корсунский собор торопец история

Корсунско-Богородицкий собор в Торопце

корсунский собор торопец история. Смотреть фото корсунский собор торопец история. Смотреть картинку корсунский собор торопец история. Картинка про корсунский собор торопец история. Фото корсунский собор торопец история

СтранаРоссияГородТоропецКонфессияправославиеЕпархияТверская и КашинскаяТип зданияСобор (храм)|СоборАрхитектурный стильбароккоАвтор проектаОсип СпиркинСтроительство1795—1804 годыСостояниедействующийСайтОфициальный сайт

Корсунский собор в Торопце — православный собор в г. Торопец (ул. Комсомольская) Тверской области. Построен в стиле барокко по проекту архитектора Осипа Спиркина в 1795—1804 годах на берегу оз. Соломено.

В соборе хранилась чудотворная Корсунская икона, которая по преданию была привезена в Торопец супругой князя Александра Невского.

Реликвии

До 1917 года в Корсунско-Богородицком соборе находилась чудотворная Корсунско-Торопецкая икона Божией Матери, которая с 3 декабря 2009 года находится в Церкви Александра Невского в Княжьем Озере.

Источник

Торопец. Кафедральный собор Корсунской иконы Божией Матери.

Корсунско-Богородицкий собор

Карта и ближайшие объекты

корсунский собор торопец история. Смотреть фото корсунский собор торопец история. Смотреть картинку корсунский собор торопец история. Картинка про корсунский собор торопец история. Фото корсунский собор торопец история

Статьи

Сразу же при въезде в город, у Егорьевских ворот, стояли небольшие деревянные церквушки – Георгиевская и Одигитриевская. В 1676 году по указу Алексея Михайловича вместо деревянной Одигитриевской выстроили каменный Корсунско-Богородицкий собор. На первый взгляд может показаться, что указ был какой-то случайной прихотью богомольного царя, вспомнившего о далеком порубежном Торопце. Но дело все в том, что в Георгиевской церкви хранилась древняя икона, особо чтимая на Руси. Икону эту, по преданию, привезла в Торопец из Полоцка жена Александра Невского и оставила здесь в память о своем венчании. А в Полоцк икона попала якобы из Византии через Корсунь. Алексей Михайлович, вероятно, хорошо знал эту легенду и беспокоился о сохранении иконы, посылая свой указ. Насколько же сами торопчане чтили Корсунскую икону, хорошо видно из другого предания. Опасаясь, что Иван Грозный заберет её в Москву, они срочно изготовили копию и облачили копию в венцы, ризы и цаты со старой иконы, а подлинную без украшений спрятали в алтарь за престол. Иван Грозный в Торопец так и не пожаловал. Подлинник и копия остались в церкви, само же предание, хотя и полулегендарное, служит прекрасной иллюстрацией смелости горожан, не испугавшихся грозного царя. Несколько лет назад Корсунская икона попала в руки реставраторов Русского музея. Многое из казавшегося легендарным подтвердилось. Икона действительно происходила из Византии и была датирована исследователями XII-XIII веками. К сожалению, от этого времени на иконе сохранилось только одеяние Марии и младенца Христа. Лицо же и руки, видимо, полностью утрачены. Много невзгод повидало древнее произведение неизвестного мастера. Не раз его вытаскивали из пожара, пока наконец не поместили в первый каменный собор где казалось, ей ничто не угрожало. Но собор простоял немногим более ста лет, когда в городе случился очередной пожар уничтоживший почти весь Торопец. В пожаре 1792 года обгорели и каменные церкви. Икону спасли вновь, а собор, как ни пытались торопчане восстановить пришлось разобрать. На строительство нового собора деньги «собирали всем миром». Городской богатей, купец Иван Находкин, не пожалел на храм двух тысяч рублей. Тогда же на думском собрании было поставлено условие, чтобы городской голова «через знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и представил обществу с причтом на рассмотрение». Таким знающим архитектуру стал смоленский архитектор Осип Спиркин, и в 1795 году приступили к строительству.

Возведение собора шло медленно. Не хватало денег. Да и откуда им взяться, если в пожаре у многих погибло все. В конце концов строительство пришлось приостановить. Но велико было желание горожан увидеть новый собор, и они обратились к Павлу I с просьбой о пожертвовании на окончание работ. Вероятно, опасаясь отказа, торопчане в своей челобитной перечисляют все знаки внимания, оказанные собору предками императора. Всей запрошенной суммы Павел I не дал. Выделил лишь половину, которой с трудом хватило на окончание строительства, и в 1804 году новый собор был торжественно освящен. Осип Спиркин, чей проект послужил основой собора, не был первоклассным архитектором, но столичную архитектуру знал. Владея определенными навыками, он свободно скомпоновал высокий четверик с двумя одинаковыми выступами: один, с востока, служит апсидой, другой, с запада, значительно увеличивает площадь храма. Своды, перекрывающие храм, усложнены световым барабанчиком и световыми люкарнами. Архитектор стремился привнести в собор даже светские мотивы, трактуя боковые главки как стройные обелиски, завершив их не крестами, а сферами и осветив интерьер большими оконными проемами. Но, к сожалению, удачно найденные детали почти не находят своего выражения во внешних объемах. По-видимому, условием договора было оговорено, что собор должен быть с двумя приделами, и Спиркину пришлось добавить с запада крытую галерею, а с севера и юга сами приделы. Из-за этого зрительно потерялась колоссальная высота собора. Он стал каким-то дробным, лишенным четкости силуэта, неуклюже большим, что подчеркнули выстроенная во второй половине XIX века каменная ограда с часовней и сторожкой, за которой зданию стало тесно. Гораздо интереснее интерьер, более разработанный, светлый – черта, характерная для эпохи классицизма. Однако у собора есть одно достоинство, заставляющее забыть о просчетах архитектора. Это его высота, которая много значит для силуэта города. Поставленный почти на самой окраине, он завершает панораму, открывающуюся с противоположного берега и с озера. Когда-то эта панорама была еще интереснее. Возле собора стояла огромная колокольня. Её начали строить за несколько лет до пожара, и она повторяла выстроенную несколько ранее колокольню в Осташкове. Торопецким колокольням не везло. Их предпочитали ломать, а не ремонтировать. Этим исказили панораму города, о которой еще в середине XIX века писали: «она имеет вид какого-то кремля».

Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М., 1972. hram-tver.narod.ru

Среди «Доброхотный дателей», которые жертвовали средства на благоукрашение собора, можно назвать имена и царя Михаила Федоровича, и императора Александра I, и Дмитрия Боткина, и многих других. В годы советской власти богослужения в соборе не совершались. Средств на реставрацию этого прекрасного памятника Торопецкого зодчества не было. И только сейчас главный храм Торопца восстанавливается. И как и раньше, это делается на благотворительные пожертвования Торопца, всех, кому дорога торопецкая земля, кого восхищает ее прекрасная природа и уникальные памятники истории и культуры.

Попечительский совет Корсунско-Богородицкого собора. www.toropets.net

Корсунско-Богородицкий собор. Впервые был построен на территории бывшего Кремля в 1676 году на месте прежней церкви. В 1792 году большая часть храма была уничтожена во время пожара. Поэтому в 1795 году началось и в 1804 году закончилось строительство нынешнего здания собора. Храм создан по проекту Осипа Спиркина, благодаря «доброхотным пожертвованиям граждан Торопца и Государя императора Павла Петровича, который в 1798 году выдал на постройку 4000 рублей».

Собор кирпичный на каменном фундаменте, пятиглавый. На построенной в 1788 году отдельно от храма трехъярусной колокольне висело 7 колоколов, самый большой из которых вeсил 400 пудов. На нем были изображены Божья Матерь, Святой Георгий и Святой Александр Невский, имелись две надписи: «В честь Пресвятой Богородицы перелит сей колокол в 1841 году декабря 5 дня тщанием ceгo собора протоиерея Иоанна Холмского с братию и церковным старостою купцом Федором Абаконовым и ycepдием доброхотных дателей г. Торопца». «Лил сей колокол осташковский купец Михаил Иванов и сын eгo Василий Свинкины». На втором колоколе, весом 163 пуда, были те же надписи. Колокольня не сохранилась.

В соборе хранилась знаменитая чудотворная икона Kорсунской Божьей Матери, написанная, согласно преданию, св. евангелистом Лукой и привезенная в 20-x годах 12 века из Византии святой княгиней Евфросиньей. Считалось, что эту икону оставила в Торопце супруга Александра Heвскогo полоцкая княжна Александра Брячаславна, в память о венчании здесь со своим мужем. Ежегодно с Корсунской иконой совершались крестные ходы в городские и некоторые уездные церкви, вокруг собора, на речку Торопу, по валу острова и вокруг города.

В 1879 году собор был обнесен каменной оградой. Именитыми торопчанами в негo было пожертвовано 4442 рубля неприкocнoвeннoгo капитала. С 1886 года при храме действовала цepковно-приходская школа, в которой обучалось 100 человек.

По описанию 1897 года: Корсунский собор расположен при въезде в город по Великолуцкой дороге. Еще в ХIII веке упоминается о соборе из дуба, где в 1239 было бракосочетание Александра Невского, но место этого обора не известно, может быть он был на старом посаде. По переселении жителей в новый посад в 1362 году был выстроен на настоящем месте новый собор, составленный из двух деревянных церквей — Георгиевской, в которой за престолом находилась Корсунская икона Б. М. и Одигитриевской. В 1676 г. на месте деревянной Одигитриевской построена каменная с приделом, а вместо другой деревянной в 1685 г. разрешено построить к Одигитриевской церкви каменный придел. Эта трехпрестольная соборная церковь существовала до большого пожара, истребившего ее вместе с домами обывателей в 1788 году. На месте её в 1804 г. окончен постройкой ныне существующий соборный храм. В нем по ценности вклада и древности замечательна Корсунская икона Божией Матери — подарок супруги благоверного князя Александра Невского. Из ценных вещей сохраняются: напрестольный крест — дар царя Михаила Феодоровича в 1641 году, другой напрестольный же крест с частицами мощей разных святых, воздухи, шитые золотом.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №64, 2013 г.

Источник

Корсунско-Богородицкий собор

корсунский собор торопец история. Смотреть фото корсунский собор торопец история. Смотреть картинку корсунский собор торопец история. Картинка про корсунский собор торопец история. Фото корсунский собор торопец история

СтранаРоссияГородТоропецКонфессияправославиеЕпархияТверская и КашинскаяТип зданияСобор (храм)|СоборАрхитектурный стильбароккоАвтор проектаОсип СпиркинСтроительство1795—1804 годыСайтОфициальный сайт

Корсунский собор в Торопце — православный собор на берегу озера Соломено в г. Торопец Тверской области. Ныне существующее здание построено на месте более раннего в 1795—1804 годах в стиле провинциального барокко по проекту смоленского архитектора Осипа Спиркина.

Архитектура

Пятиглавый кирпичный оштукатуренный собор. Центральная глава световая, четыре главы декоративные, глухие. Объёмная композиция включает высокий четверик с двумя одинаковыми выступами с востока и запада. С запада к собору примыкает трапезная с двумя приделами. В 1979—1980 годах собор был отреставрирован. Возвращен церкви в 2005 году. Отдельно стоящая колокольня и часть ограды утрачены в советское время.

Реликвии

До 1917 года в Корсунско-Богородицком соборе находилась чудотворная Корсунско-Торопецкая икона Божией Матери, которая с 3 декабря 2009 года находится в Церкви Александра Невского в Княжьем Озере. После реставрации предполагается вернуть икону в торопецкий собор.

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Корсунско-Богородицкий собор» в других словарях:

Корсунско-Богородицкий собор в Торопце — православный храм Корсунско Богородицкий собор в Торопце Страна Россия … Википедия

Торопец — Город Торопец Герб … Википедия

Тверская и Кашинская епархия — Русская православная церковь … Википедия

Торопецкая икона Божией Матери — Дата появления: XIV век … Википедия

Корсунская икона Божией Матери — Список иконы XVIII века Иконо … Википедия

Toropez — Stadt Toropez Торопец Wappen … Deutsch Wikipedia

Торопец — Районный центр в Тверской области, в 332 км к западу от Твери. Расположен на западе Валдайской возвышенности, на берегах р. Торопа, протекающей через озеро Соломено, на автомагистрали Москва Рига. Железнодорожная станция на линии Бологое… … Города России

ТОРОПЕЦ — ТОРОПЕЦ, город в Тверской обл., на р. Торопа, протекающей через оз. Соломено. Ж. д. станция. 17,3 тыс. жителей (1998). Мебельно де ревообрабатывающий комбинат, ли тейно механический завод, пищевые и др. предприятия. Краеведческий музей. Известен… … Русская история

Торопец — город в России, Тверская область, на р. Торопа, протекающей через озеро Соломено. Железнодорожная станция. 17,3 тыс. жителей (1998). Мебельно деревообрабатывающий комбинат, литейно механический завод, пищевые и другие предприятия. Краеведческий… … Энциклопедический словарь

Торопец — Торопец. Торопец, город в Тверской области, центр Торопецкого района, в 332 км к западу от Твери. Расположен на западе Валдайской возвышенности, у истока р. Торопа из озера Соломено. Железнодорожная станция. Население 17,5 тыс.… … Словарь «География России»

Источник

Корсунско-Богородицкий собор в г. Торопец

корсунский собор торопец история. Смотреть фото корсунский собор торопец история. Смотреть картинку корсунский собор торопец история. Картинка про корсунский собор торопец история. Фото корсунский собор торопец история

Опасаясь, что Иван Грозный заберет её в Москву, они срочно изготовили копию и облачили копию в венцы, ризы и цаты со старой иконы, а подлинную без украшений спрятали в алтарь за престол. Иван Грозный в Торопец так и не пожаловал. Подлинник и копия остались в церкви, само же предание, хотя и полулегендарное, служит прекрасной иллюстрацией смелости горожан, не испугавшихся грозного царя.

Несколько лет назад Корсунская икона попала в руки реставраторов Русского музея. Многое из казавшегося легендарным подтвердилось. Икона действительно происходила из Византии и была датирована исследователями XII-XIII веками. К сожалению, от этого времени на иконе сохранилось только одеяние Марии и младенца Христа. Лицо же и руки, видимо, полностью утрачены.

Много невзгод повидало древнее произведение неизвестного мастера. Не раз его вытаскивали из пожара, пока наконец не поместили в первый каменный собор где казалось, ей ничто не угрожало. Но собор простоял немногим более ста лет, когда в городе случился очередной пожар уничтоживший почти весь Торопец. В пожаре 1792 года обгорели и каменные церкви. Икону спасли вновь, а собор, как ни пытались торопчане восстановить пришлось разобрать. На строительство нового собора деньги «собирали всем миром». Городской богатей, купец Иван Находкин, не пожалел на храм двух тысяч рублей. Тогда же на думском собрании было поставлено условие, чтобы городской голова «через знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и представил обществу с причтом на рассмотрение». Таким знающим архитектуру стал смоленский архитектор Осип Спиркин, и в 1795 году приступили к строительству.

Возведение собора шло медленно. Не хватало денег. Да и откуда им взяться, если в пожаре у многих погибло все. В конце концов строительство пришлось приостановить. Но велико было желание горожан увидеть новый собор, и они обратились к Павлу I с просьбой о пожертвовании на окончание работ. Вероятно, опасаясь отказа, торопчане в своей челобитной перечисляют все знаки внимания, оказанные собору предками императора. Всей запрошенной суммы Павел I не дал. Выделил лишь половину, которой с трудом хватило на окончание строительства, и в 1804 году новый собор был торжественно освящен.

Осип Спиркин, чей проект послужил основой собора, не был первоклассным архитектором, но столичную архитектуру знал. Владея определенными навыками, он свободно скомпоновал высокий четверик с двумя одинаковыми выступами: один, с востока, служит апсидой, другой, с запада, значительно увеличивает площадь храма. Своды, перекрывающие храм, усложнены световым барабанчиком и световыми люкарнами. Архитектор стремился привнести в собор даже светские мотивы, трактуя боковые главки как стройные обелиски, завершив их не крестами, а сферами и осветив интерьер большими оконными проемами. Но, к сожалению, удачно найденные детали почти не находят своего выражения во внешних объемах. По-видимому, условием договора было оговорено, что собор должен быть с двумя приделами, и Спиркину пришлось добавить с запада крытую галерею, а с севера и юга сами приделы. Из-за этого зрительно потерялась колоссальная высота собора. Он стал каким-то дробным, лишенным четкости силуэта, неуклюже большим, что подчеркнули выстроенная во второй половине XIX века каменная ограда с часовней и сторожкой, за которой зданию стало тесно.

Источник

Корсунско-Богородицкий собор

Фото и описание

Корсунско-Богородицкий собор является одним из наиболее величественных храмов Торопца. Здесь когда-то находилась чудотворная икона Корсунской Божьей Матери. По преданию, ее написал сам евангелист Лука еще при жизни Богородицы.

В XII веке по прошению преподобной Ефросинии Полоцкой икону привезли из Эфеса в Полоцк. В 1239 году она попала в Торопец, благодаря тому, что полоцкая княжна Параскева подарила ее городу в честь венчания с Александром Невским.

В 1676 году, по распоряжению Алексея Михайловича, в Торопце начал строиться каменный Корсунско-Богородицкий собор, простоявший до 18 века, но сгоревший в одном из крупных пожаров. Но чудотворную икону и церковную утварь спасли. После этого жители Торопца решили, что городу нужен новый собор.

В качестве архитектора Корсунско-Богородицкой церкви выступил Осип Спиркин из Смоленска. И в 1795 году началось строительство собора. Оно продвигалось довольно медленно. Это было связано с тем, что как раз в это время границы государства отодвинулись далеко на запад, Торопец перестал быть пограничным городом и пришел в упадок. Поэтому торопчанам пришлось обратиться с просьбой о выделении средств на строительство к государю. На выделенные Павлом I был устроен иконостас ручной работы, с правой стороны которого в позолоченном киоте находилась чудотворная икона. В 1804 году собор торжественно освятил протоирей Нечаев.

В 1840 году были позолочены главы собора. В 1879 году собор с трех сторон обнесли каменной оградой с двумя решетчатыми железными воротами и пятью башнями, в одной из которых находилась часовня в честь Александра Невского. По другую сторону дороги напротив собора стояла кирпичная четырехъярусная колокольня, на которой находился самый тяжелый городской колокол, весивший 400 пудов.

Жертвователями собора, помимо Павла I, были император Александр I, Дмитрий Боткин.

Во времена советской власти в соборе богослужения не совершались. В настоящее время главный храм города восстанавливается благодаря благотворительным пожертвованиям торопчан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *