коронация наполеона бонапарта в соборе парижской богоматери
Давайте посмотрим на коронацию Наполеона
«Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года».Картина французского художника Жака луи Давида.Это огромное полотно.621 ; 979 см
Прошло так много времени,а эта картина даёт нам возможность поприсутствовать на коронации Наполеона.Давид создал своё полотно под впечатлением от работы «Коронация Марии Медичи» Рубенса.
Он работал над картиной три года,потом в 1808 году она была выставлена на всеобщее обозрение.Картина очень понравилась Наполеону.Он долго её рассматривал и сказал: «Что я вижу? Это не картина, можно просто зайти в нее: всюду жизнь».В этом же году он наградил Давида крестом почётного легиона.
Интересные особенности картины.
На коронации мать Наполеона не присутствовала,но он попросил художника нарисовать её.Вы видите её сидящей в кресле на балконе.
Давид рисует вокруг головы Наполеона связку золотых лавровых листьев, в то время как на момент коронации тот снял ее, чтобы взять корону. Каждый соглашался, что лавровый венок больше идет Наполеону, чем корона.
А теперь посмотрим,кто же присутствовал на коронации.
На картине находится от 152 до 200 фигур. Не все их можно узнать, но мы попробуем определить главных гостей.Для удобства разобьём всех на небольшие группы.
Сразу за Наполеоном мы видим группу Папы Римского: кардинал Феш, кардинал Капрара, греческий патриарх, различные итальянские и французские прелаты.Папа опоздал на коронацию.В момент как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину.Ограниченному в действиях Пию VII, ничего не оставалось, как объявить всем на латыни: «Император навсегда!»
Сразу за Жозефиной мы видим братьев и сестёр Наполеона,фрейлины и камергеры принцесс, и три маршала: Лефевр, Периньон и Келлерман.
Обращены лицом к зрителю( на балконе): мать Наполеона, мадам Су, мадам де Фонтанжес, месье де Коссе-Бриссак, месье де Лавилль и генерал Бомон.
Над мадам Мер: видные буржуа, художники и писатели. Некоторые говорят, что в этой группе Давид изобразил также себя (человек, делающий зарисовки?). Ясно, что его мастер, Вьен, здесь.Позади главного алтаря мы видим иностранных послов.
Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты.
Известный ювелир изготовил для знаменитой Жозефины коронационную тиару — усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) ко 2 декабря 1804 года.Наполеон продолжал дарить ей драгоценности.
Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою голову. Поносил, снял, и «просто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к, стоящей на коленях, Жозефине и поднял корону над ее головой.
Вот этот момент и запечатлел художник.В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора, коронующим Жозефину. Это была редкая наглость.
А вот, заказанную Наполеоном корону Карла Великого, оставили, взамен уничтоженного революцией древнего венца французских королей. Сегодня она вольготно живет в парижском Лувре. Больше никого не будет короновать знаменитый венец!
В 1885 году Национальное собрание Франции постановило продать большую часть королевских, императорских регалий и драгоценностей, чтобы воспрепятствовать любым попыткам реставрации монархии. Сохранились лишь несколько предметов, благодаря их исторической ценности.
Жак-Луи Давид родился 30 августа 1748 года в семье оптового торговца железом. Он обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения.
Умер художник в 29 декабря 1825 года и был похоронен на кладбище квартала Леопольда в Сен-Жосс-тен-Ноде (в 1882 году перезахоронен на Брюссельском кладбище в Эвере), его сердце было перевезено в Париж и захоронено на кладбище Пер-Лашез.
Давид создал своё полотно под впечатлением от картины Рубенса «Коронация Марии Медичи».
Для своего полотна Жак-Луи Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует свою супругу Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение.
Художник работал над картиной два года: получив устный заказ в сентябре 1804 года, он приступил к работе 21 декабря 1805 года, положив последний мазок в январе 1808 года. Вскоре картина была представлена публике: с 7 февраля по 21 марта она выставлялась в Салоне.
Картина оставалась в собственности художника вплоть до его отъезда из Франции после падения Наполеона. В 1819 году была перенесена в Королевские музеи, где хранилась в запасниках. В 1837 году по приказу короля Луи-Филиппа полотно было передано музею истории Франции в Версале, в 1889 году передано в коллекцию Лувра. Экспонируется на 1-м этаже галереи Денон, в 75-м зале.
Участники церемонии, изображённые на картине:
Кроме того, картина Давида вдохновила художника Луи-Леопольда Буальи на создание его картины, написанной в жанре «картина в картине», «Публика смотрит на Коронацию Давида в Лувре».
Коронация наполеона бонапарта в соборе парижской богоматери
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Коронация Наполеона
Портрет Наполеона I, Энгр, 1806
2 декабря 1804 года генерал Наполеон Бонапарт был коронован как император Наполеон Первый. Так выполнялся план этого человека по переустройству мира – не на старый монархический лад, но и не на революционный, в котором не было места королям и церковным обрядам.
Напомню, что собор Парижской Богоматери при якобинцах был перекроен в храм Разума. А Наполеон там короновался уже почти как «добрый католик». Почти! Потому что своеволие «великого человека» ощущалось в каждом жесте. Как и преклонение перед вполне языческими традициями Рима (правда, Наполеон был далеко не первым поклонником эстетики цезарей в католической Европе).
До коронации он был первым консулом Франции и первым полководцем Западной Европы. Титулы и почести добывал огнём артиллерии и напором кавалерии. Сенат предложил ему принять титул императора. Генерал Бонапарт милостиво согласился: он уже достиг безграничной власти в своей стране, пора бы подтвердить её громким титулом.
К началу декабря город причудливо разукрасили. Повсюду полыхали флаги и факелы. Вельможи вспоминали, листая летописи, как короновали Карла Великого – и дополняли церемониал всё новыми и новыми нюансами. Парижские и итальянские ювелиры выковали копию потерянной в революционной суматохе короны Карла Великого. А заодно, выполняя волю первого консула, создали золотой лавровый венок в римском стиле.
Но вот вам особенность, в которой – размашистая манера Бонапарта. Карл Великий короновался в Риме, а Наполеон потребовал, чтобы Римский папа прибыл в Париж. Он восхищался исторической ролью Рима, но считал, что в 19 веке Париж вполне может претендовать на роль города, в который ведут все дороги.
И вот восьмёрка лошадей доставила роскошную карету к храму. Наполеон и Жозефина в золочёной парче прошествовали на глазах экзальтированной публики. На плечах будущего императора – мантия с горностаем, которую поддерживала четвёрка солидных сановников.
…И вот в соборе появился папа Римский – Пий VII. Он вовсе не был поклонником Наполеона, но не мог противостоять большим батальонам. Бонапартий его «взял силой». В кульминационный момент, когда папа произнёс: «Императорскую корону получает…», Наполеон остановил его властным жестом. И собственноручно возложил корону на себя и на Жозефину. Папа смиренно продолжил таинство. Что это – пример человеческой гордыни?
Это событие лучше всего представить под музыку Бетховена – скажем, под звуки Третьей симфонии, которую композитор писал как раз в те месяцы и посвятил Наполеону, который в те дни был для Бетховена идеалом героя. Правда, реставрацию монархии Бетховен не приветствовал и начинал разочаровываться в своём кумире.
А ещё необходимо, чтобы перед глазами стояла картина Давида, которая нравилась Наполеону. Художник залюбовался Наполеоном, коронующим Жозефину. Картина производит впечатление – как золото на бархате. А портрет Энгра – апофеоз наполеоновского культа. Человек, завоевавший корону, взлетает ещё выше, чем потомственный монарх.
Жак Луи Давид. Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины
в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года, 1806—1807
Старые республиканцы грустили. Столько крови пролито в борьбе с «королями» – и вот снова нужно кланяться великому монарху. «Быть генералом Бонапартом – и стать императором Наполеоном. Какое падение!», – повторяли они изречение одного журналиста.
Единственным, но и победительным гарантом наполеоновской власти была армия. Великая армия.
И ненавистники, и поклонники Французской революции едины в такой оценке: те события дали толчок развитию военной науки, карьере талантливых молодых полководцев, да и просто инициативных офицеров. Во всех сражениях с немцами и австрийцами проявилось это революционное преимущество.
Принять вызов у Франции могла только русская армия. Почему? Импульс петровских реформ оказался не менее сильным, чем революционная встряска. Россия превратилась в воинскую державу. Всё дворянство встало под ружьё. Да, Пётр Третий дал им лазейку, но вплоть до окончания наполеоновских войн правило балом воинское поколение дворян.
Молодой революционный генерал прославился на весь мир в 1796 году. Суворов тогда пребывал в ссылке, но старался следить за европейскими событиями. В одном из писем русский полководец тонко проанализировал саму суть Бонапарта:
«О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун! Он побеждает и природу, и людей. Он обошел Альпы, как будто их и не было вовсе. Он спрятал в карман грозные их вершины, а войско свое затаил в правом рукаве своего мундира. Казалось, что неприятель тогда только замечал его солдат, когда он их устремлял, словно Юпитер свою молнию, сея всюду страх и поражая рассеянные толпы австрийцев и пьемонтцев.
О, как он шагает! Лишь только вступил на путь военачальства, как уж он разрубил Гордиев узел тактики. Не заботясь о числе, он везде нападает на неприятеля и разбивает его начисто. Ему ведома неодолимая сила натиска – более не надобно.
Сопротивники его будут упорствовать в вялой своей тактике, подчиненной перьям кабинетным, а у него военный совет в голове. В действиях свободен как воздух, которым дышит. Он движет полки свои, бьется и побеждает по воле своей! Вот мое заключение: пока генерал Бонапарт будет сохранять присутствие духа, он будет победителем.
Великие таланты военные достались ему в удел. Но ежели, на несчастье свое, бросится он в вихрь политический, ежели изменит единству мысли, – он погибнет».
Так и случилось. Гений тактики соблазнился политическими почестями, проиграл собственной гордыне. Поразительно, что Суворов угадал возможность такого падения задолго до коронации.
В 1812-м в России зародилась традиция демонизации Наполеона. Грабительские, даже святотатственные повадки захватчиков давали к этому повод. Но постараемся трезво разобраться в Наполеоне, осмыслить его политическое наследие.
Мог ли он стать партнёром России? Непростой вопрос. Просвещённые французы относились к нашей стране свысока. А наш царь не мог сочувствовать выдвиженцу революционеров. Да и давние торгово-политические связи с Британией имели значение.
Кроме того, к 1804-му году никто не сомневался, что Наполеон стремится к мировой гегемонии, к единоличной власти над миром. Ни Александр Павлович, ни любой другой император Всероссийский на вторые роли при парижском цезаре согласиться не мог.
Что дальше? Попытка перекроить политическую карту мира, изменить внешнеполитические традиции, смазать карту будня. Поход в Россию, который Наполеон не считал своей главной целью, обернулся катастрофой, за которой последовала война на уничтожение, в которой «великий человек» оказался обречённым на поражение.
Можно сколько угодно гадать – как сложились бы судьбы России и Европы, если бы удержался союз Наполеона с Павлом или Александром. Двум великим воинским державам тесно оказалось на континенте, да и Британия подталкивала Россию к прямому противостоянию с Бонапартием.
Но повода к началу войны Александр не подавал! И наступление Великой армии на Восток в июне 1812-го Наполеон мотивировал натянутыми, недостаточно основательными претензиями к Российской империи. И погубил свою империю, хотя и после побега из заснеженной России сопротивлялся ещё почти полтора года, демонстрируя чудеса полководческой воли.
Важным фактором стала и решимость русского императора сражаться с империей Наполеона до конца. Во время ста дней у них снова возник повод стать союзниками: Наполеон послал Александру бумагу, компрометирующую других вождей антинаполеоновской коалиции. Они вместе с Талейраном заключили тайный военный союз против России. Австрийцы и англичане готовы были в спину ударить тем, кто спас их от порабощения. Ведь именно русский солдат нёс главные тяготы кампаний 1813 и 1814-го. Не было ни одного крупного сражения, в котором среди павших русских было меньше половины…
Как император и полководец, Наполеон погиб. Как больной, издёрганный, во всём разочарованный человек – доживал на острове Святой Елены. И всё-таки ему удалось многое. Он приспособил завоевания революции для обывателя, для будущего Европы. Кодекс Наполеона завоёвывал новые высоты и после отстранения императора.
Наполеон Бонапарт после отречения во дворце Фонтенбло. Деларош (1845)
Радикализм Французской революции не мог утвердиться надолго: страна занималась самоуничтожением. Наполеон сгладил углы, прекратил, например, гонения на Церковь, которые при якобинцах превратились в войну на уничтожение.
Конечно, он, сын века Просвещения и раб собственного честолюбия, воспринимал веру утилитарно. За проповедь идеи сверхчеловека Наполеона считали воплощением дьявола – и не беспричинно. Правда, многие монархи прежних, былинных времён, усердно посещавшие Храм и не забывавшие считать себя Помазанниками Божьими, отдавали все силы возвеличиванию собственного «Я» не менее рьяно, чем Наполеон. Он просто отбросил условности – да и как иначе в послереволюционные годы?
Известно одно из наполеоновских изречений: «Без религии человек может лишь брести в темноте; и католическая религия – единственная, которая дает человеку истинное и непогрешимое объяснение его сущности и предназначения. Общество без религии подобно кораблю без компаса».
Правда, сказано это было, чтобы переманить на свою сторону влиятельное миланское духовенство, с которым Наполеон подчас обращался непочтительно. И всё-таки от якобинских перекосов французских христиан спас именно Наполеон – неисправимый гордец и авантюрист, показавший миру такую силушку, что до сих пор мы вспоминаем его ежедневно.
«Коронация Наполеона», или немного французской пропаганды
Что может быть лучше старой доброй пропаганды от Жака-Луи Давида?
На самом деле сам факт существования этой картины довольно забавен. Судите сами: Давид был ярым революционером, другом Марата и Робеспьера, членом Конвента (республика, все дела) и подписантом решения о казни короля Людовика XVI. И спустя несколько лет художник прославляет самопровозглашённого императора!
Жак-Луи Давид – «Коронация Наполеона в соборе Нотр-Дам 2 декабря 1804 года», 1807
И делает это мастерски. Все сливки наполеоновской Франции есть на картине: от маршалов до приближенных двору. Все действительно были на коронации, кроме матери маленького императора – ее по желанию Наполеона художник добавил чуть позже.
Кстати, на коронацию пригнал аж сам Папа Римский (потом с захватом его земель корсиканец бросит мужика в тюрьму), и когда он начал возлагать золотой лавровый венец на светлую головушку Наполеона, тот вырвал из рук Папы короны и сам водрузил себе на голову. Обозначил, так сказать, кто тут главный и самый независимый.
Поэтому сюжет картины Давид решил сделать менее конфликтным и изобразил момент коронации Жозефины, жены императора. Там таких поворотов не было)
Сам Давид сидит в возвышении в театральной ложе в центре композиции, делая наброски сцены среди разодетых в бархат, меха и атлас членов императорской семьи и других аристократов. Художник на самом деле присутствовал на церемонии коронации в Нотр-Дам. Добавив себя на полотно, Давид показал преданность короне и заодно позволяет прихвастнуть своим мастерством.
Картина довольно крупная, все герои изображены практически в натуральную величину. По параметрам 6,2 на 9,7 метров. Владельцы студий и однушек смахивают слезу))
Наполеон был доволен работой: «Прекрасно, просто прекрасно! Давид, вам удалось постичь мои мысли и изобразить меня французским рыцарем!»
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo
А почему всё-таки Жак-Луи Давид стал прославлять Наполеона? Банально испугался или были какие-то ещё, идеологические, причины?
Моя первая работа: «Физалисы»
Попробую еще раз пробиться в Лигу художников. На этот раз переделала фото. Вроде цвета соответствуют реальным и убрала из кадра все посторонние предметы.
40*60 см, холст на подрамнике, акрил, паталь.
Повторюсь: последний раз рисовала в школе. Акрилом- никогда ранее.
Принимается конструктивная критика: что не так, что можно исправить или убрать.
Рыжий лес
Нестандартная картина
Вечерняя Венеция
«Вечерняя Венеция». 2020.
Холст, масло. 90х150 см.
Картина написана по фото. Пишу картины разной сложности и любых размеров.
Внутри.
Пижма
Акрил, спил дерева (порода неизвестна, предположительно вишня), 9,5х23 см. 2021 г.
Картина маслом «Свежесть»
Работа написана маслом на холсте 40х50 см.
Сломал дорогу (2)
Глобальное потепление
Автор назвал эту картину «пчела»
Мне кажется я мог бы стать художником.
Дальний выруби! Акварель
Детский Рисунок на обоях
Даже не думал что так обалденно получиться
Стены мои
Товарищ мой
Восторг мой
Тег моё
Персонажи из мульта bare Bears
Рыжая осень
Миниатюра
Акварельная копия в размер спичечного коробка, написанная мной в 2016 году.
«Данте и Вергилий в аду» Бугро, или не ходите дети по Аду гулять
Частенько в своих постах я ругаю академизм, и есть за что. Но и не восхищаться многими картинами направления я не могу. Не стала исключением и эта – вы поглядите, сколько эмоций, силы и эстетства.
Адольф Вильям Бугро – «Данте и Вергилий в аду», 1850
Ах Данте, твое путешествие лично для меня закончилось на одном из кругов в чистилище – для молодого меня стало совсем неинтересно на каждую страницу читать страницу заметок, каюсь и обещаю исправиться.
Немного про сюжет. Данте в сопровождении Вергилия обходит знаменитые круги Ада, картина застает их на восьмом, а конкретно на 10 рве восьмого круга. Там, как известно, не очень позитивно проводят время фальсификаторы.
Карта Ада от Сандро Боттичелли:
Джанни Сикки (прозвище рыжий) кусает и ломает полностью Капоккьо. Оба начудили в свое время: Сикки выдал себя за местного богача на смертном одре (тот как раз недавно умер) и от его имени составил завещание, весьма и весьма выгодное для себя. А Капоккьо был обычным алхимиком и еретиком, ничего особенного.
Драка Сикки и Капоккьо:
А вот что интересно – детали! Во-первых, вам не кажется удивительным, насколько Данте и Вергилий спокойны? У вас тут под ногами происходит ММА, а Данте лишь немного недоволен.
Для антуража Бугро добавил черта с грустным взглядом, а на заднем плане гору плоти – люди борются между собой и безуспешно пытаются спастись. Добавляет настроения зарево на фоне – ничего хорошего в этом месте не встретить.
Черт и борьба погибших душ на заднем плане:
В центре картины самое главное событие – безумная драка, этот клубок из мышц, сухожилий и чистой ярости. Бугро попытался изучить мрак человеческой души, но при этом не уходит в безумие Гойи, а старается уловить баланс эстетического – согласитесь, сюжет откровенно мерзкий, но картина не вызывает отвращение, она притягивает, хочется разглядывать ее.
Бугро явно вдохновлялся картиной Делакруа с тем же сюжетом и той же вычурностью.
И вы мне скажете – окей, а сможешь добавить актуальную повестку и связать картину с Оксимироном? Ха, легко. Группа блэк-металлистов Gorgoroth (прямо как его Горгород, а?) взяли картину на обложку.
Но вообще их название из вселенной Толкина, но приплести получилось, не правда ли?
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo
«Интервью»,уголь, 60х85
Питаю какую-то слабость и любовь к монохромным работам в ретро стиле и минимализме. Есть в это какая-то магия))))
Проект мультфильма по произведениям Ивана Ефремова
Тайна Дан, биохимик
«Есть только один настоящий путь в космос – от избытка сил, с устроенной планеты на поиски братьев по разуму и культуре. А для этого человек должен обеими ногами крепко стоять на Земле, переделывая её радостным трудом и становясь всё богаче и крепче духовно». Иван Ефремов «Лезвие бритвы»
Глаза моих собеседников, художников излучают доброту и горят энтузиазмом. Интервью с ними оказалось одним из самых приятных в моей жизни.
– Слава, что представляет из себя ваш проект 37-я звёздная?
– Спасибо, что наш проект так заинтересовал вас и вызывает внимание у любителей и не только любителей научной фантастики.
Как уже вы сказали ранее, наш проект задумался как художественно-анимационное воплощение мира и образов творчества Ивана Ефремова. Анимация как жанр и форма выражения очень схожа с научно-фантастической литературой в том, что и там, и тут художник (писатель) или группа авторов, сами конструируют и фантазируют мир, который хотят открыть человеку, своему современнику. Также анимация (в отличие от игрового кино), как и написанная книга для читателя, оставляет зрителю свободу для своего личного воображения, для дальнейшей фантазии увиденного, что важно для продолжения жизни образов, героев произведения в мыслях и чувствах каждого неравнодушного зрителя. Поэтому мы выбрали подобную форму выражения. Фильм или сериал (об этом мы также ещё размышляем) будет совмещать сложившиеся традиции классической анимации с уже давно современными трехмерными цифровыми технологиями.
– На какой стадии разработки находится проект в настоящее время?
– Сейчас – самый ответственный и кропотливый этап, подготовительно-концептуальный, и тут есть ряд направлений: 1. Работаем над характерами образов героев, над их физически-эмоциональным состоянием в различных ключевых точках сценария 2. Над технической сферой космических аппаратов и их динамикой движения 3. Над образом планеты «железной звёзды» и её обитателями.