кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

Кожеозерский Богоявленский женский монастырь

Мiръ Россия Архангельская область Кожеозерский Богоявленский женский монастырь

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

Содержание

История [ править ]

Монастырь основан преподобным Нифонтом и Серапионом Кожеезерскими в 1560 году. 30 сентября 1585 года Иван Грозный специальной грамотой пожаловал обители Лопский остров на Кожеозере, а вокруг него «матерой земли о четырех верст». Кроме того, Серапион Кожеезерский приобрёл за двести рублей земли в деревнях Керешка, Клещево, Канзапелда и Пияла на реке Онеге, а также «доли» в солеварнях на берегу Белого моря.

В начале XVII века Борис Годунов сослал в монастырь своего политического противника Ивана Сицкого; здесь его насильно постригли в монахи.

В конце XVI века в монастыре постригся и прожил около трёх лет блаженный Леонид Устьнедумский (после он перешёл в Соловецкий монастырь). На рубеже XVI-XVII веков в монастыре жил св. Никодим Хозьюгский. После него в монастыре осталась икона Богоматери «Неопалимая Купина», которую Никодиму в 1605 году пожаловал Пафнутий, митрополит Сарский и Подонский.

В 1630-х годах в обитель из Анзерского скита перешёл Никон, и в 1643 году по просьбе братии он был поставлен игуменом. Никон наладил здесь бойкую торговлю солью и красной рыбой. Именно в это время Никон познакомился с будущим царём — семнадцатилетним Алексеем Михайловичем. В 1646 году, вскоре после восшествия на престол (1645), царь попросил патриарха Иосифа возвести Никона в сан архимандрита и назначить его настоятелем столичного Новоспасского монастыря.

В 1642 году княгиня Елена Куракина пожаловала монастырю серебряный крест с мощами разных святых и частями Животворящего Древа и ризы Господней.

В 1764 году монастырь был упразднён; в 1853 — возобновлён.

В 1885 году из часовни над гробницей св. Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи.

К концу XIX века в монастыре было 25 монахов во главе с архимандритом. К этому времени в обители находились две каменных (Богоявленская и Предтеческая) и одна деревянная церкви. В деревянном храме хранились мощи преподобного Никодима Хозьюгского.

Обитель уничтожена в 1918 году: настоятель, монахи, по одному из послушников, трудников и паломников убиты, монастырь разграблен. Выжившие монахи и миряне разбежались.

В 1997 году был воздвигнут Поклонный Крест. На следующий год появился первый насельник.

В 1999 году монастырь был официально возобновлён.

Настоятель — иеромонах Михей (Разиньков).

Воссоздаётся надвратная церковь обители.

В 2009 году настоятель получил благословение епископа (ныне митрополита) Архангельского и Холмогорского Даниила на создание женского монастыря.

На сегодня считается самым труднодоступным из действующих монастырей России.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Источник

Богоявленский Кожеезерский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

История

В начале XVII века Борис Годунов сослал в монастырь своего политического противника Ивана Сицкого; здесь его насильно постригли в монахи.

В конце XVI века в монастыре постригся и прожил около трёх лет блаженный Леонид Устьнедумский (после он перешёл в Соловецкий монастырь). На рубеже XVI-XVII веков в монастыре жил св. Никодим Хозьюгский. После него в монастыре осталась икона Богоматери «Неопалимая Купина», которую Никодиму в 1605 году пожаловал Пафнутий, митрополит Сарский и Подонский.

В 1630-х годах в обитель из Анзерского скита перешёл будущий Патриарх Никон, и в 1643 году по просьбе братии он был поставлен игуменом. Он наладил здесь бойкую торговлю солью и красной рыбой. Именно в это время игумен Никон познакомился с будущим царём — семнадцатилетним Алексеем Михайловичем. В 1646 году, вскоре после восшествия на престол (1645), царь попросил патриарха Иосифа возвести игумена Никона в сан архимандрита и назначить его настоятелем столичного Новоспасского монастыря.

В 1642 году княгиня Елена Куракина пожаловала монастырю серебряный крест с мощами разных святых и частями Животворящего Древа и ризы Господней.

В 1764 году монастырь был упразднён; в 1853 — возобновлён.

В 1885 году из часовни над гробницей преподобного. Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи.

К концу XIX века в монастыре было 25 монахов во главе с архимандритом. К этому времени в обители находились две каменных (Богоявленская и Предтеческая) и одна деревянная церкви. В деревянном храме хранились мощи преподобного Никодима Хозьюгского.

Обитель уничтожена в 1918 году: настоятель, монахи, по одному из послушников, трудников и паломников убиты, монастырь разграблен. Выжившие монахи и миряне разбежались.

В 1997 году был воздвигнут Поклонный Крест. Возрождение монастыря началось с приезда трех оптинских братий. В их числе был послушник Михаил (Разиньков), ставший впоследствии настоятелем обители.

В 1999 году монастырь был официально возобновлён.

Настоятель — иеромонах Михей (Разиньков).

В течение 12 лет отец Михей не терял надежду на то, что в возрождающийся монастырь прибудет братия. Однако это ожидание пока не осуществилось. В 2011 году было получено благословение Архангельского и Холмогорского Даниила на создание женского монастыря на Кожозере.

На сегодня считается самым труднодоступным из действующих монастырей России.

Источник

Кожеозерский Богоявленский монастырь

Сайт создан по благословению Даниила митрополита Архангельского и Холмогорского

Монастырь сегодня

Кожеозерский богоявленский монастырь:

обитель в северных лесах

Кожозеро – царство тишины

Тишина, окружающая Кожозеро, невольно внушает благоговение вновь прибывшему. Так один паломник, пожелавший потрудиться во славу Божию на распилке дров, озадачил насельницу обители вопросом: «А здесь пилить-то можно? Тишина такая…» Кажется, лишь один звук достоин – нет, не нарушить, но дополнить эту тишину – звук монастырского колокола, призывающего на службу.

Утром, поднимаясь на колокольню для звона к началу полунощницы, затем утрени, наблюдаешь, как постепенно высветляется и озаряется небосклон на востоке, как все выше и выше поднимается солнце, окрашивая небо и озерные воды в причудливой красоты цвета. Звук колокола, отраженный поверхностью вод, особенно ясно слышен в тишине лесов Русского Севера, тогда как в городах и даже в селах он заглушается шумом работающих двигателей, механизмов. На первые удары колокола отвечает хор птиц, которых на Кожозере великое множество.

Монастырский и богослужебный устав

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархииОриентиром уклада монастырской жизни Кожеезерского монастыря является устав Глинской пустыни, последнего монастыря послереволюционной России, продолжавшего строго хранить монашеские традиции. Самое важное – не соблюдение внешнего устава, но следование православному духу, незримо передающемуся через монахов, которые были связаны с жизнью духовно процветающей в 1940-50 годы обители, через тех людей, которые бывали в Глинской пустыни. Настоятель Кожеезерской обители иером. Михей (Разиньков) в детстве и юности имел редкую возможность общаться с одним из духовников Глинской пустыни, с 1960-х гг. жившим на Кавказе, бывать на службах, которые совершались им с большим благоговением. Стремление соответствовать духу Глинской пустыни проявляется в желании настоятеля, чтобы все насельники неукоснительно посещали богослужения, в преимущественном внимании к благоустроенному чтению и пению и в простом образе жизни.

По уставу утренняя служба в Кожеезерской обители начинается в половину четвертого утра молебном преподобным Серапиону и Никодиму Кожеезерским. Подъем в три утра требует усилий, понуждения себя, но духовно укрепляет осознание того, что это установление, соблюдаемое лишь в немногих обителях (например, на Афоне, в скиту Оптиной пустыни и нек. др.), соответствует святоотеческой традиции. После молитвенного воззвания к устроителям монашеской жизни на Кожозере совершается установленный святыми отцами суточный круг служб: полунощница, утреня, часы, Литургия. Прихожанину городского храма, попавшего на монастырскую службу, многое кажется необычным. Например, не сразу привыкаешь к тому естественному обстоятельству, что утреня в соответствии с названием и содержанием совершается утром, а не вечером, как это принято в приходской практике. Устраняется возникающее в этом случае смущение от того, что прошение из ектении «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви» слышишь в вечерние часы. А какой радостью наполняется сердце, когда возглас «Слава Тебе, Показавшему нам свет» звучит в храме, наполненном солнечными лучами.

После утренней службы – трапеза, во время которой продолжает звучать язык богослужения, так как жития святых нередко читаются на церковнославянском. После трапезы краткий отдых и послушания до вечерней службы (кроме праздничных и воскресных дней), которая начинается в три часа дня. Так, утренняя и вечерняя службы делят суточный круг на две части, начало каждой из которых освящено Богослужением. Богослужение – центр монашеской жизни. Средоточие самого Богослужения – соборная молитва, направляемая действиями священнослужителей и клира.

Основное попечение настоятеля Кожеезерской обители – благоустроенное чтение и пение. Именно это, по убеждению о. Михея, бывшего регентом в Оптине и Троице-Сергиевой Лавре, определяет монашескую настроенность.

Во время служб нередко звучит древний знаменный распев. В 1988 г. настоятель Оптиной пустыни архимандрит Евлогий в беседе с о. Михеем указал на то, что не стоит всю службу делать знаменной, так как это нелегко для восприятия современного человека. В соответствии с этим древнерусский распев на службах в Кожеезерском монастыре вводится вкраплениями: знаменное исполнение неизменяемых песнопений, догматиков, тропарей обычно производит глубокое впечатление на паломников, посещающих обитель. Знаменный распев вытесняет из сознания молящегося человека все наносное, отвлекающее и развлекающее ум. И казавшиеся ясными и привычными молитвенные воззвания – «Господи, помилуй», «Подай, Господи» – обретают новый, более глубокий смысл.

«Сохрани мя от сети, юже составиша ми»

По дороге в Кожеезерский монастырь вы постепенно ускользаете из цепких объятий цивилизации. Прежде всего пропадает мобильная связь. Вопрос «Как можно жить без мобильного телефона?» в кожеезерском пространстве перестает быть риторическим и получает утвердительный ответ: «Можно. Спокойно». Даже спутниковый телефон, приобретенный на случай крайней необходимости, чувствует себя на Кожозере неуверенно: часто хандрит, норовит выйти из строя.

Во-вторых, у вас исчезает необходимость в деньгах, чья власть, казалось бы, всепроникающа. Но что могут значить дензнаки, если до ближайшей точки купли-продажи 110 км?

Наконец о том, что современному городскому жителю может показаться еще более невероятным, чем отсутствие связи и безполезность [2] денег: монастырь поддерживает благочестивую традицию русских монастырей на Афоне, в которых не используется электричество. Следствие – свобода от телевизоров, приемников, магнитофонов, ноутбуков, компьютеров и т.д.

Нередко приходится слышать, что живущие в миру благочестивые люди желали бы отказаться от «общения» с телевизором, Интернетом. Но внешнее давление так велико, что это почти неосуществимо: даже если телевизора нет дома – у соседей он может быть включен почти круглосуточно и обычно на полную мощность; телеэкраны и мониторы окружают нас на улицах городов, в общественном транспорте, на рабочих местах; значительная часть бытового и профессионального общения осуществляется в виртуальном Инет-пространстве, так что незнакомый с ним человек оказывается в определенной степени в изоляции. Перечисленные и неназванные препятствия на Кожозере решаются кардинально – ни телевизора, ни Интернета здесь нет. У людей, посещающих монастырь проездом, это вызывает сочувствие: «Как? даже телевизора нет? бедные…» У тех, кто прожил здесь не день и не два и проникся духом этого места мысль о телевизоре, последних новостях и даже радио вызывает недоумение, настолько они здесь кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархиинеуместны. Неспешность и продолжительность монастырских служб, хозяйство, приближенное к натуральному, большой объем восстановительных работ искореняют желание посидеть перед телевизором. Так что отсутствие телевизора воспринимается как приобретение. Особенно ясно это ощущается в храме. Яркий свет электрической лампы, который мы привыкли видеть на витринах, в клубах, развлекает ум и рассеивает молитву. Неслучайно многие благочестивые архипастыри были против использования электрического света в церкви. Так святейший Патриарх Алексий I (Симанский) говорил о том, что освещение в храмах должно быть скромным, мягким, даже чуть затемненным.

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

Заходя в храм перед утренней службой, невольно замираешь: полумрак, более или менее густой в зависимости от времени года, согрет мерцающими огоньками неугасимых лампад перед Распятием, храмовыми иконами Божией Матери «Тихвинская» и святителя Николая Чудотворца, образом преподобного Никодима Кожеезерского. Это вызывает благоговейное ощущение соприсутствия Невидимого, но вся Исполняющего Бога. Постепенно возжигаются свечи – сперва перед образом прп. Никодима во время молебна, на полунощнице затепливается свеча Господу, на утрене – Богородице, празднуемым святым. К Литургии обычно выходит солнце.

«Погода тоже несет послушание…»

В праздничные дни особенно явственно ощущается ликование природы, прославляющей Создателя своей красотой. Удивительно теплые, радостно-солнечные дни Пасхальной седмицы в этом году по ее завершении сменились дождливым ненастьем. Особую роль в благоукрашении Кожеезерского пространства в праздничные дни играет небо, которое словно прообразует ликование на небесах в честь празднуемого события.кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии Воистину – попавшим на Кожозеро «небеса поведают славу Божию». Особенно памятны величественные картины зимнего звездного неба, гармоничность которых не нарушает ни одна горящая электрическая лампочка. В дни Богородичных праздников на голубом небосклоне над храмом неоднократно появлялись белые лучевидные облака, словно раскрывался гигантский белоснежный цветок. В день памяти трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 янв. / 12 фев.) – довелось наблюдать на небе одновременно три светила: затуманенное, неяркое солнце, рано поднявшаяся луна и радужное сияние. В день памяти апостола любви Иоанна Богослова во время крестного хода наблюдали двойную радугу, опоясавшую озеро. А на отдание Вознесения необычная огненная радуга обрамляла заходящее солнце.

Конечно, ни словесное описание, ни фотоснимки не в состоянии передать богатство света, цвета, гармонию их сочетания и вызвать благоговейное ощущение величия Божиего, «вся премудростию Сотворившего».

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

Недостаточную плотность населения Кожозера восполняет населенность лесов, неба и озерных вод. После зимнего затишья, изредка нарушаемого вороньим карканьем, Кожеезерье постепенно наполняется звучанием. В этом году первыми весенними вестниками были … снегири и незнакомые белоснежные птички, на Благовещение прилетели скворцы и начали обживать скворечники, а вскоре после этого окрестности огласились трубными криками лебединой стаи. И еще великое множество птиц – массивных сов, глухарей и крошечных трясогузок, хищных коршунов и безобидных ласточек, диковинных трехцветных соек и привычных серых воробушков, знакомых и невиданных ранее, поющих на все голоса – наполняют Кожозеро весной. Насельники монастыря с любовью относятся к пернатым обитателям, подкармливая их – наиболее смелые пичуги неоднократно залетали в келейный корпус, а несколько лет назад там перезимовал раненый голубь. Когда освящался крест, установленный на пересечении рек Никодимки и Подломки в память о молитвенном подвиге прп. Никодима, во время начального возгласа появился лебедь и, трубно крича, сделал два больших круга над местом освящения.

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархииДобираясь до Кожозера водным путем, не без труда преодолеваешь плотины, устроенные неутомимыми бобрами в узкой протоке между озерами (самих строителей, правда, не часто удается увидеть). Живут на Кожозере две лошади – Хоста и Зорька, ведущие полусвободный образ жизни, так как с весны до зимних холодов их перемещения по полуострову обычно ничем не ограничены. Они уже в преклонном возрасте, но при необходимости несут послушания: пашут, возят дрова, бревна и глину, однажды с помощью Хосты перетаскивали лодку посуху с одного края полуострова на другой. Водятся куницы, горностаи, ласки – следами их лапок зимой расшит снег у жилого корпуса. В окно трапезной как-то раз заглядывала белка. Навещают лисицы, однажды, привлеченный запахом рыбы, на берег вышел медвежонок. Паломники рассказывали, что встречали в лесу росомаху. В озере водится различная рыба: щука, налим, ряпус, окунь, сиг и др. Последние годы, отмечает о. Михей, рыбы стало значительно меньше, хотя и это, видимо, не без Божьего промысла: чтобы меньше тревожили место, издавна определенное для молитвенного уединения, любители рыбалки, наслышанные о рыбном изобилии на Кожозере.

«И пустыню яко град содела…»

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархииПрежде всего – три каменных и два деревянных храма. Самый вместительный из них – трехпрестольный Успенский храм. К нему через переход примыкает храм в честь свт. Алексия, митрополита Московского, явившегося прп. Никодиму и возвестившего о времени его праведной кончины. Напротив этих храмов – двухэтажный кирпичный игуменский корпус. Все кирпичные здания на территории монастыря были построены из кирпича, изготовленного на заводе, который находился на острове в 400 метрах от монастыря. На территории обители также расположены молочарня для хранения и обработки молока с подвалом и ледником, овин для сушки снопов, два амбара с погребами, бывшая кирпичная баня. За 13 лет, прошедшие с начала возрождения монастыря, был восстановлен теплый надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» (на 30 человек), приведены в должный порядок прилегающие к храму флигели, бывший паломнический двухэтажный корпус с печным отоплением, где теперь живут сестры. кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

Первое, что видишь, выходя из келейного корпуса в ясные дни – громаду неба, красота которого умножена отражением в озерной глади. По левую руку – Поклонный крест и крест на месте упокоения прпп. Никодима, Серапиона и Авраамия Кожеезерских. За ними начинается лес и старинная монастырская дорога на Усть-Кожу, Прилуки и Шомокшу.
кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

Храм расположен на возвышении и, хотя дорога к нему занимает всего несколько минут, требуется приложить усилия, хоть немного, но понудить себя на подъем. Зато как легок и радостен путь обратно после вечерней службы, когда с угора спускается крестный ход с пением «Богородице Дево, радуйся», которому вторит радостный птичий гомон.

Монастырский быт отличается простотой, отсутствием излишеств, которое в большинстве случаев только на благо: например, отсутствие дрожжей в закваске монастырского хлеба, улучшает его вкус, хлеб долго не плесневеет и не черствеет; заливное из только что выловленной рыбы застывает без всякого желатина.

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии В монастыре сейчас немало важных дел: необходимо перекрыть крышу на храме, восстановить уничтоженную двухъярусную каменную колокольню, благодаря которой храм раньше назывался «иже под колоколы», возобновить старинный монастырский колодец с надкладезной часовней, разбить сад. Все это требует добровольных помощников, желающих трудиться во славу Божию. А пока усилия немногочисленных насельников и паломников направлены на дела самые насущные: заготовка дров, сенокос, огородные работы (выращивается картофель, морковь, свекла, тыквы, зелень, тепличные огурцы и нек. др.), сбор грибов и ягод (клюквы, черники, брусники, калины), перевозка грузов по зимнему пути. Удаленность от мира побуждает вернуться к исконному для русского православного человека образу жизни – ежедневному труду в соответствии с Божией заповедью трудиться в поте лица и питаться от плодов рук своих. Это одно из важнейших условий монашеской жизни с первых веков, когда монахи уходили в пустынные места.

Источник

КОЖЕЕЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии
Кожеезерский монастырь

Кожеезерский (Кожеозерский) мужской монастырь в честь Богоявления Плесецкой епархии

Монастырь расположен на Лопском полуострове, на Кожем озере, в 110 км от Онеги. Так-как дорог нет, добраются до обители часто на вездеходе или вертолетом. Существует также несколько возможных походных маршрутов (данные 2001 г. [1]):

История

В 1758 году обитель была приписана к Спасо-Преображенскому монастырю, а затем вовсе упразднена секуляризационной реформой в 1764. Вместо неё был открыт сельский приход.

Возобновление Кожеезерского монастыря началось в 1851 году, с целью борьбы с расколом. По указу Святейшего Синода он был сначала приписан к Николаевскому Корельскому монастырю, а по Высочайшему указу 1853 года стал самостоятельным монастырем. В обители был введен общежительный устав, настоятель носил сан архимандрита. В Онежском, Пудожском и Каргопольском уездах Кожеезерский монастырь сделался источником христианского просвещения и оплотом Православия против царящего здесь раскола. В этот период в обители было три храма. При этом, ввиду удаленности от населенных мест, суровости климата и малой производительности земли монастырь был довольно беден и существовал главным образом на пожертвования благотворителей.

Вскоре после революции, в 1918 году, группа крестьян из соседнего села Кривой Пояс решили примкнуть к большевикам, после чего разгромила и разграбила обитель, убив настоятеля Арсения и нескольких других насельников. Оставшиеся в живых покинули опустевшую обитель [2].

Монастырь был изъят у Церкви и в нём была устроена коммуна. Затем тут разместился поселок ссыльных «Кожпоселок,» который был расформирован в 1954 году. С того времени на Кожеострове лишь время от времени жили лесники.

Храмы

Ныне в обители действует надвратный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

До революции в обители было три храма:

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы каменный, с двумя приделами.

Храм во имя святого Иоанна Предтечи также каменный, переделанный из часовни над гробницами преподобных Серапиона и первого игумена монастыря Антония-Авраамия. Мощи их почивали под святым престолом церкви. Ныне храм разрушен.

Храм в честь Богоявления Господня деревянный. Здесь под спудом покоились нетленные мощи преподобного Никодима Хозьюгского.

Настоятели

Святыни

В Иоанно-Предтеченской церкви в предреволюционный период находилась местно-чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери. Каждую субботу перед ним пелся акафист.

Источник

Кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

XVI век. Основание пустынной обители

Патриарх Никон – игумен Кожеезерского монастыря

(1643-1646)

Никон испросил благословения на пустынножительство. Почитая прп. Никодима Кожеезерского, он стал подражать его подвигам. В XIX веке в обители указывали паломникам место его келии при устье реки Виленьги. Там еще сохранялись остатки пещеры, в которой подвизался Никон. Полтора года провел здесь Никон и снискал уважение среди братии монастыря. Когда в 1642 году умер игумен Иона, братия избрала Никона его преемником.

При игумене Никоне духовный расцвет монастыря соединился с внешним процветанием. К братии Никон был строг, сам подавая пример другим. При нем число братии умножилось до 100 человек.

В правление обителью игумена Никона иноком (князем) Боголепом Львовым было составлено полное житие преподобного Никодима.

Лопский остров был соединен с берегом дамбой. Монастырь разрастался, украшался новыми постройками, получал многочисленные богатые вклады и широко благотворил окрестным жителям.

За три года игуменства Никон добился шести жалованных царских грамот для монастыря. Даже за обедом вспоминал государь о Кожеезерской обители, так как выловленную кожеезерскими монахами семгу подавали на царскую трапезу.

Во многом такая милость Божия изливалась на монастырь по трудам предыдущих игуменов – прп. Авраамия и Ионы, а также по молитвенному предстательству прп. Никодима.

В 1647 году игумен Никон отправился в Москву по нуждам монастыря на поклон к молодому царю Алексею Михайловичу. Просьбу монастыря царь исполнил, но сам Никон в обитель больше не вернулся – такова была царская воля.

Никон стал архимандритом Новоспасского монастыря, затем Новгородским митрополитом и наконец – Всероссийским Патриархом. Вступив на патриарший престол, Никон не забывал о невольно оставленной им обители.

Во время патриаршества Никона и его трудами был причтен к лику святых прп. Никодим Кожеезерский. Службу северному отшельнику и чудотворцу составили два мужа из Сербской земли: Макарий, митрополит Гревенский и авва Феодосий (см. канон прп. Никодиму).

Возрождение монастыря в XIX веке

В 1722 году игуменство в Кожеезерском монастыре прекратилось и было учреждено строительство. При первом строителе Корнилии (1722–1738) обитель постигло несчастие: пожар 1730 (по другим данным – 1734) года уничтожил все строения деревянного монастыря. Часть монахов разошлась, братия уменьшилась до девятнадцати человек. В 1758 г. за бедностью монастырь был приписан к Спасо-Каргопольскому, что окончательно его истощило, и в 1764 г. он был закрыт, разделив печальную судьбу многих обителей того времени.

Согласно монастырскому синодику, за время от основания монастыря и до его упразднения в нем пребывало 346 иноков.

26 августа 1849 года, в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери, о.Митрофан с послушником Троице-Сергиевой лавры Львом отправились в нелегкий путь. Придя в обитель, о.Митрофан увидел там одни развалины, ветхую деревянную церковь, в которой находилась рака прп. Никодима.

Милостию Божией нашелся благодетель, который помог вновь возродить монастырь. Это был московский фабрикант Павел Матвеевич Александров. Он пожертвовал 50 тысяч рублей на нужды обители.

30 мая 1853 года последовало высочайшее утверждение постановления Святейшего Синода об открытии второго класса Кожеозерской пустыни «в самостоятельной степени, но без всякого от казны пособия». При возобновлении обители в 1853 году вновь последовало несколько чудесных исцелений молитвенно с верою обращавшихся к предстательству и помощи прп. Никодима.

Отец Митрофан с монастырской братией начали возводить каменный трехпрестольный собор в честь Успения Божией Матери. Его стены, построенные стольким трудами, слезами и молитвами, сохранились и по наше время.

Отец Митрофан был простой, приветливый человек, неутомимый труженик, горячо преданный делу возрождения обители. Но его доброта и мягкосердечность привели к невольным ошибкам в управлении обителью, и он был уволен на покой. С обителью он однако не расстался и прожил в ней до самой смерти в 1884 году.

После этого, как уже бывало в истории обители, игумены стали меняться один за другим. «Смутное время» закончилось с приходом архимандрита Питирима. Он был переведен сюда с Соловков, где пользовался у братии уважением за свою подвижническую жизнь.

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

Он сразу позаботился о том, чтобы обитель получила известность, опубликовав несколько книг и статей о истории монастыря.

Была устроена прекрасная проезжая дорога от онежского почтового тракта до монастыря. Проезжая по ней, игумен Питирим ставил посох на дно повозки: там, где посох подпрыгивал, отец настоятель ставил знак, что нужно подправить дорогу.

Но не только о внешнем благоустройстве монастыря заботился о. Питирим. Высота духовной жизни кожезерского архимандрита была такова, что соловецкий старец иеромонах Зосима как-то поведал ближним своим, что сподобился лицезреть отшествие души о. Питирима со ангельским пением несомой в горние обители. Это видение позднее было подтверждено письмом о кончине о. Питирима. Было это 14 августа 1903 года.

Помощию Божией и молитвами кожеезерских преподобных монастырь преобразился, став прекраснее прежнего. Но недолго пребывала в покое раскинувшаяся по острову белокаменная обитель. Заполыхало над страной октябрьское пламя и скоро опалило оно и Кожеезерскую пустынь.

См. также: «Описание Кожеозерской пустыни (в Архангельской губернии). От ея основания до настоящаго времени». Архангельск. Губернская типография. 1881

1917 год: трагедия в Кожеозерском монастыре

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

Кожеозерский монастырь разделил страшную судьбу революционной России и Православной Церкви того времени.

На начало 1917 года в Кожеозерском монастыре значилось 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 9 монахов и: 5 послушников.

Изменения государственного строя в России повлекли за собой нестроения в монастыре. Набирало силу противостояние между братией и настоятелем обители – 34-летним игуменом Олегом (Завилиным).Казначей обители иерод. Зосима в первых числах марта 1917 года в дни торжеств обновления строя в России, происходивших в Онеге, оказался в этом городе. Прихватив с собой свежие газеты, о. Зосима познакомил всех насельников с тем, что он видел и слышал.

После этого без ведома настоятеля отдал распоряжение: не упоминать в церковных молитвах царствующую фамилию. Архим. Олег отказался убрать в молитвах упоминание императора и его семьи. Тогда Зосима и его сподвижники стали самочинно заменять в молитвах царствующий дом словами «временное правительство». Получилось непристойное для храма Божия разночтение.

26 апреля 1917 года иеродиакон Зосима с помощью находившихся в монастыре членов Онежского исполкома провел в монастыре собрание. Большинством голосов архимандрит Олег был отстранен от настоятельской власти, для управления монастырем до назначения другого настоятеля был избран исполнительный комитет из 5 человек. Председателем был утвержден иеромонах Арсений, секретарем – иеродиакон Зосима.

На следующий день 27 апреля 1917 года около 8 часов утра избранный комитет пришел к настоятелю и потребовал монастырские деньги, а так же подписать акт о передаче управления монастырем комитету. Архимандрит подписать акт отказался, а деньги обещал выдать после первого числа мая.

В монастыре началась вольница. Монахи перестали ходить в Храм Божий и отказывались от монастырских работ. В связи со сложившейся ситуацией настоятель монастыря обратился в Архангельскую Духовную консисторию с просьбой послать кого-либо из члонов для рассмотрения дела на месте.

Был немедленно отправлен благочинный монастырей архим. Вениамин (Кононов), бывший настоятелем Свято-Троицкого Сийского монастыря и последним настоятелем Соловецкой обители до ее закрытия, будущий преподобномученик Вениамин.

После окончания расследования о. Вениамин пришел к выводу, что для спасения обители лучше образовать в Кожеозерском монастыре женскую обитель. Он предложил Консистории для поселения в нем определить инокинь из образцовых монастырей – Холмогорского и Шенкурского. Монахов же Кожеезерского монастыря расселить, не наказывая виновных, по монастырям епархии.

Духовная консистория, получив письмо и рапорт архимандрита Вениамина о нравственном состоянии кожеезерской братии, занялась преобразованием этого монастыря в женский. Она запросила у настоятельницы Ямецкого монастыря Мариамны, не согласится ли она вместе с сестрами переселиться туда. Ямецкие монахини дали согласие. Настоятельницам Холмогорского, Шенкурского и Сурского монастырей было поручено выявить среди насельниц желающих присоединиться к ямецким монахиням. Однако осуществлению этих планов помешала революция и гражданская война.

Трагические события, происходившие в Кожеезерском монастыре в 1918 году, описал монах Валентин из числа кожеезерской братии: «В ночь на 30 сентября (13 октября) на Кожеозерский монастырь напала вооруженная винтовками банда большевиков из крестьян селения Кривой Пояс Пудожского уезда, отстоящего от монастыря в 30-ти верстах. Убили настоятеля иеромонаха Арсения и иеродиакона Пантелеимона, остальную братию – заперли в каретнике, а сами стали грабить в келиях, монастырские амбары и кладовые».

В результате произшедших трагических событий безвинно погибли: настоятель монастыря иеромонах Арсений, иеромонах Пантелеймон, монах Иоанникий, монах Илия, послушник Михаил Черепанов. Бандиты расправились также с работницей старушкой Марфой Зайцевой, гревшей самовары для приезжающих богомольцев, остались сиротами дети Ивана Анциферова, убитого, как сказали сами пришельцы, «по ошибке».

На месте монастыря сначала пытались устроить коммуну, о которой старожилы в округе вспоминали с усмешкой. От монахов осталось прекрасно налаженное хозяйство, но советская коммуна, проев и распродав монастырские запасы, она через пару лет прекратила свое существование.

Есть свидетельства очевидцев о том, что в 1930-х годах на этом святом месте был концлагерь. Но даже в это страшное время в народе хранилась память о Кожеезерском монастыре и его святых угодниках.

Позднее здесь возник поселок из ссыльных, до сих пор отмеченный на картах как «Кожпоселок». При нем продолжалось осквернение обители – в Тихвинском храме жили люди, в Богоявленском держали скот. В 1958 году жителей Кожпоселка переселили в другие деревни. С этого времени и до 90-х годов на территории обители постоянно находился лишь лесничий кордон, да еще наведывались рыбаки и геологические партии.

Второе возрождение обители (1999 год)

кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Смотреть картинку кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Картинка про кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии. Фото кожеозерский богоявленский монастырь в архангельской епархии

Возрождение монастыря началось с приезда трех оптинских братий. В их числе был послушник Михаил (Разиньков), ставший впоследствии настоятелем обители. Первый приезд о. Михея с целью ознакомления с монастырем пришелся на 16 / 29 апреля 1998 года, а в апреле 1999 года состоялось заседание Св. Синода, на котором было благословлено открытие обители.

Божий промысел на возрождение обители был открыт еще ранее через духовника Троице-Сергиевой Лавры – архим. Кирилла (Павлова): о. Кирилл благословил братию перед их отъездом на север образом прп. Амвросия Оптинского. Начало пути из Онеги в Кожеезерский монастырь пришлось на 27 июня / 10 июля. Один из братьев, м. Амвросий, постриженный с именем прп. Амвросия Оптинского, заметил: «Знаете, а ведь сегодня день памяти преподобного Серапиона, основателя Кожеозерского монастыря». Но самое удивительное выяснилось позднее: в тот самый день, когда трое оптинских братий выехали на Кожозеро, происходило обретение мощей прп. Амвросия. Великий оптинский старец, восстав мощами, как бы благословил свою братию и подал им благодать на возрождение далекой северной обители.

В истории возрождения монастыря присутствует немало подобных значимых указаний. Так, о. Михей, неся послушание регента в Оптине, отслужил последнюю службу там 3 / 16 июля, в день памяти прп. Никодима Кожеезерского. Так совпало, что в 1994 г. на праздник Успения Божией Матери о. Михей выехал из Оптиной пустыни, а в 1998 г. после многих дорожных трудностей ему удалось с вещами и материалами добраться до Кожеезерского монастыря также в день Успения Богородицы. А ведь главных храмом Кожеозерского монастыря до революции был храм в честь Успения Божией Матери.

Иером. Михей помнит также интересный случай, произошедший в первый приезд братий на Кожозеро:

Со временем я понял, что может быть, можно думать, что это был прп. Никодим. Он нес картошку, показывая тем, что не оставляет обитель, будет и духовно окормлять ее. И мы это часто чувствуем. Когда наступают какие-то скорби, понимаешь, что в этом месте их было бы невозможно нести, если бы не помощь таких великих святых, как прпп. Никодим, Серапион, Авраамий и прочих угодников Божиих, которые жили и подвизались на Кожозере».

За время, прошедшее с начала возрождения монастыря, был восстановлен теплый надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» (на 30-50 человек), приведены в должный порядок прилегающие к храму флигели, бывший паломнический двухэтажный корпус с печным отоплением, где теперь живут насельники монастыря.

Кожеезерская обитель с радостью примет сестер, иночествующих или желающих монашеского образа жизни. Монастырь также нуждается в помощи православных воцерковленных паломников, которые готовы помочь сестрам обустроиться в таком удаленном месте. Господь подает особое благословение тем, кто помогает сестрам, собранным во имя Христово!

В случае прихода братии в монастырь возможно возродить ранее существовавший скит в честь Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя.

См. также: Санакина Т.Н. Трагедия Кожеозерского монастыря

См. также: Ю. Максимов, Е. Максимова Кожеозерский Богоявленский монастырь: современный опыт возрождения обители (фрагмент) // Альфа и Омега. № 2(42) 2005

XVI век.Основание пустынной обители

Во все времена монашествующие люди стремились приобретать плоды духовной жизни в уединении, подальше от мирской суеты. Они шли в безлюдные глухие места северных пустынных земель, не боясь дальности пути. Так возникали многие северные обители. В их числе Кожеезерский Богоявленский монастырь, расположенный в самой глубине северных дебрей, в совершенно безлюдном месте, состоящем из одних почти болот и моховых тундр.

По сей день Кожеезерская обитель остается уединенной пустынью, удаленной на десятки и сотни километров от селений, не имеющей автомобильных дорог. Монастырь находится в 120 верстах на юго-восток от города Онеги Архангельской области на Лопском полуострове, который омывается водами озера Кожи. На этом пустынном месте еще в начале царствования Иоанна IV Васильевича поселился священноинок Нифонт— муж строгой, подвижнической, уединенной и благочестивой жизни. «Былие и ягоды служили ему пищей», – вот все, что известно о его пустынническом житии. Последующими устроителями уединенной обители были преподобный Серапион, прп. Никодим Кожеезерский, Хозьюгский пустынник, и Никон, бывший здесь игуменом, а впоследствии Патриархом всея Руси.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *