом удалось извлечь одному итальянскому пожарному, ставшему после спасения Плащаницы национальным героем.
В 1997 году точную копию Туринской Плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый Джон Джексон передал в Московский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы и ученые других специальностей.
7 октября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.
«Пятое Евангелие»: Туринская плащаница
Одно из самых таинственных и обсуждаемых свидетельств земной жизни Иисуса Христа, одна из самых почитаемых христианских святынь, одна из самых спорных исторических реликвий – все это о ней, о Туринской плащанице. Как ее изучали и о чем она может рассказать современному человеку, сегодня в нашей статье.
«…и, сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале…»
Евангелие от Луки, 23:53
История Плащаницы
Все четверо евангелистов повествуют о том, как был погребен Господь Иисус Христос после смерти на кресте: один из Его тайных учеников – Иосиф Аримафейский – купил чистое полотно и подготовил в Гефсиманском саду пещеру для погребения. Плащаницу пропитали благовониями и маслами, как было положено у иудеев, и обернули в нее тело Господне, положив в той самой пещере (гробе). После воскресения Христова ученики Его нашли плащаницу и плат, которым было покрыто Его лицо, лежащими в пещере:
«… приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие» (Ин., 20:6).
Согласно преданию, дальше плащаница хранилась у апостолов и спустя время попала в Византию. Уже с IX века встречаются письменные упоминания об этой святыне.
Как и многие православные реликвии, плащаница долго хранилась в столице Византии – Константинополе. В 1202-1204 годах во время Четвертого крестового похода крестоносцы завладели городом и разграбили его, перевезя многие святыни в Европу. Так плащаница попала к католикам и сначала выставлялась для поклонения верующих в городе Лире (Франция), затем в Шамбери, а после была перевезена в итальянский город Турин, по которому и получила свое знаменитое название.
Что может рассказать нам Туринская плащаница?
Что же представляет собой Туринская плащаница? Это льняное полотно размером около четырех метров в длину и одного метра в ширину, на котором имеются золотисто-желтые отпечатки обнаженного тела истерзанного Человека.
Несмотря на древность святыни, она прекрасно сохранила на себе следы тех событий, которые были описаны в Евангелии и по которым современный человек может узнать о последних часах земной жизни Господа.
Поскольку плащаница обвивала тело Христово со всех сторон, на ней отпечаталось Его изображение во весь рост спереди и сзади. На одной стороне полотна видно образ мужчины со сложенными на груди руками и прямыми ногами, на второй стороне – этот же образ со спины. Достаточно присмотреться и увидеть черты лица, волосы, небольшую бороду и усы. Исследования подтверждают, что это изображение человека восточной расы, принадлежавшего к родовитым евреям.
Удивительно, но плащаница запечатлела те страдания, которые претерпел Господь перед смертью: лицо Его ассиметрично из-за ран и ушибов, можно увидеть раздувшиеся брови, опухший нос, порванное правое веко, сильную припухлость на правой щеке, многочисленные кровоподтеки и запекшуюся кровь. Один глаз полностью закрыт, второй немного приоткрыт из-за травм.
Все тело Господа было покрыто ранами и увечьями. На плащанице запечатлелись приподнятые плечи и грудная клетка, которая характерна для людей, умерших от удушья (именно это этого умирали осужденные на распятие). От плеч до икр ног тело покрыто множеством ран, их не менее 98. Ученые выяснили: такие раны наносились специальными плетьми с гвоздями, гирьками или шариками на концах. Эти бичи назывались «флагрум» и широко использовались в I веке для истязания осужденных. На плащанице видно, что тело имеет широкую отметину от тяжелой перекладины на правом плече (Господь нес крест к месту казни).
На руках и ногах тела видны раны от гвоздей размером около 8 кв. мм – это в точности соответствует размерам гвоздей, которые нашла святая царица Елена при раскопках в Иерусалиме (в IV веке) и которые хранятся теперь в церкви Святого Креста. Плащаница рассказывает нам о том, что гвозди не были вбиты в ладонь, как часто изображают, но вбивались в центре запястья – именно так распинали осужденных в I столетии. Плащаница запечатлела и рану от копья, которая была нанесена римским воином под ребро Спасителя.
Как изучали Туринскую плащаницу?
Интересно, что православные византийцы почитали плащаницу как святыню, а католики, к которым она попала в XIII веке, считали ее предметом рукотворным – работой древних мастеров. Споры о подлинности плащаницы велись давно, а потому с развитием технологий встал вопрос о ее изучении.
Первые научные исследования плащаницы начались в конце XIX века. Тогда в Париже проходила выставка религиозного искусства, на которую из Турина была доставлена святая плащаница. Фотограф Секондо Пиа сделал два фотоснимка святыни, чем положил начало ее серьезному изучению.
На одном из негативов после погружения его в проявитель стал виден позитивный портрет Господа Иисуса Христа. Лик Христа был невероятно красивым, возвышенным и благородным. Сам Пиа назвал великим чудом тот факт, что плащаница представляет собой негативное изображение.
В XX столетии изучение плащаницы продолжилось. В 1973 году доктор Макс Фрай произвел анализ пыльцы, микрочастицы которой сохранились в полотне. Оказалось, что пыльца принадлежит растениям, произрастающим на Ближнем Востоке в Южной Палестине и бассейне Мертвого моря. Французские биологи Поль Виньон и Ив Делаж сделали заключение о том, что изображение тела на плащанице анатомически идеально и ни один художник не смог бы так искусно нарисовать подобное. Это еще раз подтверждает факт о нерукотворной природе плащаницы. Заключения антропологов и медицинских экспертов о ранах и увечьях на теле, положенном в плащаницу, в точности подтверждают описания страданий Иисуса Христа перед смертью. Исследования пятен крови на полотне показали, что она человеческая и относится к IV группе.
На плащанице в области глаз видны отпечатки монет – это соответствует еврейскому обычаю класть монеты на глаза усопшего. В I веке Иудея входила в состав Римской империи, а потому использовала римские денежные знаки. Ученые смогли выяснить, какая монета соприкасалась с плащаницей – это были медные монеты «лепта Пилата», которыми пользовались евреи в I столетии.
С 2005 по 2011 годы Туринскую плащаницу исследовали ученые из Итальянского Национального Агентства по новым технологиям, что позволило им сделать важные заявления.
Во-первых, ученые подтвердили, что плащаница не является подделкой и не была работой средневековых художников. Во-вторых, в ходе исследований подтвердились данные не только о смерти Господа, но и о Его воскресении. Было выявлено, что тело пролежало в плащанице двое суток, но на ней совершенно нет следов тления и разложения тела – а это настоящее чудо.
К тому же выяснилось, что плащаница была подвержена воздействию необычного света, похожего на ультрафиолетовую радиацию такой силы, которой не существует в мире и которую не способен излучать ни один из существующих источников ультрафиолетового света. Все это подтверждает чудо о воскресении Христовом.
Почитаемые копии Туринской плащаницы в России
Поскольку православные верующие особо почитают Туринскую плащаницу, в Россию были подарены несколько точных копий этой святыни. Копии делают особым образом, когда раз в два года в Турине открывают плащаницу для проведения исследований. Тогда же специалисты фотографируют изображение, а затем переносят его на натуральный хлопок, в точности соблюдая размеры и вид оригинала.
В 1997 году копия Туринской плащаницы была передана в Москву, а 7 октября того же года Святейший Патриарх Кирилл освятил ее. Святыня хранится в Сретенском мужском монастыре столицы.
В 2006 году еще одну копию Туринской плащаницы преподнесли в дар Александро-Свирскому монастырю, освящение ее возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
В 2010 году из Международного центра изучения плащаницы в Турине точная копия была доставлена в Санкт-Петербург для Казанского кафедрального собора, где она находится и сейчас. В этом же году копию святыни получил и храм Иоанна Крестителя в Веневе (Тульская область).
В 2014 году копия Туринской плащаницы была подарена и храму священномученика Климента, папы Римского, в Москве.
Святая Плащаница Господня есть живое свидетельство той цены, которую Христос заплатил за наше искупление. Она напоминает нам о Крестной Жертве, без которой было бы невозможно спасение человеческого рода. Свидетелем воскресения Христа была не только плащаница, но и гроб Господень, над которым сейчас в Иерусалиме возвышается одноименный храм. Это главное место паломничества всех православных христиан. Это место, где совершилось наше спасение.
Вы можете подать записки на Пасхальную Литургию в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Записки принимаются до 12-00 (мск) 26 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны в храме за Литургией в другие дни.
Близится к концу Страстная Седмица и уже не за горами праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Уже виден отблеск пасхального света, и душа чувствует его приближение. Мы желаем Вам встретить воскресшего Господа радостным ликованием: «Христос воскресе из мертвых!» и всем сердцем ощутить полноту Праздника Праздников и Торжества из Торжеств!
Тайны Туринской Плащаницы
Туринскую Плащаницу называют «пятым Евангелием». О том, как она благовествует, об истории ее научного изучения, – рассказ, который ведется в крипте Владимирского собора. А еще – о верности Христу даже до смерти.
Туринскую Плащаницу – длинный кусок материи, которым было обернуто тело Господа Иисуса Христа при погребении, – называют «пятым Евангелием». Она благовествует современникам, которые больше привыкли доверять доводам науки, нежели жажде и уверениям собственного сердца.
В Сретенском монастыре находится одна из пяти в мире изначально созданных точных копий этой святыни. В 1997 году при передаче ее в дар Сретенской обители эта Плащаница была освящена Святейшим Патриархом Алексием II как Нерукотворный Образ Спасителя.
Пройдя в крипту древнего собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Вы окажитесь в храме, напоминающем Кувуклию храма Гроба Господня в Иерусалиме, где тело Господа, снятое с Креста, и было 2000 лет назад буквально на три дня упокоено. Здесь, в нашей кувуклии, Вы услышите прежде всего евангельский рассказ о происшедшем тогда.
Все раны Иисуса, о которых упоминается во всех четырех Евангелиях, видны на помещенных здесь позитивном и негативном отображении Плащаницы.
Все раны Иисуса видны на Плащанице – и это поистине потрясающее свидетельство
В совсем еще недавнем прошлом при советской власти именно здесь, где начинается эта экскурсия, пытали и убивали многих наших соотечественников, исповедующих Христа. Когда Сретенский монастырь в 1993 году только начали возрождать, в том числе из этого подвального помещения выносили так и брошенные здесь в злости непогребенные их останки. Почему с таким бешенством и зачастую изощренными пытками убивали тела этих новомучеников? Да потому, что не могли заставить их души отречься от Христа!
Именно здесь пытали и убивали тех, кто оставался верным Христу
Туринская Плащаница
Туринская Плащаница – это христианская реликвия, уникальное свидетельство Распятия и Воскресения Господа и Бога нашего Иисуса Христа, хранящее Его изображение в полный рост.
После Распятия Иисуса Христа Его тело погребали два почтенных мужа – Его тайные почитатели: Иосиф из города Аримафеи и Никодим, знаменитый фарисей. Оба они были очень богаты и являлись членами Синедриона. Близ места распятия Иисуса Христа находился сад Иосифа Аримафейского, в котором он, по обычаю, заранее приготовил для себя новую гробницу – пещеру, высеченную в невысоком холме, с входом на восток. Иудеи благоговели пред своими гробницами, но Иосиф без колебания отдал ее Господу, торопясь окончить погребение, так как наступала пасхальная Суббота – день покоя.
В Евангелии говорится: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27: 57–60).
Когда Иисус Христос воскрес, Его самые близкие ученики – апостолы Иоанн и Петр – не обнаружили Его тела в гробнице, а нашли только Плащаницу, лежащую отдельно. Об этом тоже говорится в Евангелии.
При Воскресении тело Иисуса исполнилось Божественными энергиями, которые воздействовали на Плащаницу и опалили ее
Директор Российского центра исследований Туринской Плащаницы Александр Беляков пишет: «Ученики видели воскресшего Иисуса и говорили с Ним; апостол Фома даже вложил персты в Его раны. Но как происходило Воскресение Христово, никто из людей не видел. И лишь Плащаница – полотно, покрывавшее Его тело, – была с Ним в запечатанной пещере, когда Иисус восстал из мертвых. В момент Воскресения тело Иисуса исполнилось Божественными энергиями, которые воздействовали на Плащаницу и опалили ее. На полотне возник ожог – след и образ самого Христова Воскресения».
Плащаница, согласно преданию, какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась из поколения в поколение. Историкам в последние годы удалось проследить ее путь.
В 1201 году Николай Месарит, митрополит Эфесский и экзарх всея Азии (1163–1216) свидетельствовал о том, что в часовне Богородицы Фарос в константинопольском императорском дворце, что на берегу Мраморного моря, находились «Похоронные Ризы Господни». Митрополит свидетельствовал еще о Ризах: «Они из полотна и еще благоухают помазанием».
Робер де Клари, участник и хронист Четвертого крестового похода (1202–1204), в ходе которого крестоносцами был взят и разграблен Константинополь, также упоминает хранившийся в монастыре Богородицы Влахернской «саван, которым был обернут наш Господь», на котором «можно было хорошо видеть лик нашего Господа»; он исчез после взятия Константинополя, «и никто – ни грек, ни француз – никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят».
Следующее историческое упоминание о реликвии было зафиксировано во Франции в 1353 году, когда французский аристократ Жеффруа де Шарни объявил, что Плащаница находится у него, в его владениях, в городе Лире. Через сто лет, в 1452 году, чудесную святыню выкупил герцог Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года.
В конце XVII века герцоги Савойские перевезли святыню в итальянский город Турин. Там, в соборе святого Иоанна Крестителя, Туринская Плащаница находится до сих пор. В последний раз она побывала в пожаре в 1997 году, и ее чудом спас один итальянский пожарный, ставший после этого национальным героем.
Туринская Плащаница представляет собой льняное полотно бледно-желтого цвета длиной 437 см и шириной 111 см. Ткань соткана особым способом: зигзагом 3 на 1 (одна поперечная нить переплетает три нити то сверху, то снизу). Подобное саржевое плетение елочкой применялось в I веке в Сирии.
Историки нашли подтверждение тому, что Туринская Плащаница была известна уже в VI веке. Никто не сомневался в те времена в ее подлинности, ей поклонялись верующие, и иконописцы в ту пору писали лик Христа именно с Плащаницы. В монастыре святой Екатерины на горе Синай хранится древняя икона Христа Вседержителя, которую, согласно преданию, подарил император Юстиниан I, построивший этот монастырь. Неизвестный художник, написавший сию древнюю икону Христа Вседержителя в 544 году, старался передать Его образ наиболее верно, копируя его с самого достоверного источника – Плащаницы. Сходство иконы и изображения на ткани почти фотографическое: в точности совпадает расположение глаз, носа и рта. Точность прослеживается даже в мелочах. Эта икона и изображение на Туринской Плащанице точно совпадают по параметрам и имеют 45 общих черт.
Именно с Плащаницы древние иконописцы писали лик Христа. Такова икона Христа Вседержителя
В 1898 году археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал Плащаницу и обнаружил, что изображение на ткани похоже на негатив. Открытие Пиа произвело ошеломляющее впечатление и позволило разглядеть не только в лице, но и в фигуре такие детали, которые раньше увидеть было невозможно. С этого времени исследованием Плащаницы занялись ученые, и многие люди после этого открытия обратились к вере.
С помощью Плащаницы можно ясно увидеть раны на руках и на ногах Господа, Его пронзенное ребро, на голове следы от тернового венца. Кроме того, по всему телу видны следы бичеваний. Ученые насчитывают до 98 следов от ударов плетью. Причем такую плеть называли скорпионами или кошками, потому что на конце веревок специально крепились небольшие металлические наконечники, буквально впивавшиеся в плоть осужденного.
Обычно в практике Рима человеку не назначалось больше 30 ударов такой плетью. Даже если считать, что на такой плети было три наконечника, то на теле Христа все равно насчитывается явно больше 30 ударов. Можно представить, насколько Он был измучен перед казнью. И становится понятно, почему во время шествия на Голгофу Он не смог донести до места казни Свой крест.
Самое удивительное то, что все раны на изображении полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Недаром это изображение называют «пятым Евангелием».
Ни в одной современной лаборатории подобное изображение воссоздать не удалось
Многие ученые проводили исследования Плащаницы. До сих пор на ней не обнаружено никаких красящих веществ: подобное изображение могло получиться только при воздействии очень сильного потока света. Ни в одной современной лаборатории подобное изображение воссоздать не удалось, поскольку для этого нужен поток света по силе сравнимый с ядерным взрывом. Но в таком случае сама ткань была бы уничтожена.
Образ на Плащанице явно имеет нерукотворное происхождение: именно такой яркий и сверхъестественный свет воссиял во гробе Христовом в момент Его Воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных светлому Христову Воскресению, поется: «во гробе свет возсия», «светоносное Воскресение», «узрим в свете неприступном Воскресение Христа блистающегося».
Исследования Туринскои Плащаницы,
70-е-80-е гг. XX в.
Ученые сделали и ряд других удивительных открытий. Доктор Макс Фрай в 1973 году снял с поверхности Плащаницы двенадцать выборок пыльцы. На основе сделанных проб он смог определить 58 видов растений. Большинство из них произрастает на Ближнем Востоке, причем 13 из них – солелюбивые и пустынные растения, растущие только в Южной Палестине и в бассейне Мертвого моря. Пыльца их могла попасть на ткань только тогда, когда Плащаница находилась в этих регионах.
По изображению, отпечатавшемуся на Туринской Плащанице, эксперты научного центра в Колорадо (США) впервые воссоздали объемную фигуру Христа. Как удалось выяснить, Иисус Христос был высоким, стройным и красивым мужчиной. По расчетам специалистов, Его рост был 182 см, а вес не превышал 79,4 кг. Таким образом, Он был выше Своих современников на целую голову.
Исследования Туринскои Плащаницы,
70-е-80-е гг. XX в.
Совпадений, свидетельствующих о том, что это именно та самая Плащаница, в которую при погребении было завернуто тело Иисуса Христа, много, а аргумент «против» только один, но очень сильный. Это датировка Плащаницы XIV веком при помощи радиоуглеродного метода в 1988 году. Но в Международном центре изучения Туринской Плащаницы считают, что радиоуглеродный анализ не бесспорен. Плащаница не раз подвергалась внешним воздействиям: обгорала при пожаре, вываривалась в масле, долго лежала в серебряной раке, а серебро – сильный катализатор. Это тоже могло вызвать эффект ее «углеродного омоложения».
Результаты радиоуглеродного анализа Плащаницы оспариваются современными учеными
Профессор Падуи Джулио Фанти В 2013 году профессор механико-термических исследований Университета Падуи Джулио Фанти провел комплексные исследования Туринской Плащаницы, так как, по его мнению, проведенные в 1988 году исследования с помощью радиоуглеродного анализа пришли к ошибочным выводам. Профессор Джулио Фанти при своих исследованиях применил самые современные методы химического и механического анализа. Объединив все данные, он пришел к выводу, что вероятный возраст Плащаницы (с вероятностью 95%) – 33 г. до н.э. ± 250 лет, то есть практически охватывает эпоху, в которую жил Иисус Христос.
Проведенный в 2015 году анализ следов ДНК на Плащанице показал, что в контакт с тканью входили люди из самых разных этнических и географических групп. Джанни Баркачча из Падуанского университета, ответственный за проведение исследования, заявил, что, используя современные методы анализа ДНК, узнать что-то большее о Плащанице на данный момент невозможно.
Будем надеяться, что в ближайшем будущем ученые найдут методы, позволяющие ответить на все вопросы о Туринской Плащанице, а пока она представляет собой важнейшее напоминание верующим о Страстях Христовых.
Туринская Плащаница открывается для обозрения паломников довольно редко. В дни Зимней Олимпиады 2006 года, проходившей в Турине, в подземной части Туринского собора при помощи компьютерной графики было выставлено виртуальное изображение Плащаницы, а также устроена экспозиция, посвященная ее истории. В последний раз Туринская Плащаница была открыта для обозрения с 10 апреля по 23 мая 2010 года.
В мире всего несколько точных копий Туринской Плащаницы. В 1997 году известный американский ученый Джон Джексон передал одну из копий в Сретенский монастырь.
Копия Плащаницы была освящена Святейшим Патриархом Алексием II как Нерукотворный Образ Спасителя, и теперь это святыня Сретенского монастыря, к которой с благоговением прикладываются братия и паломники.