корни учения горьки но плоды сладки
Великое и многотрудное дело – учить детей
Речи, произнесенные в разные годы святым праведным Иоанном Кронштадтским перед началом учения в гимназии.
Корень учения горек, да плоды его сладки
Богом и с Богом начинаем снова наше учение, прерванное летним отдохновением; Богом – потому что Он есть начало и конец всего: всех существ, ибо все Им и для Него создано. И если всегда начинать будем Богом, с мыслью о Нем, с сердечным обращением к Нему, с искренним прошением Его помощи на предстоящее дело, то, верно, будет и конец дела с Богом непостыдный, благоуспешный, радующий. Вот мысли, вот искреннейшее убеждение, с коим мы приступаем теперь к молитве и начинаем великое дело учения молитвою к Богу разумов.
Почтеннейшие сослуживцы и добрые товарищи! Не излишне ныне напомнить нам себе, что мы Богу споспешницы, соработники у Бога, а дети, ученики наши, – Божия нива, Божие строение, нами возводимое. Я, по данной мне от Бога благодати, полагаю основание в сердцах этих отроков, а вы возводите в нем каждый свои построения. Итак, каждый смотри, как строит, – говорит апостол Павел. – Строит ли кто на сем основании из золота и серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы; каждого дело обнаружится во второе пришествие Иисуса Христа: ибо этот грозный день все откроет, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть: усердно ли, добросовестно ли, полезно ли. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду от праведного Судии и Мздовоздаятеля, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон (1 Кор. 3:12–15).
Да, великое и многотрудное дело – учить детей; потому что при обучении надо вложить в их сердца единое на потребу – истины веры, любовь к Богу и ближнему и несомненное ожидание Господа с небес для суда живых и мертвых и праведного воздаяния по делам каждого, и вместе преподать им хотя весьма полезные, но довольно многосложные в нынешнее время познания светских наук так, чтобы все эти познания, верования и чаяния дружно улеглись в их умах и сердцах и не вытесняли одни других.
А вы, любезные дети, продолжайте так же трудиться, как трудились доселе, и радуйте нас своим трудолюбием и успехами. Не унывайте от однообразия и трудностей ученической жизни. Корень учения горек, но плоды его сладки, говорит русская пословица. Приятно будет потом самим вам пользоваться полученными познаниями и прилагать их к делу. Не смотрите на то, что вам долго еще учиться. Никакое дело вдруг не делается. Впрочем, время скоро пройдет. Я учился 17 лет, и они прошли, как сон. Но я благодарю Бога, что так долго учился. Я приобрел в школе познания, которые теперь, по благодати Божией, доставляют мне духовный свет, мир и усладу в жизни, которые научили и научают меня любить добродетель и стремиться к ней и избегать всякого греха. Недаром все мы долго учились. Мы видим и вкушаем сладкие плоды долговременного учения. Учитесь же прилежно и вы, да живите скромно и благонравно, безропотно подчиняясь поставленным над вами наставникам и начальникам. Такова воля Божия. Сами со временем на деле узнаете, что мы полезному вас учили, и, как себе, так и вам желали только добра.
Помолимся все единодушно Господу, готовому внимать нашей усердной молитве. Вот Он – среди нас. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20), – говорит Господь.
Господи! Призри на нас ныне с высоты святыя Твоея и осени нас благодатию Святого Твоего Духа в час сей, и подай всем нам ревность и силу к продолжению учения. Ты – единственный Учитель всех, Господи! Ты – Самосущая Премудрость, умудряющая всех – великих и малых; Ты – Слово Отчее, дающее всем слова разума: Твое слово в устах наших. Итак, Сам поучай чрез нас любезных Тебе отроков сих, чад Твоих, рожденных водою и Духом Святым в святой купели, и просвети их умы и сердца обильным светом Твоей премудрости, да возмогут они со временем с помощью полученных ими знаний быть полезными членами общества земного и, что всего важнее, да возмогут они спасти души свои и сделаться вечными гражданами Царства Небесного.
Примемся с Богом за учение
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь, – Который есть, и был, и грядет, Вседержитель (Откр. 1:8). Общая, единодушная, искренняя молитва перед началом учения есть верная порука за добрые успехи в делах начальствующих, учащих и учащихся (дружно здесь собравшихся); по непреложному уверению Самого Господа, Первоначала всего и единственного Учителя: просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам. Ибо всякий просящий получает и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7–8). Напротив, кто по высокоумию или нерадению начинает дело без молитвы, тот и при видимых успехах нередко сам же вредит своему делу или, по крайней мере, строит здание на песке: все труды его иногда уничтожаются за один час. И это именно потому, что дело делалось без твердой Основы всего, без Бога: ибо только то дело и твердо, которое делается с Ним, в Нем и для Него, которое имеет началом и концом Его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Да будет же у всех нас началом и концом Господь Вседержитель, в деснице Коего все существующее: все умы, благонамеренные изыскания и открытия умов, от Которого всякая наука и всякий добрый успех в науках. В Боге все мы должны сходиться, как радиусы в центре, от Бога получать единство в направлениях и взглядах, свет, теплоту и силу в занятиях, и при этом прекрасном единстве, с этим светильником, с теплотою и энергиею преподавать разные познания детям, которые готовятся сами стать некогда на наши места или другие, в иных сферах. Много значит единство действования во всех делах и отправление от одного начала, равно как и возвращение к единому началу; напротив, разногласие или несогласие в деле всего более вредит делу. Если один преподаватель говорит то, а другой утверждает противное об одном и том же предмете, тогда в головах учащихся происходит умственный хаос, бесполезное и вредное умничанье, совопросничество, в сердцах разрушается вера во все святое, в самое откровение Божие, в Церковь и в весь строй ее, в нравах является деморализация, и труд самого блестящего образования нередко разбивается вдребезги. Наблюдение и опыт подтверждают эти слова.
Дети! Примемся с Богом за учение. Доселе вы утешали нас своим старанием, успехами, благонравием: надеемся на вас и вперед. С нынешнего года в гимназии будет вам преподаваться еще греческий язык. Знаете дети, какой это язык? Это тот язык, которым говорили Сам Господь наш Иисус Христос и Его апостолы, на котором писали Евангелие и послания свои святые апостолы, на котором писали многие святые отцы, пастыри и учители Церкви, как то: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие; это язык, которым говорили мужи Греции, ораторы и философы. Вот и эти слова Господа, которые я сказал в начале: Я есмь Альфа и Омега, написаны были на греческом языке, и буквы эти, Альфа и Омега, суть первая и последняя буквы греческого алфавита, или азбуки.
Кроме того, вера наша святая православная взята нами, русскими, также из Греции; славянские и русские буквы взяты из греческой азбуки; богослужебные книги переведены на славянский и русский с греческого языка, обороты речи в Священном Писании и богослужебных книгах славянского текста – тоже греческие. Итак, примите с любовью в число изучаемых вами предметов и греческий язык и с усердием займитесь им. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами.
Дети! Утешайте нас своим поведением и успехами!
Здравствуйте, дорогие, бесценные дети Царя Небесного! Преуспевайте в премудрости и возрасте и в любви у Бога и у людей.
Начнем с Божией помощью опять учить и учиться. Утешайте нас своим поведением и успехами. Этим вы доставите нам больше ревности и усердия заниматься с вами.
Как приятно садовнику или любителю комнатных растений видеть, что их растения хорошо растут, зеленеют и дают цветы или плоды и вознаграждают их труды; как они удваивают свое усердие в ухаживании за ними! И землю каждогодно под ними переменяют, если это комнатные растения, и поливают тщательно и вовремя, а сухие веточки или пожелтевшие листочки обрывают, чтобы они и места напрасно не занимали на стебле растения и не безобразили его собою, да и соков его напрасно не тянули в себя. Зато уж и посмотреть мило на эти растения! Цветочки-то какие, например у олеандра, у розы – у нашей русской и китайской, – глядишь, не наглядишься, и скажешь: дивен Ты, Создатель наш, не только в человеке – в Твоем образе и подобии, – но и в растениях бездушных – и в цветочках древесных. Впрочем, что нам много говорить о растениях и цветах? Они все-таки дерево, сено – как ни хороши. А вот вы наши растения или, лучше, – Божии бесценные; вы – наши цветы. То, что сказано о них, надо приложить к вам. Мы – садовники, вы – растения и цветы, а школа – сад; преподавание – это поливание, перевод из класса в класс – это пересаживание и перемена грунта, сухие ветви и пожелтевшие листочки – это ученики недоброго поведения и безуспешные в науках, сухие и бесплодные, как сухие ветви, а иногда желтые, как пожелтевшие листья, – от того, что уродуют себя самих леностью или непослушанием и грубостию. С такими что надо делать? Для блага всего сада, всего заведения, их надо обрывать от здравого тела да вон выбрасывать, чтобы не заражали других своим поведением, чтобы весь сад состоял из растений здоровых, доброцветных и доброплодных; чтобы ученики неодобрительного поведения и не безобразили собою всего заведения, и места напрасно не занимали, и не тянули напрасно сок заведения, даром бы не ели и не пили. Достойно и праведно! Если кто не хочет делать, тот и не ешь (2 Сол. 3:10), – говорит апостол Павел.
Дети! Утешайте же нас своим поведением и успехами!
Корень ученья горек, а плоды сладки
Смотреть что такое «Корень ученья горек, а плоды сладки» в других словарях:
корень ученья горек, а плоды его сладки — Ученье горько, но плоды сладки. Ср. Итак, кончен учебный курс, теперь остается, по пословице, пожинать сладкие плоды горьких корней ученья. Гончаров. Воспоминания. 2, 1. Ср. Вот сладкий плод ученья. А.С. Пушкин. Борис Годунов. Ср. Τής παιδείας… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Всякое лыко в строку — Всякое лыко въ строку (иноск.) всякая, малѣйшая вина виновата. Ср. Бери въ руки розги и сѣки. Сѣки шибче, сѣки не смущаясь! Смѣло пиши всякое лыко въ строку, ибо корень сѣченія горекъ, но плоды его сладки. Салтыковъ. Недоконченныя бесѣды. 8. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
не съешь горького, не поешь и сладкого — Ср. Не всем во изобилии, в раздолье жить, припеваючи. кто служит, тот и тужит; не ешь горького, не поешь и сладкого, не смазав дегтем, не поедешь и по брасу. Даль. Сказка о Иване, молодом сержанте. См. жить припеваючи. См. любишь кататься, люби … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Горька работа, да сладок хлеб — Горька работа, да сладокъ хлѣбъ. Не отвѣдавъ (вкусивъ) горькаго, не видать и сладкаго. Ср. Arbeit hat bittere Wurzel, aber süsse Frucht. No sweet, without some sweat. Celui qui mange les dures, Mangera les mûres. Ср. Nil sine magno Vita labore… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Не съешь горького, не поешь и сладкого — Не съѣшь горькаго, не поѣшь и сладкаго. Ср. Не всѣмъ во изобиліи, въ раздольи жить, припѣваючи. кто служитъ, тотъ и тужитъ; не съѣшь горькаго, не поѣшь и сладкаго, не смазавъ дегтемъ, не поѣдешь и по брасу. Даль. Сказка о Иванѣ, молодомъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Τῆς παιδείας τὰς μὲν ῥίζας εἶναι πικράς, γλυκεῖς δὲ τοὺς καρπούς. — Τῆς παιδείας (ἔφη Ἀριστοτέλης) τὰς μὲν ῥίζας εἶναι πικράς, γλυκεῖς δὲ τοὺς καρπούς. См. Корень ученья горек, а плоды сладки … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
горька работа, да сладок хлеб — Не отведав (вкусив) горького, не видать и сладкого. Ср. Arbeit hat bittere Wurzel, aber süsse Frucht. No sweet without some sweat. Celui qui mange les dures, Mangera les mûres. Ср. Nil sine magno Vita labore dedit mortalibus. Жизнь ничего не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Сочинение-рассуждение по пословице «Корень учения горек, да плод его сладок»
Значение пословицы корень учения горек а плод сладок
Всегда удивляешься мудрости народа, в простой и своеобразной форме пословиц излагающего основные каноны жизни. Семь слов темы данного изложения – это целая история становления человечества.
Аналог пословицы появился еще в середине IV века до н.э. и принадлежит известному древнегреческому философу Аристотелю. Звучит в переводе с латинского он приблизительно так: усердно учащийся человек будет поощрен.
С другой стороны, у пословицы есть и психологический аспект. Известно, что мудрый человек учится всю жизнь – поле науки обширное и захватывающее. В чем же тогда проявляется горечь? Вспомним из своей практики, что наиболее способствует усвоению любой науки, на чем все люди учатся? Конечно, на ошибках! А насколько они могут быть горькими, тоже всем известно. Имеем прекрасный пример полярных противоположностей, дополняющих друг друга: горечь науки ведет к сладкому познанию.
Дополнить ассоциации, возникшие в связи с глубиной пословицы, можно, расширив характеристику слова «учение». Каждому из нас предназначено свое задание, индивидуальный курс наук, который мы интуитивно постигая во всех жизненных проявлениях, движемся в правильном направлении, получая плоды сладкие. Но как часто бывают эти плоды горькими! Видно, наука не пошла впрок, учение не проходит в надлежащем русле.
Без правильного ориентира корешки дерева жизни, не поддерживаемые периодическим орошением знания, стали загнивать, разлагаться. Наблюдаем это на примере безвольных людей, поддающихся различного рода зависимостям.
Будем же благодарны всем, кто способствует процветанию всеобщего процесса учения, приносящего сладкие плоды.
Подобные записи
Наш великий полководец А.В.Суворов (кстати, самый что ни на есть настоящий генералиссимус!) данную пословицу переделал по-своему, т.е. по-военному: «Тяжело в ученье, легко в бою». А бой для любого солдата — это главное. Ведь он должен не только победить, но и постараться не погибнуть. Латинская пословица «Знание- сила» тоже перекликается с данной пословицей (правда, больше со второй частью). А потому, если вы не хотите быть слабаком, которому могут заморочить голову всякие прохиндеи (а их нынче много!), то учитесь и давайте своими знаниями достойный отпор, после которого «сладкий плод» будет ваш.
Сочинение — миниатюра (рассуждение)смысл пословицы » Корень ученье горек, а плод сладок »
Я думаю, что Корень учения горек тем, что в школе ребята устают у них по рассписанию много уроков плюс дополнительные занятия, плюс опять же после дополнительных ребёнок приходит домой поздно, а уроков задают много, но в этом есть и плод сладок ведь если не ходить в школу, не делать домашнее задание надеяться на то, что не спросят то школу можно закончить кое как. Корень учения горек, а плод сладок надо по моему мнению учиться не отвлекаться на уроках, делать как бы ты не устал домашнее задание, получать хорошие оценки ведь получать хорошие оценки приятно не только самаму себе, но и родителям, что у них такой умный ребёнок. мне эта пословица напоминает ещё одну Учение свет, а не учение тьма.
Напишите сколько букв и сколько звуков в каждом словеёТетрадь, барабан, майка, соловьи, яма Доброе слово человеку-как дождь в засухуКорень ученья горек, а плод сладокЗнай боль…Начертить схему однокоренных слов: корнеплод, корень, корневище, корнеплодный, укоренить, укоренение, прикорневой. Какое слово самое главное? И разобрать все слова по составу….К данным существительным подберите и запишите однокоренные прилагательные мужского и среднего рода. поставьте знак ударения. гриб, пушнина, город, море, очередь, река, степь,…
корень учения горек да плод его сладок значение
значения сослагательного наклонения в независимых предложениях.…… 4… Жди от другого того, что ты сам ему сделал.. Имеющий уши, чтоб слушать, да услышит. Евангелие.… Корень учения горек, а плоды сладки. 10 фев 2012. На чужой каравай рта не разевай, но пораньше вставай да сам добывай. 3. День гуляет. Корень учения горек, да плод его сладок. 2. Как вы понимаете второе значение этого выражения?. Пословица «Корень учения горек, да плод его сладок» говорит о том, что изучать новый. Я думаю, что Корень учения горек тем, что в школе ребята устают у них по рассписанию много. Корень учения горек, а плод сладок надо по моему мнению учиться не отвлекаться на. корень учения горек, да плод его сладок. 10 фев 2012. На чужой каравай рта не разевай, но пораньше вставай да сам добывай. 3. День гуляет. Корень учения горек, да плод его сладок. 2.. в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения. т. е. противопоставления («корень учения горек, да плод его сладок»),. Мудрым ни кто не родился, а научился. Корень учения горек, да плод его сладок. Ученому везде дорога. Наука — не бука. Чтенье — лучшее ученье. Приведем пример хрии по высказыванию знаменитого афинского ритора Исократа «Корень учения горек, а плод его сладок». Часть первая. Приступ. (слова в переносном значении, синонимы, антонимы и др.).… г) Кто хочет много знать, тому надо мало спать. д) Корень учения горек, да плод его сладок. ж) Полный колос к земле клонится, пу- стой к небу тянется. Основная часть, выражающая главное значение, может быть представлена инфинитивом либо. Корень учения горек, да плод его сладок (пословица). 31 авг 2007. Буквы кривые, да смысл прямой. Век живи. Всякий родится, да не всякий в люди годится.. Корень учения горек, да плод его сладок. Приведем пример хрии по высказыванию знаменитого афинского ритора Исократа «Корень учения горек, а плод его сладок». Часть первая. Приступ. Добро кверху, а худо ко дну. Добру расти, худу по норам ползти. Добро кверху, а худо ко дну. См. БРАНЬ — ПРИВЕТ Пословицы русского народа. 1 янв 2014. Величие Света и непобедимость его противопоставим ничтожеству тьмы ухищрений.… В новом понимании многие понятия приобретают иное, углубленное значение.… Корень учения горек, но плоды его сладки.… Да! Да! Верно считать себя можешь представителем нашей семьи на. 31 авг 2007. Буквы кривые, да смысл прямой. Век живи. Всякий родится, да не всякий в люди годится.. Корень учения горек, да плод его сладок.. союзы А, НО, ДА: Корень учения горек, зато плоды его сладки.. значение одновременности и последовательности: Дождик кончился сразу, туча. При этом особое значение придается пониманию богатства и выразительности пословиц и поговорок, меткости. Корень учения горек, да плод сладок. Корень учения горек, да плод его сладок. См. УЧЕНЬЕ НАУКА. Корень учения горек, а плоды его сладки. С латинского: Litterarum radices amarae,fructus dukes sunt.
Умные мысли (0)
Свернуть / Развернуть
Автор топика запретил добавлять мысли
I. 2. 5. Аристотель
Это раздел из книги, на которую получены авторские права:
Говсиевич Е.Р. «ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)».
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011
Аристотель (Др. Греция, 384-322 гг. до н. э.) (оказал влияние на Декарта и Канта).
Прозвище – Стагирит (т.к. был уроженцем Стагиры, находящейся в Древней Македонии). Аристотель пришел к Платону, когда ему было 17 лет. Проучился в Академии 20 лет, вплоть до смерти Платона. Но еще при жизни Платона отошел от него. Он высоко ценил своего учителя, но в некоторых вопросах его критиковал: «Платон мне друг, но истина дороже». Платон на это сказал: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать».
Аристотель «был шепеляв в разговоре, ноги имел худые, а глаза маленькие, но был приметен одеждою, перстнями и прической. У него был сын от наложницы Герпеллиды Никомах» («Жизнеописания» Тимофея Афинского).
Аристотель четыре года был учителем А. Македонского, прибыв в Македонию, когда Александру было 13 лет.
Аристотель открыл свою философскую школу – Ликей (Лицей), которая находилась в роще, посвященной Аполлону Ликейскому, где преподавал 13 лет.
Учеников и последователей Аристотеля часто называли «Перипатетиками» (прогуливающимися), т.к. в Ликее философией было принято заниматься во время прогулок по роще.
Аристотеля заслуженно называют энциклопедистом, т.к. он является основоположником логики, психологии, биологии, политологии, экономики, истории философии и ряда других наук. Аристотель был первым историком философии.
Об учении Аристотель говорил: «Корни его горьки, но плоды сладки».
Аристотель – основоположник формальной (классической) логики, теории логического вывода – силлогистики (силлогистика – учение о правильных и неправильных видах умозаключения – силлогизмах).
Аристотель предложил для самого общего понятия обо всем, что есть на свете, слово «Лес» – лес как строительный материал, из которого делаются любые постройки. Римляне, перенимая греческую философию, перевели это слово на свой язык: по-латыни «строительный лес» будет «материус». А отсюда пошло то слово, которым и до наших дней философы обозначают все вместе взятое, что существует на свете – «Материя».
Аристотель являлся дуалистом, признавая существование двух самостоятельных первоначал – материи и формы. Колебался между материализмом и идеализмом. Его понятие «формы» близко к понятию «идеи» Платона.
Высшая сущность бытия – первоформа, которая еще представляет собой некий Мировой ум, мыслящий сам себя. Бога вслед за Платоном Аристотель объявлял бестелесным. Душу он также считал бестелесной.
Мир в принципе познаваем и состоит из 4-х стадий: чувственное восприятие (конкретные, единичные вещи), опыт (множество конкретных, единичных вещей), искусство (общее, что имеется у множества вещей). Высшей стадией познания является философия, способная познать высшие формы и цели всего сущего.
Аристотель отвергал теорию о переселении душ.
Счастье достижимо только при добродетельной жизни. Наивысшее счастье достигается при занятиях философией.
Высшая цель государства, как и отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни». Лучшей формой правления считал «политию», где нет резкой поляризации бедных и богатых, худшей – тиранию и крайнюю демократию.
Физический труд – удел рабов, рабство существует «от природы» и рабами должны быть в основном варвары (не греки).
Аристотель первым стал писать как профессор: он – профессиональный учитель.
Его книга «Метафизика» относится к Великим книгам.
Аристотель умер в Халкиде в возрасте 63 лет.
Аристотель, как и Платон, оказал величайшее воздействие на всю последующую философию. Логика Аристотеля признавалась вплоть до появления в XX веке неклассической логики, космология – до революционного переворота в астрономии, совершенного Коперником в XVI веке, физика – до конца эпохи Возрождения.
Метафизика Аристотеля в эпоху эллинизма была не популярной. Но в IX-XII вв. активно развивалась в мусульманской и еврейской философии. Начиная с XIII в. метафизика (в виде томизма) стала доминирующей в Европе. В эпоху Возрождения ее опять начал «теснить» платонизм.
Философскую систему Платона определяют как идеализм, а философскую систему
Аристотеля – как «материалистический идеализм». Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности (совести). Платон, по сути, проповедовал «античный коммунизм» (отрицание семьи, частной собственности и др.). Противопоставление Аристотеля Платону привело к тому, что за последним закрепилась слава «философа-поэта» и «философа-мифолога», тогда как первого фактически канонизировали. После смерти Аристотеля прошло две тысячи лет, прежде чем мир произвел на свет философа, которого можно было бы рассматривать как приблизительно равного Аристотелю – Канта.
«Платон мне друг, но истина дороже! (Платон на это ответил: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать»)».
«Обретение знаний начинается с удивления».
«Больше всего любви в отношении отца к сыну. Отец любит сына больше, чем сын отца. Это связано с тем, что отец – благодетель сына, тогда как сын обязан ему благодарностью за благодеяние».
«Воспитание в счастье является украшением, а в несчастье – прибежищем».
«Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь».
«Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».
«Сомневаться небесполезно. Сомневаясь, мы приходим к исследованию; исследуя, достигаем истины».
«Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более».
Об учении): «Корни его горьки, но плоды сладки».
(На вопрос своих учеников о том, как преуспеть): «Догонять тех, кто впереди и не ждать тех, кто позади».
(На вопрос, какая разница между человеком образованным и необразованным): «Как между живым и мертвым».