козлово храм тверская область
Храм Рождества Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи (Козлово)
Мiръ Россия Тверская область посёлок городского типа Козлово Храм Рождества Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи (Козлово)
Храм Рождества Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи (Козлово) — однопрестольная каменная церковь в псевдорусском стиле близ деревни Козлово, при ковровой фабрике Фланден, была перестроена из каменной часовни (1868 года). В оформлении имеет элементы декора в стиле позднего классицизма.
Содержание
История [ править ]
В 1894 году в церкви было устроено паровое отопление (на средства г. Фланден и фабричных рабочих). До начала ХХ века она являлась приписной к церкви Успения Пресвятой Богородицы села Астраганца Тверского уезда (сегодня ни села с таким названием, ни церкви, находившейся в 8 верстах от Козлово, не существует), т.е. служителей при ней не было, а богослужения совершались «во все воскресные и праздничные дни причтом Успенской церкви по очереди». Кроме того, из приходской церкви в приписную ежегодно 24 июня совершался крестный ход, разрешенный Святейшим Синодом в 1872 году. Наблюдение за церковью и ведение хозяйства было возложено на служащего на фабрике крестьянина «деревни Павлицева» Косьму Иоакимова (сведения 1900 года); все доходы церкви обращались на богослужебные потребности и ремонт церковного здания. В церкви хранилась опись имущества, составленная священно- и церковнослужителями села Астраганца, «подписанная ими, а также и участниками переустройства церкви из часовни» и скрепленная благочинным Зиновием Рождественским; приходо-расходных книг не было.
После революции действовала церковь недолго. На заседании президиума Завидовского райисполкома 6 декабря 1933 года (протокол заседания № 35; § 13) было поддержано ходатайство Козловского сельсовета о закрытии церкви и использовании ее здания под клуб сельхозтехникума: «она находится на территории и в самом центре хозяйственных построек учхоза и рядом с постройками фабрики «Искусственный мех», что является прямым нарушением хозяйственной целесообразности». Было предложено также «РОНО составить смету по переоборудованию церкви на клуб и изыскать средства, для чего привлечь общественные организации (учхоз, фабрику, техникум)».
Вскоре вышло соответствующее постановление президиума Московского облисполкома Советов РК и КД № 679 от 20 апреля 1934 года: «принимая во внимание, что козловская церковь не функционирует с 1923 года и ее здание необходимо использовать для культурно-просветительских нужд учхоза им. Орджоникидзе, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года («О религиозных объединениях»), разрешить Завидовскому РИКу церковь закрыть», утвержденное комиссией по вопросам культов при президиуме ЦИК СССР 9 сентября 1934 года (протокол № 6), а затем президиумом ВЦИК 1 октября 1934 года (протокол № 129).
Церковь закрыли несмотря на жалобы прихожан (также сохранились протоколы общих собраний верующих при церкви в Козлове за 1930-ые годы), собравших подписи 450 человек и бережно плативших все налоги.
Но поистине уникальное событие в истории Иоанно-Предтеченской церкви произошло в сентябре 1944 года: решением Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР она была вновь открыта, а община верующих официально зарегистрирована. С тех пор церковь является действующей, только несколько раз в советские годы она закрывалась на непродолжительное время (в связи с тем, что часто менялись настоятели).
Современное состояние [ править ]
Постепенно, трудами и молитвами настоятеля и прихожан, благотворителей, храм восстанавливался и приобрел нынешний красивый облик. На приходе ведется социальная работа. Проходят занятия в воскресной школе для детей и взрослых, проводятся праздники для прихожан, туристические, краеведческие и патриотические сборы.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 171274, Тверская область, Конаковский район, поселок Козлово, улица Стадиона, дом 1
О храме
Фотография храма Ведения Пресвятой Богородицы начала ХХ века
Пожертвовать на восстановление храма Вы можете на странице сайта Роснаследие: https://www.rosnasledie.com/помощь-и-пожертвование
Село Козлово, от Твери 120 вёрст, почтовый адрес Козлово.» — такие сведения о селе Козлово Спировского района приводит «Тверской епархиальный статистический сборник» И. Добровольского. Село это когда — то было центром Козловской волости Вышневолоцкого уезда, а затем целого Козловского района.
Первое упоминание Введенского прихода с. Козлова относится к XV веку. На страницах «Писцовой книги Бежецкой пятины письма Василия Григорьевича Наумова и Семёна Захарьина сына Дятлова», составленной в лето от Сотворения мира 7007 (1498/99 гг.) в разделе «Монастырские деревни» вслед за упоминанием погоста Спасского в Клинецком (современное Спасоклинье) мы находим строки и о погосте Богородицком Плавском (современное Козлово). С незапамятных времён, эта местность носила название «Плав». В словаре Владимира Даля слово «плав» трактуется как трясина, где под деревом вода или же обширная мочежина. И это неудивительно. В окрестностях села множество низких, болотистых мест.
Богородицким же погост стал называться после строительства деревянного храма во имя Введения Пресвятой Богородицы. Первое упоминание о нём относится так же к 1498/99 гг., в Писцовой книге говорится о принадлежавшей монастырю церкви «Веденья Пречистые из Плав, а [в] Плавском погосте, треть сохи». Выше упоминается «Игнат Юренев, луховитин, деревни за ним Александровские Тимофеева в Богородицком погосте в Плавском, сох 8 с третью».
Начиная с 1583 г. церковное место в погосте Богородицком Плавском стало именоваться Козлово и так именуется до сих пор: «Погост на Козлове на реке Судомле в Плавех. А на погосте церковь Введенья Пречистой, древяная вверх. А в церкви образы и свечи и книги и все церковное строение приходное. Да на погосте ж поп Левонтей, двор дьячёк Тимошка Минин, двор пономарь, двор проскурница, да восемь келей, а в них живут нищие, а питаютца о церкви Божьей».
Вид на храм в начале 2000-х
Среди местных жителей до сих пор бытуют легенды, связанные со смутным временем: об ушедших под землю церквях и часовнях, исчезнувших деревнях, борьбе местного населения с захватчиками, древних битвах и зарытых сокровищах. Много бед и страдания принесло Смутное время в эту землю, были стёрты с лица земли сёла и деревни, разграблены храмы, поля зарастали травой и кустарником, там, где некогда кипела жизнь, теперь была «мерзость запустения».
В 1773 году на имя епископа Тверского и Кашинского Арсения от старосты села Козлово поступает прошение: «В означенном нашем погосте имеется церковь Божия во имя Введения Пресвятой Богородицы деревянная, весьма ветхая, посему мы ныне вознамерились (…) построить вновь деревянную церковь, но без указу Вашего Преосвященства того учинить не имеем(…). К сему прошению вместо вышеписанных крестьянского старосты Дмитрия Фёдорова и соцкаго Алексея Семёнова коих прошение Тверской духовной Консистории Фёдор Колчареев руку приложил».
22 октября 1780 г. в консисторском журнале была сделана запись о том, что прошение рассмотрено на заседании Консистории и Епископу было предложено подписать храмосданную грамоту. На это решение немалое влияние оказал и «Приговор Введенского Козловского погоста» за подписью благочинного погоста Петра Фаддеева, священника Михаила Петрова, диакона, дьячка Ивана Дмитриева и пономаря Ефима Петрова.
Немалое влияние на решение конситории оказала и справка благочинного за 1777 г., в которой говорилось: «Церковь Введения Пресвятой Богородицы деревянная ветхая, священнослужение преправлять способна. При оной церкви священник, диакон, дьячёк, пономарь по одному. Приходских 235 дворов. Пашенной земли 8 четвертей, а по дву потому ж. Сенного покоса 10 копен».
Старая фотография храма со стороны разлившейся по весне реки
24 октября 1780 г. храмосдательная грамота была подписана Епископом Арсением.
Прошло три года и 2 сентября 1783 г. духовенство погоста рапортовало: «По данной храмосдательной грамоте нами вместо ветхой деревянной во имя Введения Пресвятой Богоматери вновь построена деревянная церковь в то же именование, которая как святыми иконами, книгами, церковной утварью по надлежащему украшена и к освящению ныне в готовности. О чём приобщаем в благорассмотрение учтённую в 1774 г. опись против которой всё без уменьшения находится… Того ради Ваше Высокопреосвященство всепокорнейше просим реченную новопостроенную церковь Введения Пресвятой Богоматери повелеть освятить с имеющимся у нас в твёрдости старым антиминсом поблизости находящемуся Теребинской пустыни строителю иеромонаху Иерониму, который о храме крайнее попечение имеет, да о нашем прошении архипастырскую учинить резолюцию». И резолюция была наложена следующего содержания: «Новозданный храм по чиноположению церковному освятить вышеписанному строителю именем Господним благословляю.»
Прошло ровно двадцать лет со дня освящения новой деревянной церкви в Козловском погосте. В июле 1803 г. на имя Высокопреосвященнейшего Павла Архиепископа Тверского и Кашинского, кавалера Ордена Св. Александра Невского от владельца соседнего с Козлово сельца Владимирское генерал — майора и кавалера Ивана Терентьевича сына Сназина поступило прошение. «В вотчинном моём Вышневолоцкого уезда селе Козлове имеется деревянная во имя Введения Пресвятыя Богородицы церковь, — писал в своём прошении Сназин, — на место той желаю построить в том именовании каменную церковь с приделами Казанской Божьей Матери и Рождества Иоанна Предтечи.
Того ради Ваше Высокопреосвященство покорнейше прошу о построении оной каменной церкви с приделами снабдить меня храмосдательною грамотою, а для сбору от доброхотных дателей повелеть дать сборную на три года книгу. Сназин. Июля 3 дня 1803 г.»
В наше время ведутся восстановительные работы
К прошению была приложена справка от благочинного за 1802 г. В ней приводились основные сведения о приходе и храме: «В селе Козлове находится церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, деревянная, в твёрдости, утварию довольна, построена в 1784 г. При ней приходских 298 дворов, в них мужеска пола 1261 душа. Пашенной и сенокосной земли по писцовой даче состоит 280 десятин. Священнослужителей по штату быть положено священникам двум, диакону одному, дьячкам двум и пономарям двум. Каковое число и ныне на лицо состоит».
События в Европе 1805 г. заставили покинуть родные места строителя храма Ивана Сназина, домой он вернулся лишь в 1810 г. Начавшаяся война 1812 г. потребовала вложений от Сназина в пользу обороны стороны. За свои пожертвования он был отмечен императором.
Ещё одним делом, помешавшим продолжению строительства Введенского собора стало строителтство Иоанно-Преотеченской церкви в центральной усадьбе Сназиных Ивановском – Овсееве. Храм был завершён лишь в 1822 г. И только к 1828 г., Сназин смог продолжить начатое строительство в Козлове.
Но дело «О построении каменной церкви» за 1828 г. в архиве не сохранилось, как и другие дела, касающиеся судьбы Введенского храма. Теперь дальнейшую судьбу храма теперь можно проследить лишь по их заголовкам. Итак: 1828 г. Дело о построении каменной церкви; 1832 г. Дело о дозволении разобрать деревянную колокольню; 1835 г. Дело об освящении престола Введения Пресвятой Богородицы; 1838 г. Дело об освящении престола Рождества Иоанна Предтечи; 1841 г. Дело о продаже деревянной церкви, Дело об уничтожении деревянной церкви; 1845 г. Дело об освящении престола Казанской иконы Божией Матери; 1846 г. Дело о дозволении церковь покрыть железом; 1850 г. Дело о дозволении устроить печи; 1851 г. Дело о дозволении построить каменную колокольню; 1857 г. Дело о построении ограды; 1859 г. Дело о слитии колокола; 1870 г. Дело о распространении церкви (о строительстве зимнего храма между летним собором и колокольней).
Лишь в 1870-х гг. храм приобрёл свой окончательный вид. Но так как строительство велось в несколько этапов: сначала летний пятикупольный собор (1803, 1828 – 1835 гг.), затем величественная трёхярусная колокольня (1851 г.), которая была воздвигнута с восточной стороны собора, а уже потом зимний храм (1870 – 1871 гг.) с тремя приделами между ними, то собор получился как бы обращённым на запад. В этом то и заключается первая загадка Козловского собора: почему летний храм был построен ближе к склону холма, что и не позволило позднее пристроить к нему зимнюю церковь и колокольню с запада? Что помешало сделать это? Возможно, на месте колокольни находилась старая деревянная церковь, упразднённая в 1841 г. Возможно… Но ответить на этот вопрос однозначно нельзя.
Строитель храма Иван Терентьевич Сназин (род. 1774 г.), владелец с. Ивановское Овсищенской волости Вышневолоцкого уезда и соседнего с Козлово сельца Владимирское скончался в год освящения летнего храма в 1834 г. и был погребён возле алтаря второй своей церкви в честь Иоанна Предтечи в усадьбе Ивановское Овсеево.
В 1901 г. «Тверской Статистический сборник» писал о храме: «Церковь Введенская, построена в 1834 г., распространена в 1871 г., каменная, престолов 6: в холодной церкви — средний Введения Пресвятой Богородицы, правый Рождества Иоанна Предтечи, левый Казанской иконы Божией Матери, в тёплой: средний Богоявления Господня, правый Св. Троицы, левый свмч. Власия.» В приходе, кромес. Козлова, значились деревни: Плоское, Пасьенки, два Нивища, Аржаная, Пивовары, Винжа, Забружье, Кутузово, Морозовка, Прудовка, Светча, Малое Плоское, Овсяники, Горня, Двойка, Линдино, Тихменево, Лежи, Еремеевка, Нестериха, Малое Козлово, Захарово, Кочка, Коды – Чакка, Березая, Малая Богданиха, Ямны, Замытье, Ососье, Береговая. Всего в приходе было: 937 дворов, 3482 мужчины, 3762 женщины.
В приходе находилось десять часовен: в Городке — священномученика Власия, Плоском — великомученика Георгия, Овсяниках — Архистратига Михаила, Горне – Вознесения Господня, Линдино – свт. Николая, Лежи — пр. Зосимы и Савватия, Нестерихе — пр. Зосимы и Савватия, Ямнах – Николы Можайского, Ососье – св. Троицы, Забрусье – Меледихе Успения Пресвятой Богородицы.
Кроме того, при храме была церковно – приходская школа в двухэтажном доме, «дом под квартирой торговаго и 12 лавок», земли было «усадебной 5 десятин, пахотной 60 десятин, под привольем 160 дес., под кладбищем и дорогой 3 дес. 1616 сажень, под площадью около 2 десятин».
Служили в эти годы в храме: священник Михаил Иванович Сперанский 40 лет, окончивший духовную семинарию, в службе с 1882 г., священник с 1884 г., награждён в 1889 г. скуфьёй; священник Иоанн Григорьевич Троицкий 35 лет, окончил духовную семинарию, в службе с 1884 г., священник с 1889 г., состоит законоучителем в земском училище, награждён в 1896 г. набедренником; священник Алексий Васильевич Сибирский 27 лет, окончил духовную семинарию, священник с 1893 г., состоит законоучителем церковно – приходской школы и катехизатором, награждён в 1899 г. набедренником. Диакон – Феодор Иванович Никольский 53 лет, окончил духовное училище, в службе с 1863 г., диакон с 1885 г. Псаломщики: Павел Иванович Овсиевский 59 лет, из среднего отделения духовного училища, в должности с 1861 г.; Михаил Никифорович Франтов 78 лет, из высшего отделения духовного училища, в должности с 1840 г. и Павел Михайлович Плетнёв 22 лет, из высшего отделения духовного училища, в должности с 1897 г…
разобрана ограда, а могилы священнослужителей и окрестных помещиков сравняли с землёй. И лишь со старых фотографий можем мы увидеть теперь каким собор был в начале XX в.
Козлово храм тверская область
Понедельник- Четверг:
с 8:00 до 17:15 час.
Пятница с 8:00 до 16:00.
Обед с 13:00 до 14:00
Выходные дни:
суббота, воскресенье
Фирсова Ольга Валентиновна,
ИСТОРИЯ ХРАМА
Славяне расселились по всем притокам Днепра и Волги до Балтийского моря. По реке Шоша, крупному Притоку Волги, проходил путь «из варяг в греки». Там, Где впадает в реку ручей (по др.слав.- астраган), 1000 лет назад возникло поселение Астраганец. Уже с XIII в. здесь был известный монастырь. Деревни Козлово, Дорино, Строково, Хвостово, Павельцево, Кабаново, Пузырево, Шалимово и др. составляли приход Успенского храма в Астраганце. От Козлова он находился в 5 км.
При церкви находилось кладбище, где упокоились наши пращуры, имелись школа, прекрасный сад. Место было великолепной красоты, купола отражались в спокойной глади вод. Население России быстро росло, строились новые храмы. Образовались приходы в Зеленцине, Василеве, Тешилове, Койдинове, Городище.
В 1851 году открылась Николаевская железная дорога Петербург – Москва. В 1856 году англичанин Фланден пустил в Козлове Ковровую фабрику, на которой стали работать жители окрестных деревень. Образовался поселок.
РАЗРУШЕНИЕ
С 1917 года начались гонения на Русскую Православную Церковь. Власти объявили, что Бога нет и начали закрывать, уничтожать храмы. Плач православных людей стоял по всей Руси. Но нашлись и те, кто помогал новой власти разорять святыни. Все мы и наша страна дорого заплатили за богоборчество. По планам «безбожной» III пятилетки к 1942 году с религией решено было покончить, а храмы закрыть. Мы знаем, что Господь этого не допустил.
Для вразумления в 1941 году началась Великая Отечественная война. Враг стоял у Москвы. Сталин послушал оставшихся старцев и обратился за поддержкой к Православной Церкви. Открыли храмы, выпустили из неволи священников, избрали Патриарха Сергия. Свершилось чудо Божие: Россия вновь выстояла против всей Европы, победила фашизм. Но многие храмы и православную атмосферу дореволюционных времен было уже не вернуть. С фронта не вернулись лучшие, самые сильные и работящие мужики. Война, колхозы, промышленные стройки обескровили деревни. Народ за счастье поехал в города, поля заросли травой, упала нравственность. Не стало в селениях церквей, постепенно уходили счастье, доброта, любовь к ближнему. На смену пришли суета, корысть, озлобленность, разврат и воровство.
Козловскому храму «повезло» больше, его не взорвали как другие церкви, а в 30-х годах ХХ века превратили в магазин. Иконы, фрески, утварь в основном были утрачены. Однажды в 1935 году в церковную звонницу ударила молния, повредив опору и ее пришлось разобрать. Это был знак всем разрушителям. От молнии, говорят, сгорело и имение Фландена. Священник разоренной Василевской церкви, отец Пахомий, переселился в пос. Ворошиловский, ныне Текстильщик. Тайно, порой по ночам, он крестил и исповедовал прихожан. В конце 30-х два местных начальника совершили злодейское убийство отца Пахомия с сестрой в их доме. До революции и закрытия в 1929 году в Козловской церкви служили священники из Астраганского храма по очереди.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
После войны на рубеже 40-50-х годов по просьбе верующих приход в Козлове был восстановлен. Из села Завидово торжественно провели Крестный ход в Козлово. По пути следования многие вставали на колени, крестились, плакали. Дети ложились на дорогу, чтобы над ними пронесли святые иконы и чудотворный камень, с которого начался Козловский храм. В середине 50-х начались регулярные богослужения.
Прихожане и священники много претерпели от безбожной власти, но Храм выстоял. По милости Божией в нем собрались иконы из порушенных церквей округи: Св. Николай Чудотворец из Тешилова, Успение Божией Матери из Астраганца, Спас Вседержитель из Зеленцина и другие.
С 70-х годов XX века по настоящее время Храм с Божьей помощью, усилиями настоятелей, прихожан, благодетелей восстанавливается. Заменили сгнившие полы, отремонтировали провалившийся потолок, открыли потемневшие фрески, расписали купол и свод. Некоторые иконы и Распятие оказались изъедены червями и рассыпались в руках. Это еще одно напоминание о безбожной эпохе. Пришлось заново создавать Иконостас, иконы, утварь, отопление.
Владыко Алексий освятил Престол. Церковная утварь, иконы привозились из Москвы, Кимр, Торжка, приносились прихожанами, писались на заказ. Из Клина был привезен большой дом, а старая сторожка разобрана. Перевозил и строил дом отец Борис, лично выполнявший многое. Основные работы по восстановлению были проведены лишь в последние 25 лет при отце Михаиле.
Храм всегда испытывал нужду. Однажды пришла чудесная помощь. Одна пожилая москвичка Евдокия (фамилия неизвестна) дала в дар значительную сумму, на которую велась реставрация. Московский художник-иконописец преподаватель Академии ваяния и зодчества Соколов Игорь Яковлевич практически бескорыстно много лет расписывает Храм. Иконостас, фрески, большие иконы написаны им. Много сделал для спасения старых икон и фресок реставратор Олег Алексеевич Джелялов. В церкви долгие годы было холодно и сыро. Помогли наладить отопление и по другим вопросам Государственный комплекс «Завидово», Фертиков Владимир Иванович, Егоров Александр Николаевич.
Приход Козловский не богатый, поэтому возрождение Храма настоятель отец Михаил называет не иначе как чудом Божьим. В последнее время происходит духовное возрождение русского народа. Не скоро, но восстанавливается Храм в душе. Стали чаще заходить в церковь дети, молодежь, некоторые приходят, как и положено – семьями. Уже не стесняются креститься, венчаться, отпевать усопших, да и просто поднять руку и совершить крестное знамение. Постепенно православная жизнь в приходе налаживается.
НАСТОЯТЕЛИ ХРАМА В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ
1.Протоирей Никольский Алексей Владимирович 40-е
4. Архимандрит Игнатий (Возняк Иван Пименович) – 60-е;
НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ
Герцев Михаил Данилович родился 12 декабря 1936 года в Москве. На долю его поколения выпала война, эвакуация, голодные послевоенные годы. После завершения школы, Михаил оканчивает исторический факультет МГУ. Работает в Государственной исторической библиотеке, поет в храме.
1974 году рукоположен в диаконы и 5 декабря в день памяти Св. Михаила Тверского в священники. С 1975 года отец Михаил возглавляет приход Храма Рождества Иоанна Предтечи в Козлове.
СВЯТОЙ ПРОРОК ИОАНН ПРЕДТЕЧА И КРЕСТИТЕЛЬ ХРИСТА
Захария усомнился и до исполнения пророчества стал немым. По рождении Пророка Иоанна, царь Ирод, опасаясь Мессии Христа, родившегося почти в тоже время, приказал убивать всех младенцев. Елизавета укрыла Св. Иоанна в пещере, а Захария, отказавшийся показать место сына, был убит. Святой Иоанн проповедовал покаяние и крестил людей водой в Иордане. Крестил он и Спасителя Иисуса Христа. Вскоре правитель Галилеи Ирод Антипа бросил Св. Иоанна в темницу, за то что тот обличал правителя в беззаконном сожительстве с Иродиадой, женой брата Филиппа. Иродиада не простила обиды. На пиру ее дочь Саломея угодила танцем Ироду и в награду, по наущению матери попросила голову Пророка. Усеченную главу Св. Иоанна принесли на блюде. Это скорбное событие празднуется 11 сентября. В этот день установлен строгий пост в память о насильственной смерти за правду Св. Пророка Иоанна. Св. Иоанн Предтеча показал нам пример самопожертвования, призвал к крещению и покаянию в грехах. В нашей церкви имеются иконы, фрески посвященные всему жизненному пути Святого Иоанна Крестителя, в честь рождества которого и заложен Храм.
БОГОСЛУЖЕНИЯ, ТАИНСТВА, ОБРЯДЫ
По воскресеньям и праздникам с 7.00 часов утра в Храме проходит Божественная Литургия, прихожане исповедуются и причащаются. Накануне и в праздники бывают вечерние службы с 17 часов. В храме совершаются Таинства: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние (исповедь), Елеосвящение (соборование), Венчание.
Священник служит молебны, панихиды, отпевает усопших, совершает требы. В наш Храм могут придти не только прихожане, но и те, кто нуждается в поддержке и ищет истину.