косинский свято николаевский женский монастырь

Косинский свято николаевский женский монастырь

Описание: Монастырь расположен примерно в трех километрах к юго-западу от города (Старой Руссы?) в живописной местности – на берегу реки Полисти, а неподалеку протекает ее приток Снежа. Показать полностью. Мужская обитель была основана учениками преподобного Варлаама Хутынского Константином и Косьмою около 1220 года и существовала на протяжении более 500 лет. В 1613 году ее разрушили шведы, но через 12 лет, в 1625 году, она была восстановлена. В писцовых книгах того времени упоминается, что в монастыре имелось две церкви: одна каменная во имя Святителя Николая, а другая деревянная во имя Преподобного Варлаама Хутынского. В конце XIX века был возведен обширный и величественный собор во имя Преподобного Варлаама Хутынского, увенчанный пятью главами и завершенный с западной стороны высокой колокольней. К сожалению, до наших дней он дошел в полуразрушенном виде.

В 1885 году в Косинских церквях была учреждена женская община, которая в 1896 году была преобразована в общежительный монастырь. В конце XIX – начале XX века были сооружены еще несколько каменных построек, не сохранившихся до настоящего времени: трехэтажный настоятельский корпус в северо-западной части монастыря с встроенной в него домовой церковью во имя Успения Божией Матери, полукаменный сестринский корпус, невысокая кирпичная ограда с башенками и воротами, сторожка. Безвозвратно утерян целый комплекс деревянных строений: двухэтажная гостиница и жилой флигель, школа и дом священника, баня и прачечная, конюшня и скотный двор, сараи и ледник гумно. Сестринский корпус пережил разруху 1920-х годов и Великую Отечественную войну, просуществовал до 1990-х годов.

В 1920 году монастырь был закрыт. В то время в нем проживало 60 насельниц. Храмы были переданы в распоряжение верующих, а часть жилых и хозяйственных помещений занял Дом инвалидов. В 1938 году были закрыты обе церкви, как сформулировано в документе: «по ходатайству верующих», с использованием «одной части под школу, а второй – под музей». Они сильно пострадали в военные годы из-за устройства оккупантами блиндажей, но еще больше – после войны, от бесхозности и отсутствия ремонта.

По благословению Его Высокопреосвященства, Архиепископа Великого Новгорода и Старорусского Владыки Льва в 2000 году стараниями рушан была восстановлена церковь во имя Святителя Николая. С июля 2003 года начато возрождение монастыря в целом, хотя собор прп. Варлаама Хутынского по-прежнему находится в полуразрушенном состоянии.

Источник

Косинский Свято-Николаевский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

История

Документальных свидетельств о первых веках существования Косинского монастыря сохранилось мало. Известно, что в 1197 г. здесь поселились иноки Константин и Косма. Будучи достойными последователями преподобного Варлаама Хутынского, они вскоре обрели сподвижников. В 1220 г. была построена первая деревянная церковь во имя святителя Николая. Преподобный Константин принял игуменство над собравшейся братией, а после его кончины (ок. 1240 г.), преемником стал преподобный Косма. В 1613 г. шведы разрушили обитель, но через 12 лет, в 1625 г., она была восстановлена.

В писцовых книгах того времени упоминаются две монастырские церкви: каменная во имя свт. Николая (XV в.) и деревянная во имя преподобного Варлаама Хутынского. В паперти Никольской церкви под спудом покоились мощи основателей обители – преподобных Константина и Косьмы. В царской грамоте 1692 г. Косинский монастырь значился в числе приписных к Новгородскому Архиерейскому дому.

Среди игуменов монастыря известны только имена Феодорита (1651), Герасима (1622) и Ионы (1713). Судя по историческим документам, монастырь не владел никогда большими богатствами и жил собственным трудом. В 1716 г. монастырь был упразднен, храмы стали приходскими. В 1792 г. на месте старой деревянной церкви, сгоревшей во время пожара 1765 г., была построена каменная церковь преподобного Варлаама Хутынского. Почитаемой в храме святыней являлась икона Знамения Божией Матери с изображениями всех новгородских угодников, написанная мастером Афанасием Алексеевым в 1716 г. В 1880-81 гг. был возведен и 12 сентября 1882 г. освящен новый величественный храм преподобного Варлаама Хутынского, увенчанный пятью главами и завершенный с западной стороны высокой колокольней. В начале 1890-х гг. приказом Священного Синода на месте бывшей обители была учреждена женская община, в 1896 г. преобразованная в общежительный монастырь.
В начале XX в. на территории возобновленного Косинского женского монастыря существовал целый ряд жилых зданий и хозяйственных строений: трехэтажный каменный корпус для настоятеля и сестер, каменно-деревянный двухэтажный корпус келий, хозяйственные постройки. За оградой находились скотный двор, деревянные здания двухэтажной гостиницы и церковно-приходской школы, баня, прачечная.

Обитель прекратила свое существование в 1920 г. С 1938 г. церковные здания использовались под школу и музей. В годы Великой Отечественной войны в храме святителя Николая находился немецкий штаб. В ходе боевых действий храм Варлаама Хутынского и колокольня были сильно повреждены. В 1946–1947 гг. жители д. Косино и ближайших окрестностей просили открыть один из храмов для богослужения и, если возможно, «возобновить женский монастырь, где бы желающие жить и проводить время в молитве и труде могли находить для спасения своей души тихое пристанище». Ходатайство было отклонено решением исполнительного комитета Новгородского областного совета.

В девяностых годах XX столетия по благословению архиепископа Новгородского и Старорусского Льва началось возрождение обители. 11 августа 2000 г., в день памяти преподобных Константина и Космы Косинских, состоялась первая после многолетнего перерыва Литургия в восстановленном стараниями благотворителей и трудников из Санкт-Петербурга, Москвы, Новгорода, Старой Руссы храме свт. Николая. Действующим монастырь стал в 2007 г. Его настоятельницей назначена монахиня Надежда, приехавшая с Алтая. За короткий срок была благоустроена территория монастыря: появились розарий и цветники, заложен плодовый сад, сооружены теплицы. В настоящее время продолжаются работы по ремонту монастырских построек. Решается вопрос о восстановлении каменного храма прп. Варлаама Хутынского, начато строительство двухэтажного келейного корпуса.

Источник

Старая Русса. Николо-Косинский монастырь

Последний пункт нашего путешествия в Старую РуссуНиколо-Косинский монастырь расположен в местечке Косино в 3 километрах от города.

По обе стороны от дороги зеленые луга, на которых важно расхаживают аисты. А пока папа-аист ищет корм, дети терпеливо ждут его в гнезде:

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

Монастырь расположен в живописном месте на берегу красивой спокойной реки:

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

В настоящее время это женская обитель, но первоначально Николо-Косинский монастырь был основан как мужской. История этого монастыря, как и история всей нашей страны, очень непростая. Он был основан в 1220 году двумя монахами из Хутынского монастыря – Константином и Космой. Их мощи сейчас хранятся здесь в монастыре.

В 1613 году обитель была полностью разрушена шведами и восстановлена только через 12 лет.

В 1764 году монастырь был упразднен, а в 1890 году возрожден уже как женский. После революции монастырь был преобразован в сельхозартель, а в 1938 году окончательно закрыт.

Новая жизнь Николо-Косинского монастыря началась в 90-е годы прошлого столетия.

Нынешняя его настоятельница – матушка Надежда (Чанова) приехала сюда из Барнаула пять лет назад. Нужно отдать должное силе духа этой женщины – полная разруха, нет ни воды, ни отопления, ни электричества, а на дворе зима. У нее все пальцы поморожены после той зимовки со старой полуразрушенной печью. Матушка Надежда рассказывала нам, что на территории монастыря выгуливали собак, гоняли на мотоциклах, выпивали и сквернословили. Сейчас ничего этого уже нет. Везде чувствуется заботливая женская рука:

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

Храм Николая Чудотворца восстановлен, а вот стоящий рядом храм Варлаама Хутынского пока не дождался своего часа:

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

Удивительно, что удалось восстановить так много, ведь матушка Надежда занимается всем одна, других монахинь здесь пока нет.

К Петербургу и петербуржцам у матушки, похоже, особое отношение. Она рассказала нам, что перед тем, как ехать в Николо-Косинский монастырь, посетила часовню Ксении Петербуржской и просила ее поддержки. Неожиданно к ней подошла служительница и подала белую лилию со словами: «Это Вам от Ксенюшки». И тогда матушка поняла, что ее молитвы услышаны, и Ксения Петербуржская будет помогать ей.

Несколько семей из Петербурга помогли сделать крышу и настелить полы в храме Николая Чудотворца и построить благоустроенный жилой корпус.

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

Вообще, по словам матушки Надежды, в монастыре постоянно происходят чудеса. Видели здесь и огромный крест в небе, и храм Варлама Хутынского был окутан столбом яркого света. При этом матушка предостерегает нас: «Когда видите что-то необычное, относитесь к этому спокойно — ну, видите, и видите. Потому что враг рода человеческого идёт на всякие ухищрения, чтобы смутить нас». Все необычные явления, которые происходили и продолжают происходить в монастыре, видело сразу много людей. Эти явления решено было документировать — они снимаются на фото и видео и делаются записи в специальном журнале.

Удивительные явления произошли со скульптурами Христа, которые выполнил для монастыря один мастер. Когда матушка увидела выполненную работу, она пришла в ужас – у Иисуса были довольно упитанные щёки, кругленький животик – вот такое своеобразное было у скульптора представление о том, как может выглядеть человек, претерпевший многочасовые муки на кресте. «Как же я это в храме поставлю?» — подумала матушка Надежда, но скульптору ничего не сказала. Через некоторое время отлитые фигуры начали менять очертания – на лице проступили скулы, исчез выпуклый живот и выступили ребра. Сейчас скульптуры выглядят вот так:

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

Когда мастер приехал в монастырь, он был крайне удивлён увиденным, ведь он-то знал свои работы!

В храме св.Николая есть чудотворная икона — список с иконы Остробрамской Божьей матери.

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

Первоначальный образ находится в Вильнюсе. По существующей легенде икона таинственным образом появилась сама на городских воротах. По другой версии эту икону привез из боевого похода в Херсонес литовский князь Ольгерд. Икона эта охраняет от непрошенных гостей, исцеляет от болезней и помогает желающим иметь детей. Список с чудотворной иконы также становится чудотворным, и здесь в монастыре это уже получило подтверждение – матушке писали женщины, которым удалось стать мамами после того, как они помолились у этой иконы. Но матушка предостерегает женщин: «Нужно думать, о чём просишь!» Она рассказала нам случай, когда женщина решила родить без мужа, как теперь говорят «для себя». Она получила желаемое – родился мальчик. Мальчик вырос и стал наркоманом. «А чего удивляться, — говорит матушка, — Ведь рожден он был в блуде». Так называемый «гражданский брак» матушка не одобряет, плохо это для детей.

Также есть много свидетелей удивительного случая, когда в храм привезли группу слепых детей. У Божьей матери на иконе глаза закрыты, а когда в храм вошли слепые дети, многие люди увидели, что глаза Богородицы приоткрылись на треть. После отъезда группы уже с дороги матушке позвонила женщина, сопровождающая детей, и сказала, что одна девочка начала видеть! Матушка выразила уверенность, что будут и другие случаи исцеления в этой группе.

Напоследок матушка Надежда захотела спеть нам молитву Богородице и предложила всем вместе помолиться у чудотворной иконы. Поёт она совершенно изумительно! Голос у матушки чистый и нежный. Если попытаться выразить своё впечатление одним словом, наверно, это будет слово «проникновенно».

За храмом есть деревянная скульптура Христа, глаза которой, по словам матушки, следят за человеком, куда бы он ни поворачивался.

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

Мне этого увидеть не удалось. Наверное, видит тот, кто готов увидеть. Я – человек верующий, но совершенно нерелигиозный. Храмы мне интересны, скорей, с культурно-исторической точки зрения, а говорить с Богом мне легче на природе.

В хозяйстве матушки Надежды есть замечательный птичник. Там и утки, и павлины, и белые лебеди. Но главное его украшение – пара черных лебедей. Они совершенно очаровали всех нас:

Ну вот, пора собираться в обратный путь. В гостях хорошо, а дома лучше. Домой, домой, в Петербург!

Источник

Николаевский Косинский женский монастырь

Мiръ Россия Новгородская область Николаевский Косинский женский монастырь

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

Содержание

История [ править ]

Монастырь расположен примерно в трех километрах к юго-западу от города (Старой Руссы?) в живописной местности – на берегу реки Полисти, а неподалеку протекает ее приток Снежа. Мужская обитель была основана учениками преподобного Варлаама Хутынского Константином и Косьмою около 1220 года и существовала на протяжении более 500 лет. В 1613 году ее разрушили шведы, но через 12 лет, в 1625 году, она была восстановлена. В писцовых книгах того времени упоминается, что в монастыре имелось две церкви: одна каменная во имя Святителя Николая, а другая деревянная во имя Преподобного Варлаама Хутынского. В конце XIX века был возведен обширный и величественный собор во имя Преподобного Варлаама Хутынского, увенчанный пятью главами и завершенный с западной стороны высокой колокольней. К сожалению, до наших дней он дошел в полуразрушенном виде.

В 1885 году в Косинских церквях была учреждена женская община, которая в 1896 году была преобразована в общежительный монастырь. В конце XIX – начале XX века были сооружены еще несколько каменных построек, не сохранившихся до настоящего времени: трехэтажный настоятельский корпус в северо-западной части монастыря с встроенной в него домовой церковью во имя Успения Божией Матери, полукаменный сестринский корпус, невысокая кирпичная ограда с башенками и воротами, сторожка. Безвозвратно утерян целый комплекс деревянных строений: двухэтажная гостиница и жилой флигель, школа и дом священника, баня и прачечная, конюшня и скотный двор, сараи и ледник гумно. Сестринский корпус пережил разруху 1920-х годов и Великую Отечественную войну, просуществовал до 1990-х годов.

В 1920 году монастырь был закрыт. В то время в нем проживало 60 насельниц. Храмы были переданы в распоряжение верующих, а часть жилых и хозяйственных помещений занял Дом инвалидов. В 1938 году были закрыты обе церкви, как сформулировано в документе: «по ходатайству верующих», с использованием «одной части под школу, а второй – под музей». Они сильно пострадали в военные годы из-за устройства оккупантами блиндажей, но еще больше – после войны, от бесхозности и отсутствия ремонта.

По благословению Его Высокопреосвященства, Архиепископа Великого Новгорода и Старорусского Владыки Льва в 2000 году стараниями рушан была восстановлена церковь во имя Святителя Николая. С июля 2003 года начато возрождение монастыря в целом, хотя собор прп. Варлаама Хутынского по-прежнему находится в полуразрушенном состоянии.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время восстановлена церковь во имя святителя Николая. Ведутся восстановительные работы на храме во имя преподобного Варлаама Хутынского.

С 2006 года Косинский монастырь имеет статус монастыря Новгородской епархии.

Игуменья монастыря матушка Надежда ведет большую работу по восстановлению духовной жизни в монастыре.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Ссылки

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Николо-Косинский монастырь и его игумения

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

НА БРЕГАХ ПОЛИСТИ И СНЕЖИ

Скауты впереди (2004 г)

В конце августа из поездки в Новгородскую область вернулся отряд следопытов из Республики Коми. Как и в прошлом году («Панихида по верховым солдатам», «Вера», № 440), они занимались поиском и перезахоронением праха погибших в Великую Отечественную войну наших солдат. Но начали нынче с помощи в восстановлении Николо-Косинского монастыря близ Старой Руссы.

– Предварительно мы написали архиепископу Новгородскому и Старорусскому Льву о нашем желании поучаствовать в восстановлении этой обители, – рассказал нам президент Ассоциации следопытов Коми Сергей Таскаев. – Приехали, расположились в палатках у реки, готовы были приступить немедленно к работе. Но, выслушав нас, архиепископ в благословении отказал: в храме Варлаама Хутынского, на котором мы предполагали поработать, недавно обвалился купол, работы вести на нем было опасно. Все-таки нам удалось убедить архиерея – и неделю мы разбирали рухнувший купол храма, благоустраивали территорию монастыря. Настоятельница м.Надежда благословила нас и на следующий год приехать в обитель.

Чрез запустение и разруху

Николаевский Косинский монастырь стоит на косе (оттого название), образуемой реками Полистью и Снежою, километрах в пяти от Старой Руссы. Но найти его не так просто: съехав с шоссе, проселками надо проехать деревню, миновать дачный поселок. Выезжаешь на луг: взгляду открываются два храма, один из которых полностью разрушен, да один дом – вот и весь монастырь.

Основан монастырь был в XIII веке преподобными Константином и Космою. То есть в 1197 году преподобный Константин после смерти своего учителя Варлаама Хутынского пришел сюда, в дремучий лес. Начинал один. Вскоре к нему присоединился блаженный Косма. В 1220 году силами умножившейся братии был построен храм в честь свт.Николая. В 1240 г. преподобный Константин скончался. Его преемником стал прп.Косма. Вместе в одной гробнице они и были захоронены.косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырь

В 1613 году шведские отряды сровняли монастырь с землей, возрождена обитель была только через 12 лет. В 1764 году монастырь был упразднен и превращен в приход. В 1882 году здесь была построена большая церковь прп. Варлаама Хутынского, с уникальным огромным куполом. Спустя восемь лет здесь возникла женская община, которая была преобразована в монастырь. Перед закрытием монастыря советской властью в нем жили в нескольких корпусах около пятидесяти сестер. За оградой – прачечная, баня, школа, 2-этажное здание гостиницы, скотный двор, гумно.

В 1920 году постройки и инвентарь передали сельхозартели, а в 38-м монастырь был полностью ликвидирован. Располагалась в нем школа, а в годы Великой Отечественной войны здесь, в храме святителя Николая, был немецкий штаб. На территории монастыря немцы разместили пекарню, и жители близлежащих сел, как рассказывают старожилы, сюда приезжали за хлебом. Во времена войны была разрушена снарядом колокольня храма Варлаама Хутынского. А уже в дальнейшем сам храм местные жители разбирали на печки, на прочие свои нужды – увозили на дачи, которые теперь разрослись кругом.

Возрождать монастырь в 90-х взялся архимандрит Агафангел, о котором наша газета рассказывала в публикации «Агафангел – добрый вестник» («Вера», №№: 463-464). 11 августа 2000 года, в день памяти преподобных Космы и Константина, была отслужена первая литургия в отреставрированном храме свт.Николая. Но лишь спустя три года в обители поселилась первая насельница.

косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть фото косинский свято николаевский женский монастырь. Смотреть картинку косинский свято николаевский женский монастырь. Картинка про косинский свято николаевский женский монастырь. Фото косинский свято николаевский женский монастырьОдин в поле воин

Из сестер в монастыре и по сей день только одна настоятельница – монахиня Надежда (Чанова). Приехала она сюда в прошлом году из Барнаула, где возглавляла Знаменский монастырь. Наш корреспондент также побеседовал с м.Надеждой о жизни этого, только начавшего восстанавливаться, монастыря.

– Матушка, как вы оказались на Новгородской земле?

– Семь лет в Барнауле я была настоятельницей монастыря в честь Новгородской Знаменской иконы Божией Матери и все время мечтала приехать в Новгород – поклониться Знаменской иконе. Но все как-то не получалось. Была во многих местах, а тут – никак. Наконец взяла недельный отпуск, чтобы привезти сестрам подарки и благословение родной Знаменской иконы. Приехала, и, когда стала прикладываться к иконе, возникло такое чувство, что я уже никогда от нее не отойду. Вскоре мой духовник в Москве благословил меня уехать. Сказал, что надо восстанавливать монастырь, и владыка Барнаульский тоже благословил: матушка, оформляй документы с правом переезда в другую епархию. Оказалось, это очень сложно. В то время как раз владыка Антоний умер. Очень долго я ждала отпускную грамоту, потому что новый владыка в Барнауле не соглашался меня отпускать. И вот уже вышло решение Синода обо мне – с правом переезда в другую епархию, – а он все никак. Пришлось ждать семь месяцев и еще три месяца после решения Синода, прежде чем сюда перебраться. Никогда не забуду: мы летели в самолете и, глядя в иллюминатор, увидели, что находимся внутри радуги, которая приняла форму круга. И так до самой посадки. Это было какое-то чудо. Я говорю: вот, может, Матерь Божья нас ведет!

– В миру вы где работали?

– Я закончила пединститут и последние восемь лет работала в Институте повышения квалификации кадров работников народного образования. А до этого десять лет работала в школе, потом на методической работе, инспектором районо.

– Нет. Но я думаю, что Господь тут помогает, потому что организаторские способности Господь дал мне развить еще в институте. Многое – из детства, у меня отец был партийным работником. То есть, наверное, это было в меня вложено.

– А монашеский путь где вы начали?

– Уехав в Новосибирск, я ушла в Покровский Александро-Невский монастырь (40 км от Новосибирска), там три года была в послушницах, потом три года была инокиней по постригу и уже в первом постриге вернулась в Барнаул, на родину. Знаменский монастырь там только-только начинали восстанавливать.

– Новгородская земля полна монастырей. В том числе тех, которые необходимо возрождать. Владыка не говорил, почему вы оказались именно здесь?

– Бог управляет епархией через архиепископа, монастырем управляет через настоятеля или настоятельницу. То есть все совершается по чину. Я не задаюсь вопросом почему – если владыка благословил, значит, есть на это воля Божья.

Когда я приехала сюда, владыка Лев показал мне два монастыря – один преподобного Михаила Клопского близ Новгорода, второй – этот. Сказал: «Вот, матушка, два монастыря – какой выбираешь?»

Честно сказать, от монастыря Михаила Клопского у меня остались очень сильные впечатления: на берегу большой реки, красивейший собор, в котором еще остались фрески. Я даже в первое время туда хотела.

Но на вопрос владыки ответила: «Какой благословите». – «Матушка, здесь, в Николо-Косинском, хотя бы есть где жить. Давайте начнем с этого монастыря, а там как Бог даст». Здесь, действительно, уже стоял дом, в котором можно было при определенной доделке хотя бы перезимовать, уже три года как восстановлен храм. В монастыре же преподобного Михаила Клопского пока ничего нет.

Посмотрела, сколько здесь предстоит строить (примерно знаю объем работы, потому что и в Барнауле начинала строиться), говорю: «Владыка, мне не осилить, уже возраст не тот, здоровье не то. » – «Матушка, с Божьей помощью все осилим, – отвечает он, – новгородские святые вас не оставят».

Прихожане в Барнауле высказали сомнение, запавшее мне в память: тебе, говорили они, всегда была Путеводительницей Матерь Божья, все храмы, где ты подвизалась, были Богородичными. А Косинский монастырь – в честь св.Николая. Действительно, четырнадцать лет я в монастыре всегда была с Нею. Думаю: все равно Божья Матерь мне явится. И я, конечно, нашла. Открыла документы, и оказалось, что в Николо-Косинской обители при богадельне было двухэтажное здание, второй этаж которого был полностью отдан домовой церкви Успения Божьей Матери. После там был клуб, сцена – на месте алтаря. Сейчас-то она полностью разрушена, даже фундамент срыт.

– Преподобные основатели этого монастыря – Косма и Константин – не очень известны за пределами Новгородчины.

– Их память совершается общецерковно. Но, к сожалению, их икон очень мало, даже в Новгородской епархии. Я уже многих просила, чтобы помогли где-нибудь хоть маленькую иконочку найти. Изображение прп. Космы я видела в одном храме, прп.Константина – нет. Есть икона Собора Новгородских святых, на ней они изображены очень мелко. Мощи же святых, по мнению тех, кто вел здесь изыскательные работы, находятся здесь, под спудом.

«Все будет в цветах. »

Матушка Надежда показывает, как распланирована территория:

– Сразу за храмом Варлаама Хутынского – сад. Там будет все: и яблони, и груши, и смородина. Затем аллея березовая, за ней – огород: картофель, капуста. Всюду разобьем цветники, вдоль дорожек посадим маленькие цветущие кустарники. Все будет в цветах. Посадочный материал я привезла с собой: розы и некоторые другие растения. Везла из Барнаула, все время их приходилось с места на место перекладывать и в опилках держать – они настолько завяли, что и не надеялась, что выживут. Но вот же, каждое растение привилось. Приходилось, конечно, окроплять святой водичкой и молиться преподобным, чтобы они помогали. И, вообще, мне приходится постоянно к их помощи прибегать.

Владыка нам сказал разводить скот, но у меня какие-то сомнения на этот счет. Почему? Потому что в Барнауле мы пробовали держать коров, это оказалось сложно: затраты времени, труда, кормов. Там, где ведут животноводческое хозяйство, сестры просто изможденные. В Евфросиньево-Полоцком монастыре они плачут: матушка, очень тяжело, мы ничего не видим, в храмы не ходим, даже иногда на правило нет сил, постоянно коровы, одни коровы. Это очень утомительно, особенно для молодых, – заготавливать корм, вставать в четыре часа утра. А ведь монастырь – это не каторга. Сейчас в монастырь идут в основном кто? Пенсионеры, люди больные, старенькие – им это уже тяжело. А молодежь не привыкла к такому труду.

Да и много ли молока нам надо? Понедельник у нас – постный день, в честь архангела Михаила, постные среда, пятница. В воскресенье – причастие, поэтому в субботу также пост – и что остается? Вторник и воскресенье. Проще купить трехлитровую банку.

– Главной работой в монастыре будет молитва?

– Знаете, молитва должна сочетаться с трудом. Надо стирать, надо территорию содержать, надо храм убирать. То есть молитва и труд.

– Все-таки монастырь как-то должен себя содержать. То есть если не продажей молока, то, видимо, изделиями каких-то мастерских. Или надежда лишь на пожертвования?

– Сад, огород – это тоже содержание. А в основном это паломники, конечно. Они и сейчас раз в неделю приезжают, те же курортники из Старой Руссы – то где-то денежку положат, где-то свечку, иконочку купят. Небольшие деньги, конечно. Но на содержание монастыря хватит. А на питание мне, например, что-то все время несут, я уже раздаю нуждающимся.

Пока нас еще не знают. А когда узнают, надеюсь, появятся средства для восстановительных работ.

– Вся Новгородчина – это туристический регион. Возможно, и ваша обитель будет вовлечена в орбиту туризма. Ведь Косинский монастырь, насколько мне известно, является прообразом обители, изображенной Достоевским в романе «Братья Карамазовы».

– Пусть приезжают. Это тоже форма воцерковления. Курортники иногда отсюда уходят с сожалением, что мало у них было времени побыть в храме. Они тоже чувствуют эту благодать; ну, представьте, кругом были захоронения монашествующих, многие из которых прожили праведно; когда корчевали деревья, извлекали просто мощи. Двадцать восемь человек похоронены сейчас за храмом – крест по благословению владыки мы поставили летом 2003-го. Планируем построить гостиницу для паломников, может, кто-то и потрудиться приедет.

– Как вас местные жители встретили?

– Хорошо встретили. Я даже не ожидала. Как могут, помогают монастырю и мне, конечно. И руководство Старой Руссы, и директора предприятий. Сейчас приезжали дорожники, сказали: хотя с деньгами трудно, но дорогу к храму Варлаама отсыплем.

– А соседи-дачники?

– Дачники – нет. Не только не помогают, более того, обвинили, что мы земли у них захватываем. Я говорю, простите, ничью мы землю не захватываем, мы только боремся с борщевиком. Ведь это и для вас будет хорошо. Здесь были заросли борщевика в человеческий рост – это ядовитое растение, обжигает прикоснувшегося к нему человека. И мы трактором вычистили эту площадь, чтобы не успели рассеяться семена. Вся окрестная территория принадлежала монастырю. Но сейчас она продана дачникам, и мы на эту территорию не претендуем.

– Если сравнивать какие-то этапы восстановления монастыря в Барнауле и здесь – есть разница?

– Разница в том, что там практически все приходилось делать самой. Я там была и настоятельницей, и благочинной, и экономом, завхозом, певчей, то есть все в одних руках. И поэтому я представляла себе: приеду – снова незнакомое место, тем более отдаленное от города, ни машины, ничего. Оказалось, что здесь уже есть люди, которые начинали восстановительные работы, они мне стали помогать. Каждое воскресенье на богослужение в город меня отвозят, доставляют воду, песок, землю, организовывают работу по планировке местности, выкорчевывают пни. С такими людьми и помощью Божией мы монастырь обязательно поднимем.

И.ИВАНОВ
Фото автора и С.ТАСКАЕВА.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *