корень всех зол сребролюбие апостол павел

Читаем Апостол. 2 декабря. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах

Аудио

Святой Церковью читается Первое послание к Тимофею. Глава 5, ст. 22–6, ст. 11.

5:22. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.

5:23. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

5:24. Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.

5:25. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.

6:1. Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.

6:2. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.

6:3. Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,

6:4. тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.

6:5. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.

6:6. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.

6:7. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.

6:8. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.

6:9. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;

6:10. ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

6:11. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

(1 Тим. 5, 22 – 6, 11)

Довольно пространный отрывок, дорогие братья и сестры, о котором можно было бы говорить гораздо больше времени, чем у нас есть, но попробуем обратить внимание хотя бы на некоторые аспекты, представленные апостолом Павлом.

Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. Очень интересный момент. Когда происходит посвящение человека в диакона, пресвитера (первые две степени священства), а также когда посвящают в епископы (для чего требуется несколько епископов), процедура происходит через возложение рук. Поскольку Тимофей был епископом города Ефеса, то апостол Павел мог обращаться к нему с увещеванием о том, чтобы он никого не рукополагал поспешно, а присматривался к кандидату: что он за человек и готов ли служить Церкви.

Этот момент также говорит о том, что ко времени написания этого послания, то есть ближе к концу I века, система руковозложения для посвящения христианина в священный сан уже существовала. Епископ Тимофей имел право возлагать руки и рукополагать мужчин-христиан в пресвитерский и диаконский сан. Это интересная историческая деталь.

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. Очень интересный стих, на который люди часто обращают внимание. Можно подумать, что в этом стихе апостол Павел призывает к употреблению вина как такового. Конечно, это не так, ведь здесь говорится о том, что надо употреблять вино ради желудка, чтобы некая болезнь не развивалась и доставляла Тимофею меньше скорбей. И сейчас врачи иногда советуют ежедневно употреблять некоторое количество красного вина. Кто-то согласен с такими концепциями, кто-то нет, но они существуют и имеют свою аргументацию: малое количество вина при ежедневном употреблении полезно для определенных процессов, происходящих в организме. В древности вообще чистую воду пили редко, потому что она была плохого качества, ее нужно было как-то дезинфицировать, и ради этого воду часто смешивали с вином. Таким образом вода проходила дезинфекцию, а вино получалось не таким крепким и хмельным. Поэтому когда мы сравниваем употребление вина в античности с тем, как люди пьют алкогольные напитки в наше время, это неверно: тогда само вино было разбавлено водой, а сейчас употребление нередко переходит в злоупотребление. Поэтому все спекуляции относительно этого стиха не имеют никакого основания.

Начиная с 6-й главы апостол Павел пишет о том, как рабы должны почитать господ, особенно если они верные, христиане. Далее он переходит к интересным рассуждениям: Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает. Именно в Посланиях к Тимофею и Титу появляется формулировка здравое учение, здравые словеса, которой мы не находим в более ранних посланиях апостола Павла. Некоторые исследователи считают это показателем того, что данные послания отражают несколько более поздний период развития Церкви. Она пыталась позиционировать себя, находить свое место в этом мире, окруженном противниками в лице, с одной стороны, иудеев, с другой – язычников.

Слово благочестие ранее тоже никогда не употреблялось в новозаветных библейских текстах в смысле христианского благочестия. Оно всегда обозначало языческую религиозность: ритуалы, жертвоприношения, магические процедуры. Здесь это слово употребляется по отношению к христианской религиозной практике, соответственно, можно проследить попытку провести параллель. Это также показывает некую стилистическую разницу между посланиями: говорят, что эти «пастырские» послания, возможно, были написаны ближайшим учеником апостола Павла, который поддерживал его мысли, идеи, но словоупотребление было немного другим, соответствующим более поздней эпохе развития Церкви.

Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Прекрасные слова! Действительно, много приобрел тот, кто научился быть благочестивым в христианском понимании этого слова и довольным, то есть не жаловаться и не роптать.

Корень всех зол есть сребролюбие. Мы иногда говорим, что корень всех зол есть гордыня или еще какие-то страсти, но здесь апостол Павел говорит о сребролюбии, и это тоже по-своему справедливо. Откуда идут все неприятности у человека? Именно от желания иметь больше, чем надо. Сребролюбие может быть понятием, синонимичным жадности, похоти (в дословном переводе «сверх желания»), ведь и здесь человеку нужно все больше и больше. Иногда потратить все накопленное в жизни невозможно, а все равно хочется еще. Ради чего? Это все ловушка нашего лукавого ума. Если человек сребролюбив, похотлив, то это распространяется на все сферы его жизни, становится корнем его зол. Есть нормально функционирующий предмет, но нужен другой, дороже, интереснее. Вся современная культура рекламы и потребления нацелена на то, чтобы человек задумывался, почему бы ему не купить что-то лучше, современнее, комфортнее. Поэтому фраза о том, что корень всех зол – сребролюбие, с определенной точки зрения, несомненно, справедлива.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Источник

Сребролюбие

Сребролю́бие – третья из восьми глав­ных стра­стей, состо­я­щая в нена­сыт­ном уве­ли­че­нии мате­ри­аль­ных благ. Про­ти­во­по­лож­ной среб­ро­лю­бию доб­ро­де­те­лью явля­ется нес­тя­жа­ние.

Среб­ро­лю­бие – нару­ше­ние второй запо­веди, идо­ло­по­клон­ство, покло­не­ние «золо­тому тельцу»: «Нельзя слу­жить Богу и мам­моне» ( Мф.6:24 ), то есть богат­ству. Основ­ные виды среб­ро­лю­бия: жад­ность (страсть к обла­да­нию) и ску­пость (страсть к сохра­не­нию). Жад­ность хочет захва­тить чужое, ску­пость боится отдать свое.

Среб­ро­лю­бие пара­зи­ти­рует на неуве­рен­но­сти в буду­щем (потреб­но­сти в без­опас­но­сти) и гор­до­сти (потреб­но­сти быть при­знан­ным, ува­жа­е­мым).

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник назы­вает эту страсть «тмо­гла­вым бесом среб­ро­лю­бия». Суще­ствует мно­же­ство раз­но­вид­но­стей этого недуга: жад­ность, ску­пость, любо­с­тя­жа­ние, мше­ло­им­ство, лихо­им­ство, сквер­но­при­быт­че­ство, коры­сто­лю­бие… Во всех про­яв­ле­ниях стра­сти среб­ро­лю­бия есть один общий мотив – любовь к самому про­цессу при­об­ре­те­ния и обла­да­ния.

Если гор­дость оце­ни­ва­ется свя­тыми отцами как корень всех зол, то почему апо­стол Павел назвал корнем всех зол среб­ро­лю­бие?

В Первом посла­нии к Тимо­фею апо­стол Павел и дей­стви­тельно назвал корнем всех зол среб­ро­лю­бие ( 1Тим.6:10 ).

Однако это сви­де­тель­ство не идёт враз­рез с оцен­кой отцов и учи­те­лей Церкви. Выра­жа­ясь иначе, между ними нет прин­ци­пи­аль­ных про­ти­во­ре­чий. Объ­яс­нить эту кажу­щу­юся раз­ницу можно при помощи сле­ду­ю­щих дово­дов.

Опре­де­ле­ние гор­до­сти как пер­во­при­чины (или, что то же, корня) вся­кого зла стро­ится на том осно­ва­нии, что изоб­ре­та­те­лем зла вообще и его глав­ным сея­те­лем в нынеш­нем мире явля­ется диавол.

Как известно, диавол пал отнюдь не из-за среб­ро­лю­бия. В самом деле, о каком среб­ро­лю­бии могла идти речь в неве­ще­ствен­ном ангель­ском мире, совер­шенно чуждом товарно-денеж­ных отно­ше­ний?

По сви­де­тель­ству Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, диавол пал, воз­гор­див­шись своими совер­шен­ствами, из-за гор­до­сти ( Ис.14:12-14 ). Как святые отцы, так и апо­стол Павел гово­рят об этом со всей убеж­ден­но­стью ( 1Тим.3:6 ). Сле­до­ва­тельно, в вопросе о пер­во­ис­точ­нике зла, апо­стол и все­лен­ские отцы были еди­но­душны.

Если даже выне­сти факт паде­ния сатаны за скобки и опре­де­лить, в чём состо­яла внут­рен­няя при­чина гре­хо­па­де­ния самого чело­века, ока­жется, что и в этой редак­ции не среб­ро­лю­бие нужно назы­вать при­чи­ной и корнем всех зол.

Известно, что по созда­нии чело­века ему была предо­став­лена во вла­де­ние вся земля, причём предо­став­лена как Боже­ствен­ный дар ( Быт.1:28 ).

То есть все те блага, кото­рые в нынеш­нем веке имеют денеж­ный экви­ва­лент, все те блага, стре­мясь запо­лу­чить кото­рые, совре­мен­ные греш­ники пре­да­ются обо­га­ще­нию, Бог предо­ста­вил Адаму и Еве бес­платно.

Тем не менее они всё же пошли против Бога, скло­ни­лись ко злу. Что же послу­жило толч­ком? Гор­де­ли­вое рас­по­ло­же­ние сердца (а не среб­ро­лю­бие), жела­ние стать как Бог ( Быт.3:5 ).

При­ни­мая в сооб­ра­же­ние слова апо­стола Павла, необ­хо­димо обра­тить вни­ма­ние на кон­текст его речи.

В инте­ре­су­ю­щем нас настав­ле­нии он гово­рит о жела­ю­щих обо­га­щаться. Здесь же он сооб­щает, к чему при­во­дит эта гре­хов­ная страсть: среб­ро­любцы запу­ты­ва­ются в сетях иску­ше­ний, впа­дают во многие вред­ные и без­рас­суд­ные похоти; через это они погру­жа­ются в бед­ствия и пагубу ( 1Тим.6:9 ).

Из слов апо­стола явствует убе­ди­тельно, что среб­ро­лю­бие служит корнем мно­же­ства зол. Но почему же тогда он не сказал прямо «мно­же­ства», но сказал «всех» (зол)?

С одной сто­роны это можно назвать рито­ри­че­ским пре­уве­ли­че­нием, исполь­зо­ван­ным им для уси­ле­ния мысли, гипер­бо­лой (при­меры подоб­ного рода пре­уве­ли­че­ний встре­ча­ются в Писа­нии неод­но­кратно).

С другой сто­роны среб­ро­лю­бие можно счи­тать одной из форм про­яв­ле­ния гор­до­сти (ведь не явля­ется же среб­ро­лю­бие харак­тер­ной чертой сми­рен­но­муд­рого чело­века).

Это значит, что хотя не каждый гордец — среб­ро­лю­бец, тем не менее каждый среб­ро­лю­бец — гордец. Соот­вет­ственно ска­зан­ному, каждый среб­ро­лю­бец бывает иску­шаем как прочие гор­децы. До тех пор, пока он под­вер­жен среб­ро­лю­бию (как одной из осо­бен­но­стей про­яв­ле­ния гор­до­сти) — он под­вер­жен и самой гор­до­сти.

В этом ключе рече­ние апо­стола Павла под­ра­зу­ме­вает сле­ду­ю­щий ком­мен­та­рий: не среб­ро­лю­бие как тако­вое, а гор­дость, обна­ру­жи­ва­е­мая (в том числе и) через среб­ро­лю­бие, есть корень всех зол.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Тим. 6:10

Свт. Феофан Затворник

Корень бо всем злым сребролюбие есть, егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим

Сребролюбие — корень всех зол; потому что дает способы жить по похотям, которые недобры и не ведут к добру, как сказано пред сим, и потому что для удовлетворения сей страсти обладаемый ею, не задумываясь, готов бывает «на всякое злодеяние, на всякое преступление и непотребство и действительно совершает их» (Амвросиаст). «Из сего корня прозябают убийства, чародеяния, хищения, ложь, нарушение клятвы и все роды преступлений» (блаженный Феодорит). «Не щадит оно живых, не щадит и мертвых, но и их грабит; восстает на родителей и братии и Божие достояние святотатственно крадет. Изгони сребролюбие — и не будет ни войн, ни вражды, ни блуда; ибо блудница из-за денег отдает себя непотребству» (блаженный Феофилакт).

Егоже нецыи желающе, ορεγομενοι,— так неудержимо, как неудержимо томимый жаждою желает воды,— заблудиша от веры, απεπλανηθησαν, — соступили с прямого пути веры, и пошли иною дорогою,— и, не вооружаясь против веры и даже не отрекаясь от нее гласно, уклонились от нее, сами того не замечая. Все внимание их было поглощено стяжаниями,— и они шли, куда вела сия страсть, не помышляя о вере, и, шедши так, прошли мимо веру и пришли туда, где и следа не осталось веры, ни в образе воззрений на вещи, ни в образе чувств, настроений и жизни. Святой Златоуст говорит: «хорошо сказал Апостол: απεπλανηθησαν. Потому что сребролюбие, привлекая к себе их глаза и понемногу закрывая их, не позволяет им видеть пути (веры). Как человек, который идет прямою дорогою, устремив мысль на что-нибудь другое, хотя и подвигается вперед, однако, не замечая сего, проходит мимо того предмета, к которому спешил,— потому что незаметно и бессознательно его увлекают ноги его: так нечто подобное сему есть и сребролюбие (причиняет сребролюбие, когда, привлекши к себе очи душевные, делает то, что обладаемый им мимоходит веру)». Настроение сердечное у сребролюбца несообразно с верою: вера повелевает уповать на Бога, а он уповает на богатство; вера запрещает высокомудрствовать, а он высокомудрствует (ниже — стих 17); вера не велит похотствовать, а он распложает похоти и прочее. Таким образом сребролюбие самым вселением своим в сердце делает то, что любитель его мимоходит веру. «Ибо любитель стяжаний как будет веровать Евангелию, вводящему нищету (любовь к ничего-неимению)? Невозможно это» (блаженный Феофилакт).

Но от сребролюбия бывает не такое только сердечное уклонение от веры, но и видимое отступление от нее, или отречение, когда из-за веры приходится много терять в производстве стяжаний. Любитель их и отступает от веры, чтоб не лишиться их. Верно, в многолюдном и нескудном богатыми Ефесе бывали такие опыты. Апостол ими и пользуется для очевиднейшего представления зловредности сребролюбия.

И себе пригвоздиша болезнем многим.Болезнем, οδυναις, — болезнованиям, прискорбностям, чувствительным очень беспокойствам. «О двух вредных следствиях (сребролюбия) упоминает Апостол (отступлении от веры и уязвлении себя болезнованиями); но то, которое казалось для них более тяжким, он поставляет здесь на последнем месте, то есть: пригвоздиша себе болезнем. И этого нельзя иначе узнать никому, как только живя близ богатых. Сколько они плачут, сколько они рыдают!» (святой Златоуст). «Страсть к обогащению не только препятствует соблюдать должные отношения к Богу в вере, но и самих любителей своих чувствительно уязвляет заботами, отнятием сна, страхами» (Экумений). Пригвоздиша, περιεπειραν, — уязвили, пронзили. Святой Златоуст говорит посему: «видишь ли, на что он намекает, говоря: περιεπειραν? To, что он хочет выразить этим оборотом речи, имеет такой смысл. Страсти суть терние, и подобно тому, как тернием, с какой бы стороны ни прикоснуться к нему, всякий до крови уязвляет себе руки и причиняет на них раны: так и от страстей будет терпеть то же самое всякий, кто подчинится их власти, — он Душу свою подвергнет страданию. Скажи мне, сколько имеют забот, сколько огорчений те, которые бывают ими уязвлены! Того даже высказать нельзя».

Сделаем небольшую выписку и из беседы святого Златоуста, держанной по истолковании предыдущих текстов. «Будем избегать сего корня зол (сребролюбия),— и избегнем всякого зла. Ибо какое зло не от денег происходит или, правильнее говоря, не от денег, а от злого произволения тех, которые не умеют пользоваться Потому что деньгами можно пользоваться следует, можно, при их содействии, наследовать Царствие. Но ныне то, что дано нам для вспомоществования бедным, для прославления Бога и благоугождения Ему, мы обращаем не во благо сих несчастных, а во вред душе своей и чрез это оскорбляем Бога.— Итак, какое зло не происходит от любоимания? Не отсюда ли хищение, вопли, вражды, брани и споры? Одержимые сею страстию разве не простирают своих рук даже на умерших, даже на отцов и братьев? Разве не ниспровергают законов природы, заповедей Божиих и вообще всего? Итак, не будь любви к деньгам, и прекратится война, прекратятся брани, прекратится вражда, прекратятся раздоры и любовь к спорам. Корыстолюбцев надлежало бы изгнать из вселенной, как губителей и волков. Люди, жадные к деньгам, всё приводят в совершенное расстройство. Человек, жадный к деньгам, не знает ни одного друга. Что я говорю, друга? Он не знает даже Самого Бога. — Раскрой его душу,—и найдешь, что она вооружена не одним мечом и не двумя, а бесчисленными; она никого не уважает, но бесится на всех,—на всех нападает и на всех лает; она убивает не собак, а человеческие души и громко изрыгает хулы на самое небо. От неистовой любви к деньгам все погибло. И не знаю, кого стану винить; до такой степени зло сие овладело всеми, — правда, одними в большей, другими в меньшей мере, однако,— всеми. И подобно тому, как сильный огонь, будучи брошен в лес, все ниспровергает и опустошает,—так и эта страсть губит вселенную: цари, правители, частные люди, нищие, женщины, мужчины, дети — все в равной мере поработились злу сему. Как будто вследствие какого-то мрака, объявшего вселенную, никто не выходит из опьянения. Правда, против любостяжания бесчисленные выводят обвинения и в частном разговоре, и среди народа; однако исправления нигде не видим. Что же? Ужели нет возможности погасить сей пламень? Есть, хотя бы он поднялся даже до самого неба. Нам стоит только захотеть,— и мы без сомнения погасим сей пламень. Ибо как он усилился вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не свободная наша воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить. Только пожелаем сего. Но каким образом может породиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам туда сопутствовать, что и здесь оно оставляет нас, что, хотя оно здесь только имеет место, однако язвы от него идут с нами туда; если посмотрим, как велики там готованные богатства,— так что если сравнить с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи; если заметим, что оно подвергается счисленным опасностям и самое удовольствие него мимолетное смешано с горестями; если прикуем взор к иному богатству, то есть тому, которое уготовано в вечной жизни, и чрез то породим презрение к богатству земному; если рассудим, что последнее, нисколько не умножая ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, погружает, однако ж, нас в бездну пагубы; если примем в чувство, что, несмотря на то, что здесь! бывает иной богат и имеет много слуг, отходя туда, отходит он одиноким и нагим. Если мы будем часто повторять и слышать это от других, то, может быть, возвратится к нам здравие и мы избавимся от этого тяжкого наказания».

Прп. Ефрем Сирин

ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям

Ибо корень всех зол, кои происходят от них и приобретаются чрез них, есть сребролюбие, коему предавшись, некоторые из наших уклонились от веры истинной, то есть совратились с пути добрых дел веры и предались заботам о зле и впали во многия скорби.

Прп. Икумений Триккский

Корень же всем злым сребролюбие есть: егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо корень всех зол есть сребролюбие

Которому предавшись, некоторые уклонились от веры

Сребролюбие, приковывая к себе все внимание человека, не позволяет ему видеть путь истины. Ибо как сребролюбец будет веровать Евангелию, вводящему нищету? Невозможно это.

И сами себя подвергли многим скорбям

Лопухин А.П.

ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям

Источник

СРЕБРОЛЮБИЕ

Сребролюбие есть великое зло

Коль велико зло есть сребролюбие! Душа сребролюбивая ничего не ужасается делать, на все дерзает, чтобы только скверный прибыток достать. Беззаконный Иуда не ужаснулся продать и предать Иисуса Господа и Учителя своего, Того, Котораго видел преславная и чудная дела творящаго. Сребролюбие ослепило очи его. Корень и начало так беззаконному делу сребролюбие его было. Так пагубное зло есть сребролюбие! Христианине! берегись сребролюбия, да не во всякое зло вринет тебе (4:266–267).

Сребролюбие есть любовь не только к деньгам, но и ко всякому стяжанию

Сребролюбие зде разумеется не токмо единаго сребра любление, но всякаго земнаго имения, стяжания и богатства ненасытное желание (2:191).

Сребролюбие есть страсть ненасытная

Сребролюбие и лихоимство есть страсть ненасытная. Чим бо более собирает сребролюбец богатства, тем более желание и похоть к богатству в нем умножается (2:192).

Сребролюбие есть тяжкий недуг души (4:84, см. ПЛАЧ, 680).

Сребролюбие есть как любодейца, к которой душею прилепляется христианин (2:33, см. ВЕРНОСТЬ, 163).

Сребролюбие – похоть, порабощающая мерзкому тирану (2:30, см. ДУША, 331).

Сребролюбие суть стрела врага нашего (2:25, см. ВНИМАНИЕ, 176).

Сребролюбие есть корень всех зол

Сребролюбие не токмо само в себе грех тяжкий есть, но и есть корень всех зол, по словеси Апостола: «корень всем злым сребролюбие есть». От сего происходит всякая неправда, многоразличное хищение и воровство. И в каком ни будет звании и чине язва сия, многоразличная злая наносит (2:193).

«Сребролюбие» или богатства любовь «корень всем злым» от Апостола судится ( 1Тим. 6, 10 ). Оно научает похищать, красть, лихоимствовать, суды неправо судить, праваго обвинять и виноватаго оправдать, научает лгать, напрасно клястися, имя Божие всуе призывать и клятву нарушать, обманывать, лукавить; словом, всему злу научает оно, что от христиан удалено быть должно. А хотя где и праведно собрано богатство, что весьма редко бывает, но когда или в сундуках сокрывается, или на излишние расходы и непотребныя украшения домов, садов, коней, карет, одеяний, трапез и прочиих мирских сует иждивается, – то и тое делается противу воли Божией, которая хощет, чтобы мы богатство, нам от Него данное, не на оныя суеты, но как на свои домашния нужды употребляли и благодарили Ему, так на убогих и нищих потребы разделяли (3:281).

Примечай зде, христианине, что сребролюбие делает своим любителям. Иуда не ужаснулся продать за так малую цену «безценнаго» Христа, Благодетеля и Учителя своего, и тако купил себе вечную погибель. Тоежде и прочиим сребролюбцам последует, которые не ужасаются всякое зло делать, чтобы обогатиться: «корень бо всем злым сребролюбие есть» ( 1Тим. 6, 10 ) (3:130).

Сребролюбие – как оно научает всякому злу простого человека, купца, судью и т.д. (2:193).

Сребролюбец – враг Богу, человеку и самому себе

Что есть лихоимец? Есть враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе. «Враг Божий»: понеже безстрашно закон Божий нарушает и Законодавца презирает. «Иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает», учит Апостол ( Иак. 4, 4 ). «Враг человеческий»: яко человеков обнажает и разоряет. «Враг самому себе»: яко душу свою вечному огню и мучению предает (2:196).

Сребролюбие есть отступление от Бога

Сребролюбец и лихоимец хотя истиннаго Бога исповедует, но самою вещию отступил от Него: устами бо только Его почитает, но сердцем другому господину, то есть мамоне работает, служит, покаряется. «Никтоже бо может двема господинома работати: не возможно Богу работати и мамоне», глаголет Христос. Бог и мамона суть два господина, но весьма противные, и противное повелевающие. Бог повелевает: «просящему у тебе дай»; мамона: что имеет, возми. Бог повелевает: «алчущаго напитай»; мамона: оставь его. Бог глаголет: «нагаго одей»; мамона вопреки: и последнее совлеки. Бог глаголет: «продай имение, и дай милостыню»; мамона говорит: собирай, и береги ради себе. Бог глаголет: «не укради»; мамона говорит: доставай, как можешь. Бог глаголет: «помилуй беднаго»; мамона: что тебе до него нужды? Лихоимец, оставляя Бога, мамону слушает, убо тем самым, как заповеди Божии, так и Бога заповедавшаго отвергается. Почему и от Апостола называется лихоимание «идолослужением» ( Кол. 3, 5 ), и лихоимец «идолослужитель» ( Еф. 5, 5 ) (2:193).

Сребролюбие есть признак неверия и зверообразной души

Страсть лихоимания есть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть знак человека, преобразившагося в хищнаго зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крове его; или паче худший самых зверей, как учит святый Златоуст. Ибо звери, насытившеся, более не устремляются на животных: а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чуждаго добра; и чим более собирают, тем более желают и похищают (2:196).

Сребролюбие опаснее всех беззаконий

Лихоимание опаснейшее паче прочиих беззаконий. Блуднику, злобному, пиянице и прочиим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастися: а лихоимцу не токмо отстать должно от лихоимания, но и восхищенное возвратить тому, у кого похитил, или, когда того невозможно учинить, расточить, что зле собрал, и тако каятися; иначе бо ему каяться невозможно (2:196).

Сребролюбие приносит вред в любом звании

Как вредительно есть во всяком звании, то есть духовном и светском, лихоимание, яко многия беды и соблазны чинит, но паче в духовном: яко духовные словом Божиим должны и других от беззаконнаго того дела и прочиих отвращать; но они сами делают, безстрашно дерзают и другим к тому повод подают.

Чим высшее лице будет лихоимец, тем большия и множайшия в отечестве беды и соблазны делает. От его бо и низшие и подвластные его тогожде беззаконнаго дела научаются (2:197).

Вред от сребролюбия

Ежели лихоимец будет судия или приказный, – присягу и клятву преступает. А от сего винными невинныи, виннии же невинными остаются. Добрый, без удовлетворения оставльшеся в горшей будут беде; а злыи, без наказания, более будут свирепеть, и на обиды устремляться, от чего плачи, слезы, рыдания непрестанныя бедных людей и всякое во отечествии нестроение. Ежели полководец лихоимец, то такожде присягу преступает, изменяет и отечество предает. Ежели помещик, то крестьян несносными оброками отягощает. Ежели купец, в товаре обманывает, и прочая. И как видно, никто другой отечеству не вредит, и Богу, и человекам и ненавидим, как лихоимец: сего ради и называется в святом слове сия страсть «идолослужение», сребро бо как идола почитает лихоимец (1:139).

Сребролюбие заключает двери к молитве (3:103, см. МОЛИТВА, 557).

Сребролюбие и сластолюбие, как терние, подавляют слово Божие (2:16, см. СЛОВО БОЖИЕ, 904).

Сребролюбец мучится от своей страсти

«Сребролюбцу» тяжкая работа, которою служит мамоне, яко мерзкому господину, – как сердце его связует и ожесточает и держит при себе; руки отвращает от подаяния милостыни и помощи требующим, и к похищению устрояет; и делает рабом богатства, а не господином, врагом Божиим и людей Его, и самому себе мучителем (3:430).

Сребролюбие мучит человека при смерти и по смерти

Мучится «при смерти»: понеже и не хотя лишается любимаго своего сокровища, идеже сердце и увеселение свое имел; что оно иным в руки достается; что достанется, может быть, тем, коим не хощет; что следует пред судом Божиим истязану быть, и за всякую неправедную копейку ответ дать. Мучится лихоимец и «по смерти»: ибо «хищницы царствия Божия не наследят» ( 1Кор. 6, 10 ), но яко должники Божии и ближних своих, яко преступники Божия закона и братии своей обидчики, ввергнутся в темницу, огнем и жупелом дымящуюся, где чрез всю вечность безвозвратно будут платить долг свой (2:192–193).

«Сребролюбие» делает какое попечение и болезнь бедной человеческой душе, сказать не возможно! Видим, сколь неусыпным тщанием и непрестанными трудами бедные сии люди ищут богатства! Сысканное с коликим страхом и боязнию стерегут и берегут! Лишившись того, как печалятся, скорбят сетуют, тоскуют и мучатся, которой несносной болезни не терпя, часто и смерти себе предают (4:141).

Сребролюбие не только другим творит зло, но и самого сребролюбца повергает во зло

Сребролюбие и лихоимство не токмо другим зла делает, но и своих рачителей в бедственные случаи ввергает. Тако Гиезий, Пророка Божия Елисея отрок, который с Неемана Сириянина, Божиею благодатию исцелившагося и в дом возвращающагося, сребро и ризы тайно взяв, тою проказою, которою он прокажен был, праведным судом Божиим поражается ( 2Цар. 5, 20–27 ). Тако Иуда предатель, который безценнаго Христа, Сына Божия, за тридесят сребренников продать не убоялся, сребролюбия достойную казнь приемлет, от апостольскаго лика и числа верных извергается, и сам себе удавлением умерщвляет ( Мф. 26, 15–16 и 47–49). А хотя кто и избежит временныя казни, не вси бо беззаконники зде наказуются по недоведомым Божиим судьбам; но не избежит вечныя, которая непременно, как прочиим беззаконникам, так и лихоимцам следует (2:196).

Сребролюбие держит человека в плену

Богач сребролюбивый тамо всегда сердце свое имеет, где сокровище его: сегодня приходы, утро расходы считает, на третий день о новых приходах думает; в доме сидя печется, чтоб товары в торг пущенные не пропали; вне дома боится, чтобы сокровище в доме не окрадено было. В церкви стоит, и тут не покоится сердце его, и тогда то к сундукам, то к лавкам, то к прочиим местам, где товары, ходит, мыслию бросается; днем о том печется, ночью печется и во сне печется. Мучительная и безполезная забота! Пишется в Апокалипсисе, что «не имут покоя день и нощь покланяющиися зверю и образу его» ( Апок. 14, 11 ); подобно не имеют покоя, но непрестанно в сердце своем мучатся, то страхом, то печалию снедаяся, которые богатству мира сего, аки звериному образу сердца, как колена, преклоняют (2:271).

Искажающие истину за деньги подражают Иуде

Подражают Иуде беззаконные военачальники, которые за сребро многая тысящи в руки врагов предают, и так несносный вред отечеству делают. Подражают беззаконные судии, которые за мзду правду и истину продают, и праваго виноватым и виновнаго правым делают. Подражают ложные свидетели, которые деньгами подкупаются и ложь на суде свидетельствуют. Подражают и прочие беззаконники, которые как-нибудь истину за сребро продают, и лжею скверны прибыток себе достают (4:267).

Сребролюбец хотя много имеет, но никогда не имеет покоя

Сребролюбец и лихоимец, хотя много богатства имеет, окаяннейший паче всех есть, ибо покоя и безопасности иметь никогда не может; внутрь бо себе всегда носит мучителя, которому бедно работает, и от сего непрестанно и везде мучится. лихоимец мучится чрез все житие, мучится при смерти, мучится и по смерти. Мучится «чрез все житие»: понеже в печали страсе всегда находится. В печали – ради того, чего еще не имеет у себе, а желает; сребролюбцу бо и лихоимцу много недостает. В страсе – ради того, чтобы не лишиться того, что имеет (2:192).

Не всякий имеющий есть сребролюбец, но тот, кто сердцем прилепляется

Не всяк богатый есть сребролюбец, но кто любит сребро, кто сердцем к сребру приложился, кто «к богатству прилагает сердце» ( Пс. 61, 11 ) (2:191).

Сребролюбие, так как коренится в сердце, то сребролюбец и тот, кто не имеет, но страстно желает

Сребролюбие, как и всякая страсть, в сердце у человека имеет свое место и сердцем обладает. Следственно не токмо тот сребролюбец есть, который самою вещию всяким образом богатство собирает и хранит у себе, не уделяя требующим: но и тот, кто хотя не собирает и не имеет, но ненасытно желает его. Не токмо тот лихоимец есть и хищник, кто самым делом чуждое похищает; но и тот, кто чуждаго желает неправедно, который грех есть противу заповеди десятыя: «не пожелай». Уже бо, что до воли его надлежит, лихоимствует и похищает чуждое; а что самым делом не исполняет того, тое делается не от его стороны, но от внешняго препятствия, которое его к похищению чуждаго добра не допускает (2:191).

Нищий, хотя бы и ничего у себе не имел, но имеет к богатству любовь, истинный есть сребролюбец. И потому не тот, кто много имеет, но кто много желает, и не тот, кто богат, но кто к богатству сердцем прилепляется, порочится. Многие были, как и ныне имеются, богатые и славные, но Богу угодили, и потому сребролюбцы не были. Сребролюбец бо угодить Богу не может, ибо не Богу, но своей страсти угождает (2:192).

Сребролюбие происходит от плотского рождения и мудрования (3:57, см. БРАНЬ, 116).

Сребролюбию нет места у духовно мудрого (2:18, см. МУДРОСТЬ, 569).

Как проявляется сребролюбие

Видим, сколько человек собирает ради убогаго и смертнаго тела своего, которое малым хлеба укрухом и каким-нибудь одеянием довольствуется; сколько, говорю, собирает, хотя и знает, что все при смерти оставит: действует тое в нем сребролюбие и лютая богатства похоть, в сердце гнездящаяся (4:135).

Последовать Христу – значит отречься сребролюбия (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 814).

Что делать, чтобы избежать сребролюбия

Но чтобы пагубной сребролюбия и лихоимания страсти не поработиться, должно всякому помнить апостольское слово: «ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем; имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем», и проч. (1 Тим, 6, 7–8), – и Христово оное страшное речение: «кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» ( Мф. 16, 26 ). А пленившиеся лихоиманием и хотящии каятися да внимают, что Закхей мытарь, каяся, ко Христу, в дом его пришедшему, сказал: «став же Закхей рече ко Господу: се пол имения моего, Господи, дам нищим; и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Почему и слышит от Христа: «яко днесь спасение дому сему бысть» ( Лк. 19, 8–9 ) (2:197–198).

Средства к искоренению сребролюбия

«Первое». Помнить, что все в мире останется собранное, а сам наг от сего мира отъидет. – «Второе». Верить Промыслу Божию никого не оставляющему. – «Третие». Суд Божий страшный и неминуемый на лихоимцев (1:139).

Сребролюбие отсекать словом Божиим

Противу сребролюбия и ГОРДОСТИ и пышности мира сего полагать Апостольское слово: «ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем; имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем» ( 1Тим. 6, 7 и 8). И Христос глаголет: «не можете Богу работати и мамоне» ( Мф. 6, 24 ) (4:328).

Сребролюбие да отвращает от нас Его нищета (2:32, см. ПОДРАЖАНИЕ, 696).

Если плоть похотью сребролюбия будет бороть, то противиться духом нестяжания (1:47, см. БРАНЬ, 119).

Сребролюбие. Восьмая глава, четвертой статьи, первой части, первой книги «О истинном христианстве» (2:191–198).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *