корона на кресте храма что означает
Храм, увенчанный короной
Чудо дивное — этот поражающий воображение и совершенно «неправильный» с точки зрения православных канонов храм! Действительно, где это видано, чтобы церковь венчала корона вместо купола?
Православных иерархов вид церкви привел в смятение — патриарх Адриан наотрез отказался проводить чин ее освящения
Усадьба «дядек»
А «видано это» в знаменитой усадьбе Дубровицы, что в 17 км к югу от Москвы. Первым хозяином Дубровиц был боярин Б. Морозов — «дядька» царя Алексея Михайловича. Впоследствии от потомков Морозова село перешло к их родственнику — князю Б. Голицыну, тоже «дядьке», но уже юного Петра I.
Корона вместо купола
Прозорливый Борис Алексеевич, занимавший крупную административную должность, вовремя сделал правильный политический ход: оставил сторонников царевны Софьи и примкнул к партии Петра и Нарышкиных. Убежденный западник, Голицын познакомил царя с Ф. Лефортом и открыл для него Немецкую слободу.
Тем не менее недоброжелатели оклеветали князя перед государем. Петр удалил Голицына в Дубровицы и в Москву велел не показываться. Но уже через год Борис Алексеевич был прощен, получил чин боярина, и сам монарх приехал к нему с визитом в усадьбу.
Каков корабль, такова и мачта
Петра восхитила здешняя природа. Две реки Десна и Пахра — сливаются за холмом под острым углом, образуя как бы нос корабля. «Этому бы кораблю да сих мест достойную мачту! — сказал царь своему „дядьке“ — Церковь бы такую здесь поставить, чтобы и немцы ахнули, чтобы столь красивой мире бы другой было!»
Вскоре Голицын уже показывал Петру план задуманного храма, и тот был потрясен его грандиозностью: «Хоть ты и богат, а казной и я помогу». 22 июля 1690 года в присутствии государя заложили первый камень в фундамент новой церкви во имя «Честнаго образа Знамения Пресвятыя Богородицы».
Хотя основа церкви традиционная — восьмерик на четверике — вся пластика: белокаменное узорочье, горельефы и величественные статуи — чисто католическая
Кто был главным архитектором храма — неизвестно. Скорее всего, приезжий из Италии маэстро. Из тех же земель выписали скульпторов и резчиков по камню — всего около сотни человек. А вот материал для постройки избрали местный — белый известняк, коего по берегам Пахры залегало немерено.
На европейский «манир»
Хотя в основании храма лежит традиционный восьмерик, вся пластика: белокаменное узорочье, горельефы и статуи — чисто католическая. Чем выше от земли, тем затейливее становится резьба.
Особенно богато украшена ею башня, похожая на цветистый ковер. Вокруг нее расставлены скульптуры апостолов. А огромные (более 2 метров) фигуры евангелистов и святителей «охраняют» главные и боковые двери здания. И, наконец, деталь, совершенно немыслимая для православного храма, — золоченая ажурная корона. Все вместе это являет собой яркий образец европейского барокко XVII века, впервые принесенный на русскую почву.
Особенно богато украшена резьбой башня. А вокруг расставлены фигуры апостолов
А внутреннее убранство! Наряду с привычным иконостасом мы увидим целый ряд скульптурных горельефов, изображающих главных персонажей Ветхого и Нового Заветов, а также цикл «Страсти Господни». Богоматерь с младенцем — точь-в-точь Мадонна с полотен итальянского Возрождения. Мало того, на стенах внутри фигурных картушей можно увидеть цитаты из Библии на латинском языке.
Соторжествование
Весной 1699 года возведение церкви было полностью завершено. Ее стали именовать всехристианским храмом. Но вот православных иерархов ее вид привел в смятение, и патриарх Адриан наотрез отказался проводить чин освящения. Так прошло несколько лет. И лишь Петр I, вернувшись из первой шведской кампании, разрубил этот «гордиев узел». Церковь по его приказу освятил назначенный местоблюстителем патриаршего престола митрополит Стефан Яворский.
Скульптуры для храма создавали итальянские мастера
Церемония состоялась 11 февраля 1704 года. Государь с царевичем Алексеем и князь Голицын с родственниками находились на парадной террасе деревянных резных хоров. И весь храм был полон гостей. О том памятном событии у русского литератора А. Вельтмана написано так: «По высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, так и на 50 верст разстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования… А торжество семь дней длилось».
Повторное освящение
Наследники Бориса Голицына оказались людьми менее деятельными и удачливыми. В конце XVIII столетия один из них, Сергей Алексеевич, вынужден был за долги продать усадьбу своему полковому шефу — светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину Таврическому. Вслед за тем Дубровицы отошли в казну, а вскоре императрица Екатерина II подарила их своему фавориту графу А. Дмитриеву-Мамонову. При Александре Матвеевиче в имении появилась колокольня для Знаменской церкви, а также новый великолепный дворец.
Огромные (более 2 метров) фигуры евангелистов и святителей «охраняют» главные и боковые двери здания
Его единственный сын Матвей, отличившийся во время Отечественной войны 1812 года, наследников после себя не оставил, и в 1864 году усадьба вновь отходит к Голицыным. В этот период церковь Знамения была впервые капитально отреставрирована выдающимся архитектором, знатоком старорусского зодчества Ф. Ф. Рихтером. Тогда же митрополит Московский и Коломенский Филарет вновь освятил храм.
Что имеем — не храним
Сергей Михайлович Голицын, последний хозяин Дубровиц, уехал в эмиграцию еще до октября 1917-го. После революции во дворце несколько лет размещался музей дворянского быта. Но уже в конце 20-х годов всю мебель, картины и прочие экспонаты вывезли в Москву. Дворец же приспособили сначала под детский дом, а затем — под ВНИИ животноводства. Уникальный памятник архитектуры был перестроен, а точнее, изуродован до неузнаваемости. Лишь реставрация 1970 года вернула зданию первоначальный внешний облик, внутри же был воссоздан только Гербовый зал.
В советское время жемчужину русского барокко — Знаменскую церковь отдали под склад.
Судьба Знаменской церкви оказалась еще более печальной — ее превратили в склад. Так и простояла много лет в полнейшем запустении жемчужина русского барокко. И не то чтобы про храм забыли — в советское время информация о нем включалась во все научные труды по истории русского искусства — просто чиновники от культуры тогда сочли, что склад государству нужнее…
Третье освящение
Наконец, в 1990 году после долгой и мучительной борьбы с местными властями храм был передан верующим и освящен в третий раз. Тогда же начались восстановительные работы, которые продолжаются и по сию пору.
…Уже засияли в прежнем блеске Царские врата иконостаса, поновлен ряд образов, старинное рельефное распятие XVII века и латинские надписи в картушах. Реставраторы делают все возможное, чтобы каждый входящий в храм смог повторить вслед за поэтом и искусствоведом С. Маковским: «Ничего подобного не встретить больше на Руси великой, ничего экстравагантнее… и обаятельнее просто не выдумать!»
Символы на купольном кресте храма
Как известно, крест – главный символ в христианстве, который сопровождает нас на протяжении всей жизни. На нашей груди всегда висит крест, крестом мы осеняем себя во время молитвы, изображения крестов есть на церковной утвари, облачениях священнослужителей, иконах… И, конечно, мы не можем представить себе храм без креста на его куполе.
Повсеместный обычай носить крест у христиан появился после того, как святая царица Елена в IV веке вместе со своим сыном императором Константином (он-то и прекратил гонения на христиан) организовали экспедицию по поискам Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. Приблизительно с этого же времени появилась традиция украшать крышу храма крестом как символом христианской веры, устремленным в небо.
Ранее мы писали о том, что значат надписи и символы на нательном православном кресте. Сегодня же расскажем какие бывают кресты на куполах храма.
Стоит сразу сказать, что крест ставится на верх храма по особым правилам.
На куполах чаще всего ставятся четырехконечные, шестиконечные или восьмиконечные кресты. Крест может быть как «чистым», без каких-либо изображений, так и с дополнительными элементами-символами.
Полумесяц (цата). Под крестом мы можем увидеть полумесяц. Некоторые ошибочно трактуют этот символ как «победа над мусульманским миром». Также можно услышать, что подобные кресты с полумесяцем ставятся в тех городах, где, кроме православного храма, есть мечеть. Это, конечно, заблуждение. На самом деле, этот символ встречается еще со времен постройки древних храмов. Такой крест своим изображением напоминает якорь – символ надежды христиан на Спасение. Также полумесяц внизу креста похож на евхаристическую чашу.
Виноград. Часто на крестах также можно увидеть виноградные лозы. Лоза с ягодами – евангельский символ Христа, единого источника жизни для человека, которую Господь дарит нам через Причастие. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15:1).
Процветшие побеги. Крест, из основания которого растут побеги, называют «процветшим». Такой растительный орнамент является символом древа жизни, возрождения, Райского Сада.
Капли крови. На купольных крестах бывают цепи с бусинами, которые в народе называют «слезками». Такие бусины символизируют капли крови, пролитой Господом Иисусом Христом на Кресте.
Голубь на купольных крестах – символ Святого Духа.
Корона. На некоторых наглавных крестах на вершине можно увидеть корону. Такой символ, с одной стороны, указывает на Небесного Царя, а, с другой, говорит о том, что храм был построен по указу и на пожертвования правящего российского императора.
Звезды на кресте напоминают нам о Вифлеемской Звезде, которая привела волхвов к рожденному Спасителю. А солнце в центре креста символизирует Свет Жизни.
Ангелы и херувимы. Любопытно, но у храмов, как и у людей, есть свои Ангелы-Хранители. Их изображения можно встретить на крестах, а также в виде статуй и барельефов.
Ангел на шпиле Петропавловского собора в Санкт-Петербурге
Что означает корона на кресте собора
В подмосковном Зарайске есть интересный старинный храм, посвященный Николаю Чудотворцу Это самое старое каменное городское строение после кремлевской стены.
Деревянный храм на этом месте стоял с 13-го века – его построили специально для привезенной из крымской Корсуни чудотворной иконы Святителя Николая, после эту икону стали называть Николай Заразский (Зарайский).
Общий вид Никольского собора (его реставрация еще не окончена) и почитаемая икона Николай Зарайского-Корсунского
Белокаменный собор на замену деревянному строили в 17-м веке, в течении почти пятидесяти лет.
Интересная и редкая деталь старинного храма: на самом верху кованых крестов, венчающих главы собора, размещены золотые короны.
Короны на крестах церквей – довольно нечастый элемент, лишь несколько церквей Подмосковья могут похвастаться такими крестами. Короны означают, что строительство храма велось, частично или полностью, на средства правящего государя или его близкого родственника, или что царь сделал большие дары и вклады в новопостроенный храм.
По такой же причине появились короны на крестах храмов в Павловской слободе и Иосифо-Волоцком монастыре
Короны на крестах зарайского собора появились, потому что основное строительство его велось в 1670-е годы по специальному указу царя Федора Алексеевича и на средства московской казны.
В советское время храм закрывали, поэтому те кресты, которые сейчас на нем – реставрированные, то есть почти полностью перекованные заново, но в полной аналогии с первоначальными.
Кресты Никольского собора в Зарайске
В Зарайске есть еще одна необычная церковная достопримечательность: в Благовещенской церкви, единственной в районе не закрывавшейся во время СССР, установлен очень красивый высоченный иконостас.
Уникальность его в количестве ярусов – их восемь, это большая редкость, а для провинциальной церкви особенно. Писались иконы для иконостаса в конце 18-го века мастерами, приглашенными из Палеха (сейчас известного шкатулками, а раньше славились палехские иконописцы).
Церковь Благовещения в Зарайске и ее восьмиярусный иконостас (нижний ярус не влез в кадр)
Иконостас подремонтирован и сейчас в прекрасном состоянии, только сфотографировать его целиком очень сложно: слишком уж он высок.
Корона на кресте храма что означает
Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу Креста, мы видим в нем прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Вид Креста указывает и на таинство Троицы: прямым своим положением указует нам на Высочайшего Отца, поперечною перекладиною – на Сына и Св. Духа.
Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет, в основном, восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа.
Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.
Надглавные кресты имеют множество форм и символических значения:
• Мерило праведное. Шестиконечный православный крест с косой нижней перекладиной — один из древнейших русских крестов. Всякий, видевший православный крест, обращал внимание на его косое подножие. Но не многие знают, что это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. В народе подножие креста получило название «стояло». Шестиконечный русский православный крест с древних пор ставился на куполах храмов. Правый конец его нижней косой перекладины всегда поднят вверх, показывая, словно Божий компас, направление пути. В отличие от обычного компаса «стрелка» его закреплена неподвижно: верхний конец указывает на север, а нижний обращен на юг. Это еще одно значение косой перекладины, указывающее, что с пришествием Спасителя начался процесс духовного возрождения и изведения человечества из области тьмы в область света.
• Солнце, вознесшееся на Крест. Иногда на надглавных крестах можно увидеть исходящие из центра прямые или волнистые линии. Эти линии передают сияние солнца. Всем известно, что солнце — это источник света и тепла, без него невозможна жизнь. Но точно так же невозможна жизнь без Христа. Не случайно Спасителя нередко называют Солнцем Истины. Известное выражение «Свет Христов просвещает всех» содержит глубокий смысл, означает не чувственный свет, исходящий из материальных источников, а нетварный, фаворский. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Евангелие от Иоанна, 8:12). Русские мастера изображали свет-сияние прямыми и волнистыми линиями, исходящими из центра креста.
• Звезда утренняя. Звезда — это символ духовной мудрости и чистоты, вестник нового дня. Крест Господень тоже «сияет яко звезда на небеси». Создатели накупольных крестов на свой лад славили «сверкающий звездами образ». Самым излюбленным у кузнецов был такой прием: исходящее из центра креста лучевое сияние украшалось звездочками на концах.
• Трилистник — символ Живоначальной Троицы. Трилистная форма креста на куполах храмов и колоколен — излюбленная у русских мастеров. Правда, крестные «ветви» нередко украшают не только листьями. Здесь также можно найти диковинные цветы, а листья по форме напоминают сердца. Трилистные завершения концов могут быть как круглой, так и заостренной, треугольной формы (треугольник как символ Святой Троицы в раннем христианстве присутствует в надписях на надгробных плитах и встречается в храмовых росписях). Бывают надглавники с маленькими крестиками на трех концах.
• «Аз есмь виноградная лоза». Это слова самого Спасителя Иисуса Христа. И уже много лет обвивающая крест виноградная лоза с гроздями ягод является символом Живого Христа. Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу. Объединенные вместе виноградная лоза и чаша напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) — хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы. Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.
• Дух в кресте. Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух — с незапамятных времен изображается в виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире. Сохранившись в своем самом главном значении — Святого Духа — голубь долетел и до русской земли, опустившись на золотые кресты наших церквей.
• Растение Воскресения. Если вы увидите, что из-под основания креста как бы произрастают побеги— такой крест называют «Процветший». Побеги символизируют возрождение жизни — воскресение Христа из мертвых.
• Древо вечной жизни. По словам преподобного Иоанна Дамаскина «Древо жизни, выращенное в раю, предызображало драгоценный Крест». Побеги могут произрастать как из сердцевины, так и из нижней перекладины, напоминая готовые распуститься листья дерева.
• Венец славы. Надглавный крест с терновым венцом на Руси встретить практически невозможно. В православной русской традиции принято «надевать» на крест царский или цветочный венец. Терновый венец Христа таким образом превращается в «венец правды» и «венец славы».
• Царь царствующих. Корона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Архимандрит Макарий в своем труде «О форме крестов на главах храмов и колоколен» писал: «. на некоторых храмах поверх крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам». Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. Священное Писание называет Иисуса Христа Царем царей и Господином господствующих. И царская власть — тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом. Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя — Иисуса Христа.
Крест центрального купола Мироносицкой церкви
Совершенно секретно
Великий архитектор вселенной в Сторожевой Башне
Великий Архитектор Вселенной – исключительно масонское понятие для обозначения Единого Бога. Все работы в масонских ложах ведутся с использованием этого имени.
«Масонство основывается на нерушимой вере всех его посвященных во Всевышнего Бога, Которому поклоняются под именем Великого Архитектора Вселенной». (Конституция Великой ложи России, Основополагающие принципы).
Масонство является тайной организацией, в которой под именем Великого Архитектора Вселенной на первых градусах посвящения подразумевается Бог. В ряды масонов могут входить как христиане, так и представители любых других религий, например, иудаизма, ислама и индуизма.
Масоны отрицают Троицу и позволяют всем своим членам из разных религий понимать под Верховным Существом кого угодно в согласии с их собственной верой, однако они все объединены верой в том, что Его имя «Великий Архитектор Вселенной». Таким образом, по мере дальнейших посвящений появляется возможность постепенной подмены веры начинающего масона в своего Бога на реальную веру тайного общества, поскольку масоны связывают себя клятвами верности.
Но по мере повышения в степени посвящения масоны узнают о Боге нечто новое, например, что «божество не одно в своем существе, а состоит из двух враждебных принципов – добра и зла». Потом происходит подмена понятий, что Адонай, почитаемый в Библии, это «бог зла». Напротив этому, «Ангел света» и есть «бог добра». Этим «Ангелом света» по верованию масонских руководителей является Люцифер, которому поклоняются все масоны высоких степеней посвящения (после 18-го градуса), иллюминаты и иудейские каббалисты.
Понятие «Великий Архитектор Вселенной» в масонстве вытесняет Иисуса Христа, Божество Которого масонами отрицается, и ставит на Его место антихриста, а также подменяет Адоная Иегову на сатану. Этот Великий Архитектор Вселенной подготавливает все человечество ко всемирному братству между народами и раю на земле.
Под именем Великого Архитектора в масонстве скрываются три Божества: еврейский Яхве, ханаанский Баал и египетский Озирис. Тетраграмматон יהוה издревле использовался каббалистами, поэтому он и перешел в масонство и служит у них в качестве ширмы для другого божества и приманки для верующих Торе. Баал (Ваал) – это ханаанский бог-дьявол, а Озирис – это бог подземного царства.
В масонстве у Великого Архитектора Вселенной есть и другие имена, как «Верховный Великий Мастер», «Всевидящее Око», «Верховный Разум Вселенной», «Великий Строитель Вселенной», «Великий Архитектор природы».
Ни в Библии, ни в традиционной Церкви с ее основания имя «Великий Архитектор» никогда не употреблялось. Это исключительно масонское понятия «бога», который иногда изображется с циркулем. Поэтому, если какая-либо группа периодически использует это имя в качестве обозначения Бога, то очевидно, что такая группа в какой-либо степени имеет связь с масонством. Появление «Великого Архитектора» в публикациях Сторожевой Башни не является чем-то случайным:
«Следовательно, должна быть еще какая-то очень важная часть плана великого Архитекторапо спасению человечества. » (Божественный план веков, том 1, глава IV);
«Совершенная форма Большой Пирамиды, ее точность в каждом отношении доказывают, что ее строительство проходило под руководством некого великого архитектора». (Да приидет Царствие Твое, том 3, глава 10);
«Если это действительно Библия в камне, если она содержит в себе запись тайных замыслов Великого Архитектора Вселенной, демонстрируя Его предвидение и мудрость, тогда она должна быть и будет в полном согласии с Его писаным Словом». (Да приидет Царствие Твое, том 3, глава 10);
«Камни по обе стороны «Комнаты Царицы», за исключением упомянутых, толщиной в пять дюймов, были тесанными, показывая замысел Великого Архитектора Пирамиды – как и всякая другая черта». (Да приидет Царствие Твое, том 3, глава 10);
«Мы видим в Писании, каков идеал великого Архитектора для этого храма – этот идеал полностью представлен в лице нашего Господа Иисуса Христа, его главного краеугольного камня, «верхнего камня», «заложенного в небе». (Примирение между Богом и людьми, том 5, глава 9);
«В этом старом и злом мире, которого богом является сатана, дьявол преобладающее большинство научных достижений человеческого разума направлено злыми людьми не на пользу человечества и не на славу Создателя вселенной и всех чудесных вещей Иеговы Бога, а на вред человечеству и на поношение Иеговы Бога Великого Создателя и Архитектора». (Народ для имени Иеговы, брошюра);
«Звезды, сверкающие на ночном небе, как алмазы на черном бархате, и луна, серебряное сияние которой отражается в волнах какого-нибудь озера, свидетельствуют о том, что они были созданы великим Архитектором». (Сторожевая Башня, 01.10.1980 г., стр. 4);
«А если это так, то разве этот Великий Архитектор позволит жадным людям уничтожить влажнотропические леса и разорить землю?» (Пробудитесь! 22.03.1997 г., стр. 13).
Вы можете еще ознакомиться с подобными цитатами на английском языке:
«Despite the opinion of such men, God’s own Word says that the design was received under inspiration by Moses from the great Architect of the universe, Jehovah God himself. ( Ex. 25:9 ) Christ Jesus accepted this statement». (Watchtower 56 11/15 685 Israel’s Wonderful Way in Worship);
«While sharing the happiness of such an organization, my purpose has been to work for and serve the great Architect and Builder of that citylike organization and to aid in its expansion». (Watchtower 59 11/1 668 Pursuing My Purpose in Life);
«This means that the entire earth will be made a paradise according to the pattern of Jehovah, the great Architect who originally purposed it so». (Watchtower 67 7/15 431 Festivals of Praise to Jehovah);
«The stars at night scattered above like sparkling diamonds on black velvet, or the silvery moon shining on the waves of a sea, reflect that a Great Architect is responsible for these lovely things». (Watchtower 79 4/1 1 7–18 Youth’s Place in the Christian Society);
«Consider, rather, how marvelously the Great Architect of the universe implanted in men so great a variety of capabilities!» (Awake! 70 5/22 2 1–2 Eye-catching Architecture-Ancient and Modern);
«Jehovah is the Great Architect; he knows how he wants man to use the things he has created to beautify and «subdue» the earth». (Awake! 71 7/8 4 Why Do Things Wear Out);
«Those who are acquainted with the Holy Scriptures know that the Great Architect of language is none other than Jehovah God himself». (Awake! 73 8/22 21 Where Do Words Come From?);
«That is to believe that the earth’s Creator, our planet’s Landlord, the Great Architect of change, Jehovah God, will intervene in human affairs in order to save his handiwork». (Awake! 93 1/8 11 Our Changing World- What Does the Future Really Hold?);
«Then I became a member of Freemasonry in the belief that thereby I could fill the need of every human to worship a Supreme Being that some call the Great Architect of the Universe. The Bible identifies him as Jehovah in Psalm 83:18 and also at Isaiah 42:8, which says, ’I am Jehovah. That is my name; and to no one else shall I give my own glory, neither my praise to graven images. » (Yearbook 71 11 4–5 Country Reports).
В последней цитате из ежегодника ОСБ за 1971 год, один из Свидетелей Иеговы говорит, что Великого Архитектора Вселенной, которому поклоняются масоны, Библия отождествляет с Иеговой. Но известно, что масоны поклоняются не библейскому Богу, а имя Иеговы ими лишь заимствовано.
Поскольку Рассел был связан с масонством, поэтому он и стал употреблять имя «Великого Архитектора». Этот факт вполне объясняет ненависть Свидетелей Иеговы к Святой Троице и Божеству Иисуса. Отсюда следует, что появление Свидетелей Иеговы никак нельзя назвать Божьим замыслом, поскольку их история возникновения насквозь пропитана нехристианскими и антихристианскими понятиями.
Реклама клуба «Ротари»
На первый взгляд рассказ в статье довольно невинный:«Потом мужчина представился, сказав, что его зовут Ренан Домингез и что он председатель клуба деловых людей «Ротари» на юге Сан-Франциско, штат Калифорния. Он попросил Свидетелей прийти к нему в клуб и рассказать о верованиях и деятельности Свидетелей Иеговы. Была составлена программа встречи. Вначале в течение 30 минут с докладом должен был выступить один из Свидетелей, а затем присутствующие задали бы вопросы». (Пробудитесь! 22.11.1996 г., стр. 19).
Приглашенный Свидетель Иеговы, естественно, серьезно готовится и наводит справки о клубе «Ротари»:«Встреча клуба деловых людей со Свидетелем Эрнестом Гарретт, прослужившим в Сан-Франциско немало лет, была намечена на 17 августа 1995 года; вот что он рассказывает: – Я молился и все думал, чтоб мне такое рассказать членам этого клуба, ведь в него входят бизнесмены и общественные деятели: банкиры, юристы и врачи. Я провел небольшое исследование и выяснил, что цель клуба «Ротари» – благоустройство общества«. (Пробудитесь! 22.11.1996 г., стр. 19).
Заканчивается встреча «устранением непонимания» и полной идилией:«В конце встречи многие члены этого клуба подходили к нам, чтобы пожать руку и выразить свое полное согласие с нашими словами в том, что крепкие семьи – это залог здорового общества». (Пробудитесь! 22.11.1996 г., стр. 19).
Таким образом, журнал Пробудитесь! пытается сообщить нам, что цели клуба «Ротари» включают: благоустройство общества, устранение преступности, формирование крепких семей на основании христианских принципов и т.п. Клуб «Ротари» описан в теплых тонах, в котором представители элиты общества занимаются «богоугодным делом».
Но все не так просто. Организация «Ротари Интернейшнл» была основана в 1905 году масоном высокой степени посвящения, адвокатом Полем Харрисом, по заданию ложи Б’най Брит в Чикаго. Все масоны высокой степени поклоняются Люциферу. Клуб «Ротари» является закрытой организацией масонского типа наряду с остальными традиционными масонскими ложами. «Ротари» относится к так называемому белому масонству, где не используются традиционные ритуалы вольных каменщиков, но принимаются масонские принципы жизни.
Цель «Ротари», действительно, заключается в управлении различными сторонами жизни общества, но этот процесс находится под секретом. Эта и подобные ей организации тайным образом берут под контроль различные государства и управляют значительной частью человечества. Они объединяют в своих рядах различных специалистов, руководителей предприятий, государственных и общественных учреждений. Они занимаются сбором и обменом разведывательной информации, обменом опытом, тесным деловым сотрудничеством и взаимопомощью. Эта организация имеет международный уровень и обладает мощными финансами для осуществления различных проектов.
Когда в Пробудитесь! пишется о единстве некоторых целей Свидетелей Иеговы и «Ротари», то для читателя этот клуб воспринимается как сообщество, где христианские принципы очень важны. На самом деле это не так. В клубе «Ротари» могут лишь прикрываться Библией и использовать ее лишь отчасти, по своему усмотрению. В реальности идеалы и цели «Ротари» далеки от христианских идеалов и ближе к принципам Талмуда. Управляют клубом «Ротари» люди, которые ненавидят христианство.
Крест и корона
«На протяжении многих лет Исследователи Библии рассматривали крест как символ христианства. У них даже был значок «крест и корона». В Синодальном переводе говорится, что Иисус просил последователей взять свой «крест», и многие люди уверовали, что Иисуса казнили на кресте ( Мф.16:24; 27:32 ). Десятилетиями этот символ появлялся и на обложке журнала «Сторожевая башня». (Сторожевая Башня, 15.05.1995 г., стр. 18);
«На протяжении примерно 40 лет до того, как в 1914 году началось небесное правление Христа, Исследователи Библии освободились от многих небиблейских доктрин христианского мира, таких, как учения о крещении младенцев, о бессмертии человеческой души, о чистилище, о муках в адском огне и о Триедином Боге. Но на то, чтобы очиститься от всех неверных представлений, потребовалось больше времени. Так, в 1920-х годах многие Исследователи Библии носили брошь с изображением креста и короны, праздновали Рождество и другие языческие праздники». (Сторожевая Башня, 01.01.2000 г, стр. 9).
Проблема в том, что на самом деле символ «креста и короны» – это не только не христианский символ, но и антихристианский. Крест в этой символике неслучайно имеет неправильную форму и наклонен – он скошен в своем подножии как образ падения. Крест помещен внутри короны, что обозначает власть короны над поверженным крестом. Корона в тайных обществах – это символ высшего просветления и мудрости. Поэтому такое искаженное изображение креста многих вводит в заблуждение, его настоящий смысл в победе над христианством.
Изображение «креста и короны» является символом масонов, современных тамплиеров и секты Христианская Наука, основанной Эдди Мери Беккер. На обложке и на титульной странице главной книги этой секты «Наука и здоровье» стоит печать с масонским символом креста в короне. В масонстве также используется отдельное изображение наклоненного креста.
Все перечисленные движения имеют осознанный антихристианский характер. Современные тамплиеры и масоны высоких степеней посвящения занимаются оккультизмом и поклоняются Люциферу, их верования основаны на каббале и других нехристианских и антихристианских текстах. Тамплиеры прикрываются названием католического ордена и используют Библию лишь в качестве приманки, тогда как их реальные верования Библии противоречат. Учение Христианской Науки имеет корни в древнем гностицизме. Эдди Мери Беккер верила, что Библия была искажена, отрицала догмат о Троице и существование зла, учила о Христе как о неком мировом разуме, а учение о Боге было пантеистичным. Секта Христианская Наука была также поддержана масонами.
Свидетели Иеговы обвиняют христиан в использовании «языческого» символа:«Тот факт, что крест является языческого происхождения, только еще ухудшает дело». (Сторожевая Башня, 01.10.1989 г., стр. 18).
Египетское божество и Рассел
Древние египтяне поклонялись богу Ра – верховному божеству, который символизировал собой Солнце. Имя бога Ра также означает «солнце». Символом этого божества был красный круг или крылатый солнечный диск, то есть диск с крыльями сокола или кобчика, которые в древних амулетах или талисманах выполняли защитную функцию. Одно из древних изображений этого символа показано ниже:
Jehovah’s Witnesses Assembly Hall
Но этот символ не просто египетский, его опять же используют масоны в своей символике. Вышеупомянутое здания является бывшим масонским храмом. А ниже приведен символ, взятый с сайта масонского ордена тамплиеров:
Этот символ божества схематически выглядит так:
Рассел и сионизм
Кто из Свидетелей Иеговы задумывался над вопросом, почему при Ч.Т. Расселе главный журнал организации назывался «Сторожевая Башня Сиона и глашатай присутствия Христова»? Обратим внимание на слово «Сион». В библейском контексте нет ничего, чтобы говорило против использования этого слова. Но очевидно, что основание у Рассела для использования этого слова было не только библейское.
В XIX веке при участии Теодора Герцеля и многих других начинает приобретать отчетливую форму движение сионизма. Для тех, кто не знаком с подробностями движения сионизма, следует привести некоторые данные. Сионизм – это национальное явление, целью которого является не только культурное возрождение и возвращение евреев на историческую родину, но и подчинение других наций этому «избранному» народу.
Многие исследователи указывают, что сионизм – это движение за политическое достижение целей талмудического иудаизма, по идеологии близкое к коммунизму. Древо сионизма основано на ожиданиях евреев своего «мессию», который в христианском понимании является антихристом. В 1975 году Совет Безопасности Организации Объединенных Наций своей Резолюцией № 3379 объявил: «. сионизм является формой расизма и расовой дискриминации». Спустя время сторонникам сионизма эту резолюцию удалось отменить. Организация «Всемирный сионизм» («Universal Zionism») входит во всемирную масонскую организацию «Комитет 300». Сионизм особенно враждебен ко христианству.
Поэтому любая связь христиан с движением сионизма должна быть рассмотрена как опасная. Внешне сионизм является политическим движением, но внутри этого движения центром является религиозные верования иудеев, основанные на Талмуде, Шулхан арухе и каббале, в которых много учений направлено конкретно против христиан и Церкви, а также и против всего остального нееврейского населения Планеты.
Но как это относится к Расселу? Как известно, сионизм тесно связан с масонскими ложами, то есть масонство является одним из тех инструментов, с помощью которого осуществляются планы сионистов. Оказалось, что Ч.Т.Рассел был под влиянием масонства, что в частности доказывают использование масонских символов, фотография Рассела в масонской одежде, использование масонского храма, а также враждебность к историческому христианству и христианскому учению.
Давид Горовиц написал книгу под названием «Пастор Чарльз Рассел. Христианский сионист Америки» (Pastor Charles Russel. American Cristian Zionist). Об этой книге Беньямин Нетаньягу сказал:«Признание важной роли пастора Рассела как одного из первых христианских защитников сионизма пришло очень поздно. Господин Горовиц оказал неоценимую услугу, напомнив читателям историю этого выдающегося сиониста». (Цит. по книге Юлиан Гжесик. «Возвращение», гл. 5, стр. 80).
Рассел действительно был увлечен идеями сионизма и в 3-м томе Исследования Писаний печатает главу «Восстановление Израиля», которая основана на неверном понимании ветхозаветных пророчеств:«В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую я дал им, говорит Господь Бог твой» ( Ам.9:11,14,15 ).
Рассел понимал это как «восстановление Израиля в земле Палестины» в XX-м веке, но апостолы Господа Иисуса Христа понимали это пророчество совершенно иначе, и явно относили его исполнение к I-му веку:«После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие». ( Деян.15:13–17 ).
В 1909 г. Чарльз Рассел посещает Палестину и завязывает дружбу с еврейскими лидерами, в том числе из сионистких организаций. Рассел также читал проповели об иудаизме и сионизме. Было отмечено его выступление на специальном собрании евреев, которое было созвано серьезными сионистскими лидерами. Своими выступлениями и статьями Рассел завоевывал интерес, доверие и признание многих евреев. Считалось, что такое явление произошло впервые с апостольских времен. Одна из тем выступлений Рассела называлась «Сионизм в пророчестве», от которой многие ожидали укрепления целей и идеалов сионизма. Рассел уже успел обрести уважение, как специалист в области иудаизма и сионизма.
Следует обратить внимание на тот факт, что Теодор Герцель был объявлен Расселом как великий вождь, призванный Богом к делу возрождения еврейского народа. Но еврей Теодор Герцель в молодости был членом Церкви Сатаны, о чем пишет в своих воспоминаниях его соратница и родственница еврейка Эмма Гольдберг. У нас нет данных о том, что Герцель отрекся от своих убеждений, тем более, что сатанизм имеет корни в иудейской каббале. На этой почве и зародилось движение сионизма. Теодор Герцель считал, что все народы мира являются врагами евреев, а еврейство является опасным элементом для христианского общества. Также Герцель разрабатывал планы и призывал евреев принимать христианство, чтобы потом овладеть им изнутри. Эти факты прямо дают понять, каким духом был водим основатель Сторожевой Башни.
Чарльз Рассел выражал в речах признательность за то, что еврейский народ сохранил свою веру. Для христианина такие благосклонные высказывания абсолютно неприемлимы, поскольку вера современного иудаизма – это не только Танах, но и Талмуд, который враждебен христианству. Евреи сохранили свою веру, но отвергли Иисуса Христа и Его истину. Поэтому речи Рассела являются бессмысленными для христианина.
Также Рассел в проповедях уверял, что евреям возвратится их величие, они будут главными представителями Бога на земле, они станут учителями человечества. Его проповеди по вопросам иудаизма и сионизма на идише и английском языке вышли общим тиражем более 700000 экз., не считая периодики.
Проблема в том, что весь этот «христианский» сионизм Чарльза Рассела был лишен проповеди об Иисусе Христе. В 1910 г. Комитет еврейского собрания прислал письмо Ч.Т. Расселу, в котором говорилось:«Тот факт, что Вы многократно клеймили позором преследования нашего народа, совершаемые «во имя христианства », убедил нас, что Вы являетесь нашим искренним другом. «; «Но какое-то время мы все же сомневались, может ли христианский пастор действительно интересоваться евреями только по той причине, что они евреи, без надежды на их обращение»; «Вы нас убедили, что не руководствуетесь желанием обратить нас в христианство или склонить к вступлению в религиозную секту, или в протестантскую или католическую веру». (Цит. по книге Юлиан Гжесик. «Возвращение», приложение 3, стр. 255,256).
Апостол Павел говорил, что спасение для иудеев также только через Евангелие ( Рим.1:16 ); что в Иисусе Христе теперь нет никаких национальных понятий ( Рим.10:12 ; Кол.3:8–11 ; Гал.3:28 ); что христиане проповедуют иудеям распятого Христа, а не оставляют иудеев со своей «избранностью» ( Деян.20:21 ; 1Кор.1:23 ).
«Исследователи Библии хорошо знали о многочисленных пророчествах о восстановлении, которые были возвещены древнему Израилю через пророков Бога ( Иер. 30:18; 31:8–10 ; Ам.9:14,15 ; Рим.11:25,26 ). Вплоть до 1932 года они думали, что эти пророчества относятся исключительно к еврейскому народу. Они полагали, что Бог вновь проявит благосклонность к Израилю и постепенно вернет евреев в Палестину, открывая их глаза на истину об Иисусе как Искупителе и Мессианском Царе, а также что через них он благословит все народы. Этот взгляд был отражен в речи брата Расселла «Сионизм в пророчествах», с которой он выступал перед большими группами евреев в Нью-Йорке и в Европе. Подобные мысли были выражены и в книге «Утешение для евреев», написанной братом Рутерфордом в 1925 году. Но со временем стало ясно, что события в Палестине, касавшиеся евреев, не были исполнением великих пророчеств Иеговы о восстановлении. Опустошение, постигшее Иерусалим в I веке, было следствием того, что иудеи отвергли Сына Бога, Мессию, посланного во имя Иеговы ( Дан.9:25–27 ; Мф.23:38,39 ). Становилось все очевиднее, что, как народ, они не изменили свою позицию. Ни о каком раскаянии в грехе, совершенном их праотцами, не могло быть и речи. Возвращение некоторых евреев в Палестину не было продиктовано любовью к Богу или желанием возвеличить его имя исполнением его Слова. Все эти мысли были ясно изложены во втором томе «Оправдания», который был издан Обществом Сторожевой Башни в 1932 году. Подтверждением правильности этого взгляда стало то, что в 1949 году недавно образовавшееся и провозглашенное родиной евреев государство Израиль вступило в Организацию Объединенных Наций, показав тем самым, что свои надежды оно возлагает не на Иегову, а на политические силы этого мира». (Свидетели Иеговы – возвещатели Царства Бога, глава 10, Вернет ли Бог евреев в Палестину?).
Хотя сионизм с 1932 года Свидетелями Иеговы был отвергнут, они пытаются представить Рассела таким образом, что он якобы проповедовал Евангелие евреям. Письмо Комитета еврейского собрания безусловно опровергает это. На этих основаниях мы видим, что Чарльз Рассел был в заблуждении, тратил время попусту перед евреями с «приятными речами», не говоря им истину об Иисусе и поддерживал антихристианское сионистское движение.