костомаровская икона божией матери в чем помогает
Костомаровская икона Божией Матери
Костомаровская икона Божией Матери чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императора Александра I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокаревым.
До недавнего времени считалось, что эта икона является одним из списков Валаамской образа Божьей Матери, но это не так. Валаамская икона Пресвятой Богородицы была написана значительно позже в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (Константиновым). Стала же она широко известна лишь с 1897 году после чудесного исцеления от ревматизма крестьянки Н.А. Андреевой после молитвы перед этим образом. Именно к началу ХХ века относится начало широкого распространения списков Валаамской иконы по России и за ее пределами. К тому же при внимательном сравнении Костомаровской и Валаамской икон Божией Матери видны их различия, несмотря на схожесть композиции.
После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря.
Костомаровская икона божией матери в чем помогает
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Костомаровская обитель
Душа воспрянет и обрящет,
Когда средь мира лжи и тленья
Соприкоснётся с Настоящим,
Непреходящим, Неподдельным.
Тогда растает и заплачет,
И от нездешнего паренья
Забудет все свои удачи,
Оплачет все свои паденья.
И тихо слёзы проливая
О сердце страстном и мятежном,
Она поймёт, что воскрешает
Господь в ней Веру и Надежду.
Вместо запланированного посещения Дивногорья, у меня вышла незапланированная поездка в Костомарово. Впрочем, здесь не менее интересно. В настоящее время настоятельницей Свято-Спасского женского монастыря является матушка Елена (Золотухина), окончившая филфак ВГУ. В свободное время она пишет стихи, один из которых использован в качестве эпиграфа к данной статье.
Дорога от Воронежа до Костомарово заняла примерно три часа. Мы пересекли великий Дон по мосту, что в нескольких километрах от Новогремячьего, и двинулись по трассе.
За окном проносились аллеи цветущих деревьев и бескрайние воронежские дали. Казалось, будто сама природа благословляет в путь. Яркое солнышко светило на безоблачном синем небе и освещало мелькающие за окном холмы и равнины, леса и поля.
В таких поездках понимаешь необъятность нашей страны. Надписи на дорожных указателях менялись по мере продвижения: Рудкино, поворот на Костёнки, Яблочное, Оськино, Новоуспенка, Болдыревка (река Девица), Солдатское, Ездочное (река Потудань), поворот на Терновое.
Постепенно приближаемся к Острогожску, вот уже показался знак, напоминающий про основание города-крепости Острогожск в 1652 году для обороны Сосенской линии от крымских и нагайских набегов.
Пересекаем мост через реку Тихая Сосна и двигаемся через населенные пункты Острогожского, а потом и Каменского района.
Показалась церковь Казанской иконы Божией Матери в Каменке. Это новодел, построенный между 1990 и 1995 годами.
По Каменскому району, проезжая сельские поселения Евдаково и Сончино попадаем в Подгоренский район. Здесь проезжаем Студенок, Юдино, и, наконец, попадаем в само Костомарово. Транспорт оставляем на стоянке, далее дорога пешая.
С первых шагов чувствуется мощная энергетика этого места, которой пропитаны все окрестности (а особенно на вершине горы Голгофы). По левой стороне дороги к монастырскому комплексу находятся различные современные постройки, в том числе трапезная и гостиница для паломников. А по правой стороне полегают меловые склоны, на которых и находятся основные достопримечательности Костомарово.
Пройдя прямо по дороге, упираемся в надпись «Хода нет».
Далее туристам нельзя, там женская обитель, на которую туристам можно взирать только сверху.
Раз прямо нельзя, поворачиваем направо к церкви иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Этот новодел построен в начале 2000 годов.
Здесь же находится церковная лавка, а напротив нее – небольшая звонница.
Поначалу, подойдя к церкви, оказалось, что в ней шел обряд крещения. Детские душераздирающие крики раздавались из-за дверей, образуя настоящий детский хор а-ля а капелла. Позже, зайдя в церковь, я краем уха услышала, что батюшка сегодня окрестил 16 детишек.
А теперь пойдем наверх, к меловым пещерам. Говорят, что монастырь был основан еще в дохристианскую эпоху. Никаких документов, подтверждающих сей факт, не существует. Но по преданию здесь проповедовал сам святой апостол Андрей Первозванный. Как сказала местная монахиня: «Нашему сердцу приятнее думать, что пещерные храмы основали греческие монахи не позднее X века, из-за сходства с византийской архитектурой. На самом же деле никто не знает, когда они появились».
Поднимаясь по лестнице к пещерам, удивляешься величественности храма Спаса Нерукотворного образа. Меловые дивы венчают купола, а между ними – колокольня. Главный алтарь храма освящен в честь Спаса Нерукотворного.
В последний период строительства был создан главный придел, освященный во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Своды храма держатся на 12 меловых колоннах. Внутри царит полумрак, освещаемый лишь горящими свечами перед иконами.
Кстати, иконы здесь написаны на железе, так как из-за сырости дерево быстро приходит в негодность. Величавая икона Валаамской Божией Матери («Благодатное небо»), размером в человеческий рост, – главная святыня храма, по легенде подаренная обители Александром I. Она имеет настоящие пулевые ранения в виде шести пулевых отверстий, которые, опять же по преданию, получила от рук пьяного красноармейца. Иногда эту икону так и называют – «Расстрельная». Икона одно время кровоточила (монахиня говорила, когда именно, если я правильно запомнила с 2004 по 2008 год).
От Спасского храма направляемся по тропинке, расположенной на прямо меловых склонах, вдоль которой находятся другие пещеры.
Недалеко от Спасского храма расположены три пещеры, называемые затворами. Здесь проводили время в молитвах монахи-отшельники.
Первый затвор рассчитан на двух человек. В стене есть маленькое окошко для переговоров. Здесь можно как сидеть, так и стоять.
Во втором затворе тоже можно было сидеть или стоять только одному затворнику. Эта пещера без всяких окошек.
А вот третий затвор – пещера столпника, который молился всегда стоя. На время сна столпники прикрепляли свое тело к стене веревками или цепями, чтобы сохранять вертикальное положение. Келья представляет собой узкий прямой коридор без ответвлений.
Пройдя далее по тропинке, мы попадаем в храм Серафима Саровского, который был заложен еще в 1903 году. Однако построили его уже в наши дни, после основания Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря. Храм был освящен 15.01.2005 г. Внутри есть потрясающие иконы, вырезанные прямо в меловой толще. Фотографировать внутри запрещено. Для фотосъемки нужно заранее, позаботиться о том, чтобы получить особое благословение у духовенства. Однако, не показав эту красоту, рассказ будет не полным. Потому нашла фото в интернете, приписав ссылку на источник.
Последняя пещера на этой тропинке – это пещера Покаяния, в глубине которой проводилось таинство исповеди. Пещера представляет собой узкий длинный коридор (паломническая тропа), в стенах которого множество керамических икон. Пещера никак не освещается, потому верующие зажигают свечи на входе и с ними проходят весь путь.
Монахиня монастыря рассказала, что в идеале путь нужно пройти в темноте (она сама в первый раз шла именно так). Тогда теряешься в пространстве и времени. Непонятно сколько метров ты прошел, и где ты вообще. В конце коридора – поворот направо. Здесь уже потолок становится все ниже. Поневоле приходится нагибаться, как бы кланяться. К месту покаяния приходишь уже согнутым чуть ли не пополам. Сейчас, правда, там нет священника, принимающего исповедь. В конце коридора стоит аналой с иконой и текстом молитвы.
Желающие покаяться заходят внутрь по одному, таким образом, снаружи образуется небольшая очередь. В это время можно отдохнуть в беседке и насладиться живописными видами Костомарово.
Спустившись с меловой тропы от пещер вниз, мы направились к горе под названием Голгофа. По преданию такое название ей дал сам апостол Андрей Первозванный. Он же (тоже по легенде) назвал Костомарово Новым Иерусалимом. На вершину высокого холма, где стоит деревянный крест, ведет тропинка длиной около километра. Примерно на середине пути построена часовня Распятия Христова (по-другому ее называют часовней Петра).
Здесь, пожалуй, следует остановиться и оглянуться в прошлое.
В соседнем селе Белогорье жил когда-то блаженный Петр (Еремеенко), которого односельчане звали попросту Петрушкой. Петр обладал даром исцеления и умел предсказывать будущее. Однако говорил он всегда присказками, не всегда было возможно сразу понять смысл слов. К примеру, покидая обитель, он предсказал следующего подвижника: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка» (после Великой Отечественной войны в обитель пришел отец Андрей).
Блаженный Петр незадолго перед Великой Отечественной войной стал делать на дороге в селе холмики из пыли, напоминающие могилы. В районе понтонной переправы через Дон он сказал, что трава здесь будет красной (6 июля 1942 года фашисты разбомбили Белогорскую переправу, было много погибших).
Отец Петр жил в Белогорских и Костомаровских пещерах. В начале 1930-х годов обитель закрыли. Через несколько лет блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму. Историю жизни блаженного можно прочитать на стене в часовне, возведенной около 2000 года вокруг памятного креста с надписью «Священноинок Блаженный Петр».
Дорога наверх к деревянному кресту длинная, но оно того стоит. Открываются потрясающие виды.
Святой источник с купелью находится за территорией монастырского комплекса, на берегу Дона. Правда, возникают смутные сомнения по поводу святости водицы. Колодец расположен не более чем в пяти метрах от реки Дон. Но водичка чистая, а пейзажи вокруг чудесные.
Храм Почаевской иконы Божией Матери
Паломническая поездка в Воронежскую область
10-11 августа состоялась паломническая поездка от нашего храма в Воронежскую область к мужскому Воскресенскому Белогорскому и женскому Спасскому Костомаровскому монастырям.
В первый день поездки мы посетили Воскресенский Белогорский мужской монастырь. От видов, октрывшихся нам, захватило дух! Могучий Дон, меловые горы, лес…
Белогорский монастырь когда-то в 19 веке влкючал в себя целый комплекс наземных и пещерных храмов, протяженностью около двух километров!
Еще задолго до основания Белогорского монастыря, в 18 веке, подвижница Мария Шерстюкова начала копать в этом месте для себя пещеру по примеру преп. Антония Киево-Печерского. Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии. К концу ХIХ века общая длина пещерных коридоров составляла уже порядка 2,2 километров!
В 1920-30-е годы наземные постройки монастыря были разрушены советской властью. Часть пещер тоже пострадали во время ВОВ, т.к. немцы взрывали их, полагая, что там могут скрываться партизаны. От прежнего Воскресенского монастыря, кроме пещер (около километра против прежних двух с лишним) не осталось почти ничего.
Лестница, ведущая ко входу в пещеры. Совсем скоро мы сможем увидеть самую большую в центральной части России (по протяженности ходов) искусственно вырытую пещеру!
Белогорский мужской монастырь был возобновлен в 2004 году, после более чем 80-летнего перерыва… Главный вход в подземелья ведет через пещерную церковь св. Алесандра Невского. Если присмотреться к кирпичам входной арки, то можно увидеть, что на каждом кирпиче мелом написано имя — такой вот вариант увековечивания имени в стенах монастыря…
В 2008 году из Александро-Невской Лавры г. Санкт-Петербурга в Белогорский монастырь была передана частица мощей Александра Невского.
Внутри пещерных храмов ощущаешь особое молитвенное состояние души…
А это совсем недавно построенный храм Спиридона Тримифунтского. Нас очень порадовало, что храм освящен в честь именно этого святого, ведь и второй Престол нашего храма также посвящен святому Спиридону!
После экскурсии по монастырю нас ждало чаепитие в трапезной монастыря.
К вечеру мы доехали до Спасской женской обители в селе Костомарово. Это место называют Русской Палестиной. Есть там и гора Голгофа с крестом на вершине, и своя Гефсимания, и гора Фавор, и Иордан с потоком Кедроном.
Костомаровская обитель также славится своими уникальными пещерными храмами в толще меловой горы. Когда именно возникли эти храмы точно неизвестно, существуют лишь гипотезы, по одной из которых, пещеры были выкопаны еще в первые века христианства.
После революции 1917 года две хорошо известные пещерные обители – Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский мужские монастыри были закрыты и разорены. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники.
Один из них — блаженный старец Пётр (Еремеенко). В трудные годы безбожия этот подвижник укреплял своими духовными дарами и молитвинным подвигом многих людей, живших в этом крае. В 30-е годы старца отправили в тюрьму, где, по официальным данным, он скончался. Но живёт среди людей предание о том, что старец исчез из закрытой камеры подобно апостолу Петру.
Сейчас на месте молитвенных подвигов этого удивительного старца воздвигнута часовня, где совершаются панихиды об упокоении всех почивших братьев и сестёр святой Спасской обители.
Совместное фото на горе Голгофа
После вечернего богослужения и трапезы наш первый паломнический день подошел к концу. Утром следующего дня нас ожидал очень неожиданный сюрприз. Именно в этот день на клиросе был удивительный хор — юноша и девушка, которые профессионально занимаются старинными знаменными распевами. Пение было необычайно красиво и очень настраивало на молитву. Божественная литургия совершалась в наземном храме монастыря, освященного в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
В этом храме сейчас находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Костомаровской, по своей иконографии напоминающая и Валаамскую, и «Благодатное Небо». На иконе видны отверстия от выстрелов, — так как по иконе стреляли богоборцы целясь в Божественные лики, но ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал, а все шесть пуль легли рядом. В конце 2001 года, по словам очевидцев, икона сильно кровоточила. Ранее икона находилась в пещерном Спасском храме. Сейчас ее перенесли в наземный храм из-за большой влажности пещерного воздуха. В Спасском же храме находится копия данной иконы. Перед этой иконой нашей группе посчастливилось отслужить Благодарственный молебен с акафистом!
После Божественной литургии мы посетили экскурсию по пещерным храмам монастыря, которая началась с главного двухпрестольного собора Спаса Нерукотворного. Главный алтарь освящен в честь Спаса Нерукотворного, а левый придел в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Вход в пещерный собор вырезан в так называемых дивах. Это меловые останцы, которыми славится Воронежская область.
В этом храме находится еще одна особо почитаемая в монастыре икона «Труд святого семейства». Иконография этой иконы более распространена в западной живописи с эпохи Возрождения. Считается, что эта редкая икона сугубо помогает при молитвенном обращении в решении семейных проблем, укреплении семьи. Перед ней также молятся о благополучном возвращении воинов со службы или с войны.
За Спасским храмом расположены три небольшие пещеры – безмолвные свидетели одного из самых тяжёлых подвигов, именуемых столпничеством, который несли здесь в своё время неведомые молитвенники, сокрытые от мира в недрах меловой горы.
От пещеры столпника узкая извилистая дорожка ведёт к храму Святого преподобного Серафима Саровского.
По преданию, его начали создавать в 1903 году, а окончено строительство уже в наши дни. Он поражает своей красотой и завершённостью. Особенность его внутреннего убранства составляют иконы, вырезанные в меловой породе.
Самая дальняя – Пещера покаяния. Именно здесь в далёкие годы в её глубине совершалось таинство исповеди. Отсюда и название. Пещера устроена таким образом, что по мере продвижения по коридору он постепенно сужается, а потолок становится ниже и ниже.
Обойдя все пещеры, наша экскурсия подошла к концу. Перед отъездом в Белгород мы посетили святой источник в селе Большие Марки и имели возможность окунуться в холодную, невероятно чистую воду.
Счастливые и окрыленные мы снова в автобусе с мороженым! Домой! Слава Богу за все!
Хочется поблагодарить всех наших паломников за удивительную сплоченность, дружественность и терпение друг к другу! Отдельное спасибо батюшке о. Алексию (Маркушеву)! Особенно за возможность совместной молитвы, за общие утренние и вечерние молитвенные правила в гостинице, за терпеливые ответы на все наши вопросы!