коренная пустынь монастырь служба
Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь
Мiръ Россия Курская область поселок Свобода Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь
Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь — мужской монастырь в Курской области, основанный на предполагаемом месте явления Курской Коренной иконы.
Содержание
Об обители [ править ]
Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор является Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь.
Расположена она над высоким песчаным берегом реки Тускарь в поселке Свобода, что неподалеку от города Курска. Основана обитель в 1597 году по указу царя и великого князя Фёдора Иоанновича на месте обретения чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной. Первым настоятелем монастыря был игумен Евфимий. Названа обитель в честь иконы Пресвятой Богородицы, найденной у корня дерева, и посему называемой Коренной.
Сегодня монастырь насчитывает 35 насельников. Священноархимандритом обители является высокопреосвященный Герман, митрополит Курский и Рыльский. Его наместник – игумен Серафим (Котельников). Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед списком чудотворного образа Божией Матери «Знамение».
Не по человеческому произволению или «случайному» стечению обстоятельств было избрано это место для спасения душ человеческих. Сама Царица Небесная указала на него чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса. С тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.
Храмы [ править ]
Богослужения ведутся в основном в Соборном храме, а также в престольные праздники и в остальных храмах обители.
Святые источники [ править ]
Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей. Святых источников в обители несколько:
Также есть купели для омовения на месте явления чудотворной иконы и на источнике свт. Николая Чудотворца.
Престольные праздники [ править ]
Курская икона Божией Матери «Знамение» [ править ]
Православная икона Богоматери с Младенцем, окружена по ее краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Ора́нта (Зна́мение).
По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте, вместе с товарищами, он срубил небольшую часовню, куда и поместили икону.
Во время гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала А. И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший её путь проходил через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск.
Преп. Серафим Саровский родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел и родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней, в 9-ю пятницу после Пасхи, по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел.
Примечательно еще то обстоятельство, после этого исцеления Крестные ходы в Курской губернии были запрещены 30 лет, ввиду многочисленных жалоб духовных лиц во двор Екатерины на беспорядки и плохую организованность. Особенно много жалоб было в последний Крестный ход перед 30-летним запретом.
В июле 1966 года архиепископ РПЦЗ Иоанн Шанхайский (ныне причисленный к лику святых, день памяти 19 июня ст.ст./2 июля н.ст.) посетил с Курско-Коренной иконой Божией Матери Свято-Николаевский приход в Сиэтле. 2 июля во время молитвы перед этой иконой в своей келье он скончался.
Семейное паломничество в Курскую Коренную Пустынь (Курская обл., Золотухинский р-он, п. Свобода).
Приветствую всех драйвочан!
Сегодня, друзья, хочу поделиться с вами о совершенной в минувшие выходные семейной паломнической поездке в Курскую Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь Курской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Расположена она над высоким берегом реки Тускарь в поселке Свобода, что неподалеку от города Курска. Основана обитель в 1597 году по указу царя и великого князя Фёдора Иоанновича на месте обретения чудотворной иконы «Знамение» Курской Коренной и названа в честь иконы Пресвятой Богородицы, найденной у корня дерева, и посему называемой Коренной. Икона эта прославилась тысячами свидетельств чудесной помощи, причем не только простолюдинам, но и князьям — так Рыльский князь Василий Шемяка, сперва пораженный слепотой за маловерие, впоследствии был исцелен от слепоты пред чудотворным Образом.
Поездка была запланирована в семье заранее ради нашей болящей старшей дочери Яны (в Св. Крещении — Иоанна), в канун ее дня рождения — на Медовый Спас в грядущее Воскресенье ей исполняется 13 лет.
Так складывается у нас со здоровьем, что болезнь медленно, но ощутимо наступает… Мы уже не можем стоять у шведской стенки с поддержкой папы, нет сил самостоятельно утром сползти с кровати, постараться одеть футболку и шорты и сделать утреннюю гимнастику, доползти из спальни на кухню самостоятельно… Мы знаем, что наш диагноз официально неизличим … Но и в этой ситуации мы благодарим Бога за все, зная, что ничего в этом мире не происходит случайно без Его Святой воли, а значит эти испытания необходимо преодолеть, претерпеть, пережить, ожидая и надеясь на лучшее и даже на самое неимоверное — исцеление. И Господь отвечает нам Своими нереальными для современного мира знамениями, которые подкрепляют нас и прежде всего нашу Яночку… Смотрите — эта белорусская икона из Минского Свято-Елисаветинского монастыря «Исцеление Христом расслабленного» чудесно мироточила в Янином красном углу более месяца, причем масло, исходившее изнутри иконы — выстреливало умно капельками вокруг и попадало только на саму Яночку и на близстоящие иконки.
Дивны дела Твои, Господи!
Итак, выезд… 350 км из Белгорода туда и обратно — для кого-то пустяк, но когда в машине больной ребенок, который с трудом переносит скорость, яркое солнце, духоту и наоборот холод кондиционера, то поездка становиться серьезным испытанием… Именно поэтому решено было отменить поездку в Дивеево через Тамбов, где проживает родня моей жены — Яночка не выдержала бы такого длинного пути, тем более, что дороги там реально низкого качества. Хорошей подготовкой нашего Логана к путешествиям стала, произведенная мною ранее, установка багажной корзины с аэродинамичной сумкой. Семья наша из пяти человек + инвалидная коляска в багажнике — вот и нет практически никакого места под вещи и провиант в дорогу…
Соответственно, удобная вместительная багажная сумка на крыше — просто незаменима. В общем, ее мы снарядили с вечера заранее и рано утром благополучно я ее установил.
Незадолго до поездки установил самостоятельно в бампер ПТФ-ки и в салон новый видеорегистратор, о чем в бортовике планирую сделать соответствующие записи… Лучшее из записанного (немного попозже) постараюсь выложить и здесь…
Выехали мы из Белгорода примерно в 8.30 утра, погода стояла чудесная, но конечно немного было жарковато для моих женщин… Самой младшей нашей паломнице Любаше — 3 годика, но она уже у нас с 1,5 лет побывала в Горнале, Зимовеньках, Костроме, где мужественно купалась в студеных Святых источниках. Да, параллельно с нами выдвинулись и наши кумовья на Тойоте Камри, тоже с дочерьми, но они выехали попозже и встретились мы уже с ними в Свободе.
Дорога…
Дорога из Белгорода в монастырь заняла у нас около 3 часов со средней скоростью 90 км/ч с одной 30-минутной остановкой уже на выезде из Курска на легкий перекус… Здесь я реально ощутил недостаток мощи Логана, полностью загруженного, да еще и с багажом на крыше, со включенным, естественно, кондиционером… Если разгон по ровной трассе, в принципе, без проблем, то движение под даже небольшой подъем уже дается с трудом., обгоны возможны только ползучих тяжелых большегрузов, либо сельских водовозок… Тут уже невольно задумаешься о перепрошивке (интересно мнение на этот счет тех, кто уже прошился. ). На пути нас ждали и интересные моменты — один раз нам дорогу преградили свободно разгуливающие по трассе коровы, что весьма позабавило наших юных пассажиров…) Качество дорожного полотна с выездом за пределы Белгородской области заметно снизилось, хотя впрочем и оставалось терпимым.
Курск… В Курске я на своем Логане уже в третий раз, но лично за рулем — впервые… Оба раза за рулем был мой старый друг Роман, поэтому сейчас без навигатора мне было не обойтись — обновленная прошивка от Навител не дала сбоев, сбои пару раз сделал лично сам, когда вовремя не сделал поворот и, наоборот, повернув туда, куда не надо… Но навигатор успешно проложил новый путь и мы выбрались из Курска минут за 30, благо было субботнее утро и машин было не так много. Обратил внимание на многочисленные нестандартные круговые перекрестки, с несимметричными выездами, в отличие от наших белгородских… Сам Курск красивый большой мегаполис, с широкими проспектами, старинными зданиями в центре и величественным Собором. Напоминает Москву, как на въезде в город, так и в центре — словно тоже уселся он на семи холмах…
Коренная Пустынь…
Слава Богу, мы благополучно добрались и прибыли в монастырь…
В паломническую гостиницу мы позвонили еще в начале недели и забронировали три номера, стоимость за сутки за человека в номере на 1 этаже — 200 руб., на втором — 300 руб. Автомобили нам разрешили поставить на монастырской стоянке прямо под окнами гостиницы, стоянка бесплатная.
Прежде размещения в гостинице мы сперва подкрепились с дороги монастырской постной, но вкусной и сытной трапезой, жертва за трапезу — 50 руб. с человека…
Разместившись в гостинице, мы дружно направились к Святым источникам — стояла сильная жара, да и Вечерняя Служба начинается в монастыре с 18.00, так что времени на купание и осмотр достопримечательностей у нас было вроде предостаточно…
В общем, все мы окунулись в Святых источниках, с Божьей помощью и Яночку три раза «с головой» искупали мои женщины, что не так-то и просто… Посетили мы и монастырское кладбище, поклонились могилкам здешних старцев, потрудишихся во Славу Божию во время своего земного странствия…
Моей супруге посчастливилось пообщаться наедине с монастырким старцем схимонахом Иовом, к которому многие стремятся попасть на беседу за советом и благословением…
Церковная Служба…
Приснопоминаемый рыльский старец Ипполит Халин говорил своим духовным чадам: «Дураки по монастырям катаются, а умные спасаются…» Вот и мы решили хоть немножко потрудиться во спасение и очищение души — посетить монастырские службы, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таинств. Где, как ни здесь, оставить, хоть на время, все свои житейские хлопоты, заглянуть внутрь себя, задуматься о жизни, совершенных ошибках, попытаться стать ближе к своим родным и близким, к Самому Богу… Вечерняя Служба проходила в Рождественском Храме… Людей было не так много… Душа порадовалась прекрасной росписью Святыми ликами храмовых стен, знакомым почерком по Свято-Никольскому Храму в Рыльском монастыре… Благостройное пение монастырской братии было созвучно знаменитому хору в Оптиной Пустыни…
Строгие предупреждения на входе запрещали вход женщин без платков и в брюках, а мужчин — в майках и шортах… В связи с этим, на Службе были замечен еще и третий тип нарушителей — мужчины в т. н. «юбках»…, то бишь в шортах, но обернувшихся в большие платки, закрывающих обнаженные ноги… На самом деле наука здесь простая — ничто не должно отвлекать ум от соборной молитвы, и появление в Храме полуголых персонажей просто отвлекает, кого-то раздражает, а иногда и просто вызывает смех…
По окончании Вечерней, во главе с настоятелем Пустыни, игуменом Серафимом, прошел Крестный ход по территории монастыря с чудотворной иконой Божьей Матери «Знамение». Итого, Служба продлилась с 18.00 до 22.00. Девчонки наши, естественно, такого режима не выдержали — Яночку еще после источников оставили отдыхать в номере, а 3-летняя Любашка уснула у жены на руках в середине Вечерней…
Спали мы, как убитые…) Предварительно подкрепились, попили кваску… Условия в номере были на 5 баллов — кровати уютные, свежий прохладный вечерний воздух чрез открытое окно позволил хорошо выспаться за 6 часов…
Утренняя Служба начиналась в 7.00.
День второй…
Воскресный день начался с ранней Утренней Службы с Акафистом пред иконой Божьей Матери «Знамение», а затем и Божественной Литургией. Людей в Храме было полно… Встретили несколько знакомых своих земляков… После Службы сразу подкрепились в монастырской трапезной, на этот раз на десерт были арбузы…) Взяли заготовленные из дома емкости для Святой воды и дружно рванули на источники, которых в Курской Коренной всего аж 16 штук. Искупались, затарились водичкой для себя, родных и друзей…
В монастырской лавке приобрели на память о поездке сувениры, книжки, иконки — кто что себе выбрал… Прибрались в гостинице, собрали вещи и стали готовиться к отъезду…
Возвращение…
Как ни хорошо здесь (я бы недельку здесь пожил), но нужно возвращаться домой…) Путь обратно мы преодолели также благополучно… Срывался в пути небольшой дождик, но основная черная туча обошла нас стороной. С кумом договорились на обратном пути сделать остановку в Курске, чтобы купить вкусную пиццу с дальнейшим ее поглощением на другой остановке — в селе Покровка, уже Белгородской области, где служил приснопоминаемый белгородский старец схиархимандрит Григорий Давыдов, известный во всей Православной России. Так и порешили…)
В Покровке все были обрадованы семьей местных аистов, сделавших приветственный круг на нашими головами возле местного Храма… Увлеченный пиццей, не успел на вскидку сделать классный фотоснимок, оставшийся теперь лишь в нашей памяти…))
Местный староста, завидев нежданных вечерних гостей, не поленился и пришел, чтобы открыть нам старый намоленный Храм, где мы приложились к чудотворно обновившейся красками несколько лет назад иконе Матери Божией «Державная»…
Вот такое у нас получилось путешествие, друзья… Отдохнули скромно, благодатно, радостно, без шума и суеты… На сердце мир, тишина и Божья благодать. Всем, дай Бог, Ангела Хранителя в пути!
Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь
Официальный приходской сайт
Контактная информация
История пустыни в Смутное время
Коренная пустынь с 1613 по 1764 гг.
В связи с секуляризацией церковных земель, предпринятой Екатериной II, тысячи русских монастырей прекратили свое существование. По указу 1764 года Белгородской консистории Преосвященного Порфирия, епископа Белгородского и Обоянского, Коренная пустынь исключалась из ведения Курского Знаменского монастыря и становилась самостоятельной со штатом в семь монашествующих. При этом у Коренной пустыни незаконно были отобраны и Богородицкий лес, и луга, сады и огороды, мельница, пчельник, все постройки, извне примыкавшие к плетневой ограде обители, в том числе ветхие гостиные дома. В монастырской описи 1765 года встречаются такие красноречивые записи, «домашнего скота, езжих три лошади, все престарелые. Примечание: две пали в трудах, одна продана. Рогатого скота, старых и молодых коров, быков двухлетних и подтелков малых всех 11. Примечание: по приговору братскому, за неимением, чем кормить 5 – проданы. Денег в казне не имеется.) Из документов видно, что в обители не хватает самой необходимой утвари, храмы требовали ремонта. Монастырь по прежнему не был огорожен, так что амбары, кельи монахов и даже алтари храмов часто обворовывались. В таком состоянии принял Коренную пустынь игумен Исайа (Илляшевич), постриженный в монашество святителем Иоасафом Белгородским (Горленко), опытный в хозяйственных делах и весьма усердный настоятель, управляющий пустынью с 1765 по 1771 год. Игумену удалось кое-что подремонтировать, исправить, улучшить в обители. Чтобы изыскать средства к дальнейшему ремонту и поддержанию жизни обители игумен Исайа добился, что в 1765 году срок пребывания Курской иконы в Коренной пустыни был увеличен до двух недель. Когда между Курским Знаменским монастырем и Коренной пустынью возникли разногласия о доходах с кружечных и иных сборов, епископ Порфирий распорядился делить доходы поровну, пополам. В 1767 году во время традиционного крестного хода произошла ссора из-за этих доходов. Последовал высочайший указ о запрещении крестных ходов в Коренную пустынь, как полагают, по инициативе обер-прокурора Синода, человека протестантских симпатий, графа Мелиссино. Они были возобновлены лишь в 1791 году. Коренная пустынь стала приходить в совершенный упадок. Как видим после заметного оживления в начале XVIII века положение Курской Коренной пустыни вскоре стало неуклонно ухудшаться. Этому содействовали далеко не одни конкретные местные условия. Все началось с «церковной реформы» Петра I, проведенной под руководством англичан – профессоров Оксфорда, продолжилось антиправославной политикой Екатерины II, всяческим притеснением монашеского подвижничества (в том числе идейными гонениями на делание Молитвы Иисусовой). Все это кончилось тем, что во второй половине XVIII века преподобный Паисий Величковский не нашел в России ни одного монастыря, где желающий подлинно монашеского подвига мог бы жить, не подвергаясь глумлению, и вынужден был удалиться в Молдавию… Это была внутренняя последовательная политика правящих верхов России, направленная на подрыв коренных устоев русской церковной и духовной жизни, проводимая более 80 лет. Результатом такой политики явилось оскудение монашества, падение его нравственного уровня. А в 1792 году, когда в Коренной пустыни решено было ввести твердый общежительный устав, из пяти насельников братии обители только один, иеромонах Протерий, выразил желание остаться, остальные выпросили разрешение удалиться в другие монастыри, где было повольготней. Это было бедствием гораздо худшим, чем материальные лишения и стеснения обители! Таким образом, то, что происходило с Коренной пустынью и в ней самой, было лишь местным отражением общероссийских явлений церковной жизни. Екатерина II значительно изменила свое отношение к Православию, в частности к монашеству. Этим и объясняется тот удивительный факт, что в 1790 году курские граждане во главе с городской головой Иваном Голиковым дерзнули обратиться к ней с прошением о возобновлении крестных ходов в Коренную пустынь и получили сразу же высочайшее разрешение.
В июне 1767 года тяжелобольному 9-летнему отроку Прохору Машнину явилась Божья Матерь и сказала, что Сама придет и исцелит его, о чем Прохор поведал своей матери, Агафье Фатеевне. На следующий день крестный ход из Знаменского Курского монастыря из-за сильного ливня изменил направление и пошел через усадьбу Машниниых. Агафья Фатеевна вынесла мальчика во двор, попросила пронести над ним Коренную икону и дала сыну приложиться к ней, после чего он стал выздоравливать. Этот случай из жизни великого светильника земли Русской преподобного Серафима Саровского связал его духовной нитью с Коренной иконой и Коренной пустынью. В 20-летнем возрасте он ушел в Саровский монастырь Тамбовской епархии, и, может быть не случайно, что духовное возрождение Курской Коренной пустыни началось именно от Саровского монастыря. В 1792 году состоялся первый (по возобновлении) крестный ход в Коренную пустынь, после которого в Синод последовало еще одно прошение. Отмечая, что в крестном ходе участвовали многие тысячи людей, и не только местных, но и «из Москвы, С. – Петербурга, Киева, великороссийских, малороссийских и греческих городов, Валахии, Крыма, Польши и прочих стран», граждане Курска со скорбью жаловались, что соборное богослужение, молебны и акафисты в пустыни совершаются «с крайним небрежением». И просили в Коренной пустыни «учредить общежительство примерно против (то есть по подобию. – авт). Саровской пустыни и определить в настоятели из монашествующих оной (Саровской. – авт.) иеромонаха Никандра». Синод прислал в настоятели для Коренной пустыни Саровского иеромонаха Илария, с ним прибыли иеродиакон Парфений и два послушника. Старец Иларий, отпустив из Коренной пустыни тех, кто не пожелал жить по монашески, пополнил братию духовно крепкими людьми, ввел общежительный устав, не оставляя попечений и во внешнем благоустройстве обители. Однако по старости и слабости здоровья он не смог долго оставаться настоятелем и в 1795 году вернулся в Саров. В Коренной пустыни остался духовником иеромонах Парфений. Назначенный в 1799 году настоятелем иеромонах Макарий (Каменецкий) прежде проходил послушание трапезаря в Санкт-Петербургской Александро – Невской Лавре; личные связи с высокопоставленными людьми в столице, в том числе с митрополитом Гавриилом, помогли отцу Макарию в деле возрождения Коренной пустыни. С его приходом обитель возвратила многие земли и угодья, отнятые в 1764 году, в том числе лес, луга по обеим сторонам реки Тускари, сады и огороды, мельницу у села Долгого и другое. В 1804 году был издан указ, по которому Курская икона Знамение должна была отныне оставаться в Коренной пустыни с 9-й пятницы по Пасхе до 12/25 сентября; все сборы в течение этого времени шли в пользу Коренной пустыни. За благоустройством внутренним, духовным закономерно следовало и внешнее, материальное благолепие. В 1806 году отец Макарий был возведен в сан игумена. Своим ближайшим помощником он сделал иеромонаха Парфения (бывшего саровского инока), который усердно трудился над духовным укреплением обители до 1809 года, когда был переведен настоятелем в Глинскую Рождество-Богородицкую пустынь. В 1811 году в Коренной обители было девять иеромонахов, пять иеродиаконов, один белый диакон, четыре монаха и 25 послушников. Среди них были люди разного происхождения и положения (иногда и высокого), но с общим искренним стремлением к иноческому благочестию и подвижническому житию. Игумен Макарий скончался 16 августа 1815 года и погребен под папертью соборного монастырского храма Рождества Богородицы. Его преемником стал игумен Палладий (1815-1818), в миру Павел Белевцев, из дворян Курской губернии, окончивший курс наук в Инженерном корпусе. При нем в Коренной пустыни была учреждена архимандрия; сам он стал её первым архимандритом, в 1819 году был переведен настоятелем Курского Знаменского монастыря; там его деятельность увенчалась постройкой величественного Знаменского собора, который и по сей день украшает город. В 1819 году в Коренной пустыни была освящена четвертая церковь Всех святых в братской трапезной с кельями. В 30-х годах заработал монастырский кирпичный завод, производивший 300 тысяч штук кирпича в год. Мельница у села Долгого обеспечивала монастырь мукой. В 1825 году монастырю отошел по завещанию двор купца Гладкова в городе Курске, который стал чем-то вроде подворья обители. В 1832-1835 годах, при архимандрите Паисии, были построены знаменитые крытые с окнами величественные каменные сходы от верхней площадки монастыря к церкви «Живоносного Источника». Затратив большие по тем времена средства – 20 тысяч рублей серебром. По свидетельству очевидцев сходы эти придавали Коренной пустыни необычайно красивый вид, напоминая галереи Афонских монастырей и крытые галереи Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской Лавры, и создавали большие удобства для богомольцев. В 1825 году был заложен соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы по проекту, выбранному известным курским помещиком графом Клейнмихелем, имевшим на то поручение правительства. Освященный в 1860 году новый храм представлял один из лучших образцов русско-византийского стиля. Была обновлена и церковь «Живоносного источника». В центре её, перед алтарем, находился огороженный железной решеткой колодец; в металлический чан, сооруженный для лучшего течения воды Коренного источника, верующие имели обыкновение бросать серебряные и медные деньги; иногда собиралась немалая сумма. Южные двери храма выходили на небольшой дворик, на западной стороне которого покатость была обсечена отвесно и вымощена камнем; неподалеку сквозь проделанное в камне отверстие можно было увидеть корень того самого вяза, у которого была найдена в 1295 году чудотворная икона Знамения Божией Матери. В 1885 году корень еще испускал три живых зеленых отростка. Деревянный щит с изображением Коренной иконы в момент обретения, в руках нашедшего её человека с фонарем-лампадой пред нею, укрывался сверху деревянной крышей на столбах; внизу – деревянный помост, над которым истекал чудотворный источник, тут же трубою отводимый внутрь церкви, в колодец с чаном, а из него трубой – к реке Тускари. В 1875 году, при архимандрите Иоанникии, была построена пятая по счету монастырская церковь – в честь иконы Божией Матери Знамения на другом холме обители, через овраг. Близ этого храма был выстроен также одноэтажный корпус для братии, среди крыши его – небольшая колокольня. При этом храме было устроено еще одно – четвертое – скромное кладбище для погребения братии и благодетелей обители. Совершенствовалась духовная подвижническая жизнь монашествующих, особенно при архимандрите Ювеналии (Половцеве), назначенном в 1862 году из Глинской пустыни, где он был настоятелем. Он продолжал дело, начатое в 1793 году Саровским старцем Иларием. Ювеналий был подлинным старцем; в свое время он более 10 лет подвизался в Оптинской пустыни под руководством известного старца Макария. Так наряду с духовным направлением Сарова к Коренной пустыни добавился и дух Оптиной. Образованный в «духовных науках», отец Ювеналий стал примером для братии. При нем были полностью построены двухэтажный каменный корпус на правой стороне монастыря, двухэтажная гостиница. В 1868 году архимандрита Ювеналия перевели наместником Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры. В XIX – начале XX века Коренная пустынь приобрела тот вид, в котором она запомнилась очевидцам. От святых ворот ближе к рыночной площади были построены еще одни ворота с колокольней. Перед монастырем высились две гостиницы, внутри монастыря возникли каменный настоятельский корпус, братские корпуса, трапезная с церковью, гостиничные и больничные корпуса, другие постройки. Коренная ежегодная ярмарка в законе 1824 года названа в числе трех главных ярмарок, на которые иностранцам разрешалось высылать свои товары. В 1860 году в крестном ходе с Коренной иконой участвовало более 60 тысяч человек. Бывали годы, когда народу собиралось и съезжалось столько, что крестный ход растягивался на все 27 верст – так, что, когда первые богомольцы входили в Коренную пустынь, последние еще находились на Красной площади в Курске. Ризница Коренной пустыни хранила исторические и духовные реликвии, в частности два напрестольных креста с множеством частиц мощей различных святых, драгоценные оклады, кресты, сосуды, книги, в том числе печати XVII века и т.п. Наиболее чтимыми иконами обители были Курская Коренная (имелись два списка с первоначальной иконы, один из них – XVII век), Казанская и Федоровская иконы Божией Матери, а также храмовые иконы: Иоанна Предтечи, Антония и Феодосия Печерских, Живоносного Источника, Преображения Господня, Архистратига Михаила, Всех святых. Как выразился по поводу подобных монастырей отечественный историк, «не один только дух русского православного благочестия выражается во всех этих разнообразных «деяниях», и неглубокое наблюдение без специального анализа памятников открывает, как и что могли и умели построить, приобретать, жертвовать и хранить древние русские люди. Хранимые как святыня и драгоценные памятники носят на себе следы идей, формы и стиля искусства древнего времени, в них хорошо заметны как разум, так и вкус созидателей и благотворителей святой обители».
Монастырь в годы революции и красного террора
Судьбы репрессированного духовенства и братии монастыря
Настоятелем монастыря с 1918 по 1919 г.г. был архимандрит Варнава. 31 октября 1919 года, сопровождая икону «Знамение Курская Коренная» он покидает обитель. Остаток жизни архимандрит Варнава проводит в Сербии, где до 1944 года находилась икона «Знамение». Место его служения не известно, как и место захоронения. Иеромонах Иннокентий (Гришин) в связи с отъездом игумена Варнавы с иконой «Знамения» Курской Коренной за границу, был назначен исполняющим должность наместника монастыря 5 июня 1920 г. С 1922 года назначен настоятелем Рождества Богородичной Коренной пустыни в сане Архимандрита. Скончался 4 июня 1928 г.
Возобновление деятельности в советское и постсоветское время
Благодаря неустанным молитвам и личным трудам Схимитрополита Иувеналия (а тогда Архиепископа Курского – Белгородского) были преодолены все сопротивления местных властей, всячески препятствовавших возвращению пустыни Русской Православной Церкви. 7 августа 1989 года Коренная пустынь была возвращена Курской епархии. А уже 15 августа состоялась первая служба (после 66 лет забвения) на месте, где стоял величественный храм обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первый после долгого перерыва крестный ход состоялся 15 июня 1990 года, в девятую пятницу по Пасхе. По своим масштабам он отличался от своих исторических предшественников: его протяженность была всего лишь 300 метров по территории монастыря. Последующие ходы обрели свой прежний исторический масштаб.
С 1989 года начинается возрождение пустыни из руин. В 1990 году в первозданном виде отреставрированы въездные врата обители. В 1991 году восстановлены колокольня над Святыми вратами и монастырская трапезная. За период 1994-97 гг. были восстановлены уникальная крытая галерея со сходами к источнику и храм Живоносного источника. Обустроен и освящен 19 сентября 1991 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II храм Рождества Пресвятой Богородицы, восстановлен келейный корпус. На новом месте выстроен большой хозяйственный двор монастыря, где устроен скит с домовой церковью преподобного Серафима Саровского. 11 декабря 2004 году в историко-культурном центре состоялось первое заседание Попечительского совета по возрождению мужского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Коренная пустынь. Принятые Советом программы позволили выполнить большой объем работ – восстановлены здания Архиерейской гостиницы, игуменского корпуса, отремонтирован храм Рождества Пресвятой Богородицы, восстановлена роспись Святых врат, проведена газификация монастыря. На месте когда-то разрушенного воссоздан главный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Проведены работы по благоустройству монастырской территории. Восстановлены галерея (сходов) к источнику и храм Живоносного источника. 24 сентября 2012 года митрополит Курский и Рыльский Герман, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк и епископ Железногорский и Льговский Вениамин совершили чин освящения восстановленного храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» и первую Божественную литургию в нем. Отличительной и уникальной особенностью храма является фарфоровый иконостас, выполненный екатеринбургскими мастерами.
Святых источников в обители несколько:
1.Источник на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной в 1295 году.
2. Источник свт. Николая Чудотворца,
3. Источник прп. Серафима Саровского,
4. Источник «Казанской» иконы Божьей Матери,
5. Источник великомученика Пантелеимона,
6. Источник прп. Серафима Саровского (подворье).
Также есть купели для омовения на месте явления чудотворной иконы и на источнике свт. Николая Чудотворца.
Среди бесценных духовных сокровищ русской культуры, которые хранят святые обители, особое место занимают святыни. В летнее время в монастырь из Знаменского монастыря г. Курска Крестным ходом приносится список чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. В монастыре находится старый список с чудотворной иконы, написанный приблизительно в XIX веке на святой горе Афон. С ним совершаются Крестные ходы вокруг Собора Рождества Пресвятой Богородицы под воскресные службы и в дни бденных святых. В Казанском храме находятся икона Божией Матери «Избавительница» написанная в 1863 г. на святой горе Афон, иконаraquo; над колодцем связано с именем выдающегося полководца, героя Полтавской битвы, Северной войны со шведами и многих других баталий, первого российского генерал-фельдмаршала из русских графа Бориса Петровича Шереметьева. По дороге с Украины в Москву Шереметьев посетил Коренную пустынь и, испытав благодатность святого источника, пожелал воздвигнуть над ним храм и выразить свою посильную благодарtext-align: justify;ность Матери Божией свт. Николая (середина XIX в.) и икона Божией Матери «Скоропослушница» (конец XIX в.), которая в дни празднования выносится из алтаря для богослужений и поклонения верующих. В храме Рождества Пресвятой Богородицы находится икона преподобного Серафима Саровского с частицей святых мощей. В монастыре в Соборном храме находится один большой мощевик с мощами преподобных Киево-Печерских и Оптинских старцев и два мощевика с мощами святителей, преподобных, праведных и мучеников. Возрождена традиция совершения Крестных ходов в девятую пятницы по Пасхе. Список или чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная приносится на летнее время из Знаменского монастыря г. Курска. Вновь став всенародным праздником, крестный ход в Коренную пустынь привлекает тысячи паломников из ближнего и дальнего зарубежья.