корона святого на иконе
Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.
наш приходской сайт
Удивительные и редкие образы Царицы Небесной
В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.
2. «Защитница сирых и оставленных»
На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.
Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.
3. «Милосердия двери»
В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.
4. «Благодатное Небо»
Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.
5. «Благоуханный цвет»
Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.
Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.
Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.
В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.
Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.
Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.
12. “Непроходимая дверь”
13. “О тебе радуется”
Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.
Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.
15. “Помощница в родах”
Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.
Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.
На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.
Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.
Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.
20. “Спорительница хлебов”
В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.
На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.
Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.
Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.
Иные материалы по теме «Иконы»:
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Поиск по сайту
Рубрики
Московский Патриархат
Новости Югорской Епархии
Социальный отдел Епархии
Каталог православных ресурсов сети интернет
Мы ВКонтакте
Мы в Одноклассниках
Воскресная школа
Икона дня
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053).
Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.
Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мч. Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Константина Голубева пресвитера (1995).
Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).
Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.Ряд.:2_Кор., 178 зач., V, 1–10.Лк., 40 зач., IX, 1–6.
7/20 ноября исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (1946).
Cвятая мученица Kорона и коронавирус
Фото: Реставрация реликвария св. Короны в Ахене( Фото Domkapitel Aachen/dpa)
Милости хочу, а не жертвы.
В Германии и Австрии верующие люди на фоне распространения эпидемии коронавируса вспомнили о раннехристианской святой мученицe Коронe (Corona) и стали возносить ей молитвы об избавлении от смертоносной заразы. Имя святой Короны издавна почитается во многих регионах и странах Европы, например, в Германии, Австрии, Италии и Чехии.
Культ поклонения этой святой неразделенной Церкви был широко распространен в VI веке благодаря монахам-бенедиктинцам. Ее мощи в 997 году перенесены из Италии в германский Ахен. В XIV веке часть мощей святой Короны получил и Пражский собор.
До начала пандемии коронавируса в марте 2020 года группы верующих из Баварии и Австрии совершали паломничества в те знаменитые места, где почитали св. Корону и находятся возведенные в ее честь церкви: это австрийские коммуны Шёпфль (Schоеpfl), Кирхберг-на-Векселе (Kirchberg am Wechsel), Штаудах (Staudach), а также итальянские города Фельтре (Feltre), Кастельфидардо (Castelfidardo), Озимо (Osimo) и др.
На севере Италии в провинции Беллуно области Венеция расположен небольшой городок Фельтре (Feltre), где его покровителями почитаются святые Виктор и Корона. Их память ежегодно отмечается 14 мая. По преданию, вернувшиеся из Иерусалима крестоносцы родом из Фельтре и других мест, расположенных на склонах горы Миесна (Mount Miesna), построили в Фельтре в честь святых Виктора и Короны базилику. 18 сентября отмечается перенесение мощей святой короны в Фельтре.
В условиях ужесточения карантинных мер из-за пандемии коронавируса все паломничества прекратились, зато слова «святая Корона» и «короновирус » доминируют на устах у многих веруюших и неверующих. Все то, что называется «короной» и не имеет ничего общего с заразным вирусом (алкогольный напиток, игровые автоматы, потухший вулкан на одном из Канарских островов, мексиканский музыкант и композитор с таким именем и др.) обросло в народе юмористическими комментариями и хохмами в социальных сетях.
11 марта 2020 года на фоне участившихся случаев смертей от коронвируса австрийское церковное агентство «kath.net» объявило святую Корону, пострадавшую мученической смертью в возрасте 16 лет, (далее – дословный перевод. Примеч. автора) «покровительницей против эпидемий» [1]. Ранее к этой святой, сообщают немецкие церковные справочники, обращались за помощью только мясники, искатели сокровищ, любители азартных игр на деньги, а также те, кто желал укрепить свою веру. Кроме того, святую Корону называли Небесной помощницей во время бурь и природных катаклизмов.
В немецких источниках имеются скудные и очень противоречивые сведения о святой Короне. Слово «корона» происходит из латинского языка, поэтому имя святой переводится как «коронованная». Точные даты ее жизни не известны: она жила либо в конце II-го, либо в конце III-го века. «Корона» или «Стефания» [2], вероятно, родилась около 160 года в Египте или Сирии, или в Антиохии. Местом рождения Короны называются Марсель и Сицилия.
Святой Короне и ее мощам поклонялись в германском Ахене, поэтому святую одно время стали называть покровительницей всех верующих этого города, где хранились ее мощи. Предположительно, в июне – июле 996 года германский король и император Священной Римской империи Оттон III (лат. Otto III) возвращался из Рима через Умбрию в Ахен и привез с собой реликвии Короны [3]. По мнению ахенских исследователей, мощи св. Короны предназначались, вероятно, для монастыря Лусберг (Lousberg) [4]. Свинцовый саркофаг с останками Короны был обнаружен в 1843 году во время раскопок в одной из гробниц Ахенского собора. После вскрытия и изучения содержимого саркофаг снова закрыли в гробнице.
Саркофаг вновь обнаружили в 1910 году, из него извекли около шести килограммов костных останков святой Короны. Мощам определили почетное место в часовне Св. Михаила (Michaelskapelle) [5]. Мощи решили хранить в специальной емкости, и для них у местных ювелиров заказали реликарий из драгоценных металлов. В 1912 году работу над ковчегом в форме церкви с куполом и весом 98 килограммов завершили.
В связи с тем, что ныне в социальных сетях появилось много информаций о распространении коронавируса, а также о существовании святой мученицы Короны и ее мощей в Ахене, руководство соборной Сокровищницы Ахена решило найти в запасниках реликварий. С его поверхности удалили пыль и решили отреставрировать раньше времени. Этой работой сейчас занимается студент-реставратор Луке Йонатан Кёппе.
Сами костные останки святой Короны решили не исследовать. У них есть свой запечатанный контейнер, который хранится в Сокровищнице. «Реликварий настолько велик, что он не вписывается ни в одну из наших выставочных витрин», сообщила корреспондентам директор Сокровищницы г-жа Биргитта Фальк [6].
Летом 2020-го года реликварий обещают представить на выставке, посвященной произведениям церковно-ювелирного искусства. Что касается мощей святой Короны, то пока неизвестно, выставят ли их для поклонения верующим?
Не ясно и другое, покажут ли в Ахене и «домообразной формы» саркофаг св. Короны? Размеры его следующие: длина – 127, ширина – 45, высота – 67 см. На поверхности саркофага выгравировано:
«CLAVDITVR HOC TVMVLO MA[RTI]Ra CORONA BENIGNA
TERTIVS HIC CAESAR QVAM DVCENS CONDERAT3) OTT[O]» [7].
Надпись можно перевести примерно так: «В этой гробнице находится набожная мученица Корона, которую привез сюда и похоронил император Отто III «.
Пресс-секретарь Ахенского собора Даниэла Лёвенич сообщила в прессе, что святая Корона никак не связана с «вирусом» и не может быть. «покровительницей вируса» [8]. По мнению г-жи Д. Лёвенич, существует, однако, некая параллель: «Святая Корона ныне рассматривается как Небесная помощница в борьбе против эпидемий». Этот тезис и объясняет, почему к святой мученице Короне приковано внимание верующих Германии.
В некоторых местах Баварии святую стали называть также покровительницей кладбищ. К святой обращаются с прошениями и молитвами о скором завершении пандемии коронавируса, о благополучии здравствующих и выздоровлении болящих. В Мюнхене греческий православный приход совершил молебен святой Короне (Степаниде), о чем cообщила влиятельная газета «Sueddeutsche Zeitung».
В католической Баварии появился текст молитвы к святой Короне:
Hl. Corona bitt fuer uns!
Allmaechtiger Gott, der du die Suenden deines Volkes vergibst und alle seine Gebrechen heilest; der du dich nennst: der Herr, unser Arzt und deinen geliebten Sohn gesandt hast, dass er unsere Krankheiten trage, blicke herab auf uns, die wir demaetig vor dir stehen. Wir bitten dich in dieser Zeit der Epidemie und Not, gedenke deiner Liebe und Guete, die du je und je deinem Volk in Zeiten der Truebsal gezeigt hast. Wie du die Vers;hnung Aarons gnaedig angesehen und der ausgebrochenen Plage Einhalt geboten hast, wie du Davids Opfer angenommen und dem Engel, dem Verderber, befohlen hast, seine Hand abzulassen, so nimm auch jetzt unser Gebet und Opfer an und erhaere uns nach deiner Barmherzigkeit. Amen! Wende diese Krankheit von uns ab; lass die, die davon befallen sind, wieder genesen; besch;tze die, welche durch deine Guete bisher bewahrt geblieben sind, und lass die Plage nicht weiter um sich greifen. Hl. Maria, Heil der Kranken – bitte fuer uns! Hl. Corona – bitte fuer uns!
Остановит ли святая мученица Корона смертоносное распространение коронавируса SARS-CoV-2? Покажут ли этому коварному вирусу средний палец не только верующие и те, кто далеки от веры и называют себя атеистами,– эти вопросы сегодня волнуют всех.
[1]. Cм.: Heilige Corona – Die Patronin gegen Seuchen!//11 M;rz 2020// kath.net/rn.
[2]. Также известная как Стефания, согласно греческому переводу её латинского имени, означающего «корона»
[3]. Inschriftenkatalog: Aachen (Dom)
Katalogartikel in chronologischer Reihenfolge. – Электронный ресурс http://www.inschriften.net/aachen-dom
[6]. По материалам сайта domradio.de
[7]. Inschriftenkatalog: Aachen (Dom)
Katalogartikel in chronologischer Reihenfolge.
Тайны канонической иконы. Богословие одежды
Иконы, словно раскрытые книги, которые говорят лучше слов – надо только научиться читать их. И тогда любая, даже незаметная деталь иконы – бахрома, застежка плаща или нашитая на одежду полоска – раскроет перед нами глубокие богословские тайны, укрепит в вере и научит истинам Православия. Сестры-иконописцы Ново-Тихвинского монастыря рассказывают о том, что означают на иконах детали одежды.
Иконы Спасителя. Господь Иисус Христос, как Царь царей и Господь господей, традиционно изображается в одеждах, которые носили знатные сановники Римской Империи: хитоне, напоминающем длинную рубашку, и гиматии, верхней одежде (по сути, это прямоугольный отрезок ткани, наброшенный поверх хитона в качестве плаща). В хитоны и гиматии облачены на иконах многие святые ветхозаветных и евангельских времен, но одеяние Спасителя имеет некоторые особенности.
Господь — Вседержитель
На правой стороне хитона Господа Иисуса Христа изображается клав — нашивная вертикальная полоса, символ царской власти византийских императоров. В иконографии Спасителя клав – знак царственности, чистоты и совершенства человеческой природы Христа.
На иконах хитон Спасителя пишут обычно в красных тонах, а гиматий — в синих. Эти два цвета символизируют человеческую и Божественную природы Христа. Синий цвет, символ чистоты и непорочности, напоминает нам о Небе. Красный же — о крови, пролитой Господом ради нашего спасения. Одеяние такого цвета – это и указание на царственное достоинство Спасителя. В древности пурпурные, красновато-фиолетовые одежды, порфиры, могли носить только царственные особы. Это одеяние было окрашено чрезвычайно редким красящим веществом — пурпуром, который добывался из пурпурных желез морских моллюсков. Пурпур был настолько дорогим, что даже самые знатные римские граждане могли позволить себе только пурпурные полоски на своих одеждах. А когда изнашивалась царская порфира, окрашенная пурпуром, ее не уничтожали, а разрезали на небольшие лоскутки, которые раздавали как награду отличившимся государственным деятелям.
Иногда Спасителя изображают и в одеждах другого цвета, чтобы подчеркнуть Его Божественные свойства. Так, на иконе «Спас в Силах» Господь изображен в одеждах золотого цвета, напоминающих нам о сиянии Его небесной славы.
Преображение
На иконе «Преображения» Спаситель облачен в белые одежды, в соответствии с Евангельским описанием преображения Господня: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3). Белый цвет, как и золотые лучи, символизирует нетварный Божественный свет.
Икона Пресвятой Богородицы из деисисного чина.
Иконы Богородицы. Пресвятую Богородицу принято изображать в мафории — четырехугольном плате или накидке, который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин того времени. Этот плат надевался поверх другой одежды и был так велик, что покрывал не только голову, но и почти все тело. Подлинный мафорий Пресвятой Богородицы с 474 года хранился во Влахернском храме в Константинополе. В иконографии тонa плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, багряный «царский» цвет мафория знаменует, что Богородица — Матерь Царя Христа.
Икона Божией Матери «Знамение.
По краям мафорий отделан золотой каймой (лента с золотыми нитями) и бахромой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма — знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней. Прикрытый мафорием голубой или синий цвет туники, нижней одежды, и чепца символизирует девство Богоматери, Ее небесную, совершенную чистоту.
Владимирская икона Божией Матери
Мафорий Пресвятой Богородицы на иконах украшается тремя символическими звездами — на челе (символ девства в момент рождества Спасителя), на правом плече (символ девства до рождества), на левом плече (символ девства после рождества). Вместе с тем три звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменуя вочеловечение Сына Божия — Второй Ипостаси Пресвятой Троицы.
Есть в одеянии Божией Матери еще одна деталь, на первый взгляд незаметная, но также важная. Это поручи, которые символизируют сослужение Богородицы — а в Ее лице и всей Церкви — Главе Церкви, Первосвященнику Господу Иисусу Христу.
Сщмч. Иларион, архиепископ Верейский
Святитель Тихон Задонский
Отличительная деталь облачения святителей – саккос, который знаменует собой багряницу Господа. На плечах у архиереев омофор — широкий лентообразный плат, украшенный крестами – обязательная часть облачения епископа: без него он не имеет права совершать богослужение. Например, святитель Тихон Задонский изображен на иконе в традиционном святительском облачении: саккосе, омофоре и митре. Омофор – символ заблудшей овцы, то есть каждого человека, а облаченный в омофор епископ изображает собой Христа, Доброго Пастыря, Который взял заблудшую овцу на плечи и отнес в дом Отца Небесного.
Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст
Иногда на иконах святители, например святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, изображаются не в саккосе, а в фелони – длинном и широком одеянии без рукавов, в которое в наше время облачаются при совершении богослужений иереи. Особенность этих фелоней в том, что они украшены множеством крестов, отчего и называются полиставрии (с греческого «многокрестие»). Дело в том, что в древности именно полиставрий был облачением архиереев, а саккос стал постепенно заменять его только в XV столетии, и поэтому архиереев, проводивших свою жизнь до этого времени, часто изображают в древнем одеянии.
Фрагмент иконы «Учители умного делания». Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Нередко встречаются изображения святителей и в архиерейской мантии. У плеч и спереди внизу на мантию нашивают скрижали – платы, на которых могут быть изображены кресты, херувимы, иконы Спасителя и Божией Матери, символические изображения евангелистов, вензель архиерея. Например, на иконе «Учители умного делания» на архиерейской мантии святителя Игнатия (Брянчанинова) внизу изображены скрижали с вензелем «Е» — епископ и «И» — Игнатий.
Сщмч. Петр, митрополит Крутицкий.
По традиции епископов и архиепископов изображают в мантиях лилового цвета, митрополитов – в голубых мантиях, а патриархов – в зеленых. Мантия, сама по себе символизирующая особое Божественное покровительство, имеет на себе еще один символ – так называемые источники, или струи. Три ряда красных и белых полос, во имя Святой Троицы, символизируют струи Божественной мудрости, припадая к которым церковный иерарх черпает мудрость и благодать Божию, чтобы передавать их своей пастве.
Вмчч. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец. Фрагмент иконы.
В центре иконы — благоверный князь Александр Невский.
Кроме того, воины облачаются в плащ – в Римской Империи он назывался хламида или лацерна, а закрепляется он фибулой (она называется еще запона или аграф) – застежкой, украшенной орнаментом и драгоценными камнями. Увидев на плаще воина фибулу, каждый понимал, что ее обладатель служит царю – и на иконах эта небольшая деталь символизирует, что мученики и другие угодники Божии, изображаемые в воинских одеждах, принадлежат воинству небесному и служат своему Царю – Господу Иисусу Христу. Как победоносные воины, повергающие невидимых врагов, эти святые на иконах имеют оружие: меч, иногда – лук и колчан со стрелами и копье.
Вмц. Ирина Македонская
На иконах всегда можно узнать равноапостольных, мучеников, страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, которые имели царское достоинство. На главе своей они имеют венец или корону, к которым у цариц и мучениц прикрепляются низанные украшения из жемчуга и камней – рясно.
Царственные Страстотерпцы
Далматика – длинная верхняя одежда, которую носили поверх туники, с широкими рукавами, имеет у царственных святых богато украшенные оплечье, передник и подольник. Далматика хорошо видна, например, на иконе Царственных Страстотерпцев у царевны Ольги и цесаревича Алексия.
Равноапостольная княгиня Ольга
Плащ царских особ напоминает императорскую багряницу. Все эти детали подчеркивают высокое достоинство царей – помазанников Божиих, которые благодаря своим добродетелям стали подражателями Господа-Вседержителя.
Преподобный Сергий Радонежский
Преподобные имеют особенные одеяния — хитон, мантию, клобук. Эта монашеская одежда, непохожая на мирскую, символизирует новое одеяние правды и радования, нетления и чистоты – одеяние, сотканное из добродетелей, в которое облекается человек, отрекшийся от мира и всего, что в мире. Каждая из монашеских одежд имеет особое значение: хитон напоминает о терпении добровольной нищеты, тесноты и скорбей, за которыми следует неземная радость. Мантия, длинная без рукавов накидка, застегнутая на вороте, у первых христиан была символом отречения от идолопоклонничества, а затем стала облачением исключительно монашествующих.
Преподобный Серафим Саровский
Мантия знаменует обретение монахом Божия покровительства, напоминает о строгости и подвижничестве монашеской жизни, благоговении и смирении. Как мантия не имеет рукавов, так и у монаха «нет рук» для мирской суеты и греховных поступков, его руки и другие члены как бы мертвы для порока. По толкованию святого Германа, патриарха Константинопольского, монашеская мантия символизирует крылья ангелов – монах, как ангел, должен быть готов ко всякому Божьему делу. С этим толкованием согласны слова современного подвижника благочестия, молитвенника и исповедника архиепископа Антония (Голынского-Михайловского): «Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать!» Святые отцы сравнивают мантию еще и с воинским плащом. Как по плащу с легкостью можно было определить, что воин служит императору, так и мантия показывает, что монах служит и старается во всем уподобляться своему великому Царю-Христу.
Если мантия напоминает плащ, то клобук – шлем, тот самый, о котором апостол Павел говорит «И шлем спасения восприимите» (Еф. 6, 11). Клобук свидетельствует о смирении монахов, их нелицемерном послушании и о хранении своих глаз от всего греховного и суетного.
Икона «Учители умного делания»
Преподобные Нил Сорский, Василий Поляномерульский, Зосима Верховский изображены в кукуле и аналаве, называемом иначе схимой. Эти одеяния монахов, имеющих постриг в великую схиму, также глубоко символичны. Кукуль — остроконечный головной убор — напоминает одежду младенцев, потому что монашествующие должны уподобляться в смирении детям. К тому же кукуль напоминает о том, что благодать покрывает и согревает угодников Божиих, охраняя их чистоту и простоту от демонов так же, как шапочки греют головы младенцев. Кукуль обшит вокруг крестами, чтобы этим царственным знамением отгонять врагов спасения, отовсюду нападающих на нас. Аналав, четырехугольный плат, который надевается на плечи, украшен крестами и означает крестоношение, следование за Спасителем, совершенное умерщвление миру.
Вмц. Анастасия Узорешительница
Святые жены: мученицы, праведницы, жены-мироносицы на иконах изображаются с покрытой головой — в соответствии со словами апостола Павла о том, что молящейся женщине следует покрывать свою голову, ибо она должна иметь «знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11, 10). Таким образом, покрытая голова свидетельствует о их пребывании в молитве и о их душевном расположении к смирению.
Прп. Мария Египетская
Но иногда святых жен изображают и с непокрытой головой. Например, так пишут преподобную Марию Египетскую в напоминание о том, что она лишилась своих одежд за время долгого пребывания в пустыне — они истлели. Непокрытая голова – это знак полного отречения святой Марии не только от мирских удовольствий, но даже и от того, что необходимо для жизни, знак исключительной аскетически-покаянной жизни этой преподобной, восшедшей из глубины греха на непостижимую высоту святости.
Мц. Вера
Кроме того, с непокрытой головой изображают отроковиц и юных дев – например, мученицу Веру и младших Великих Княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.
В следующих материалах вы узнаете об особенностях иконографии пророческого лика, а также ангельских чинов.
В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.