козельская икона богоматери в муроме
Икона Богородицы Козельщанская
Празднование
История
Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX в. она принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. На сырной седмице 1880 г. дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач определил незначительный вывих ноги, от неправильного уклона в сторону, и наложил гипсовую повязку. Спустя некоторое время ее повезли к харьковскому хирургу. Он также определил вывих. Чтобы уменьшить боль ноги при ходьбе, был сделан особый башмак со стальными пружинами, обхватывавшими ногу выше колена, и предписано принимать теплые ванны. Прошел пост, но больная не чувствовала облегчения.
После Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к доктору, который нашел и в левой ноге вывих, и надел на эту ногу стальные пружины, посоветовав немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие на Кавказ и лечение причинили еще большие страдания. Силы девочки упали, она потеряла всякую чувствительность в руках и ногах и не чувствовала даже уколов. При осмотре, кроме прежних повреждений организма, были найдены еще вывихи в плечевых суставах, в левом бедре и крайняя чувствительность в позвоночном столбе на всем его протяжении. Такая сильная степень болезни и неизвестность ее причины заставили возвратиться домой. В октябре месяце отец поехал с больной дочерью в Москву. Здесь он обращался к известнейшим докторам, которые заявили, что они бессильны перед болезнью.
Родители и больная уже отчаивались в спасении. Но неожиданно представилась возможность обратиться к помощи заграничного профессора. Так как до его приезда в Москву оставалось продолжительное время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в деревню, взяв с своей супруги слово привезти больную дочь в Москву, когда получит извещение о приезде профессора. 21 февраля 1881 г. получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Такое известие встревожило больную: не окажется ли и он, как другие, бессильным?
Мать, решив ехать на следующий день, указывая на семейный образ Божией Матери, сказала дочери: «Маша, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божией Матери, почисть Его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь». Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю тяжесть недуга, скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией Матери. И усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама! мама! я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки». Она сорвала металлические упорки и бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая держать благоговейно в своих руках образ Божией Матери. Немедленно приглашен был приходской священник и пред образом Божией Матери был совершен благодарственный молебен. Радостное событие сделалось скоро известным в окрестных селах. Мать поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении быстро распространился по Москве и народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, а потом в церковь, куда перенесли икону. От иконы произошло еще несколько исцелений. Когда семья возвратилась домой в Козельщину, вся окрестность уже знала об исцелениях от Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в Москве, и многие собрались для поклонения образу. Хранить далее икону в доме не было возможности, и, с разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в специально устроенную временную часовню. Каждый день с раннего утра не умолкало пред образом молебное пение и чтение акафистов.
В 1882 г. был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. была учреждена женская община, 17 февраля 1891 г. преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
При закрытии монастыря в 1929 г. икона была тайно вынесена монахинями в скит села Обиток, а после его закрытия в 1932 г. негласно хранилась в местечке Кобеляках, в 1941–1949 гг. – вновь пребывала в Козельщинской обители, затем – в Лебединском монастыре на Черкащине, с 1961 г. – в киевской квартире у бывших козельщинских насельниц, и только 23 февраля 1993 года вернулась в Козельщину.
Козельщанской иконе Божией Матери составлена Служба (на 21 февраля) и акафист.
Козельщанская икона Божьей Матери
Какие иконы называются чудотворными
Характерные особенности лика
Чудотворная икона Божьей Матери, именуемая Козельщанской, имеет небольшие размеры, всего 30 х 40 см, и писана на дереве. По поводу её итальянского происхождения мнение искусствоведов совпадает с той версией, которая излагается в приведенном рассказе и является общепринятой. На коленях у Богоматери полулежа покоится Младенец Иисус. Звезды, украшающие мафорий Пресвятой Богородицы и Ее открытое чело, а также крест в руках Предвечного Дитя, характерны именно для западной иконописной школы.
Характерной деталью композиции являются изображённые чуть в стороне чаша и лжица (маленькая ложечка, используемая во время таинства Причащения). Смысл их символичен и имеет двоякое толкование. Прежде всего замысел художника можно увидеть в желании подчеркнуть величие Предвечного Младенца как Установителя таинства Причащения, открывающего путь к вечной жизни. В то же время эти символы наводят на мысль о жертвенности самого Христа, принесшего для вкушения людям свою плоть и кровь. Кроме того, образ сосуда фигурирует во многих текстах христианских молитв и песнопений, прославляющих Пречистую Деву. В частности, в широко известном акафисте его именуют «чашей, черпающей радость».
История святого образа
Козельщанская икона Божией Матери, фото которой перед вами, появилась в России в XVIII веке. В период царствования императрицы Елизаветы Петровны появилась при дворе молодая итальянка. Имя ее история не сохранила, но известно, что пришлась она по нраву матушке-императрице и была возведена в ранг придворной фрейлины. Именно она привезла из Италии образ Пресвятой Богородицы, которому впоследствии суждено было прославиться под именем Козельщанская икона Божьей Матери.
В следующем веке, точнее во второй его половине, по завещанию земли переходят во владение Павла Ивановича Козельского. В его честь главное село было названо Козельщиной. Все эти годы образ Богородицы оставался в имении.
Несчастье в семье графа
Следующий этап истории знаменитого образа относится к концу XIX века. Владельцем имения в это время был граф Владимир Иванович Капнист, к которому земли и усадьба перешли по дарственной от прежних владельцев. Семья Капнистов жила мирно и счастливо среди садов и полей Полтавщины, молясь образу Пречистой Божьей Матери и испрашивая её благословения. Но попустил им Господь испытание.
Однажды случилось несчастье. Дочь хозяина Мария, спускаясь по лестнице, случайно подвернула ногу. Этой, казалось бы, мелкой травме не придали значения. Когда же боль усилилась, обратились к местному врачу. Тот диагностировал вывих и наложил гипсовую повязку. Боль не утихала, и повреждённая нога заметно искривилась. Пришлось прибегнуть к помощи харьковского врача, более квалифицированного. Тот подтвердил диагноз и для лечения попытался использовать применявшийся в те годы башмак особой конструкции.
Однако, несмотря на принятые меры, состояние больной не улучшилось, но появились те же симптомы и в правой ноге. Такие же боли и сильное искривление. Харьковский врач распорядился надеть и на вторую ногу такой же башмак и везти Марию на Кавказ, надеясь на целебные свойства горного воздуха и минеральных вод.
Но кроме новых мучений, путешествие не принесло ничего. В скором времени болезнь перекинулась на руки девушки. Они потеряли чувствительность и перестали двигаться. В довершение бед появились сильные боли в позвоночнике. Мария стала полным инвалидом.
Поездка в Москву
Горю несчастных родителей не было конца. В 1880 году они повезли больную дочь в Москву, надеясь на помощь известных в то время врачей. С ними отправилась и Козельщанская икона Божьей Матери. О чем молятся в подобных случаях безутешные родители? О помощи. Но поездка принесла только новые мучения.
Последней надеждой был знаменитый профессор Шарко, но он практиковал в Париже и не предполагал скоро возвратиться в Россию. Владимир Иванович остался в Москве, а Маша с матерью вернулись домой, условившись, что им будет сообщено о возвращении доктора, и они сразу же приедут.
Свершившееся чудо
Но поездке не суждено было состояться. Когда телеграмма о приезде профессора была получена, мать и дочь приступили к сборам в дорогу. Вот тут и произошло чудо, изменившее жизнь семьи Капнистов. Перед самым отъездом Мария опустилась на колени перед их семейной реликвией, образом Божьей Матери, и начала молиться. В эту молитву она вложила всю силу своей веры и упование на помощь Пречистой Владычицы. И молитва её была услышана.
Свидетельства чуда
Остались воспоминания современников, написанные с её слов. Из них становится известно, что внезапно Маша почувствовала сильную боль в позвоночнике, настолько сильную, что в первый момент лишилась чувств. Когда сознание к ней вернулось, то девушку переполнило ощущение чего-то необычайного и сверхъестественного, происходящего с ней в те минуты. Она вдруг почувствовала тепло жизни в руках и ногах. Пропала боль в позвоночнике. Еще не веря себе, она радостно закричала, и на ее крик сбежались домочадцы.
Слава чудотворного образа
Москва и в те годы была большим городом, но слух о явлении новой чудотворной иконы облетел её с поразительной быстротой. Козельщанская икона Божьей Матери в Москве оказалась во второй раз, но теперь толпы паломников стали стекаться к гостинице, где проживала семья графа. Толпы заполнили окрестные улицы.
Когда Капнисты вернулись в свое имение, там уже знали о чудесном исцелении и о том, что семья графа везёт с собой святыню. По их возвращении село Козельщина стало местом массового паломничества.
От часовни до монастыря
Держать икону в доме оказалось совершенно невозможно. Получив благословение у Полтавского архиепископа Иоанна, граф Капнист перенёс чудотворный образ в специально выстроенную часовню. Произошло это событие 23 апреля 1881 года. С этих пор в народе почитается память Козельщанской иконы Божьей Матери. Через год в том же селе для чудотворной иконы был возведён храм, а 1 марта 1885 года указом Святейшего Синода была учреждена женская община, преобразованная в 1891 году в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Главной его святыней стал чудотворный образ, известный ныне как Козельщанская икона Божьей Матери.
История монастыря
В наши дни святой образ хранится на Полтавщине, в женском Рождество-Богородичном монастыре. Круглый год не иссякает поток паломников, желающих поклониться святыне и получить исцеление. В день памяти Козельщанской иконы Божьей Матери, который отмечается 6 марта, их особенно много. Иногда их количество достигает 10 тысяч человек. Козельщанская икона Божьей Матери в Муроме представлена одним из списков, хранящихся в Дивееве.
История монастыря началась 17 февраля 1891 года, когда указом Святейшего Синода женская община стала монастырём. После революции он разделил участь многих святых обителей нашей страны. В 1929 году его закрыли. Начались репрессии. Многие из тех, кто ещё недавно посвящал свою жизнь молитвенным трудам, приняли мученический венец. Известно, что в те мрачные дни произошло одно из чудес. Это случилось 6 марта, в тот самый день, когда почитается память. Козельщанская икона Божьей Матери находилась над главными вратами монастыря. Вдруг на её лике выступили кровавые слёзы. Свидетелей было много, но власти потребовали, чтобы все они дали подписку в том, что на иконе проступила не кровь, а просто отслаивалась краска. Не пожелавших сделать это отправили в ссылку.
Возрождение обители
В 1941 году монастырь был открыт, но не в полном объёме. В 1949 году обитель вновь закрыли, и только в 1990 году, когда началось массовое возвращение верующим церквей и других зданий культового назначения, начались службы и в Рождество-Богородичном женском монастыре.
Весь период лихолетья Козельщанская икона Божьей Матери сохранялась на частной квартире у верных православию людей. В 1993 году чудотворный образ торжественно вернулся в стены обители, где находится и в настоящее время. В монастыре непрерывно ведутся работы по воссозданию первоначального облика всех его сооружений. Большую помощь оказывают прихожане храма и многочисленные паломники. Скоро обитель обретёт свой исторический вид.
Икона Пресвятой Богородицы «Козельщанская»
Икона, привезенная в XVIII веке из Италии, до поры оставалась безвестной, чтобы потом слава о ее чудесах пронеслась по всей России. Какова удивительная история прославления одного из самых поздних ликов Богородицы, почему ее связывают с Таинством Евхаристии и где в Москве можно найти Козельщанскую икону расскажет эта статья.
История прославления иконы
Козельщанская икона Божией Матери известна чудесным исцелением малолетней дочери графа Капниста, которое произошло в 1881 году в селе Козельщине Полтавской губернии.
Мария — так звали девочку — внезапно почувствовала немощь в ногах, а затем и в руках. Лечение ее сначала доверили лучшим медикам, каких смогли пригласить. Но ничего не помогало. Тогда, почти совсем отчаявшись, мать посоветовала ей сделать так, как поступали уже многие раньше: с сердечной молитвой почистить серебряную ризу на иконе Богородицы, которую некогда из Италии привезла одна из фрейлин императрицы Елизаветы.
Предание гласило, что искренняя вера того, кто обращался с молитвой к этой иконе, творит чудеса. Хотя раньше к Козельщанской иконе все больше обращались юные девицы, просившие о семейном счастье.
Мария так и поступила. Протирая с благоговением ризу, она в слезах поведала Божией Матери свои беды и отчаяние. Больше никакие лекари девочке не понадобились: ее исцелила сама Богородица. Мгновенно почувствовав силу в почти парализованных ногах, она радостно воскликнула: «Мама! Мама! Я чувствую ноги! Я чувствую руки!».
Счастливые родители пригласили священника, который отслужил перед чудотворным образом благодарственный молебен.
Семья Капнистов вскоре отправилась в Москву, взяв с собой образ Богородицы, спасший их дочь. Молва о чуде распространилась по городу, и множество людей поспешило к гостинице, где остановились Капнисты. Желающих поклониться иконе было так много, что вскоре ее перенесли в церковь, и паломники направились уже туда. Уже в Москве икона Богородицы Козельщанская исцелила многих больных, усердно молящихся Богородице.
Вернувшись в Козельщину, граф Капнист устроил часовню, где и была помещена икона. Ежедневно в часовне читались акафисты. Вскоре здесь был построен храм, а затем — основан женский монастырь.
В XX веке судьба монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы и самой Козельщанской иконы была похожа на судьбы других православных святынь.
В 1929 году монастырь закрыли, но насельницы сумели спасти икону. Сначала ее вывезли и спрятали в селе Обиток, а потом хранили в местечке Кобеляки. Возвращение в обитель в Козельщине произошло только в 1941 году со смягчением позиции властей в отношении Церкви.
После двадцати лет пребывания в монастырях к 1961 году образ Богородицы Козельщанской снова оказался спрятанным: теперь в Киеве на квартире одной из бывших насельниц.
Важно! Окончательное возвращение на Козельщанскую землю произошло только 23 февраля 1993 года.
Описание чудотворного образа
Чудотворная икона Богородицы Козельщанская, говорящая верующим о значении Евхаристии, написана была на дощечке из дерева размером всего 30*40 см.
По типу иконописного изображения Божией Матери — это Одигитрия. Впервые икону такого типа, по легенде, написал евангелист Лука.
Полулежащий на руках Матери Христос смотрит прямо на молящегося, держа в правой руке крест. Рядом с Христом и Богородицей на небольшом столике Чаша и Лжица, говорящие о непревзойденной роли Таинства Причастия в духовной жизни православных.
Таинство Причастия или Евхаристия установлено для всех православных самим Христом во время Тайной Вечери, когда Он преломил хлеб и сказал ученикам: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое», благословил вино со словами «сия чаша есть новый завет в Моей Крови».
О других Таинствах Церкви:
Чудеса святого лика
Чудесами исцеления москвичей, которые молились Козельщанской иконе сразу после первого явленного ею исцеления, не исчерпывается благодатная помощь, которую подает верующим сама Богородица через свой образ.
Чтимые списки Козельщанской иконы
Паломники и сегодня стремятся попасть туда, где находится та самая чудотворная икона Козельщанской Божией Матери — к месту ее прославления в Козельщанский Богородице-Рождественский женский монастырь в поселке городского типа Козельщина Полтавской области. Однако в разных храмах и монастырях Православной Церкви можно найти чудотворные списки той самой прославленной иконы.
Один из них находится в Благовещенском храме города Мурома. Этот образ, вышитый на отрезе ткани, богато украшен бусами, крестиками и другими небольшими подарками прихожан. Все это убранство — благодарность верующих за услышанные прошения и чудесные исцеления.
Другой чтимый список с Козельщанской иконы находится в Успенском соборе города Хельсинки. Этот образ передал в помощь безнадежно больной Анне Кравотинской сам святой Иоанн Кронштадтский. По молитвам святого и благодаря чудотворной иконе больная исцелилась, после чего икону передали в Успенский храм в местечке Сорвали близ Выборга.
Во время Второй мировой войны образ перевезли в Хельсинки. Множество верующих преподносили Богородице скромные дары в качестве материального выражения благодарности за сотворенные чудеса. Скоро риза иконы оказалась украшена множеством подвесок, как и Муромская. В 2010 году вместе со всеми украшениями ее украли, но вскоре терзаемый угрызениями совести вор был найден.
На заметку! В Москве иконе Козельщанской Божией Матери можно поклониться в Тихвинском храме на проспекте Мира, 130.
История чудотворений по молитвам верующих перед иконой Божией Матери Козельщанской наглядно показывает, в чем помогает и насколько сильной оказывается настоящая искренняя молитва.
Усердное прошение истинно верующего не остается без отклика Божией Матери в полном согласии со словами Христа о том, что имеющий веру величиной с горчичное зерно, повелев горе сдвинуться с места, увидит исполненным свое повеление.
ЧУДОТВОРНАЯ КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икону относят к исконно итальянскому происхождению, а в Россию она попала примерно в 1741-1761 годах. Её привезла с родины одна итальянка, которая по указанию благоволившей к ней императрицы Елизаветы Петровны получила звание придворной фрейлины.В скором времени девушка вышла замуж запорожского войскового писаря Сиромаха, который являлся приближённым гетмана Полуботка и в 1764-м году поставил подпись под актом окончательного присоединения Малороссии к России. Молодожёны получили от императрицы по-настоящему царский дар – значительных размеров земельные владения в пределах Полтавской губернии. Этот надел превратился в родовое имение семьи Сиромахов, а образ Богоматери стал реликвией, передаваемой из поколения в поколение.
Козельщинская икона Божией Матери
[ Дальше. ]
Во второй половине 19-го века, согласно завещанию, владение было передано в распоряжение Павла Ивановича Козельского. Созвучно его фамилии главное село было переименовано в Козельщину. На протяжении всей его жизни икона сохранялась на прежнем месте.
В конце того же столетия хозяином имения стал граф Владимир Иванович Капнист. Он и его семья были набожными людьми. Они молились богоматери и всегда обращались к Богоматери за благословением.
БЕДА В СЕМЬЕ КАПНИСТОВ
В 1880 году на Масляну (Сыропустную седмицу) дочь графа Капниста, которую звали Мария, захворала. Врач определил, что она подвернула ногу и наложил повязку из гипса, чтобы зафиксировать сустав. Это мало помогло и через некоторое время девочку отвезли к известному харьковскому хирургу, чтобы он помог избавиться от недуга. Врач, осмотрев ногу, также сказал, что это вывих. Для того чтобы облегчить страдания, девочке был изготовлен ботинок, оснащенный стальными пружинами. Также он рекомендовал теплые ванны для облегчения страданий.
Прошло много времени, закончился пост, но Мария так и не почувствовала никакого облегчения. После празднования Пасхи состояние только ухудшилось: не только не зажила больная нога, но и с ужасными болями искривилась вторая. Капнист снова повез дочь к врачу. Снова поставили диагноз «вывих», надели ботинок (по аналогии с правой ногой) и порекомендовали ехать на Кавказ.
Там предполагалось лечение чистым, горным, свежим воздухом и минеральными водами. Путешествие далось Марии очень тяжело: ее страдания только усилились. Девочка полностью перестала чувствовать руки и ноги. Врачи снова ставили диагноз «вывих плечевых суставов, бедра, искажения в позвоночнике» и просто разводили руками. Такая ситуация и ухудшение состояния заставили семью Капнистов незамедлительно ехать домой.
Украина, Полтавская область, поселок Козельщина, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы
Козельщинская икона Божией Матери. Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, п.Козельщина
Прошло лето, началась очень, облегчения все также не было. В октябре отец привез Машеньку в Москву. Но даже самые известные доктора оказались бессильными перед болезнью.
Семья теряла веру на исцеление. Но им представилась уникальная возможность получить консультацию зарубежного профессора — невропатолога Шарко. Поскольку он приезжал в Москву в феврале, девочка попросилась домой. Отец выполнил волю больной и увез ее в село. Но взял в жены твердое слово вновь привезти дочь, как только приедет Шарко.
Храм в честь Козельщанской иконы Божией Матери. Донецк
Козельщинская икона Божией Матери. Храм в честь Козельщанской иконы Божией Матери. Донецк
21 февраля 1881 года семья Капнистов получила срочную телеграмму о том что профессор едет в Москву. Это встревожило Машу. Она боялась, что врач окажется тоже бессильным перед тяжким недугом. Но мать была непреклонна и на следующий день стала готовиться к поездке. Она наказала дочери взять образ Божьей Матери и с верой помолиться Заступнице. Маша, потеряв надежду на врачей, уповала только на Бога и именно ему доверила свою судьбу.
Издавна эта икона славилась своими чудотворными свойствами. Предание гласит, что она особо помогала молодым девочкам и девушкам, приходившем к ней с молитвами устроить семейную жизнь. При этом сформировался обычай при молитве чистить ризу на иконе ватой или полотенцем. Больное дитя, крепко прижав к груди истощенными руками икону, стало протирать ее. Она так искренне и отчаянно молилась, открывшись перед образом, что произошло настоящее чудо.
Внезапно она ощутила нестерпимую боль в спине, из-за которой лишилась сознания. Придя в себя, Мария почувствовала, как её конечности наполняются живительным теплом, а болезненные ощущения исчезли.
Козельщинская икона Божией Матери. Храм святого преподобного Серафима Саровского. Луганск
Мария стала ощущать прилив сил как в руках, так и в неподвижных ногах. Стала громко звать маму и кричать, что стала чувствовать и ручки, и ножки. Девочка окрепшими руками жадно сорвала ненавистные пружины и бинты и стала вольно и уверенно ходить по своей комнате, не выпуская из рук образ чудотворной Божьей Матери. Семья срочно пригласила местного священника, который отслужил молебен перед иконой. Очень быстро радостное и долгожданное событие облетело все села в округе.
Немного позднее, проведя тщательное обследование, врачи подтвердили очевидное – девушка абсолютно здорова. Вскоре вся Москва знала о появлении нового чудотворного образа и вскоре толпы верующих направились в гостиницу, где проживала графская семья, чтобы поклониться Козельщанской иконе Божией Матери. После этого произошло ещё несколько исцелений, которые стали записывать в специальную книгу.
Мать вместе с дочерью и святым образом утром следующего дня направились в Москву. Весть об чудесном исцелении быстро распространилась по всей столице. Икону поместили в церковь, где произошло еще несколько исцелений. Дома сохранять святыню не было возможности. Поэтому, попросив благословения архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 года икона была перенесена во временную часовню. Ежедневно с раннего утра до позднего вечера читались перед нею акафисты.
Козельщинская икона Божией Матери. Свято-Николаевский Городской женский монастырь. с.Городок. Украина
Специально для чудотворного Образа в 1882 году возвели храм. А 1 марта 1885 года была основана община (женская), которая с 17 февраля 1891 года стала женским монастырем в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При закрытии монастыря в 1929 г. икона была тайно вынесена монахинями в скит села Обиток, а после его закрытия в 1932 г. негласно хранилась в местечке Кобеляках, в 1941–1949 гг. – вновь пребывала в Козельщинской обители, затем – в Лебединском монастыре на Черкащине, с 1961 г. – в киевской квартире у бывших козельщинских насельниц.После закрытия монастыря в 1929 году на иконе проступили кровавые слезы. Настоятельнице монастыря Олимпиаде велели объявить верующим, что это краска, но она отказалась. За это ее отправили в полтавскую тюрьму, а через 8 лет убили.Монастырь открывался во время Великой Отечественной войны, но вновь был закрыт в 1949 году.
Козельщинская икона Божией Матери. Благовещенский мужской монастырь. г.Муром
Спустя почти восемьдесят лет, 23 февраля 1993 года, игуменья Ираида и насельницы вновь возрожденной обители встречали Чудотворную Козельщанскую икону Божией Матери. С тех самых пор образ располагается все в той же обители. Празднование, посвященное иконе, выпадает на 21 февраля.
На данный момент местом нахождения образа Небесной Царицы является Покровский женский монастырь (г. Красногорск) киевской епархии.
Козельщинская икона Божией Матери. Успенский собор города Хельсинки
Козельщинская икона Божией Матери. Успенский собор города Хельсинки
Помимо оригинала существует ещё несколько списков, которые находятся:
в Казанском храме Москвы (возле Серпуховских ворот);
в Благовещенском храме города Мурома;
в монастыре святителя Николая Угодника города Гомеля (Беларусь);
в монастыре Николая Чудотворца села Городок (Украина);
в Успенском соборе города Хельсинки.
Изначально он принадлежал праведному Иоанну Кронштадтскому и был подарен как молитвенное благословение родителям тяжелобольной. девочки. До 1940 года икона хранилась в Выборге, а затем была перенесена в Хельсинки. В июне 2010 года икона была украдена из собора вместе с драгоценностями которые приносили к ней верующие в благодарность за чудотворения.