козельщанская икона пресвятой богородицы
Неисчерпаемый источник чудесных исцелений: о Козельщанской иконе Божией Матери
5 марта (21 февраля по ст. ст.) Православная Церковь чтит чудотворный образ Козельщанской иконы Божией Матери, один из списков которой именуется «Неисчерпаемая Благодать».
История прославления этой иконы тесно связана с именитым дворянским родом Капнистов, владевшим имением в селе Козельщина Полтавской губернии на момент первого чудесного исцеления, полученного от этого образа. Икона являлась семейной реликвией жены графа Владимира Ивановича Капниста – Софьи Михайловны, урожденной Остроградской – перешедшей к ней вместе с имением от прежнего владельца Павла Козельского.
Владимир Иванович Капнист – внук известного в Украине и России драматурга, поэта, сатирика и общественно-политического деятеля В. В. Капниста (1758–1823 гг.). Он, как его отец и дед, немало потрудился на благо Отечества и православия. В частности, благодаря его усилиям и трудам, а также стараниям его супруги в 1885 году в Козельщине был основан Рождество-Богородичный женский монастырь, которому и была передана родовая святыня семейства – икона, получившая сразу же огромную известность по всей Украине и России вследствие многих происходивших от нее исцелений. Кроме того, при монастыре были созданы культурно-просветительский и благотворительный центры, проводившие активную работу до самого момента своего закрытия и разорения безбожной властью.
Козельщанская икона Божией Матери представляет собой образ итальянского письма неизвестного художника, время написания которого до сих пор не установлено. Богоматерь изображена в поясном виде в хитоне, усыпанном звездочками, сидящей у стола с Богомладенцем на коленях, Который держит в руке крест. На столе стоит сосуд и лежит лжица, как бы в знамение того, что Пречистая Дева есть Чаша, черплющая радость и являющая собой неиссякаемый источник благодатных чудес.
Согласно «Сказанию» об этом чудотворном образе, первоначально икона попала в Украину благодаря фрейлине императрицы Елизаветы, которая вышла замуж за запорожского войскового писаря Сиромаху. Надо заметить, что Козельщанская икона относится к числу образов, чудотворная сила которых была явлена сравнительно не так давно. Во всяком случае, до 1881 года никаких достоверных фактов об этом нет. Зато после этой даты сохранились документы, письма, записи, свидетельствующие о ее исцеляющей силе. Что же произошло в 1881 году?
У супругов Капнистов была несовершеннолетняя дочь Мария, очень резвая и активная девочка, которая внезапно заболела непонятным недугом, приведшим к искривлению и вывиху суставов, а затем к обездвиживанию. Лечение у разных докторов и прописанные процедуры ничего не дали. Отец девочки обратился к известному французскому профессору Шарко, и тот согласился осмотреть его дочь в Москве. Накануне отъезда мать посоветовала дочери для благополучного исхода поездки помолиться перед иконой и почистить ее ризу. Горячая и искренняя молитва привела к полному выздоровлению девочки, которую все же повезли в Москву, но уже для освидетельствования по случаю исцеления. Записи из истории болезни Марии, подписанные профессорами Шарко и Склифосовским, подтверждают этот удивительный факт. Сама Мария обо всем этом рассказала в 1920 году, находясь в Одессе, священнику о. Александру Введенскому, у которого проживала на квартире. Отец Александр много лет спустя поделился подробностями этой истории с матушкой Антонией (Желтковой) в своем письме.
К сожалению, судьба самой Марии Капнист сложилась очень неудачно. Девочка в порыве благодарности за исцеление дала обещание Богу не выходить замуж, но не сдержала его. Ее первый супруг оказался горьким пропойцей и рано погиб, второй – известный геолог, профессор Киевского Императорского университета П. Я. Армашевский, был расстрелян чекистами в 1919 году. По свидетельству отца Александра, Мария умерла как подлинная христианка в полном примирении со всеми с молитвой на устах и была похоронена на Одесском кладбище в 1921 году под фамилией Армашевская.
После невероятного выздоровления Марии в 1881 году весть об этом чуде быстро разнеслась по всей России. Уже в Москве, когда семья приехала туда на консультацию к профессору Шарко, к дому Капнистов собирались православные, желавшие воздать честь образу Богородицы, благодаря которому произошло исцеление девочки. В Москве с иконы со временем сделали список, получивший название «Неисчерпаемая Благодать». От московского списка Козельщанского образа Пресвятой Богородицы верующие тоже начали получать помощь. Когда семья вернулась в Козельщину, паломники ринулись туда. Сначала молебны служились перед иконой прямо под открытым небом, затем была воздвигнута часовня, позже церковь и собор при монастыре. Помещение и внутреннее убранство собора считалось одним из лучших в Украине и России того времени. Особенно обращал на себя внимание удивительный иконостас из белого мрамора.
В неспокойное для России время накануне Русско-японской войны обитель посетил будущий страстотерпец Император Николай II, пожелавший поклониться чудотворному образу Божией Матери. О том, что Козельщанская икона Божией Матери помогла многим людям, рассказывали письма, которые часто стали приходить графу В. И. Капнисту. Так, одним из первых пришло письмо из села Солоныци Кременчуцкого уезда от мещанина М. К. Миргородского. Житель этой деревни Г. И. Пилипенко по совету мещанина посетил Козельщанскую чудотворную икону вместе с сыном, больным тяжелой падучей болезнью. После молебна и прикладывания к иконе мальчик получил исцеление. Во времена господства безбожной власти Козельщанская обитель подверглась разорению. Монахини был разогнаны, некоторые арестованы. Накануне закрытия монастыря в 1929 году на лике образа Божией Матери, находившемся на вратах обители, выступили кровавые слезы. Советская власть, чтобы не привлекать внимания к чуду, принуждала игуменью Олимпиаду и еще нескольких сестер подписать ложную бумагу, подтверждающую, что на иконе проступила краска. Сестры отказались и были отправлены в Полтавскую тюрьму. В 1938 году игуменья Олимпиада (Вербицкая) была зверски замучена в тюрьме – на груди ей вырезали крест. Место ее погребения осталось неизвестным.
С начала Великой Отечественной войны и до своего второго закрытия в 1949 году обитель функционировала. В период гонений и закрытия чудотворный образ хранился в разных местах, а с 1961 года – в киевской квартире у бывших насельниц монастыря. В 1993 году после восстановления обители чудотворная икона вернулась в Козельщину. Первые чудеса начались сразу же еще по пути следования иконы в обитель. В г. Кременчуге, где она была выставлена для поклонения, получил исцеление мальчик с опухолью на ноге, которого готовили к операции. 23 февраля 1993 года, когда сестры монастыря вышли встречать образ, совершилось новое чудо: исцеление от болезни архимандрита Антония с Гомельской епархии, который был болен гриппом, но, невзирая на недомогание, все же приехал на торжество. Как только он принял на руки чудотворный образ, то сразу же запел, хотя до того не мог даже разговаривать. Присутствовавшие при этом люди свидетельствовали, что архимандрит пел громче и лучше всех. Весной того же года приехавший с паломниками из Кировограда мужчина с экземой получил уврачевание от своего недуга после использования масла от лампады чудотворной иконы. О многих чудесах, происходящих по обращению и молитве к этому чудотворному образу, можно узнать из монастырской книги, в которой ведется учет необычных случаев.
В 2007 году произошло еще одно удивительное событие. В главном храме не так давно обустроенного Мелитопольского мужского монастыря святого Саввы Освященного на стекле киота списка иконы Козельщанской Божией Матери отобразились лики Пречистой и Богомладенца. Киот был старый, и плотник должен был заменить его новым. Разбирая киот, он обнаружил отображение. После этого и икона, и стекло в отдельных киотах были помещены в храме для поклонения верующих. Отображения на стекле довольно четкие.
Козельщанскую икону называют «жемчужиной» Полтавщины. Она является одним из самых почитаемых среди православных верующих образов Божией Матери, продолжающим оказывать помощь, укреплять веру, даровать силы и исцеления. Об этой иконе можно сказать словами замечательного стихотворения, выражающего всю суть надежды и ожидания каждого верующего, обращающегося к Владычице мира со своими искренними молитвами:
К Ее иконе в час молитвы
Из грешных кто не припадал,
Как новобранец перед битвой,
Кто о спасенье не взывал?
И телом страждущих, и духом,
Избитых жизнью горемык, –
К ним обращалась чутким слухом,
На их души спешила крик.
И утолив мирян печали
Святою мерою сполна,
Чтоб духом впредь не обнищали,
Просила Господа Она.
Козельщанская икона Божией Матери
чудотворная икона Богородицы, которая находится в Козельщанском Рождества-Богородичном женском монастыре. Празднование иконы совершается 21 февраля по старому стилю.
Содержание
История [ править ]
Икона итальянского происхождения и была привезена в Россию одной придворной дамой императрицы Елизаветы Петровны (1741 — 1761). Владелица (или одна из владелиц) иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска по фамилии Сиромаха. Так икона попала в Украину.
В ХІХ веке образ находился в селе Козельщина Полтавской губернии, где было родовое гнездо семейства Капнистов, которому и принадлежала икона и чьей семейной святыней являлся. Именно здесь Пресвятой Богородице угодно было прославить Свой образ.
На Cыропусной седмице (Масляной) 1880 года дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач установил незначительный вывих ноги и наложил гипсовую повязку, чтобы вылечить искривление. Через некоторое время девочку повезли к харьковскому хирургу. Он тоже определил вывих. Чтобы уменьшить боль в ноге при ходьбе, был изготовлен специальный ботинок со стальными пружинами, которые охватывали ногу выше колена. Пострадавшей было предложено принимать теплые ванны.
Прошел пост, а Мария не чувствовала облегчения. После Пасхи больная ощутила страшную боль и в другой ноге, которая у нее скоро искривилась так же, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к врачу. Тот установил вывих и левой ноги, надел на нее стальные пружины и посоветовал немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие и лечение причинили еще большие страдания. Силы оставляли Машеньку, она полностью потеряла чувствительность рук и ног, не ощущала даже уколов. При осмотре, кроме ранее выявленных повреждений тела, были установлены еще и вывихи в плечевых суставах, в левом бедре, нарушения в позвоночнике. Такое стремительное развитие болезни и неизвестность причин её возникновения заставили Капнистов возвратиться домой.
В октябре того же года отец поехал с больной дочерью в Москву. Там он обратился за помощью к самым известным докторам, но они заявили, что бессильны перед болезнью.
Родители и больная уже потеряли надежду на исцеление. Но вдруг появилась возможность обратиться к услугам зарубежного профессора, известного невропатолога Шарко. Поскольку до его приезда в Москву еще было время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в село, взяв со своей жены слово привезти больную дочь в Москву, как только придет известие о приезде профессора.
21 февраля 1881 года в Козельщине получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Это известие встревожило больную: не окажется ли и этот врач бессильным, как и другие? Мать приняла решение ехать на следующий день и сказала дочери, показывая на семейный образ Богородицы: «Машенька, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божьей Матери, почисть его ризу и крепче помолись перед нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно съездить и вылечить твою болезнь.» Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, уповала только на Бога и доверила свою судьбу Небесной помощи.
Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, которые приходили к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом сложился обычай, чтобы тот, кто молится, чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем.
Прижав к груди святую икону, больное дитя с помощью матери протерла ее и всю тяжесть и боль недуга, скорбь и отчаяние души открыла пред образом Богородицы.
Ревностная, горячая молитва немощного ребенка была услышана. Вскоре Мария почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама! Мама! Я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки!». Она сорвала металлические пружины и бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая благоговейно держать в своих руках образ Божьей Матери. Срочно пригласили приходского священника, и перед образом Божьей Матери был отслужен благодарный молебен. Радостное событие вскоре стало известно в окрестных селах.
Когда семья возвратилась домой в Козельщину, все окрестности уже знали об исцелении от Козельщинской иконы Божьей Матери, и много людей собралось для поклонения образу.
Сохранять дальше икону в доме не было возможности и, с благословения (разрешения) Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 года ее перенесли в специально обустроенную временную часовню. Каждый день с раннего утра не утихало перед образом молебное пение и чтение акафистов.
В 1882 году был возведен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 года основана женская община, которую 17 февраля 1891 года преобразовали в женский монастырь на честь Рождества Пресвятой Богородицы. С 1929 года (когда монастырь был закрыт) святыня укрывалась его монахинями, и только 23 февраля 1993 года насельницы возрожденной обители во главе с приснопамятной игуменьей Ираидой (Кравцовой, + 27 июня 1996 года) со слезами на глазах встречали свою «Заступницу и Покровительницу». Торжества в честь возвращения иконы возглавил Высокопреосвященный Архиепископ Феодосий.
С тех пор образ находится в этой обители. Празднование иконы совершается 21 февраля по старому стилю.
Местонахождение [ править ]
Адрес: 39100, Украина, Полтавская область, пгт Козельщина
Козельщанская икона Божией Матери
Козельщанская икона Божией Матери особенно прославилась в конце 19 в. после случая чудесного исцеления дочери графа Капниста Марии. Девушка мучилась от болезни ног, несколько местных врачей тщетно пытались ей помочь, состояние больной становилось только хуже. Надеясь на помощь известного заграничного профессора, родители собрались везти Марию в Москву. В ночь перед поездкой девушка по совету матери чистила ризу иконы и молилась Богородице об исцелении. По словам самой больной, еще во время молитвы она ощутила необычайный прилив сил и начала чувствовать свои ноги. Когда её привезли к врачу, она оказалась абсолютно здорова.
Молва об этом случае молниеносно разнеслась по городам, и у дома Капнистов выстроились очереди из паломников. На территории имения была построена часовня, куда могли прийти все желающие помолиться перед образом. Через некоторое время для иконы возвели храм, преобразовавшийся в дальнейшем в женский монастырь.
С тех пор и по сегодняшний день Козельщанская икона Божией Матери помогает в исцелении от недугов, перед ней молятся о физическом и душевном здоровье, просят у нее терпения, сил, помощи в замужестве и сохранении семейного счастья. Чаще всего к этому образу приходят с просьбами об избавления от самых тяжелых болезней, о разрешении сложных ситуаций. Случаи чудесной помощи от иконы записываются в специальную монастырскую книгу.
Исцеление перед иконой по молитве Марии случилось 21 февраля 1881 г. (по новому стилю – 5 марта), в дальнейшем эта дата стала днем почитания чудотворного образа для Православной Церкви.
Значение иконы
Значение Козельщанской иконы связано со своеобразной композицией и присутствующими на ней символами Причастия. Младенец Иисус полулежит на коленях у Богородицы, в правой руке у него находится крест. Рядом изображен столик с Чашей и Лжицей – богословскими символами, указывающими на установление Таинства Причастия. С одной стороны, иконописец подчеркнул величие и жертвенность Иисуса Христа, как установившего Таинство Причастия и отдавшего людям для вкушения свою кровь и плоть. С другой стороны, эти символы указывают и на то, что Богородица и есть неисчерпаемый источник чудес и благодати. Один из списков иконы так и называется «Неисчерпаемая благодать».
Козельщанская икона Божией Матери в Муроме
Кроме оригинала, особо почитаются несколько списков Козельщанской иконы Божией Матери. Один из них находится в г. Муроме, в Благовещенском храме. Небольшой образ выполнен на ткани и увешан множеством украшений, принесенными прихожанами в благодарность за содеянные чудеса.
Молитва перед Козельщанской иконой Божией Матери
Тропарь, глас 4
Весели́ся, земле́ Полта́вская/ и все оте́чество на́ше правосла́вное:/ се бо я́ко светоза́рное со́лнце,/ яви́ся пречу́дная ико́на Твоя́, Преблагослове́нная Богома́ти,/ мир озаря́ющи мно́жеством чуде́с Твои́х,/ те́ми у́бо обрета́ем, я́же на земли́, вся блага́я и поле́зная,/ и су́щих, я́же на Небеси́, сокро́вищ сподобля́емся./ Сего́ ра́ди вопие́м Ти:/ ра́дуйся, Похвало́ на́ша приснопокланя́емая,/ спаси́ ны, моля́щияся Тебе́,// еди́ная Наде́ждо и Ра́дование ве́чное пою́щих Тя.
Перевод: Радуйся, земля Полтавская и все Отечество наше православное, ибо как светозарное солнце явилась удивительная икона Твоя, Преблагословенная Богоматерь, мир озаряя множеством чудес Твоих, в которых мы обретаем все благое и полезное на земле и удостаиваемся сокровищ на Небесах. Потому взываем к тебе: «Радуйся, Честь наша всегда прославляемая, спаси нас, молящихся Тебе, единственная Надежда и Радость вечная воспевающих Тебя».
Кондак, глас 3
Боголе́пно во смире́нии красу́ется оби́тель Красного́рская,/ осеня́емая и спаса́емая преди́вным о́бразом Влады́чицы Пречи́стыя,/ Небесе́ и земли́ Цари́цы Богоро́дицы,/ от него́же исто́чники благода́ти и ча́ша чуде́с оби́льно излива́ются,/ и усе́рдно притека́ющии исцеле́ния ве́рою прие́млют,/ и неве́рнии ве́рою кре́пкою сердца́ исполня́ют/ и мы, раби́ Твои́, Богома́ти, благода́рне вопие́м Ти:// ра́дуйся, Предста́тельство христиа́н непосты́дное и оби́тели Твоея́ красото́ и ра́дование.
Перевод: Богоугодно в смирении красуется обитель Красногорская, осеняемая и спасаемая удивительным образом Владычицы Пречистой, Небес и земли Царицы Богородицы, от него же источники благодати и чаша чудес обильно изливаются, и с усердием приходящие получают исцеления по их вере, и неверующие наполняют сердца крепкой верой, и мы, рабы Твои, Богоматерь, благодарно взываем к Тебе: «Радуйся, Защита христиан надежная и обители Твоей красота и радость».
Молитва первая
Богоро́дице Де́во Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, Засту́пнице всего́ ро́да христиа́нскаго! Чудотво́рней ико́не Твое́й благогове́йно предстоя́ще, мо́лим Тя, услы́ши нас, моля́щихся Тебе́: приими́ благодаре́ния на́ша недосто́йная о всех неизрече́нных Твои́х к нам благодея́ниих, в ме́сте сем и во мно́гих ве́сях и гра́дех земли́ Росси́йския явле́нных и явля́емых; Ты бо еси́ больны́х исцеле́ние, скорбя́щих утеше́ние, заблу́ждших исправле́ние и вразумле́ние. Бу́ди всем нам покро́в и утеше́ние, приста́нище от вся́ких зол, бед и обстоя́ний, от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нник, смертоно́сныя я́звы и от злых челове́к озлобле́ния. О, Премилосе́рдая Ма́ти, бу́ди при́сно моли́твенница любвеоби́льная о благостоя́нии свята́го хра́ма сего́, о ми́ре и тишине́ жи́тельства общи́ны сея́, укрепи́ и поддержи́ священноде́йствующия и служа́щия во святе́м хра́ме сем. Осени́ вседержа́вным покро́вом Твои́м строи́тели и благотвори́тели святы́я оби́тели сея́, возда́ждь им ве́чными дары щедро́т Твои́х, заступи́ от вся́кия напа́сти и сохрани́ с ве́рою и благогове́нием притека́ющия к чудотво́рной ико́не Твое́й и моля́щияся Тебе́ с любо́вию зде и на вся́ком ме́сте. Вознеси́ моли́твы на́ша, я́ко кади́ло благово́нное, ко Престо́лу Всевы́шняго, да́рующаго нам здра́вие, долгоде́нствие и в труде́х благочести́вых поспеше́ние, да Твои́м окормле́нием управля́еми, и покро́вом Твои́м осеня́еми, просла́вим Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ Ма́тернее о нас заступле́ние, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О, Пресвята́я Де́во Влады́чице Богоро́дице, добропослу́шная Боже́ственному Сло́ву, Ма́ти Пречи́стая от всех родо́в избра́нная, на Небеси́ и на земли́ ублажа́емая, приими́ и сие́ благодаре́ние на́ше и всеблагогове́йное поклоне́ние чудотво́рней ико́не Твое́й ю́же я́ко многоцеле́бный исто́чник Твоея́ благода́ти благоизво́лила еси́ яви́ти стране́ на́шей правосла́вней и святе́й оби́тели сей. Арха́нгельский глас вопие́м Ти; Чи́стая, — Обра́дованная, ра́дуйся, с Тобо́ю Госпо́дь и Тобо́ю с на́ми! Предста́тельством Твои́м и заступле́нием на Небеси́ у Престо́ла Всеблага́го Бо́га никто́же да изы́дет отсю́да упова́ния своего́ тощ и неуслы́шан. О, Пречу́дная и вы́сшая всех тва́рей небе́сных и земны́х Богома́ти Де́во, благода́рне помина́я пресла́вная чудеса́ от свята́го о́браза Твоего́ дарова́нная, мо́лим Тя, Всеблага́я, не лиши́ от него́ и нас ди́внаго зна́мения во спасе́ние на́ше. Помяни́ щедро́ты Твоя́ дре́вния, в судьбах Оте́чества на́шего явле́нная, и да преста́нем вси от лука́вств свои́х и́миже прогне́вахом Тя в век сей мяте́жный удале́нием от любве́ е́юже возлюби́ и возрасти́ нас Це́рковь Свята́я. О, Прему́драя Небе́сная началоводи́тельнице ко спасе́нию и́нокинь оби́тели и́менем Твои́м нарече́нной ю́же избра́ла еси́ в достоя́ние Свое́ на ме́сте сем Тобо́ю благослове́ннем, яви́ ю́ приста́нище ти́хое всем скорбя́щим и обремене́нным и ча́ющим блаже́нныя ве́чныя жи́зни. Гре́шнии есмы́, Пренепоро́чная Влады́чице, но Твои́ до ве́ка. Озари́ у́бо ду́ши на́ша све́том Боже́ственная благода́ти Твоея́, покры́й нас от вся́каго зла, ско́рби и печа́ли: огради́ от вся́кия напа́сти, клеветы́ челове́ческия и наве́та вра́жия; немощны́м и боля́щим здра́вие да́руй; ка́ющихся гре́шников прости́ и от пле́на страсте́й свободи́; отступи́вшия от правосла́вныя ве́ры и поги́бельными ересьми́ ослепле́нныя све́том богопозна́ния просвети́ и Святе́й Апо́стольстей Це́ркви причти́. Мо́лим Тя, умиле́нно, сохрани́ и поми́луй па́стырей Це́ркви Правосла́вныя и всех ве́рных чад ея́; утверди́ житие́ на́ше в ми́ре; упра́ви пути́ и сове́ты на́ша в пра́вде, во е́же откры́тися в них Ца́рству Христо́ву: да́руй нам кончи́ну христиа́нскую, безболе́знену, непосты́дну, ми́рну, Боже́ственных Та́ин прича́стну, и Сама́ нам в час той предста́ни и спаси́ посреди́ мыта́рств возду́шных от мра́ка и ско́рби лю́тыя; в стра́шный же день Суда́ сподо́би ны ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего. Мо́лим Тя, Де́во Всепе́тая, при́зри благосе́рдием Твои́м на оби́тель сию́ и сохрани́ ю́ до ве́ка це́лу и неврежде́нну, да вы́ну чистото́ю возвыша́ется и сла́вится в ней вели́чество Единосу́щныя Тро́ицы и Твое́ препе́тое и преблагослове́нное и́мя во ве́ки. Ами́нь.
Икона Богородицы Козельщанская
Празднование
История
Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX в. она принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. На сырной седмице 1880 г. дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач определил незначительный вывих ноги, от неправильного уклона в сторону, и наложил гипсовую повязку. Спустя некоторое время ее повезли к харьковскому хирургу. Он также определил вывих. Чтобы уменьшить боль ноги при ходьбе, был сделан особый башмак со стальными пружинами, обхватывавшими ногу выше колена, и предписано принимать теплые ванны. Прошел пост, но больная не чувствовала облегчения.
После Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к доктору, который нашел и в левой ноге вывих, и надел на эту ногу стальные пружины, посоветовав немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие на Кавказ и лечение причинили еще большие страдания. Силы девочки упали, она потеряла всякую чувствительность в руках и ногах и не чувствовала даже уколов. При осмотре, кроме прежних повреждений организма, были найдены еще вывихи в плечевых суставах, в левом бедре и крайняя чувствительность в позвоночном столбе на всем его протяжении. Такая сильная степень болезни и неизвестность ее причины заставили возвратиться домой. В октябре месяце отец поехал с больной дочерью в Москву. Здесь он обращался к известнейшим докторам, которые заявили, что они бессильны перед болезнью.
Родители и больная уже отчаивались в спасении. Но неожиданно представилась возможность обратиться к помощи заграничного профессора. Так как до его приезда в Москву оставалось продолжительное время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в деревню, взяв с своей супруги слово привезти больную дочь в Москву, когда получит извещение о приезде профессора. 21 февраля 1881 г. получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Такое известие встревожило больную: не окажется ли и он, как другие, бессильным?
Мать, решив ехать на следующий день, указывая на семейный образ Божией Матери, сказала дочери: «Маша, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божией Матери, почисть Его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь». Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю тяжесть недуга, скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией Матери. И усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама! мама! я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки». Она сорвала металлические упорки и бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая держать благоговейно в своих руках образ Божией Матери. Немедленно приглашен был приходской священник и пред образом Божией Матери был совершен благодарственный молебен. Радостное событие сделалось скоро известным в окрестных селах. Мать поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении быстро распространился по Москве и народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, а потом в церковь, куда перенесли икону. От иконы произошло еще несколько исцелений. Когда семья возвратилась домой в Козельщину, вся окрестность уже знала об исцелениях от Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в Москве, и многие собрались для поклонения образу. Хранить далее икону в доме не было возможности, и, с разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в специально устроенную временную часовню. Каждый день с раннего утра не умолкало пред образом молебное пение и чтение акафистов.
В 1882 г. был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. была учреждена женская община, 17 февраля 1891 г. преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
При закрытии монастыря в 1929 г. икона была тайно вынесена монахинями в скит села Обиток, а после его закрытия в 1932 г. негласно хранилась в местечке Кобеляках, в 1941–1949 гг. – вновь пребывала в Козельщинской обители, затем – в Лебединском монастыре на Черкащине, с 1961 г. – в киевской квартире у бывших козельщинских насельниц, и только 23 февраля 1993 года вернулась в Козельщину.
Козельщанской иконе Божией Матери составлена Служба (на 21 февраля) и акафист.