космо дамианский храм г королев
Космо-Дамианский храм (Королев)
Космо-Дамианский храм построен в 1786 году тщанием князя П.И. Одоевского на месте обветшалой деревянной церкви XVI века. В годы советской власти был закрыт и разорен, сейчас восстановлен и действует.
Содержание
История [ править ]
Первое упоминание о церкви Космы и Дамиана в селе Болшеве относится к 1585 г.
В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.
В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.
В 1878 г. старостой стал С. Алексеев (отец К.С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.
В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).
В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д. Шнауберг.
В 1929—1930 гг. церковь разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.
В храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев в 30-х годах они были арестованы и погибли в лагерях в Коми АССР. В 1940 году репрессированы.
Архитектура [ править ]
Храм стиля раннего классицизма. Здание кирпичное оштукатуренное с белокаменным цоколем и деталями. Церковь увенчана массивной купольной ротондой. Северный фасад четверика украшен пилястровым портиком тосканского ордера с фронтоном. Аналогично были обработаны северный и западный фасады. Венчающие их фронтоны поднимаются над кровлями позднейших пристроек, в том числе южного придела, сооружённого во второй половине XIX в. Стройная трёхъярусная колокольня современная церкви. В её архитектуре ещё живы отзвуки барокко.
Жизнь прихода [ править ]
При храме работает воскресная школа, издается газета «Приходской листок», окормляются близлежащие детский сад, а также несколько школ, есть библиотека.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, г. Королёв, ул. Станционная, д. 43. Космо-Дамианский храм.
Космо-Дамианский храм города Королева
Космо-Дамианский храм города Королева запись закреплена
Космо-Дамианский храм города Королева запись закреплена
Космо-Дамианский храм города Королева запись закреплена
Космо-Дамианский храм города Королева запись закреплена
Настоятель Космо-Дамианского храма, протоиерей Виктор, сослужил епископ Сергиево-посадскому и Дмитровскому Фоме и принял участие в совещание Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.
30 октября управляющий Сергиево-Посадской епархией епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома совершил Литургию в храме Рождества Христова в Мытищах.
Показать полностью.
На богослужении Преосвященному Фоме сослужили: Секретарь Сергиево-Посадской епархии протоиерей Димитрий Оловянников, благочинный Химкинского церковного округа протоиерей Артемий Гранкин, благочинный Сергиево-Посадского церковного округа протоиерей Игорь Завацкий, настоятель храма Рождества Христова и председатель Епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации протоиерей Олег Шленов, председатель Епархиального миссионерского отдела иерей Алексий Рыженков, председатель Епархиального молодежного отдела иерей Дионисий Попов, а также приглашенное духовенство.
По окончании Литургии епископ Фома совершил заупокойную литию о всех православных христианах, безвинно погибших в годы советских репрессий или находившихся в заключении без вины.
После Божественной Литургии на территории Христорождественского храма г. Мытищи управляющий Сергиево-Посадской епархией епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома провел совещание Епархиального отдела религиозного образования и катехизации.
На совещании с докладами выступили члены Епархиального отдела от Мытищинского, Королёвского, Сергиево-Посадского, Дубненско-Талдомского, Пушкинского, Яхромского, Рогачёвского и Солнечногорского благочиний.
Докладчики сообщили о деятельности отдела в церковных округах, отметили ее положительные стороны и рассказали о трудностях, которые возникают в работе.
В совещании также участвовали заместитель главы Мытищинского городского округа Наталья Михайловна Гречаная, ответственная за духовно-нравственное просвещение в образовательных учреждениях на территории Сергиево-Посадской епархии, и и. о. начальника управления образования Мытищинского городского округа Светлана Аркадьевна Костюнина. Наталья Михайловна предложила ввести новый курс внеурочных занятий в школах епархии.
Кроме того, в ходе совещания определили, какую помощь может оказать епархия для улучшения работы отдела.
Духовенство
Протоиерей Виктор Викторович Нестеров, 1968
Настоятель
Светское образование
высшее 1991 – МГТУ им. Н.Э.Баумана
Духовное образование
семинария 2008 – МДС
Хиротонисан
архиепископом Можайским Григорием в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря
День тезоименитства
Награды
2021 палица
2019 медаль «За просветительские труды» II ст.
2018 Благодарственная грамота митрополита
2016 сан протоиерея
2015 Благословенная грамота митрополита
2009 наперсный крест
2004 камилавка
2001 набедренник
Протоиерей Александр Александрович Славинский, 1929
Почетный настоятель
Светское образование
н/среднее 1947 – СОШ, неок.
Духовное образование
семинария 1951 – Минская ДС
Хиротонисан
архиепископом Минским и Белорусским Питиримом в Гродно
День тезоименитства
Награды
2019 2-й крест с украшениями
2019 медаль «За жертвенные труды» I ст.
2016 медаль «За усердное служение» I ст.
2014 орден св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.
2011 орден прп. Сергия Радонежского II ст.
2004 орден прп. Сергия Радонежского III ст.
2001 орден св. блгв. кн. Владимира III ст.
1996 право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»
1990 право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…»
1985 митра
1980 орден прп. Сергия Радонежского III ст.
1972 крест с украшениями
1968 палица
1963 сан протоиерея
1960 наперсный крест
1957 камилавка
1951 набедренник
Священник Иосиф Витальевич Тогубицкий, 1985
Клирик
Светское образование
Духовное образование
семинария 2011 – КДС
Хиротонисан
Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Казанской церкви с. Богдановка Коломенского района
День тезоименитства
Награды
2017 наперсный крест
2014 камилавка
2011 набедренник
Священник Дмитрий Викторович Нестеров, 1998
Клирик
Светское образование
среднее 2015 – Православная гимназия
Духовное образование
семинария 2019 – КДС
Хиротонисан
Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Успенском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы
Церковь Космы и Дамиана
Официальный приходской сайт
Храм Космы и Дамиана в г. Королев
Престольный праздник — бесср. и чуд. Космы и Дамиана Асийских (14 ноября)
Настоятель
протоиерей Александр Александрович Славинский, 1929
Приделы
Казанской иконы Божией Матери (4 ноября, 21 июля)
Приписные храмы
часовня прп. Серафима Саровского
храм Преображения Господня
часовня вмч. Пантелеимона
храм свт. Николая
Из истории
Первое упоминание о церкви Космы и Дамиана в селе Болшеве относится к 1585 г.
В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.
В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.
В 1878 г. старостой стал С.Алексеев (отец К.С.Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.
В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).
В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д.Шнауберг.
В 1929—1930 гг. церковь разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.
Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репресированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.
Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.
В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.
В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.
Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.
Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.
Королёв. Церковь Космы и Дамиана в Болшеве.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В следующем упоминании о Болшевской Космодамианской церкви, датированном 1620 г., сказано: «…деревня, что было село Большево, на реке Клязьме, а в ней была церковь Козьма и Дамиан…». Из этого упоминания видно, что Болшево на тот момент утратило статус села и стало деревней, следовательно, храма в этом населенном пункте не стало.
С глубокой древности известны имена владельцев села Болшево и приписанных к нему деревень: в 1573 г. это был дьяк Василий Щелкалов, а до него селом владели Никита Щелепин и Вторый Федоров. Затем по государевой грамоте 1620 г. Болшево передали боярину Феодору Ивановичу Шереметеву. В 1651 г. село с окрестными деревнями было отписано Шереметевым – внуку, князю Михаилу Одоевскому, а от него в 1661 г. оно перешло к его сыну князю Юрию Михайловичу Одоевскому.
При князе Юрии Михайловиче Одоевском Болшево вновь возрождается, что видно из следующего документа: «1680. Июля 28. Договорная и описная поповых, причетниковых и приходских людей, дворов, пашни и сенных покосов: …Козьмы и Дамиана церковь бохова стана в селе Большеве, Городищи тож, на реке Клязьме… Прежняя церковь от разорения запустела, а в 1680 году, по благословенной грамоте Святейшего Патриарха, боярин князь Юрий Михайлович Одоевский строит церковь в селе Большеве на новом месте во имя же Козьмы и Дамиана, от старого кладбища с четверть версты. В приходе ее: село Большево, в нем двор боярский и 16 дворов крестьянских; деревня Баскаки, в ней 7 дворов крестьянских, деревня Комарово, деревня Власово (Новинки). Новопоставленный поп тоя церкви – Сильвестр. ». Известно, что после отца Сильвестра в церкви святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана служил его сын Иван Сильвестров.
Новый деревянный Космодамианский храм строился два года, начиная от выдачи благословенной грамоты в 1680 г. до его освящения в 1682 г. Построен он был на месте горпо (около моста, по которому в настоящее время проходит автотрасса на Новые Горки). До 30-х годов прошлого века там сохранялся каменный столп с крестом – памятник бывшей здесь ранее Космодамианской церкви.
Старое кладбище, упоминаемое в приведенном документе, было обнаружено в 1926 г., когда проводилась реконструкция дороги, ведущей от фабрики Ф. Рабенека к станции Болшево. Находилось оно на месте нынешней Станционной улицы, около храма Преображения Господня. В 1680 г. захоронений на нем уже не проводили, а к концу XIX в. о старом кладбище вообще забыли, иначе в 1894 г. через него не стали бы осуществлять прокладку первой дороги к станции Болшево.
Сколько лет прошло после разрушения первой Космодамианской церкви до времени построения второй деревянной церкви неизвестно. В записях середины XVII в. Болшево называют то селом, то деревней, то сельцом. Известно лишь, что перед постройкой второй Космодамианской церкви в Болшево проводилось обследование церковных земель и болшевский староста «Ивашка Клементьев» рассказал землемерам, что раньше здесь уже стояла церковь Космы и Дамиана, а другие крестьяне подтвердили его слова, но где была церковная земля, они не знали. Как видно, в середине XVII в. сведения о первой Космодамианской церкви еще были живы в памяти местных жителей.
День празднования главного престола второго Космодамианского храма был четко установлен на основании старинных церковных ведомостей из архива Московской духовной Консистории. Полное имя Святых было определено церковной ведомостью 1740 г., где сказано: «…вотчина князя Юрия Михайловича Одоевского села Большева, церковь Св. чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии празднуется Русской Православной Церковью 1 (14) ноября».
В 1767 г. Московской губернской межевой канцелярией в Болшево вновь проводилось обследование церковных земель. В ведомости канцелярии от 25 июня 1767 г. о принадлежащих в то время Космодамианскому храму земельных угодьях сказано: «… В той обмежованной к церкви земле от всех смежных владельцев оною окружною межою по низшей мере состоит пашенной земли тридцать десятин, сенных покосов три десятины, под поселением, огородами, и гуменниками церковнослужителей одна десятина девятьсот шестьдесят пять сажен. По дорогам, что ездят из села Болшева в село Максимково тысяча двести пятьдесят четыре сажени. Всего тридцать шесть десятин, восемьсот сорок три сажени за извлечением дорог. Болот и заливов тридцать четыре десятины девятьсот шестьдесят пять сажен. Да в силу землемерной методы 5 части 7 пункта церковнослужителям для рубки леса в вотчинничение лесные угодия села».
Никаких документальных свидетельств о деятельности самого Космодамианского храма за почти столетний период со времени его постройки нет, но вполне очевидно, что за это время он сильно обветшал. Поэтому в 1786 г. благодаря попечительству князя Петра Ивановича Одоевского, вместо него началось возведение нового кирпичного Космодамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, основанного на законах античного искусства Рима и Греции, однако в объеме колокольни явственно просматриваются черты стиля русского барокко. Первоначально кирпичный Космодамианский храм был летним (холодным).
Дата постойки кирпичного храма взята из церковных метрик. В журнале Консистории от 3 августа 1796 г. было обнаружено «прошение благочинного села Болшева Козмо-Дамианской церкви священника Алексея Петрова о дозволении имеющуюся в оном селе деревянную колокольню для обжига кирпича для зделания ограды сломать». Из этой записи видно, что к 3 августа 1796 г. на церковном месте в селе Болшево от второго деревянного храма осталась только деревянная колокольня. Следовательно, новый кирпичный храм безсребреников Космы и Дамиана к тому времени уже был возвещен и освящен. Потому и заботился священник Алексей Петров о возведении вокруг него церковной ограды.
В 1813 г. владелец села Костино и Богородского И.А. Киреевский подал прошение Августину, епископу Дмитровскому, приписать к церкви Космы и Дамиана «за близостью расстояния» также церковь Рождества Богородицы. О болшевских храмах в прошении говорится: «…в Болшове (церковь) во имя Козмы и Дамиана, другая особо Преображения Господня, обе каменные, в твердости, утварью церковною достаточны и в коих все исправно». Прошение И.А. Кириевского было удовлетворено. Это подтверждается церковной ведомостью от 1821 г., где сказано: «приписана к сей церкви (Космы и Дамиана в Болшево) церковь во имя Рождества Божией Матери, что в селе Костине каменная, построенная стольником Федором Ивановичем Кузьминым в 1691 г…».
Упоминание о церкви во имя Рождества Божией Матери встречается и в прошении болшевского священника Матфея Козмина к Преосвященному Афанасию епископу Дмитровскому в 1822 г. В нем отец Матфей просил уволить его от должности по старости, а на свое место рекомендовал «родственника своего Московской Георгиевской, что на Лубянке церкви, диакона Иоанна Иоаннова». В поступивших по этому прошению справках в Консисторию упоминалось, что «с 1814 года февраля 24 дня к Космодемьянской церкви села Болшево приписана Рождественская церковь, что в селе Костине».
Прошение священника Матфея Козмина Афанасий епископ Дмитровский удовлетворил, назначив 16 октября 1822 г. диакона Иоанна Иоаннова (Иверонова) «во священники к церкви в Болшове». До своей смерти в 1866 г. отец Иоанн прослужил в болшевском храме, о чем и поныне свидетельствует закладная мраморная доска на северном фасаде трапезной Космодамианской церкви.
В 1835 г. в болшевской церкви во имя Преображения Господня проводились строительные работы, о которых сообщается в Ведомости за 1836 г.: «…При сей церкви (Космы и Дамиана) состояла отдельно построенная теплая церковь во имя Преображения Господня. Прошлаго 1835 г. вновь построена, но еще не отделана, иждивением Московскаго Попечительнаго Комитета Императорскаго человеколюбивого общества». Ведомость за 1840 г. подтверждает новую постройку: «… на которыя церкви фасады и планы имеются и хранятся в церковной ризнице».
В 1849 г. к болшевской Космодамианской церкви была приписана также церковь Покрова Богородицы «в сельце Любимовка».
В описи церковного и ризничего имущества, проведенной в 1856-1860 гг. Космодамианская церковь все еще помечена, как холодная. Здесь же приводится и внешний вид храма: «Глава церкви обита белой жестью…В медное позлащенное яблоко вставлен железный, по мордаку позлащенный крест…». О церкви Преображения Господня в этой описи сказано: «…теплая церковь без колокольни…каменная с круглым куполом над аттиком, с двух сторон под фронтонами полукруглыми окнами. Покрыта железом с одною главою, у коей низ ложчатый, медный, позлащенный, а верх английской белой жести с медным яблоком и медью обшитым позлащенным крестом. Снаружи оштукатурена, а внутри по штукатурке расписана историческими Ветхого и Нового Завета масляными картинами».
В Московской церковной ведомости от 1880 г. за № 40 приводится интересное сообщение: «В 1878 г. старостой стал Алексеев С. (отец знаменитого русского режиссера К.С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм». Так как церковь Покрова Богородицы в сельце Любимовке с 1849 г. была приписана к болшевской Космодамианской церкви, а сама Любимовка принадлежала Алексеевым, то и Константин Алексеев (будущий К.С. Станиславский) часто бывал в болшевском храме. В это время священником в нем служил Михаил Петрович Знаменский.
До настоящего времени сохранилось и свидетельство о захоронении тела Петра Ивановича Одоевского в болшевском Космодамианском храме, где сказано: «В приходе Никицкаго сорока; церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, живущий в собственном своем доме полковник Князь Петр Иванович Одоевский сего 1826-го года апреля 10-го дня волею Божией умре, коего тело сего года Апреля 13-го дня в означенной Космодамианской церкви отпето и по указу Московской Духовной консистории положено Московской округи в церкви Космы и Дамиана, что в селе Болшево. В чем свидетельствуем: (подписи)».
В 1898 г. с разрешения Консистории в храме святых безссребреников и чудотворцев Космы и Дамиана по проекту архитектора Д. Шнауберга развернулось строительство южного придела во имя иконы Казанской Божией Матери.
Здесь впервые упоминается о священнике Николае Георгиевском, сменившем в Космодамианской церкви отца Михаила Петровича Знаменского, переведеного в августе 1890 г. в Московскую Троицкую церковь. Отец Николай много сделал для церкви Космы и Дамиана: благодаря его усилиям был не только сооружен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, но и при его непосредственном участии на колокольне Космодамианского храма был установлен большой колокол, могучий голос которого был слышен за десять верст вокруг.
В конце августа 1929 г. в болшевский Космодамианский храм явилась группа «активистов-безбожников», которые, объявив, что здание храма со всем имуществом конфисковано, отобрали у священника отца Николая Георгиевского ключи. Начался погром церкви. Страшную картину представлял храм святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в тот момент!
Но по просьбам прихожан храм был возвращен приходу. И началось постепенное его восстановление. Под руководством Г. Левицкого и И. Шуранова началась реставрация храма: было решено восстановить его к Пасхе. Все работали безвозмездно. К Светлой Пасхе храм был готов.
Храм Преображения Господня удостоился худшей участи. Как и Космодамианский храм, в августе 1929 г. он был закрыт и разграблен болшевскими «богоборцами». По распоряжению властей этот храм был обезглавлен и приспособлен под жилой дом, позже в его здании разместилась Администрация поселка Болшево.
Сохранив свой Космодамианский храм, прихожане все-таки не смогли уберечь от гонений властей своего батюшку протоиерея Николая Георгиевского. Больного протоиерея и сослужившего ему протодиакона Андрея Рубина одновременно арестовали 14 июля 1931 г. и сослали в лагеря заключения, где оба они впоследствии погибли.
Николай Васильевич Тохтуев со своим многочисленным семейством переехал в Болшево в 1938 г.. Гонимый властями и ведомый Богом он начал в храме святых мучеников Космы и Дамиана свое короткое и последнее служение.
Третьим священником в Космодамианском храме в настоящее время служит иерей Виктор Нестеров. Свое служение он начинал здесь алтарником, затем 28 августа 1999 г. был рукоположен в сан диакона в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Высокопреосвященным митрополитом Ювеналием, а 26 сентября 1999 г. Виктор Нестеров был рукоположен в сан иерея в Успенском храме Новодевичьего монастыря архиепископом Можайским Григорием и назначен в Космодамианский храм.
Существовавшая ранее церковь Космы и Дамиана в селе Большове, Болшево тож.
В 1585 г. в селе Болшеве церковь Космы и Дамиана «древянна, клетцки». В начале XVII ст. оная церковь была уничтожена и село Болшево обращено в деревню.
В 1680 г. в деревне, что было село Болшево, разрешено построить новую церковь во имя Космы и Дамиана. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа под 1680 г. написано: «село Большово, Городище тож, в вотчине князя Юрия Михайловича Одоевского Московского уезда, в Боховом стану; по сказке того села старосты Ивашка Клементьева с товарищи в селе старинное кладбище есть, а на том месте была церковь во имя Космы и Дамиана, и та церковь от разорения запустела, а церковная земля к той церкви была или нет – того они не ведают. В нынешнем 1680 г. по благословенной грамоте св. патриарха боярин князь Юрий Михайлович Одоевский строит церковь в селе Большове во имя Космы и Дамиана на новом месте от старого кладбища с четверть версты. В приходе оной церкви будут село Большово, а в том селе двор боярский, в нем живет приказчик, и 16 дворов крестьянских, дер. Баскаки, в ней 7 дворов крестьянских, и дер. Новинки, в ней 3 двора крестьянских».
По приходным книгам Патриаршего казенного приказа под 1682 г. известно: «24 января, по помете дьяка Перфилия Семеникова, велено: с новопостроенной церкви Космы и Дамиана, которую построил вновь боярин князь Юрий Михайлович Одоевский в вотчине своей в селе Большове, на которую положено ныне вновь дани… 24 алтына, заезда гривна, и те деньги платил новопоставленный поп той церкви Селивестр».
За 1683-1710 гг. в приходных книгах писалось: «церковь Космы и Дамиана в Боховом стану, в вотчине боярина князя Юрия Михайловича Одоевского, в селе Большове», за 1711-39 гг. – в вотчине князя Михаила Юрьевича Одоевского.
Село Болшево в 1585 г. находилось в вотчине за дьяком Василием Щелкановым, а прежде село было в поместье за дьяками Никитою Щелепиным и Вторым Федоровым, а «в селе церковь Космы и Дамиана древянна, клетцки».
По писцовым книгам 1623-24 гг. «за боярином Ф. И. Шереметевым в поместье, по государевой грамоте 1620 г., деревня, что было село Большово, а в ней церковь Космы и Дамиана, крестьянских и бобыльских 3 двора»; к селу принадлежали деревни Городище и Комаровка. В 1651 г. вотчина боярина Ф. И. Шереметева Болшево с деревнями дано внуку его князю Михаилу Одоевскому, а от него перешло в 1661 г. к его сыну Юрию.
При этом владельце Болшево было сельцом, в котором находились в 1678 г. «двор вотчинников, двор скотный, 3 двора кабальных людей; в дер. Городище 15 дворов крестьянских, 3 двора бобыльских, в дер. Баскаках 3 двора крестьянских и 3 двора бобыльских, в дер. Комаровке и дер. Новинках 2 двора крестьянских и 2 двора бобыльских».
После князя Ю. М. Одоевского имением владела в 1686 г. его жена вдова Настасья Федоровна с детьми Михаилом, Юрием, Василием, Алексеем и Федором, которые между собою имение разделили, и село Болшево с деревнями досталось М. Ю. Одоевскому. В 1776 г. князь П. И. Одоевский, родной внук Михаила Юрьевича, с высочайшего разрешения предоставил село с деревнями в распоряжение попечительного комитета на содержание им убежища для бедных.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.